Храм Гора в Эдфу

Храм Хора в Эдфу

Загрузить чертежи:

Архитектура храма

Холм Эдфу примыкает с запада к храму Хора эпохи Птолемеев. На вершине холма с восточной и южной стороны расположены дома современного Эдфу.

Под храмом был найден фундамент древнего культового здания, существовавшего до времен Тутмоса III. Большой двор храма оказался вымощен плитами, происходящими из еще более древнего сооружения (блоки Сехемра Сементауи — фараона начала XVII династии и блоки юбилейных врат одного из эфиопских царей…). Как следует из рисунков Вивана Денона (Voyage, pl. 56, 1–3; 57, 1 f; 58, 1) и Описания Египта (Description de l’Egypte I, pl. 48–49), в начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше располагались дома феллахов. Благодаря работам по его расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше всех храмов Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Судя по сохранившимся текстам, его фундамент был заложен при Птолемее Эвергете I 23 августа 237 г. до н. э. Архитектор носил то же имя, что и строитель ступенчатой пирамиды Джосера — Имхотеп. Работы продолжались еще при Неосе Дионисе и были закончены в 57 г. до н. э.
На стенах храма высечен знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди прочих названий чаще всего встречается Бехдет — второе имя Хора, главного бога Эдфу. Его культ прослеживается также в одном из очень древних нижнеегипетских святилищ, упомянутом на одной из стел Джосера (Montet, Geographie II, p. 34; Alliot, Le culte d’Horus a Edfou au temps des Ptolemees).

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.

Храм имел классический план размером 137 на 79 м, его пилоны достигали в высоту 36 м. За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика. За двором находились два зала: гипостильный и зал явлений, затем — зал приношений (из него вела лестница на крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки, и, наконец, собственно святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. От второго гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том числе Птаху, Осирису и Хонсу (S. Cauville. La theologie d’Osiris a Edfou. Cairo, 1983).

Между храмом и внешней стеной шел коридор. Все стены храма, включая внешние, покрыты рельефами и надписями, опубликованными в 15-томной работе «Храм Эдфу» (M. de Rochemonteix, E. Chassinat, Le temple d’Edfou. Paris, 1892. Cairo, 1918–). К наиболее важным относятся рельефы с культовыми сценами, религиозными церемониями, а также знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в облике гиппопотама.

Храм Гора в Эдфу

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

Легенды

Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мертвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил свое законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешенный Гором Осирис остался править царством мертвых.

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

Архитектура и помещения

Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

lorien22

Записки из подполья

Египет — храм Эдфу, чудо из чудес

Итак, немного отдохнув, возвращаемся к египетским храмам. Закончив нашу прогулку по долинам Царей-Цариц-Наместников-Ремесленников, и доплыв до Исны, мы высадились на берег, и отправились в каретах к храму Эдфу — самому сохранившемуся с древних времен.

С карет у меня своих фотографий нет, но местный фотограф услужливо продал мне весьма красиво оформленную фотографию за несколько грошей. Пожалуй я ее поставлю — у меня тут очень счастливый вид.

Подъезжаем к храму.

Эдфу — второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского — http://lorien22.livejournal.com/368440.html, и самый крупный в честь Хора.

Во дворе, ведущем к храму, разумеется расположены сфинксы

По пути к первому пилону мы проходим мимо Маммиси

Маммиси — часть храмового комплекса в Древнем Египте, выстроенная в виде небольшого храма и находящаяся внутри окружающей главный храм стены, в правом внутреннем углу по отношению к пути сакральных процессий.

Читайте также  Активный отдых в Таиланде

Уже здесь видно потрясающие рельефы и украшения, и можно понять, что нас ждет впереди

А ждет нас, немного немало, один из самых красивых храмов Египта, и уж точно самый впечатляющий.

Эдфу занял седьмую строчку в списке моих любимых моментов Египта — http://lorien22.livejournal.com/361528.html

Выше из храмов поднялись только Мединет Хабу — http://lorien22.livejournal.com/363683.html, потому что он был первый, и Абу-Симбел, потому что он самый крутой.

