Великая мечеть Кайруана

Великая мечеть четвертого священного города мусульман

В тунисском городе Кайруане находится одна из древнейших мечетей мира. Построенная в 670 году, она играла важную роль, будучи одним из ключевых форпостов мусульман в Северной Африке. Мечеть имеет два названия – Великая мечеть Кайруана и мечеть Укба.

Название города Кайруан переводится с арабского как «караван». Он был основан в 670 году исламским полководцем Укбой ибн Нафи, являвшимся племянником другого известного исламского военачальника Амра ибн аль-Аса. Это место имело важное стратегическое значение ввиду того: здесь проходили торговые пути, которые протянулись от средиземноморского побережья вглубь Африки. Также оно было важным плацдармом для дальнейшей исламизации африканского региона. Эта местность ранее находилась под контролем Византийской империи. Не случайно город был основан на развалинах византийской крепости. Кроме того, Северная Африка является родиной берберов, которые также имели виды на данную территорию. Они даже разрушили мечеть в 690 году, вскоре после ее возведения. Таким образом строительство города и мечети происходило в трудных условиях.

Укба ибн Нафи приказал возвести мечеть в центре города. С самого начала она была призвана стать духовным исламским центром в североафриканском регионе. Кайруан же и вовсе имел неофициальное звание четвертого священного города ислама после Мекки, Медины и Иерусалима.

Кайруан имел неофициальное звание четвертого священного города ислама после Мекки, Медины и Иерусалима.

Великая мечеть Кайруана – Мечеть Укба / Источник: en.wikipedia.org

Важное значение, которое придавалось мечети Укба, отразилось в ее архитектуре. Она вобрала в себя элементы разных архитектурных традиций – доисламской, восточноисламской, североафриканской, греческой и византийской архитектуры.

Великая мечеть занимается огромную площадь в 9 тысяч квадратных метров. Ее периметр составляет 405 метров. Ввиду увеличения количества верующих мечеть Укба несколько раз перестраивалась и расширялась. Последняя перестройка была осуществлена по распоряжению аглабидского (Аглабиды – арабская династия, правившая на севере Африки c 800 по 909 год) эмира Зиядат Аллаха I в 836 году. В мечети переделали михраб: он был сделан из белого мрамора и покрыт ажурной резьбой. Он, безусловно, является великолепным памятником исламского искусства. Мечеть Укба практически сохранилась в том виде, в котором она была перестроена во времена Аглабидов.

Молельный зал мечети / Источник: en.wikipedia.org

Одной из главных особенностей мечети являются античные колонны, привезенные из римского города Тиздр, на месте которого был построен нынешний Эль-Джем (Тунис). Всего было привезено 414 колонн. Они образуют гипостильный (большой зал храма с многочисленными колоннами – прим. Исламосфера) молельный зал. Кроме того, мечеть включает большой мраморный мощеный двор и минарет. Высота трехъярусного квадратного минарета равняется 31.5 метрам. Возведенный в начале 9 века, он считается древнейшим в исламском мире. Старый деревянный минбар Великой мечети Кайруана также является древнейшим из сохранившихся до нашего времени.

Минарет мечети Укба считается древнейшим в исламском мире

Минарет мечети Укба – древнейший в исламском мире / Источник: en.wikipedia.org

Купол мечети представляет собой архитектурный элемент, заимствованный из римской и византийской архитектуры. Через небольшие окошки в основании купола в мечеть проникает свет. Внутри мечеть украшена геометрическими узорами в форме виноградной лозы и стилизованными цветочными узорами.

Укба в течение нескольких веков являлась духовным и научным центром мусульманский Африки. Она собирала в своих стенах ученых из многих регионов исламского мира и сыграла важную роль в исламизации Магриба. Но в 11 веке Кайруан пришел в упадок, эта же участь настигла и Великую кайруанскую мечеть. Центр политической и интеллектуальной жизни в последующем переместился в другие регионы. Тем не менее, Великая мечеть Кайруана и по сей день напоминает людям о великолепии исламской архитектуры и ее открытости другим культурным традициям.

