Византийский музей в Епископском дворце

Византийский музей в Пафосе

Кипрский Пафос – один из древнейших городов мира, основанный приблизительно в 300 году до н. э. В конце IV века н. э. в Пафосе разместилась резиденция епископа и стали возводиться крупные христианские постройки, среди которых ранневизантийская базилика – церковь Святой Кириакии, православная византийская церковь Панагии Теоскепасти.

До 600 старинных православных храмов насчитывается на Кипре! Их называют драгоценной жемчужиной Византийского наследия, и они внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Многие древние церковные памятники за прошедшие столетия были разрушены. В то же время некоторые древние иконы и фрески, рукописи, фрагменты иконостасов, богослужебные одежды и церковная утварь уцелели. Нужно было подумать о том, чтобы уберечь их от разрушительного влияния времени, создав соответствующие условия, а также заняться их научным исследованием и популяризацией.

Собирать коллекцию, рассеянную по разным церквям, начал митрополит Пафский Хризостом II (ныне архиепископ Кипрской православной церкви). Ему активно помогал настоятель мужского монастыря Хрисороятисса Пафской митрополии Дионисий. Годом основания музея считается 1983-й, когда на улице 25 марта, в доме Пилавакис, была открыта первая экспозиция, посвященная православному византийскому наследию Кипра.

Через 5 лет – в 1989 году – музей был перемещен во дворец митрополита Пафоса и переименован в Византийский музей Священной Митрополии Пафоса.

Главные экспонаты музея – иконы. Среди них икона Святой Марины (Агиа Марина) – старейшая икона на Кипре. Эта икона представляет собой тип Оранта (что в переводе с латинского означает «молящийся»): руки святой раскинуты в стороны, ладони раскрыты наружу – это традиционный жест заступнической молитвы. Это так называемая «житийная икона», когда в ее средней части изображен святой, а на клеймах – в небольших композициях на полях иконы – моменты из жития этого святого. Такая форма икон впервые появилась в Византии примерно в начале IX века.

Концом XII века датируются и две редкие иконы, которые хранятся в музее, – это двусторонние иконы со святыми ликами на обеих сторонах иконной доски: икона Святого Якова Персидского и икона Покрова Божьей Матери. Такие иконы устанавливались так, чтобы было видно оба изображения.

В коллекции музея насчитывается более ста кипрских православных икон, относящихся к VII–XIX вв., самые ранние из которых написаны в традиционном византийском стиле, а поздние – с элементами рококо и барокко. Кроме икон, в музее хранится коллекция старинных фресок, снятых со стен разрушенных храмов. Среди них – фрагмен ты фресок XII и XVI вв. из византийской церкви Святого Теодора и храма Богородицы Панагии Хрисолакурны.

По экспонатам музея можно судить о развитии церковного ювелирного искусства: здесь хранятся украшенные драгоценными камнями и филигранью алтарные кресты, кресты для освящения и благословения, висячие кресты, потир (чаша, используемая в христианском богослужении) работы XVIII в., старинный посох, принадлежащий митрополиту Эфесскому Мелетиосу.

Стоит обратить внимание на Библию, датированную 1472 г., и три печатные Евангелия, датированные 1604, 1768 и 1803 гг. В отдельном зале размещены церковные облачения священнослужителей, выполненные из тканей ручной работы и украшенные золотым шитьем.

Полезная информация

Где находится Византийский музей

Адрес Византийского музея (оригинальное название — Byzantine Museum) следующий: 5 Andrea Ioannou St., Пафос, Кипр.

Как добраться до Византийского музея

Музей находится в центре Пафоса, в его верхней части – Ктиме на улице Андреа Иоанну, 5. А именно – в восточном крыле 2-этажного здания, украшенного арками, где находится Пафская митрополия.

Режим работы Византийского музея

Музей открыт: с понедельника по пятницу с 9:00 до 16:00, в субботу – с 9:00 до 13:00. Воскресенье – выходной.

Стоимость входного билета

Билет в музей стоит 4 евро, для пенсионеров – 3 евро.

Византийский музей Пафоса

Pafos Byzantine Museum

Византийский музей Пафоса находится в здании, прилегающем к церкви Святого Теодороса и принадлежащем епископству Пафоса. Этот музей был открыт в 1983 году, а его основной целью было сохранение, поддержание и управление устаревшими священными реликвиями, книгами и идолами, принадлежащим епископам с 11 по 19 века.

