Храмы в Кхаджурахо

Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, дорогие читатели! В своих путешествиях вы, наверняка, не упускаете возможность заглянуть в именитый собор или заглянуть в приглянувшуюся церквушку. А случалось ли вам бывать в деревне, состоящей исключительно из таких построек? Скажете, такой не бывает? И ошибётесь. Храмы в Кхаджурахо (Khajuraho) занесены в список ЮНЕСКО и представляют кульурную ценность для всего человечества. Они, как раз, построены в одной деревне, причем светских построек на ее территории не сохранилось. Об этих уникальных строениях мы и расскажем сегодня.

Кхаджурахо – это небольшая индийская деревня с хорошо развитой инфраструктурой, построенная вокруг храмового комплекса. Расположена она в центральной части страны, штат Мадхья-Прадеш.

Название места — не оригинальное, т.е. в древности храмовый комплекс так не назывался. Так мы называем его сейчас. И связано оно с финиковыми пальмами — каджур. Художественно название можно перевести как «Затерянный в зарослях финиковых пальм».

Ежедневно сюда приезжают сотни туристов. Такой дикой популярностью местечко пользуется ещё и потому, что здесь находятся известные эротические скульптуры — иллюстрации камасутры.

Вообще, всё что связано с храмовым комплексом начинается со слова «очень» — очень красиво, очень интересно, очень популярно. Даже знакомство европейцев с этим местом началось с очень большого скандала.

О деревушке до 1838 года никто и не знал. После того, как в Индии появились мусульмане, многие храмы и даже города подверглись разрушениям или были оставлены жителями. Учёные предполагают, что храмовый комплекс в Кхаджурахо был покинут именно по этой причине. Постепенно джунгли поглотили и надёжно укрыли город. Возможно, по этой причине многие здания уцелели. Веками они ждали своего часа.

И вот британский военный инженер Д.С. Барт, служивший в 1838 году в Индии, решил сократить свой обычный путь и пойти через джунгли. Прорубая себе дорогу через заросли финиковых пальм, он случайно наткнулся на древние строения. Каково же было его негодование и возмущение, когда он в подробностях разглядел скульптуры храма любви.

Представьте себе размеры скандала в скромную викторианскую эпоху.

До наших дней там из 85 (!) храмов сохранилось 22 сакральных сооружения. Светских зданий не осталось совсем. Все храмы Кхаджурахо построены в стиле нагара около IX-XII столетий нашей эры.

На территории комплекса продолжаются раскопки.

История храмов

Их возникновение ученые связывают с возрождением индуизма, выпавшим как раз на этот исторический период. Тогда город Кхаджурахо был культурной столицей династии Чандела. Помимо восьмидесяти пяти храмов, там было множество других построек, которые, к сожалению, мы уже никогда не увидим.

Весь храмовый комплекс делится на три части.

  • В западной части, наряду с другими, находятся самый известный и старейший храм Лакшмана и самый большой — Кандарья Махадева.
  • В восточной части одно из самых примечательных зданий — храм Брахма, посвященный Вишну.
  • Южная группа известна единственным храмом без эротических скульптур и храмом, славящим лингам Шивы.

Особенности строения и архитектуры зданий

Храмовый комплекс Кхаджурахо – яркий пример средневековой архитектуры севера Индии. Все древние постройки деревни посвящены вишнуизму, шиваизму, джайнизму. Все они имеют много схожего.

Размеры и форма

Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов.

Вход в каждый храм выполнен как павильон. Внутри помещения есть место для молящихся, которое называется «мандалам», центральный зал, святилище или «санктум».

Храм Кандарья Махадева

Конечно, нельзя сказать, что все здания выглядят абсолютно одинаково. Друг от друга их отличает множество деталей. Например, самым оригинальным считается храм Парвати, имеющий три разных купола: мечети, индуистского храма и буддийского.

Самая существенная отличительная черта этих сооружений – материал, из которого они построены. Три храма в Кхаджурахо созданы из гранита, они были построены раньше других.

Их названия: Чаусатх-Ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви.

Все остальные построены из песчаника.

Но вернемся к сходству построек.

