Храм Сдок Кок Тхом

Храмы Камбоджи – Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом, пожалуй, самый насыщенный интересными храмами и руинами участок Ангкора. Обычно храмы Ангкор Тхома посещают в рамках малого круга Ангкора. Но здесь столько всего «вкусного», что мы решили рассказать об Ангкор Тхоме отдельно.

Ангкор-Тхом (также встречаются варианты Ангкортхом или Ангкор Том) в переводе с кхмерского означает «великая столица». Ангкор Тхом действительно был столицей Кхмерской Империи в XIII-XV века, до того как столица, после нападения тайцев, была перенесена в Пномпень.

Ангкор-Тхом был построен в период правления короля Джаявармана VII. Джаяварман VII считается первым буддистом на троне Кхмерской Империи, именно при нем Камбоджа в первый раз сменила культ Шиваизма на Буддизм.

За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:

  • Преах Кхан – в честь отца – короля Джарандравармана II;
  • Та Пром – в честь матери – королевы Джаяраджакудамани. Кстати, именно этот храм можно увидеть в первом фильме про Лару Крофт.

Как обычно, расскажу пару фактов о занимательной математике или даже нумерологии Ангкор Тхома, а потом уже перейдем к наиболее интересным и значимым его храмам и объектам.

Занимательная математика Ангкор-Тхома

Ангкор-Тхом занимает площадь 9 км².

К Ангкор Тхому ведут 5 мостов. По обеим сторонам каждого из мостов расположены скульптуры Дэвов и Асур – 54 одних и 54 других. В сумме получаем на каждом мосту по 108 скульптур. 108 – это сакральное число в индуистской мифологии и, естественно, оно так или иначе повторяется и в других храмах Ангкора. Итак, 108 статуй на 5 мостах, всего их 540.

Эти статуи символизируют историю о том, как Вишну помогал богам вернуть утраченные в результате всемирного потопа сокровища (подробнее об этом можно прочитать в нашем посте Индуизм и верховные индийские боги). Так вот, возвращали эти сокровища путем раскручивания гигантского Нага, и еще одно маленькое отступление – кхмеры считают себя потомками нагов. Раскручивали змея в течение 48 дней, естественно что божественный день имеет значительно большую продолжительность, чем человеческий.

Но вернемся к занимательной математике. Если умножить 540 Дэвов и Асур на 48 дней мы получим 25 920, а как я уже рассказывала в посте про Пхном Бакенг, считается, что именно за столько лет происходит видимое изменение положения звезд.

Наиболее значимые постройки и храмы Ангкор Тхома, сохранившиеся на сегодняшний день:

  • Байон
  • Бапуон (Бапхуон)
  • Слоновая терраса
  • Терраса прокаженного короля

Байон

Для начала еще немного занимательной математики, но теперь уже касающейся непосредственно храма Байон в Ангкор-Тхоме, в архитектурном комплексе Ангкор.

Занимательная математика Байона

Храм был построен в XII – XIII веке. Байон окружен 54 каменными башнями (да, опять 54). На каждой из башен высечено по 4 лика Будды (Бодхисатвы по имени Авалокитшвара или Локешвара). Правда, нельзя не отметить, что эти лики удивительно похожи на лицо самого короля Джаявармана VII, чей портрет можно увидеть в музее Guimet в Париже.

Как так произошло – трудно сказать. Возможно, это просто совпадение, случайность. Хотя, прожив и попутешествовав достаточно долго по Азии невольно начинаешь понимать, что все случайности не случайны. Известно, что кхмерские правители расценивали себя как «девараджа» – бог или король. Но до Джаявармана VII все короли исповедовали индуистскую религию и самоидентифицировали себя с Шивой и его фалическим символом Лингамом (лингой). Джаяварман VII, будучи буддистом, скорее всего идентифицировал себя с Буддой и Бодхисатвой. Отсюда и сходство.

Но вернемся к математике. Итак, у нас есть 54 лика по 4-м сторонам света. 54 х 4 = 216 лиц. Байон был третьим храмом, который построил Джаяварман VII, первые два были посвящены его родителям. Если разделить 216 на 3, то получится 72.

И опять же, число 72 связано с движением земной оси – за 72 года земля отклоняется на 1 градус. А если вспомнить наш рассказ про Ангкор-Ват, то всплывет еще один занимательный факт: Ангкор Ват расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гизы в Египте. Думаю, это тоже не случайно, не зря же говорят, что храмы Ангкора – это «астрономический календарь в камне».

Байон расположен точно по центру Ангкор-Тхома и к нему подходит прямая дорога с каждой стороны света. Байон ориентирован на восток. Сам по себе храм не имеет никаких защитных сооружений, достаточно тех, что окружают сам Ангкор-Тхом.

Издалека Байон может показаться каким-то невнятным каменным хаосом, но стоит приглядеться и уже невозможно оторвать от него взгляд.

Храм Байон многократно перестраивался. Изначально он был возведен как буддистский храм, когда в середине XIII столетия кхмеры вернулись к индуизму, он был изменен. Позже, когда в Камбоджу снова пришел буддизм, он был дополнен новыми элементами: библиотекой, террасой и пр.

Но в конечном итоге, Байон, как и многие другие храмы Ангкора, был «съеден» джунглями. Вновь открыт он был лишь в начале ХХ века.