Во дворе епархии, то есть за музеем, функционирует современная церковь и находится монастырь. Также здесь располагается резиденция епископа. Византийский музей входит в состав культурного центра Первого президента Кипра — архиепископа Макариоса III.

Все музеи Пафоса знакомят посетителей с культурным византийским наследием Кипра. Онако целью создания этого музея является сохранение, изучение и распространение византийских предметов искусства, рассеянных по приходам епархии города. Таким образом, данный музей Пафоса считается самой удивительной и уникальной в своем роде достопримечательностью Кипра.

Основное внимание в музее уделено огромной коллекции икон, которых в экспозиции представлено более сотни.

Во владении музея также находится самая древняя «переносная» икона Кипра — икона святой Марины, на которой она изображена в виде Оранты, а вокруг лика святой написаны сцены ее мученичества.

Хотя точная дата написания иконы не известна, ученые полагают, что она относится к VII или VIII веку, когда Кипр находился под арабским гнетом.

Большинство икон коллекции написаны в традиционной византийской манере в период с XII по XIX столетия, некоторые из них выполнены в духе Итальянского Ренессанса XV-XVI столетия. В более поздних иконах можно заметить элементы барокко и рококо.

Помимо икон, в музее имеется коллекция фресок с разрушенных церквей, большинство из которых относится к 1100 году. По данным росписям можно предположить об убранстве византийских церквей, из которых они доставлены.

Византийский музей в Пафосе открывает посетителям и другие элементы своей коллекции. Это и резьба по дереву, представленная главным образом фрагментами иконостасов, и большое количество церковных произведений искусства из металла, и коллекция церковного облачения и вышивки.

Здесь же находится множество рукописей, в том числе, и Евангелие 1462 года.
Византийский музей в городе Пафос славится, в первую очередь, своими мозаиками VI столетия, родина которых – церковь Панагия Канакарья в деревне Литрангоми.

Также там можно увидеть изделия из дерева и металла, которые, к сожалению, представлены совсем в небольшом количестве, однако поражают своей красотой. В большинстве своем это фрагменты резных деревянных иконостасов, которые также когда-то располагались в ныне уже не существующих храмах.

Открыт музей в будние дни с 9 утра до 4 вечера. В субботу византийский музей в Пафосе работает до 2 часов. Вступительный взнос для посещения этого музея составляет 1 евро.

Византийский музей в Пафосе

Византийский музей в Пафосе (Byzantine Museum) работает на территории епископства в центре города, у церкви святого Тедора.

Двухэтажное белое здание митрополитского дворца, в восточной части которого и расположен музей, выделяется арочной галерей, обрамляющей вход. Первоначально аркады не было, она была пристроена спустя некоторое время. Со стороны дороги кажется, что строение утопает в зелени. При входе через центральные ворота всех посетителей встречает бюст архиепископа Макариоса III (он был первым президентом Республики Кипр).

Что интересно, «прописку» в этом живописном месте музей получил не сразу. На протяжении первых шести лет своего существования, с 1983 по 1989 годы, учреждение располагалось в резиденции Пилавакис, а уже с 1989 года переехало в здание митрополии. Основателем музея считается епископ Кипрской православной церкви — Хризосто́м II. Помощь и поддержку в этом нелёгком деле митрополиту оказывал игумен мужского монастыря Хрисороятисса — Дионисий. Их совместные усилия были направлены на сохранение и популяризацию экспонатов церковно-византийского искусства, которые удалось найти в церквях и храмах местной православной епархии.

Экспозиция Византийского музея

Особое место в экспозиции занимают складные кипрские православные иконы. С них, пожалуй, мы и начнём нашу виртуальную экскурсию по музею. Большинство икон датируется XII–XIX веками. Такой почтенный возраст только прибавляет экспонатам дополнительную ценность и интерес. Когда-то давно их прятали от католиков и мусульман, а сегодня иконы — это неотъемлемая часть Византийского музея.

Но самая главная гордость и изюминка коллекции — изображение Святой Марины (она же Марина Антиохийская). Святая представлена на иконе с широко распростёртыми в стороны руками и раскрытыми ладонями, что в свою очередь олицетворяет молитвенную позу. Лик великомученицы дополняют сцены из её жизни, расположенные по бокам иконы (так называемые житийные клеймы). Но самая главная ценность этого экспоната заключается в возрасте — икона датируется VII–VIII веками, что делает её самой древней из всех найденных на острове.

