Введенская церковь Свято-Успенского монастыря

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «. именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.

При Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию».

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».

После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».

Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».

То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.

Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.

По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.

После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.

Царь Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил его в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.

Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.

XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Читайте также  Гоа, экскурсии: где побывать обязательно

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Успенский собор Старицкого монастыря

Содержание:

Каменный Успенский собор в Старицкой обители строился и благоустраивался во времена молодого Ивана Грозного, однако история этого храма начинается четырьмя веками раньше.

Центр ансамбля Старицкого монастыря — Успенский собор. Но он не смотрится отдельным зданием, а вкупе с колокольней и Троицким храмом образует как бы «ансамбль в ансамбле». Каменную колокольню возвели в 1686 году рядом с папертью собора, в его юго-западном углу. В самом ее низу, на месте погребения Патриарха Иова, была устроена часовня.

Троицкая церковь появилась гораздо позже — да это, собственно, видно невооруженным глазом; у храма отчетливо классицистская внешность. Впрочем, резкий контраст с прочими храмами обители, который эта церковь составляет, «за давностию лет» несколько стерся и уже не кажется столь резким, как когда-то.

Сейчас Троицкий храм отреставрирован, его росписи восстановлены. А еще несколько лет назад разгромленный интерьер церкви представлял собой печальное зрелище, сохраняя следы глумления безбожников: на стенах можно было различить лики святых с выколотыми глазами.

Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря

На фото: Успенский собор: рака с мощами святой Пелагии Старицкой.

В 2002 году в Старице были обретены мощи местночтимой святой — схимонахини Пелагии Старицкой. Предание называет ее родственницей святителя Иова, но не говорит точно — матерью она была ему или сестрой.

С 2004 года в Успенском соборе Старицкого монастыря почивают мощи местночтимой святой — Пелагии Старицкой. «Матушка Пелагия», как называют святую старичане, издавна почитается в городе. К великому сожалению, известно о ней очень немногое.

Родственница Патриарха?

Достоверно выяснить, являлась ли старица Пелагия матерью Патриарху Иову или же сестрой, пока не удается. Важно, что местное предание упорствует в том, что между святителем Иовом и старицей Пелагией существовала родственная связь. Иногда предлагается некоторый «компромисс»: говорится, что святая Пелагия была сестрой и одновременно духовной матерью Патриарха.

Над могилой старицы с давних пор существовала часовня. Впервые упомянута она под 1755 годом, когда в результате перестройки храма гробница оказалась внутри помещения. В соответствующих документах старица Пелагия названа просто инокиней. Но уже в 1764 году в ходатайстве игумении и сестер Вознесенского монастыря она именуется «схимонахиней Пелагией, матерью Святейшего Первопрестольного Иова, Патриарха Московского».

В советские годы старичане почти позабыли о старице Пелагии. Вознесенская церковь, где она была погребена, обратилась в развалины, и редко кто приходил поклониться могиле местночтимой подвижницы.

Возрождение почитания матушки Пелагии относится уже к началу XXI века. В 2002 году совершилось обретение ее мощей, причем при исследовании их выяснились неожиданные подробности. А именно, что старица умерла не своей смертью, а была убита из огнестрельного оружия. В акте медико-криминалистической экспертизы говорится:

«Обнаруженное огнестрельное повреждение головы схимонахини Пелагии указывает на мученическую ее кончину».

Вероятнее всего, святая Пелагия погибла от рук польско-литовских интервентов в 1608 или 1609 году. К сожалению, не сохранилось даже изустного предания о последних минутах жизни старицы. Мы не знаем, сразила ли ее шальная пуля пьяного жолнера, или же матушка была убита, попытавшись остановить разбой, учиненный захватчиками в монастыре.

Отсутствие каких-либо сведений о кончине схимонахини Пелагии объясняется просто: город запустел после нашествия поляков, и рассказывать о ней стало попросту некому. В памяти горожан осталось лишь имя убиенной схимонахини и ее светлый образ — образ защитницы Старицы.