Бапуон

Бапуон (Бапхуон) – это огромный храм-гора, своими размерами существенно превосходящий Байон.

Бапуон был построен в середине XI века и был государственным храмом Ясодхарапуры – столицы короля Удаядитьявармана II. Т.е. Бапуон не только значительно больше Байона, но и лет так на 100 старше. И даже сегодня Бапуон своими размерами мало кого может не впечатлить.

Хочу так же немного рассказать о математике Бапуон, но в отличие от других храмов, она не столь занимательна. Хотя, возможно, я просто недостаточно сведуща в тонкостях индуистской нумерологии.

Занимательная математика Бапуона

От входной восточной гопуры к храму ведет приподнятая примерно на 1 метр над землей мощенная дорога протяженностью 172 метра. Считается, что наиболее поздняя постройка в Бапуоне.

Храм Бапуон окружен прямоугольной оградой. Площадь внутри ограды 51 840 м². Если 51 840 разделить на 2, то мы получим уже знакомое нам число 25 920 – количество лет, за которой происходит видимое изменение местоположения звезд.

Центром Бапхуона является огромная трехуровневая пирамида. Площадь её основания 13 056 м². А высота – 49 метров (тут, наверно, стоит напомнить, что 7 х 7 = 49, а число семёрка считается магическим числом чуть ли не во всех верованиях).

В Бапуоне ведутся активные реставрационные работы. В настоящее время при поддержке Франции пытаются спасти от разрушения огромный барельеф, изображающий лежащего в паранирване Будду (поза, в которой Будда ушел в нирвану, кстати, место смерти Будды – Кушинагар).

Вокруг храма разбросано множество камней. Есть остатки других, менее значительных сооружений, например Пхимеанакас:

Многие из них все еще находятся во власти джунглей и скорее всего так останется и в дальнейшем. Но, конечно, масштабы джунгли-каменного симбиоза в Бапуоне совсем не те, что в Та Проме.

Слоновая терраса

Слоновая терраса, иногда её еще называют слоновья терраса, – еще одна знаковая достопримечательность Ангкор Тхома. Дата постройки – середина XII века.

Терраса в длину около 300 метров и по всей длине можно встретить изображения слонов, собственно, отсюда и название – слоновая терраса.

Правда, помимо слонов здесь есть и наги, и хамсахи.

Исходя из этого, существует предположение, что на месте слоновой террасы было какое-то культовое сооружение, посвященное Брахме, ведь именно он использовал хамсах, а проще говоря гусей и лебедей, для передвижения.

Но что-то конкретное утверждать сложно, т.к. слоновая терраса множество раз перестраивалась и что там было изначально, уже никто не помнит.

Терраса Прокаженного короля

Считается, что терраса Прокаженного короля была построена позже остальных сооружений Ангкор Тхома, уже приемником Джаявармана VII – Джаяварманом VIII. Терраса использовалась для погребения монарших особ, а точнее на ней происходила их кремация.

На террасе Прокаженного короля находится изъеденная лишайниками скульптура, которая, по одной из версий, и дала название данному сооружению.

Кого олицетворяет данная статуя тоже не однозначный вопрос. Возможно, это Яма – бог смерти в индуизме. Возможно, Будда, с уже привычным нам ликом Джаявармана VII.

А возможно и сам король Джаяварман VII. Т.к. существует версия, что во время его правления бушевала проказа и его она тоже не обошла стороной. Якобы, именно это послужило причиной строительство им огромного количества больниц.

Правду, за давностью лет, мы уже никогда не узнаем. Но истина всегда где-то рядом. Подытоживая свой рассказ про Ангкор-Тхом, хочу сказать следующее:

Ангкор-Тхом с его храмами (Байон и Бапуон), террасами (слоновая и прокаженного короля), а так же другими руинами – это настоящий волшебный мир для любителей древностей.

Обычно Ангкор-Тхом посещают в рамках малого круга по Ангкору, но на самом деле, ему можно смело выделять отдельный день и гулять – гулять – гулять. Благо открыт он достаточно долго:

Время работы храмов Ангкор-Тхома: с 7:30 до 17:30;

Другое дело, что длительные про гулки по Ангкору – весьма недешевое удовольствие:

  • Билет на 1 день – 37$;
  • Билет на 3 дня – 62$;
  • Билет на 7 дней – 72$.

Важно: В стоимость билета входит не только Ангкор Тхом, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).

Кох Кер – дальние храмы Ангкора

Кох Керразрушенный город и древний храмовый комплекс, затерянный в джунглях Камбоджи. Раннее название Кох Кер – Лингапура. Комплекс расположен в 90 км к северо-востоку от Ангкора. В период правления Джаявармана IV Кох Кер был столицей Кхмерской империи. Общая площадь города около 35 км². Кох Кер – «дальние храмы Ангкора» — часть огромного храмового комплекса Ангкор.

Комплекс храмов Кох Кер — одно из самых мистических и чарующих мест в Ангкоре, в период расцвета Кхмерской империи их было около 100. От многих построек в Кох Кер остались только руины и загадочные, таинственные храмы: Прасат Тхом, Прасат Крахом и Прасат Пранг. Предполагают, что часть храмов до сих пор находится в джунглях. Храмы Кох Кер были недоступны для туристов до 2007 года, поскольку посещать их было небезопасно. В период правления Пол Пота все храмы и дороги к ним были заминированы. До настоящего времени храмовый комплекс полностью не исследован, поскольку международная организация саперов до сих пор очищает страну от мин.