Внешний облик

У всех храмов Кхаджурахо высокое основание, которое называется платформа-терраса. Ее периметр, как правило, украшен всевозможными орнаментами, барельефами, иллюстрирующими жизнь династии Чандела.

Главное украшение стен храмов – скульптуры – это, пожалуй, одна из самых притягательных особенностей деревни. Они изящны, стройны, грациозны, совершенны.

Внутри храмов

Войти внутрь можно через продолговатый вход, богато украшенный резными камнями. На них — традиционные индийские орнаменты, с изображенными на них диковинными животными, цветами и, не встречающиеся больше нигде, эротические скульптуы.

Интерьер построек, так же как их внешний вид, изобилует скульптурами и другими украшениями. Потолки разрисованы различными геометрическими фигурами. Ключевым же элементом интерьера считаются фигуры апсар или нимф.

Скульптуры Кхаджурахо

Вообще скульптурам здесь, как вы уже, наверное, поняли, отведено одно из ключевых мест. Всего внутри храмового комплекса представлено пять категорий скульптур.

  • Первая из них – религиозные скульптуры. Они украшают фасады зданий, расположены по строго установленному порядку.
  • Вторая – боги со своим окружением. Встречаются также на фасадах и внутри ниш на стенах. Часть из них выполнена в строгом соответствии с канонами, другая – более свободно.
  • Третья, самая обширная категория скульптур – апсары и сура–сундарис.

Сура–сундарис – прекрасная нимфа, которая занимается обычными делами: умывается, зевает, играет с ребенком, пишет письмо, играет на музыкальном инструменте и так далее.

Апсара – тоже нимфа, но она изображается танцующей.

  • Четвертая группа скульптур – правители, танцоры, музыканты, учителя, влюбленные пары в эротических позах. Все это относится к светской скульптуре.
  • Последняя же категория – животные, среди которых часто встречаются мифические.

Скульптуры храмов Кхаджурахо

Естественно, отдельное внимание туристов привлекает эротическая скульптура, которая даже считается символом Кхаджурахо.

Такие скульптуры можно увидеть на платформах зданий, на фасадах, а также там, где соединяются два архитектурных элемента.

Почему здесь так много эротических скульптур и какое значение они имели, до конца не ясно. Насчет этого существует несколько мнений. Некоторые ученые утверждают, что тема секса была общедоступной.

По другой распространенной версии, статуи являются иллюстрациями Камасутры. Они соединяют йогу, — духовную составляющую, с бхогой, — физическим удовольствием.

Такое соединение некоторые секты Индии считали путем к освобождению. По еще одной версии, расположение таких скульптур внизу зданий показывало место половых отношений в иерархии ценностей того времени.

Время работы

Храмовый комплекс открыт с 9.00 до 17.00.

Сколько стоит

Цены во многих из них тоже туристические, но разнообразие подобных мест дает возможность каждому выбрать то, что подходит именно ему.

Вход внутрь храмов стоит $5

Внимание! По билету из Тадж-Махала можно войти бесплатно.

Полезная информация

Рядом с храмовым комплексом находится Археологический музей. Войти туда можно по билету западной группы храмов, но только в тот же день, когда вы купили билет.

А если вы приедете сюда в марте вы попадете на фестиваль танца.

Как добраться до Каджурахо

  • В Каджурахо есть небольшой аэропорт. Самолеты летают из Дели, Варанаси и Мумбая. Цены недешевые, ориентированны на туристов.
  • Из Дели до Каджурахо ходят прямые поезда. Время в пути 11 часов.

Поезд №2448. Название поезда +U P SMPRK KRNTI. Из Дели отправляется с вокзала H NIZAMUDDIN примерно в 21.00 (время отправления периодически изменяется).

Обратный поезд из Каджурахо в Дели: № 2447A. Название поезда +KURJ NZM EXP. Время отправления в 18.15.

Стоимость билетов на поезд: 200-700 рупий. Цена зависит от класса вагона. Про них прочитайте здесь . Купить билет онлайн можно тут .

  • Из Джанси, Агры и Гвалиор можно доехать на регулярном автобусе.
  • На такси будет быстрее. Правда, нужно учесть, что качество дорог здесь довольно низкое.

