Витебский областной краеведческий музей

Витебский областной краеведческий музей

Витебский областной краеведческий музей — крупнейший музей Витебска, один из старейших и богатейших музеев Беларуси. Кроме основного подразделения имеет 5 филиалов. Объём фондов — более 200 тысяч экспонатов. Основан в 1918 году.

Музей располагается в ратуше (улица Ленина, 36).

Содержание

История

Музей был создан 12 ноября 1918 года как Витебский губернский музей по приказу №3407 губернского отдела народного образования. В основу музейной коллекции легло собрание древностей коллекционера А. Р. Бродовского, который до революции содержал частный «Музей древностей и художественной промышленности» (открыт в 1906) в Вильно (ныне Вильнюс). Музейная коллекция Бродовского была перевезена в Витебск (ещё в 1915), а он сам стал первым директором Витебского губернского музея.

Коллекцию разместили в здании бывшей духовной семинарии (ещё раньше — жилой корпус базилианского монастыря, а ныне станкоинструментальный техникум). Собрание включало в себя более 10 тысяч экспонатов, и было поделена Бродовским на 40 тематических коллекций. По свидетельству историка Б. Брежго наиболее ценной была коллекция нумизматики.

В мае (или июне [1] ) 1919 года музей был открыт для посетителей.

В 1924 году музей преобразован в отделение Белгосмузея. Назначен новый директор — И. И. Василевич. 4 ноября 1924 года музею передано здание городской ратуши.

Кроме коллекции А. Бродовского в фонды музея была передана частная коллекция В. П. Федоровича, фонды музея Виленского офицерского товарищества (войскового собрания) [1] , эвакуированного в Витебск в годы Первой мировой войны, коллекции церковно-археологического музея и Витебской архивной учёной комиссии. После смерти патриарха витебского краеведения А. П. Сапунова (1924) в музей передан его архив и личные вещи.

Следующие два года готовилась новая экспозиция, которая заняла три этажа здания ратуши. 27 апреля 1927 года она была открыта для посещения. Экспозиция была разделена на 6 отделов: археологический, исторический, этнографический, церковный и современной промышленности. Фонды музея тогда составляли около 30 тысяч экспонатов.

В августе 1928 года музей перестал быть отделением Белгосмузея, и продолжил своё существование как самостоятельное учреждение культуры.

В 1929 году музей получил новое название: Витебский Белорусский Государственный культурно-исторический музей. В художественном отделе музея были представлены коллекции уральских самоцветов, французских графюр, китайский, немецкий, английский фарфор, произведения И. Айвазовского, П. Канчаловского, Е. Минина, Марка Шагала, С. Юдовина и другие экспонаты.

В 1930 году все научные сотрудники музея были уволены из-за «низкого идеологического уровня». Новый персонал музея начал работу по подготовке экспозиции, целью которой было увеличение эффективности идеологической работы. Настоящие музейные экспонаты заменялись копиями, плакатами, фотоснимками. В 1932 году музей был переименован в социально-исторический. Новая экспозиция была открыта только в 1938 году, и состояла из трёх отделов: древняя история, средневековая история и отдел социалистического строительства и сталинской Конституции.

В мае 1940 года у музея появился филиал — антирелигиозный музей, который размещался в здании бывшего костёла св. Антония. В центре храмового здания был установлен маятник Фуко, который свидетельствовал о вращении Земли.

В начале Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в Саратов. Фонды музея не успели эвакуировать полностью. Около 31% экспонатов были уничтожены или пропали бесследно во время оккупации немецкими войсками .

Сразу после освобождения Витебска от немецких оккупантов началось восстановление музея [2] . Музей возобновил работу в здании бывшей ратуши. В июле 1945-го посетителям была представлена выставка «Витебская область в годы Великой Отечественной войны».

Постоянная экспозиция сформировалась в начале 1950-х годов. Во второй половине 1950-х в музее было четыре отдела: отдел природы, отдел досоветского периода, отдел советского периода (1917—1945), отдел послевоенного социалистического строительства. В 1960 году появился художественный отдел. В это же время музей обрёл три филиала: бывшую «тюрьму СД», экспозиции, посвящённые подпольной группе «Юные мстители» в Оболе, и генералу Льву Доватору в Улле.

В 1976 году была начата реставрация здания ратуши. Доступ посетителей к постоянной экспозиции сначала был ограничен частично, а затем полностью. Реставрационные работы были завершены только через 18 лет.

В 1988 году основаны два новых филиала: музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» и литературный музей. В 1992 к ним прибавился художественный музей, открытый в здании бывшего окружного суда. В июле 1993 года открыт ещё один филиал: музей частных коллекций, созданный на основе коллекции И. Д. Галькевича.

В 1990-х годах изменялась и постоянная экспозиция музея. Первой её частью стала выставка, посвящённая 50-летию освобождения Беларуси. В 1998 году открыта выставка «Древний Витебск», содержащая материалы археологических раскопок города. Наконец, в 2003 году открыта выставка, посвящённая природе Витебской области. Кроме постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся различные временные выставки, научные конференции, издаются сборники научных статей.