Расцвет Кох Кер приходился на период, когда император Джаяварман IV решил перенести сюда столицу царства из Ангкора, после захвата трона у Харшавармана I. За 20 лет царствования Джаяварман IV построил не только огромный город, носивший в давние времена название Чок-Гарджиар, но и ирригационные сооружения, систему водоснабжения и водохранилище. В городе был сооружён водоём, в центре которого насыпан остров, на нем и была построена пирамида храма Прасат Тхом.

Пирамида имеет семь ступеней, ее высота 32 метра, длина стороны основания — 55 метров. Семиступенчатая пирамида символизирует в буддизме восхождение к «высшему» (число «7» — число подъема). Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы пространства и времени.

Пирамида Прасат Тхом сооружена из огромных мегалитических блоков. Не известно, откуда доставлялся камень, поскольку карьеров или скальных массивов поблизости нет. Пирамида очень похожа на пирамиды ацтеков и инков, подобных сооружений в этой местности нет, да они и не свойственны кхмерской культуре. Исследователи обнаружили на наружных блоках кладки пирамиды следы ручной работы, но во многих местах боковые поверхности блоков очень ровные, будто обработаны механическим путем, что обеспечивает ровные стыки. Особенно это видно в местах, где кладка раздвинулась, но эрозии не подверглась. В кладке пирамиды обнаружены пробитые круглые отверстия.

Читайте также  Что делать в Риме вечером

На вершине храма Прасат Тхом ранее находилась, высеченная на каменном блоке 4,5 метровая гару́да — мифическая (ездовая) птица бога Вишну, борец со змеями нага. Тысячелетняя статуя пережила нашествие сиамцев, бирманцев, красных кхмеров, вьетнамских партизан, и не была повреждена, разбита или украдена. В 2002 году её сняли с вершины пирамиды и поместили в Национальный королевский музей в Пномпене. В давние времена на вершине храма была также установлена огромная ли́нга весом около 24 тонн главный символ бога Шивы.

С вершины пирамиды вертикально вниз уходит шахта. Внутрь храма по шахте не смогла спуститься ни одна экспедиция. Якобы все, кто спускались внутрь пирамиды, назад не возвращались. Так ли это, но по рассказам исследователей, на 15-метровой глубине перестает работать любая аппаратура, а страховочные веревки, на которых спускались люди, оборваны. Не удалось пробраться внутрь и через отверстия, которые пытались пробить в стенах пирамиды. Легенды гласят, что Джаяварман IV бросал в шахту своих врагов и общался через пирамиду с демоном.

По старинной легенде, Джаяварман IV заключил союз с демоном Мара, который помог ему взойти на трон. За эту помощь Мара требовал плату, которую нужно было вносить не только золотом и драгоценными камнями, но и человеческими жертвоприношениями. Страшные ритуалы проводились на вершине храма Прасат Тхом: людей сбрасывали вместе с золотом в шахту пирамиды, которая была входом в подземный мир. Современные легенды повествуют о том, что все, кто пытался проникнуть в шахту Прасат Тхома, либо исчезали вовсе, либо сходили с ума.

Мара (санскр. «смерть, разрушение») — в буддизме — демон-искуситель, возглавляющий царство богов и соблазнявший Будду Гаутаму видениями красивых женщин. В буддийской космологии Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни.

Местные предания рассказывают, что спустя 20 лет своего правления Джаяварман IV загадочным образом исчез. Нет никаких свидетельств о его кончине и месте захоронения. В тот же период времени жители города Чок-Гарджиар внезапно покинули свои дома и храмы, и ушли из города в неизвестном направлении. С тех пор кхмеры считают это место проклятым. На территории заброшенного города исследователями отмечено три аномальных зоны. Координаты пирамиды по неизвестной причине не фиксируются GPS приборами.

Тайна пирамиды Прасат Тхом так и не раскрыта. По непроверенной информации, в 2010 году в пирамиду спускались российские диггеры с профессиональным снаряжением. Обнаружилось, что шахта засыпана землёй на глубине около восьми метров. Исследования диггеров показали, что пирамида полая внутри, засыпан только вход. Но куда ведёт этот вход, никому до сих пор не известно.

Альтернативная история

Грэм Хэнкок, проведя компьютерные исследования, пришёл к выводу, что главные храмы комплекса Ангкор являются земными отражениями звёзд созвездие Дракона, причём в таком положении, которое они занимали в момент восхода Солнца, в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э. Гипотеза создания комплекса Ангкор в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами.

Исследователи выдвигают гипотезу, что все главные храмы Ангкора (Ангкор-Ват, Ангкор-Тхом) возводили на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки и высокое мастерство обработки камня.

Среди уцелевших надписей на стеле, откопанной на территории королевского дворца Ангкор-Тхом, обнаружена загадочная фраза Джаявармана VII, построившего последнюю столицу кхмерской империи: «страна Камбу аналогична небу».

Ангкор-Тхом

Храм Ангкор-Тхом (Angkor Thom)

Ангкор Тхом — древний город, занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами. В переводе с кхмерского, Ангкор Тхом означает «большой город».

