Выставочный зал «Гергиевский»

Троице-Гергиевский женский монастырь

духовный центр православия на Черноморском побережье

Тихое место, далекое от мирской суеты

Православная миссионерская женская обитель в селе Лесное

Прекрасное умиротворенное место, утопающее в зелени и цветущих кустах

[flat_button text=»Оставить заявку» title=»Оставить заявку» url=»#ulp-LRtgNIekMx4TGtbf» padding=»15px 50px» bg_color=»#ffffff» border_color=»#ffffff» border_w >

Стоимость: 8 00 руб.

В основную стоимость входит:

  • экскурсионная программа с профессиональными гидами и проездом на комфортабельном автобусе;

Расписание:

Передвижение:

Популярность:

Экстремальность маршрута:

Почему стоит посетить?

  • посетите один из духовных центров возрождения православия
  • увидите красивейшие, живописные места
  • побываете в храмах, где хранятся мощи Святого Николая Чудотворца, святых Киево-Печерской лавры, Пресвятой Богородицы и частичка мощей Святого Пантелеймона Целителя
  • сможете отдохнуть душой в тихом, уютном месте
  • красивые храмы, множество икон и святыни – то, ради чего сюда стремятся паломники
  • увидите храмы, которые являются настоящими произведениями искусства
  • получите новые впечатления, которые останутся светлыми воспоминаниями о посещения этого благодатного места
  • сможете увидеть необычный иконостас из фарфора
  • у Вас будет возможность посетить храм Святого Уара (один из трех в России), единственный храм, в котором можно молиться за людей, умерших некрещеными и за самоубийц
  • побываете в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», иконостас которой сделан из прессованной гималайской соли.

Укажите Ваш номер телефона и мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Заказать обратный звонок

В долине реки Псахе, недалеко от села Лесное, находится Троице-Георгиевский женский монастырь, который стал духовным центром возрождения православия на Черноморском побережье.

В иконостас храма включена уникальная икона с ликом Христа. Создание ее относится к 19 веку. Над центрально площадкой возвышается храм иконы Божьей матери Семистрельной, возведение которой относится к 2008 году. Здесь проходят венчания.

Поражает своей красотой часовня, которая называется «Утоли моя печали». Она возведена в стиле московской церковной архитектуры. Главным ее украшением считается резной иконостас из ценных пород дерева.

Основной храм, внутри которого ежедневного проходят службы – это храм Уара. Он был построен в 2003 году на пожертвования одной женщины. Также здесь хранится подарок, сделанный Московским Патриархом Русской православной церкви, — частицы мощей из Киевско-Печорской лавры.

Побывав на экскурсии по монастырю, Вы узнаете интересные факты об истории Православия, о таинстве церкви. Об это Вам расскажут инокини. Здесь же Вы можете зажечь свою свечу на лучшее, удачу, заказать службу, обвенчаться, принять обряд крещения, окунуться в освященной купальне, взять с собой святой воды, приобрести иконы.

История Святого Великомученика Уара

Основной храм, где ежедневно идут службы в Троице-Георгиевском женском монастыре – это храм Уара. Он был построен на пожертвования одной несчастной женщины, сын которой трагически погиб (2003г.).

Святой Уар жил в Египте (IV век нашей эры), был римским военачальником при императоре Диоклетиане и тайным приверженцем христианской веры. Он часто навещал заточенных верующих. Тогда, когда должен был состояться суд над верующими, один из них умер. Для Уара это был знак того, что и ему нужно открыть свою веру.

Ни один подвиг перед императором не спас его от растерзания палачей. Его тело после пыток было выброшено на съедение диким животным. Но одна благочестивая вдова Клеопатра, которая знала Уара, не допустила надругания над телом, схоронила его рядом со своим домом.

Чуть позже она перевезла тело в Палестину и перезахоронила останки в семейном склепе со своими некрещеным родственникам. Спустя какое-то время, Клеопатре приснился сон, в котором ей явился Уар. Во сне он сказал женщине, что благодарен ей за доброту, молил Бога о ее некрещеных родственниках, теперь их души находятся под господством и присмотром Господа Бога.

