Храмы в Ком-Омбо

Африка » Египет » Храм Ком-Омбо

Египет, Ком-Омбо, храм II в. до н.э

Храм Ком-Омбо, расположенный прямо на берегу Нила между Эдфу и Асуан, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Одна часть — Себеку в образе крокодила (бог разлива Нила и изобилия), его жене Хатхор и сыну Хонсу, вторая часть — Хоруру в образе сокола (Хор Старший, бог неба), его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Мифы и факты

Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.

Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.

Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.

Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие египетские храмы, Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.

Что посмотреть

Главная достопримечательность храма Ком-Омбо — красивый космический гипостильный зал с 15 толстенными колоннами и карнизом с двумя резными крылатыми солнечными дисками. Колонны венчают геральдические лилии Верхнего Египта и папирус — символ дельты Нила. Сохранилась значительная часть крыши, украшенная астрономическими изображениями.

На внешней стене слева от ворот Неоса Диониса изображено исцеление Хора Тотом, справа — сцена с Себеком, покровителем храма. Образ Себека также вырезан на внутренней стене справа (на востоке). В западной части внутренней стены представлена Исида и Хор Старший, возглавляемые Львом (в Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов). В глубине зала фараон делает подношения божествам.

Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).

Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).

Широкая дверь зала ведет в параллельные храмы. На стене — рельеф Птолемея, одетого в македонский плащ, его жена держит стебель, представляющий годы его царствования. На рельефе присутствуют Себек, его сын Хонсу и Хорур. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм, с отверстиями для «слушанья» и «священными глазами». Считается, что отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Внешний коридор между храмом Птолемеев и стены римского корпуса содержит рельефы Марка Аврелия и изображения довольно сложных хирургических инструментов. Стоит посмотреть также священный колодец к западу от гипостильного зала. Ступени внутренней лестницы уменьшаются соответственно глубине — их использовали для измерения глубины Нила, чтобы рассчитать размер налога на текущий год.

На круизном судне, или лодке-фелюке можно совершить прогулку по Нилу до Луксора, где находятся знаменитые храмы Амона в Карнаке, Мединет-Абу и Луксорский храм.

Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-12

Храм Себека и Гора в Ком Омбо в Египте

Этот храм считается одним из самых интересных в Египте, во-первых, половина его посвящена богу Себеку, повелевавшему плодородием и разливом Нила, в других популярных у туристов храмах его святилища встречаются редко. Во-вторых, это двойной храм, посвященный двум богам одновременно, второй бог это Гор, о котором мы подробно рассказывали в статье о храме в Эдфу. В-третьих, тут находятся мумии крокодилов, которые являются ”визитной карточкой” этой достопримечательности.

Также, как и храм в городе Эдфу, этот комплекс строился уже в последний период истории древнего Египта, когда страной правили фараоны греческого происхождения, потомки соратника Александра Македонского, Птолемея. Их династия так и называлась, а все фараоны носили имя Птолемея. Подробно о них мы рассказывали в статье о храме в Эдфу.

Строительство началось при Птолемее VI, и продолжалось вплоть до эпохи правления Римской империи. Последние добавления были сделаны при римском императоре Трояне, к храму были добавлены внешний двор и стены.

Как и в Эдфу, тут прекрасно сохранились надписи и настенные рисунки, которые стали бесценными источниками знаний о древнем Египте для египтологов, конечно после того, как был найден Розетский камень и появилась возможность читать древние тексты. Многие рисунки храма сохранили разные цвета, чего не увидишь в других храмах, напомним, что изначально все рисунки создавались разноцветными, просто в более древних храмах расцветка исчезла со временем.

Храм полностью симметричен, южная часть посвящена богу Себеку, а северная богу Гору. Себек — очень интересный и колоритный бог, он изображался человеком с головой крокодила, или просто в виде крокодила.

Себеку (или Собеку) египтяне поклоняются со времен древнего царства, еще в «песнях пирамид» упоминается, что фараоны являются воплощением Собека и подобны ему.

