Второй Босфорский мост или Мост Султана Мехмеда Фатиха

Мосты в Стамбуле через Босфор: история, высота и длина, где расположены, сколько их и как добраться?

Последнее обновление — 26 ноября 2019 в 09:01

Мосты, сооруженные в Стамбуле, являются не только транспортными магистралями, соединяющими обе части города. Они считаются символами крупнейшего мегаполиса Турции.

Мосты Стамбула привлекают внимание многочисленных туристов. Их огромные размеры и конструкции поражают своей грандиозностью. Это достопримечательности, увидеть которые должны все туристы, приезжающие сюда.

Мост через пролив Босфор в Стамбуле

Там, где встречается Черное и Мраморное море..Там всегда ветер…

Первый мост через Босфор в Стамбуле построен в прошлом веке. Железная конструкция запущена в эксплуатацию в 1973 г.

Сооружение известно под названием Мост Мучеников 15 Июля (по-турецки 15 Temmuz Şehitler Köprüsü), также его именуют Босфорским (Boğazıçı Köprüsü). Постройка — результат совместного труда английской, турецкой и немецкой компаний.

Величественное сооружение соединяет два континента — Европу и Азию, а также связывает между собой обе части мегаполиса. Проезд по проложенной здесь автомобильной дороге является платным. Цена — 7 лир.

Босфорский мост на карте

Первое навесное сооружение Стамбула соединяет два континента. Это связующее звено между азиатской и европейской частями города.

Железное творение человеческих рук располагается неподалеку от района Ускюдар. Если смотреть с азиатской стороны на пролив, то мост окажется справа от этого квартала. В европейской части постройка располагается около Эминеню.

Легенда о Босфорском мосте

С первой переправой через стамбульский пролив связана одна мифическая история. Бог-громовержец Зевс полюбил земную женщину по имени Ио и стал тайком с ней встречаться. Ревнивая Гера, супруга небесного властелина, узнала об этом. Чтобы уберечь любимую от гнева своей жены, Зевс превратил Ио в корову.

Несмотря на принятые главным богом предосторожности, Гера продолжала преследовать красавицу. Ио, спасаясь от ревнивой жены Зевса, вброд перебралась на другой берег Босфора и укрылась там.

Многие люди верят, что эта красивая легенда послужила вдохновением для создателей навесного шедевра. Считается, что мост сооружен именно в том месте, где Ио перебиралась через Босфор.

Первую в истории переправу в этой местности построил персидский царь Дарий. Произошло событие несколько тысяч лет назад, еще до нашей эры. Построенная в те времена деревянная переправа просуществовала недолго.

В течение длительного периода времени переплыть водную артерию можно было только на пароме. И лишь в прошлом столетии соорудили конструкцию из стали. Нынешнее официальное название — Мост Мучеников 15 Июля — дали постройке в память о трагически погибших участниках государственного переворота в стране в 2016 г.

Характеристики конструкции

На момент запуска в эксплуатацию Босфорский «шедевр» находился в списке 4-х самых длинный мостов мира. Сейчас конструкция занимает 22-е место в рейтинге сооружений этого типа.

характеристика величина в метрах
высота опор над уровнем воды 164
ширина 33
длина 1560
высота от основания до водной поверхности 64

Между опорами находится 3 пролета. Боковые промежутки называются береговыми. Центральный же предназначен для прохода кораблей (судоходный), его длина составляет 1074 метра.

Мост Мучеников приспособлен только для движения автомобилей. Дорожное полотно разделено на 6 полос.

Современное значение Босфорского моста

Перекинувшаяся через стамбульский пролив навесная постройка из стали стала первой дорогой, соединяющей расположенные на разных континентах районы горда. Благодаря появлению такой магистрали попасть из Азии в Европу стало намного легче.

В настоящее время мост является важной транспортной артерией города. Ежедневно по нему проходит более 2 000 легковых и грузовых автомобилей, пассажирских автобусов.

Стальная конструкция оснащена подсветкой, включающейся с наступлением темноты.

Это сделано для:

  • эстетики;
  • облегчения движения машин;
  • обеспечения безопасности.

