Храм Ники Аптерос

Храм богини Ники Аптерос в Афинском Акрополе

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Архитектурное описание храма

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос (греч. Απτέρου Νίκης) это небольшой двухнефный [1] ионический храм, построенный около 420 г. до н. э. по проекту архитектора Калликрата. Он находится на платформе, в юго-западной части Акрополя. Храм Ники Аптерос имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на которых покоится архитрав [2] . Его фризы [3] украшают прекрасные рельефы, изображающие сцены сражений с персами, подвиги Геракла, а также изваяния Афины Паллады, Посейдона, Зевса и др. Большинство фриз были разрушены, но некоторые части, такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя.

В храме находилась одноименная статуя богини Афины Ники держащей в правой руке гранат, символизирующей плодородие, и шлем — символ войны в левой руке. Первоначально у статуи были крылья и она обозначала «крылатую победу». В последствии статую стали называть Аптерос, что в переводе с греческого означает «бескрылая», а согласно легенде ее лишили крыльев, чтобы победа никогда не покидала Афины.

Храм Ники Аптерос – это прекрасный памятник классического греческого искусства. Отсюда можно полюбоваться прекрасным и захватывающим видом на Афины.

[1] Неф – продолговатые помещения разделённые колоннадами с одной или обеих продольных сторон.

[2] Архитрав – составная часть антаблемента (верхней части античных сооружений), в виде горизонтальной плиты лежащей на колоннах.

[3] Фриз – узкая полоса между архитравом и карнизом, украшенная рельефным рисунком.

Информация

Адрес: центр Афин

Телефон: (+30) 210 321-41-72

Стоимость билета:

  • с 1/04 по 31/10 — 20€
  • с 1/11 по 31/03 — 10€
  • единый билет на 5 дней — 30€ (включает доступ к следующим объектам: Акрополь, Агора, Ареопаг, Археологический музей Керамика, раскопки Лицея (Ликей), библиотека Адриана, северный склон Акрополя, Керамикос, музей Агоры, южный склон Акрополя, храм Зевса Олимпийского, Римская Агора)

Свободный вход:

  • Каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта
  • В Национальный праздник 28 октября
  • 18 апреля (Международный день памятников)
  • 18 мая (Международный день музеев)
  • День европейского наследия (последние выходные сентября)
  • 6 марта (память Мелины Меркури)

Время работы:

  • с 01/09 по 15/09: 8:00 — 19:30
  • с 16/09 по 30/09: 8:00 — 19:00
  • с 01/10 по 15/10: 8:00 — 18:30
  • с 16/10 по 31/10: 8:00 — 18:00
Читайте также  Церкви в Ларнаке

Выходные: 25-26/12, 1/01 25/03, Пасха, 1/05

Храм Ники Аптерос

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике — «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор, в последствии время его правления будут называть «золотым веком Афин», а самого Перикла — основателем афинской демократии.

Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.

Храмы Акрополя

Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а так же великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.

Пропилеи, священный вход в Акрополь:

Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.

Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 г. до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 г. до н.э. умер Перикл и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.

Храм Парфенон

Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э.

Парфенон представляет собой периптер с восемью дорическими колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью — по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м, над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, разделенных на две части. Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос — знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.

Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны — изображения гигантов, с северной стороны — сюжеты троянской войны, с западной — амазонки, с южной — битва с кентаврами.

На двух фронтонах изображались мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне — спор между Афиной и Посейдоном.

Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:

♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным

♦ расстояние между колоннами не является одинаковым

♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще

Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.

Храм Ники Аптерос

Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.

Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники — победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.

Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином, во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие — Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 г г до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.

Храм Афины-Ники (Аптерос)

Храм Афины-Ники находится на вершине юго-восточного, укрепленного крепостной стеной, края священной скалы, которая в микенские времена защищала вход на Акрополь. Классический храм был построен в 426-421 годах до н.э. по проекту архитектора Калликрата на месте более ранних сакральных построек, также посвященных Афине-Нике. Первый деревянный храм середины VI столетия до н.э. был разрушен персами в 480 г. до н.э. Предполагается, что на алтаре была установлена культовая статуя богини, созданная в тот же период. Во времена правления Кимона, в 468 г. до н.э., вокруг постамента статуи был воздвигнут небольшой храм из известкового туфа, а рядом с храмом был построен новый алтарь.