Постоянные экспозиции

  • Древний Витебск (археологическая экспозиция)
  • Защитники Отечества (экспозиция, посвящённая борьбе с фашизмом в ВОВ)
  • Природа Витебского края

Филиалы

  • Художественный музей
  • Музей частных коллекций
  • Литературный музей
  • Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»
  • Музей патриотов Витебщины (бывшая тюрьма СД)

Галерея

О присвоении Витебскому отделению Государственного музея имени Ф. Скорины. «Заря Запада», 6 января 1926

Вход в Витебский государственный культурно-исторический музей. Над лестницей надпись «Пазнай мінулае, каб будаваць будучыню». «Чырвоная Беларусь», №1, 1931

Вход в музей. 1932 г.

Экспозиция предметов дворянских усадеб. 1932 г.

1957 г. Экспозиция истории советского периода.

Витебский областной краеведческий музей, Беларусь: история, описание, фото

Витебск, улица Ленина 36

Витебский областной краеведческий музей — это одно из интереснейших мест северной столицы Беларуси. В стенах этого уникального комплекса можно узнать об истории города, его культуре и жизни в разных эпохах. Недостаточно просто прогуливаться по мощеным улочкам и красивейшим скверам, чтобы узнать секреты старинных зданий или легенду, связанную с каким-то особенным местом. В Витебском историко-краеведческом музее собраны все страницы городской летописи, которая раскроет посетителям многие секреты достопримечательностей области. Посетить это удивительное место можно как во время экскурсий выходного дня в Витебске, так и просто во время прогулки с семьей или друзьями.

Как появился Витебский краеведческий музей?

История музея уходит своими корнями еще в начало XX века: первые выставки в Витебске прошли лишь летом 1919 года. Изначально здание принадлежало духовной семинарии, а после уже более 10 тысяч экспонатов радовали глаз общественности.

В фонде музея на тот момент находилось 40 экспозиций по различным тематикам:

археология и природоведение;

нумизматика и фалеристика;

иконы и религиозные медали;

изделия из фарфора и т. д.

Чуть позже в 1924 году коллекция пополнилась предметами времен Первой мировой войны. Многие историки и деятели науки завещали Витебскому краеведческому музею свои личные вещи и ценные предметы.

VETLIVA рассказывает: Во времена коллективизации с 1932 года уникальные коллекции музея были заменены агитационными социалистическими плакатами и фотоснимками. Экспозиции и произведения искусства ждали своего часа до 1938 года.

Как и многие достопримечательности Беларуси, Витебский районный краеведческий музей значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Еще в самом начале страшного события была эвакуация экспонатов в г. Куйбышев, а после в г. Саратов. Но несмотря на всю скорость и оперативность этой «спасательной операции», не все коллекции удалось спасти. Около 30% всех предметов музея были либо уничтожены, либо разворованы во время оккупации.

Интересный факт от VETLIVA: доблестным защитникам города удалось освободить Витебск 26 июня 1944 года, а уже через 5 дней краеведческий музей вновь ожил от долгого сна. Работники в течение нескольких дней собрали бесценную ныне коллекцию из вещей военных, их наград, фотоснимков и газет, оружия, писем и т. д. Так 1 июля 1944 года была проведена Первая послевоенная выставка.

Со временем коллекции музея восстанавливались, возвращались на родину уникальные экспонаты. На сегодняшний день туристы могут увидеть более 200 тысяч предметов из разных исторических периодов.

Какие выставки сегодня можно увидеть в музее?

Современный Витебский краеведческий музей расположен в здании городской ратуши. Именно в главном трехэтажном корпусе проходят выставки необычных экспонатов.

В фонде музея есть постоянные коллекции:

«Находки с бабушкиного чердачка»;

«Природа Витебского края» и др.

Кроме этого, в музее проводятся выставки частных коллекций, предметов из фондов других музеев, картины известных белорусских и зарубежных художников.

Интересный факт от VETLIVA: Одна из выставок, которые проводятся в музее, носит название «Великанов хутор». Главный герой этой экспозиции Федор Махнов — самый высокий человек на Земле за всю историю ее существования! Его данные не внесены в книгу рекордов Гиннеса, однако до сих пор его рост 2,85 см неофициально считается самым высоким в мире.

Познакомившись с историей и культурой Витебщины в краеведческом музее, вы также можете посмотреть и другие достопримечательности города. Необычный Арт-центр Марка Шагала, красивейший Свято-успенский кафедральный собор и Воскресенская церковь ждут вас на экскурсиях по Витебску!

VETLIVA рассказывает: если вы не знаете, что посмотреть в Витебске, то можете почитать наш гайд по этому северному городу. Гарантируем: будет интересно!

Несколько интересных фактов из истории Витебского областного краеведческого музея

в ноябре музей празднует столетие со дня основания

Почему уместно праздновать юбилей в этом году, как был основан региональный музей в нашем городе, как он пережил эвакуацию и был восставлен после войны.