Себек был богом плодородия и разлива Нила, что для древних египтян было одним и тем же. Но в разные времена у него были и другие функции. Во времена среднего царства он сливался с божеством Гором в образе бога Себек-Гор, являясь покровителем власти фараонов Египта. Во времена нового царства в образе Себек-Ра он обрел самую большую популярность, олицетворяя Солнце.

Кроме того, в разные времена он считался покровителем воинской доблести и воинского мастерства. И во все времена в Египте верили, что он управляет крокодилами, а молитва ему защищала от нападений хищника.

В древние времена крокодилов в Ниле было гораздо больше, чем сейчас, и нападения на людей случались постоянно. Защит от этой рептилии у египтян было всего две, хорошее внимание и молитвы богам.

Именно это место, изгиб реки около города Ком Омбо, было излюбленным местом для крокодилов, неудивительно, что храм Себека находится именно в этом месте. В древние времена долина Нила была гораздо богаче фауной, чем сейчас, тут водились не только крокодилы, но и гиппопотамы. Кстати, по легенде гиппопотам съел фараона по имени Менес. С одной стороны это полный бред, так как бегемоты являются исключительно травоядными животными, но если вспомнить древнюю мифологию, то станет ясно, что это просто образное выражение, гиппопотам был воплощением бога Сета, ассоциировавшегося со злыми силами.

Ком-Омбо посещают в ходе круизного экскурсионного тура по Нилу, он находится на 60 километров выше по течению от города Эдфу, и на 50 километров ниже по течению от Асуана. В большинстве круизов предусмотрено посещение храма в Эдфу и Ком Омбо в один день и один из этих храмов посещается вечером, благо обе достопримечательности подсвечиваются в темное время суток.

На фото выше вы видите главные ворота храма, которые называются “ворота Неоса Деониса”, что не имеет никакого отношения к греческому богу. Конечно, греки во время правления Египтом пропагандировали свою культуру и религию, но не настолько, чтобы называть что-то в египетском храме именем греческого бога. Неос Деонис – это имя Птолемея XII, правителя страны, который их построил.

Обратите внимание на отсутствие традиционных больших ворот, которые еще называют “пилоном”, изначально они тут были, но теперь разрушены. Храм расположен не самым удачным образом, в годы самого высокого разлива реки Нил вода доходила сюда, и некоторые части храма не уцелели под воздействием воды.

Читайте также  Церковь Св. Давида

Пройдя вороты, вы попадете в главный колонный зал, обратите внимание, что верхние части колонн выполнены в форме лилии, которая является символом Верхнего Египта. Тут расположены 15 больших колонн.

Храм разделен на две симметричные части, и одна посвящена Себеку, вторая Гору, рисунки на стенах очень похожи, многие изображают одни и те же сцены, но с участием двух этих богов. Гор изображался с головой сокола, а Себек с головой крокодила. Ниже фото изображает сцену с участием Гора и его жены богини Тасенетнофрет. Очень интересное имя, рекомендуем его дикторам для тренировок.

После большого и малого колонного зала вы попадете в несколько не очень больших помещений, служащих для религиозных обрядов, можете посмотреть рисунки, чаще всего они изображают разные сцены с участием фараонов династии Птолемеев, подносящих дары богам и просящими у них благословения и помощи.

Западнее большого колонного зала есть помещение, которое несло очень важную функцию, но не все гиды правильно объясняют его назначение.

Внешне оно напоминает колодец, хотя по сути им и является, но основная функция все-таки была другая. Это “нилометр”, прибор для измерения высоты разлива реки Нил. Каждый год жрецы записывали высоту воды.

Долгое время жрецы вели работу с целью выявить закономерности высоты разлива, чтобы уметь предсказывать засухи и наводнения, работу по сбору данных вели во многих храмах, например в Карнакском храме была специальная стена, где тоже вели записи о высоте воды.

Многие гиды рассказывают туристам, что тут разводили крокодилов, считая, что таким образом туристам будет интереснее, и с ними можно согласиться, “нилометр” вызывает живой интерес очень не у многих посетителей.