Сэкономь на путешествии!

История

Построен Ангкор Тхом был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица — Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тхома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.

Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.

Символизм Ангкор Тхома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тхома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, таким образом вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

Архитектура

Ангкор Тхом занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

Вход в Ангкор Тхом осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними — 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн. Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).

Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, таким образом предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.

Что посмотреть

Среди наиболее значимых и лучше сохранившихся руин и построек стоит выделить:

  • Байон (Bayon)
  • Бапуон (Baphuon)
  • Пимеанакас (Phimeanakas)
  • Королевский дворец (Royal Palace)
  • Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
  • Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
  • Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)
  • Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)

Их то и стоит в первую очередь посмотреть, остальное – на ваше усмотрение и в зависимости от имеющегося времени.

Очень часто групповые туры начинают осмотр Ангкор Тхома через южные ворота (South Gate), сохранившиеся лучше остальных и отреставрированные. Затем, по ходу движения, к Байону, Бапуону, Террасе Слонов, Королевскому дворцу, Пимеанакас, Террасе Прокаженного короля, Теп Пранаму, Преа Палилай, Преа Питу, Прасатам Суор Прат, Северный Клианг, Южный Клианг, далее — выход на восток через Ворота Победы (Victory Gate). Или же в обратном направлении, если вы въезжаете через Ворота Победы и выезжаете через южные ворота. При этом стоит отметить, что наиболее посещаемыми считаются ворота: южные, северные и Ворота Победы, здесь сохранились скульптуры богов и демонов, западные и восточные – сохранились хуже, и оттого, менее востребованы.

Следует знать

  • Некоторые гиды предлагают посетить Ангкор Тхом в несколько приемов. Но, на наш взгляд, лучшим вариантом будет осмотр его за один раз, времени на осмотр стоит выделить полдня.
  • При входе в Байон и Бапуон осуществляется входной контроль, в остальные храмы он отсутствует.
  • Так как расстояния до Ангкор Тхома от соседних храмовых построек довольно приличные, потому передвигаться до него и по нему стоит либо на велосипеде, либо на мотобайке.
  • Лучшим временем для фотографирования считается раннее утро или закат, в это время храмы лучше освещены а свет более мягкий.

Легенда о взбивание молочного океана

Царь асуров Махараджа Бали повстречал однажды Индру и в порыве благосклонности подарил ему венок. Индра в своем высокомерии повесил этот венок на хобот своему слону, который не мог оценить этого подарка и бросил его себе под ноги. Махараджа Бали счел это оскорблением, проклял Индру и собрался идти войной на деват. Деваты, испугавшись проклятия и чувствуя, что им не выстоять против асуров, обратились за помощью к Вишну. Чтобы помирить их, Вишну предложил добыть эликсир бессмертия амриту необычным способом — взбив океан молока. В качестве груза они использовали очень тяжелую золотую гору Мандара, а в качестве веревки уговорили выступить царя змей Васуки, пообещав ему часть амриты. Вскоре гора начала тонуть, но на помощь пришел Вишну в воплощении гигантской черепахи Курма, удержавшей гору на своей спине. Затем из моря появилась змея, которая плевала смертельным ядом, покрывшим волны, грозившись уничтожить все живое. Всех спас Шива — он выпил яд с поверхности молока, отчего цвет его горла стал синим. Потом в молочный океан были брошены травы, и оттуда вышли 14 сокровищ, среди них-белый слон Айравата, возничий Индры, лошадь Учайшравас, которую забрал себе Махараджа Бали, бесчисленное количество апсар (небесных нимф) — они изображены здесь как орнамент, идущий сверху вдоль всего барельефа, Лакшми-богиня красоты и плодородия, ставшая женой Вишну, и, наконец, бог здоровья Дханвантари с небесным нектаром бессмертия амритой.

Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: город, которого нет

Наш читатель Игорь М. продолжает свой рассказ об экскурсии из Таиланда в страну кхмеров. После храмового комплекса Ангкор Ват он посетил храм Байон в Камбодже – еще одно величественное сооружение, сотни лет простоявшее заброшенным в джунглях…

Читайте также  Церковь Св. Фомы

Перед вами — продолжение рассказа о поездке в Камбоджу. Начало читайте здесь:

Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: немного истории

Как я уже рассказывал в предыдущих статьях, король Камбоджи Сурьяварман II (правил в 1113 — 1150 годах) оставил после себя великолепный Ангкор Ват и разоренную грандиозным строительством и войнами страну, которая катилась к распаду. Его преемник Дхараниндраварман II (не пытайтесь запомнить – все равно не получится, да и ни к чему) пытался удержать империю от распада. Но так и не смог – везде вспыхивали крестьянские восстания, религиозные войны, заговоры, борьба различных кланов за власть. У власти преемник продержался всего десять лет, был свергнут и убит, а о тех смутных временах осталось очень мало свидетельств – людям было просто не до того.

Итак, в стране хаос и разруха, кланы воюют и сменяют друг друга. Теперь самое время рассказать о Джаявармане – старшем сыне царя и законном наследнике престола. Когда его отец умирает, мудрый Джаяварман понимает всю сложность ситуации и неизбежность нового витка борьбы кланов и гражданской войны в случае своего прихода к власти. Поэтому принц отказывается от власти в пользу своего младшего кузена, а сам смиренно покидает столицу. Он считает, что его страна и без того сыта войнами.

