Ват Прахат Дой Сутхеп

Буддийский храм Ват Дой Сутхеп на горе возле Чианг Мая

Однажды, в по-весеннему теплый и комфортный день, отправились мы посмотреть на одну из главных достопримечательностей Чианг Мая – священный буддийский храм Ват Пратхат Дой Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep) , который находится высоко в горах.

Ват Дой Сутхеп

Для тайцев храм Дой Сутхеп является священным местом и одним из самых почитаемых храмов, каждый считает своим долгом хоть раз в жизни побывать в Ват Дой Сутхеп, поклониться Будде, помолиться и сделать фотографии на память. Поэтому возле Ват Дой Сутхеп всегда очень шумно и многолюдно, каждый день сюда приезжают не только туристы, но и толпы паломников и монахов.

Толпы туристов и паломников посещают храм Ват Дой Сутхеп

Содержание

Где находится Ват Дой Сутхеп и как добраться

Храм Ват Дой Сутхеп находится в 14 км от квадрата старого города, на горе, на высоте 1073 м над уровнем моря, в национальном парке Дой Сутхеп. К храму ведет хорошая широкая асфальтовая дорога.

Добраться в Дой Сутхеп можно на маршрутке (сонгтео) от зоопарка Чианг Мая за 40 бат с человека или на арендованном байке или машине.

Мы ехали на байке, по пути проезжаем вход в национальный парк Дой Сутеп, указатели на водопады (к ним мы еще обязательно планируем сходить), смотровую площадку, маленький водопадик прямо возле дороги и оказываемся на огромной стоянке возле горы, на которой находится священный храм.

Небольшой водопадик по дороге к храму Дой Сутхеп Возле подъема на гору к храму Дой Сутхеп Возле подъема на гору к храму Дой Сутхеп: парковка, маршрутки, монахи и огромная статуя Будды Статуя Будды встречает возле горы

Рядом расположился рынок: тут и еда, и сувениры, и фрукты. Любят тайцы торговлю возле храмов 🙂

Если ехать дальше по дороге прямо, то попадем к зимней королевской резиденции (очень советую посетить любителям цветов!), а еще дальше можно выехать к смотровой площадке, деревне местных племен и к месту, где в январе цветет сакура (нельзя пропустить ее цветение!).

К самому храму можно подняться двумя способами:

  • По крутой лестнице, преодолев 306 ступенек
  • На фуникулере за 20 бат с человека

Не знаю, что на меня нашло, но я решила, что мы поедем вверх на фуникулере. Вообще я сперва думала, что наверх ведет что-то типа канатной дороги и хотела полюбоваться пейзажами с высоты:) Ведь написано: Cable car – вот я и представила себе что-то типа канатной дороги, как на Ай-Петри в Крыму. Но оказалось все не так интересно – подъем на гору проходит на фуникулере в туннеле – очень быстро и ничего не видно, ну как на лифте проехались :(Наш фуникулер в Киеве и то интереснее 🙂

Тем кто ленится подниматься по лестнице идти сюда. Тут вход на фуникулер 🙂

В общем, как бы то ни было, но поднялись мы на гору на фуникулере, а спустились уже по лестнице.

Не такая уж и страшная лестница вверх к храму. И чего это я решила ехать на фуникулере…

Но если вы хотите искупить свои грехи, прибавить здоровья и удачу, то следует преодолеть 306 ступеней в гору! Удивительно, но с нами на фуникулере поднималась группа монахов… я то думала, что кому-кому, но монахам надо ходить вверх к храму пешком 🙂

Стоимость посещения храма Ват Дой Сутхеп

Мы были очень удивлены, но посещение высокогорного храма Дой Сутхеп оказалось для иностранцев платным. 30 бат с человека. Билеты можно купить как и возле фуникулера, так и наверху возле храма, поднявшись по лестнице почти на самый верх.

В самом конце пути билетные кассы для иностранцев Билеты для иностранцев в храм и стоимость фуникулера

Ват Пратхат Дой Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep) наш отзыв, фото, видео

Ну что, поднялись мы за пару минут на фуникулере на вершину горы и очутились с гуще толпы! Сперва решили осмотреть территорию рядом с храмом и увидели какое-то царство искусственных цветов – было странно видеть искусственные цветы в Таиланде! Тут же находится офис международного буддийского центра Ват Дой Сутхеп, куда люди приезжают на медитацию.