Крокодилов на территории храма действительно разводили, но делали это немного в другом месте. Небольшой пруд находился неподалеку от святилища богини Хатхор, которая была женой бога Себека. Именно тут можно посмотреть самую интересную вещь, мумии крокодилов.

Всего тут находится три мумии, которые были найдены случайно, во время строительства автодороги. Мумий было гораздо больше, около 300 штук, но сейчас они разошлись по музеям и частным коллекциям.

Мумии и хорошо сохранившиеся надписи являются основными “интересностями” в храме, надписи не только хорошо сохранились, но и сохранили окраску, конечно, не такую яркую, как это было во времена фараонов династии Птолемеев. Фото надписей и мумий вы можете посмотреть в нашей галерее фото о храме в Ком-Омбо.

Следующей остановкой во время экскурсионного круиза по Нилу является город Асуан, о котором читайте наш следующий обзор.

Ком-Омбо – храм двух древнеегипетских божеств

Ком-Омбо – это храм, расположенный прямо на побережье Нила близ египетского города Асуан. Его уникальность состоит в том, что он посвящен сразу двум триадам божеств. Одна часть посвящена Себеку — богу изобилия и разлива нильских вод, изображавшемуся в образе крокодила, а также его супруге Хатхор и сыну Хонсу. Вторая часть посвящена богу неба Гору в образе сокола и членам его божественной семьи.

Мифология и факты

Конструкция святилищ храма Ком-Омбо симметрична. Они соединены между собой двумя коридорами, проходящими через внешние части строения – от святилища Гора до святилища Себека, его противника и союзника злого божества Сета. Согласно одному из мифов Древнего Египта, Гор обратился крокодилом, чтобы сбежать от ужасного Сета.

В те времена в Ниле водилось огромное количество крокодилов, и жители Египта относились к ним с огромным почтением, поклонялись им и приносили жертвы, чтобы умилостивить гнев свирепых существ. Крокодилов селили при храмах, а на некоторых древних кладбищах были даже найдены их мумии, которые можно посмотреть в Ком-Омбо и сегодня.

Историки считают, что храм Ком-Омбо был построен при фараоне Птолемее VI, правившем в 191-146 годах до нашей эры. Позднее, при Птолемее XIII к нему были пристроены гипостильные залы, а римский император Траян уже в нашей эре устроил двор и наружные стены.

Ворота в храмовый комплекс Ком-Омбо были построены Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом великой царицы Египта Клеопатры. К сожалению, большая их часть до наших дней не сохранилась. Как и большинство храмов Древнего Египта, сооружение имело большой пилон – трапециевидную башню, расположенную у входа, но его разрушили воды Нила. Большей части сооружений Ком-Омбо в наше время уже нет, остались лишь развалины низких стен и пни столбов, установленных уже в эпоху Рима.

Что посмотреть в храме

Самое достопримечательное место храма Ком-Омбо сейчас – космический гипостильный зал с 15 толстыми колоннами и карнизом с изображение двух крылатых солнечных дисков. Сверху на колоннах находятся геральдические лилии Верхнего Египта и папирус, символизирующий дельту Нила. Уцелела большая часть крыши гипостильного зала, на которой высечены различные небесные изображения.

На внешней стене, слева от ворот Неоса Диониса изображены различные сцены из жизни божеств – Тота, Себека, Исиды, Гора, Сета. Дольше располагаются три последовательных вестибюля без крыши. В первом из них изображены рельефы со сценами жизни божеств Сешат, Тота, Себека. Второй был предназначен только для служителей храма – здесь они хранили свои одеяния и священные рукописи. Каменные рельефы на южной стене также изображают различные сцены из жизни мифологических персонажей.

Широкая дверь гипостильного зала ведет в параллельные храмы. От святилища мало что осталось, но хорошо виден потайной коридор, который ведет через подземный склеп к центральному храму, с его «священными глазами» и отверстиями для подслушивания. Считалось, что с этого места оракулы говорили вместо божеств с людьми, которые находились за пределами главной части храма.

