Вилла Романа дель Казале

Римское наследие земли сицилийской. Вилла Романа дель-Касале и Пьяцца Армерина

Начало рассказов о путешествии на остров Сицилия:

После того, как поднялись над облаками в средневековом аутентичном Эриче и прикоснулись к руинам древнего Акрагаса в «Долине храмов» на северо-западе острова Сицилия, решили направиться в самый его центр — в город Пьяцца Армерина, недалеко от которого расположена романская Вилла Романа дель-Касале (итал. Villa Romana del Casale, сицил. Villa Rumana du Casa), внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из Палермо до Пьяцца Армерина можно добраться на автобусах компании «SAIS Autoline», следующих через Термини-Имерезе, Энну, Джелу, Пьяцца Армерину, Кальтаджироне в конечный пункт — город Витторию. Билет приобретали в кассе автовокзала «Biglietteria». Стоимость на двоих туда-обратно 40,8 евро. Автобусы «SAIS» отправляются с платформы № 3 первой «части» автовокзала (про «части» автовокзала Палермо писала в предыдущем рассказе).

Учитывая удаленность Пьяцца Армерины от Палермо, решили отправиться туда на самом первом автобусе в 6:10, который, согласно расписанию должен был прибыть на место в 8:35. Однако из-за ремонтных работ на некоторых участках пути в дороге провели почти 3 часа.

В предыдущих рассказах неоднократно воспевала хвалебные оды природе Сицилии, а сейчас упомяну о том, на что ещё обратила внимание помимо бархатных склонов гор, холмистых равнин у их подножия, обрамленных виноградниками и оливково-мандариновыми рощами. Заинтересовал городок Термини-Имерезе, старая часть которого «разлеглась» на уступе, нависающем над Тирренским морем. Всю дорогу размышляла о том, что неплохо было бы наведаться в следующий раз в заманчивый городок, в котором, судя по фото в сети, имеется кое-что интересное.

В числе прочих автобус делает остановку и в городе Энна, именуемом «пупом острова» или «бельведером Сицилии». Энна долго не сдавал позиции в моих размышлениях, но после многократных раздумий предпочтение все же было отдано Вилле Романа дель-Касале. Дорога в Энну круто взбирается на отвесную скалу, с которой просматривается обширная часть острова. В Нижней Энне (Enna Bassa) находится аутлет, в который советуют поехать местные. Но к туризму это не имеет никакого отношения, так, дополнительная информация для тех, кто умудряется каким-то непостижимым образом сочетать туризм с шопингом.

В Пьяцца Армерина автобус останавливается у здания церкви Святого Антония (Chiesa S.Antonio) на улице Генерала Мускара (Via Generale Muscara). Отсюда же уезжали обратно в Палермо. Чуть впереди по ходу движения сразу увидели остановочный павильон на Piazza Senatore Mareschali, с которого отправляется маршрутка до виллы Романа дель-Касале, расположенной в 6 км от города. На остановке размещено расписание городских автобусов «Villabus», которое в принципе не особенно соблюдается.

На всякий случай все же расписание приведу. Отправление из Пьяццы Армерины: в 09:00, 10:00, 11:00, 12:10, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00. Отправление обратно с Виллы: в 09:30, 10:30, 11:30, 12:30, 15:30, 16:30, 17:30.

Приехав в Пьяцца Армерина в 9:00, подумали, что на первый микроавтобус, отправляющийся до Виллы, уже опоздали. Но, как водится на Сицилии, микроавтобус отклонился от расписания на 10 минут, и нам повезло. Билеты покупали у водителя, поскольку в ближайшем магазинчике, в который успели заскочить, билетов не было. По пути на Виллу водитель продает билеты только в одну сторону (стоимость билета 1,4 евро), хотя на этой же маршрутке с этим же водителем уезжали с Виллы обратно. Почему нельзя купить билеты туда-обратно сразу, так и не поняла. От попутчика в маршрутке, представившегося гидом по Вилле дель-Касале, случайно узнали, что обратно маршрутка в 10:30 не едет, хотя в расписании это время указано. Так столкнулись с разгильдяйством в движении внутригородского транспорта на острове во второй раз.

Микроавтобус доезжает почти до входа на Виллу, нужно лишь немного пройти пешком от остановки вниз.

ВИЛЛА РОМАНА ДЕЛЬ-КАСАЛЕ (официальный сайт) открыта ежедневно с последнего воскресенья марта по последнее воскресенье октября с 09.00 до 19.00 (кассы до 18 часов), в остальное время — с 09.00 до 17.00. Стоимость билетов: 10 евро для взрослого, дети до 15 лет бесплатно. Можно приобрести комбинированный билет за 14.00 евро, дающий право в последующие три дня после визита на Виллу посетить археологическую зону Morgantina и музей Museo di Aidone, расположенные в 15-ти км к востоку от Пьяцца Армерина. Имейте также в виду, что первое воскресенье каждого месяца вход на Виллу бесплатный.