Искусственные орхидеи и другие цветы в Таиланде? Хм….

Выходим на смотровую площадку. В хорошую погоду Чианг Май должен быть как на ладони, но сейчас все в дымке.

Чианг Май в дымке Вид со смотровой площадки Дой Сутхеп на город

Интересно, бывают ли виды без дымки с горы Дой Сутхеп? Мы уже месяц живем в Чианг Мае и каждый день я смотрю на эту гору с храмом, и каждый день вижу верхушку горы в облаках или в дымке.

Красивые колонны

Покидаем смотровую площадку и перемещаемся к храму на нижний уровень. По периметру расположены колокольчики – везде таблички: «не звонить!». Рядом небольшой музей (при нас был закрыт).

По периметру храма колокола. А вот звонить в них запрещено 🙁 Колокольчики с другой стороны храма Дой Сутхеп

Тут надо сказать несколько слов об истории храма Ват Дой Сутхеп. Храм был построен в 1386 году при короле Ку На. Строительство храма было не простой задачей, ведь строителям надо было носить стройматериалы через густые джунгли, в то время дороги на гору не было, ее построили только в 1935 году. За годы храм постепенно достраивался, реконструировался и обновлялся.

Вот какие змеи охраняют вход в храм

Ходит легенда о белом слоне, которая объясняет, почему именно это место было выбрано для строительства храма. По легенде, королю королевства Ланна была отправлена священная реликвия – косточка Будды. По дороге косточка магическим образом раздвоилась, образовалось две священные реликвии. Одну из них отправили в храм Ват Суан Док в Чианг Мае, а вот в какой из храмов отправить другую косточку было не понятно.

Тогда решили сделать так: на белого слона водрузили священный ящик с косточкой и отправили его искать место для нового храма. Слон шел-шел и взошел на гору Дой Сутхеп. Там, на вершине горы, он остановился и протрубил три раза. Именно на этом месте и построили самый почитаемый храм на Севере Таиланда — Ват Пратхат Дой Сутхеп. Сейчас в храме стоит памятник этому белому слонику.

Памятник белому слонику, который нес священную реликвию и выбрал место для храма Дой Сутхеп А рядом черный слоник

Что бы попасть на верхний уровень храма надо разуться. Плечи и колени должны быть закрыты. Вот сколько обуви – бери не хочу, главное потом свою найти 🙂

Вот сколько обуви!

Несколько ступенек наверх и попадаем в царство золота. Посередине внутреннего двора огромная золотая Чедди – не так давно закончились реставрационные работы и позолота еще во всю сверкает на солнце.

Самый почитаемый храм Севера Таиланда — Ват Дой Сутхеп Во внутреннем дворе храма ослепляет яркая позолота

Вокруг не только множество людей, но и Будд. Каких Будд тут только нет! И золотые, и бронзовые, и изумрудные. И Будда сидит, и Будда стоит, и Будда лежит. Ну в общем все как всегда 🙂

Через несколько минут начинает кружится голова от обилия статуй и людей. Умиротворение? Нет, тут я его не почувствовала. За умиротворение в храм Wat Tham Pha Plong возле Чианг Дао.

Толпы людей.. Яркие краски храма Дой Сутхеп Как думаете, что делает этот котик в урне со священными свечками ? 🙂

При входе за 20 бат можно купить священный цветок лотоса и помолиться. Но сперва надо обойти золотую ступу три раза по кругу, произнося молитву.

Священные цветы лотоса Эти огромные свечи зажигают во время богослужения Еще огни и благовония

А мы, найдя свою обувь и немного передохнув, отправляемся по лестнице вниз.

Вывод. Впечатление от посещения Ват Дой Сутхеп осталось не однозначное. С одной стороны раздражают толпы народа, невозможность сделать фотографии или просто насладиться храмом. С другой стороны, горный воздух, красивые пейзажи, да и вообще мысль о том, что это такое почитаемое и священное место. Я считаю, что не смотря на то, что храм Дой Сутхеп раскрученное туристическое место, посетить его все же стоит!