И вот, наконец, выходим на площадь перед первым пилоном

Конечно, количество туристов напрягает, но первый пилон Эдфу — это что-то невероятное

Уже тут начинаются рельефы. В Эдфу я видел самые красивые рельефы в своей жизни.

Как я уже говорил, храм Эдфу построен в честь бога Хора

Поэтому на входе расположены статуи соколов

Хорус, площадь и Маммиси

Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр

Культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

Входим внутрь храма

Раз уж я упомянул об этом — храм Эдфу существовал с древних времен, но был отстроен заново при Птолемеях (между 237 и 57 годами до н.э.)

С древних времен сохранился только наос, на котором изображены картуши Нектанеба II

Кроме Эдфу, Птолемеи также отстроили храмы в Дендере, Исне — http://lorien22.livejournal.com/368848.html, Ком Омбо и Филах. К сожалению, из них мы посетили только Ком Омбо, о котором будет мой следующий пост. Филы я видел издалека, а остальные вообще нет. Увы, нельзя объять необъятное.

Пилон, как мы видим, украшен надрисями и изображениями со всех сторон — как с внешней, так и с внутренней.

Ну а теперь войдем внутрь, и начнем офигевать. Как от колонн

Так и от рельефов

Еще немного колонн

И колонны (посмотрите какие цвета, и представьте себе, как это выглядело тысячи лет назад)

Входим во внутренние залы

И продолжаем рассматривать рельефы

Мне у них очень шапочки нравятся. Я уже про это как-то рассуждал, когда был в Мемфисе, столице Древнего Египта — http://lorien22.livejournal.com/362124.html

Рельефов тут неверотяное количество

На всех стенах храма Эдфу, и внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения

Миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом

Отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи, и так далее.

Еще немного корабликов

Один из внутренних залов

В общем, мы получили неплохое представление о внутренних рельефах. Во второй части я покажу внешние стены — это пожалуй даже круче. А пока зайдем в святая святых.

И на этом остановимся. Продолжение следует.

Храм Гора в Эдфу

Войти

Эдфу. Храм бога Хора

Эдфу (араб., др.-егип. Джеба, или Бехдет; греч. «Аполлонос полис мегалэ») – город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами.
Здесь, в Эдфу, расположен храм Хора Бехдетского – жемчужина египетской архитектуры греко-римского времени. Он был раскопан О. Мариеттом. Слово «раскопан» употреблено не случайно: храм был покрыт разного рода отложениями. Эдфуский храм не живописные руины, а чудом сохранившийся до нашего времени храм древности, которого как будто не коснулись пролетевшие над ним 20 веков.
По своим размерам это второй после Карнакского храма: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м.

Поздно вечером наш тихоходный корабль добрался до города Эдфу, который ранее являлся столицей 2-го нома Верхнего Египта, греки называли его Великий Аполлинополь , а его покровителя — бога Хора отождествляли с Аполлоном.

Ужин на корабле. Очень хочется сойти на берег. Взяла в качестве охраны от местных лавочников обоих гидов – Мишеля и Хасана и пошли мы втроем по набережной до местной уютной кальянной. Покурили, выпили каркаде, поговорили о жизни, о душе, о звездах, о тонких материях, и, довольные, вернулись на теплоход.
Ночь прошла на корабле, который остался до утра на стоянке в Эдфу

После раннего завтрака в 8:30, мы готовы ехать смотреть храм, посвященный богу Хору.
Еще с верхней палубы, прежде чем сойти на берег, увидели дивную картину: вдоль всей набережной растянулась пестрая вереница повозок, которые по виду пришли к нам прямо из века этак 19-го)))

Нам повезло – в повозке мы ехали втроем (ну и четвертым был наш возничий).

Некоторым повезло меньше – пышные отечественные бедра наших дам колыхались за бортами повозки при посадке туда вчетвером)))

Минут 10 веселой поездки по небольшому городку, который вошел в историю Египта, благодаря сохранившемуся лучше остальных храмов – храму Хора.