Как добраться до Босфорского моста

Стальной шедевр закрыт для пеших прогулок. Полюбоваться на сооружение вблизи можно, добравшись до пристани Ортакей. До одноименного района желающих довезет автобус 40Т. Дальше, до причала, проложена пешеходная дорога.

Вид стамбульской достопримечательности произведет гораздо большее впечатление с палубы прогулочного теплохода, проплывающего как раз под стальной постройкой. Местные жители верят, что в момент прохода судна по этому месту нужно загадать желание. И впоследствии оно обязательно сбудется.

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Второе связующее звено между двумя берегами Босфора — Мост Султана Мехмеда Фатиха. Строительные работы начались в 1985 году. Закончились они по прошествии 3-х лет. Торжественное открытие прошло 29 мая 1988 года.

Время завершения работы над проектом совпало с памятной для Стамбула датой — 535-ой годовщиной взятия Константинополя. Было принято решение назвать новую магистраль именем легендарного правителя-завоевателя.

Над сооружением стамбульского Моста Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) трудилось несколько предприятий.

Это компании из:

  • Японии (Mitsubishi Heavy Industries, IHI Corporation);
  • Италии (Salini Impregio);
  • Турции (STEA Group).

Сооружение является еще одним стальным гигантом, перекинувшимся через стамбульский пролив. По характеристикам это творение человеческих рук практически не уступает своему предшественнику, построенному 15-ю годами ранее.

параметр значение в метрах
длина 1510
высота опор над уровнем воды 165
ширина 39
расстояние до поверхности моря 64

Конструкция из стали помещена на 2 опоры. Расстояние между ними составляет 1,1 километр, а высота над уровнем воды подходит для движения судов.

«Мехмед Завоеватель» — автомобильный мост. За проезд по нему взимается плата в размере 7 лир. Для пешеходов это место закрыто. Такая мера принята в целях безопасности. Мост (как и его Босфорский предшественник) часто привлекал внимание людей, решавших покончить жизнь самоубийством.

Мост Султана Селима Явуза

Третью навесную конструкцию через пролив построили в турецком мегаполисе в начале 21 века. Работы продолжались в течение 3-х лет. Церемония торжественного открытия, на которой присутствовал президент страны, прошла 26 августа 2016 г.

Грандиозное 2000-метровое сооружение названо именем правившего в начале 16 столетия султана Османской Империи Селима Первого Явуза (т. е. Грозного). Турецкое название шедевра — Yavuz Sultan Selim Köprüsü.

Автором проекта является француз Мишель Вирложе.

Строительство велось при участии корпораций:

  • T-Ingénierie (Швейцария);
  • Astaldi (Италия);
  • İçtaş (Турция).

Железобетонная конструкция над Босфором расположилась в северной части города. Предполагается, что она станет частью трассы Стамбул-Мармарис, строящейся в настоящее время.

параметр величина в метрах
длина 2164
общая высота 321,9
ширина 58, 4
расстояние до поверхности воды 64

Особенность железобетонного шедевра заключается в самой конструкции. Одна часть моста закреплена вантами, другая (главный пролет) поддерживается с помощью тросов.

«Селим Грозный» разделен на 8 полос. Шесть из них предназначены для движения автомобилей, а две предназначены для железнодорожного транспорта. Третий стамбульский мост считается самой широкой навесной постройкой в мире. Проезд по мосту для автолюбителей стоит около 12 лир.

Заключение

Мосты в Стамбуле через пролив Босфор, служат не только для переправы через водную артерию города. Это достопримечательности, являющиеся гордостью мегаполиса.

Мосты закрыты для пеших прогулок. Однако у людей есть возможность полюбоваться на них с набережной или с палубы теплохода. У туристов, купивших экскурсию по Босфору, надолго останутся в памяти виды величественных сооружений и городских пейзажей, открывающихся взору во время морской прогулки.А

Читайте также  Аквариум и зоопарк

Второй Босфорский мост или Мост Султана Мехмеда Фатиха

Мост Султана Мехмета Фатиха или Второй Босфорский мост (Fatih Sultan Mehmet Bridge или Second Bosphorus Bridge) – висячий мост, который соединяет районы Hisarüstü (Европейская часть) и Kavacık (Азиатская часть) г. Стамбул. Мост пересекает Босфорський пролив и находится в 5 километрах севернее Первого Босфорського моста в г. Стамбул, Турция.