В Каджурахо все сделано так, чтобы туристам было удобно — множество отелей и ресторанов.

Каджурахо на карте Индии

На сегодня — всё. Подписывайтесь на наш блог и делитесь информацией с друзьями. До свидания.

Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – «чудесное место, именуемое Кхаджурахо».

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: «Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него».

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) — это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме 🙂

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Читайте также  Церкви в Венеции

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют — это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

«На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
. Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.»
И. Ефремов «Лезвие бритвы» 1963 г.

Дальше мы направились к восточной группе храмов. Больше всего запомнились храмы Паршванатх (Parsvanath Temple) Х века и Адинатх (Adinath Temple).

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple), самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации 🙂

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
«Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!»

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант — это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило — богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого «милого человека». Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на «милые люди», прижилось :))
Но о людях расскажу отдельно 🙂

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Рекомендую ресторан напротив отеля, который расположен на втором этаже. Стремная, впрочем, как и в большинстве мест обстановка. Но отличный повар. Очень дешево, очень вкусно, очень доброжелательный персонал.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

uritsk

Страница путешественника

Кхаджурахо — совсем небольшой городок в Центральной Индии с населением около 25 тысяч человек, расположенный в 620 километрах к юго-востоку от Дели. Как и Орчха (о котором я писал в прошлом посте), Кхаджурахо имеет богатую историю — в IX-XIII веках, ещё в домогольский период, этот ныне провинциальный городок был столицей государства Чандела. Клан местных правителей был родственен раджпутам, но его расцвет был на несколько столетий ранее (примерно на 500-600 лет). В период своего расцвета правители Чандела обладали единоличной властью на значительных территориях Центральной Индии и успешно противостояли как другим индийским кланам, так и мусульманским нашествиям, а город Кхаджурахо был их столицей, крупным культурным и религиозным центром. Во времена расцвета династии Чандела, в Кхаджурахо было 85 храмов, до наших дней сохранилось 25. Они датируются IX-X веками (более 1000 лет!) и удивительно сохранились до наших дней — от мусульманских набегов, войн и неизбежных разрушений их спасло местоположение: после заката династии Чандела в XIII веке храмы пришли в запустение и вскоре оказались окружены разросшимися непроходимыми джунглями. Так они и простояли в густом лесу 700 лет пока в 1838 году не были заново «открыты» экспедицией капитана Т. Берта, представителя Бенгальского инженерного корпуса. Храмы образуют три группы — Западную (самую значимую), а также Восточную и Южную. Храмы Кхаджурахо, помимо их древности, знамениты своими уникальными скульптурными композициями — на стенах изображены боги, гуру, животные, музыканты, эпизоды из жизни, и конечно знаменитые эротические сцены Камасутры. Эротических скульптур здесь — лишь около 2-3% от общего количества всех скульптурных изображений, но именно они являются визитной карточкой храмов Кхаджурахо и именно они привлекают сюда тысячи туристов со всего света.

1000-летние храмы Кхаджурахо включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, это уникальный памятник истории и культуры. Мы посмотрим сначала Западную, а затем — Восточную группу храмов. Фотографии же скульптур я приведу ближе к концу поста, примерно с 40-й по 50-ю фотографии — чтобы те, кто читает этот пост в компании детей, успели к этому времени отправить их погулять или поиграть. А у оставшихся у экрана взрослых будет уникальная возможность воспользоваться 1000-летним опытом индусов и почерпнуть для себя что-нибудь новенькое. :)))

1. Итак, 1000-летние храмы Кхаджурахо. Западная группа, расположенная в огромном зелёном парке. Тут можно гулять часами. Особенно красиво храмы смотрятся в закатном освещении — когда солнце начинает клониться к горизонту, храмы в его лучах становятся как будто золотыми. Давайте полюбуемся!

11. Из всех храмов Западной группы экскурсоводы особо выделяют два — храм Лакшмана.