Храм Хора Бехдетского воздвигнут в период Птолемеев на месте более древнего храма. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет.
Закладка первого камня была совершена 23 августа 237 г. до н. э. при Птолемее III Эвергете, а строительство закончилось в 57 г н. э.
Архитектора звали Имхотеп, так же, как и творца ступенчатой пирамиды Саккары и строителя всех храмов Египта! «Я держу шнур богини Сешат, – произносил руководитель работы на церемонии закладки храма, – мой взгляд направлен на путь звезд; мои глаза смотрят на полюс, я устанавливаю четыре угла храма».
Это здание было последним храмом Хора» построенным здесь со времен Старого царства.
В начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше феллахи выстроили дома. Благодаря работам по расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше других святилищ Древнего Египта.

Чтобы попасть к храму, нужно было преодолеть ограду, которая сейчас почти полностью разрушена. Остатки ограды:

Далее находятся башни пилона (№ 1), достигавшие в высоту 36 м. Между двумя башнями стояли, высокие деревянные ворота, вероятно, позолоченные. На фасаде пилона есть желоба, служившие для установки лесов, которые укрепляли металлическими скобами. Здесь изображена традиционная сцена победы фараона над врагами – он поражает их священной булавой, символизирующей силу Хора. «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, – говорит фараон богу, – и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво».

Пройдя пилон, мы оказываемся в большом дворе (№ 2), с трех сторон окруженном колоннадой.

Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика.

Двор был заполнен приношениями и статуями частных лиц.

В глубине двора виден фасад первого гипостильного зала (№ 3), закрытый стеной, которая поднимается до середины фасада. По обе стороны – портики с тремя колоннами. На шести панелях, подчиняющихся ритму этого фасада, изображен фараон, совершающий жертвоприношения богам.

Слева от входа находится великолепная статуя сокола Хора, одна из самых больших. Хор в двойной короне олицетворяет царскую власть.

Рядом находятся проемы, через которые можно проникнуть в два маленьких помещения. Слева – «дом утра» (№ 4); справа – библиотека, «дом свитков» (№ 5). В египетском языке слова утро и поклонение образованы от одного корня. Именно утром, при свете восходящего солнца, совершался первый акт поклонения возрождающемуся светилу. Дорога к священным знаниям лежала через «дом свитков». В этом небольшом помещении хранилось множество папирусов – свитков с описаниями ритуалов и праздников, сведениями из священной географии, отчетами о наблюдениях за небом, инструкциями по украшению храма. Косяки дверей напоминают, что мы восходим на небо: они украшены космическими сценами, изображениями небесных божеств, таблицами часов дня и ночи, необходимыми для совершения ритуалов.

Внутри первого гипостильного зала царит полумрак. Колонны, форма которых символизирует первые появившиеся на земле растения, стоят тесно, из отверстий в потолке на них изливается живительный свет. В глубине открывается проход во второй, меньший гипостильный зал (№ 6). Двенадцать колонн поддерживают его потолок. Этот праздничный зал сообщается с тремя маленькими помещениями.

Перед нами – святая святых (№ 14), настоящий храм в храме, окруженный «священным коридором», в который выходят часовни.

В глубине храма находится святилище с солнечной ладьей

Это святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. Хотя статуя бога и врата исчезли, там ощущается их невидимое присутствие. Кажется, будто камни сияют и гранит просвечивает из серебристой полутени. Наос символизирует первозданный холм, который возник при сотворении мира.

Читайте также  Аликанте – Картахена: как добраться

Ежедневно проводившаяся в храме служба состояла из трех ритуалов. Самым важным был утренний ритуал, второй ритуал совершался в полдень, а третий – вечером. Утром фараон (или верховный жрец, действовавший от его имени) разбивал печать, закрывавшую врата наоса и открывал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая все действия чтением ритуальных формул и каждением. По окончании обряда врата наоса закрывались и жрец отступал назад, стирая следы своих ног. В святая святых царила абсолютная тишина. В полдень в наосе совершалось окропление и каждение благовониями. Вечером вновь происходило воскурение благовоний и жертвоприношения. Божество погружалось во тьму до следующего рассвета.

В день празднования новолетия процессия со статуями богов поднималась на крышу храма. Во главе шли царь и царица, за ними жрецы в масках, символизировавшие богов, и девять жрецов, служивших в наосе. Они направлялись в северо-восточный угол к «обелиску обновления». Солнце освещало предметы и статуи, наполняя их божественной силой, необходимой для совершения обрядов.