Великая мечеть Кайруана в Тунисе

В каждом городе Туниса есть своя мечеть, но самая известная и большая из них — Великая мечеть Кайруана или Сиди-Укба. Это самое древнее мусульманское место поклонения в Африке и обычно считается четвёртым святым местом в Исламе (после Мекки, Медины и Иерусалима). Прочитав статью, вы познакомитесь с историей Великой мечети Кайруана. А также узнаете, что она собой представляет в настоящее время.

1. Как в Северной Африке в 7 веке появилась мусульманская мечеть?

Территория Северной Африки седьмого века была не самым лёгким местом для основания нового города. Для этого требовалось сразиться с византийцами, убедить берберов, коренное население Северной Африки, принять централизованное исламское правление и убедить ближневосточных купцов переселиться сюда.

Это оказалось посильным генералу Сиди Укба, который в 670 году основал город Кайруан и построил здесь мусульманскую мечеть. Мечеть получила название Сиди-Укба или Укба. Она использовалась для общих молитв в мусульманский священный день, пятницу. Мечеть была важным дополнением, сообщая, что Кайруан станет космополитической метрополией под сильным мусульманским контролем, важным отличием в то время.

В восьмом веке здание мечети перестраивалось дважды. Однако мечеть, которую мы видим сегодня, начала строиться в девятом веке.

2. Как была построена Великая мечеть Кайруана в её нынешнем виде?

Аглабиды (800-909 гг.) были полунезависимыми правителями большей части Северной Африки. В 836 году принц Зиядат Аллах I разрушил большую часть более раннего глинобитного сооружения и построил новое из более прочного камня, кирпича и дерева. Молитвенный зал или святилище стало поддерживаться рядами колонн и иметь открытый внутренний двор.

В конце IX века другой правитель Аглабидов украсил вход во внутренний двор молитвенного помещения и добавил купол над центральными арками и порталом. Купол подчёркнул расположение михраба, или молитвенной ниши (внизу). Она стала находиться на той же центральной оси, а также под куполом, чтобы обозначить его важность.

Подобно другим гипостильным мечетям, таким как Мечеть Пророка в Медине, мечеть Кайруана имеет приблизительно прямоугольную форму. Более широкие проходы, ведущие к михрабу и вдоль стены киблы, придают ей Т-образный вид. Крыша святилища и портики внутреннего двора поддерживаются перестроенными римскими и византийскими колоннами и капителями.

Нижняя часть михраба украшена ажурными мраморными панелями в цветочных и геометрических узорах из виноградной лозы. Чрезмерно украшенный михраб уникален, благодаря панелям из Сирии. Вокруг михраба лежат блестящие плитки из Ирака. Они также имеют стилизованные цветочные узоры, такие же, как византийские и восточно-исламские образцы.

Поскольку мечеть использовалась для пятничной молитвы, то здесь есть минбар девятого века, узкая деревянная кафедра, где еженедельно читается проповедь. Говорят, что это самый старый сохранившийся деревянный минбар. Подобно христианским кафедрам, минбар делал молитвенника более видимым и слышимым. Поскольку легитимность правителя могла основываться на упоминании его имени во время проповеди, минбар служил как религиозным, так и светским целям.

Минбар был сделан из тика, импортированного из Азии. Дорогой материал иллюстрировал коммерческий охват Кайруана. Ближайшая к михрабу сторона минбара сделана из искусно вырезанных решеток с растительными, цветочными и геометрическими узорами, напоминающими те, что использовались в византийской и омейядской архитектуре.

Минарет датируется началом IX века, или, по крайней мере, его нижняя часть. Возможно, вдохновленный римскими маяками, массивный квадратный кайруанский минарет имеет высоту около тридцати двух метров (более ста футов), что делает его одним из самых высоких сооружений вокруг.