Вилла Романа дель-Касале, являющаяся памятником античной культуры с самым большим мозаичным комплексом в мире, сравнительно молода. Например, она на несколько веков моложе каменных храмов Агридженто.

Виллу возвели в III—IV вв. н. э. римляне, после господства на острове которых строение представлялось лакомым кусочком для остготов, вандалов, византийцев, сарацинов и норманнов, то проживавших на Вилле, то грабивших её. Обитаемой Вилла оставалась до середины XII века, пока оползень с горы Манголе не накрыл весь комплекс потоком грязи. С XVII по XIX вв. велись нелегальные раскопки Виллы, и лишь с XX века начались основные официальные работы по извлечению её останков на свет Божий.

Долгое время велись споры, для чего и кем была возведена Вилла. В древнеримскую эпоху на плодородных сицилийских землях повсеместно располагались огромные поместья — «латифундии», процветавшие за счёт натурального хозяйства. По всей видимости, Вилла Романа дель-Касале являлась административным центром одной из «латифундий» и загородной резиденцией её владельца. В ходе раскопок середины XX века под руководством профессора Джентиле удалось открыть центральную часть Виллы площадью 3500 кв. м., являвшуюся жилой и представительской. Примерно 50 комнат Виллы открыты для туристов. Однако вспомогательные и производственные помещения (склады, жилища рабов, конюшни) ещё предстоит раскопать.

При раскопках и расчистке были определены контуры помещений, кое-где восстановлены участки стен и колонны, установлены деревянные мостики, переходы и крыша. На одной из информационных табличек, размещенной на территории, изображен план Виллы, наглядно демонстрирующий её размеры. Замечу, что не только по тем временам, но и по этим у Виллы очень и очень внушительный масштаб!

И впечатляющий размер, и роскошное великолепие художественной отделки внутренних помещений Виллы, от которой сохранились лишь напольные мозаики (особенно впечатлившие буду описывать по ходу повествования), свидетельствуют о том, что Вилла принадлежала представителям высокого сословия Римской империи.

Некоторые ученые склоняются к тому, что хозяином Виллы вполне мог являться соправитель Диоклетиана — император Максимиан. Что касается помещений Виллы, то предназначение большинства из них вполне понятно. Но есть среди них и «любители загадки загадывать».

Следуя законам логики, разумно было бы начать осмотр Виллы от парадного входа. Не важно, что там руины, место входа-то известно. Но мы, съедаемые любопытством, поспешили сунуть нос в первое попавшееся помещение Виллы. С чёрного хода, так сказать, зашли:) Однако зашли, тем не менее, удачно, попав сразу в представительские покои Виллы. По оборудованным мостикам прошли вдоль зала Большой охоты, отсекающего покои хозяев от комнат гостей и прислуги, расположенных с северной и южной стороны. В этом зале 60 метров. изумительно сохранившегося мозаичного полотна, представляющего сцены ловли экзотических зверей для римских цирков.

Римская вилла Казале. Пьяцца Армерина


Римская вилла Казале.

Древнеримская вилла Казале находится практически в центре Сицилии, она известна великолепными мозаиками, среди которых знаменитые девушки в бикини. Вилла внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но хранит еще много неразгаданных тайн.

Несмотря на то, что грандиозные постройки называют виллой, их предназначение точно неизвестно. Несколько столетий древнеримское наследие пребывало в забвении, лишь в 1950 году было обнаружено.

Вилла датируется IV веком. Эта часть Сицилии всегда отличалась благодатной почвой и хорошо развитым сельским хозяйством, здесь во времена Римской империи разворачивалась бурная крестьянская жизнь. Вилла имела огромные размеры, все постройки делились на 4 группы и располагались на трех уровнях. Возможно, в них располагался шикарный оздоровительный комплекс и роскошная ферма.

Первым нас встречает зал для разминки, на полу которого выложены сцены гонок на колесницах, проходящих на арене цирка Массимо в Риме.


Римская вилла Казале.

Центром виллы является базилика, где хозяин принимал гостей и осуществлял управление своими владениями. Она выложена из драгоценного мрамора разных цветов. В ходе реконструкции восстановили крышу и купол, чтобы оценить масштаб постройки.

Самая знаменитая мозаика расположена в простой комнате, назначение которой неизвестно, на ней изображены девушки в бикини или, скорее всего, спортсменки.

В левом верхнем углу проглядывает кусочек другой мозаики, которую покрыли новым сюжетом.


Девушки в бикини.

Кажется, что блондинка с длинными волосами тренируется с гантелями, на самом деле она является бегуньей, которая в конце пробега подбрасывает палки вверх. Рядом с ней находится метательница диска.