Читайте также  Берлинский кафедральный собор

Фундаменты ранних построек и алтарей сохранились в стилобате (основании) классического храма. Павсаний (1, 22, 4) назвал его храмом Ники Аптерос или Бескрылой Победы, полагая, что культовая статуя богини была создана без крыльев, чтобы она не могла улететь из Афин. Кроме культа Афины-Ники ранее на этом месте почитали и других божеств.

На западной стороне священной скалы был расположен микенский двухапсидный храм, а на восточной стороне – доклассический храм Граций и Гекаты Эпипигридия. Возведение классического храма Афины-Ники было частью строительного проекта Перикла. Несколько надписей, главным образом декреты о городе Афины, содержат информацию об этой особой части проекта.

Существующий храм был установлен на новом, специально созданном поверх микенского стилобате, а новые стены из известкового туфа сделали храм длиннее и придали ему более правильную форму. Маленький храм представляет собой ионический амфипростиль с четырьмя монолитными колоннами по обеим коротким сторонам. Боковые стены целлы заканчиваются в антах, которые обрамляют пара столбов.

Металлические направляющие, соединяющие столбы с колоннами фасада, а также столбы с боковыми колоннами, формируют своего рода маленький пронаос. Над архитравом расположен резной фриз, созданный скульптором Агорэкритосом, с изображением сцен сражения греков с персами на северной, южной и западной сторонах и собрания богов Олимпа, наблюдающих за этой битвой — на восточной стороне. Мало что сохранилось от фронтонов, на которых, как полагают, были изображения сцен гигантомахии на западной стороне и амазономахии – на восточной.

Рядом с восточной стеной храма располагался алтарь. Мраморный парапет был построен в 409 г. до н.э. вдоль края стилобата из соображений безопасности. Он состоит из метровых плит, с рельефами, изображающими крылатую Нику, ведущую перед сидящей Афиной быков для принесения в жертву этих животных или трофейных украшений. Несколько плит и части фриза можно увидеть в Музее Акрополя; остальные части фриза находятся в Британском музее.

В V столетии н. э. храм был преобразован в церковь. В Османский период он использовался в качестве склада боеприпасов. Во время осады войсками Морозини в 1686 г. турки уничтожили храм и использовали его строительный материал для возведения стены укрепления перед Пропилеями и высокой башней, так называемой Кулас.

Храм был восстановлен вскоре после греческой войны за независимость, в 1835 г., а затем повторно в 1935-1940 годах. Исследование по дальнейшей реставрации храма было издано в 1994 г.

С 1997 г. и в настоящее время сохранение и восстановление памятника проводится под руководством Службы восстановления памятников Акрополя в сотрудничестве с Первой коллегией предметов старины доисторического и классического периодов под наблюдением Комитета по сохранению памятников Акрополя.

Фриз был перемещен в музей Акрополя в 1998 г.

Храм Ники Аптерос

Достопримечательность
Храм Ники Аптерос
Страна
  • Греция[1]
Местоположение Афины
Архитектор Калликрат[2]
Медиафайлы на Викискладе

Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) (греч. Ναός Αθηνάς Νίκης, Naós Athinás Níkis) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой [3] .

Будучи построенным около 420 г. до н. э., этот храм является самым первым полностью ионическим храмом на Акрополе. В отличие от собственно Акрополя, храм был открытым и попасть в него можно было через юго-западное крыло Пропилей и по узкой лестнице в северном крыле.

Отвесные стены стены цитадели с севера, запада и юга были защищены Парапетом Ники, названным в честь фриза с изображением Ники, празднующей победу и приносящей жертву своей покровительнице Афине-Нике.

Ника на греческом языке означает «победа», и то, что Афине поклонялись в такой форме, свидетельствует о победе в войне. Греки поклонялись богине в надежде на успешное завершение длительной Пелопоннесской войны против спартанцев и их союзников.