12. . И храм Кандарья Махадева. Несмотря на внушительные размеры, они очень легки, изящны и гармоничны — это лучшие образцы классической индийской архитектуры IX-X веков. На стенах каждого из них около 1000 скульптурных композиций, включая знаменитые эротические сцены, столь популярные у туристов.

13. Скульптурные композиции необычайно жизненны и гармоничны. И при этом не будем забывать, что этим храмам более 1000 (. ) лет.

15. Вечереет. В вечерних лучах солнца храмы начинают отливать золотом.

16. Внутри храма Лакшмана.

17. И снова — великолепные храмы Кхаджурахо в закатном освещении.

20. Храм Гармонии (Harmony Temple) — совсем новый: он XIX века, по сравнению с другими 1000-летними храмами Западной группы можно сказать «новодел».

21. Священная корова.

22. Теперь переместимся в другую часть городка и посмотрим храмы Восточной группы. По сравнению с Западной, эта группа совсем небольшая. Зато эти храмы находятся на территории действующего джайнистского монастыря. Джайнизм — это ещё одна религия Индии, менее распространённая, чем индуизм, но также очень древняя. Если храмы Западной группы — индуистские, то храмы Восточной группы — джайнистские.

23. Действующий комплекс джайнистского монастыря.

26. На территории монастыря находятся два древних 1000-летних храма — Паршванатха и Адинатха. Эти древние храмы очень необычно сочетаются с более новыми монастырскими постройками.

Теперь перейдём к скульптурным группам и рассмотрим их поближе. До откровенных эротических сцен ещё примерно 10 фотографий, а пока напишу, что все скульптурные композиции храмов Кхаджурахо можно разделить на пять групп:
1) скульптуры божества, которому посвящён храм (это более крупные скульптуры, выполненные по всем религиозным канонам);
2) скульптуры спутников божеств;
3) полубоги и полудухи
4) светские образы (включая сцены домашнего быта, танцы, музыку и те самые эротические сцены, к просмотру которых мы неумолимо приближаемся :))
5) скульптуры животных, характерных для Древней Индии.

29. Итак, давайте рассмотрим скульптурные композиции храмов Кхаджурахо чуть подробнее.

30. Чувственная пара.

Читайте также  Где купить фрукты в Хошимине?

31. Ганеша — «бог-слон».

32. Бородатый гуру.

33. Ещё один гуру, перед которым танцует девушка.

34. Караван верблюдов.

38. Древнеиндийская девушка красит ресницы.

Прежде, чем перейти к показу эротических скульптур, напомню, что по индуистской философии секс имеет три цели — продолжение рода, удовлетворение и просвещение, а древнеиндийский трактат Камасутра охватывает не только собственно 64 позы (называя их «искусствами»), но и философский подход к духовной любви, значению вообще любви в жизни человека, учит обращению с девушками, касается вопросов семейной жизни. Сопровождавший меня индус на вопрос, каков смысл этих эротических скульптур на храмах, ответил, что основная цель — это просвещение простых людей для создания семей и продолжения рода. Ведь именно храмы в древности являлись основным и подчас единственным источником просвещения и информации.

39. Наконец — самое интересное! Детей нет у экранов? Взрослые морально готовы? Тогда — поехали! :))

40. В этой и последующих фотографиях мне даже неловко что-то комментировать, но кое-где что-нибудь всё-таки напишу. :))

41. Скульптурная пара справа — ласка уже ПОСЛЕ. Символизирует секс не только как продолжение рода, но и как удовольствие.

43. Разные хитрые позы. Часто групповые.

49. Ну. ЭТО я просто не могу не прокомментировать — как рассказал гид, смысл следующий: «В дальних и опасных походах воины подчас годами могут не видеть своей любимой жены. Зато у каждого воина есть верный конь, который помогает не только в бою, но в походах и жену заменяет». Что тут сказать — Восток дело тонкое. Но главное, что судя по выражению лица, конь тоже доволен. :))

50. Ещё пара красивых скульптур.