Читайте также  Что делать на Кипре в декабре

Интерес у туристов вызывает и другая известная икона Панагии Элеусы, привезённая в музей из церкви Святого Саввы Каронского.

Другие экспонаты

В одном из залов учреждения представлены фрагменты древних фресок из церквей Святого Фёдора и Панагии Хрисолакурны. Если бы не вовремя предпринятые действия, неблагоприятные климатические условия не оставили бы и следа от настенной росписи.

По хранящейся в Византийском музее церковной утвари можно проследить, как, начиная с XVII века, развивалось ювелирное искусство. Ювелирную тематику продолжает и церковное одеяние, расшитое золотом (XVIII–XIX). Все облачения — результат кропотливой ручной работы, которая отнимала очень много времени.

Искусство старинных мастеров можно оценить и по другим религиозным предметам, выполненным из металла (оклады Евангелий, вместилища для хранения ценных реликвий, сосуды для христианского богослужения и литургии, кресты для благословения и освящения, посох митрополита) и дерева, которому отводилась особая роль. Этот поделочный материал прекрасно подходил для изготовления крестов, иконостасов, отделки икон, различных фигурок и других предметов из мира религиозного быта.

Среди экспонатов Византийского музея выделяются старинные церковные книги и рукописи, относящиеся к XVI–XIX. Здесь же можно посмотреть и на печатные Евангелия (самый древний датируется 1604 годом). Подержать в руках их вам, правда, не дадут, но подойти вплотную и рассмотреть, как следует — никто не запретит.

Стоимость посещения Византийского музея на Кипре

Вход в учреждение платный и составляет 4 € для взрослых посетителей и 3 € для пенсионеров старше 65 лет. Есть возможность воспользоваться аудиогидом (оплачивается дополнительно).

С понедельника по пятницу музей работает с 09.00 до 16.00 (зимний сезон), в субботу — с 09.00 — 13.00, зимний сезон — понедельник-пятница с 09.00 до 16.00, суббота — с 09.00 до 13.00. Выходной — воскресенье и праздничные дни.

Как добраться

Византийский музей находится в центре города Пафоса. Точный адрес: улица Андреа Иоанну, 5 (Andrea Ioannou, 5).

На общественном транспорте: до учреждения можно доехать на городском автобусе под № 10. Нужная остановка будет называться Apostolou Pavlou Ave.

На арендованном автомобиле: культурный объект находится на незначительном удалении от Международного аэропорта города. При отсутствии сильных дорожных заторов от воздушной гавани Пафоса до музея можно доехать за 22 минуты (расстояние — почти 15 километров). Двигаться нужно через Λεωφόρος Αρχιεπισκόπου Μακαρίου ΙΙΙ.

На такси: многие специализированные приложения здесь доступны на русском языке, поэтому проблем с вызовом машины возникнуть не должно. Из самых известных и надёжных сервисов можно назвать Taxid, IGOGO и nTAXI.

Культурный центр на панораме Google Maps: вид снаружи

Епископский дворец в Асторге

Епископский дворец в Асторге

Епископский дворец в Асторге был возведен Антонио Гауди в период с 1887 по 1893 год. Основной причиной, по которой архитектора пригласили в Асторг, было то обстоятельство, что прелатом, отправившимся туда, стал земляк зодчего, каталонец Хуан Баптиста Грау-и-Вальеспинос (1832–1893).

Переписка между Гауди и прелатом велась на протяжении двух лет. За это время мастер представил несколько проектов здания епископского дворца. Наконец одобренный прелатом эскиз был отправлен на резолюцию в министерство юстиции и Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, находящуюся в Мадриде.

В ответ из академии пришло письмо с просьбой внести в проект ряд изменений. Антонио Гауди переделал проект и вновь отправил его в Мадрид. Однако в повторном письме академики просили автора изменить некоторые детали сооружения.

Таким образом Гауди удалось прибыть к месту строительства только весной 1889 года. Тогда, осмотрев местность, архитектор изменил в проекте дворца несколько существенных деталей.

Даже после смерти прелата Грау Гауди не смог начать работу из-за возникших сложностей. А в ноябре 1893 года он и вовсе отказался продолжать строительство здания. Завершить возведение дворца в Асторге удалось в 1909 году зодчему Рикардо Гарсиа Гарета.

Средневековый облик дворца в Асторге

Парадный вход во дворец

Дворец епископа и примыкающий к нему собор

Скульптуры в садике у дворца епископа

Архитектура дворца выдержана в неоготическом стиле. Это подтверждает план, имеющий вид греческого креста, и крепостной характер архитектуры постройки. И лишь некоторые детали дают зрителю понять, что авторство принадлежит знаменитому испанскому мастеру. Среди таких элементов можно назвать ров-приямок, устроенный вдоль всей линии периметра здания, что способствует хорошему доступу света и воздуха внутрь подвальных помещений; использование в конструкции подвала круглых и квадратных в сечении опор; хорошую освещенность холла по всей его площади.

Особенный интерес в архитектуре здания представляет оригинальная и необычная конструкция главного входа. Это квадратный в плане, составленный из двух контрфорсов и трех арок входной портик, заканчивающийся маленькой террасой с круглой балюстрадой.

Строительство дворца в Асторге было остановлено в 1902 году. Автор путеводителя провинции Леон, где и находится Асторг, говорит о том, что епископский дворец является «лучшим в Испании неоготическим зданием».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Царский дворец

Царский дворец Чем дальше мы шли в направлении царского дворца, тем больше народу становилось. А когда мы прибыли на место, встречать капитан-командора вышли самые знатные люди и великие господа. Они присоединились к тем, кто сопровождал нас. Это произошло за час до захода

Дворец пионеров

Дворец пионеров Стихи я начал писать случайно. Я в то время учился в седьмом классе 254 ленинградской школы, расположенной напротив Никольского собора, в доме на углу проспекта Римского-Корсакова и улицы Глинки, где поворачивали трамвайные рельсы. Школа наша помещалась в

Дворец

Дворец Мы с Бабушкой на трамвае приехали в Останкинский дворец, а он закрыт — входная дверь заперта! Рядом с дверью стоит маленькая худенькая пожилая женщина и говорит:— Для посетителей и экскурсий дворец закрыт.Я не понимаю, как дворец может быть закрыт — он должен быть

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ Символ имперского величия России — Зимний дворец — уже давно прибывал в упадке. Царская семья перестала жить в Зимнем задолго до революции. В отсутствие постоянных обитателей дворец постепенно утрачивал прежний блеск и роскошь. В 1915 году в части дворцовых

ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ

ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ Стихи я начал писать случайно. Я в то время учился в седьмом классе 254 ленинградской школы, расположенной напротив Никольского собора, в доме на углу проспекта Римского-Корсакова и улицы Глинки, где поворачивали трамвайные рельсы. Школа наша помещалась в

Дворец Гуэль

Дворец Гуэль После того как сооружение дворца Гуэль было полностью завершено, мастер Хуан Оньос прикрепил к фасаду здания герб Каталонии, выкованный по проекту Гауди из железа. По поводу украшения постройки геральдическим знаком испанской провинции следует сказать

Епископский дворец в Асторге

Епископский дворец в Асторге Епископский дворец в Асторге был возведен Антонио Гауди в период с 1887 по 1893 год. Основной причиной, по которой архитектора пригласили в Асторг, было то обстоятельство, что прелатом, отправившимся туда, стал земляк зодчего, каталонец Хуан

Дворец Гуэль

Дворец Гуэль После того как сооружение дворца Гуэль было полностью завершено, мастер Хуан Оньос прикрепил к фасаду здания герб Каталонии, выкованный по проекту Гауди из железа. По поводу украшения постройки гиральдическим знаком испанской провинции следует сказать

I АМПИРНЫЙ ДВОРЕЦ

I АМПИРНЫЙ ДВОРЕЦ Дворец владельцев этих лесистых обширных угодий признали высокохудожественным памятником искусства и старины, и некоторое время он стоял в полной сохранности, только уж, конечно, липы в парке постепенно обдирали на лыко, из павильонов и теплиц тащили

Дворец пионеров

Дворец пионеров Про то, что скоро откроется удивительный Дворец пионеров на Ленинских горах, писали в газетах, говорили по радио. Мы ждали, мечтали. Мы с Алкой решили туда отправиться, как только он откроется, и записаться в разные кружки.Когда мы пошли в пятый класс,

Читайте также  Часовня Симона Киринеянина

Дворец для Хрущева

Дворец для Хрущева Жара. Я шагаю по размякшему шоссе в сторону моря и мечтаю о прохладном голубом просторе. Время от времени меня обгоняют грузовые машины. В конце концов я обращаю внимание на то, что в кузове каждого грузовика — странный груз: что-то похожее на буханки

Люксембургский дворец

Люксембургский дворец Мария Медичи никогда особенно не любила Лувр — мрачный, окруженный зловонными ямами. После смерти Генриха IV она начала подыскивать для себя другую резиденцию: неизбежно наступит время, когда ее апартаменты в Лувре займет властвующая королева. Ее

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ Весной 1816 года Карло Росси получил от Бетанкура предложение реконструировать усадьбу Аничкова дворца в контексте новой застройки главной магистрали города — Невского проспекта. Таким образом, с помощью Росси и Модюи Бетанкур начал реконструкцию

Глава XX «Дворец»

Глава XX «Дворец» Белая сибирская ночь была уже на исходе. На востоке появились первые проблески наступающего дня. Колонна завершила путь и остановилась перед воротами большой усадьбы, окруженной со всех сторон высокой оградой. Сквозь решетку ворот был виден большой

Дворец культуры ЗИЛ

Дворец культуры ЗИЛ Вспомнились другие эпизоды тех лет…Начало 1950-х, когда почти каждый день ездил на метро во Дворец культуры ЗИЛ. Все ездили без опаски – метро самый безопасный вид транспорта. Никому и в голову не могла прийти мысль, что может что-то случиться. Какие там

mila_hunguide

Ваш гид по Будапешту и Венгрии

Епископский дворец в Эстергоме

Со смотровой площадки на высоком Крепостном холме (Várhegy) открывается великолепная панорама. На противоположном, левом дунайском берегу стоят невысокие дома словацкого городка Штурово, который соединяет с Эстергомом мост Марии Валерии. Дунай в этих местах широкий, длина моста – целых полкилометра. Прямо под холмом, где возвышается величественная базилика, видны вымощенные брусчаткой узкие улочки самой старой части Эстергома — Водного города (Víziváros). В парке, протянувшемся вдоль берега, до сих пор можно видеть фрагменты защитной городской стены, крепостной башни и здание бывшего турецкого молитвенного дома с основанием минарета. Главное украшение Водного города – Епископский дворец (Prímási palota) и приходская римско-католическая церковь святого Игнатия (Szent Ignác-plébániatemplom).

Дворец был построен как резиденция для венгерского кардинала, тогдашнего архиепископа Эстергома и примаса Венгрии Яноша Шимора (Simor János), причём на его собственные средства.

Архиепископ Янош Шимор являлся выдающейся фигурой не только в церковной, но и в политической, гражданской и культурной жизни страны.

После того, как он окончил начальную школу и первые четыре курса гимназии в своём родном городе Секешфехеваре, родители отправили его в Буду с целью изучения немецкого языка. После этого Янош два года обучался в колледже Emericanum в Пожони (нынешняя Братислава) и ещё год в одном из первых университетов в Надьсомбате (в настоящее время город Трнава в Словакии). В 1841 году Янош Шимор защитил докторскую диссертацию по теологии в венской школе венгерского кардинала и философа, эстергомского архиепископа Петера Пазманя (Collegium Pazmanianum).

На свои собственные средства открывал школы и сиротские приюты и помогал особо нуждающимся прихожанам. Шимор основал фонд помощи учителям и пенсионный фонд хозяйственников, занимался управлением церковных земельных наделов.

На торжественном освящении неоренессансного дворца под парадной лестницей в стену был заложен небольшой шкафчик с техническим описанием и фотографиями здания, полотняный мешочек с зёрнами пшеницы, монеты того времени, три номера церковного издания «Венгерская корона» и список всех тех людей, которые участвовали в строительстве: начиная от архитектора и заканчивая простыми рабочими. Затраты на строительство были по тем временам немалые – свыше 625 тысяч форинтов.

В настоящее время в здании находятся рабочий кабинет и покои архиепископа, залы для приёма гостей, библиотека, архиепископский архив и Христианский музей.

Стены парадной лестницы украшены портретами венгерских примасов. Парадные залы – Красный,Чёрный и Зелёный салоны — отличаются богатым убранством. В Чёрном салоне, который получил своё название от находящейся в нём мебели чёрного цвета, в августе 1991 года был оказан почётный приём высокому гостю – папе римскому святому Иоанну Павлу II. Стены Красного салона украшают копии картин эпохи Ренессанса. Когда архиепископ Шимор не мог приобрести подлинник особенно понравившегося полотна, он заказывал копии у самых талантливых художников того времени. В Зелёном салоне висят портреты императора Франца Иосифа и его супруги Елизаветы в полный рост, а также два огромных полотна с пейзажами Эстергома. Дворец соединён с церковью святого Игнатия отдельным проходом.

В библиотеке (Érseki Simor Könyvtár) хранятся 35 средневековых кодексов, 13 оригинальных средневековых документов, 259 инкунабул (от лат. incunabula «колыбель», «начало» — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года, редчайшие издания тиражом от 100 до 300 экземпляров), большое количество литературных произведений, а также книг по теологии, истории и искусствоведению общим количеством свыше 70 тысяч экземпляров.

Архиепископский архив (Prímási Levéltár) — это второе по величине после Национального архива Венгрии собрание редчайших исторических грамот (к примеру, оригинал Золотой буллы) и документов (церковные документы королевских коронаций и даже оригинальный рецепт ликёра «Уникум»).

Музейный фонд составляют несколько богатых коллекций разных периодов:

Музей Мозаик в Стамбуле и Большой Дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя был олицетворением богатства и могущества Византии и на протяжении нескольких тысячелетий был церемониальным сердцем Византийской Империи. Он находился между Ипподромом и морскими крепостными стенами, в районе, известном сегодня как Султанахмет.

Константинопольский дворец был великолепной резиденцией византийских императоров и их придворных чиновников, в котором находился зал с золотым механизированным троном, приемные, часовни, сокровищницы, сады. Его активно использовали с 330 по 1453 годы н.э. Он был роскошно украшен экзотическим мрамором и прекрасной мозаикой, которая не оставляла равнодушными гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Построенный Константином Первым, дворец оставался фактической резиденцией вплоть до начала правления Алексиоса Первого, который перенес свой императорский двор во дворец Блахернай. Последний носил гордое звание главного до 1204 года. В нем же проживали латинские императоры.

Большой императорский дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя: план и строительство

Большой дворец Константинополя и Ипподром

Строительство Великого дворца было начато императором Константином I (ок. 306-337 гг. Н.э.) на возвышенной части города. Строительство дворца продолжалось несколько лет, пока сооружения не превратились в полноценный дворцовый комплекс, заняв весь склон холма Августион. Площадь дворцовой территории была около нескольких сотен квадратных метров. Жилой флигель соединял дворец с известным городским цирком, чтобы императоры могли легко и безопасно посещать публичные спектакли, проводимые там.

На протяжении веков комплекс будет включать в себя:

  • великолепный тронный зал;
  • залы для официальных зрителей, государственных банкетов и коронаций;
  • различные приемные;
  • несколько церквей и часовен;
  • университет;
  • Римские бани;
  • большую библиотеку, где постоянно выпускались новые рукописи;
  • спальные помещения для королевской семьи и ее окружения;
  • сигнальную башню Фарос;
  • казармы для королевской гвардии;
  • сады с террасами и фонтанами;
  • поле для поло;
  • большое собрание произведений изобразительного искусства, особенно мозаик и статуй.

Многие из этих зданий и сооружений, построенных в разные века, были соединены коридорами и крытыми колоннадными проходами. Весь комплекс был окружен стеной во время правления Юстиниана II (ок. 685-711 г. н.э.).

Общую планировку и ключевые элементы можно восстановить по древним описаниям, которые можно найти, например, в De ceremoniis Константина VII («Церемонии византийского двора») – очерке, написанном в 10 веке нашей эры. К сожалению, современные археологические раскопки на месте не добавили информации о конкретных зданиях внутри дворцового комплекса, так как он был полностью застроен Османами.

Основные строения Большого дворца

Большой дворец Константинополя, реконструкция

Центральным входом во дворец были монументальные ворота Чалке, которые использовались для церемониальных шествий. У них были гигантские бронзовые двери, возможно, объясняющие их название («чалке» означает «медный»). Вариация, построенная Юстинианом I (527-656 г. н.э.), имела четыре арки, поддерживающие купол, и крытую колоннаду. Внутренняя часть купола была украшена сверкающей мозаикой, изображающей императора и его императрицу Феодору вместе с избранной группой сенаторов.

Читайте также  Церковь Тихона Задонского

Большой Дворец также функционировал как огромный клад, и не только для золота, серебра, драгоценных камней и военной добычи, но также для бесценных религиозных артефактов. Наиболее почитаемыми были реликвии, связанные с распятием Христа, которые хранились в часовне Девы Фаросской. Другим бесценным артефактом была икона Мандилион. Это плащаница, на которой было отпечатано лицо Иисуса Христа в классической позе, известной как Пантократор, которую сегодня можно увидеть в церквях по всему миру. Плащаница была привезена во Францию ​​рыцарями-крестоносцами, но затем утрачена во время Французской революции.

Императору Феофилу (ок. 829–842 гг. н.э.) приписывают щедрую реставрацию королевского дворца и его садов, которые на протяжении веков превратились в настоящий архитектурный хаос. Здания были снесены, а вместо них возникли новые, однородные, с соединяющимися коридорами, отделанными белым мрамором, тонкой настенной мозаикой и украшенными колоннами из розового и порфирового мрамора.

Последняя история

Император Алексей I Комнин (Aleksios I Komnenos) в конце XI века начинает строительство и обустройство Влахернского дворца, тем не менее Большой дворец продолжал использоваться для выполнения государственных функций и организации приемов.

В эпоху Палеологов, некогда грандиозный Большой дворец Константинополя совсем опустел, а затем начал подвергаться рзрушениям и разбирался под строительство новых зданий.

С 1204 г. н.э., после разграбления Константинополя во время Четвертого крестового похода, Большой дворец использовался латинскими императорами. Именно во время разорения Константинополя часовни Большого дворца были разграблены, и святые мощи, находившиеся в них, были разнесены по заграничным церквям, таким как часовня Людовика IX в Париже. Со времен правления Михаила VIII из династии Палеологов (1259-1282 гг. н.э.) дворец претерпевал дальнейший упадок.

Дворец состоял из ипподрома и других прилегающих дворцов, банного комплекса Зевсиппоса, имперского форума или Августейона, на котором Юстиниан I воздвиг свою конную статую на монументальной колонне в 6 веке, церквей Святой Софии, Святой Ирины, а затем и Святого Иоанна Богослова на северо-востоке и св. Серджиоса и Бакхоса на юго-востоке, а также двора библиотеки и перистиля под названием «Базилика».

Самая старая часть Большого дворца, Дафнейский дворец, построенный Константином Великим и его преемниками в 4-м и 5-м веках, представлял собой огромный комплекс. Считается, что он занимал место, на котором сейчас стоит мечеть Султанахмет.

Сохранилось не очень много некогда прекрасных зданий Большого дворца, но осталась одна из их общих и самых красивых черт – напольная мозаика, изображающая всевозможные сцены из византийской повседневной жизни, особенно сцены природы, охоты и игр детей. Сохранившиеся мозаики, в основном, датируются 6 веком нашей эры, и их сегодня можно увидеть в Музее мозаики Большого дворца Стамбула.

Музей мозаик в Стамбуле

Великолепные изображения в музее мозаик, Стамбул

Византийская Империя пала, и ее место заняла другая, Османская. Естественно, что части старого дворца постепенно разрушали и заменяли новыми постройками, но все же сохранившиеся фрагменты мозаики дают нам представление о бывшей имперской власти и ее архитектурно-художественном стиле.

Рыночные постройки и конюшни были сожжены подчистую, и во время разбора пепелища строители неожиданно обнаружили необычные рисунки на камнях. За исследование этой находки активно взялись сотрудники английского Университета Святого Эндрюса. Оказалось, что найденные осколки не единичны. Они представляют собой огромную структуру площадью свыше 4000 кв.м.

Изображения растений в музее мозаик

Позднее удалось выяснить, что это не что иное, как перистиль Большого Императорского дворца в Константинополе. Предполагается, что перестройкой перистиля занимался император Юстиниан. Но самая чудесная археологическая находка в этой местности – великолепные мозаики, которые когда-то служили украшением дворцового напольного покрытия. Ни время, ни различные бедствия не сумели уничтожить произведения искусства, покрывающие территорию в 2000 кв.м.

Руины дворца, обнаруженные археологами в периоды с 1935 по 1938 годы и с 1952 по 1954 годы, были довольно разрознены, но все же они оказали неоценимую помощь историкам. К настоящему моменту на месте развалин основали полноценный Музей, в котором хранится множество напольных византийских мозаик, описывающих сцены жизни людей, начиная с римского периода.

Найденные мозаики состоят из 80 миллионов стеклянных, терракотовых и известковых кубиков – до 40 000 штук на 1 кв.м. площади. Специалисты предполагают, что находка составляет лишь 1/8 часть от первоначальной протяженности.

Мозаичные рисунки

Часть перестиля Большого дворца, Музей мозаик, Стамбул

Появление мозаичного перестиля связывают с правлением императора Юстиниана, при котором дворец перестроили и украсили. Изображение Юстиниана можно увидеть в апсиде базилики Сан-Виталле, что находится в итальянском городе Равенна. Это настоящая жемчужина византийского искусства, которая удивительным образом сохранилась вдали от Константинополя.

Перестиль поддерживали 42 колонны, здесь же расположился хризотриклиний, т.е. Золотая обеденная зала, имевшая полы в виде мозаик. Размеры мозаичного перестиля поражают – 66,5*55,5 метров – за шестидесяти вековую историю мозаичного искусства этот перестиль являлся редчайшим произведением.

Музей мозаик, Стамбул

Музейные мозаики когда-то служили основным украшением серии залов с колоннами в Большом Императорском дворце. Каждый сюжет, каждая сцена, каждый мотив уникальны. Мозаичные картины не были копиями каких-либо произведений, заимствованных у предков, — это плод потрясающей фантазии и изобретательности мастеров и художников, которые их делали. От каждого образа веет жизненной энергией, и даже с течением веков это впечатление не угасло.

Сегодня посетители Музея мозаики в Стамбуле имеют возможность любоваться самыми разнообразными фрагментами уникального напольного покрытия – от совсем миниатюрных до огромных, сторона которых доходит до 6 метров.

Музей мозаик, Стамбул

Изобразительные мотивы мозаик, исследователи территориально связывают с регионом Средиземноморья. Экспозицию можно условно разделить по тематикам на несколько жанров. Каждый из них демонстрирует, в основном, повседневную жизнь византийцев. Но здесь же можно обнаружить образы экзотических животных и мифических существ.

Технология укладки мозаики была очень интересной. Как правило, перед укладкой мозаичных фрагментов основание устилали слоем битой керамики, толщина которого могла достигать 50 см. Например, в обнаруженном перистиле такой подготовительный слой был выстлан из колоссального количества осколков глиняных амфор, которые использовались для доставки в древний Константинополь масла и вина со всех концов света.

Битая керамика служила своеобразным дренажным слоем, который затем засыпали смесью из древесного угля, глины и песка. Все тщательно утрамбовывали. После этого в заготовки прямоугольной формы выливали цементный раствор, а на него уже укладывали в нужном порядке терракотовые, стеклянные, мраморные кубики различной цветовой гаммы.

Где находится и часы работы музея мозаик в Стамбуле

Это небольшой музей со скромной, но при этом уникальной экспозицией. Музей понравится тем, кто интересуется Византийской культурой и искусством, ведь мозаики – это дошедшие до нас, неповторимые крупицы истории.

Музей мозаики находится в историческом районе Султанахмет. Дойти до него можно, свернув за Голубую мечеть и пройдя по торговым рядам рынка Arasta (Араста). Так как музей располагается под рядами рынка, посередине рынка Араста посмотрите вверх – наверху висит указатель Mosaic museum и стрелка показывает направление в арку. Пройдя арку (не переходя дорогу), посмотрите направо – вы увидите огороженную территорию и табличку Музея мозаик.

Время работы музея:

С 15 Апреля по 25 Октября музей работает с 09:00 до 19:00. Касса закрывается в 18:30.

С 25 Октября по 15 Апреля музей работает с 09:00 до 17:00. Касса закрывается в 16:30.

Стоимость входного билета 30 турецких лир.

Если вы приобрели музейную карту Museum Pass Istanbul – вход в музей бесплатный.