Мост Султана Мехмета Фатиха

Официальное название Fatih Sultan Mehmet Bridge или Second Bosphorus Bridge

Область применения Автомобильный

Тип конструкции Висячий мост

Пересекает Пролив Босфор

Место расположения Стамбул, Турция

Общая длина 1510 метров

Основной пролет 1090 метров

Ширина моста 39 метров

Высота моста над водой 64 метра

Дата открытия 3 июля 1988 года

Второй Босфорский мост был открыт 3 июля 1988 года (начало строительства моста в 1985 год) к памятной дате в истории Турции – 535-летний юбилей завоевания Константинополя султаном Мехмедом Завоевателем в 1453 году. В его честь мост назван именем Султана Мехмета Фатиха. Примечательно, что мост Султана Мехмеда Фатиха был построен на том же месте, где почти за 2500 лет до этого располагался первый понтонный мост царя Дария.

Длина моста 1510 метров, длина основного пролета 1090 метров, ширина моста 39 метров, высота опор достигает 165 метров над уровнем воды. Высота проезжей части моста от поверхности воды – 64 метра, позволяет проход авианосца “Энтерпрайз” и океанского лайнера “Королева Елизавета II”.

Мост Султана Мехмета Фатиха соединяет Европейскую автомагистраль Е80 (Португалия, Испания, Франция, Италия, Хорватия, Черногория, Косово, Сербия, Болгария и Турция) и Азиатскую автомагистраль АН1 (Япония, Южная Корея, Северная Корея, Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мянма, Индия, Бангладеш, Пакистан, Афганистан, Иран и Турция) через автомагистраль О-2 в Стамбуле. На участке Европейской магистрали между Эдирне (Edirne) и Анкарой (Ankara) мост имеет четыре полосы для автомобильного движения и по одной дополнительной полосе для движения аварийных служб в каждом направлении. Утром в рабочие дни основной поток автомобилей идет в западную (европейскую) часть, поэтому пять полос работает в этом направлении и три в обратном. В вечерние часы количество полос по направлениям изменяется – три в западном и пять в восточном.

В строительстве моста принимал участие международный консорциум, в который входили три японские компании, одна итальянская и одна турецкая.

Проектные работы выполняла многонациональная компания Freeman Fox & Partners, центральный офис которой располагается в Лондоне. Эта компания проектировала такие мосты, как:

1905 год — Мост у водопада Виктория (Victoria Falls Bridge) в Замбии;

1932 год — Мост Харбор-Бридж (Sydney Harbour Bridge) в Австралии;

1964 год — Железнодорожный мост через Фёрт-оф-Форт (Forth Road Bridge) в Шотландии;

1966 год – Мост Северн (Severn Bridge) в Уэльс/Англия;

1974 год – Босфорский мост (First Bosphorus Bridge) в Турции;

1978 год – Мост Западные Ворота (West Gate Bridge) в Австралии;

1981 год – Мост Хамбер (Humber Bridge) в Англии;

1988 год — Мост Султана Мехмета Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Bridge) в Турции.

Стоимость строительства моста составила $130 миллионов. Ежедневно по мосту проходит приблизительно 150 000 транспортных средств, в каждую сторону. Проезд по мосту платный. Для пешеходов мост закрыт в связи с неоднократными попытками использовать его для совершения суицида.

Мосты Стамбула – это еще несколько достопримечательностей города контрастов. Наверное, они не являются такими красивыми архитектурными шедеврами, как, например, Айя София или Дворец Топкапы, но по праву могут называться достоянием народа. Мосты, расположенные в пределах современного турецкого мегаполиса, практичны и выполнены в сдержанном стиле, на них нельзя останавливаться на машине и прогуливаться пешком. Они позволяют разгрузить транспортные потоки, быстро добраться из европейской части Стамбула в азиатскую.