Фото храма Байон в Камбодже, одно из изображений Джаявармана. У него сильное лицо, большой рот и упрямый подбородок – лицо не отшельника, но вождя.

Империя распадается, за власть и влияние идет настоящая война… Вдобавок на страну нападает соседнее государство Тямпа (территория современного Вьетнама). Очередной правитель-узурпатор убит, Ангкор пал, завоеватели грабят столицу некогда славной Ангкорской империи.

Вот тогда-то вельможи и монахи вспомнили, что где-то в глуши живет мудрый и бескорыстный Джаяварман, законный наследник престола, проводя свое время за чтением умных книг и занятием сельским хозяйством. Они бросаются ему в ноги и молят стать спасителем империи. И Джаяварман соглашается возглавить сопротивление.

Основным козырем Тямпы был мощный флот, который тямы построили под руководством китайских «инструкторов». Тямы могли запросто блокировать кхмерские порты и прервать всю торговлю. Кроме того, они могли подплыть в любое место и высадить там свои войска. Поэтому Джаяварман решает создать свою морскую армию. Кхмерский флот строится очень скрытно – верфи разбрасывают в различных местах, чтобы никакие лазутчики не могли оценить масштабы строительства. И вот, когда все было готово, Джаяварман приказывает открыто вывести небольшую часть флота для празднования. Тямы сразу же об этом узнали, но количество кораблей, которые они увидели у противника, их только развеселило. Поэтому они тут же решили организовать поход и уничтожить кхмерский флот, казавшийся такой легкой добычей. Но когда тямский флот приблизился, Джаяварман приказал вывести из рек все спрятанные там корабли. В 1181 году произошло грандиозное морское сражение, в котором погиб император Тямпы, что и предопределило исход войны. Тямский флот был разбит, войско отступило, война закончилась.

На стенах храма Байон можно найти сцены сражений той войны.

Где должен быть командир? Впереди, на лихом слоне!

Нацпроекты «Образование», «Здоровье», «Жилье»

Казалось, враг побежден и можно вздохнуть спокойно. Но Джаяварман понимает, что стране грозит очередной виток междоусобных войн. И чтобы не допустить новой борьбы за власть, законный наследник великодушно соглашается стать правителем империи. В том же 1181 году в возрасте 50 лет он был коронован под именем Джаяварман VII.

Империя снова начала расцветать: Джаяварман VII подавил волнения; восстановил столицу; разрушенные ирригационные системы, хранилища, плотины и каналы; построил надежные долговечные дороги, соединившие Ангкор со всеми провинциальными центрами. Отстроенную столицу окружают рвом и высокой восьмиметровой каменной стеной. До сих пор хорошо сохранились мосты через рвы. По обеим сторонам моста — 54 каменных изваяния богов и асуров (божества более низкого ранга), тянущих гигантского змея, тело которого служит перилами.

Мост — боги и асуры.

С Тямпой был подписан мирный договор. Чтобы закрепить мир, в столицу Тямпы была проложена грандиозная дорога дружбы, чтобы люди могли не только мирно жить, но и торговать. Вдоль всех дорог по приказу императора была построена 121 гостиница. Археологи на сегодняшний день нашли 15 таких гостиниц – все они были построены из камня по типовым проектам. А затем Джаяварман VII сделал очень странную по тем временам вещь: приказал построить больницы во всех провинциях империи. Причем эти больницы не были какими-то примитивными медицинскими пунктами: в каждой больнице работало по сотне человек врачей и обслуживающего персонала. Лекарства они получали из царских складов, а к каждой больнице было прикреплено несколько деревень, которые снабжали врачей и пациентов пищей, за что освобождались от налогов.

Мудрый император заботился и о духовной жизни. По всей империи были открыты школы для ремесленников и художников; создавались школы, где преподавали философию, поэзию, риторику. И именно при Джаявармане VII начали строиться выдающиеся сооружения — храм-гора Байон и город Ангкор-Тхом вокруг него.

Ангкор Тхом: а здесь точно кто-то жил?

Как и вся великая столица, Ангкор-Тхом был заброшен на многие столетия и лишь в XIX веке город вновь открылся людям во всем своем великолепии. Ну, почти во всем.

Вход в Ангкор-Тхом. Вход очень узкий, поэтому в город могут проехать только специальные автобусы. На башнях мы видим изображения Джаявармана VII, радушно встречающего туристов.

Стены города Ангкор Тхом украшены изображениями битв с тямами и бытовыми сценами того времени.

Наше дело правое, победа будет за нами!

На этих гравировках изображались сцены из жизни тогдашнего населения – всего насчитывается 11 000 изображений людей. Именно по этим изображениям историки и смогли воссоздать быт и образ жизни древних кхмеров. Как выяснилось, жизнь обычных людей была очень простой — у них не было столов, стульев, посуды, еду готовили в углублениях в земле. Вместо тарелок использовали скорлупу кокоса или листья, часто спали на циновках прямо на земле. Даже сам король ходил босым. Поэтому от той цивилизации ничего и не осталось. Единственное свидетельство, что здесь когда-то жили люди — величественные постройки. И больше ничего.