С тех пор Святой Великомученик является небесным покровителем некрещеных умерших, самоубийц. В храме во имя Уара можно молиться за души лиц, добровольно покинувших земное существование.

Достопримечательности Юрьевца

Юрьевец — самый старый город Ивановской области. За многовековую историю его не раз разрушали, сжигали и расхищали его имущество. На него нападали и орды Батыя, и польско-литовские интервенты, а однажды, уже в XX веке, город чуть не затопили во время строительства Горьковского водохранилища. Но Юрьевец выстоял несмотря ни на что, и сегодня он живет тихой и умиротворённой жизнью.

Храмы

Главная архитектурная достопримечательность Юрьевца — комплекс Входо-Иерусалимского и Успенского соборов. Входо-Иерусалимский собор был возведен в 1733 году и является зимней церковью. Успенский собор на 100 лет моложе, и это летняя церковь. В 1815 году рядом была построена часовня в честь победы над Наполеоном.

В 1840 году появилось самое «молодое» сооружение комплекса — колокольня Георгия Победоносца, в нижнем ярусе которой расположена церковь Георгия Великомученика. Эта пятиярусная башня считается одной из самых красивых колоколен в стране. Она возвышается над городом и органично вписывается в волжский пейзаж. На колокольню можно подняться и посмотреть на Юрьевец с 40-метровой высоты.

Адрес: ул. Советская, д. 43 и 43А

На центральной улице города, улице Ленина, стоит одноглавая церковь Рождества Христова. Она возведена в XIX веке, но позднее была перестроена. Внутри храма сохранились старые росписи.

Богоявленская церковь построена в первой четверти XVII века и является самым старым храмом из сохранившихся в Юрьевце. Церковь много раз перестраивалась. Некоторые её части были со временем разобраны, а взамен пристроены притворы, трапезная и колокольня. Из-за неоднократного изменения формы и архитектуры храма в него как бы вмонтированы части других церквей, построенных здесь в разное время.

Внутри Богоявленской церкви сохранились изразцы, которыми украшены пол, печи и другие части храма.

Адрес: пер. Тарковского, д. 10

Крепость «Белый город»

Когда-то в Юрьевце была крепость. И не одна — в разное время здесь возводили разные городские укрепления. Последняя называлась «Белый город». Её строительство началось в 60-х годах XVII века, но так и не было завершено. Постепенно крепостные стены стали разрушаться. Сейчас на месте «Белого города» — археологический памятник, валы и рвы. Говорят, под валами есть подземные ходы, а в них — камеры для содержания преступников. Изучение археологических артефактов и подземных ходов на месте бывшей крепости до сих пор продолжается.

Городские постройки

В самом центре Юрьевца расположены торговые ряды. Они образуют целый торговый квартал и являются важным элементом городской архитектуры. Корпуса строились в разное время и имеют разный внешний облик с элементами эклектики, модерна и неоклассицизма. Торговые ряды расположены по адресу: улица Советская, дом 26.

Дом 106 по той же Советской улице — гимназия имени А. С. Пушкина. Здание учебного заведения было построено в конце XIX века на средства состоятельных горожан. Открытие гимназии пришлось на день рождения великого поэта, поэтому ей присвоили его имя. Изначально школа была женской и считалась одним из лучших учебных заведений для девочек в России. При гимназии был храм и большая библиотека. Сейчас это общеобразовательная школа №1. Здесь, помимо всего прочего, есть собственный музей, который рассказывает об истории женской гимназии и самом здании.

Музеи

Историко-художественный музей был создан на базе краеведческого музея города Юрьевца. Он состоит из четырех залов, каждый из которых посвящен своей теме: городу-крепости Юрьевцу, периоду Великой Отечественной войне, церковной жизни города. Также здесь собраны картины и фотографии юрьевчан, этнографические предметы.