Праздник победы напоминал о битве Хора с Сетом. Каждый год жрецы разыгрывали в честь этого события настоящую сакральную драму. Хор с гарпуном должен был поразить Сета, являвшегося в облике бегемота. Исида защищала своего сына. От исхода битвы зависела судьба мира. Хор одерживал победу, и Египет отмечал триумфальное возвращение спасителя. Знаменитая битва, во время которой Хор поражает гарпуном бегемота-Сета, многократно повторяется на высокой внешней стене, окружающей храм, в коридоре, образующемся между внешней стеной и стеной самого храма.

К востоку от храма находится ниломер. С той же стороны рядом с пилонами сохранились остатки небольшого храма, построенного Рамсесом III.

Еще в храме есть «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Именно поэтому этот храм стремились посетить беременные женщины и женщины, хотевшие иметь ребенка — Перед главным храмом расположены руины небольшого маммисия, сооруженного Птолемеем II Эвергетом и украшенного Птолемеем II Сотером. Опоры портика украшены капителями в виде головы бога Беса, считавшегося покровителем рожениц. На рельефах изображены сцены рождения Хора и кормления его Хатхор Дендерской. Небольшой двор перед маммисием окружен колоннадой с изображениями богов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Праздник священного брака Хора из Эдфу и Хатхор из Дендеры, «совершенного союза», отмечался особенно пышно. Статуя Хатхор путешествовала по Нилу, чтобы воссоединиться со своим божественным супругом. Они отправлялись в пустыню, туда, где после сотворения мира отдыхали «мертвые боги». Во время праздника они возвращали их к жизни, наполняли радостью сердца жителей и обеспечивали процветание страны.

В храме откуда-то из подземелий выползают мужички, похожие на оживших мумий в галабеях, жестами и на ломаном аглицком зовут куда-то вглубь – посмотреть нечто особенное – «смол бакшиш, мадам!». Не тянет идти следом, страшновато, из проходов темных тянет холодком.

И еще немного о «хозяине» храма — боге Хоре.

Хор, Гор ( ḥ r, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.
Хор — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора.

Египетское божество, воплощенное в соколе; изображался как человек с головой сокола или как крылатое солнце — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально это был хищный бог охоты, впивающийся в свою добычу. Позже он считался сыном Исиды, богом света, борющимся с силами мрака. Его глаза — солнце и луна. Полет его олицетворял смену времен года, а так же дня и ночи, потому что так же первоначально его иногда считали богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями.

Как был зачат и рожден Бог Хор: Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Хора. Хор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Хор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
После этого Хор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око (см. «Уаджет»). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мертвых — Аменти, предоставляя Хору править царством живых.
У Хора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звезд созвездия Большая Медведица

Лучше всего закончить короткое путешествие в Эдфу, процитировав надпись, высеченную на стене храма: «Служители богов и прислуживающие в храме Хора, великого бога и владыки неба, обратите ваши лица к жилищу, куда Господин поместил вас. Он путешествует по небу, но видит, что происходит здесь, на земле. Он доволен вами, когда вы поступаете хорошо. Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».

…После осмотра храма — быстрая пробежка по рядам сувенирных лавок, уже успешно отбиваемся от назойливых торговцев, находим своего водителя кобылы и тем же ходом возвращаемся на теплоход.
…Обед на теплоходе (аперитивчик перед обедом – в каюте)… Отплываем дальше на юг – в направлении Ком-Омбо.

Послесловие.

Добавлю к рассказу потрясающие фотографии замечательного человека, моего виртуального друга — Ильи Степанова — fotomm
Ему посчастливилось увидеть Храм Хора ночью.