Помимо установления факта мученической гибели матушки Пелагии, исследователи ее мощей столкнулись с еще одним «незапланированным» явлением: сохранившийся в гробнице кусок кожаной обуви схимонахини, развернувшись, принял очертания женского профиля в скуфье. Впоследствии этот фрагмент обуви был положен в небольшой киот с частицей мощей матушки; ныне он находится в Успенском соборе Старицкого монастыря, рядом с ракой святой Пелагии.

Успенский мужской монастырь (Старица)

Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской области. Возвращен Церкви в 1996 году.

Содержание

История

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха, свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался, уже в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 года здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт. Иоанна Богослова
  • Надвратная часовня
  • Часовня вмч.Георгия Победоносца
  • Колокольня с часовней Иова, патриарха Московского
  • Успенская часовня в юго-восточной башне

Святыни

  • Мощи местночтимой схимонахини Пелагии

Престольные праздники

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Троицы Живоначальной

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Видео



Как добраться

Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1

Из Москвы (от станции метро «Тушинская») и Твери (от автовокзала) в Старицу ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Но можно добраться до Старицкого монастыря и на личном автотранспорте. Дорога от Твери по живописному Старицкому шоссе займет не более полутора часов. Из Москвы придется добираться дольше — около трех часов.

По трассе М-10 (Москва-Санкт-Петербург) до Твери, а потом по указателям на Ржев и Старицу, или же по трассе М-9 (Москва-Рига). С последней нужно поворачивать направо в Зубцове и следовать по дороге Ржев-Тверь.

Читайте также  Аэропорт Реус - как добраться

Паломнику

Успенский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Введенская церковь Свято-Успенского монастыря

Войти

Старица. Свято-Успенский монастырь.

Ночью приснился сон: плавный изгиб Волги, дальний пологий берег и монастырь на мысу. Как на картинке из книжки. Старица! Тут же проснулся. Бегом к компьютеру. Включил. Точно, она! Вернее он – Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. О его рождении скупо доносят до нас строки древних рукописей: «… В 1110 году, пришли в урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Вид на Старицкий Свято-Успенский монастырь от заволжской стороны.

Обитель быстро росла, крепла. В неё потянулись люди. О многочисленности братии свидетельствует хотя бы такой факт. Во время татарского погрома 1292 года только убитых монастырских иноков насчитали 125 душ, включая игумена Серапиона.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) с колокольней-часовней
Святейшего патриарха Московского Иова (1685/1686).

При сыне Ивана III Андрее Старицком монастырь обретает как бы второе рождение. Начинается этап бурного строительства. Возводится величественный Успенский собор, стены с башнями, братские кельи, многочисленные хозяйственные службы…

Святые (южные) ворота с надвратной часовней. 1885.

Любил бывать в Старице и грозный царь Иван Васильевич. В обители, по его велению, заложена была Введенская церковь, дошедшая до нас практически без каких-либо серьёзных изменений.

Входной портал южных ворот. 1885.

Будущий патриарх Иов – первый из Московских патриархов – принял в монастыре постриг, а спустя годы был его архимандритом. Здесь же в монастыре, в 1607 году, он завершил свой земной путь, сосланный в Старицу за отказ присягнуть Самозванцу.

Угловая юго-восточная монастырская башня ( XVIII в.) с расположенной в ней Успенской часовней.

Смута не пощадила Свято-Успенский монастырь. В 1609 году он был сожжён войсками Лжедмитрия II , а грандиозный пожар 1681 довершил разорение.

Монастырские стены. Восточная сторона. XVIII – XIX вв.

Следующий этап в жизни древней обители наступил с приходом «века просвещения». В 1750 году было завершено строительство новой каменной монастырской ограды, были восстановлены пострадавшие в прежние времена храмы, вновь перестроен братский корпус.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1694.

В 1809, при монастыре открылось духовное училище, а в 1819 стараниями и иждивением генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина (1770 – 1823) в обители был возведён новый величественный храм – собор Живоначальной Троицы.

Троицкий собор. 1819. Храм-усыпальница Тутолминых.

После 1917 года монастырь был закрыт. Одно время во Введенской церкви действовал небольшой музей, а Старицким уездным исполнительным комитетом даже рассматривал вопрос об устройстве в бывшей обители постоялого двора, столовой и гостиницы.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1894.
Сооружена на месте сгоревшей в 1681 году.