Читайте также  Что делать в Мумбаи

Адрес: переулок Тарковского, д. 2

В Юрьевце есть своя картинная галерея, хоть и небольшая — выставочный зал «Гергиевский». Здесь выставлены работы местных художников, учеников и преподавателей детской художественной школы.

Адрес: ул. Тарковского, д. 1

Музейный центр Андрея Тарковского открыт в доме, где в годы войны жила семья Тарковских. Он посвящен жизни и творчеству знаменитого режиссера.

Адрес: ул. Тарковского, д. 8

Рядом с музеем расположен культурный центр имени А. А. Тарковского — современный центр киноискусства. Здесь работает киношкола, библиотека, проходят творческие встречи, фестивали и другие мероприятия.

Адрес: ул. Тарковского, д. 8

Дом-музей архитекторов Весниных посвящен знаменитым братьям-архитекторам, чье детство прошло в Юрьевце. Музей был открыт в 1980-х годах, здесь собраны фотографии и документы из личного архива семьи Весниных, а также проекты работ 1920-х годов трех братьев-архитекторов.

Адрес: въезд Весниных, д. 8

Музей-театр «Истоки» — необычный частный музей, созданный в 1996 году Татьяной Улитовой. Это место, где собраны тряпичные русские куклы. В них можно узнать любимых литературных и исторических героев. Кроме кукол, в «Истоках» представлены картины лоскутной живописи, изделия из солёного теста, расписные стеклянные бутыли и другие удивительные изделия, созданные автором музея и её учениками.

Выставочный зал «Гергиевский»

Фото и описание

Выставочный зал «Гергиевский» расположен в Юрьевце на улице Тарковского. Он работает с 2004 года. Сейчас он находится в здании городской администрации на первом этаже.

Впервые же картинная галерея в городе открылась 13 августа 1977 года в колокольне Входо-Иерусалимского собора. В создании ее принимали участие отдел культуры района, активисты местного отделения ВООПИК, краеведческий музей, а также юрьевецкие краеведы. Общественным директором избрали самобытного художника и поэта Ивана Григорьевича Уруева. Но вскоре картинную галерею пришлось закрыть, поскольку помещение, где она размещалась зимой, не отапливалось.

Через 20 лет была предпринята новая попытка открытия картинной галереи. В 1997 году при содействии районного отдела культуры в той же колокольне открыли художественный салон. Вопрос с отоплением и освещением помещения был наконец-то решен. Но, спустя несколько месяцев, комплекс зданий Входо-Иерусалимского собора передали подворью Свято-Шартомского монастыря.

На протяжении следующих пяти лет вопрос о создании городской картинной галереи все время поднимался на страницах газеты «Волга» и обсуждался с местными властями. В 2002 году группа краеведов и художников Юрьевца обратилась с к письмом к главе районной администрации. При обсуждении проекта галереи было достигнуто взаимопонимание, но вставал вопрос о помещении для нужд галереи. Основную роль в разрешении этой проблемы сыграл отдел образования района. Для размещения графических и живописных работ было наконец найдено помещение. С момента открытия выставочный зал носит имя основателя Юрьевца – святого благоверного князя Юрия II Всеволодовича и его небесного покровителя святого Георгия Победоносца.

В «Георгиевском» зале представлены работы художественного и декоративно-прикладного творчеств преподавателей детской школе искусств, изостудии «Радуга» – А.Ю. Ушакова, А.А. Горохова, А.В. Гальцева и их воспитанников.

Ушаков Александр Юрьевич является коренным юрьевчанином. Он пробует себя в различных стилях и направлениях искусства: от авангарда до реализма, от берестяных изделий до батика. Постоянно работает над новыми подходами к отображению различных художественных образов и часто меняет технику своего письма. У него прекрасно получаются и портреты, и натюрморты. Его пейзажи глубоки по своему смыслу и наполнены глубоким философским смыслом. Работы Александра Юрьевича не раз выставлялись в Иванове, Шуе, Москве, в музее современного искусства в Нью-Йорке. Живописные полотна Ушакова находятся также в частных коллекциях в США, Индии, Германии, Великобритании, различных стран СНГ.