Девушки в бикини.

Вилла была обитаемы примерно до IX века, а затем все остановилось. Что произошло – землетрясение, война или другое напасть, осталось неизвестным. Все интерьеры были утеряны, сохранились лишь мозаики, выложенные на полу и покрытые толстым слоем земли в течение нескольких столетий.

Читайте также  Шоппинг в Дублине


Римская вилла Казале.


Римская вилла Казале.


Римская вилла Казале.


Римская вилла Казале.

Вилла Казале открыта каждый день:
Последнее воскресенье марта – последняя суббота октября с 9 до 18.
Последнее воскресенье октября – последняя суббота марта с 9 до 16.
По пятницам, суббота и воскресеньям в июле и августе касса работает до 23, а вилла работает до 23-30.
8 марта вход для женщин бесплатный.
Первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.
В остальные дни входной билет стоит 10 евро.

Адрес: Villa Romana del Casale
Strada provinciale 15, Piazza Armerina, Enna

Читайте также:

Землетрясение в Беличе.
В долине Беличе в 1968 году произошло одно из крупнейших землетрясений в истории Италии. Несколько городов превратились в руины, погибли сотни человек. Наш маршрут охватил развалины Поджореале, Джибеллину старую и новую, а также Санту Маргариту ди Беличе.

Добыча соли на Сицилии (между Трапани и Марсалой)
Между Трапани и Марсалой находится одно из самых красивых и необычных мест Сицилии – соляные копи, где ведется добыча морской соли старым, традиционным методом. Эта зона характеризуется красивыми пейзажами, сотканными из водоемов с разноцветной водой, которые пересекаются каналами, дополняются ветряными мельницами и белоснежной солью, блестящей на солнце.

Вилла дель Казале

Что удивляет больше всего в этом памятнике – это удивительная сохранность великолепной мозаики и разноцветных полов. Это мои главные впечатления о роскошной римской Вилле дель Казале, эпохи Позднего Рима.

Впечатляющие мозаики комплекса — главная причина, почему виллу включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня – это место, прекрасно отреставрировано и оформлено. Здесь можно получить представление о быте и жизни римской знати.

Здесь большое количество комнат и залов: термы, жилые комнаты, кухня, больница. Впечатляющее разнообразие сюжетов мозаик. Тут и бытовые сцены, охота и рыбалка, сцена с кораблем, а также занятия гимнастикой. Именно сцена девушек «в бикини», которые занимаются гимнастикой – одна из самых известных мозаик комплекса.

Однако сцена охоты на диких животных поражает взгляд еще больше гимнастики.

Вилла выстроена вокруг внутреннего двора с фонтаном. Со всех сторон дворик окружен галереями мозаик, которые расположены на полах и колоннах Виллы дель Казале.

Вилла Романа дель Казале является памятником поздней Римской империи. Она имеет сложную архитектурную планировку и богатство отделки, характерные для многих больших римских вилл, построенных в разных регионах империи.

Начиная с четвертого века, самые красивые римские виллы на Сицилии, таких, как Патти, в Телларо и, Вилла Казале в Пьяцца-Армерина, были перестроены. Они обрели более монументальные черты. Появились сложные контурные макеты, термы, залы с апсидами. Их украсили драгоценными камнями, арками, фонтанами, статуями, внутренними садами и мозаиками.

На протяжении долгих веков существования, вилла была разграблена. Но мозаике и некоторым фрагментам виллы удалось уцелеть благодаря наводнению, которое было около 1000 лет назад.

Многие туристы поначалу скептически относятся к возможной поездке в Виллу дель Казале. Дело в том, что город Пьяцца Армерина, где находится вилла, находится в центре Сицилии, далеко от основных туристических центров.

Однако попав на Виллу дель Казале, мало кто остается равнодушным. Поразительны мозаики, сделанные искусными мастерами древности. Изящные архитектурные формы и размах. Все это впечатляет и заставляет задуматься о том, как много может сделать человек. И что разница между современными людьми и нашими далекими предками, не такая уж большая.

Когда лучше посещать Виллу дель Казале.

Крайне не советуем вам посещать Виллу в жаркий летний полдень. Неимоверная жара и несколько часов на солнце: и вот уже вам ничего не в радость. Поэтому, если вы отдыхаете на Сицилии летом, отправляйтесь в Виллу или рано утром, или ближе к вечеру.

Режим работы Виллы дель Казале

Вилла открыта каждый день с 09 утра до 18 вечера.

Веб-сайт , телефон +39 0935 684148

Экскурсии в Виллу дель Казале

Заказать экскурсию можно, заполнив небольшую форму ниже.

Как добраться до Виллы Романа дель Казале

Координаты Виллы Романа дель Казале.