К западу от гипостильного зала храма Ком-Омбо расположен священный колодец – его также стоит посмотреть. Ступени внутренней лестницы становятся меньше с соответствии с увеличением глубины – в то время они использовались для измерения уровня воды в Ниле, чтобы рассчитать ежегодный налог.

Информация для туристов

Храмовый комплекс Ком-Омбо доступен для посещений каждый день с 7.00 до 17.00. Билет стоит 40 египетских фунтов, или 4,2 евро.

Храм расположен в 4 км от городка Ком-Омбо и в 45 км от города Асуан. Доехать можно на поезде – поезд Асуан-Луксор делает остановку в Ком-Омбо. До самого храма можно доехать на такси – это отнимет всего 10 минут. Можно добраться до него и по воде — в ходе экскурсии по Нилу на лодках-фелюках.

Египетский город Ком-Омбо

За 30 километров от Асуана безжизненные холмы Восточной пустыни отступают от берегов реки. На отвоёванной у пустыни земле выращиваются богатые урожаи сахарного тростника. Здесь же – вокруг города Ком-Омбо – поселились многие нубийцы, вынужденные из-за появления озера Насер покинуть родные места. В древние времена город Омбос стоял на пересечении караванных путей, шедших из Нубии и от золотых месторождений Восточной пустыни.

При Птолемее VI (180-145 годы до нашей эры) он стал столицей I нома и местом для обучения военных африканских слонов, которые были нужны Птолемеям для войн с Селевкидами. Если среди феллахов современный Ком-Омбо известен в основном своим сахарным заводом и верфями, где строятся фелуки, то у туристов его название ассоциируется с эллинистическим храмом Хароериса и Себека. В отличие от остальных храмов долины Нила он стоит прямо на берегу реки – это один из лучших видов, открывающихся во время путешествия на фелуке.

Полезная информация о Ком-Омбо

Египетский город Ком-Омбо расположен примерно в 60 километрах к югу от Идфу рядом с дорогой, идущей вдоль восточного берега и соединяющей Луксор (170 километров) и Асуан (45 километров). Поскольку храм находится в 4 километрах от города, сюда лучше добираться на прогулочном судне или фелуке, не обременяя себя хлопотами, связанными с остальными видами транспорта.

Туристическим автобусам и такси разрешено передвигаться только в составе автоколонны с сопровождением, маршрутками из Луксора или Асуана пользоваться запрещено, поэтому людям, путешествующим самостоятельно, остаётся только полагаться на автобусы (4-5 рейсов в день) или поезда, курсирующие между Луксором и Асуаном с остановкой в Ком-Омбо.

Если вы едете из Асуана, попросите водителя высадить вас у отмеченного дорожным знаком поворота перед городом: отсюда до храма можно добраться пешком или автостопом (1,5 километра). Кроме того, от городской стоянки маршрутных такси ходят крытые пикапы (25 пиастров) до пристани парома, откуда всего 800 метров до храма. Такси до храма обойдётся вам примерно в 20 фунтов.

Читайте также  Храмы в Кхаджурахо

Местным полицейским не очень-то нравятся разгуливающие по городу туристы, и они стараются не выпускать пассажиров прогулочных лодок за пределы территории храма, поэтому о том, чтобы остановиться в Ком-Омбо, речи не идёт. Вместо того, чтобы есть на ходу фуль или таамийя, можно зайти в ресторан El-Noba к югу от мечети. В расположенном рядом с храмом кафе Rural Home вы найдёте сад, орошаемый с помощью шадуфа, услуги мастера по татуировке хной и прочие интересные вещи. Доступ в интернет и международный телефон есть в ларьке около реки.

Храм Хароериса и Себека в Ком-Омбо

Храм Хароериса и Себека (ежедневно, 7:00-17:00; 20 фунтов) стоит на выступе речного берега, на песчаных отмелях которого в древние времена любили греться на солнце крокодилы. Близость к Нилу одновременно способствовала и сохранению, и разрушению памятника: наносы песка спасли его от коптов-иконоборцев, но в то же время вода разрушила пилон и передний двор и теперь подмывает основания колонн внутри храма. Амелия Эдвардс очень метко сравнила руины храма с торсом прекрасной древней статуи: храм, уменьшившийся в размерах и лишённый крыши, не утратил своего величия и сохранил следы первоначальной раскраски.