Удивительно сохранившиеся 1000-летние храмы Кхаджурахо — лёгкие, красивые, изящные — оставили очень сильные впечатления. А эротические скульптурные группы на их стенах — безусловно самые необычные скульптуры, которые мне когда-либо доводилось видеть! :))

Храмы в Кхаджурахо

Фото: Всеслав Санков

Апсара Тилоттама из Храма Вишванатха:

«На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника. Небесная танцовщица была изваяна на узкой пилястре, разделявшей две ниши, заполненные скульптурами сардул.

Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.

Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.

. Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.»

Место где встретились Даярам и Тилоттама, их тайник в пасти льва:

«. В павильоне стояла странная скульптура — огромный лев, занесший правую лапу над женщиной, присевшей перед ним на корточки и с мольбой или отчаянием поднявшей лицо и обе руки к нависшей над ней голове чудовища. Лев, сделанный в средневековой традиции, круто изгибал переднюю часть тела и шею, пружиня задними, готовыми к прыжку лапами. Нижняя челюсть разверстой пасти была отбита, и вместо нее зияла широкая дыра. Казалось, что лев раскатисто хохочет над женщиной.

Небо подернулось сероватой мглой, и солнце жгло немилосердно на гладких каменных плитах, заливая светом весь портик. После прохлады галереи храма Даярам шел, щурясь, и не сразу заметил в портике женщину, ставшую на колени перед львом. Она застыла, закинув лицо вверх. Ее черная коса в руку толщиной легла полукольцом на плиту у цоколя статуи. Заслышав приближающиеся шаги, женщина вскочила, инстинктивным движением прикрыв лицо концом прозрачной ткани. Рамамурти приблизился и поклонился, а незнакомка выпрямилась, опираясь на левую лапу льва. «

«Раздевшись до набедренной повязки, он отважно лазил по карнизам храма Кандарья-Махадева, на десятиметровой высоте, изучая все 626 статуй трех наружных поясов скульптур и 226 внутри храма. Изваяния уже казались ему старыми знакомыми, и, странное дело, несмотря на то, что их размеры не превышали половины нормального роста человека, они не теряли величия и спокойной серьезности. Даже в эротических сценах — майтхунах, это серьезное достоинство отбрасывало всякую непристойность.»

Статуи храмов Кхаджурахо:

«Необъяснимое волнение охватило художника при виде высоких сикхар — башен над святилищами, собравшихся группами на фоне голубых столообразных гор в запыленном мареве горячего воздуха, плававшего над серой равниной. Храмы разных вер индуизма: шиваистские, вишнуистские, джайнские — стояли на высоких кирпичных платформах, то совсем рядом друг с другом, то разделенные зарослями кустарника и низкими деревьями. Пирамидальный храм Кандарья-Махадева, устремленный в небо ракетой, казался невероятно высоким, хотя поднимал венец своей разрезной башни — сикхары на высоту всего сорока метров. Глубоко врезанный геометрический узор на сикхаре под слепящим солнцем создавал впечатление движущейся, клубящейся массы черных и белых изломов.

Светло-желтый, солнечный песчаник, слагающий стены храма, остался нетронутым в углублениях и нишах, а все выступы почернели от прошедших десяти веков. Разница цвета камня не портила, а подчеркивала скульптурность здания. Три пояса скульптурных фигур около метра высотой были высечены на вертикальных выступах или столбах — трех широких и двух узких с каждой стороны фасада между балконами. Каждый пояс фигур разделялся горизонтальными выступами, спасавшими камень от непогоды.

Каждая скульптура, высеченная в высоком рельефе, была замечательным произведением искусства — персонажи божественных легенд, воины, мифические существа. «

«. Вишванатха отличался особенно тонкой отделкой. Его сикхара, увенчанная сосудом амрита, поднималась, как гласил краткий путеводитель, на высоту тридцати девяти метров. Как бы разрезанная на ребристые продольные полосы, башня стремительно уходила в жаркое голубое небо. Балконы выступали более резко и остро, чем в храмах Махадевы и Кали, на верхушках их толстых колонн виднелись головы и плечи лежачих богатырей — атлантов. Вертикальные столбы между балконами выступали углом. Изваянные на них фигуры стояли, обращенные в две стороны, а не полукругом, как в Кандарья-Махадева.»