Читайте также  Большой Королевский дворец

Ват Дой Сутхеп. Видео

Ват Дой Сутхеп на карте

Если вы планируете отдых в Чианг Мае, отель заранее можно забронировать здесь.

Ват Пхратхат Дой Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep)

Автобус К нему можно добраться с помощью сонгтхэв, сев на маленьком рынке на пересечении Manneenopparat и Chotana Roads, сразу за Changpuak Gate.
Пешком От автостоянки вы можете преодолеть лестницу из 309 ступенек или воспользоваться фуникулёром за 20 бат

Ват Пратхат Дои Сутхеп стремятся посетить все, кто приезжает в Чиангмай. Для туристов, таких как мы, это место скорее «визитная карточка» города, на которой нужно обязательно отметиться. Для тайцев же, это место является святым, а также местом паломничества буддистов со всего мира, поэтому народу здесь всегда много. Причина тому, его большое историческое и религиозное значение, ведь храм является одним из главных и старейших во всей стране! Кроме того, территория храмового комплекса привлекает открывающимися живописными видами на город.

История храма и легенды

Храм Дои Сутеп был построен в 1383 году, когда Чиангмай еще был в составе королевства Ланна, основанном королем Менграем Великим в XIII веке. Строительство храма началось при короле Ку На, который пригласил из Сукотая почитаемого монаха Сумана, принесшего с собой священные реликвии Будды. Король Ку На положил эти реликвии в 10-метровую ступу на горе Дои Сутеп и в последующие столетия храм достраивался и обновлялся, вплоть до 1935 года, когда сюда была проложена дорога.

Памятник белому слону перед входом к священной пагоде храма Пратхат Дои Сутеп

Существует популярная легенда про белого слона при основании храма. В ней рассказывается, что священная реликвия — плечевая кость Будды, была найдена монахом Суманом из королевства Сукхотай. По просьбе короля Ку На, правящего на тот момент королевством Ланна, монах привез реликвию для заложения ее в новый храм Ват Суандок. Но когда пришло время поместить в него реликвию, косточка волшебным образом распалась на две части. Одну половинку оставили как и планировали в храме Суандок, а для второй половинки выбор места постройки храма доверили белому слону. Король Ку На закрепил священную реликвию на спине слона и выпустил его за пределы города. Слон, пробираясь через джунгли, взобрался на гору Дои Сутеп, протрубил три раза и опустился на землю. Именно на этом месте и было решено поместить вторую часть реликвии, над которой возвели золотую чеди и построить храм.

Наши впечатления, фото, описание

Мы добирались до храма самостоятельно на арендованном в Чиангмае байке. Оставив на стоянке наш транспорт, мы поднялись на вершину к храму пешком по лестнице, хоть и была возможность подъема на лифте. Но имея опыт пешей прогулки по лестнице из 900 ступеней, мы решили что 306 ступенек для нас не так уж много.

Справа — лестница ведущая к кассам и подъемнику, прямо — проход к лестнице, чтобы подняться пешком.

Лестница к храму из 306 ступеней.

Лестницу и вход в храм украшают Наги — мифические существа.

Нарядные дети на ступенях к храму

Рядом со стоянкой, лестницей и кассой есть палаточный рынок с сувенирами и едой, где можно купить воду, перед подъемом наверх.

Поднявшись наверх, мы купили входные билеты в кассе за 30 бат и прошли на территорию храмового комплекса.

Мы сразу оказались перед ступенями, ведущими к главной святыне — золотой ступе с мощами Будды и направились внутрь. Перед входом в храм нужно обязательно снимать обувь, а также соблюдать дресс-код, обязательно прикрытые живот, плечи и колени.

Куча обуви перед входом, главное не забыть где оставил свою

Внутри, в центре двора установлена золотая пагода с золотыми зонтиками. Именно под ней хранится священная реликвия — частичка мощей Будды. Верующие и все желающие проходят три круга вокруг пагоды читая молитву с цветками лотоса в руках.

Одна из главных святынь Таиланда — Храм Ват Прахат Дой Сутхеп

Молитва на английском для иностранцев.

Здесь всегда очень людно и трудно сфотографироваться без посторонних людей в кадре. Местные предлагают сделать красивые фото на фоне пагоды за 100 бат. Мы обошлись без посторонней помощи и сделали фото сами, просто выждав момент.