37.364724 северной широты, 14.334552 восточной долготы

Вилла дель Казале находится в городе Пьяцца Армерина, который находится в центре острова Сицилия, недалеко от Энны. Из города Энна, в Пьяцца Армерина, ежечасно ходит автобус.

Также прямые автобусы ходят из Палермо. Отходят они с автостанции на железнодорожном вокзале. Перевозки осуществляет компания SAIS.

А вот из Катании, можно добраться только с пересадкой. Можно через город Энна (SAIS) или через Санта Микеле ди Ганцария (AST).

Добравшись до Пьяцца Армерина, нужно пересесть на специальный автобус, который называется Villabus. Он довезет вас до Виллы дель Казале.

До Виллы Романа дель Казале на автомобиле

Автомобиль на Сицилии позволяет обрести свободу. Вы сможете быть в любом месте, которое вам понравится. Добраться до Пьяцца Армерина на авто очень просто. Между Катанией и Палермо проходит дорога A19. В районе Dittaino нужно съехать на юг, двигаться по SS192, затем SP4 и SS117.

Однако, чтобы попасть в Виллу желательно не заезжать в Пьяцца Армерина, а обогнув город по SP15 и SP90, добраться до Виллы Казале.

Арендовать автомобиль на Сицилии проще простого. Пункты аренды есть практически в каждом городе. Чтобы найти лучшее предложение, воспользуйтесь сервисом Economybookings (Avtoprokat ru). Он позволяет выбирать между лучшими компаниями по прокату автомобилей.

Трансфер до Виллы дель Казале

Если общественный транспорт – это для вас сложно и неудобно, можно заказать трансфер. Всем нашим клиентам, мы рекомендуем воспользоваться сервисом Kiwitaxi. Компания работает только с проверенными перевозчиками. Здесь нет наценок, встречают с табличкой, место под багаж всегда в наличии.

Жилье в Пьяцца Армерина

Хорошей идеей будет остановиться на день в городке Пьяцца Армерина и спокойно отправиться на осмотр Виллы дель Казале. Сам город Пьяцца Армерина также достаточно интересен и колоритен. И точно достоин того, чтобы посвятить ему один день своего отдыха на Сицилии.

Ниже список самых популярных отелей Пьяцца Армерина

Вилла дель-Казале на Сицилии

Для любителей античной культуры Сицилия приготовила настоящий подарок: вблизи городка Пьяцца-Армерина можно увидеть старинные стены роскошной римской усадьбы III в. н.э. — Villa Romana del Casale. Интерес представляет прежде всего исключительная художественная ценность мозаичных «полотен», их размер, количество и великолепная сохранность. А, во-вторых, любопытствующие туристы по остаткам жилых помещений виллы могут запросто себе представить, как жили римские патриции почти два тысячелетия назад.

Как добраться до виллы

Окрестности Пьяцца-Армерины — место малонаселенное, поэтому, если вы едете на виллу компанией, удобнее и выгоднее будет арендовать автомобиль.

Есть вариант добраться на автобусе из Палермо до Пьяцца-Армерины (он идет чуть больше часа), а затем еще 5 км — на автобусах-«челноках» до самой виллы, они ходят каждый час.

Немного истории

Неизвестно, кто владел построенной в III-IV вв. н.э. виллой дель-Казале — возможно, это был губернатор Сицилии, крупный землевладелец или даже римский император. По мозаичным портретам хозяина, его жены и детей мы можем представить, как они выглядели.

Аристократическая семья и их потомки жили в усадьбе не менее 150 лет. Налеты вандалов и войны привели к тому, что в XII веке вилла была разрушена, а затем завалена оползнем. Поселение забросили и не вспоминали о нем несколько столетий. Долгое время крестьяне обрабатывали землю вокруг, а в XVII веке кому-то пришло в голову заглянуть в лес и покопаться под осыпавшимися стенами — так был найден клад золотых монет.

Весь мир узнал об уникальных римских мозаиках лишь в 1955 году. Раскопки еще не закончены, они ведутся и поныне.

Как выглядит вилла и что здесь интересного

Вилла Романа дель-Казале когда-то представляла собой целый город в миниатюре. Перистиль — внутренний дворик с колоннами — окружают жилые и общественные помещения: большая парадная базилика, столовые, банный комплекс, служебные комнаты, личные покои членов семьи.

Крыша усадьбы не сохранилась, поэтому над стенами устроили деревянные навесы, а по бокам укрепили мостки для посетителей, чтобы можно было рассмотреть мозаики, не повредив их. Все это сопровождают таблички с пояснениями на английском и итальянском.

Квадратный перистиль окружен колоннами, а посередине расположен бассейн, где когда-то был фонтан. Пол со всех четырех сторон выложен мозаикой, она проста и ритмична: в орнаментальные мотивы заключены головы животных. То ли еще будет! Далее посетителей ждут обширные многофигурные композиции в залах по периметру перистиля. Многие приобрели имена собственные, их-то мы сейчас и рассмотрим.