Отличительная черта храма – симметричность относительно продольной оси. Он имеет два входа, парные святилища и залы, поделённые на две половины. Левая половина храма посвящена богу-соколу Хароерису, «Благому врачевателю» (ипостась Хора Старшего) и его супруге Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре» (Хатхор). Бог-крокодил Себек (здесь ассоциировавшийся с солнцем как Себек-Ра), его супруга (ещё одна ипостась Хатхор) и сын Хонсу-Хор почитались в правой части храма.

Посетители входят в храм под углом к главной оси, через ворота Неос Диониса. От ворот осталась только половина, дата их постройки точно не установлена, поскольку учёные расходятся во мнениях относительно количества царей из династии Птолемеев, а также порядка и датировки их правления. Все Птолемеи брали себе дополнительное прозвище – например, Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель) или Филометор (Любящий мать).

Некоторые учёные считают, что Неос Дионис – это Птолемей XII, другие полагают, что это Птолемей XIII, но все сходятся во мнениях, что он был отцом Клеопатры, правил с перерывом в несколько лет (80-58 и 55-51 годы до нашей эры) и имел прозвище «Бастард». Перед входом в храм можно заглянуть в молельню Хатхор и посмотреть на трёх мумифицированных крокодилов, найденных неподалёку в 1970-е годы во время дорожных работ.

Фасад и гипостили храма

Попав во двор (сооружён Траяном в 14 году), от которого остались лишь низкие стены и обрубки колонн, вы сразу обратите внимание на фасад гипостиля. Колонны с цветочными капителями поддерживают мощную глыбу карниза с обратной выкружкой, над каждым из входов изображены крылатые солнечные диски и уреи. Барельефы на внешней стороне стен изображают Неос Диониса, над которым Тот и Хор совершают очистительный обряд. Такая же сцена происходит и в присутствии Себека, лицо которого было впоследствии сбито.

Проходя сквозь чащу колонн внешнего гипостиля, обратите внимание на вырезанные на их основаниях изображения геральдических растений – лотоса Верхнего Египта и папируса Дельты. На внутренней стороне фасадной стены находятся великолепные композиции: коронация Неос Диониса в присутствии Хароериса, Себека, Уаджит и Нехбет (богинь севера и юга) и его явление перед лицом Исиды, Хора Старшего и львиноголового божества. Тем же божествам Неос Дионис приносит дары в дальней части зала, где сохранилась часть потолка, украшенного фигурами крылатых существ.

При входе в более древний внутренний гипостиль вы найдёте рельеф с изображением Себека в его животном облике (между дверными проёмами). В юго-западном углу зала Птолемей II получает хепеш (победоносный меч) от Хароериса, рядом с царём стоят его сестра и жена с одинаковыми именами – Клеопатра). Тот же царь изображён приносящим дары богам на колоннах, его старший брат перед Хароерисом – на задней стене, а списки божеств и храмовых празднеств размещены между дверными проёмами.

Вестибюли и святилища храма

Дальше расположен первый из трёх вестибюлей (каждый следующий немного выше предыдущего), украшенных при Птолемее VI. Рельефы на задней стене изображают церемонию основания храма – Сешет, богиня письменности, измеряет его территорию – и жертвоприношения и возлияния в честь Себека. Эти обряды периодически повторялись с целью поддержания ритуальной чистоты места. В следующий вестибюль – Зал даров – могли входить только жрецы. В полуразрушенном помещении справа некогда хранились одеяния и священные тексты.

Сцены жертвоприношений Хароерису, описание храма и молитва к Себеку сохранились на южной стене, здесь же сохранилось крошечное рельефное изображение рожающей женщины. Также обратите внимание на фигуры, которыми расписан потолок. Великолепный рельеф, находящийся между дверями святилищ, изображает Птолемея и его супругу-сестру рядом с пальмой, на которой висит знак хеб-сед, сообщающий годы царствований царя.