Монахи с удовольствием фотографируются с иностранцами, особенно с девушками)))

Вокруг пагоды множество статуй Будды в различных позах из разного материала и разных размеров. Большей частью конечно преобладает золотой цвет.

Читайте также  Где поесть в Дели

Каких только статуй Будды здесь нет.

Как и во многих буддийских храмах Таиланда, здесь есть гонг и колокола в которые можно бить специальной колотушкой. Можно написать свое имя на листе с золотым колокольчиком или оставить пожелание на ткани, которой потом обернут пагоду. Пообщаться с монахом и завязать на руке веревочку на удачу.

Территория комплекса.

Посмотрев священную золотую пагоду со всех сторон, мы отправились гулять дальше по территории храмового комплекса. Первую остановку мы решили сделать в кафе, возле храма с колоколами и цветочными беседками.

Полноценного обеда здесь не приготовят, но выпить горячий или холодный кофе за 40 бат можно.

Дальше мы вышли на просторную открытую смотровую площадку. Здесь уже нет огромной толпы, как возле ступы и можно спокойно любоваться открывающимися видами на город.

Мы были в те дни, когда над Чиангмаем висела дымка и видимость была не очень хорошей.

Здесь также находится музей и несколько храмов.

После обзорных площадок идет зеленая территория с орхидеями и другими цветами. Здесь же находится медитационный международный центр.

Обойдя территорию, мы снова вышли к подъемнику и кассам, откуда заходили вначале. Спускаемся обратно вниз по лестнице. Дальше наш путь идет в деревню Дой Пуи.

Итоги. Несмотря на толпы людей, посещающих храм ежедневно и отсутствие атмосферы умиротворения и тишины внутри, это место определенно заслуживает внимания и посещения. Даже если вам не нравятся храмы и вы не хотите сильно углубляться в религию и историю, то ради обзорной площадки и приятной территории определенно стоит приехать. Тем более, что храм находится не так далеко от города и добраться до него не составляет больших усилий. Мы гуляли по храму Дой Сутхеп около 3-х часов, а дальше отправились в соседнюю горную деревню Дой Пуи. Поэтому вы можете также совместить несколько точек при посещении храма, например с национальным парком и водопадами или походом в зоопарк.

Как добраться и стоимость

Храм расположен в 15 километрах к западу от квадрата города, на высоте 1073 метра над уровнем моря, на горе Дои Сутеп. Дорога к храму просто отличная, хоть она горная и местами с резкими поворотами, но в целом не очень крутая и ехать по ней одно удовольствие. По пути встречаются стоянки с обзорными площадками и указатели на водопады, обсерваторию другие находящиеся рядом места.

Добраться можно следующими способами:

На сонгтео.
Из центра города ездят местные красные маршрутки — сонгтео, которые довозят до зоопарка Чиангмая, а от туда курсируют уже другие сонгтео на вершину горы. Просто нужно сделать пересадку и дождаться когда маршрутка заполниться людьми.
Цена проезда до зоопарка — 50 бат, время в пути 20 минут. Цена от зоопарка до вершины — 40 бат, время в пути примерно 30 минут.

На личном транспорте.
Можно арендовать в Чангмае байк, машину или велосипед. Дорога извилистая, но не крутая, просто нужно соблюдать скорость и быть осторожным на поворотах. Подъем на байке займет минут 20, на машине чуть быстрее.

На такси.
Можно заказать такси за 150 бат из центра города до зоопарка (самый дешевый вариант — воспользоваться приложением GRAB), а там пересесть на сонгтео. Или поймать на улице тук-тук (мото-рикшу). Если ехать на такси прямо на вершину горы, то поездка обойдется дороже, от 500 бат.

Пешком.
Честно признаться, после нашего двух километрового подъема на маяк в Вунгтау (Вьетнам), не думаю, что пешая прогулка на гору, это самый лучший способ добраться. Тем не менее, проезжая на байке, по пути мы видели несколько людей спускающихся и поднимающихся на гору, и даже с детьми.

Экскурсия.
Это самый простой и дорогой способ. Приобрести экскурсию можно в любой туристической компании в Чиангмае примерно за 500 бат.