Зал малой охоты

В мозаике запечатлели эпизоды псовой охоты на зверя. Охотники несут добычу или ведут на поводке любимых гончих, бегут с острогой на кабана или скачут на конях.

Читайте также  Где находится остров Сицилия

Коридор большой охоты

Это масштабное полотно занимает в длину 60 метров. Охотники ловят экзотических зверей живьем и грузят их на корабли, чтобы везти в Европу. Вот люди тащат упирающихся страусов, по сходням ведут слона, а кто-то воюет с носорогами. И наблюдает за всем этим хозяин виллы в окружении телохранителей.

Комната девушек в бикини

Наверное, самая известная мозаика виллы. Девять молодых женщин в костюмах, похожих на современные купальники, занимаются спортом. У одной из них в руках гантели, у другой — метательный диск, у третьей — ракетка для бадминтона, кто-то просто играет в мяч или бежит. Единственная одетая в «приличную» одежду девушка приготовила лавровый венок для победительницы.

Зал Орфея

Видимо, эта комната выступала в роли музыкального салона. Игра Орфея на лире «гипнотизирует» животных. И львы, и птицы завороженно внимают музыке, жаль только, сам Орфей значительно поврежден.

Кубикула маленьких охотников (детская)

В цветущем саду мальчики ловят птиц и кроликов. Художнику не откажешь в иронии, потому что в некоторых сценах все происходит наоборот: петух клюет маленького охотника, а мышь кусает другого за ногу.

Зал Ариона (комната хозяйки)

Арион так замечательно поет свою последнюю песнь, что его заслушались морские рыбы и чудовища, очаровательные нереиды и даже бог Океан.

Вестибюль Полифема

Изображен мифологический сюжет из «Одиссеи». Одиссей и его спутники попали в плен к циклопу Полифему. Чтобы выбраться живым, хитроумный герой подает великану чашу с вином, а затем выкалывает ему глаза.

Кубикула эротической сцены

Сюжет мозаики не нуждается в комментариях. Впрочем, сцена изображена некрупно и без натуралистических подробностей.

Эллиптический перистиль

И опять мифология, на этот раз подвиги Геракла. Подробно показаны злодеи и чудовища, которых победил великан. Апофеоз мозаик — Геракл посылает смертоносные стрелы гигантам со змеями вместо ног.

Полезная информация

Режим работы

  • Без выходных.
  • С марта до октября — 9:00-19:00.
  • С октября по март — 9:00-17:00.
  • Июль и август по выходным и пятницам — 9:00-23:00.
  • Продажа билетов заканчивается за час до закрытия.

Стоимость билета

Для всех посетителей — 10 €.

Льготное посещение для граждан Европейского Союза и некоторых других стран в возрасте от 18 до 25 лет — 5 €.

  • для несовершеннолетних;
  • 8 марта — для всех женщин;
  • первое воскресенье каждого месяца — для всех посетителей;
  • для некоторых других категорий посетителей.

Познавательного путешествия по Сицилии!

Вилла-дель-Казале — начало (часть 2)

Вкратце о дороге.

Автобус SAIS, на котором нужно ехать из Палермо в Пьяцца Армерину, уходит с автостанции, совмещенной с вокзалом. SAIS имеет на автостанции свой киоск, в котором следует купить билет (водители этой компании билеты в салоне не продают, имейте в виду).
Поправка от 2015 года. Теперь на автостанции есть здание с кассами; касса SAISа — крайняя левая.
Поправка от 2020года. Автостанция в Палермо переехала на другую сторону вокзала. Как там все устроено, я не знаю, ибо проклятые трусы и паникеры, слуги сатаны и св. Карантина закрыли границы между ЕС и РФ.

Да, чтобы не было испуга в последний момент: автобус вообще идет в Джелу (Gela), а в Энне и Пьяцца Армерине у него обязательные остановки. Впрочем, на лобовом стекле автобуса написаны весь маршрут: Палермо-Энна-Пьяцца Армерина-Джела. Первый час автобус летит по до боли знакомой автостраде Палермо-Катания, так что этот час был использован для крепкого молодецкого сна. Я уже писАл выше, что на Сицилии у меня проявляются всякие экстраординарные способности, вроде дара пророчества. Так вот еще одним такой способностью стал дар управления собственным сном. Заранее условился сам с собой, что на съезде в Энну с автострады нужно проснуться. И что вы думаете? Глаза сами собой открылись у указателя съезда!