Царю оказывает почести Хонсу, увенчанный синим полумесяцем и красным диском, а также Хароерис и Себек (символизирующие воздух и воду соответственно), сам же Птолемей щеголяет в македонском плаще. От самих святилищ мало что осталось, но вы можете заглянуть в тайный коридор между ними, где некогда жрецы «беседовали» с богами (попасть туда можно через подземную крипту в одной из молелен за внутренним коридором).

Внешний коридор и окрестности храма

Плиты, которыми вымощен внешний коридор между эллинистическим храмом и римскими стенами, испещрены надписями паломников. Так они коротали время перед тем, как попасть к Благому врачевателю, статуя которого стояла в небольшой нише за центральной молельней. Вырезанные на стенах уши внимали их молитвам, а изображения глаз символизировали здоровье, которое они надеялись получить.

Эти рельефы почти стёрлись от прикосновений множества рук, другие сохранились лучше. На одном из рельефов изображён Марк Аврелий, подносящий пектораль Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре». Другие изображения свидетельствуют о высоком развитии хирургии почти 2 тысячи лет назад: здесь изображены медицинские инструменты – скальпель, отсос, медицинская пила и принадлежности зубного врача.

В завершение экскурсии можно погулять по территории, прилегающей к храму, где некогда совершались другие ритуалы. Самым любопытным сооружением является великолепный священный колодец с двумя лестницами, ведущими вглубь. Вода в колодец поступала из Нила. Небольшой пруд поблизости использовался для разведения крокодилов.

Еще одна диковина – частично открытый подземный коридор, ведущий в «дом рождения» Птолемея VII, точнее в то, что от него осталось, поскольку половина разрушенной постройки обвалилась в Нил ещё в XIX веке. Некоторые рельефы всё же можно различить, например, сцену с Птолемеем IX и двумя богами в зарослях папируса, за которой наблюдает итифаллический Мин-Амон-Ра с листьями латука в руках (символ плодородия).

lorien22

Записки из подполья

Египет — Ком Омбо, храм крокодилов

Ну что, возвращаемся в Египет. В этот раз мы с вами посетим храм Ком Омбо, единственное сохранившееся сооружение древнего города Нубит, а также уникальный Музей Крокодилов.

Очень красивый вид на храм открывается прямо с Нила

Как и Эдфу — http://lorien22.livejournal.com/369625.html, храм был построен в эпоху Птолемеев (180 по 47 гг. до н. э.).

Выполнен он из камня, добытого с карьеров Хаджар-селселех

Такой типичный египетский (или африканский) пейзаж, прямо дух захватывает. У меня что-то похожее было в Фесе — http://lorien22.livejournal.com/348195.html

Не знаю, видно ли это на кадре выше, но храм Ком Омбо абсолютно симметричен — два одинаковых входа, два зала, два двора, и так далее.

В этом его уникальность — одна часть его была посвящена Собеку, богу с крокодильей головой, вторая — Хароэрису, или Хору-Старшему, богу с соколиной головой.

Сначала отправимся в «крокодилью» часть

Как можно догадаться, здесь полно изображений крокодилов

Собек — Бог воды, плодородия и разлива Нила, считался создателем мира вместе с Хатхором и Хонсу, а также защитником богов и людей

Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства (XII династия)

В регионе Файом (где в том числе располагался прекрасный город Крокодилополис), были даже имена производные от Собек (Себекхотеп или Нефрусебек)

Походим немного по этой части храма

Подобное многодверье можно увидеть и во второй части

Кроме симметрии, в храме существует еще одна тема двойственности — универсальная и локальная

Читайте также  Художественный музей Сан-Паулу

Первоначальный храм был построен во времена Нового Царства, но Нил, землетрясения и люди, не уважающие свое прошлое постарались.