Несмотря на это, многие туристы хотят хотя бы издалека увидеть эти сооружения, возвышающиеся над бурными водами Босфора. Ведь такое зрелище способно подарить позитивные эмоции и принести эстетическое удовольствие.

Мост Султана Мехмеда Фатиха — немного истории

Строительство второго моста через Босфор стартовало 4 января 1986 года и было завершено 3 июля 1988 года. Он был представлен общественности премьер-министром Тургутом Озалом, который проехал по мосту на своем служебном автомобиле.

Объект возводился по проекту Британской фирмы «Freeman Fox and Partners» и «BOTEK Bosphorus Technical Consulting Corporation». Строительные работы осуществлялись международным объединением из японских компаний «Ishikawajima Harima Heavy Industries Co. Ltd.», «Mitsubishi Heavy Industries», «Nippon Kokan K. K.», итальянской фирмы «Impregilo» и турецкой «STFA».

Общая стоимость моста составила примерно 125 млн. долларов США. Он был назван в честь Фатиха Султана Мехмеда, взявшего Константинополь в 1453 году и присоединившего его к Османской империи.

Мост Султана Мехмеда Фатиха в Стамбуле — описание

Мост Фатих (тур. Fatih Sultan Mehmet Köprüsü), чаще всего называют Второй Босфорский мост. Он, как и первый связывает два континента, на которых находится прекрасный Стамбул, Европу и Азию.

Это висячий мост. С него открывается прекрасный вид на пролив и город, но при его пересечении категорически запрещается останавливаться. Сходство между двумя мостами через пролив Босфор настолько очевидно, что их можно легко перепутать. Но в их архитектуре есть и одно существенное отличие:

  • первый мост держится на зигзагообразных тросах,
  • второй – на вертикальных.

Длина моста – на десять метров больше полутора километров, ширина – тридцать девять метров. Длина основного пролета (расстояние между колоннами-опорами) составляет 1 090 м. Колонны поднимаются на 105 м над уровнем дороги и моста, находясь на высоте шестьдесят четыре метра над уровнем моря.

Мост является частью трансъевропейской автомагистрали (TEM) между Анкарой и Эдирне, поэтому по нему осуществляются важные транзитные перевозки, а также происходит ежедневное перемещение пассажиров между частями Турции. По мосту в обоих направлениях ежедневно проезжает приблизительно 150 тысяч единиц техники. Там восьмиполосное движение с двумя запасными дорогами. Благодаря распределению движения в утренние и вечерние часы пик, пробок на мосту не бывает. Утром по будням 5 из 8 полос ведут только на запад и 3 позволяют двигаться в восточном направлении. По вечерам с понедельника по пятницу 5 полос идут на восток и 3 – на запад. Пешеходов на мост не пускают.

Как и Первый мост, Второй тоже платный. При переезде с европейской стороны в азиатскую надо заплатить, но оплата не производится в обратном направлении. В связи с недавними изменениями в платежной системе, уже невозможно рассчитаться наличными, есть только безналичный расчет на въезде. Оплата может быть произведена либо с пульта дистанционного платежного устройства (OGS), которое устанавливается в транспортное средство, или с помощью шоссе-стикера (HGS), приобретенного рядом с мостом. Сумма, которую придется отдать, варьируется в зависимости от типа транспортного средства, это примерно от 4.25tl до 10.25tl.

Где находится Второй Босфорский мост и как до него добраться

Мост находится над проливом Босфор, между Хисарюстю на европейской стороне и Каваджиком в Азии. Таким образом, он расположен между районами Румели Хисары и Анадолу Хисары.

Читайте также  Церковь Санта Мария Новелла

Интересные факты о мостах

Мост Султана Мехмеда Фатиха – это второй по счету возведенный через пролив Босфор висячий мост. Он соединяет собой европейскую часть Стамбула со стороны района Румели Хисары и азиатский Стамбул в районе Анадолу Хисары. Рядом с мостом находятся такие знаменитые достопримечательности, как две великолепные крепости Анадолухисары и Румели Хисары. Историки установили, что в древности, около двух с половиной тысяч лет назад, на месте моста Султана Мехмеда Фатиха находился большой понтонный мост знаменитого царя Дария.