Про Энну будет отдельный рассказ. потом, как-нибудь. Пока же сообщу тем, кто этого пока еще не знает (и спокойно поэтому спит), что город Энна стоит на вершине горы, возвышающейся в центре обширной равнины. А высота этой горы аж высотой 990 метров над уровнем моря. И на эту гору автобус, особенно не снижая скорости, влетает по серпантину. Впрочем, въезд со стороны автострады не очень-то страшен: здесь широкая дорога, даже на поворотах есть возможность спокойно разъехаться со встречным транспортом (вот на обратной дороге, когда в эту же гору мы въезжали со стороны Пьяцца Армерины, пришлось страху натерпеться). Виды по пути волшебные (в рассказе про Энну будут фотографии, сами убедитесь). Автобус заезжает на автостанцию Энна Альта («альта» — это верхняя, это я еще со времен Модики узнал), там высаживает и сажает пассажиров, далее совершает почетный круг по улицам «верхнего» города и скатывается вниз по виа Пергуза. Здесь я был особенно бдителен, потому что вечером того же дня мне предстояло пешком повторить путь автобуса (о, вот это было приключение!). Съехав вниз, мы заехали на автостанцию уже нижнего города (Энна Басса, пустячок — всего-то 700 над уровнем моря) и дальше ехали уже обычной провинциальной дорогой (обычная — это не значит плохая, не путать с Россией!). По пути справа обратите внимание на озеро Пергуза: его берег хоть и застроен домами, но, поскольку трасса идет выше поселка, да и автобус тоже высокий, полюбоваться этим горным озером можно. Еще далее по пути трасса проходит через сосновый лес. В конце концов даже дальний междугородний автобус приезжает на нужное место, и точно по расписанию я вышел в Пьяцца Армерине.

Здесь никакой автостанции нет: автобус останавливается посреди обширной Пьяцца Стацьоне. Прямо перед носом будет киоск с амбициозным названием Кафе Европа, именно там нужно покупать билеты, как SAIS (нам же еще обратно ехать, помните?), так и на местную автобусную линию до Виллы-дель-Казале. Откуда здесь Пьяцца Стацьоне взялась? -спросите вы. Отвечаю: до 1971 года сюда можно было доехать поездом (здесь можно почитать, поглядеть карту, фото и даже видео этой железки), потом линию закрыли, но здание станции заботливо сохранили (еще бы! ведь некогда это было окно в мир).

Микроавтобус до виллы (он называется просто и незатейливо — villabus) останавливается на той же площади, буквально в пяти шагах. СтОит заметить, что невзирая на малую по нашим меркам величину городка), здесь целых три автобусные линии: A, B и Villabus! На конечной я сел один, по пути к нам подсаживались и выходили несколько местных старичков, все они, разумеется, ехали по своим делам, а не глазеть на мозаики, так что на виллу я опять-таки приехал в гордом смиренном одиночестве. Сразу же скажу, что и обратно я ехал один, совсем один. То ли туристы еще не раскусили, что добираться на виллу на общественном транспорте легко и просто, то ли по старинке продолжают обогащать местных акул турбизнеса и ездить организованными турами — не знаю. Но факт остается фактом: микроавтобусик за какой-то 1 евро вез меня одного! Кстати, не вздумайте идти туда пешком — дорога по выезда из городка петляет по горам, никаких тротуаров нет и в помине, так же как и тени.

Входной билет на виллу стОит 10 евро, без путеводителя и аудиогида можно обойтись: везде нормальные двуязычные поясняющие стенды. Книжку я купил уже на обратном пути, чтобы ничего из увиденного не улетучилось из памяти. На этом с введениями покончено, начинаем поход по вилле.

Первое помещение с мозаикой — это входной вестибюль. Здесь хозяина и его гостей приветствовали слуги и рабы. Фигур господ здесь не сохранилось, а вот лица прислуги пережили века.
В верхнем ряду двое стоят с лавровыми ветвями в руках, а средний, одетый более роскошно, увенчан лавровым венком и держит в руке канделябр.

А в нижнем ряду еще трое. Один из них держит в руках. А, впрочем, мои читатели — клирики без труда назовут этот предмет, ибо он плавно перетек в нашу литургическую практику. Ну, кто первый угадает?

Через вестибюль гости (и мы тоже, что мы зря 10 евро платили?) попадаем в перистиль — обширный внутренний двор дома, его смысловой центр, так как большинство помещений выходили сюда. Мозаичное покрытие сохранилось здесь идеально: это головы хищных и домашних животных. На этом месте я принялся фотографировать все подряд — не повторяйте эту ошибку, потому что впереди все еще интереснее будет. Вот вам наудачу несколько зверушек:

И т.д. и т.п. Фотографировать, кстати, нельзя, но этим запретом пренебрегают все. Поскольку я приехал очень рано, народа было очень мало, и можно было все смотреть, не торопясь. А потом понаехали организованные туристы, и приходилось уже лавировать между группами.
В центре двора располагался бассейн с фонтаном, прямо при входе был ларарий — святилище ларов, т.е. домашних божеств, но от всего этого сохранились лишь стены. Зато сохранились комнаты, как жилые, так и служебные, как парадные залы, так и, пардон, отхожие места. Так что далее мы будем обходить вокруг перистиля и смотреть комнаты.