Об этом и многом другом рассказал заместитель директора по научной работе Валерий Шишанов .

Валерий Шишанов. Фото Саши Май

В 1918 году краеведческий музей был не в Ратуше

12 ноября 1918 года витебский губернский отдел народного образования издал приказ №3407 о создании губернского музея и назначении его заведующим Антона Бродовского.

Основой экспозиции стала частная коллекция Антона Рафаиловича, состоящая из более чем 10 тысяч единиц: археологических находок, монет, часов, икон, вышивок, фарфора и других предметов.

В отчете за 1920 год Антон Бродовский рассказывал, как создавался музей. Подходящее помещение нашлось в здании бывшей духовной семинарии, а витрины для размещения коллекции собирали по закрытым магазинам города.

Читайте также  Базилика Санта Сабина

Напомним , что сегодня в историческом сооружении планируют разместить корпус гимназии №1.

Отчет А. Бродовского, 1920 год. Из фондов ВОКМ

С 1924 года музей из Ратуши никуда не переезжал

Музей принял первых посетителей в мае 1919 года. Штат учреждения был минимальным: директор Бродовский, два сторожа, а в помощь – член губернской комиссии по охране памятников старины и предметов искусства.

В ноябре 1923 года, под предлогом размещения клуба пединститута, экспозиция была демонтирована и ящики с предметами перенесены в закрытый Успенский собор.

В ноябре 1924 года было принято решение предоставить витебскому музею помещения в Ратуше и объединить другие собрания: коллекцию Вацлава Федоровича (на основе ее был создан «Музей местных древностей»), музей практического института народного образования, в который попали коллекции Витебской ученой архивной комиссии и церковного древлехранилища, рукописи и личные вещи краеведа Алексея Сапунова, произведения искусства. Всего экспозиция насчитывала около 30 тысяч предметов.

С этого времени и до сегодняшнего дня (за исключением периода оккупации) региональный музей из Ратуши никуда не переезжал.

Губернский муз

В Ратуше не всегда демонстрировались предметы витебской старины

С 1924 по 1928 годы губернский музей нашего города считался витебским отделением Белорусского государственного музея, затем стал самостоятельным и получил название «Витебский Белорусский Государственный Культурно-Исторический музей».

Экспозиция размещалась на трех этажах Ратуши и состояла из шести отделов: археологического, исторического, художественного, этнографического, современной промышленности и церковного.

«Заря Запада», 9 мая 1925 года. Фото предоставлено Валерием Шишановым

Сотрудники музея были членами краеведческого товарищества, проводили активную работу, в 1925 и в 1928 годах выдали сборники статей «Витебщина».

В 1930-е годы состав работников учреждения почти полностью изменился. Новые музейщики не столько старались сохранить памятники истории и культуры, сколько правильно отразить линию партии.

В 1938 году открылась новая экспозиция Витебского социально-исторического музея, главное внимание в которой было уделено пропаганде идей марксизма-ленинизма и социалистическому строительству.

Подлинные предметы старины в экспозиции часто заменялись репродукциями, картинами, схемами. Макеты витебских предприятий создавал тогда старший научный сотрудник, а затем директор музея – Валентин Зейлерт.

Витебский областной краеведческий музей размещается в здании Ратуши. Фото Саши Май

80% довоенного фонда витебского музея сохранить удалось, но произведения Пэна потеряли во время эвакуации

Витебскому музею повезло: большинство фондов учреждения в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано.

8 июля 1941 года из нашего города в Саратов отправился вагон с частью коллекции музея и галереи Пэна. Однако вывезти удалось не все и часть коллекции была утрачена. Например, и сегодня точно неизвестно, каким образом и где пропали произведения Пэна: из более чем 800 картин из эвакуации вернулись лишь 230.

В то же время удалось сохранить порядка 80% довоенного фонда витебского музея: эти экспонаты можно увидеть и сегодня. Например, предметы из коллекций Федоровича и Бродовского экспонируются в Музее истории частного коллекционирования.

Ратуша в 1959 году. Источник: evitebsk.com

В 1960-1970-е годы музей активно работал как просветительское учреждение. Плату за вход здесь не брали.

В конце 1970-начале 1980-х годов стало понятно, что здание Ратуши нуждается в капитальном ремонте, потому музей был закрыт. Но сотрудники продолжали работу по комплектованию фонда (в начале 80-х в коллекции музея было уже 88 тысяч единиц), организовывали выставки, комплексные экспедиции.

Обновленный музей открылся в Ратуше в 1992 году, в конце ХХ века начали свою работу и филиалы — Литературный музей, музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Художественный музей, Музей частных коллекций.

Ратуша и прилегающие кварталы. 1970-80-е годы. Источник: evitebsk.com

Когда все-таки праздновать юбилей музея?