Другая интересная творческая личность, работы которого выставляются в Георгиевском зале, – это Александр Валентинович Фотеичев, художник более старшего поколения. Фотеичев является в самом высоком смысле патриотом своего города. В Юрьевце при его непосредственном участии в 1962 году была открыта школа искусств. Он – живописец, музыкант, нумизмат, собиратель старинных книг. Написанные им произведения пропитаны музыкой света, обладают завораживающей чистотой и красотой красок.

Нельзя не упомянуть и о художнике, мастере плоской и объемной резьбы, росписи по дереву – Александре Валерьевиче Гальцеве. Он окончил Холуйское художественное училище и сегодня учит секретам мастерства ребят на Глазовой Горе. Он вместе со своими учениками регулярно становятся лауреатами и дипломантами областной выставки декоративно-прикладного искусства.

Постоянная экспозиция зала «Георгиевский» состоит из более семидесяти полотен художников Юрьевца: А.В. Фотеичева, В.Ф. Калбенина, А.Ю. Ушакова, А.А. Горохова, И.Г. Уруева, А.А. Пахотина, С.И. Мокровского, А.В. Болотова и других. Также в выставочном зале проводятся персональные и тематические выставки не только местных художников, но и ивановских, питерских, московских, нижегородских живописцев. Здесь также выставляются работы учеников школы искусств, проходят выставки декоративно-прикладного искусства.

«Георгиевский» представляет собой место встреч любителей живописи и профессиональных художников. К тому же он является своеобразным культурным центром города, имеющим свои устоявшиеся традиции.

За год в «Георгиевском» меняется до 7-8 экспозиций. С 2008 года у выставочного зала открылось два филиала: театр-музей Т. Улитовой «Истоки», музей художника И. Уруева.

Выставочный зал постоянно развивается и ищет новых авторов.

Всем миром за одним Гергиевым

Валерий Гергиев взялся ‘окультуривать’ столицу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Будучи другом Юрия Михайловича, о чем мэр не устает повторять, Валерий Абисалович, как часы, отбивает московскую музыкальную жизнь: если до недавнего времени его визиты были связаны с редкими гастролями Мариинки, то вот уже несколько лет как в столице поселился гергиевский Пасхальный фестиваль. А с недавнего времени дирижер все больше глядит в сторону Московской филармонии: в прошлом году, опробовав новые технические возможности Концертного зала имени Чайковского, он показал там «Пиковую даму» в полусценическом варианте, а в нынешнем – со взмахом его вибрирующих в воздухе рук филармония шагнула в новый сезон.

На самом деле нет смысла вычислять здесь закономерность, потому как она очевидна. Столь харизматичная личность, как Гергиев, все время будет искать новое не освоенное ею пространство для немедленного покорения. И если сначала Москва сдалась «неистовому Валерию» без боя, то сегодня многие поговаривают о том, что гергиевская творческая экспансия на столицу ставит последнюю в щекотливое положение. Гастроли – гастролями, а проекты, задуманные и воплощенные именно в Москве – это уже несколько иной тип взаимоотношений. Маэстро как будто дает нам всем понять, что без него наша музыкальная жизнь замрет в состоянии штиля. Вот и прилетел будить спящих после летних отпусков москвичей и настраивать их на классику вместе с Оркестром мира. Другой вопрос, как именно маэстро это сделал.

В данном случае искусство от сути искусства несколько отдалилось, что подтверждает определенную тенденцию. Будучи неординарно одаренным менеджером, Гергиев все больше проявляет себя как мастер сочинения акций, в которых собственно музыкальное начало вытесняется пафосом самой идеи. Фигура знаменитого во всем мире маэстро сама по себе является гарантом притока публики. Публике зачастую некогда и – что обидно – лень разбираться в своих музыкальных ощущениях, если таковые вообще возникают. Публика верит брэнду. В данном случае – брэнду «Валерий Гергиев». Верит и идет приобщиться. Вот только к искусству ли, само понятие которого в современной музыкальной жизни (благодаря усилиям многих) нивелировано до примитива: пришли в зал на «имя» – значит окультурились.