Стоимость посещения храма Ват Дои Сутхеп

Билет на подъемник в обе стороны — 50 бат. Вход в храм — 30 бат. Можно купить билеты в кассах внизу, у стоянки. Или приобрести входные билеты уже наверху, если будете подниматься пешком по лестнице.

Карта

Ват Прахат Дой Cутхеп

— Храм Дой Сутхеп (белого слона) является центром буддизма северного Таиланда, практически не изменившись со времен основания в конце XIV-го века, — прочитал я для Инны вслух вырезку из бесплатного русскоязычного путеводителя, полученную в гостинице. Оу на переднем сиденье тихо застонала, словно я провел железкой по стеклу.
— Молодые люди по ежегодной традиции воодушевленно преодолевают пешком 15-и километровое расстояние, поднимаясь на полторы тысячи метров в гору.

— А хотите, я вам расскажу об этом храме? — не выдержала гид, отстегнув ремень безопасности и повернувшись к нам с переднего сидения, рискуя свалиться при первом же резком повороте. Мы с Инной переглянулись. Конечно, хотим, просто не думали, что экскурсия начнется прямо в маршрутке.

Оу говорила с сильным акцентом, поскольку учила русский самостоятельно, не покидая Таиланда, однако речь была понятна и даже разнообразна синонимами и нетривиальными прилагательными. С ее слов, Дой Сутхеп — это название горы (в переводе что-то вроде «устремленная к ангелам»). На ней находится Ват Прахат — храм, который, по преданию, основали на месте, отмеченном белым слоном. Однако, еще до зарождения храма гора Сутхеп была священна для местных жителей, поэтому место строительства было уже предопределено во время распространения буддизма в северном королевстве Ланна.

У подножия горы находится университет, и перед началом учебного года первокурсников заставляют в рамках традиции топать до храма. Но уж никак не 15 километров (это расстояние до города), к тому же само учебное заведение находится в районе полтысячи метров над уровнем моря. Однако все равно городская молодежь выдыхается на полпути, славя Будду, что такое наказание одноразовое в их жизни.

Путеводитель, утверждающий, что Прахат практически не изменился по прошествии шести веков, я выкинул в мусорку у подножия храма прямо у входа на пассажирский конвейер. Самому траволатору наверх мы предпочли обычные ступеньки, у которых скопилась масса попрошаек и торговцев. Мы не стали покупать ни еду для поедания, ни птичек для отпускания, ни цветы для повешивания, а сразу протолкались к каменной лестнице с перилами в виде двух глиняных драконов с керамической чешуей, из пасти которых вылезали сразу семь змеиных голов.

Преодолев 309 пошаговых подъемов, мы столкнулись не с духовными ценностями, а гигантским аппаратом по сбору денег. Ват Прахат имел такое же отношение к Будде, как кассир театра к искусству. Будь это Шаолинь, точно отвесил бы проходившему монаху подзатыльник, ведь если это настоящий монах, то я не попаду, если ученик, то будет благодарен за урок, а если проходимец, то так ему и надо. Уверен, что по лысине тут получил бы каждый первый.

Так называемые тары* в белых одеждах слонялись со своей тарой для подаяния у статуи белого слона. Полагаю, личная жизнь и хорошая работа не подозревают об их существовании. Напротив девчушки разных возрастов отплясывали в костюмах племени акха за мелочевку, подкидываемую зеваками. Движения танца были весьма своеобразны, и оставалось надеяться, что своим вялым тин-тоником они не оскорбляли нецензурной бранью глухонемых туристов.

Монахи торговали всевозможной атрибутикой и своей мудростью, которая заключалась в том, как можно побольше продать этого барахла. Особенно популярны были палки с купюрами на концах. Из такого веника получались нехилые денежные деревья, которым, трудно поверить, молились похлеще, чем самому Будде. Табличку на дверях храмового магазина «работаем с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных» я воспринял как жалобу, но сочувствие во мне не пробудилось.

У дерева Бодхи, усыпанного подношениями в виде купленных гирлянд из цветов, йоги демонстрировали, как правильно выполненные асаны помогают обществу, а также возобладание духа над телом через дисциплину одного из них. Ну у этих доходяг вообще строгие порядки: ушел — закрой за собой чакры, поспал — заточи за собой гвозди.