Есть мнение, что нужно отмечать не столетие, а стопятидесятилетие со дня основания музея в Витебске, отсчитывая его историю с 1868 года, когда был создан музей при Витебском губернском статистическом комитете. Насколько это правильно?

По словам Валерия Шишанова, сохранились отчеты статистического комитета, по которым понятно, что учреждение собирало старинные предметы, в первую очередь, монеты. В документах за 1869 год музей при статкомитете и вовсе называют нумизматическим. При этом у него не было своего помещения, сотрудников и директора, просуществовал он недолго. А 1890 году все предметы умещались в одной картонной коробке в денежном ящике. Потому здесь уместнее говорить о коллекции, а не о музее.

Удревнить историю своего учреждения очень заманчиво, но я считаю, что мы должны быть до конца честными, – прокомментировал Валерий Алексеевич. – Если говорить в целом о музейном деле в нашем городе, тогда еще можно использовать дату 1868 год, но если вести речь о региональном государственном музее, то тогда нужно брать точкой отсчета 1918, что подтверждено документально приказом губоно.

С этого времени история нашего музея непрерывна, за исключением периода оккупации. Благодаря такой преемственности мы и празднуем в этом году столетний юбилей.

Отчет о занятиях Витгубстат комитета, 1868 год. Фото предоставлено Валерием Шишановым

О современном состоянии областного краеведческого музея и о том, как будет проходить празднование столетия со дня его основания, директор учреждения Глеб Савицкий расскажет в следующий раз.

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Витебский краеведческий музей «Памяти патриотов Витебщины 1941-1945 гг.» / «Я умираю…»
Фоторепортаж из подвалов бывшей тюрьмы СД в Витебске / Музеи г. Витебска и Витебской области / Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ / июнь, 2014

Проект «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Главной задачей проекта является информирование общественности о культурном наследии страны. Музейное дело важное направление для развития национальной культуры и формирования духовного развития каждого гражданина. Только тогда, когда человек знает свою историю и культуру он может по-настоящему гордиться своей Родиной. © Ещё музеи в проекте

Мы продолжаем проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ». Не выходя из дома, вы можете увидеть экспонаты музеев из различных уголков страны – глазами наших фоторепортеров. На этот раз наш корреспондент накануне 70-й годовщины освобождения Витебска, которая отмечается 26 июня, попала в «подвалы гестапо». Так это мрачное место называют в городе, но на самом деле это подвалы бывшей тюрьмы СД (эсэсовская служба безопасности). Сегодня тут располагается уникальная для Беларуси экспозиция Витебского краеведческого музея «Памяти патриотов Витебщины 1941-1945 гг.». Подвалы на Крылова, 7

От областного краеведческого музея, который располагается в витебской ратуше, до бывшей тюрьмы СД — подать рукой. Метров 50 вверх по улице Суворова и налево — на улицу в честь комиссара Крылова, с которой открывается изумительный вид на восстановленный Свято-Успенский собор.

Перед кафедральным собором в конце улицы стоит двухэтажное историческое здание духовной семинарии (Крылова, 7). Именно здесь с августа 1941-го по декабрь 1943 года размещалась оперативная команда немецкой службы безопасности (СД-9). Подвальные помещения нацисты приспособили под тюрьму, а на 1-м этаже находились комнаты пыток.


2. Здание духовной семинарии по улице Крылова, 7


3. В коридоре семинарии. В годы войны здесь были комнаты пыток

Вместе с экскурсоводом — витебским историком Игорем Гутниковым, мы огибаем здание со стороны собора, чтобы спуститься вниз. По сведениям витебских старожилов, вход в подвалы здания находился ранее с противоположной стороны — с улицы Политехнической. Она получила свое название от политехникума, который располагался в этом же здании (на Крылова, 7) с 1920 года до самой войны.

Как рассказал Игорь Гутников, само здание было построено в 1803 году для Витебского народного училища, которое в 1831 году переименовали в Александровское. В 1876 году строение передали духовной семинарии, а с приходом «власти пролетариата» здесь расположился политехникум (дом вернули епархии в 1996 году). Уже в «александровке» подвалы использовались для хранения продуктов питания. Даже в жару температура там не поднимается выше нуля. «Лучшего» места для застенок эсэсовцам в оккупированном городе было не найти.

«Начинаешь верить в мистику…»

Спустившись в подвалы, уже через несколько минут покрываешься холодным потом. Сыро, промозгло, страшно… Куда-то исчезает фокус в фотоаппарате. «Шутки шутками, но начинаешь верить в мистику. Каждый раз, когда спускаешься сюда, становится не по себе. Вроде и семинария рядом, и храм, а такое ощущение, что кто-то постоянно есть рядом. Неупокоенные души или что…» — признается экскурсовод.

Через тюрьму СД прошло более 10 тысяч человек. Установить точную цифру невозможно. Удалось лишь подтвердить документально, что за 6 месяцев — с июля по декабрь 1942 года, в застенках СД томились, умирали и были приговорены к расстрелу или повешению более 3 тысяч человек. Среди них — герои витебского подполья Вера Хоружая, Софья Панкова, Евдокия Суранова, Антонина Ермакович, Раиса Шерякова, Эдуард Гребеньков, Лидия Березкина и другие.