Еще одна статуя апсары:

«. Здесь были наиболее прекрасные и выразительные небесные красавицы апсары или сурасундари. Художник особенного дарования, сочетавший удивительную жизненность с божественной красотой, сделал эти статуи, и работал он только в Вишванатхе. «

Храмы Кхаджурахо в стране чудес

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, – страна контрастов Индия, стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.

Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях загадочные храмы , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Читайте также  Церковь Параскевы Пятницы

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с древними традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые сари на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D

Кхаджурахо — храмы Камасутры. Индия

Средневековая легенда рассказывает о том, как на земле Индии появились необыкновенные храмы, которые возводились постепенно в течение X–XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств. Известными храмы Кхаджурахо стали известны благодаря не столько архитектуре, сколько украшающей их скульптуре.

Когда-то давно в священном городе Варанаси жила удивительной красоты девушка по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, так как принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она купалась в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны, залюбовавшись на ее прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Ее ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, не допустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что ее сын со временем станет царем. А для того, чтобы помочь своей матери искупить нечаянный грех, ему предстоит построить 85 храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам.

Хемавати послушно покинула Варанаси и удалилась в лес. Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра. И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от ее вины.

Так появились знаменитые храмы Кхаджурахо.

На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была достаточно прозаичной. В IX–XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата.

Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров. Среди их вассалов были представители раджпутского клана Чандела, взявшего со временем второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны. К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».

Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда. Особенно отличился царь Харшдев (ок. 900–925). Его сын Яшоварман (ок. 925–950) стал основателем независимого царства Чанделов. Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (ок. 950—1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.

Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дханга принял титул махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство и возвел храм Вишванатха в Кхаджурахо. Новые храмы строились и в XI веке при царе Видхьядхаре (ок. 1025–1035).

Среди храмов Кхаджурахо наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну, но есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам.

Храмы выстроены из песчаника. Они стоят на высоких платформах и ориентированы по сторонам света. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Храмы величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) напоминают о вершинах Гималаев, на которых обитают боги. В старину постройки были окружены водоемами и парками.

Крупнейшие святилища Махадева, Вишванатхи (посвященные Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живого тела. В течение дня храмы меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Кроме барельефов в Кхаджурахо встречается замечательная монументальная скульптура. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну, в этом образе, по преданию, он спасал Землю от Великого потопа.

Но больше всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического характера. Хотя такие изображения составляют не более десятой части всех скульптурных композиций, храмы Кхаджурахо часто называют храмами Камасутры. На стенах храмов показаны «митхуна» — пары возлюбленных, и «майтхуна» — изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях.

Изощренным эротизмом проникнуты и многочисленные фигуры небесных нимф — апсар. В индийской мифологии они часто появляются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Их реалистичные и чувственные скульптурные изображения в Кхаджурахо считают шедеврами эротического искусства Индии. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных; они смотрятся в зеркало, подкрашивают ресницы. Эти изображения очень реалистичны, наверное, скульпторам царей династии Чанделов позировали натурщицы.

Почему же эротические сюжеты присутствуют в скульптуре индуистских храмов, ведь храмы в Кхаджурахо не уникальны в этом отношении. Существуют и другие, например, храмовые комплексы X–XIII веков, украшенные эротической скульптурой, как храм в Конараке. Очевидно, что распространение эротической скульптуры связано с некими общими культурными традициями той эпохи. Некоторые из этих традиций уходят корнями в глубину веков. Изображения обнаженных фигур митхуна на стенах святилищ встречаются в Индии с древности. Почти обнаженное женское тело не воспринималось как нечто непристойное в стране с жарким и влажным климатом. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные еще до н. э. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Изображение более откровенных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. В Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Вероятно, так проявлялся древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние, здесь нашли свое отражение и особые обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют от сил зла и разрушения. Кроме того, в средневековых храмах Индии жили девадаси («рабыни бога»). Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Неслучайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры. Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви и даже проник из Индии в тибетский буддизм. В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (или Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830—1840-е годы. Из 85 храмов время сохранило только 24. Но от розоватых тел небесных танцовщиц все еще исходит живая энергия небесной страсти.