Великая Отечественная война также оставила свой кровавый, разрушительный след в древних стенах. Рассказывают, что зимой, в одной из промёрзших церквей оккупантами были насмерть заморожены пленные красноармейцы…

Северо-западная башня ( XVIII в.) и участок монастырской стены.

Монашеская жизнь вернулась в Старицу в 1996 году. Немногочисленная братия рьяно взялась за восстановление обители. Огромную помощь оказывает ей созданный в 2001 году благотворительный Фонд возрождения Свято-Успенского монастыря. Результаты этой подвижнической работы вы можете видеть на предлагаемых фотографиях.

Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) со стороны монастырского некрополя.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Построена по велению Ивана Грозного.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Ф рагмент фасада с боковым входом.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
На переднем плане мавзолей-усыпальница генерал-аншефа Ивана Фёдоровича Глебова (1707 – 1774).

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
Входной портал.

Ансамбль Успенского (1530 – 1537) и Троицкого (1819) соборов.

Центральная часть монастыря. Вид с восточной стороны.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Памятный знак.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Общий вид.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Оконный декор.

Настоятельский корпус. XVIII век.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.

Старицкий Свято-Успенский монастырь.
Вид со стороны автомобильного моста через Волгу.

Успенский мужской монастырь (Старица)

Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской области. Возвращен Церкви в 1996 году.

Содержание

История

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха, свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался, уже в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 года здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт. Иоанна Богослова
  • Надвратная часовня
  • Часовня вмч.Георгия Победоносца
  • Колокольня с часовней Иова, патриарха Московского
  • Успенская часовня в юго-восточной башне

Святыни

  • Мощи местночтимой схимонахини Пелагии

Престольные праздники

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Троицы Живоначальной

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Видео



Как добраться

Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1

Из Москвы (от станции метро «Тушинская») и Твери (от автовокзала) в Старицу ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Но можно добраться до Старицкого монастыря и на личном автотранспорте. Дорога от Твери по живописному Старицкому шоссе займет не более полутора часов. Из Москвы придется добираться дольше — около трех часов.

По трассе М-10 (Москва-Санкт-Петербург) до Твери, а потом по указателям на Ржев и Старицу, или же по трассе М-9 (Москва-Рига). С последней нужно поворачивать направо в Зубцове и следовать по дороге Ржев-Тверь.

Паломнику

Успенский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Старицкий Успенский монастырь

Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Старице Тверской епархии

  • Адрес: Россия, 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, 1
  • Тел./факс: 8 48-263 2-36-35
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Корни обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано:

    С конца XII века обитель стала управляться игуменами, первым из которых был Иринарх. В XIII веке в Успенском монастыре резко выросло число братии. Так, в большом синодике после имени архимандрита Филарета перечислено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леонида – уже 154 имени. В 1272 году храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон.

    Татаро-монгольское нашествие оставило след в истории монастыря погромом 1292 года. Как повествует летопись, татары убили игумена Серапиона и с ним 124 инока Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиане «погребоша я честно в доме Пречистыя». Однако, и после погрома избиения братии, обитель не исчезла, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась ненарушенною».

    XIV-XV века были периодом борьбы между Москвой и Тверью, и лишь в 1485 году Тверские земли были присоединены к Москве, а Старица стала центром уезда Московского государства. Наставший мир положил начало расцвету Успенской обители.

    Старицкий Успенский монастырь. Успенский собор.

    В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно ему Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Наиболее ярко строительная активность Старицкого князя выразилась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор, возведенный в 1530-е годы. Князю Андрею, уморенному голодом в 1537 году, не суждено было дожить до окончательного устройства обители, но строительство монастыря продолжил князь Старицкий Владимир Андреевич. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман. Царь Иван Грозный нередко бывал в Старице, которую называл «Любим-город». А в 1570 году по заказу царя в Успенском монастыре была выстроена Введенская церковь с просторной трапезной палатой.