Содержание

История [ | ]

Первый небольшой храм был построен в шестом веке до н. э., когда зародился культ Афины-Ники. Это было небольшое сооружение микенского типа, возведенное с использованием крупноблочной кладки. После того, как храм был разрушен персами в 480 г. до н. э., на его руинах начали возводить новое здание. Строительство нового храма Афины-Ники началось в 449 г. до н. э. и было закончено около 420 г. до н. э. Если бы храм еще использовался в 4 веке н.э, он был бы закрыт во время преследования язычников в поздней (христианской) Римской империи.

Храм оставался нетронутым, пока в 1686 году его не разрушили турки, которые использовали камни для строительства оборонительных сооружений.

В 1834 году, после провозглашения независимости Греции, храм был реконструирован. Примитивный анастилоз был проведен в 1836 году, когда храм восстановили из оставшихся частей. В 1998 году храм был демонтирован, чтобы можно было заменить осыпающийся бетонный пол, а фриз сняли и поместили в Новый музей Акрополя, который открылся в 2009 году.

Реставрационные работы завершились в 2010 году [4] . Новая музейная экспозиция состоит из фрагментов постройки, которая, как предполагалось, была уничтожена персами в 480 году до н. э. Были спасены такие скульптуры с фриза, как подвиги Геракла, статуя Мосхофора («несущего теленка»), поврежденная скульптура богини, приписываемая Праксителю, и всадник Рампина, а также эпиграфические посвящения, надписи и стелы.

Архитектура [ | ]

Храм Афины-Ники был закончен около 420 г. до н. э. во время Никиева мира. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница).

Храм выполнен из пентелийского мрамора. Построен Калликратом в 427—424 годах до н. э. по плану 450 года до н. э. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Колонны вдоль восточного и западного фронтов были монолитными. Стилобат имеет три ступени. Общая высота от стилобата до верхней точки фронтона, пока храм оставался нетронутым, составляла примерно 7 метров. Храм был 8 метров в длину, 5,5 метров в ширину и 7 метров в высоту. Отношение высоты к диаметру колонн составляет 7:1. Такие пропорции создают элегантность и утонченность, которых нет в обычных ионических постройках с соотношением 9:1 или 10:1.

На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс.

Культовая статуя и фриз [ | ]

Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другим версиям это была Афина), держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира [5] .

По периметру здание опоясывал фриз, на котором были изображены божества, а также ключевые моменты битв греков с персами. Сохранились лишь некоторые части фриза, в том числе, известный барельеф Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Этот барельеф является примером мокрой драпировки. Мокрая драпировка показывает формы тела, при этом скрывая само тело при помощи складок одежды.

Некоторые детали фриза относятся к персидской и пелопоннесской войнам. Они содержали сцену с кавалерией из битвы при Марафоне и победу греков над персами в битве при Палатеях. Сцены отражают военную мощь греков.

Читайте также  Гагрская крепость (Абаата)

Статуя Ники стояла в целле или наосе. Первоначально Ника была богиней «крылатой победы» (см. Ника Самофракийская). Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники привело к тому, что в последующие века афиняне стали называть ее Ника Аптерос или бескрылая победа, и возникла легенда (ее приписывают писателю и географу Павсанию), что статуя была лишена крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть город [6] .

Спустя некоторое время после завершения строительства храма (около 410 г. до н. э.) вокруг него был установлен парапет, чтобы предотвратить падение людей с крутого бастиона. Наружная часть парапета была украшена рельефными скульптурами, изображавшими Нику, совершающую различные действия.

В настоящее время в храме демонстрируются копии скульптур и скульптурных композиций. Дошедшие до наших дней подлинные фрагменты фриза выставлены в музее Акрополя и Британском музее.

Храм Ники Аптерос

Достопримечательность
Храм Ники Аптерос
Страна
  • Греция[1]
Местоположение Афины
Архитектор Калликрат[2]
Медиафайлы на Викискладе

Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) (греч. Ναός Αθηνάς Νίκης, Naós Athinás Níkis) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой [3] .

Будучи построенным около 420 г. до н. э., этот храм является самым первым полностью ионическим храмом на Акрополе. В отличие от собственно Акрополя, храм был открытым и попасть в него можно было через юго-западное крыло Пропилей и по узкой лестнице в северном крыле.