Таким образом, помимо того, что минарет служит местом призыва к молитве, он определяет присутствие и местоположение мечети в городе, помогая определить религиозную идентичность города. Поскольку он был расположен недалеко от оси михраба, это также подтверждало важность михраба.

Мечеть продолжала видоизменяться после Аглабидов, показывая, что она оставалась религиозно и социально значимой даже тогда, когда Кайруан пришёл в упадок. Один из Зиридов, Аль-Муиз ибн Бадис (правил 1016-62 гг. н. э.), заказал деревянные максуры, которые были собраны из резных деревянных экранов, увенчанных полосами резных абстрактных растительных мотивов, вставленных в геометрические рамки. Говорят, что максуры указывают на политическую нестабильность в обществе. Они отделяют правителя от остальных верующих. Таким образом, ограда вместе с надписью защищала жизнь и подтверждала статус лиц, допущенных внутрь.

Читайте также  Церковь Св. Иоанна Крестителя

В XIII веке хафсиды придали мечети более укреплённый вид, когда они добавили контрфорсы для поддержки падающих внешних стен. Эта практика продолжалась и в последующие века. В 1294 году халиф аль-Мустанси восстановил внутренний двор и добавил монументальные порталы, такие как Баб аль-Ма на востоке и купол Баб Лалла Риджана на западе. Дополнительные ворота были построены в более поздние века. Резные каменные панели внутри мечети и снаружи действовали, как щиты, рекламирующие покровителя, ответственного за строительство и реставрацию.

3. Паломничество к Великой мечети Кайруана в настоящее время

Североафриканцы в настоящее время осуществляют паломничество к Великой мечети Кайруана. Считается, что семь посещений этой мечети Сиди-Укба равнозначны хаджу в Мекку. Немусульмане могут пройти внутрь, переодевшись на входе в халат.
Но их не допустят в главный зал, где расположен михраб IX века, ориентированный на Каабу в Мекке. Однако через открытые двери они могут осмотреть зал.

Строительство здания Великой мечети Кайруана относится к 670 году, когда Укба ибн Нафи заложил в этой пустынной местности город-лагерь Кайруан (аль-Кайраван). После смерти Укба обрёл ореол мусульманского праведника.

Первоначально здание мечети было небольшим. В 724 году на престол взошёл омейядский халиф Хишам, который приказал купить землю около здания и включить её в территорию мечети, а также, произвел первую реконструкцию мечети. Через 50 лет наместник Аббасидов разрушил всё, что было сделано Омейядами, и возвёл новое здание мечети, сохранив из уважения к памяти Укбы лишь старый минарет и михраб.

Но, наибольших изменений Великая мечеть Кайруана претерпела во времена правления Аглабидов, пережив несколько этапов строительства, обретя то величие, которое мы можем наблюдать и по сей день.

Материалы для строительства кайруанской мечети брали в старинном разрушенном городе Эль-Джеме, возведённом на месте античного Тиздра, построенного ещё древними римлянами. В нём существовал амфитеатр, вмещавший 30 тысяч зрителей, третий по размерам, после римского Колизея и Капуи. Обилие строительного материала обусловило размеры воздвигаемой мечети, для того времени уникальной.

Ныне Великая мечеть Кайруана занимает площадь в 9 000 квадратных метров и является одним из древнейших мест богослужения в исламском мире. Эта мечеть считается одним из самых впечатляющих и крупнейших памятников исламской архитектуры в Северной Африке, её периметр составляет, почти, 405 метров.

Великолепный вид на Великую мечеть Кайруана открывается с крыши соседнего магазина ковров на улице Oqba ibn Nafaa . Поистине, отсюда мечеть предстаёт во всём своём великолепии.

Внешне мечеть обнесена высокими стенами и напоминает мощную средневековую крепость. Глухие кирпичные стены укреплены разновеликими выступами, сменившими когда-то равномерно расставленные одинаковые контрфорсы. Наряду с религиозным предназначением, мечеть выполняла функцию крепости для защиты местных жителей во время нападений кочевников и византийцев.