И еще хочу порекомендовать всем любителям Египта историю о том, как Илья вместе с другом Лехой дикарями (!),
то есть совершенно самостоятельно, осенью 2010 года прилетели сначала в Каир, а потом объехали пол-Египта
сами и увидели столько всего интересного, сколько никогда в жизни с организованными экскурсиями не увидишь.
Начало этой истории здесь: «В гостях у фараонов»

Храм Эдфу — Temple of Edfu

Храм Эдфу

Главный вход в Эдфу храм, показывающий первый пилон
Памятник информации
Тип Храм
Место нахождения Египет
Имя Wetjes-Hor
иероглифами имя


божественность Гор (первичный), Хатхор , Harsomtus
Историческая справка
период Греко-римский период
династия птолемеи
Дата начала строительства 23 августа, 237 BCE
срок сдачи в эксплуатацию 57 BCE
Архитектурное описание
Строительный материал песчаник
Рост 36 метров
ширина 3

длина 79 метров

Храм Эдфу является египетским храмом расположен на западном берегу Нила в Эдфу , Верхний Египет . Город был известен в эллинистический период , как греческий койне : Ἀπόλλωνος πόλις и Латинской Apollonopolis Магна , после того, как главного бога Хора , который был идентифицирован как Аполлон под соответствие римских и греческих богов . Это один из наиболее хорошо сохранившихся храмов в Египте. Храм был построен в Птолемеях Королевстве между 237 и 57 до н. Надписи на ее стены дают важную информацию о языке, мифах и религии в течение эллинистического периода в Египте. В частности, вписанные тексты здания храма «предоставить детали [как] его конструкции, а также сохранить информацию о мифических интерпретации этого и всех других храмах , как остров Творения.» Есть также «важные сцены и надписи драмы Sacred , которые связаны между собой извечный конфликт между Гором и Сетом .» Они переводятся на немецкий Эдфу-проекта .

содержание

история

Эдфу был одним из нескольких храмов , построенных во время Птолемеев Королевства , в том числе Дендере Храмовый комплекс , Эсна , в Храм Ком Омбо , и Philae . Его размер отражает относительное процветание времени. Настоящий храм, который был начат «23 августа 237 г. до н.э., первоначально состоял из колонного зала, два поперечных залам, и барка святилища в окружении часовен.» Строительство было начато во время правления Птолемея III Euergetes и завершено в 57 г. до н.э. под Птолемеем XII Авлета . Он был построен на месте ранее, меньше храм также посвященный Гору, хотя предыдущая структура была ориентирована с востока на запад , а не с севера на юг , как в данном месте. Разрушенный пилон лежит к востоку от нынешнего храма; inscriptional доказательства были найдены указывает на программу строительства под Нового царства правителей Рамсеса I , Seti I и Рамсеса II .

Ранние фотографии, 1854 Джон Бисли Greene

Ранние фотографии, 1854 Джон Бисли Greene

Прибытие в Храм Эдфу

Задняя часть храма Эдфу

Задняя часть левого пилона храма Эдфу

Horus у входа в большой двор

Horus скульптуры во дворе

Деталь перемычки у входа в храм Эдфа

Кормящая сцена внутренних стен храма Эдфу

Эдфу храм, подробно

Эдфу Темпе, Нилометр для измерения высоты реки Нил

Общение кабанов и синьорин

Египет. Посмертное цветение. Храм Гора в Эдфу

Ранним теплым утром февраля 2016 года наш корабль пришвартовался в Эдфу, что лежит где-то на полпути между Луксором Асуаном. На причале нас уже поджидала кавалькада фаэтонов. Впряженные в них лошади были грязны до жути, но возницы — еще грязней.

Накануне гид предупреждал, чтобы никто не вздумал давать возницам на чай — и проездные, и чаевые давно уплачены вперед.

Предупреждение оказывается нелишним. Когда я с супругой и дочкой умостился в фаэтоне, оборвыш на кучерской скамеечке начал рассказывать, что лошадку зовут Азиза и что Азиза хочет кушать. Если бы он чистил эту несчастную Азизу чуть чаще, чем раз в полгода (судя по ее доселе мной невиданной зеленовато-серой масти, в реальности ее чистили гораздо реже), я, может быть, и дал бы ему пару тамошних хренников сверх. А так — не судьба.

От порта до храма Гора мчимся на фаэтоне во весь опор. Возница на ходу перекрикивается (европейскому уху кажется, что в усмерть бранится) со знакомыми, от его ора закладывает уши. Несколько раз красиво, по киношному, в последний момент разминаемся с какой-то встречной шайтан-арбой. Нас потрясывает до последней косточки, старая нечищеная колымага скрипит и ходит ходуном. Восток, однако! Хоть мы и забрались довольно прилично на юг.