Храм Байон в Камбодже – святилище мании величия

А вот и Байон. Это храмовый комплекс внутри Ангкор-Тхома. В нем расположены 54 огромные каменные пагоды, на каждой из которых вытесаны четыре одинаковых лица Будды, глядящих в разные стороны света. Во внешности изваяний можно безошибочно угадать черты лица самого Джаявармана VII-го – именно он символизировал Будду.

Да, на старости лет некогда мудрый и бескорыстный царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином – покорителем Вселенной. Что-то с ним явно происходило…

Но построенный в его честь Байон, несомненно, прекрасен. И сейчас туристы чувствуют всё величие и грандиозность, с которым мастера строили храм Байон в Камбодже. На этом история храма Байон заканчивается, давайте полюбуемся этим прекрасным творением!

Фото храма Байон в Камбодже

Одна из пагод. Именно здесь изваяна камбоджийская улыбка, выражающая все четыре душевных состояния — сострадание, скорбь, радость и невозмутимость.

Храм Байон в Камбодже, пагоды.

Байон напоминает лабиринт из множества зеркал, где головы зачарованно смотрят на свои отражения.

Огромные пагоды Байона, вид с грешной земли.

Город – храм Байон в Камбодже. Туристы ходят и рассматривают.

А пагоды, возведенные давно забытыми мастерами, стоят уже много веков и улыбаются нам с состраданием, скорбью, радостью и невозмутимостью…

На этом рассказ про Ангкор-Тхом и Байон закончен. На очереди последняя из достопримечательностей Ангкора – Та Прохм, он же храм «Анджелины Джоли».

Дорогие друзья, а вы видели Ангкор-Тхом и храм Байон в Камбодже? Ждем ваши отзывы и фото! И подпишитесь на новые статьи сайта Уехали.com — мы знаем о путешествиях все!

Храм Сдок Кок Тхом

Тайна неба завернута в кольца Дракона, подобно тому, как некогда другой дракон охранял золотое руно аргонавтов. Она навсегда зафиксирована на своем месте в глубинах неба, причем ее расположение почти невозможно обнаружить даже за несколько жизней, не говоря уж об одной.

Современные астрономы называют ее «северным полюсом эклиптики».

Эта точка никоим образом не совпадает с «северным небесным полюсом» (отстоит от него на 23,5 градуса), который находится на продолжении в небо земной оси, о которой, в свою очередь, всякий школьник знает, что она отклонена от вертикали на 23,5 градуса.

Самыми загадочными из всех храмов Ангкора являются Ангкор-Ват (Angkor Wat) и Байон (Bayon).

Ангкор-Ват состоит из пяти расположенных один внутри другого прямоугольников.

Их короткие стороны обращены точно на север и юг: согласно новейшим топографическим измерениям, «абсолютно без погрешности».

Длинные стороны столь же точно ориентированы на восток и запад (погрешность 0,75 градуса).

Первый, наружный из прямоугольников, который можно увидеть с высоты птичьего полета, — ров.

Его внешний край имеет протяженность 1300 метров с юга на север и 1500 метров с востока на запад.

Котлован шириной 190 метров имеет стены из красного песчаника, причем плиты уложены с такой точностью, что максимальная погрешность по всему периметру (5,5 километра) составляет всего сантиметр.

Главный вход в Ангкор-Ват (Angkor Wat) расположен с западной стороны комплекса.

К нему ведет выложенная огромными плитами дорога длиной 347 метров и шириной 9,4 метра; она пересекает ров и ныряет в массивные ворота, встроенные в стену. Стена образует второй по счету прямоугольник размером 1025х800 метров.

Великая тайна Ангкора. Материалы научных исследований.

Мостовая идет дальше на восток, мимо лужаек, вспомогательных построек и поблескивающего пруда, пока не поднимется на крестообразную террасу, ведущую в нижнюю галерею собственно храма.

Это — третий из пяти прямоугольников, видимых с высоты птичьего полета.

Здесь тоже все отличается высочайшей точностью планировки и строительства: например, длины северной и южной стен составляют 202,14 метра.

На четвертом уровне гигантской центральной пирамиды Ангкор-Ват (Angkor Wat) , мы встречаемся с той же прецизионной точностью.

Длина северной и южной стен составляет соответственно 114,24 и 114,22 метра.

У пятого и последнего прямоугольника, роль которого играет последний уровень пирамиды (высота 65 метров от мостовой на входе), длина северной стены составляет 47,75 метра, а южной — 47,79 метра.

Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале «Science», эти мизерные отличия, составляющие

(Г. Хэнкок, С. Файя. «Зеркало небес»).

Огромный трехступенчатый храм с остроконечными башнями — это чудо симметрии.

Можно только удивляться, как удачно при такой строгости геометрических форм здесь скомпонованы строительные материалы и пространство и это при том, что кхмерские зодчие не знали элементарных законов строительства, а их строительная техника была весьма неразвитой.

Специалисты долго не могли понять, почему Ангкор стоит и не разрушается, — ведь его строители не знали элементарных правил обработки камня и законов равновесия!

Но в результате впечатление от храма таково, что просто захватывает дух.

Великая тайна Ангкора. Материалы научных исследований.

Внешняя стена храма окружает территорию в 1,95 кв. км.

Посетитель входит в храм через главный портал и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах.