Имя этому чуду современной архитектуры дали в честь великого султана древней Османской империи, открывшего Константинополь – Мехмеда Фатиха Завоевателя. Проект моста был поручен большому международному консорциуму под названием Frimen Fox & Partners. Этот же консорциум разрабатывал ранее и проект Первого Босфорского моста. Мост решено было строить сразу за древней крепостью Румели Хисары, возведенной еще в XV веке, на расстоянии пяти километров от Первого Босфорского моста на север в сторону Черного моря. Начало строительства приходится на 1985 год, а его окончание датируется 1988 годом. Торжественное открытие моста Султана Мехмеда Фатиха состоялось 29 мая 1988 года. На этот же день пришлась и другая знаменательная дата турецкой истории. Так удачно совпало, что на 29 мая этого года пришелся и юбилей со дня завоевания великим султаном Мехмедом Фатихом славного города Константинополя. Тогда праздновали 535 годовщину этого памятного события.

По своей конструкции Второй Босфорский мост превосходит своего предшественника лишь по некоторым параметрам. У него и более длинный основной пролет, да и средств на его возведение было потрачено на порядок больше. В основном же, оба моста выполнены по одинаковой схеме. Мосты в обоих случаях представляют собой могучие стальные конструкции, будучи по своей сути отвесным полотном с мощной системой крепчайших растяжек на тросах между пилонами. Длина Второго Босфорского моста равна 1510 метрам. Центральный пролет составляет 1090 метров. Ширина моста – 39 метров. Высота опор равняется 165 метрам. Этот мост по праву считается одним из крупнейших во всем мире, занимая двенадцатое место. Его возведение обошлось Турции в 130 миллионов американских долларов.

Японские строители и инженеры, проектирующие мост, использовали в его постройке давно испытанную в Европе и Америке систему вантовых стальных мостов. Все конструктивные решения и материалы в его возведении основывались на этой системе. Несмотря на многочисленные опасения со стороны историков и архитекторов, мост весьма гармонично вписался в архитектуру Стамбула с его знаменитыми башнями минаретов и мечетей, живописно раскиданным по обоим берегам величественного Босфора. Дополняют же стальные конструкции моста современные теле- и радиовышки, гармонично вплетая в неповторимый старинный колорит Стамбула современную архитектуру.

Несущая конструкция этого мощного сооружения сделана из крепких цепей, гибких кабелей и стальных канатов. Все они служат для растяжки моста. Основная же, проезжая, часть остается при этом в подвешенном состоянии. Собственный вес этой огромной конструкции был значительно уменьшен благодаря применению в возведении кабелей и канатов высокопрочной стали высшего качества. Такое уменьшение веса моста удалось достичь благодаря перекрыванию весьма больших пролетов.

Мост Султана Мехмеда Фатиха на сегодняшний день закрыт для пешеходов. Здесь лишь проходит транспортная высокоскоростная магистраль, к тому же являющаяся платной. Но, несмотря на взимание платы за проезд, ежедневно мост пересекают около 150 тысяч транспортных средств. А пешеходный переход по Второму Босфорскому мосту был запрещен из-за того, что многие самоубийцы пытались ранее использовать его в своих трагических целях.

Мост султана Мехмеда Фатиха в Стамбуле

Крупнейший город Турции Стамбул разделен на две части — европейскую и азиатскую — Босфорским проливом. Длина пролива составляет почти 30 м, а его ширина в некоторых местах достигает 3,5 км. Обе части города соединены тремя мостами и двумя тоннелями.

Первый висячий мост через Босфорский пролив появился в 1973 году. Его открытие было приурочено к 50-летию Турецкой Республики. На то время этот мост, названный Босфорским, в списке самых длинных висячих мостов мира занимал 4-е место. Его длина — 1560 м. С лета 2016 г. Босфорский мост носит название «Мост мучеников 15 июля», хотя в разговорах его обычно называют просто Первый Босфорский мост.