Были разрушены главный пилон и паперть

А также маммиси у входа в храм

Но некоторые каменные постройки сохранились

Например гипостильный зал с колоннами

Он конечно не такой внушительный как в Карнаке — http://lorien22.livejournal.com/368440.html, но тоже впечатляет

Многие рельефы тоже хорошо сохранились

Многие из них даже сохранили свою полихромную раскраску

Войдем во вторую часть храма

Там где правит Хароэрис, Бог-Сокол

Про него я уже рассказывал, когда мы посещали Джесер Джесеру, храм царицы Хатшепсут — http://lorien22.livejournal.com/364736.html

Хорус был главой триады

В которую входили также его жена, богиня Тасенетнофрет, и их сын, бог Панебтауи

Триады в Древнем Егитпе любили (и есть подозрение, что именно оттуда и пошла троица Бог-Сын-Святой Дух).

Вторую триаду этого храма, как я уже упоминал составляли Собек, его жена Хатхор и их сын Хонсу

А вот и они оба вместе — Собек и Хораэрис

Они же на обратной стороне двери у входа в часть Хораэриса

Они же в «крокодильей» части

Что еще любопытного здесь есть? Если не ошибаюсь, самое древнее изображение египетского алфавита

В общем если подвести итог, Ком Омбо, не так огромен, как Эдфу — http://lorien22.livejournal.com/369876.html, или Карнак

И не так красив ночью как Луксор (или хотя бы так утверждают газеты) — http://lorien22.livejournal.com/367952.html

Или «современнен» как Дейр эль-Бахри

Но что то определенно в нем есть

Или абсолютно потрясающий, невероятный и уникальный Музей Крокодилов, в котором, в том числе, есть мумии древних крокодилов

К сожалению запрет на фото в этом музее был покруче, чем в Долине Царей — http://lorien22.livejournal.com/368848.html, а фотографировать с бедра в темноте совсем не получилось.

Поэтому кадров практически нет, но поверьте мне на слово — этот музей стал одним из главных момих впечатлений в Египте — http://lorien22.livejournal.com/361528.html

Говорят, что ночью храм очень красиво подсвечивается, но мы, увы этого момента не дождались. Пришлось любоваться подсветкой на гробницы в Асуане

На этом все. Завтра просыпаемся в 4 утра и едем в Абу-Симбел!

Храмы в Эдфу и Ком-Омбо

Возвратимся к нашим камням, на сей раз эллинистического Египта. Птоломеи, македонская или XXVII династия правили в Египте с момента распады державы Александра Македонского по 30 г. до н.э, пока не подпал под власть Рима. Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных культур. Касательно Египта это выразилось в парадоксальному, на первый взгляд факту приобщения греческих царей к египетскому пантеону. Греки, вообще, умели ладить с чужими богами. Птоломеи продолжали строить величественные храмы в честь местных богов, но, как бы это сказали сегодня, с «эллинской спецификой», сами греки спокойно восприняли сонм египетских божеств, кое-кого из небожителей даже изново придумали, а остальных проассоциировали со своими привычными богами, найдя пары для Апполона, Гелиоса и прочих божеств Олимпийской религии в египетском пантеоне. И это пост о двух храмах в Эдфу и Ком-Омбо, построенных в эпоху эллинизма, для египетских богов, но со смешанными греко-египетскими канонами.

Египет медленно клонился к упадку, пассионарность египтян иссякла, и Птоломеи не имели сил повторить пирамиды или храм Хатшупсут. Но они все же смогли за 180 лет построить второй по величине храм Египта, больше только комплекс храмов в Карнаке. И в этом храме тоже второй по величине пилон в Египте, 36-метровая громада с рельефами высотой в метров пятнадцать.