Читайте также  Боза – напиток, Турция

В левом ближнем углу находится вестибюль хозяйки — через него хозяйка дома шествовала в термы.

Если вилла действительно принадлежала императору Максимиану, то мы видим портреты его жены Евтропии и их двух детей — Максенция и Фаусты. Очень тяжело глядеть в эти мозаичные глаза: эти дети выросли и стали жертвами человека, которого мы в приступе лизоблюдства и угодничества канонизировали и нарекли равноапостольным. Почитателям святого и равноапостольного Константина лучше пропустить два последующих абзаца!

Максенций погиб в битве на Мильвийском мосту, когда его противнику Константину, по легенде, было видение креста в небе и было сказано: Сим победиши! С современной точки зрения, и Константин, и Максенций были одинаково «неправильными» императорами: они получили власть из рук своих воинов, потому что их отцы были императорами (в системе же тетрархии такое наследование не предполагалось: каждый август должен был при жизни назвать своего преемника и наречь его цезарем). Но Константин победил и остался в истории законным императором, великим и равноапостольным. А его жертва Максенций так и числится плохим узурпатором. Между тем, сама видимая история протестует против такой «черно-белой интерпретации, и мы доселе можем видеть на Римском форуме базилику Максенция, бывший храм в честь его сына Ромула (теперь это вестибюль прекрасной церкви : Санти-Косма-э-Дамиано), а на Аппиевой дороге сохранился цирк Максенция) и мавзолей все того же Ромула.

С Фаустой все было еще хуже. Константин женился на ней вторым браком, и они вместе родили трех будущих императоров (с именами, видать, было туго: их звали Константин II, Констант I и Констанций II). А потом случилась темная история: сначала Константин казнил своего сына от первого брака Криспа, а через месяц в бане была заперта и задохнулась Фауста. Поговаривали, что Фауста домогалась Криспа, была им отвергнута, а мужу своему сказала, что Крисп сам ее э-э-э взял силой. После поспешной казни сына Константин узнал правду и в отместку казнил жену. Очень некрасивая история, особенно, если учитывать, что ее главный герой почитается нами наравне с апостолами.

Помимо хозяйки и ее детей на мозаике мы видим двух рабынь: одна, похоже, несет сменную одежду, другая — принадлежности для мытья. Местный стенд призывает заметить разницу в положении двух рабынь: правая явно не в фаворе у хозяев.

Из этого вестибюля, по идее, должен быть организован вход в термы. Там в палестре мозаика показывает гонки в римском Большом цирке (причем в таком ракурсе, в каком цирк был виден из императорской ложи), а массажной на мозаике полуголые банщики Тит и Кассий обслуживают посетителей (не в том смысле! они им массаж делают). Увы, вход туда был перекрыт, и эти мозаики я посмотрел уже дома в книжке.

Далее по маршруту несколько служебных комнат. Здесь мозаики попроще — просто геометрия:

А дальше. Дальше у нас пойдут комнаты с тематическими мозаиками. Поэтому нужно сделать маленькую паузу, чтобы передохнуть. Дальше интересные комнаты будут умножаться у нас на глазах.

И, кстати, преподобные отцы, вы узнали предмет в руках у юноши на второй фотографии входного вестибюля?

Официальный туристический сайт Италии

Север
Центр
Острова
Территория и природа
Культура, искусство и история
Здоровье и активный образ жизни
Особые
Полиптих Гриффони работы Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти

Вы не поверите своим глазам». Обретение шедевра в Палаццо Фава, Болонья

Вызов барокко. Рим-Турин-Париж 1680-1750

Изумительный художественный путь к современности

Новости
Чудеса Пизы
Искья – остров бога Солнца

Вы находитесь в Официальный туристический сайт Италии / Куда поехать / Памятники ЮНЕСКО / Римская Вилла дель-Казале в Пьяцца-Армерина

Римская Вилла дель-Казале в Пьяцца-Армерина

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Остатки Виллы дель Казале — фото Tè nel Deserto — Flickr

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Остатки Виллы дель Казале — фото Tè nel Deserto — Flickr

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Вид на город

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Фрагмент мозаики

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Мозаичный геометрический узор

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Мозаика в зале Гимнасток

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Круглая мозаика в перистильном дворе — Голова животного — фото из Фототеки С.R.I.C.D. Палермо

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Напольная мозаика — фото Verity Cridland — Flickr

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Мозаика «Большая охота» в галерее (амбулакре)

Пьяцца Армерина (пров.Энны): Экседра справа от галереи с аллегорическим изображением Индии — фото C.R.I.C.D.