Войти в мечеть можно через 8 ворот, 6 из которых ведут во внутренний двор и 2 – в молельный зал. Мусульмане могут войти в мечеть через 8 разных ворот, а для туристов предусмотрены главные ворота на улице Oqba ibn Nafaa. Посетители должны быть одеты подобающим образом, а обувь оставить у входа.

Вокруг внутреннего двора, вымощенного плитами, расположены прекрасные арочные портики с 400 древними колоннами. На северной стороне двора находится массивный, трёхэтажный минарет, высотой 31,5 метра, который сохранил образ древнего крепостного сооружения. Минарет сооружён в виде трёхъярусного древневавилонского храма-башни – зиккурата. С его вершины виден не только город, но и окрестности в радиусе нескольких километров, что позволяло заранее узнавать о приближении врага. Нижняя часть минарета построена раньше всего, датируется 728 годом и включает в себя две римские плиты с латинскими надписями.

Молельный зал мечети находится южнее внутреннего двора, вход последователям других религий (доступ имеют только мусульмане), в него запрещён. В портике, перед входом в молитвенный зал мусульмане, сняв обувь, выполняют ритуальные омовения. Молельный зал отличается большими размерами 37х70 метров, более 400 колон поддерживают потолок. Колонны все разные и орнамент у потолка разный. Современный зал был построен в 836 году и подвергался перестройкам в 862 году и в 875 году.

16 аркад делят зал на 17 нефов, ведущих к стене с михрабом. Михраб Великой мечети Кайруана является одним из самых замечательных памятников исламского монументально-декоративного искусства. Арка михраба и стены вокруг него покрыты ромбовидными изразцами, привезёнными из Багдада в 863 году, когда ремонтировалась мечеть. Михраб освещается не ярким светом, льющимся через ажурные решётки восьми небольших окон в барабане прекрасного ребристого купола на тромпах.

Большая сводчатая ниша михраба, глубиной около 2 метров, шириной более 1,5 метров и высотой 4,5 метра, в плане образует подкову. Вогнутая поверхность ниши обшита 28 панелями белого мрамора и украшена рельефной и ажурной резьбой. Рельефная надпись под верхним регистром цитирует 112 суру Священного Корана «аль-Ихлас» («Очищение»): «Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рождён, и не был Ему равным не один»». В основании свода пролегает широкая лента, венчающего мраморную облицовку ниши, бордюра, украшенного цепочкой ромбов из, поставленных на угол, расписанных квадратных изразцов.

Оформители мечети полностью отказались от традиционного применения смальтовой мозаики и заменили её изобретением собственных декоративных приёмов. Красочный эффект радужных переливов и бликов люстры, по декоративности не уступал мерцанию мозаики, привлекая своей новизной и необычностью.

Второй интереснейшей достопримечательностью мечети является деревянный минбар, самый древний из дошедших до нашего времени. Орнаментальные композиции панелей и филёнок минбара, также, ни разу не повторяются, хотя мотивы и приёмы очень напоминают композиции оконных решёток Мечети Омейядов в Дамаске.

Великая мечеть Кайруна, поистине, великолепное архитектурное сооружение, настоящий оплот веры и паломничества мусульман. Крайне важная мусульманская святыня и сегодня гордо возвышается над старым городом. Она – поистине неповторимый шедевр нашего мира, и ежегодно привлекает к себе внимание нескольких сотен тысяч туристов, в том числе, и не придерживающихся исламской религии.

Большая мечеть Кайруана

Большая мечеть — главный памятник Кайруана, вокруг которого вращается городская жизнь. Это жемчужина исламской архитектуры, центр притяжения паломников, место встречи горожан и основной предмет туристического интереса в этом большом, желтом и жарком городе в центре страны. Мечеть живет в собственном ритме: ранним утром сюда приходят помолиться местные жители, затем ее внутренний двор наводняется туристами, после обеда царит сонная тишина, а на закате, со звуками призыва на молитву, здесь вновь становится оживленно.