В 1988 г. над Босфором вырос второй висячий мост — мост султана Мехмеда Фатиха, который находится в 5 км от первого. Он несколько короче первого — его длина 1510 м, но зато на 6 м шире (его ширина — 39 м). Оба моста предназначены только для проезда автомобильного транспорта, причем проезд по обеим мостам — платный. С недавнего времени оплата осуществляется по безналу на въезде. При поездке в обратном направлении плата не взимается.

Конструкции двух мостов очень схожи, из-за чего их легко перепутать. Чтобы этого не случилось, нужно знать, что первый мост держат зигзагообразные тросы, а второй — вертикальные.

За сутки через мост султана Мехмеда Фатиха проезжает до 200 тыс. автобусов и автомобилей, перевозящих около полумиллиона пассажиров в день. Первым по мосту проехал премьер-министр Турции Тургут Озал. Для пешеходов оба моста были закрыты, поскольку на них «положили глаз» люди, желающие свести счеты с жизнью: прыгнув в воды пролива с высоты 64 м, они сразу же избавлялись от всех своих проблем.

Мост был назван в честь османского султана Мехмеда II Завоевателя, известного в Турции как Магомет Великий. В 1453 году войска под его предводительством на 53 дня взяли в осаду, а затем захватили столицу Византийской империи Константинополь. Во время битвы погиб ее последний император Константин XI Драгаш. Султан предложил императору сдать город в обмен на его жизнь, но Константин предпочел умереть в бою.

С тех пор на Восточном Средиземноморье воцарилось турецкое господство, а Константинополь стал столицей Османской империи до 1922 г. Мехмед Фатих совершил первую молитву в кафедральном соборе Константинополя Святой Софии — главной церкви не только Византии, но и всего православного мира. По его приказу Святая София стала мечетью — к ней пристроили 4 минарета и назвали Айя-София.

После захвата Константинополя Мехмед Фатих отправился завоевывать европейские страны. Он продвигался все дальше на запад, расширяя границы своей империи. И кто знает, что ожидало бы Центральную Европу, если бы султан внезапно не умер.

Константинополь же с 1930 г. официально был переименован в Стамбул. Неудивительно, что к 535-летию завоевания Стамбула Мехмедом Фатихом его именем был назван второй мост через Босфорский пролив. Мост нередко называют просто Второй.

В строительстве моста, которое обошлось государству в 130 млн долларов, главное участие принимали японские строительные компании, имеющий опыт сооружения висячих мостов. В списке самых длинных висячих мостов мира с длиной основного пролета более 1000 м Мост Мехмеда Фатиха занимает 23-место.

Читайте также  Церковь братьев Азам

Неподалеку от моста, в европейской части Стамбула, находится крепость Румелихисар — ее Мехмед Фатих велел построить для того, чтобы проще было штурмовать Константинополь. Крепость возвели в небывало короткий строк — за 4,5 месяца.

На противоположной стороне пролива, в азиатской части города, находится другая крепость — Анадолухисар. Она была построена значительно раньше — в 1393 г., и является старейшим турецким сооружением города. Мехмед Фатих ее значительно укрепил и использовал как наблюдательный пункт. В этой части ширина пролива составляет всего 660 м. Имея две крепости в самой узкой части пролива, Османская империя стала полностью контролировать Босфор.

Мост хорошо просматривается со смотровой площадки, которая находится на 52-м этаже небоскреба Сапфир — самого высокого здания во всей Турции. Особенно он хорош вечером, когда включается разноцветная подсветка.

Полезная информация

Как добраться до моста султана Мехмеда Фатиха

Мост соединяет районы Румелихисар и Анадолухисар. Подъехать к нему можно автобусами № 22, 22RE, 25E, 40, 40T. Остановка «Румелихисар».