Читайте также  Экскурсия в Памуккале из Кемера

При этом первая терраса поднята над землей на 3,5 м, вторая — на 7, а третья — на 13 м. Этим самым достигается «эффект роста» — храм зримо растет на глазах приближающегося зрителя.

Каждая из террас по периметру окружена галереями, крытыми двускатными крышами, нижняя терраса представляет собой квадрат со сторонами 180 × 180 м, средней — 100 × 115 м, верхняя — 75 × 75 м.

На этой верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен — четыре по углам и одна в центре, но так как фасад сооружения обращен строго к западу, а дороги к храму ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой бы стороны он ни подходил к Ангкору, всегда видит только три башни.

Высота главной, центральной, башни — 65 м.

Весь комплекс окружен широким прямоугольником колонн, за которым стоит довольно высокая каменная ограда — 800 × 1025 м.

На север от Ангкор-Вата (Angkor Wat), меньше, чем в 2 километрах впереди, в поперечном направлении почти на 5 километров протянулся южный край еще одного огромного рва.

Внутри него находится квадратный остров, по периметру которого высится тоже квадратом 12-метровая стена, каждая из сторон которой тянется на 4 километра, то есть их общая протяженность достигает 16 километров.

Внутрь ее ведут пять ворот и пять мощеных дорог, вдоль которых выстроились мощные каменные фигуры, изображающие людей, тянущих громадного каменного змея Нага, мифическую кобру с капюшоном.

Оно носит имя Ангкор-Тхом (Angkor Thom), и в его состав входит три довольно примечательных храма — Пимеанакас (Phimeanakas), Бапхуон (Baphuon) и Байон (Bayon).

Каждая из этих построек имеет форму пирамиды, причем Пимеанакас («Дворец Неба») расположен к северо-западу от центра сооружения, а Бапхуон («Башня из бронзы») — в 200 метрах к югу от него.

Третий храм, Байон – Bayon — Па Янтра («Отец Янтры») или «Хранитель знания» , поставлен точно в геометрическом центре Ангкор-Тхома (Angkor Thom) .

Вышеупомянутая погрешность в 0,75 градуса при строительстве стен Ангкор-Вата (Angkor Wat) является неслучайной.

Погрешность позволяет наблюдать восход Солнца за три дня до раноденствия и через три дня после него.

Вот как это явление описывается в журнале «Science»:

Тремя днями позже восход Солнца прямо над центральной башней можно наблюдать уже с середины дороги, ведущей к западным воротам…

Это точное наблюдение солнца в день весеннего равноденствия чрезвычайно важно.»

На одной из стелл, установленных Джаяварманом VII после строительства Ангкор-Тхома (Angkor Thom) , была найдена надпись: «Страна Камбу (Камбоджа) подобна небу».

Возникает вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской корреляция неба и земли?

Ответ на него в 1996 г. нашел Джон Григсби: он сделал открытие, что главные сооружения Ангкора моделируют спираль Дракона

Однако, моделирование это не совсем точное, расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе.

Вдобавок нужно отметить, что Ангкор — не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя.

Вспомним, что и в Египте изображение звездного неба не завершается поясом Ориона, а все сакральные места воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Ученый Грэм Хэнкок задался целью установить дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре.

В результате проведенного исследования он приходит к выводу, что это — рассвет весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв., однако откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10500 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины.

Великая тайна Ангкора. Материалы научных исследований.

Известно, что Ангкор строился на остатках более древних, но уже разрушенных строений, но не известно, когда были построены те.

Впрочем, уже они проецировали созвездие Дракона. Отдельное место во всей композиции занимает Ангкор-Тхом (Angkor Thom).

Внутри него стоят 54 башни, на каждой — четыре лица Будды, смотрящих в разные стороны света. Всего 216 лиц.

Зрелище настолько впечатляет, что другой француз, писатель Поль Клодель, после посещения Байона описал его как «одно из самых проклятых и зловещих мест».

Клодель был ярым католиком, поэтому неудивительно, что святыня иной религии вызвала в нем враждебные чувства, однако сила этого чувства, а также то, что он «вернулся больным», говорит о необыкновенной и великой духовной силе, пронизывающей Байон.

В Драконе нет такой звезды, которая бы проецировалась на Ангкор-Тхом (Angkor Thom).

На самом деле Ангкор-Тхом (Angkor Thom) и его центр — Байон (Bayon) — проецируют северный полюс эклиптики.

Вследствие прецессии нет единственной звезды, которая бы в любую эпоху или эру показывала бы точно на север.

Вместо этого мы имеем целое кольцо звезд, в нем — Полярная, Тубан, Вега, Денеб.

Все они по очереди занимают место над северным полюсом нашей планеты, один раз за примерно 26 тысяч лет.

Центр этой окружности и есть северный полюс эклиптики. Или – модель прецессии земной оси.

Он отмечен на всех астрономических картах, но звезды, которая позволила бы увидеть его без карты, нет.

И как раз на том месте, где нет звезды, есть храм Байон (Bayon).

Наверное, этот факт и лег в основу гипотезы Джорджо де Сантильяны и Герты фон Дехехенд, что весь Ангкор (Angkor)— это огромная модель прецессии земной оси.