Пьяцца-Армерина, великолепный город искусств, расположенный в центре Сицилии (Sicilia), гордится множеством памятников, которые рассказывают о его славном прошлом. Истинным символом города является римская Вилла дель-Казале, относящаяся к концу IV века н.э., принадлежавшая влиятельной римской семье.
Потрясающая вилла времен Римской империи находится в самом центре острова, в провинции Энны (provincia di Enna), это великолепный загородный дом, чья слава в значительной степени объясняется прекрасными мозаиками, считающимися самыми красивыми и наиболее сохранившимися среди подобных произведений. Результатом кропотливой работы древних мастеров стали захватывающие наборные изображения, и сегодня украшающие живописные руины роскошной резиденции, включенной в 1997 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage List).Эта древняя вилла, по своей красоте и исключительному богатству архитектурных и декоративных элементов, может считаться одним из самых значительных примеров парадного жилого комплекса. Она относится к 320-350 годам н.э. и, очевидно, принадлежала представителю правящей римской аристократии, возможно, римскому губернатору (Praefectus Urbi); по мнению других ученых, она была построена и расширена по прямому заказу высокого императорского чиновника, при этом называют имя Максимиана Геркулия, тетрарха Диоклетиана (Diocleziano).

Обширные раскопки, проведенные в середине ХХ века, выявили 3500 квадратных метров мозаичных полов с наборными картинами и геометрическими орнаментами, а также колонны, статуи, капители и монеты.
Образ жизни владельца дома роскошно и красноречиво отражается в этой серии напольных и настенных мозаик, имеющихся во всех комнатах дома. В изображениях очевидны стилистические влияния Африки, что привело к гипотезе о присутствии среди мастеров выходцев с африканского континента.
В мозаиках можно проследить различные стили и повествовательные циклы: один посвящен мифологии и поэмам Гомера, другой изображает природу и сцены повседневной жизни римской аристократии.

Среди руин виллы было выделено четыре различных зоны: монументальный вход с двором в форме подковы; центральная часть виллы, построенная вокруг внутреннего двора с садом; большой зал с тремя апсидами (trichora), которому предшествовала овальная колоннада, а вокруг располагались несколько комнат; комплекс терм.
В декабре 2012 года была завершена продолжавшаяся несколько лет реставрация мозаик и настенных росписей.

Теперь многие зоны открыты для посещения: комплекс терм, двор с портиком на входе и почетная арка; вестибюль и колоннада перистиля; подсобные помещения, в том числе комната «Малой охоты» (Piccola Caccia), коридор «Большой охоты» (Grande Caccia) и зал «Гимнасток» (Palestrite); хозяйские апартаменты на северной стороне с мозаикой, изображающей Улисса и Полифема, и зал с Амуром и Психеей, а также комнаты владельца на южной стороне, где мозаика рассказывает миф об Арионе (Mito di Arione), здесь же находится комната Эроса и Пана (stanza di Eros e Pan); Триклиний и портик; Базилика.

Пьяцца-Армерина в зелени природы
Пьяцца-Армерина расположена в Эрейских горах (Monti Erei) на внутренних территориях за заливом Джела (Golfo di Gela). Город окружен лесами парка делла-Рондза (parco della Ronza), он лежит среди многочисленных пейзажных достопримечательностей, таких как плотина Оливо (diga Olivo) и зона археологических раскопок Монтанья-ди-Мардзо (Montagna di Marzo), также окруженная зеленью лесов.
Рядом, находится также озеро Пергуза (lago di Pergusa), расположенное внутри одноименного заповедника изумительной красоты. В том же районе можно посетить также Природный заповедник Россоманно-Гроттаскура-Беллиа (Riserva naturale orientata Rossomanno Grottascura Bellia).

Полезная информация

Географическое положение
Страна: Италия
Область: Сицилия
Провинция: Энна
Коммуна: Пьяцца-Армерина

Полезные ссылки
Римская Вилла дель-Казале Villa Romana del Casale
Провинциальная дорога (Strada provinciale) 15, Пьяцца-Армерина
museo.villacasale@regione.sicilia.it
Вилла открыта каждый день, включая праздники

Расписание работы
С последнего воскресенья марта по последнюю субботу октября: с 9 до 18.
С последнее воскресенье октября по последнюю субботу марта: с 9 до 16

Как добраться
На самолете
Аэропорт Катании «Фонтанаросса» Aeroporto Fontanarossa-Catania
Аэропорт Палермо «Пунта-Раизи» Aeroporto Punta Raisi di Palermo
Аэропорт Трапани «Бирджи» Aeroporto Trapani-Birgi

На автомобиле
Автострада А19 или дорога 117 бис.

На поезде
Железнодорожный вокзал Катания