Читайте также  Античный город Сегеста

Оркестр мира, созданный десять лет назад выдающимся дирижером сэром Георгом Шолти, изначально был призван стать символом единения народов, переживших Вторую мировую войну. «Сборная команда», в которой играют пусть даже и замечательные профессионалы, – это своего рода антреприза – не успевающая вжиться в спектакль до окончания серии его показов труппа. В таком оркестре может быть и профессионализм, и энтузиазм, и даже харизма – что, кстати, было показано на нынешнем концерте коллектива, – но собственного «лица» – манеры, звукоизвлечения, характерного тембра, одним словом, особого, присущего только ему стиля звучания у такой сборной не будет никогда. Коллектив с подобным типом организации, коих, кстати, немало в мире, должен быть мобильным, четким и всеядным. Но главная функция Оркестра мира скорее общественно-политическая, чем творческая, что не совсем точно отражает русский перевод его английского названия «World Orchestra for Peace».

Нынешний концерт состоялся в рамках первого за историю коллектива мирового турне, которое оркестр во главе со своим худруком Валерием Гергиевым обозначил выступлениями в Лондоне, Берлине, Москве и Пекине. К идее связать Европу и Азию, таким образом отметив 60-летие окончания войны, в Москве прибавилось упоминание трагедии в Беслане: слова о гуманизме, добре и созидании, прозвучавшие из уст Юрия Лужкова перед началом концерта, совершенно четко обозначили тему: это выступление – не концерт, но акция. Такой, отвечающей не столько художественной, сколько общественной подоплеке концерта, выглядела и программа, пестрота и бессвязность которой объяснялась желанием объять разные национальные культуры и эпохи. Но воплощение этого желания оказалось поверхностным. Играть подряд увертюру Россини к опере «Вильгельм Телль», «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, мировую премьеру сочинения финского дирижера и композитора Эса-Пека Салонена «Helix», которое он посвятил всем и всему сразу – Оркестру мира, Валерию Гергиеву и 60-летию окончания Второй мировой войны, еще одну увертюру – на этот раз к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера и, наконец, «Шехеразаду» Римского-Корсакова – это ли не странно? И может ли быть объяснение подобной программе, хоть сколько-нибудь эстетическое, не говоря уже о ее художественном смысле? Впрочем, остается еще один вопрос, адресованный на этот раз Московской филармонии, объявившей открытием сезона музыкально-политическую акцию и вписавшей ее в контекст филармонической жизни. Жаль, что некогда существовавшая магия имени художника обернулась на сегодняшнем музыкальном рынке манией брэнда. А это уже своего рода политика, но никак не музыка.

Империя Гергиева. Внутренняя жизнь Пасхального фестиваля и его устроителя.

Гергиев никогда не спит. Гергиев умудряется бывать в разных точках планеты одновременно. Гергиев может дирижировать по три концерта в день.

У Гергиева в одновременности звонят три-четыре мобильных телефона. Гергиев иногда опаздывает на собственные концерты. Про эти и другие черты Гергиева вам охотно расскажет любой консерваторский завсегдатай.

Правда все это или неправда, значения по большому счету не имеет — для среднестатистического слушателя Гергиев давно превратился в легенду, а с помощью bluetooth студенты охотно перекачивают друг другу на мобильники забавный рингтон, ловко состряпанный из его высказываний на пресс-конференциях.

На фоне расслабленного джазового мотива его уникальный, ни на кого не похожий голос говорит: «Я люблю Большой театр… Я очень люблю Большой театр… Один раз даже мимо проходил…».

Для тех, кто делает его фестиваль, с афишей более чем в сто концертов, Валерий Гергиев абсолютно реален, хотя каждый раз в офисе начинают говорить тише, когда он звонит.

Все давно привыкли, что часовых поясов для него не существует, в независимости от того, где сейчас находится маэстро (для краткости его называют именно так) — в Милане, Нью-Йорке, Иерусалиме или Токио, — факсы ему можно посылать в любое время.

И в любое время надо быть готовым ответить на телефонный звонок: отключать мобильный телефон категорически воспрещается, а отправляясь на обед, каждый сотрудник, как правило, берет с собой пачку нужных документов — на тот случай, если звонок Гергиева или его заместителя застанет врасплох.

«Оркестрантов будем отбирать по росту»

У Гергиева по всему миру полдюжины фестивалей, два десятка благотворительных фондов, сотня отдельных проектов и любовь всей его жизни — Мариинский театр, но можно с уверенностью сказать, что к Москве и его здешнему чаду — Московскому Пасхальному фестивалю — его отношение совершенно особое.

Может быть, потому, что в Москве он родился. А может быть, потому, что он очень хорошо знает московскую публику, которая не прощает ошибок.

Так или иначе,именно здесь он ставит перед собой и другими такие задачи, что работники фестиваля выполняют их, зажмурившись от страха. Надо сделать так, чтобы самолет, на котором дирижер прилетает из Брюсселя, не опоздал ни на минуту, иначе сорвутся торжественное открытие фестиваля (так было в 2003 году) и прямой эфир на телевидении.

И еще надо сделать так, чтобы из Шереметьево-2 до Консерватории не было пробок. Или надо за одну ночь разобрать декорации к одному спектаклю и смонтировать другой — пусть в Мариинке этот процесс занимает полтора дня, но в Москве на это времени нет.

Помнится, когда готовился спектакль «Война и мир» Прокофьева (к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне), Гергиева отвели в Театр Российской армии, потому что он захотел ставить оперу именно там.

Отвели с задней мыслью, чтобы показать: театр-де не музыкальный, а драматический, акустики никакой, техническое оснащение не то, оркестровая яма крошечная — в общем, чтобы как-то свести все стремления дирижера на нет. Но не тут-то было.

Прямо здесь, по телефону, Гергиев обсудил сокращения технического райдера спектакля с постановочной частью Мариинки, затем распорядился устроить акустическую пробу (акустика оказалась великолепная), а зайдя в оркестровую яму и сильно нагнувшись, чтобы не удариться головой о низкий потолок, сказал полушутя-полусерьезно:

«Оркестрантов будем отбирать по росту».

Через два месяца здесь с триумфом отыграли «Войну и мир» с Анной Нетребко в главной роли, и, вероятно, это был один из лучших спектаклей, которые видели в Театре Российской армии за последние лет двадцать.

Вирус героизма

Гергиевский героизм столь заразителен, что работники фестивального штаба тоже начинают совершать чудеса, головой прошибая бюрократические преграды, добиваясь от власть имущих каких-то исключительных условий и разрешений, умудряясь сделать работу, на которую нужна неделя, за несколько часов.

Например, одна выдающаяся сотрудница задержала на 45 минут поезд Москва – Петербург, на который после спектакля не поспевал коллектив Мариинского театра (300 человек), тем самым сбив расписание Октябрьской железной дороги на следующие двое суток.

Другая организовала за пару часов экскурсию Венскому филармоническому оркестру по Кремлю в нерабочий день, причем не просто по соборам, а по Президентскому дворцу, куда простым смертным вход заказан.

Пример из личной биографии: никогда — ни до, ни после Пасхального фестиваля — я не думал, что смогу сторговаться с таможенниками по поводу размера взятки в грузовом терминале Шереметьево и лично отслеживать выгрузку оркестровых инструментов из фуры в самолет и правильность оформления всех документов.

«Тетя Таня»

В этом году Пасхальный фестиваль обещает вновь поразить своими масштабами — за каких-то 12 дней Валерий Гергиев совершит столько, сколько другие дирижеры едва успевают за один сезон.

Читайте также  Водяная мельница в Богунице

Исполнит три поздние симфонии Малера, в том числе грандиозную Восьмую, в которой стоголовый оркестр, такой же хор и куча солистов, а также произведения Римского-Корсакова, Дворжака, Щедрина и Тищенко. Покажет две оперы.