    XVI век также был эпохой великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью. Первоый патриарх Московский святитель Иов принял здесь постриг, был архимандритом обители, а затем был сослан сюда за отказ присягнуть Самозванцу и скончался в монастыре в 1607 году. Архимандритами Успенского монастыря был Герман, впоследствии святитель Казанский, и Дионисий, позднее преподобный настоятель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году. Старицкий Свято-Успенский монастырь также был крупным хозяйством и центром грамотности и культуры.

    Смута начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены. Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

    В 1681 году страшный пожар довершил разрушения нанесенные захватчиками: cгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. Восстановление зданий стало толчком к сооружению новых и в конце XVII века в монастыре проводились большие строительные работы. На месте сгоревшей надвратной церкви в 1694 году была сооружена каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова. В 1750 году было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а спустя десятилетие обновлён Успенский собор. Тогда же был перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова.

    В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище. В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, зачинщиком создания и жертвователем которого стал генерал-майор А. Т. Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора, а нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. 20 августа 1824 года в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени. Первое десятилетие XX века ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя знаменательными датами: 300-летием со дня преставления первого патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

    После 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла монастырь и в его истории наступил период забвения. Великая Отечественная война также оставила свой разрушительный след: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев, после военных действий почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии. После войны основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации.

    Новый этап в истории монастыря начался с конца XX. 18 апреля 1997 года Священный Синод постановил:

    На пороге третьего тысячелетия в Старицком монастыре царила «мерзость запустения». Огромные зияющие дыры и гигантские трещины, облупившиеся деревянные фрески, развалившаяся старая кладка. Об утраченных в XX веке каменных стенах обители напоминали лишь уцелевший участок северной стены и юго-восточная угловая башня с небольшими фрагментами прилегающих стен. Ничего не осталось от внутреннего убранства. В 2001 году был создан Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, на средства которого началось возрождение обители. Фонд также поставил перед собой просветительские цели: привлечение внимания и пробуждение интереса к Свято-Успенской обители.

    Летом 2002 года в Старицкой Вознесенской церкви были обнаружены мощи и личные вещи местночтимой схимонахини Пелагии, которая приходилась духовной матерью первому Российскому патриарху Иову. Мощи были перенесены в Успенский собор монастыря, где покоятся и ныне. 2 июля 2007 года в обители состоялись торжества, посвященные 400-летию со дня преставления первого патриарха. Фонд возрождения монастыря намечает полностью возродить комплекс обители к 2010 году, к 900-летнему юбилею обители.

    Святыни

    Мощи местночтимой схимонахини Пелагии, духовной матери первого Российского патриарха святителя Иова, покоятся в Успенском соборе монастыря.

    Архитектура

    Успенский собор

    Успенский собор

    Главная монастырская постройка – белокаменный Успенский собор, построенный по заказу князя Андрея Старицкого к 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Успенского монастыря. Декоративные детали в убранстве соборного храма имеют общие черты с Успенским собором Московского Кремля.

    Церковь Введения Богородицы во храм

    Вторым по значению сооружением Старицкого монастыря является трапезная с церковью Введения. Церковь была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к 1570 году. Основной объём трапезной палаты традиционен для аналогичных монастырских сооружений XVI века. В 1802 году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже, с южной стороны – палата для монастырской ризницы.

    Троицкая церковь

    Троицкая церковь

    Троицкий храм, построенный в 1-й четверти XIX века, примыкает к северному фасаду Успенского собора. Жертвователем храма был генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Интерьер храма, как и его назначение – необычны. На нижнем этаже храма находилась усыпальница Тутолминых. Она была объединена с верхним этажом церкви большим отверстием в своде цокольного этажа. Композиционным «стержнем» интерьера являлась установленная в центре храма стела.

    Настоятельский и братский корпуса

    Настоятельский и братский корпуса относятся, скорее всего, к числу сооружений, появившихся по инициативе князя Андрея Старицкого – в 1-й трети XVI века. Уцелевшая фрагментарно древнейшая часть корпуса возводилась в несколько этапов. Сначала был выстроен восточный одноэтажный братский корпус, который изначально состоял не из двух, а из трёх палат. Настоятельский корпус появился позже – его пристроили с запада к одноэтажному зданию.

    Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

    Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

    На месте сгоревшей от пожара церкви Василия Анкирского в 1694 году был построен новый храм, который был освящён во имя Иоанна Богослова. Храм типа «восьмерик на четверике» с ограждающей трёхсторонней галереей располагается над западными Святыми воротами.

    Стены и башни

    Первое каменное ограждение Старицкого Успенского монастыря относится к 1-й трети XVI века. В середине XVIII века в западной части стены было выстроено здание духовного училища.

    Настоятели и наместники

    • Трифон (1110 — 1127)
    • Никандр (1127 — 1153)
    • Мисаил (1153 — ?)
    • Порфирий (? — 1164)
    • Феодорит (1164 — 1193)
    • Александр (1193 — 1203)
    • Иринарх (1203)
    • Александр (1203 — ?)
    • Герасим
    • Симеон (? — 1220)
    • Варсонофий (1200 — ?)
    • Иона
    • Никандр
    • Кирилл
    • Исаия (? — 1240)
    • Варлаам (1240 — ?)
    • Леонид
    • Филарет (? — 1272)
    • Мефодий
    • Лаврентий
    • Антоний
    • Иона
    • Феодосий
    • Савва (? — 1283)
    • Симеон (1283 — 1289)
    • Варнава (1289 — ?)
    • Киприан
    • Герман
    • Иосиф
    • Арсений
    • Боголеп
    • Серапион (? — 1292)
    • Дорофей (1292 — 1304)
    • Иаков (1304 — 1312)
    • .
    • Свт. Герман Казанский (1551 — 1553)
    • Игнатий (1553 — 1559)
    • Свт. Иов Московский (1559 — 1571)
    • .
    • Пимен (1601 — 1607)
    • Прп. Дионисий Радонежский (1607 — 1610)
    • .
    • Мефодий (1617 — 1623)
    • Иосиф (1623 — 1653)
    • Леонид (1653 — 1655)
    • Тихон (1655 — 1658)
    • Исаия I (1658 — 1662)
    • Варлаам (1662 — 1669)
    • Сергий (1669 — 1672)
    • Варлаам II (1672 — 1683)
    • Исаия II (1683 — 1697)
    • Корнилий (1697 — 1716)
    • Иоаким (1716 — 1719)
    • Мельхиседек (1719 — 1722)
    • Иона (1722 — 1732)
    • Тарасий (1732 — 1769)
    • Варфоломей (1763 — 1768)
    • Филимон (1769 — 1770)
    • Христофор (1770 — 1776)
    • Макарий (1776 — 1783)
    • Арсений (Москвин) (1783 — 1784)
    • Александр (1784 — 1785)
    • Амфилохий (1785 — 1785)
    • Елпидифор (1785 — 1792)
    • Павел (1792 — 1795)
    • Варлаам (1795 — 1796)
    • Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796 — 1798)
    • Анастасий (1798 — 1806)
    • Антоний (1806 — 1807)
    • Иоанникий (1807 — 1808)
    • Сергий (1808 — 1808)
    • Серафим (1808 — 1811)
    • Иоасаф (1811 — 1816)
    • Владимир (1816 — 1818)
    • Ириней (1818 — 1821)
    • Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
    • Серафим (1823 — 1824)
    • Антоний (1824 — 1825)
    • Макарий (1825 — 1832)
    • Александр (1832 — 1856)
    • Феодор (1856 — 1858)
    • Адриан (1858 — 1865)
    • Мефодий (1865 — 1866)
    • Гавриил (1866 — 1867)
    • Поликарп 1868 — 1871
    • Марк (1871)
    • Гавриил (1871 — 1884)
    • Виталий (1884)
    • Агафангел (1884 — 1888)
    • Арсений I (1888 — 1894)
    • Алексий (1894)
    • Арсений II (1894 — 1896)
    • Николай (1896 — 1905)
    • Тихон (1905 — 1908)
    • Павел (1908 — 25 августа 1918)
    • Тихон (1918 — ?)
    • Алексий (? — 1923)
    • Кирилл (? — 1928)
    • .
      • Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
      • Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
      • Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019), и/о [1]