Отвесные стены стены цитадели с севера, запада и юга были защищены Парапетом Ники, названным в честь фриза с изображением Ники, празднующей победу и приносящей жертву своей покровительнице Афине-Нике.

Ника на греческом языке означает «победа», и то, что Афине поклонялись в такой форме, свидетельствует о победе в войне. Греки поклонялись богине в надежде на успешное завершение длительной Пелопоннесской войны против спартанцев и их союзников.

Содержание

История

Первый небольшой храм был построен в шестом веке до н. э., когда зародился культ Афины-Ники. Это было небольшое сооружение микенского типа, возведенное с использованием крупноблочной кладки. После того, как храм был разрушен персами в 480 г. до н. э., на его руинах начали возводить новое здание. Строительство нового храма Афины-Ники началось в 449 г. до н. э. и было закончено около 420 г. до н. э. Если бы храм еще использовался в 4 веке н.э, он был бы закрыт во время преследования язычников в поздней (христианской) Римской империи.

Храм оставался нетронутым, пока в 1686 году его не разрушили турки, которые использовали камни для строительства оборонительных сооружений.

В 1834 году, после провозглашения независимости Греции, храм был реконструирован. Примитивный анастилоз был проведен в 1836 году, когда храм восстановили из оставшихся частей. В 1998 году храм был демонтирован, чтобы можно было заменить осыпающийся бетонный пол, а фриз сняли и поместили в Новый музей Акрополя, который открылся в 2009 году.

Реставрационные работы завершились в 2010 году [4] . Новая музейная экспозиция состоит из фрагментов постройки, которая, как предполагалось, была уничтожена персами в 480 году до н. э. Были спасены такие скульптуры с фриза, как подвиги Геракла, статуя Мосхофора («несущего теленка»), поврежденная скульптура богини, приписываемая Праксителю, и всадник Рампина, а также эпиграфические посвящения, надписи и стелы.

Архитектура

Храм Афины-Ники был закончен около 420 г. до н. э. во время Никиева мира. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница).

Храм выполнен из пентелийского мрамора. Построен Калликратом в 427—424 годах до н. э. по плану 450 года до н. э. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Колонны вдоль восточного и западного фронтов были монолитными. Стилобат имеет три ступени. Общая высота от стилобата до верхней точки фронтона, пока храм оставался нетронутым, составляла примерно 7 метров. Храм был 8 метров в длину, 5,5 метров в ширину и 7 метров в высоту. Отношение высоты к диаметру колонн составляет 7:1. Такие пропорции создают элегантность и утонченность, которых нет в обычных ионических постройках с соотношением 9:1 или 10:1.

На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс.

Культовая статуя и фриз

Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другим версиям это была Афина), держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира [5] .

По периметру здание опоясывал фриз, на котором были изображены божества, а также ключевые моменты битв греков с персами. Сохранились лишь некоторые части фриза, в том числе, известный барельеф Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Этот барельеф является примером мокрой драпировки. Мокрая драпировка показывает формы тела, при этом скрывая само тело при помощи складок одежды.

Некоторые детали фриза относятся к персидской и пелопоннесской войнам. Они содержали сцену с кавалерией из битвы при Марафоне и победу греков над персами в битве при Палатеях. Сцены отражают военную мощь греков.

Статуя Ники стояла в целле или наосе. Первоначально Ника была богиней «крылатой победы» (см. Ника Самофракийская). Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники привело к тому, что в последующие века афиняне стали называть ее Ника Аптерос или бескрылая победа, и возникла легенда (ее приписывают писателю и географу Павсанию), что статуя была лишена крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть город [6] .

Спустя некоторое время после завершения строительства храма (около 410 г. до н. э.) вокруг него был установлен парапет, чтобы предотвратить падение людей с крутого бастиона. Наружная часть парапета была украшена рельефными скульптурами, изображавшими Нику, совершающую различные действия.

В настоящее время в храме демонстрируются копии скульптур и скульптурных композиций. Дошедшие до наших дней подлинные фрагменты фриза выставлены в музее Акрополя и Британском музее.