Читайте также  Церковь Девы Марии Снежной

Большинство туристов посещают Большую мечеть Кайруана в рамках двухдневной экскурсии в Сахару, упуская возможность задумчиво побродить под колоннадой внутреннего двора, полюбоваться резными деревянными воротами, проникнуться чарующим сумраком обширного молельного зала и испить воды, которая хранится в резервуарах 9 в., — по легенде, она обладает целебными свойствами.

Мечеть Кайруана — четвертая по значимости мечеть в мусульманском мире после Мекки, Медины и Иерусалима. Согласно популярному верованию семикратное паломничество сюда приравнивается к одному хаджу в Мекку.

Немного истории

Большая мечеть — первая мечеть на территории Африканского континента. Она была основана в 670 г. исламским военачальником Окба ибн Нафа, имя которого и получила в устной традиции. По легенде, место для закладки мечети подсказал Аллах: конь полководца споткнулся на ровном месте и подбежавшие воины увидели наполовину появившуюся из земли золотую чашу, которая незадолго до этого была утеряна в Мекке.

От первоначальной конструкции остался только фундамент. Позже на нем выросли стены молельного зала, а сама мечеть расширилась более чем вчетверо. Основная часть нынешнего здания относится к 9 в., лишь первый ярус минарета был построен в 728 г. На протяжении столетий представители различных правящих исламских династий старались по-своему переделать и украсить мечеть: так, в Средние века здесь появилась резная кафедра проповедника, михраб — ниша, показывающая направление на Мекку, — был украшен расписанной вручную плиткой из Багдада. Самое недавнее приобретение мечети — огромные двери, ведущие в молельный зал, — появились здесь в 1829 г.

Что посмотреть

Знакомство с мечетью начинается еще издалека: ее 30-метровый минарет выделяется на фоне невысокой городской застройки и виден за несколько километров от Кайруана. Чем ближе вы подъезжаете к сооружению, тем более величественным оно предстает: мощь крепостных стен, укрепленных контрфорсами, массивные ворота под высокими купольными входами, минарет, больше похожий на дозорную башню бастиона.

Внутренний двор

Войдя во внутренний двор, посетитель оказывается в настоящем лесу из колонн, окружающем его по периметру. Всего здесь 414 колонн — и все они различны по стилю: коринфские капители перемежаются с ионическими и византийскими, между стройных беломраморных столбов мелькают серые, красные и желтоватые гранитные и песчаниковые опоры. Эта эклектика объясняется тем, что строители мечети использовали материал разрушенных древнеримских и византийских городов, в основном Карфагена и античного Хадрумета (современного курорта Сусс).

Минарет мечети, как и все сооружение, строили в несколько этапов и неоднократно реконструировали. Так, входную дверь обрамляют обломки древнеримских фризов и надписей (одну из них ничтоже сумняшеся положили вверх ногами). Узкие световые оконца также сместились с центральной оси в ходе расширения стен мечети, а с ними — и увеличения толщины минарета.

Минарет повторяет конструкцию легендарного Александрийского маяка — тем самым архитектор мечети провел аналогию со знаменитым государством античности, чье величие должен был превзойти Кайруан, и источником света, указывающим путь в тихую гавань — лоно религии.

Обратите внимание на легкий уклон внутреннего двора: это сделано для того, чтобы дождевая вода стекала в подземные цистерны. Водосборные отверстия резервуара украшены мраморными розетками — не только ради красоты, но и чтобы задерживать пыль и песок.

Глиняные чашки, расставленные в выемках розеток, принадлежат верующим. Они ждут, пока емкости наполнятся дождевой водой, которую затем будут использовать для очищения и исцеления.

По солнечным часам, которые расположены на невысоком помосте в углу внутреннего двора, имамы прошлого определяли время для 5 ежедневных молитв. Другие, более древние, солнечные часы находятся над центральным входом в молельный зал.