Стоимость входного билета

Проезд по мосту обойдется в 4,2–10,25 турецких лир.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Обзор двух мостов через Босфор – южного, видимого из центра Стамбула (Первого Босфорского, 1973), и северного, более позднего (Моста Фатих, 1988). Оба моста строились и открывались к значимым датам: первый – к 50-летию основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком, второй – к 535-летию завоевания Константинополя у Византии. Оба моста достаточно красивые, однако второй мне понравился более. Заодно увидите на снимках, насколько узок Босфор, соединяющий два моря и разъединяющий две части света.

Мост им. султана Мехмеда II Фатиха, 1988

Сперва покажу Первый Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Основные данные:
Длина моста — 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра. Закладка моста, запланированная еще в 1950 г., была осуществлена 20 февраля 1970 года. Открытие моста состоялось 29 октября 1973 года, к 50-летию установления Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг.

2. Поскольку Босфор я пересекал несколько раз в разную погоду, то и снимки будут разные по настроению. Этот – сделан, когда я шёл на пароме к вокзалу Хайдарпаша. Погода была почти идеальная. Обратите внимание, как косо идёт по фарватеру торговое судно. Как я потом убедился, путь следования по главному фарватеру там не прямой и довольно сложный, так что лоцман для проводки обязателен.

3. А это он же, но в пасмурную погоду. Идём из Ускюдара.

4. Ещё, с мешающими снимать чайками. Почему-то там их огромное количество, а наиболее продвинутые местные покупают бублики, крошат их и кидают чайкам прямо на ходу, и можно наблюдать настоящий воздушно-птичий спектакль “Забери у соседки на лету кусок”.

5. Опять в хорошую погоду. Снова в кадр поймано транзитное судно, следующее в Чёрное море.

5a. Вечером в какие-то дни его включают, подсветка выглядит вот так. Но не во все дни! (закономерность мне выявить не удалось)

6. Ну и кадр, сделанный из метробуса через стекло, когда я пересекал его сухопутно. Помните, я вам показывал видео “Из Европы в Азию“?

Второй мост, им. Султана Мехмета Фатиха “Завоевателя” (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) показался мне заметно харизматичнее по виду. Все снимки сделаны недалеко от конечной автобуса, который ходит до исторической крепости Румелихиссар. Некоторые – от крепости, некоторые – сверху.

Данные по нему:
Длина моста — 1510 метров, длина основного пролёта 1090 метров, ширина моста — 39 метров, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.

Второй мост строили японцы, а не европейцы, а по высоте над уровнем моря (64 м) и по высоте пилонов (165 м) он идентичен Первому. Оба моста строго-настрого закрыты для пешеходного движения – можно ехать только на транспорте, от мотоцикла и выше.

7. Общий вид сверху. У азиатского берега на возвышении – громадный флагшток с турецким флагом.

8. Несколько ближе, с видом на азиатский пилон. Обратите внимание, насколько интенсивно там движение. И почему-то тут больше грузовых, чем на Первом мосту – возможно, у турков есть на этот счёт какие-то ограничения. И тяжёлые грузовые на 80% идут из Азии в Европу, а не наоборот. Обьяснения этому факту я быстро не нашёл.

9. Ракурс на Босфор, который там сложно петляет.

10. Ещё вид от крепости.

11. Поднялись выше, кадр ракурсом на север.

12. Фуры в Европу идут почти непрерывным потоком.

13. На самой верхушке сопочки: можно увидеть поток сверху.

14. Вид оттуда же, но на восток, к Азии. Оцените узость Босфора – его ширина тут метров 600-700, наверное. Около берега главным фарватером идёт большое судно, почти по центру – башня крепости “Перерезанное Горло”, построенной этим самым Фатихом в 1452 году всего лишь за полгода. Этим строительством он окончательно перекрыл свободный проход по Босфору и сосредоточил там войска и артиллерию. Через год после постройки крепости несчастный византийский Константинополь падёт.

15. Это же судно, следует к Черному мору. Фарватер и там петляет.

16. Ещё раз вид на мост. Обратили внимание в левом нижнем углу на главный признак Стамбула? Если бы я его приметил раньше, этот снимок попал бы в пост “Стамбульские коты”

18. …и, десертом, на узенький Босфор. Крепость чуть южнее начинается, в кадр не вошла.