Хотя при чем тут йога? Понимаю, если бы буддисты проповедовали, мол, вежливый человек созерцает только СВОЙ пупок. Или, уходя в нирвану, строго придерживайтесь очереди. Ну или, на худой конец, занялись бы шуньятой**, поскольку самое тяжелое в буддизме — это пустота, впрочем, и само изучение этой философии — дело пустое. А поскольку свято место пусто не бывает, может натолкнет людей на мысль, что если перестать заполнять свою пустоту чем попало, она сама заполнится чем надо.

Читайте также  Бывший дворец князей Святополк-Четверинских

* Тара — женщина-бодхисаттва в буддизме
** Шуньята — пустота, что-то за пределами чувственного восприятия. Понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей.

Путешествие за Ват Пра Тхат Дой Сутхеп

Одной из обязательных точек для посещения в Чиангмае является Ват Пра Тхат Дой Сутеп. Лучше всего туда ехать на мотобайке (особенно в роли пассажира). Дорога достаточно трудная и извилистая, но впечатления, которые может принести эта поездка, стоит всех затраченных усилий. И самое главное, не останавливайтесь на Ват Пра Тхат Дой Сутеп, за ним начинается самое интересное..

Особого эмоционального впечатления на меня сам храм не произвел: много народа, нет мест для уединения, шумно. На мой взгляд, сейчас это больше туристическое место, чем буддистский храм. Хотя, справедливости ради, стоит отметить большое количество посетителей из местного населения.

Но, тем не менее, туда обязательно нужно ехать! Не столько ради храма, а ради видов, которые открываются по дороге (водопад, сбегающий прям к дороге; панорама города, когда весь Чиангмай как на ладони; скалы, нависающие над тобой и покрытые мхом и свисающими прямо над дорогой лианами), ради ароматов (аромата дождя, джунглей, цветов, свободы).

Если проехать немного дальше за Ват Прахат Дой Cутхеп, то можно посетить очень интересное место – Королевский дворец Пху Пинг (Bhubing Palace) .

Это одна из официальных королевских резиденций. Если королевская семья не в Чиангмае, то вся дворцовая территория открыта для посещения. Территория резиденции просто огромная: там есть потрясающий розарий, тенистые аллеи, пруд с музыкальными фонтанами, очаровательные мохнатые гусеницы и много других милых глазу мелочей.

Сам дворец посетить не удалось, так как он был закрыт «на ежегодную реконструкцию». Вопрос, что делают такое с дворцом, что его нужно ежегодно реконструировать остался открытым..

Отправляемся дальше. Ближе к концу пути дорога раздваивается и предстоит выбор Ban Doi Pui Mong или Doi Pui Camp Ground. Посещение деревни народа Хмонг – Ban Doi Pui Mong является достаточно популярным туристическим аттракционом. Что я могу про него сказать – абсолютно, на 100% туристическое место. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в деревне есть симпатичный небольшой парк.

Люди здесь живут туристами, чтобы добраться до чего-нибудь более или менее интересного предстоит преодолеть множество лотков с сувенирами, которые вам будут довольно навязчиво предлагать, создается ощущение, что ты попал на рынки Турции или Египта. Посещение этой деревни произвело на нас несколько удручающее впечатление и мы поспешили открывать для себя менее людные места.

Мы вернулись к развилке, выпили вкусного кофе в придорожном кафе с видом обрыв,откуда поднимался туман примерно такой же плотный как и пенка на моем капучино и поехали искать Doi Pui Camp Ground .

Дорога к нему очень сложная: скользкая, много крутых поворотов, местами размытая – мы пару раз чуть не улетели в канаву. Но, если вы хотите ощутить себя героем фильмов ужаса и насладиться потрясающими видами, этот путь стоит проделать. Плотный туман обступает со всех сторон, деревья – великаны не пропускают ни капли солнечного света, много разных ответвлений дорожек, куда можно свернуть и не найти обратного пути – разве не райское место для како-нибудь нечисти, вроде вампиров и призраков?

Всю дорогу мы фантазировали на эту тему, поэтому нас совсем не удивило, что сам лагерь стоял закрытым и казался заброшенным – чего еще ожидать в фильмах ужаса (на самом деле сейчас низкий сезон, а он работает только с ноября по апрель). Дождик начинал постепенно переходить в ливень, ветер усиливался, а вокруг стало стремительно темнеть – мы поспешили собраться в обратный путь пока наши выдумки не стали былью.