Молельный зал

Из внутреннего двора можно попасть в молельный зал через 8 великолепных резных ворот, которые были выполнены резчиками города Сфакса в 1829 г. Величественный молельный зал Большой мечети, над которым в разное время (с 9 по 17 вв.) трудились 5 архитекторов — просторное помещение размерами 70 на 37 м, высокий потолок которого поддерживается рядами колонн, образующих стрельчатые арочные купола. В молельном зале 7 продольных и 7 поперечных проходов-нефов (как в Мечети пророка в Медине).

Главный неф ведет к михрабу (нише), увенчанному куполом, который символизирует вознесение молящегося в рай. Ниша украшена керамическими плитками 9 в. с металлической инкрустацией и росписью, изготовленными в Багдаде. Сам михраб состоит из 28 резных мраморных панелей 60 на 40 см. Деревянный полукупол над ним был создан по примеру аналогичного украшения в мечети Кордовы.

Кафедра проповедника, возвышающаяся по правую сторону от михраба, была изготовлена в 9 в. и состоит из более чем 300 резных деревянных элементов, декор которых не повторяется. Сегодня это самая древняя и лучше всего сохранившаяся кафедра в мусульманском мире. Обратите внимание и на изумительную деревянную ширму 11 в. размерами 8 на 3 м, за которой во время молитвы члены правящей династии могли укрыться от любопытных глаз.

Практическая информация

Адрес: Kairouan, Grande Mosquee. Мечеть расположена у северо-западной стены медины Кайруана.

Время работы: ежедневно с 8:00 до 14:00, в пятницу — до 12:00. В период с середины июля по середину сентября мечеть открывается для осмотра в 7:30. Вход во внутренний двор доступен всем, а вот посетить молельный зал могут только мусульмане. При необходимости на входе в мечеть можно бесплатно получить просторные балахоны для женщин и мужчин, а также головные платки.

Вход: 10 TND, по единому билету на достопримечательности Кайруана. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Кайруан, исторический город Туниса

В 670 году на территорию современного Туниса, изгоняя византийцев и обращая население в ислам, вторглись войска арабского полководца Укба ибн-Нафи аль-Фихри. Местные жители-берберы оказали упорнейшее сопротивление завоевателям, которое длилось около 70 лет. Арабские хронисты свидетельствуют, что, прежде чем окончательно перейти в мусульманскую веру, берберы двенадцать раз меняли свое решение.

В 671 году Укба ибн-Нафи основал Кайруан — первый арабский город в Северной Африке, возникший первоначально как военный лагерь (Qayrawan — по-арабски «лагерь») и ставший базой для арабских войск в Тунисе. Старинные арабские хроники сообщают, что в те времена это была пустынная, неприветливая местность, отстоящая далеко в сторону от торговых маршрутов. И вряд ли Укба ибн-Нафи предполагал тогда, что основанный им лагерь скоро станет самым значительным городом Магриба и займет в списке священных городов ислама почетное четвертое место после Мекки, Медины и Иерусалима. Благодаря своей культурной и исторической ценности Кайруан также включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Своему неожиданному возвышению Кайруан обязан священному источнику Бир Барута. По преданию, Укба остановил свое войско посреди сухой степи и объявил «На этом месте мы построим город, который станет оплотом ислама до конца мира»! Его военачальники с изумлением смотрели вокруг: куда ни глянь, всюду простиралась бесплодная пустыня, кишевшая змеями и скорпионами. «Но эта земля совершенно пустынна, здесь совсем нет воды, и она наполнена змеями и скорпионами!» — возразил один из них. «Имей терпение», — ответил Укба. Он вонзил посох в землю, и оттуда тотчас потекла вода.

Этот неожиданно явившийся чудесный источник вынес на поверхность золотую чашу, в которой изумленный Укба ибн-Нафи признал кубок, потерянный им несколько лет назад в Мекке. По другой версии, этот золотой кубок был выбит из песка копытом лошади одного из воинов Укбы. Когда кубок выкопали из песка, из образовавшегося отверстия хлынул поток воды.