На входе справа — стенд, посвященный оккупации Витебска, прямо — первая, общая, камера (всего в тюрьме их четыре, включая карцер).


6. Фотоэкспонат стенда, посвященного оккупации Витебска. Немецкий патруль проверяет документы у жителей города


7. Объявление полевого коменданта

Низкие полукруглые своды из побеленного кирпича (аутентичная кладка начала XIX века) нависают практически над головой уже в первой камере («Вот вы и узник…»). Чем дальше — тем своды ниже. В последней камере — карцере, выпрямиться в полный рост уже нельзя.

«В камере находилось до 120 человек. И не было никакого освещения. Не было ни обогрева, ни окошка. Оно было пробито уже после войны. Здесь постоянно была вода, она и сейчас стоит, ее просто откачивают. А тогда вода поднималась на 20-30 сантиметров с октября по апрель. И людей практически не кормили. Ведро баланды на 120 человек и буханка хлеба… А наверху были комнаты пыток. Все было слышно, особенно по ночам, потому что акустика здесь потрясающая…» — рассказывает Игорь Гутников.

Читайте также  Что лечат в Карловых Варах

И в этих нечеловеческих условиях люди продолжали бороться. В кромешной темноте они писали на стенах, пытаясь оставить хоть какую-то память о себе. Выцарапывали надписи. Кто-то куском кирпича, кто-то гвоздем из подошвы ботинка. Когда в июне 1944-го двери камер распахнули советские солдаты, они увидели стены, испещренные надписями.


8.


9.


10.


11.

По словам экскурсовода, на стенах было более сотни надписей. К сожалению, из-за сырости многие из них не сохранились: музейщики пришли сюда только в 1959 году. Часть читаемых надписей перенесли на памятные таблички, которые установлены в камерах.

Среди надписей не только фамилии и даты. Но и своеобразная летопись дней, наполненных отчаянием и смертью. «Мою маму увели на расстрел. 16.10.42», «Я умираю. Яроцкий»…

Сохранившиеся на стенах надписи реставрируют каждый год. Благодаря этому удалось идентифицировать какую-то часть имен партизан и подпольщиков, содержавшихся в застенках СД. Их фотографии сейчас — на холодных стенах бывших тюремных камер.


13.


14.

«Тут до сих пор плесень, иногда прыгают лягушки. Гиблое место… Поэтому его и выбрали для тюрьмы», — замечает Игорь Гутников у второй камеры.

Рядом со второй камерой — стенд, посвященный Герою Советского Союза Вере Хоружей. Эта женщина должна была объединить в единый центр все подпольные группы, действовавшие в оккупированном Витебске. Их было полсотни.

«За два месяца она поставила под свое руководство более 20 подпольных групп, и они совершили ряд диверсий. Хоружая успела передать в центр через связных партизан семь донесений. Но уже 13 ноября 1942-го со всей своей группой была арестована. А 4 декабря 1942 года их расстреляли в концлагере смерти 5-й Полк. До сих пор неизвестно, в какой из ям 5-го Полка похоронена подпольщица», — говорит наш гид.


15. Игорь Гутников в 3-й камере показывает на место, где сохранилась надпись «Хоруж»


16. Эту надпись предположительно сделала Вера Хоружая

Реставрированная надпись на стене 3-й камеры «Хоруж» — одно из немногих свидетельств того, что подпольщицу держали и пытали именно в этой тюрьме.


17. Вера Хоружая


18. Стенд, посвященный Вере Хоружей и ее группе

Из карцера — на виселицу или на расстрел

Последняя камера-карцер — самая темная, сырая и страшная. Заходить в нее осмеливаются не многие. Здесь почти не сохранилось надписей. Все съели сырость и время.

«Путь из этой тюрьмы был один — на виселицу или во рвы 5-го Полка», — говорит экскурсовод.

Невольно начинаешь искать глазами выход. Но вдруг что-то щелкает, и становится темно. К двери пробираемся на ощупь. «Да, вот примерно так…» — говорит наш «сталкер».

И мы даже не уточняем, не нарочно ли все это подстроено. Хочется быстрее выбраться на свет Божий.

И уже там, на свету (а в мире в это время идет дождь), Игорь Николаевич замечает: «Вот такая страшная история. Увидеть все это будет хорошей прививкой для тех молодых людей, кто пытается романтизировать фашизм. Да и для всех, впрочем…»

Экскурсии по экспозиции «Памяти патриотов Витебщины 1941-1945 гг.» (ул. Крылова, 7) проводятся только по предварительному заказу по телефону в Витебске: 8-0212-36-05-87 (Витебский областной краеведческий музей). Стоимость экскурсии для взрослых — 5 тыс. рублей, для школьников — 2,5 тыс. рублей. Групповая экскурсия стоит 50 тыс. рублей. Режим работы: с 10.00 до 18.00 (выходной — понедельник).

ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Музей размещается в здании бывшей городской ратуши.

Сегодня в фондах музея хранится более 160 тысяч экспонатов. Среди них – материалы археологических раскопок, естественнонаучные коллекции, собрание нумизматики, сфрагистики, фарфора, оружия, изделий из стекла, берестяные грамоты.

Адрес: ул. Ленина, 36

Тел.: +375 (212) 36-47-12, +375 (212) 36-05-87

Музей работает с 10.00 до 18.00 часов

Выходные дни: Понедельник

Витебский областной краеведческий музей — крупнейший музей Витебска, один из старейших и богатейших музеев Беларуси. Кроме основного подразделения имеет 5 филиалов. Объём фондов — более 200 тысяч экспонатов. Основан в 1918 году.

Музей располагается в ратуше (улица Ленина, 36).

Музей был создан 12 ноября 1918 года как Витебский губернский музей по приказу №3407 губернского отдела народного образования. В основу музейной коллекции легло собрание древностей коллекционера А. Р. Бродовского, который до революции содержал частный «Музей древностей и художественной промышленности» (открыт в 1906) в Вильно (ныне Вильнюс). Музейная коллекция Бродовского была перевезена в Витебск (ещё в 1915), а он сам стал первым директором Витебского губернского музея.

Здание духовной семинарии (слева), где размещался губернский музей

Коллекцию разместили в здании бывшей духовной семинарии (ещё раньше — жилой корпус базилианского монастыря, а ныне станкоинструментальный техникум). Собрание включало в себя более 10 тысяч экспонатов, и было поделенаБродовским на 40 тематических коллекций. По свидетельству историка Б. Брежго наиболее ценной была коллекция нумизматики.

В мае (или июне[1]) 1919 года музей был открыт для посетителей.

Кроме коллекции А. Бродовского в фонды музея попала частная коллекция В. П. Федоровича, фонды музея Виленского офицерского товарищества (войскового собрания)[1], эвакуированного в Витебск в годы Первой мировой войны, коллекции церковно-археологического музея и Витебской архивной учёной комиссии. После смерти патриарха витебского краеведения А. П. Сапунова (1924) в губернский музей передан его архив и личные вещи.

В 1924 году музей преобразован в отделение Белгосмузея. Назначен новый директор — И. И. Василевич. 4 ноября 1924 годамузеюпереданозданиегородскойратуши.

Следующие два года готовилась новая экспозиция, которая заняла три этажа здания ратуши. 27 апреля 1927 года она была открыта для посещения. Экспозиция была разделена на 6 отделов: археологический, исторический, этнографический, церковный и современной промышленности. Фонды музея тогда составляли около 30 тысяч экспонатов.

В августе 1928 года губернский музей перестал быть отделением Белгосмузея, и продолжил своё существование как самостоятельное учреждение культуры.

В 1929 году музей получил новое название: Витебский Белорусский Государственный культурно-исторический музей. В художественном отделе музея были представлены коллекции уральских самоцветов, французских графюр, , китайский, немецкий, английский фарфор, произведения И. Айвазовского, П. Канчаловского, Е. Минина, Марка Шагала, С. Юдовина и другие экспонаты.

В 1930 году все научные сотрудники музея были уволены из-за «низкого идеологического уровня». Новый персонал музея начал работу по подготовке экспозиции, целью которой было увеличение эффективности идеологической работы. Настоящие музейные экспонаты заменялись копиями, плакатами, фотоснимками. В 1932 году музей был переименован в социально-исторический. Новая экспозиция была открыта только в 1938 году, и состояла из трёх отделов: древняя история, средневековая история и отдел социалистического строительства и сталинской Конституции.

В мае 1940 года у музея появился филиал — антирелигиозный музей, который размещался в здании бывшего костёла св. Антония. В центре храмового здания был установлен маятник Фуко, который свидетельствовал о вращении Земли.

В начале Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в Саратов. Фонды музея не успели эвакуировать полностью. Около 31% экспонатов были уничтожены или пропали бесследно во время оккупации немецкими войсками .

Сразу после освобождения Витебска от немецких оккупантов началось восстановление музея. Музей возобновил работу в здании бывшей ратуши. В июле 1945-го посетителям была представлена выставка «Витебская область в годы Великой Отечественной войны».

Постоянная экспозиция сформировалась в начале 1950-х годов. Во второй половине 1950-х в музее было четыре отдела: отдел природы, отдел досоветского периода, отдел советского периода (1917—1945), отдел послевоенного социалистического строительства. В 1960 году появился художественный отдел. В это же время музей обрёл три филиала: бывшую тюрьму СД, экспозиции, посвящённые подпольной группе «Юные мстители» в Оболе, и генералу Льву Доватору в Улле.