Сам храм посвящен богу Хору, сыну Исиды и Осириса, богу царственности, живого древнеегипетского царя представляли воплощением этого бога еще с династий Древнего царства. Его представляли либо в виде сокола, либо в виде человека с головой сокола. Вот он, птичка, на фотографиях, с шапкой и без:

Своды первого гипостильного зала поддерживают 18 колонн. Второй зал – несколько меньшего размера, здесь колонн уже только 12. Далее находится проход в святилище храма, куда могли входить лишь жрецы и фараон – простым смертным вход в святилище был заказан. За нарушение этого табу полагалась смертная казнь. Стены храма покрывают искусные рельефы, посвященные богу Хору. Храм хорошо сохранился, благодаря тому, что его еще в раннее средневековье засыпало песком и он был откопан только в конце XIX века. Кстати, зацените масштаб трудов археологов — песка к началу раскопок было по верхушки совсем немаленьких колонн.

Кстати, греческий канон выразился в навершиях колонн. У египтян это всегда были священные цветки лотоса и папируса, а греки налепили сюда листья пальм и прочих деревьев. Ну а дальше по рисункам в кмане. Многие из них разбиты ранними христианами, видящих в них бесовские изображения языческих божеств. Сволочи, одним словом, такую красоту уничтожать, всех львам на съеденье. Сохранились только те, что уже были засыпаны песком, или располагались на недосягаемой высоте.

Кстати, храм выполнял еще и функцию схожую с банком или местом сбора налогов, и дополнительно окружен толстыми стенами, наподобие крепостных, дабы не лазили. Сам храм благодаря толщине своих стен тоже неплохо уцелел во времени.

Еще в храме соколообразноого божества огромное количество птиц, видимо, чувствующих кровное родство.

Воистину, не смотря на старания коптов, в этом храме сохранились самые красивые и разнообразные рельефы из всех, виденных мною в Египте. Боги, обряды жертвоприношений, и многое другое. Можно все разглядывать часами. Большинство из них посвящено истории Осириса и Исиды, ну и конечно же самому Гору, равно как убийству нехорошего Сета. Сам Сет предстает в образе нехорошего крокодила, и Гор с копьем послужил прототипом Георгия Победоносца убивающего дракона, сходство поразительное.

Вечером того же дня мы подплыли к следующему пункту программы — храму в Ком-Омбо. Это еще один долгострой — начали возведение в середине II г века до н.э. а закончили дикорирование уже при римлянах, когда это все уже особо никому не было нужно. Храм любопытен тем, что египтяне построили его сразу трем божествам сразу, так сказать, чтоб не распыляться. Одно крыло храма посвящено Себеку, богу изобилия и творцу мира, почитавшемуся в облике крокодила. Другое крыло посвящено уже знакомому вам сокологоловому богу Хору. И наконец общежитие с двумя мужиками делила Хатхор, богиня неба, любви, материнства, женственности и красоты, а также супруга Хора по совместительству.(нелегкая жанская доля, да, все на себе тащить ) Ее воплощением была корова, а на скульптурах ее часто изображали с рогами меж которых находится солнце. Вот они все, в сцене наделения властью фараона:

Храм особо не примечателен ни архитектурой, ни рельефами внутри. Просто он удачно расположен прямо на берегу Нила, в 50 метрах от пристани, вот и входит в программу. Да и увидел я его после наступления темноты, возможно днем он выглядел бы лучше. Обращает на себя внимание, что часть его буквально воссоздали по камешку, колонны на входе — новодел с вкраплениями исторических остатков 🙂

Рядом находился еще один эллинистический храм, возле которого находится чуть ли не единственная в Египте сохранившаяся колонна греческого образца. Дело в том, что завоевавшие Египет арабы нуждались в колоннах для постройки своих зданий, прежде всего мечетей и минаретов. А свои колонны они делать не умели. Потому в Египте растащили все постройки греко-римлян (монументальные древнеегипетские колонны были явно не зубам захватчикам) на стройматериалы, а эта осталась, видимо ни одного минарета вблизи не возводилось. Правда, к XII веку нашей эры, местные жители сами научились делать колонны, так как видимо греческие уже закончились.

И еще около храма находилось кладбище людей.

и. кладбище мумифицированных крокодилов. Тройка захороненных демонстрируется в отдельном «павильоне». Освящение плохое, поэтому хорошо получился только один из ген:

А следующий пост будет целиком посвящен Асуану и его окрестностям