Читайте также  Церковь Св. Стефана

Оба варианта легенды сходятся в том, что вода источника Бир Барута полностью совпадает с водой священного источника Земзем в Мекке. Эта таинственная связь Мекки с Кайруаном, осуществляемая посредством воды, и стала причиной того, что Кайруан вот уже на протяжении полутора тысяч лет остается главным в Северной Африке центром паломничества мусульман. Считается, что семь посещений Кайруана могут заменить одно паломничество (хадж) в Мекку.

Что же касается ядовитых гадов, то, согласно легенде, основатель Кайруана Укба ибн-Нафи заклял их именем пророка Мухаммеда, после чего все змеи и скорпионы оставили это место. Только одна скорпиониха обратилась к Укбе с просьбой позволить ей остаться, чтобы успеть вывести потомство. Взамен она пообещала, что никто из ее детей впредь не тронет ни одного человека. Трудно сказать, что там было на самом деле, но местные скорпионы действительно не приносят вреда людям и живут под камнями, стараясь лишний раз не попадаться на глаза.

В Х—XI столетиях Кайруан достиг наивысшего расцвета и стал одним из наиболее важных культурных и торговых центров арабского мира. И хотя с XI века экономическое значение города начинает угасать, Кайруан до сих пор остается одним из центров ислама.

Сиди-Укба, Большая мечеть Кайруана

Самая грандиозная из построек Кайруана — знаменитая мечеть Джамаа аль-Кебир (Большая мечеть), называемая чаще мечетью Сиди-Укба, — первый значительный памятник арабо-берберской архитектуры. Ее построил в 670 году основатель Кайруана Укба ибн-Нафи, и она является самой древней мечетью Магриба. Впоследствии она дважды разрушалась и неоднократно перестраивалась. Свой окончательный вид и размеры (230 x 405 м) мечеть приобрела только к концу IX столетия.

Мечеть Сиди-Укба кажется огромным городом, который неожиданно возникает на плоской пустынной местности и господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Во внешнем облике кайруанской мечети явно присутствуют черты крепостной архитектуры.

Это впечатление еще больше усиливают могучие контрфорсы, подпирающие массивные глухие стены, и огромный трехъярусный, напоминающий башню минарет высотой 40 м. Построенный в 724—728 годах, он является сегодня самым древним минаретом в мире. Лестница, ведущая на вершину минарета, сделана из 128 раннехристианских надгробных плит.

Огромный внутренний двор — центр всего архитектурного сооружения. Со всех четырех сторон он окаймлен двойным рядом колонн, благодаря чему он кажется обширным залом, а ярко-голубое небо — куполом.

В центре вымощенного белым мрамором внутреннего двора расположен колодец, а под его плитами имеется резервуар, устроенный на случай вражеской осады. Колонны, окружающие двор, были свезены сюда из разрушенных храмов античных городов Карфагена, Кирены и Утики.

Интерьер молитвенного зала богато украшен. Замечательным памятником декоративного искусства является изготовленный из платанового дерева минбар, датированный 863 годом. Он украшен резными панелями, узор которых свидетельствует о творческой фантазии и высоком мастерстве создавших его художников.

Резной орнамент минбара гармонирует с пышным убранством михраба. Арка михраба и стена вокруг нее покрыты инкрустацией из ромбовидных изразцов с росписью, по-видимому, привезенных из Багдада во время ремонта мечети в 863 году. Михраб отделан также плитками мрамора с резьбой с использованием стилизованных растительных мотивов.

Мечеть Сиди-Укба — одна из немногих исламских святынь, в которые разрешен доступ немусульманам. Известный французский романист Ги де Мопассан, посетивший Кайруан в 1889 году, был очарован красотой мечети. Он писал: «Только три религиозных сооружения в мире вызвали у меня эмоции, подобные тем, что пробудил во мне этот удивительный варварский памятник: аббатство Мон-Сен-Мишель, собор Сан-Марко в Венеции и Палатинская часовня в Палермо… Кочевники, едва способные возводить стены, придя в страну, покрытую поднимающимися тут и там величественными руинами, оставленными их предшественниками, возвели рядом с ними обитель для своего Бога, ни на что не похожую, отвечавшую их собственным представлениям о красоте, сооруженную из фрагментов построек разрушенных городов, но столь же совершенную, как творения самых великих зодчих».