В ее пользу говорят и следующие факты:

на Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

216 лиц будды в Байоне (Bayon), а 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет);

108 — 216, разделенное на два;

количество храмов (72) — количество лет, за которые первая точка Овна смещается на один градус, или продолжительность цикла прецессии земной оси, поделенная на 360.

Кодэ справедливо называет Байон (Bayon) «мистическим центром Кхмерской империи», в то время как Бёрнар Грослье именует его «омфалосом (пупом) каменного космоса Ангкора», а Джон Одрик отмечает, что по сей день ходят упорные слухи об огромных сокровищах, спрятанных в нем давным-давно.

Это вовсе не обязательно золото или самоцветы, ими вполне может быть знание, гнозис, тот эликсир, который истинные посвященные должны искать во всех странах, во все эпохи, если собираются обрести жизнь длиной в миллионы лет…

Всё это Вы можете увидеть своими глазами.

И оценить насколько правы те, или иные специалисты.

Экскурсию в храмы Ангкора мы можем провести в рамках наших туров:

Храм Сэмпо, гора Конго – Прохождение

Храм Сэмпо, гора Конго – это шестая глава прохождения Sekiro: Shadows Die Twice.

Контрольные точки (Идолы резчика):

  • Храм Сэмпо, гора Конго
  • Сюгэндо
  • Храмовый двор
  • Главный зал
  • Святилище
  • Пещера в опустившейся долине
  • Храм демона колокола
Как добраться

Вы можете добраться до храма Сэмпо через область Заброшенное подземелье. В этой области вы просто плывете до конца темной пещеры и пользуетесь подъемником, после чего достигаете первого идола этого региона, называемого Храм Сэмпо, гора Конго.

Храм Сэмпо – Сюгэндо

От идола Храм Сэмпо, гора Конго спрыгните вниз и пройдите через кишащий монахами лес. Вскоре вы достигнете храма с дверью, в которую вы не можете войти, но вместо этого можете ухватиться за деревянную балку и прыгнуть через стену через отверстие в потолке (см. 2-й скриншот ниже). Так что помните, когда вы достигнете этого тупика, просто посмотрите вверх, и вы увидите это место. Внутри вы найдете группу молящихся монахов и Семечко тыквы.

После комнаты с молящимися монахами пройдите через окно снаружи и доберитесь до двух врагов с копьями и сломанного моста. Слева от разбитого моста вы можете ухватиться за ветку дерева, чтобы достичь идола Сюгэндо.

Храм Сэмпо – Храмовый двор

Продолжайте использовать свой крюк, пока не дойдете до моста, где вас ждет мини-босс: Воин в доспехах. В результате боя вы сбрасываете его с моста. Сразу после этого вас ждет идол Храмовый двор.

Храм Сэмпо – Главный зал

После идола Храмовый двор продолжайте идти по пути вверх или спрыгните вниз к нижним крышам с правой стороны, чтобы найти мини-босса в одном из зданий: Многоножка-длиннорукий Сэнъун. Оставайтесь на деревянных точках хвата крюка возле потолка и убивайте сначала слабых врагов, и вы можете спрыгнуть на босса для скрытного убийства. Таким образом, вы лишите его первой жизни. Используйте деревянные балки, чтобы наносить одиночные удары мечом.

Поднявшись на гору, вы достигнете лестницы и храма на вершине. Вы могли бы добраться до этой области раньше, но не смогли бы взаимодействовать с алтарем здесь прежде, чем поговорить с Куро и Иссином в Замке Асина. Активируйте идол Главный зал. После взаимодействия с алтарем вы доберетесь до следующего главного босса: Обезьяны в ширме.

Если вместо этого вы видите здесь сидящего старика , который не разговаривает с вами и не можете взаимодействовать с алтарем (изображен на 1-м скриншоте ниже), то это означает, что вы не закончили работу в главе Замок Асина. Сначала вы должны победить Гэнитиро Асина в Замке Асина, а затем поговорить с Божественным Наследником в Комнате Куро 5 раз подряд, чтобы он велел вам найти Иссина. Затем вы должны выйти из окна в комнате Куро и идти по дымовым сигналам на крышах. Если вы еще этого не сделали, обратитесь за помощью к прохождению главы «Замок Асина».

Вам придется убить 4 обезьян, используя при этом их слабости.

  • Зеленая — Ударяем в оглушающий колокол, убиваем обезъяну.
  • Оранжевая — Нужно подкрадываться к ней незаметно и убивать сзади.
  • Пурпурная — Замечает с любой стороны, быстро убегает. Забираемся в самый верхний зал впереди, там на чердаке густой туман, только в этом месте можно убить обезьяну.
  • Белая — невидимая. Обойдите всю локацию, она увидит вас, и начнёт ходить за вами. Обернитесь, и если увидите следы на земле, то бейте в это место. Если нет — обходите локацию дальше.

Посмотрите видео о том, как это сделать легко и быстро.

После того, как обезьяны будут побеждены, вы достигнете идола Святилище, а после катсцены получите Клинок бессмертных, необходимый для развития сюжета. Вернитесь к Куро, чтобы поговорить, и теперь у вас будет выбор: пойти в Глубины Асина или в регион Опустившаяся долина. Сначала мы пойдем в Глубины Асина.

На этом заканчивается прохождение главы – Храм Сэмпо, гора Конго , следующая – Глубины Асина.