Но лес не хотел так просто отпускать своих незваных гостей и уже почти перед самым Ват Пхра Тхат Дой Сутеп на капот машины, ехавшей прямо перед нами, обрушилось дерево – хорошо хоть никто не пострадал. Пока водители разгребали образовавшийся затор, мы поспешили убраться оттуда, дабы не гневить больше духов леса.

vislanders

Traveling and smiling

В этом посте расскажем о двух интересных храмах, в которых побывали в Чиангмае, — Ват Прахат Дой Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep) и Ват Прахат Дой Кхам (Wat Phrathat Doi Kham).

Ват Прахат Дой Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep)

Ват Прахат Дой Сутхеп расположен на одноименной горе Дойсутхеп на высоте 1073 м над городом. От Чиангмая его отделяет 15 км довольно извилистой местами дороги. Почти сразу по приезду в Чиангмай мы сделали попытку покорить гору, но из-за непогоды пришлось отступить. Чуть позже мы вновь оправились на вершину, но уже с конкретной целью — посетить этот храм.

Вьюпойнт по дороге к вату

Место это очень популярно как среди туристов, так и среди местных. Туристов сюда возят целыми минивенами, а по дороге мы встречали несколько отчаянных велосипедистов и не менее отчаянных пешеходов.
Этот храм считается священным местом для многих тайцев.

От стоянки до храма можно добраться либо на фуникулере за 20 бат, либо по лестнице из 309 ступенек. Мы выбрали лестницу. После 1237 ступенек в Краби уже ничего не страшно =)

Лестница из 309 ступенек

Кстати, вход в храм платный — 30 бат с человека.

Территория храма

Со строительством храма связана интересная легенда о белом слоне. По легенде на спину слона положили священные реликвии и затем отпустили его. Слон взобрался на гору Дойсутхеп и в одном месте начал трубить, а вскоре умер. Это посчитали за знак и на этом месте отстроили новый храм.

Первая чеди (или ступа) была заложена еще 1368 году.

Чеди

Территория храма

Территория храма

Ват знаменит также живописными видами на город. К сожалению, к тому времени, как мы добрались до вата, погода испортилась и весь город затянуло тучами. И все, что мы увидели, — серость и промозглость.

В итоге от этой поездки мы в восторге не были, ват конечно красивый, но многолюдно и туристично, нет той самой буддийской спокойности. да еще и с погодой не повезло.

Ват Прахат Дой Кхам (Wat Phrathat Doi Kham)

Этот ват расположен недалеко от города, даже не на горе, а на небольшом пригорке.
Нашли мы его случайно, когда проезжая по шоссе, заметили белое пятно на холме, и предположив, что это скорее всего статуя Будды, решили туда заехать. Название и информацию о нем нашли уже позже в инете.

Дорога к вату

Добраться можно на любом виде транспорта (велосипеде, байке или машине), рядом с ватом есть стоянка. А для особо верующих можно и пешком — с главной дороги до храма проложена лестница.

Маленькое чудовище на стоянке, напугавшее нас =)

Прямо при входе встречает 17-метровая статуя Будды. Его мы и заметили с дороги.

Будда

Какие-то священные слоны

Сам храм попроще, не такой богатый, как предыдущий, но по своему красивый.

Территория храма

Забавные статуи на входе

Какие-то кровожадные комиксы. Мы решили, что они описывают мучение грешников в буддийском аду.

Первая чеди была построена здесь в конце 6 века, но была разрушена во время сезона дождей в 1966.
Хоть и считается сестринской Дой Сутхепу, менее популярна. Мы были единственными иностранцами, остальные все местные тайцы.

Территория храма

Та самая лестница для верующих

Изюминкой храма является вот эта прекрасная площадка с видом на город. По периметру площадки выставлены скамейки, которые ближе к закату быстро заполнились тайцами.

С погодой в тот день тоже повезло — было солнечно и ясно, весь город был виден как на ладони.

Вид на Чиангмай

Вид на Чиангмай

Второй храм нам, конечно же, понравился значительно больше. Здесь и нетуристично, немноголюдно, вход бесплатный, а виды прекрасные. Что еще нужно?=)