Достопримечательности Туниса — Великая мечеть Кайруана

Кайруан – удивительный тунисский город, где время как будто остановилось. Там можно увидеть огромные каменные стены с башнями, откуда следили соглядатаи за нашествием внешних врагов, массивные ворота, открывающиеся с большим трудом, крошечные мощенные улочки, по которым можно пройтись лишь в одиночку, и конечно, многочисленные руины, свидетельствующие о бесконечных боях.

Улицы города Кайруан, Тунис

Но больше всего туристов в городе привлекает Великая мечеть Кайрауна – Мечеть Укба, которая считается одной из самых старейших святынь мусульманского Запада.

История создания Великой мечети Кайруана

Мечеть Укба была построена в 670 году, когда началась постройка самого города Кайруана. Возводилась она по приказу знаменитого арабского военачальника Укбы ибн Нафи, знающего толк не только в военных баталиях, но и в религии. Именно поэтому его мечеть стала самым первым местом для исламского богослужения, куда стекались паломники со всей Северной Африки, которые не имели никакой возможности отправиться в Мекку.

Вид на Великую мечеть Кайруана

Изначально мечеть была небольшой, но время шло, и она все росла и росла благодаря пристройке других сооружений. И то величественное сооружение, которое могут видеть современные туристы, возникло лишь благодаря колоссальному изменению конструкции Укбы в 817-838 годах, осуществленному по приказу эмира Зийадат Аллаха I.

Панорама внутреннего двора Мечети Укба с видом на минарет

Но не только богослужениями и изысканной архитектурой прославилась Великая мечеть Кайруана. Она также знаменита тем, что в древние века на ее территории работал университет, где проводились научные исследования по множеству светских наук. Но к сожалению, когда город Кайруан пришел к упадку в конце IX века, университет был закрыт и перемещен в Эз-Зитуна.

Красота архитектуры и убранства Мечети Укба

Снаружи Великая мечеть Кайруана окружена со всех сторон высокими стенами и похожа на настоящую крепость из Средневековья. Мусульмане подойти к ней могут, войдя через любые из имеющихся девяти ворот, а вот обычным туристам вход доступен лишь через центральные ворота, выходящие на улицу Окба ибн Нафаа, предварительно облачившись в одежду, которую можно получить у входа.

Арочные колоннады Великой мечети Кайруана

Пройдя через ворота, туристы окажутся в центре уютного внутреннего дворика, вымощенного плиткой. Этот двор украшают около 400 изысканных древнеримских колонн и множество арочных портиков, которые просто завораживают. Если пройти к северной части дворика, то можно увидеть трехэтажный 35-метровый минарет, самый низкий уровень которого был заложен в 728 году. Зато если пройти по центральному проходу в южную часть двора, то там можно увидеть черепичный михраб, который отделан плитками и деревом, привезенными из самого Багдада.

Резные деревянные панели, украшающие главный вход в молельный зал Мечети Укба

Центральное место мечети Укба занимает молитвенный зал, куда, к сожалению, обычным туристам-не мусульманам доступ запрещен. Но зато можно заглянуть внутрь с улицы, чтобы увидеть огромный зал покрытый пушистым красочным ковром, над которым свисает сверкающая люстра, а по бокам которого расположились мраморные колонны, привезенные из Суса и Карфагена.

Интерьер молельного зала Мечети Укба

Кстати, при желании туристы могут в конце экскурсии в последний раз взглянуть на Великую мечеть Кайруана с крыши магазина ковров, расположенного рядом с ней на улице Окба ибн Нафаа.