В перерывах между концертами в Москве успеет съездить со своим оркестром в Тверь, Череповец, Краснодар, Владикавказ, Казань и Ульяновск. Проведет несколько десятков встреч, успеет послушать хоры на открытии хоровой программы фестиваля, порепетировать с солистами, дать пять-шесть интервью, подписать две сотни бумаг и… отпраздновать 55-летие 2 мая. Отпраздновать, как и полагается музыканту, на сцене, вместе с друзьями и коллегами: Ольгой Бородиной, Вадимом Репиным, Юрием Башметом и Анной Нетребко.

И еще он наверняка успеет перемолвиться парой слов со своими поклонниками, которые ходят на его концерты уже четверть века. Среди них — легендарная «тетя Таня», как ее называют в дирекции фестиваля: крошечного роста, седая как лунь старушка, которая приезжает на концерты из Подмосковья и обязательно покупает дирижеру букет цветов.

В толпе поздравляющих, рядом с генеральными директорами крупнейших корпораций, министрами, представителями духовенства и московской мэрии, финансовыми воротилами, светскими тусовщиками и работниками фестиваля, тетя Таня смотрится довольно колоритно. Но Гергиев перво-наперво подойдет к ней, и не будет обращать внимания ни на кого, пока не выяснит, понравился ли ей концерт и как звучал оркестр.

Генеральные директора, министры, представители духовенства и московской мэрии, финансовые воротилы и светские тусовщики могут подождать.

5 главных событий Московского Пасхального фестиваля

1. Валерий Гергиев дирижирует Римского-Корсакова и Щедрина

Необычное, но красочное сочетание классика прошлого и классика современности. Стопроцентно пасхальная программа, в которой оркестр Мариинского театра покажет все, на что способен: увертюру «Светлый праздник» Римского-Корсакова и его же сюиту из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», фрагменты из балета «Конец-горбунок» и «Озорные частушки» Родиона Щедрина.
Вс 27 апреля, 19.00, Большой зал Консерватории

2. Седьмая симфония Малера

Вероятно, самая заковыристая симфония в наследии композитора, которую в равной степени боятся и дирижеры, и слушатели. Недавно исполнивший Седьмую симфонию в рамках турне Лондонского симфонического оркестра, Валерий Гергиев теперь берется за нее вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра. В качестве аперитива прозвучит блестящий опус французского классика ХХ века Анри Дютийе — «Мистерия момента».
Пн 28 апреля, 19.00, Большой зал Консерватории

3. Collegium Vocale Gent и Филипп Херрвег

Любителям старинной музыки: один из лучших барочных коллективов мира приезжает с баховскими кантатами и Пасхальной ораторией. Воздушные тембры жильных струн и старинных флейт, небесной красоты голоса солистов и хора и балетная пластика маэстро Филиппа Херрвега прилагаются.
Вс 4 мая, 19.00, Концертный зал им. П. И. Чайковского

4. Хоровой гала-концерт

Мощнейшее мероприятие: лучшие хоры выходят и поют кто во что горазд. В гала участвуют Камерный хор Московской консерватории, камерный хор «Арион» (Осетия), Хор софийских мальчиков (Болгария), камерный хор «Кредо» (Украина), юношеский ансамбль «Мдзлевари» (Грузия), хор «Мелоди» (Сербия) и Камерный хор Эстонской филармонии.
Вт 6 мая, 19.00, Концертный зал им. П. И. Чайковского

5. «Хованщина» Мусоргского

Один из старейших спектаклей Мариинского театра (постановка 1960 года) с бесподобной Ольгой Бородиной в роли Марфы и двумя представительными солистами Мариинской труппы — Владимиром Галузиным и Владимиром Огновенко. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Чт 8 мая, 19.00, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Колокола на всю Ивановскую

В Большом зале Консерватории началась пасхальная серия выступлений Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра. Открывая VII Московский пасхальный фестиваль, маэстро сосредоточился на русском репертуаре: Римский-Корсаков, Щедрин, Лядов, Стравинский. Но в ближайшие дни в исполнении оркестра предстоит услышать также симфонии Малера и сочинения Анри Дютийё.

Открытие нынешнего фестиваля началось как-то тише, чем обычно: можно сказать, по-семейному. «Отцов» города и культуры на сцене Большого консерваторского зала не было. На концерте по-семейному поздравили педиатра Леонида Рошаля с днем рождения и тихо вспомнили о годовщине смерти Мстислава Ростроповича. В таком же тонусе начался и концерт, отменно составленный из сочинений с «русским духом»: «Светлый праздник» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, ядреные симфонические «частушки» Щедрина и его же балетная музыка из «Конька-Горбунка».

Неожиданно для манеры Гергиева сочинения композиторов звучали на тихий лад: мерно прокатился «Светлый праздник» в несколько разрыхленном режиме, но с шикарными струнными, выводящими из глубин оркестровой фактуры русские темы, с аккуратной перкуссией, не злоупотреблявшей эффектным колокольным трезвоном. Также «без эксцессов» распахнулось и симфоническое полотно «Китежа», где у оркестра была и плотность звучания, и уникальная матовая краска, создававшая эффект «пелены». И хотя Гергиев развернулся здесь в фирменном «скоке» татарского набега и «сече при Керженце», но очень умеренно по динамике, стараясь сохранять баланс и «не травмировать» струящиеся струнные. Разгон концертной программы начался после антракта с щедринского «Конька-Горбунка», когда маэстро взбодрил оркестр вихревым темпом и громким пульсом ударных, педалируя при этом и фольклор, и ернические трещотки, и размашистые соло медных, и широкие мягкие волны струнных. Гергиевский же концепт «Озорных частушек», вызвавший радостную реакцию присутствовавшего на концерте Щедрина, соединил неожиданные полюса — джазовое ритмическое rubato с контрабасами и балаганный гротеск в духе «Петрушки» Стравинского. При этом — запредельный темп и подчеркнуто механическое, метрономное движение perpeto mobile.

Но кульминации маэстро достиг в своих бисах-«посвящениях»: «Волшебного озера» Лядова — Мстиславу Ростроповичу и «Жар-птицы» Стравинского — Рошалю. Эти сочинения из рода «фишек» оркестра, которые повторить невозможно. Ни один оркестр мира не сможет воспроизвести такое мерцающее, словно сотканное из воздуха вибрато струнных, поднимающееся звуковым туманом в «Волшебном озере», или гиган-т-ские живые «взмахи» всего оркестра в «Жар-птице».

В следующих программах Пасхального Гергиев с Мариинским оркестром планирует развернуть целую антологию музыки русских композиторов, список которых будут разбавлять симфонии Густава Малера и музыка француза Анри Дютийё, считающегося последним романтиком ХХ века. Седьмая симфония Малера и «Мистерия мгновения» Дютийё уже прозвучали в Большом зале консерватории, и сегодня, дав дневной благотворительный концерт во Врубелевском зале Третьяковской галереи («Семь слов Христа на кресте» Губайдулиной), оркестр отбывает в Тверь, где впервые сыграет фрагменты из новой оперы Александра Смелкова «Великий инквизитор». Далее последует Череповец с программой из сочинений Римского-Корсакова и Чайковского. А 1 мая к пасхальникам присоединится Анна Нетребко, которая планирует четырежды (!) петь на фестивале: сольники в Петербурге (1 мая) и в Москве (4 мая), концерт в Краснодаре (5 мая) и участие в благотворительном гала-концерте в день 55-летия Гергиева 2 мая. Сам маэстро в день после празднования юбилея намерен сыграть в Большом зале консерватории Девятую симфонию Малера и Концерт Дворжака с виолончелисткой Мари-Элизабет Хекер.

Вчера в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя стартовала и хоровая программа Пасхального, имеющая, кстати, приятную для слушателей особенность: почти все ее концерты — бесплатные.