В 1976 году была начата реставрация здания ратуши. Доступ посетителей к постоянной экспозиции сначала был ограничен частично, а затем полностью. Реставрационные работы были завершены только через 18 лет.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»

В 1988 году основаны два новых филиала: музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» и литературный музей. В 1992 к ним прибавился художественный музей, открытый в здании бывшего окружного суда. В июле 1993 года открыт ещё один филиал: музей частных коллекций, созданный на основе коллекции И. Д. Галькевича.

В 1990-х годах изменялась и постоянная экспозиция музея. Первой её частью стала выставка, посвящённая 50-летию освобождения Беларуси. В 1998 году открыта выставка «Древний Витебск», содержащая материалы археологических раскопок города. Наконец, в 2003 году открыта выставка, посвящённая природе Витебской области. Кроме постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся различные временные выставки, научные конференции, издаются сборники научных статей.

Древний Витебск (археологическая экспозиция)

Защитники Отечества (экспозиция, посвящённая борьбе с фашизмом в ВОВ)

Природа Витебского края

Музей частных коллекций

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»

Музей памяти патриотов Витебщины (бывшая тюрьма СД)

Витебский областной краеведческий музей — один из музеев Беларуси. Истоки его истории уходят в XIX столетие, когда в 1868 году в городе был открыт первый музей при губернском статистическом комитете. В 1918 году создается Витебский губернский музей на базе частной коллекции А. Р. Бродовского. А в 1924 году открывается Витебское отделение Белгосмузея, основу которого составили коллекции ранее существовавших музеев: церковно-археологического, Витебской учëной архивной комиссии, музея древностей при Витгубстаткомитете, частных собраний В. Федоровича и А. Бродовского. С этого времени музей располагается в городской ратуше — памятнике архитектуры XVIII века, которая по праву является символом города Витебска. В фондах музея хранится более 200 тыс. предметов. Среди них такие уникальные экспонаты, как берестяная грамота XIII в., серебряный рыцарский пояс и кларнет XVII в., старопечатные книги, посуда первых белорусских мануфактур, оружие 1812 г., коллекция вышивки местной работы XVIII—XIX вв., материалы по истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и современности. Большой интерес представляют коллекции нумизматики, древнего оружия, масонской атрибутики. В коллекции живописи и графики имеются работы И. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, И. Хруцкого, Маковского, Ю. Пэна и др., современных художников Витебщины. Музей организует сменные выставки из собственных фондов и музеев Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья; проводит экскурсии, лекции, музейно-педагогические занятия, тематические вечера и другие мероприятия по краеведческой тематике.

Читайте также  Церковь Св. Антония Падуанского

В настоящее время, помимо головного музея в ратуше, музей включает филиалы: художественный, литературный, музей частных коллекций, музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнëво», экспозиция в бывшей тюрьме СД посвященная памяти патриотов Витебщины.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Витебский областной краеведческий музей

Координаты: 55°11′44″ с. ш. 30°12′21″ в. д.  /  55.195579° с. ш. 30.205923° в. д.  / 55.195579; 30.205923 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.195579&mlon=30.205923&zoom=14 (O)] (Я) Витебский областной краеведческий музей — один из музеев Беларуси.

В настоящее время, помимо головного музея в ратуше, музей включает филиалы: художественный, музей частных коллекций, музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнëво», экспозиция в бывшей тюрьме СД, посвящённая памяти патриотов Витебщины.

Содержание

История

Истоки его истории уходят в XIX столетие, когда в 1868 году в городе был открыт первый музей при губернском статистическом комитете.

В 1918 году создается Витебский губернский музей на базе частной коллекции А. Р. Бродовского. А в 1924 году открывается Витебское отделение Белгосмузея, основу которого составили коллекции ранее существовавших музеев: церковно-археологического, Витебской учëной архивной комиссии, музея древностей при Витгубстаткомитете, частных собраний В. Федоровича и А. Бродовского. С этого времени музей располагается в городской ратуше — памятнике архитектуры XVIII века, которая по праву является символом города Витебска.

Фонды

В фондах музея хранится более 200 тыс. предметов. Среди них такие уникальные экспонаты, как берестяная грамота XIII в., серебряный рыцарский пояс и кларнет XVII в., старопечатные книги, посуда первых белорусских мануфактур, оружие 1812 г., коллекция вышивки местной работы XVIII—XIX вв., материалы по истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и современности. Большой интерес представляют коллекции нумизматики, древнего оружия, масонской атрибутики. В коллекции живописи и графики имеются работы И. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, И. Хруцкого, Маковского, Ю. Пэна и др., современных художников Витебщины. Музей организует сменные выставки из собственных фондов и музеев Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья; проводит экскурсии, лекции, музейно-педагогические занятия, тематические вечера и другие мероприятия по краеведческой тематике.

Музей памяти патриотов Витебщины

Эта экспозиция размещена в подвалах бывшей фашистской тюрьмы СД. Фотодокументальные материалы, рассказывающие о Витебске периода оккупации, патриотах, замученных здесь (в их числе легендарная В. З. Хоружая).