Но вот и то, ради чего мы претерпели все наши гонки-встряски. Храм Гора — один из лучших сохранившихся в Египте памятников эпохи эллинизма и римского владычества.

Храм в его нынешнем виде начали возводить в III в. д.н.э. В те времена Египет уже был древнейшей из известных стран. Хронологическая дистанция от современников македонской династии до нас с вами была меньшей, чем до первых фараонов, а от времен расцвета великой египетской державы при владыках Нового царства тогдашние египтяне были дальше, чем мы — от времен Владимира Красное Солнышко.

Изменения формы в социально-политической истории всегда запаздывает по сравнению с изменением содержания. В древние времена этот зазор был еще сильнее, а в Египте, стране консервативной по определению и сути, несоответствие формы с содержанием проступало еще рельефнее. Фактически самостоятельное историческое бытие Египта было уничтожено еще персидским завоеванием. Химерическое эллинистическое царство Птолемеев было продолжением иноземного владычества, не говоря уже о римском господстве. Новые политические хозяева Египта находились в другом культурном поле; многое заимствуя из древней культуры своих новых подданных, они не переставали в глубине души их презирать и считать варварами.

Но внешне, особенно в области архитектуры и храмового строительства (важнейших из всех видов искусств для древних египтян) все оставалось по-старому. Более того, несмотря на конец политического бытия Древнего Египта, его искусство при македонском и римском владычестве переживает новый, уже последний расцвет.

Храм Гора в Эдфу — один из наиболее сохранившихся следов этого посмертного цветения. Как и любой храм Древнего Египта, это культовое сооружение является собой модель космического божественного устройства в целом. Пилоны перед входом олицетворяют собой небесный горизонт, на котором восходит солнце; фараон изображен выполняющим свою космогоническую функцию — поражает врагов и, собрав их в пучок, преподносит к стопам Гора, который, будучи первым из фараонов, победил Сета и тем самым дал пример всем последующим владыкам, призванным бороться со злом.

В храмовом дворике уже видны характерные приметы птолемеевской эпохи — каменные цветки на вершинах колонн. Двор олицетворяет собой архитектоническое единство земли и неба, а колонны — растения, которые из оплодотворённой Нилом земли рвутся наверх, к божественному небосводу.

Божественная лодка, в которой божество совершает свой путь по небесному своду — один из самых частых мотивов в египетских изображениях. Над лодкой видны характерные орлы с вытянутыми, как указатели, крыльями — они знакомы каждому, кто летал египетскими самолетами:

.
Другой популярный мотив — фараон, подносящий богам приношения. В данном случае в руке предмет в руке фараона немного смахивает на коктейль с трубочной:

Внутренние стены расписаны рисунками и иероглифами. Часть текстов все еще в процессе расшифровки.

.
Один из наиболее известных древнеегипетских символов, ставшем предметом многочисленных позднейших спекуляций — диск с двумя змеями. Достоверно только его использование в качестве одного из символов Гора. Все остальные интерпретации в гностической, масонской, теософской и прочих паранаучных традициях — фантазии, хотя порой и не лишенные присущей выдумке изящной красоты:

Изображение фараона, выходящего из своего дворца. Дворец показан стеной, ощетинившийся наконечниками копий. Посох в руке фараона дает понять, что владыка собрался в дальний путь.
.

Куда же он собрался? А на строительство храма — того самого, на чьих стенах помещены все эти изображения. Картинки показывают, шаг за шагом, этапы постройки, причем фараон, как водится, действует в одиночку, в крайнем случае пользуясь помощью богов. Нижеследующий рисунок показывает, как владыка распахивает отведенное под строительство поле.
.

.
Назад возвращались с тем же возницей на той же горемычной Азизе. Если по дороге из порта возница прельщал нас скоростью езды, то на обратном пути он пробовал смягчить наши сердца маленькой экскурсией по околопортовым улочкам и закоулкам.

Тщетно. Чаевые входят в стоимость поездки. А разводить себя мы, добропорядочные бюргеры, не позволим ни за что.