Музей частных коллекций

В основе экспозиции — частное собрание витебского коллекционера Галькевича И. Д. (1895—1976), подаренное музею вдовой коллекционера. Представлено крупнейшее в Беларуси собрание монет, имевших хождение на территории республики; собрание памятных российских медалей, мемориальных медалей СССР, памятных медалей и наград различных стран мира. В настоящее время закрыт. [1] [2]

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»

Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, который на протяжении 1892—1902 гг. проводил летние сезоны в имении «Здравнёво». В доме-музее представлены репродукции картин художника, письма, документы, а также немногочисленные подлинные предметы, принадлежавшие семье Репина.

Художественный музей

Музей хранит уникальные, разнообразные коллекции, состоящие из более 7 тысяч экспонатов. Представлены произведения иконописи, станковой живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Гордость музея — коллекция работ Ю. М. Пэна — первого учителя М. Шагала.

Напишите отзыв о статье «Витебский областной краеведческий музей»

Литература

  • Шишанов, В. А. [issuu.com/linkedin63/docs/shishanov_vitebsk_museum_modern_art Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941]. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.;
  • 90 год Віцебскаму абласному краязнаўчаму музею: матэрыялы навук канф., Віцебск, 30-31 кастр. 2008 г. / рэдкал.: Г. У. Савіцкі [і інш.]. — Мінск: Медысонт, 2009.

Примечания

  1. [nspaper.by/2012/07/20/muzej-chastnyx-kollekcij-v-vitebske-zakryt.html Музей частных коллекций в Витебске закрыт временно]. «Народнае слова». [www.webcitation.org/6G0mKFxte Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013].
  2. [news.vitebsk.cc/2012/07/17/edinstvennogo-v-belarusi-muzeya-chastnyih-kollektsiy-bolshe-net/ Единственного в Беларуси Музея частных коллекций больше нет]. «Народныя навіны Віцебска». [www.webcitation.org/6G0mMO9kv Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013].

Ссылки

  • Сайты музея [vokm.museum.by/] и [ratusha-vit.by/].

: неверное или отсутствующее изображение

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Образование

Отрывок, характеризующий Витебский областной краеведческий музей

Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея.
– Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете всё это высказать, – сказал Долгоруков.
– Я это и сделаю, – сказал князь Андрей, отходя от карты.
– И о чем вы заботитесь, господа? – сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. – Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. [Вимпфен, граф Ланжерон, князь Лихтенштейн, Гогенлое и еще Пришпршипрш, как все польские имена.]
– Taisez vous, mauvaise langue, [Удержите ваше злоязычие.] – сказал Долгоруков. – Неправда, теперь уже два русских: Милорадович и Дохтуров, и был бы 3 й, граф Аракчеев, но у него нервы слабы.
– Однако Михаил Иларионович, я думаю, вышел, – сказал князь Андрей. – Желаю счастия и успеха, господа, – прибавил он и вышел, пожав руки Долгорукову и Бибилину.
Возвращаясь домой, князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить молчаливо сидевшего подле него Кутузова, о том, что он думает о завтрашнем сражении?
Кутузов строго посмотрел на своего адъютанта и, помолчав, ответил:
– Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил? Eh, mon cher general, je me mele de riz et des et cotelettes, melez vous des affaires de la guerre. [И, любезный генерал! Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами.] Да… Вот что мне отвечали!

В 10 м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн были потребованы к главнокомандующему, и, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать, все явились к назначенному часу.
Вейротер, бывший полным распорядителем предполагаемого сражения, представлял своею оживленностью и торопливостью резкую противоположность с недовольным и сонным Кутузовым, неохотно игравшим роль председателя и руководителя военного совета. Вейротер, очевидно, чувствовал себя во главе.движения, которое стало уже неудержимо. Он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение. Вейротер в этот вечер был два раза для личного осмотра в цепи неприятеля и два раза у государей, русского и австрийского, для доклада и объяснений, и в своей канцелярии, где он диктовал немецкую диспозицию. Он, измученный, приехал теперь к Кутузову.
Он, видимо, так был занят, что забывал даже быть почтительным с главнокомандующим: он перебивал его, говорил быстро, неясно, не глядя в лицо собеседника, не отвечая на деланные ему вопросы, был испачкан грязью и имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый.
Кутузов занимал небольшой дворянский замок около Остралиц. В большой гостиной, сделавшейся кабинетом главнокомандующего, собрались: сам Кутузов, Вейротер и члены военного совета. Они пили чай. Ожидали только князя Багратиона, чтобы приступить к военному совету. В 8 м часу приехал ординарец Багратиона с известием, что князь быть не может. Князь Андрей пришел доложить о том главнокомандующему и, пользуясь прежде данным ему Кутузовым позволением присутствовать при совете, остался в комнате.
– Так как князь Багратион не будет, то мы можем начинать, – сказал Вейротер, поспешно вставая с своего места и приближаясь к столу, на котором была разложена огромная карта окрестностей Брюнна.
Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз.