Храм Аполлона в Бассах

Храм Аполлона в Бассах

Кид резюме

На греческом полуострове Пелопоннес, в ущелье Бассы возвышается одно из самых важных и внушительных зданий древности — храм Аполлона Эпикурейского.

Основали святилище жители города Фигалия, расположенного в 13 км от храма, во славу своего небесного защитника и покровителя Аполлона — бога солнечного света.

История

История создания святилища Аполлона в Бассах начинается в далеком прошлом — в конце V века до н. э. По словам грека Павсания, который видел храм в целости, его построили в честь Аполлона за избавление от эпидемии чумы 430 г до н. э. под руководством известнейшего зодчего Иктина, создавшего Афинский Парфенон.

По другой легенде храм был выстроен после нападения спартанцев, которые разрушили древний город Фигалию и похитили скульптуру Аполлона. Жрецы посоветовали уцелевшим жителям воздвигнуть новый храм, и тогда бог снова будет им покровительствовать. Именно по этой причине святилище и получило имя Аполлона Эпикурейского, то есть Аполлона-спасителя.

Расположенный высоко в горах (1130 м над уровнем моря) в пустынной и дикой местности, храм был действующим примерно до конца IV века н. э., но, из-за своей удаленности со временем был забыт и заброшен.

Именно по причине забвения он очень хорошо сохранился. Храм был обнаружен случайно архитектором-французом в 1765 году, а археологические раскопки были здесь проведены спустя почти 70 лет, в 1836 году.

Судя по найденным предметам, уже в VII в. до н. э. рядом с местом расположения храма было небольшое поселение, археологи нашли вазы, статуэтки, мечи, вотивные таблички, которые преподносились как дар божеству ради исцеления или исполнения желания.

Также в храме были обнаружены значительные архитектурные элементы, в том числе большой терракотовый акротерион (украшенная часть верхушки фронтона здания) с декоративной росписью, черепица и антефиксы — украшения кровли, из чего можно сделать вывод, что храм уже существовал в это время и был перестроен в VI-V веках до н. э., а его более древняя часть была использована при постройке нового здания.

Архитектура храма Аполлона в Бассах и его особенности

Храм был воздвигнут на скале на специально построенной террасе. Основание его имеет форму вытянутого прямоугольника: длиной 35, а шириной 14,5 метра, оно окружено колоннами — по 15 штук вдоль каждой длинной стороны и по 6 вдоль коротких, что отличается от обычно возводимого в ту эпоху числа колонн (6х13).

Состоит храм из трех частей — пронаоса (передней части), целлы (центральной части) и опистодомоса (задней части). Именно стеной целлы и стала одна из стен старого святилища.

Храм уникален в истории древнегреческой архитектуры, потому что сочетает в себе множество новшеств, как по внешнему виду, так и по внутреннему устройству.

Внутреннее оформление храма было выполнено асимметрично в целом, даже пол храма является искривленным, а главной особенностью планировки стало расположение статуи Аполлона в целле не в середине, а сбоку.

Зодчий Иктин расположил статую в этом месте специально, напротив нее находился боковой вход в храм, и на фигуру и лицо бога падали первые лучи солнечного восхода.

Статуи Аполлона сейчас в храме нет. По предположению археолога Николаса Ялуриса, ее в храме никогда и не было, а была возведена лишь коринфская колонна, которая делила святилище на две одинаковые части.

Это единственный известный храм древности, в котором идеально соединились три известных архитектурных порядка — дорический, ионический и коринфский.

Внешние части святилища, например колоннада, выполненная в грубой манере, возведены по канонам дорической архитектурной композиции.

Скульптурные и архитектурные украшения внутреннего убранства выполнены с утонченной красотой, свойственной ионическому ордеру, а капитель коринфской колонны храма представляет собой древнейший образец архитектурного элемента коринфского ордера.

Необычна и ориентация святилища — север-юг, хотя подавляющее большинство храмов в то время строилось с ориентацией запад-восток. Возможно, причиной, побудившей зодчего изменить устоявшиеся правила, был более древний храм, ставший частью нового, и ориентированный в свою очередь абсолютно традиционно.

Существует гипотеза, что такая ориентация храма не случайна. Фасад отстроенного на месте древнего святилища храма ориентирован на самую яркую звезду, расположенную на небосводе, на Сириус, куда, по преданию, когда-то улетел Аполлон.

Когда-нибудь бог решит вернуться, а храм послужит ему и ориентиром, и вратами. Поэтому тот точно следует за движением Сириуса по небосклону и, как стрелка магнитного компаса, вращается вокруг своей оси, смещаясь ежегодно на 0,502 градуса. Точно на ту же величину, на которую изменяет свое положение Сириус относительно Земли.

Легенды легендами, но разгадать тайну вращающегося храма ученым еще не удалось — как массивному строению без каких-либо механизмов удается двигаться. Обнаружил загадочную особенность храма математик из Греции Стелиос Петракис.

Выдвигаются различные гипотезы — от предположений о необычной структуре грунта под основанием, позволяющей храму скользить, смещения земной коры вместе со святилищем, до версии гениального инженерного расчета наклона здания, почему храм и сдвигается с удивительной точностью.

В качестве материала для постройки храма был выбран местный светло-серый известняк, а некоторые части пола, резной фриз и прочие архитектурные украшения созданы из мрамора.

Храм был украшен монументальным 31-метровым декоративным элементом, горизонтальным фризом, который состоял из мраморных плит в количестве 23 штук. На них были изображены сцены сражений греков с амазонками и битва лапифов с кентаврами.

Во время археологической экспедиции 1812 года рельефы храма Аполлона в Бассах были найдены расколотыми, лежащими на полу центральной части храма. В 1815 г. плиты фриза перевезли в Британский музей, где они составляют часть экспозиции.

В 1975 году была создана Комиссия по сохранению Храма Аполлона Эпикурейского, работа которой заключалась в подготовке рекомендаций по реставрации и воссозданию храма.

В 1982 году Комиссия предоставила отчет о своей работе Министерству культуры Греции, после чего начались работы по сохранению и восстановлению исторического здания. В 1986 году Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах был внесен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

В 1987 году отреставрированные руины храма для защиты от осадков, ветров и прочих внешних воздействий были накрыты гигантским шатром, который предполагается удалить по завершении всех необходимых работ.

Посещение храма с детьми

Очень познавательно посещение этого памятника для туристов с детьми среднего и старшего школьного возраста, интересующимися архитектурой, математикой, геологией, древнейшей историей и фантастикой.

Безумно интересно воочию увидеть здание, построенное в древнейшие века и прекрасно сохранившееся до нашего времени, представить себе его историю, людей, создавших монументальное сооружение и молившихся в нем.

Возможность поломать голову над таинственной особенностью вращения святилища, высказать свои идеи и предположения на этот счет будет наверняка с интересом воспринята юными путешественниками.

Тайна храма солнечного бога. Храм-компас Аполлона Эпикурея в Бассах

На греческом полуострове Пелопоннес, там, где прекрасная, воспетая поэтами Аркадия граничит с Мессинией, на высоком склоне ущелья Бассы возвышается величественный древний храм Аполлона Эпикурея, Аполлона-Спасителя.

Храм любимому богу, избавившему народ от чумы и вторжения недругов во время обременительного противостояния с воинствующей Спартой, жители города Фигалия выстроили на расстоянии тридцати стадиев от города, на холме Котили высотой 1 130 метров над уровнем моря. По современным меркам дорога к храму занимает 13 километров. Постройкой храма занялся прославленный архитектор Иктин, автор священной сокровищницы Древней Эллады – Парфенона.

В 452-м году до нашей эры на пороге Пелопонесской войны спартанцы разрушили городок Фигалию и выкрали статую солнечного бога из маленького святилища, стоявшего на их пути. Уцелевшие жители города обратились за советом к дельфийскому оракулу и получили ответ жрецов – Аполлон не оставит Аркадию расположением и покровительством в том случае, если вновь получит свой храм…

Таким образом, в 430-20 годах до нашей эры началось возведение удивительного сооружения, храма-компаса, тайну которого до сих пор не разгадали ученые.

Это святилище – одно их прекраснейших творений, – так уверяет Павсаний, составитель литературного путеводителя «Описание Эллады», датируемого II веком нашей эры. Он превосходит все храмы Пелопоннеса гармоничностью и красотой жемчужно-голубого мрамора. Строительным материалом для храма был выбран мраморовидный известняк местного происхождения. Каменоломни Аркадии располагались на севере от места строительства. Чистый же мрамор был выбран скульпторами-камнерезами для отделки сооружения.

Читайте также  Что взять с собой в Турцию зимой

Храм Аполлона Эпикура был надолго забыт по простой причине. Водруженный на гору, он находился далеко от людских глаз. Но это обстоятельство позволило хорошо сохраниться древнему шестиколонному периптеру. Его обнаружил в 1765 году архитектор из Франции Жак Бошер, а в 1836 году начались раскопки и исследования. В поисках принял участие русский живописец Карл Брюллов.

Вытянутый дорический периметр храма, вмещающий 15 рядов колонн по 6 в одном ряду смотрится строго и несколько сухо в отличие от Парфенона. Это обусловлено строгой вертикальностью колонн, даже угловых. Но внутри храма присутствовали многие визуальные эффекты – кривизна пола, асимметричность, боковое местоположение главной статуи Аполлона по отношению к интерьеру. К тому же основное сооружение нетрадиционно ориентировано с севера на юг, тогда как внутреннее помещение более древнего храма-наоса расположено с востока на запад.

Интересно расположение статуи Аполлона, заменяющей собственно алтарь, являющейся смысловым центром и первопричиной строительства культового сооружения. Аполлон стоит сбоку внутреннего помещения-целлы, нарушая симметрию и привнося недоумение в умозаключения исследователей. Однако архитекторы имели свой резон – статуя великолепно освещалась солнечными лучами на рассвете, проникающими через открытую боковую дверь. Если же встать прямо по отношению к Аполлону, интерьер смещается перед взором по диагонали.

Эта алтарная статуя, по описанию Павсания, позже находилась на городской площади Мегалополиса в Аркадии. Есть версия греческого археолога Николаса Ялуриса, согласно которой никакой культовой статуи в храме не было, а стояла лишь коринфская колонна, разделявшая храм на две половины.

Внутри храм украшал ионический фриз, искусные мастера вырезали на нем мотивы на темы амазономахии и кентавромахии. Эти фрагменты битв с демонами символизируют торжество добра и победу над злом. Изломанные линии изображений, нагромождение фигур отнюдь не ласкают глаз, скорее вызывают эмоциональный дискомфорт при просмотре. В этом и состоит трагичность слабости духа, страха, проявляющихся в такой борьбе!

Фрагменты мрамора храма Аполлона Эпикурейского сейчас находятся в выставочных залах Британского музея.

Одна из тайн, над которой ломают головы ученые, строители, эзотерики и историки – загадочное вращение храма Аполлона Эпикурейского вокруг своей оси. Это смещение обнаружил греческий математик Стелиос Петракис. Ежегодно каменное массивное строение на горной площадке подобно стрелке компаса поворачивается на 0, 502 градуса. Храм всегда ориентирован фасадом на крупную звезду Сириус, которая… тоже уходит от Земли на 0, 502 градуса!

Ученые выдвигают версию о смещении земной коры. Эзотерики и знатоки мифологии утверждают, что Аполлон, улетевший на Сириус, однажды вернется, и храм встретит его!

А пока святилище стоит под плотным тентом и терпеливо ожидает возрождения. И возвращения своего солнечного бога.

Иктин. Храм Аполлона в Басcах. (часть 1)

Полагаю, даже те, кто никогда не бывал в Греции, прекрасно осведомлены, что где-то там всё есть Афины, а в Афинах есть Акрополь — святыня святынь античного мира и соотвественно греческий туробъект №1. Так то оно так. Однако прежде, чем залезать под кат этого поста, настоятельно рекомендую посмотреть на список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции. Вы будете сильно удивлены, но первым в свой список в 1989 году эта уважаемая организация включила вовсе не Акрополь, а мало кому известный храм Аполлона Эпикурейского в Баcсах.


Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835, Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Храм Аполлона Эпикурейского в Баcсах недалеко от Фигалии, что в Аркадии на Пелопоннесе.

Я даже не уверен, что все мои коллеги, изучавшие когда-то историю архитектуры, при прочтении этого названия вздрогнули. А между тем храм этот полон архитектурных чудес и изобретений гениального Иктина. Того самого Иктина, который вместе с друзьями Мнесиклом и Калликратом строил официозный Акрополь Перикла .

В отличие от Афин, на Пелопоннесе Иктин явно развлекался, отдыхая после афинской чопорности. В принципе, об итогах этих развлечений можно очень подробно прочитать в Вике. Однако, сомневаясь, что описанные там нововведения будут всем понятны, попробую коротко объяснить. Напоминаю, что все изложенное в этом журнале, сплошная авторская отсебятина, которой вы не обязаны верить.

История строительства храма традиционна для древних греков.

В 652 году до н.э. спартанцы завоевали Фигалию, разрушили город и удалились, попутно прихватив с собой статую бога Аполлона из крошечного храма, находившегося на их пути. Оставшиеся в живых жители, теряясь в догадках, как жить дальше, отправились к дельфийскому оракулу, что в большом храме Аполлона в Дельфах. Само-собой, там они узнали, что в первую очередь необходимо угодить их покровителю Аполлону, построив в труднодоступном месте в горах Храм Аполлона Спасителя (Эпикура) взамен разрушенного спартанцами. Дальнейшее легко предположить.

Пригласили столичного мэтра Иктина. Тот как раз был не у дел — строительство Парфенона уже завершено, а престижный заказ на Эрехтейон похоже уплывал конкуренту Мнесиклу. Поэтому, не раздумывая долго он согласился на предложение фигалийцев, приехал, выпил свеженького пелопоннеского и вместо классической формулы 2n+1 начертал 2n+3.

2n+3.

Что такое 2n+1 мы как-то уже разбирали. Поэтому, не сочтите за нескромность, цитата из самого себя: «Греки, как известно трепетно относились к числам и к их материальному выражению. Это я не о драхмах и талантах, а о том, что на них можно построить. Вот вам пример: если в греческом храме на главном фасаде было 8 колонн, то на боковом должно было быть 17 (2n+1), как например в Парфеноне.»
А в Бассах Иктин к канонической формуле добавил еще 2 колонны и получил шестиколонный дорический периптер длиной в 15 колонн.Что же заставило бывшего приверженца канона так провокативно его нарушить. Думаю сентименты. А может быть богобоязненность. Так или иначе Иктин не стал сносить старый храмик, а превратил его в часть наоса нового, ставшего в результате длинным и вытянувшимся по рельефу самым удобным образом. но к «лесу передом», а к Аполлону боком.

Боком к Аполлону.

Вот это была неприятность! Все храмы повернуты главным входом на восток, а этот на север. При этом, представьте себе, сын Зевса обязан соблюдать папины правила и смотреть исключительно на Восток. Как же Иктин вышел из положения, чтобы посодействовать Аполлону? Он просто-напросто сохранил маленький малоприметный вход с востока, существовавший, как вы правильно понимаете, еще в старом храмике. И в результате все остались довольны друг другом — вход как принято с наоса и Аполлон смотрит на Восток. На этом мог бы случиться хеппи-энд, если бы не досадная неприятность — статую, если помните, экспроприировали спартанцы. А какой же храм Аполлона без статуи Апполона?

Храм Аполлона. План и вариант реконструкции целлы.

Без статуи Апполона.

Представляете, как грустно было от этой мысли фигальцам (фигалийцам, фигафигалинянам)? И совет от оракула получили, и таланты на восстановление храма нашли, даже мэтра столичного пригласили, а открывать храм нельзя. Вот тут то снова пригодился великий Иктин — он предложил временно вместо статуи поставить ну очень красивую колонну с капителью, которую он придумал, проезжая через коринфские виноградники по пути из Афин в Фигалию, и которую назвал соответственно Коринфская Капитель.


wikimedia : Храм Аполлона. Вариант реконструкции целлы.

Коринфская Капитель.

Она была похожа на самого красавца Аполлона, а потому сразу всем понравилась и украсила колонну, установленную временно в центре наоса, там, куда предполагалось в дальнейшем вернуть плененную спартанцами статую. Увы, мы до сих пор не знаем, реализовалась ли мечта фигалийцев по возвращению Аполлона, но доподлинно знаем, что коринфская колонна из временной превратилась в постоянную и стала родоначальницей нового «мужского» архитектурного ордера — коринфского. Правда это было уже в чужой римской истории. А в греческой существовали всего два ордера, которые четко разделялись по половому признаку.

Читайте также  Галереи в Германии


Слева: коринфская капитель Иктина, справа: капитель римско-коринфского ордера.


На переднем плане отмечено место, где находилась коринфская колонна Иктина.

Мужской и женский ордер.

Не берусь утверждать, что так все было задумано богами Олимпа, но греки верили мужское начало дорического ордера и женское — ионического. Часто их вера была настолько велика, что они доверяли атлантам поддерживать дорическую капитель, а девушкам-кариатидам соответственно ионическую. Так что вполне логично было увидеть в интерьере храма Аполлона два ряда прекрасных девушек. (простите) два ряда ионических полуколонн, сопровождающих красавца Аполлона. (снова простите) фланкирующих центральную коринфскую колонну, и поддерживающих прекрасно сохранившийся до наших дней ионический фриз.

Хотя с какой стати я все время извиняюсь?! Посмотрите сами на то, как Иктин прорисовал линии этих ионических девушек, как идеально струится по ним шелк канелюр, мягко спадая к базам. А с какой непредвзятостью он отнесся к форме их лиц, к ионической капители! Она явна юна, без характерного для греческой ионики обилия деталей-морщин.

Возможно вас интересует, что случилось с ионическим фризом?

Ничего сверх ординарного, он, как это было принято в начале 19 века, оказался в Британском музее. Где-то с 1812 года. Причем, если бы не ожесточенные драки местных жителей с пришлыми туристами-мародерами и прочими индиана-джонсами , мы бы сейчас на месте храма нашли бы только кладбище разрозненных камней.


Эту и другие фотографии фриза можно посмотреть на странице Вики.

На этом, пожалуй, всё.

Может быть только добавить, что во многом благодаря поддержке ионических полуколонн-контрфорсов храм устоял в общеизвестной греческой сейсмике, был заново открыт в конце 18 века и надежно спрятан в огромную палатку от непогоды в 1995 году. Таким мы его видим и сейчас.


Фрагменты дорического фриза складированы на свежем воздухе.

Интерьеры.


blog spot


Справа проглядывается ионическая полуколонна.


Стилобат.


Конструкции, удерживающие части ордера.


Для любителей считать число канелюр.


Фрагмент базы ионической полуколонны.


Очень скверно различается профиль капители, поэтому следующий снимок перевернут.


Не вертите головой, так и должно быть.

Фотографии (с) carmelist , если не отмечено иначе.
Карта местности.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Другие варианты наименования:

  • Temple of Apollo Epicurius at Bassae

Храм Аполлона в Бассах – один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов. Руины древнего храма возвышаются на западном склоне горы Котилион на высоте 1130 м над уровнем моря на территории современной Мессении неподалеку от деревушки Склирос и к северо-востоку от Фигалии.

По одной из версий, храм был основан жителями древнего города Фигалия в честь бога-врачевателя, спасшего их от эпидемии чумы, Аполлона Эпикурейского. Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны.

Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи. Храм, который сегодня можно увидеть — не первый, построенный на этом месте. Первый храм Аполлона был построен здесь в конце VII в. до н.э. Прослеживаются две стадии его строительства, около 600 и 500 гг. до н.э., от которых остались значительные архитектурные фрагменты, как например центральное дисковидное глиняное возвышение с богатым разноцветным нарисованным орнаментом, а также керамические изделия и глиняная черепица.

Вероятно, из-за своего удаленного местоположения храм на долгое время был забыт и, возможно, именно поэтому так хорошо сохранился до наших дней. Руины древнего храма случайно были обнаружены французским архитектором в 1765 году. Первые серьезные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

На сегодняшний день храм Аполлона в Бассах — один из самых изученных древнегреческих храмов и, пожалуй, один из самых интересных, поскольку гармонично сочетает в себе три классических архитектурных ордера – дорический, ионический и коринфский. Храм Аполлона в Бассах, в отличие от большинства античных храмов, ориентирован с севера на юг (традиционно — с востока на запад).

Храм Аполлона Эпикурейского представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (34,3 x 17,6 м), в основании которого 15 x 6 дорических колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодомос. Ориентация с севера на юг чрезвычайно нехарактерна для древнегреческих храмов, но ее можно объяснить его местоположением на крутом склоне горы. Еще одним объяснением необычной ориентации храма может послужить то, что в храм включен более старый маленький храмик, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Сейчас он рассматривается как одно из отделений наоса. Храм выполнен из аркадского известняка (каменоломни находились чуть севернее), фриз вырезан из мрамора.

Внешней колоннаде дорического гексастиля, выполненной в грубой манере, а также неброско оформленному антаблементу с изредка декорированным метопами противопоставлен богатый скульптурой интерьер. Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью.

Внутри целлы к ее стенам приставлены поперечные стенки (архаичная черта), оканчивающиеся сливающимися с ними ионическими колоннами (всего десять колонн) с капителью, имеющими волюты с трех сторон, а над ними идет ионический фриз. Фриз, перемещенный с наружных стен в наос, посвящен темам амазономахии и кентавромахии.

Главной особенностью храма является соединение в нем трех ордеров (дорический гексастиль, ионические колонны и ионический фриз в целле, коринфская колонна). Как и в Парфеноне, при постройке храма в Бассах были использованы оптические тонкости — например, кривой пол.

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, еще раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранившаяся, якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

У посетителя есть две возможности приблизиться к статуе — он либо приближается к двери в маленьком отделении целлы, и тогда он видит статую божества фронтально перед собой, но в таком случае внутреннее пространство развертывается перед ним совершенно асимметрично, так как основная ось входа сильно сдвинута в сторону. Пройдя дверь, посетитель видит перед собой статую, слева — гладкую стену, а справа через пролеты по сторонам коринфской колонны открывается дверь на другие пространства и колоннады, плюс само пространство большого отделения целлы насыщено формами. Зайдя в храм через главный северный вход, зритель видит перед собой симметричную анфиладу различно оформленных пространств, но в глубине сквозь пролет справа от колонны он видит обращенную влево статую Аполлона, которая вносит асимметрию во всю композицию.

Храм Аполлона в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах*

Temple of Apollo Epicurius at Bassae**

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Греция Греция

культурный

i, ii, iii

Европа и Северная Америка

1986 (10-ая сессия)

Координаты: 37°25?47 с. ш. 21°54?01 в. д. / 37.42972° с. ш. 21.90028° в. д. / 37.42972; 21.90028 (G) (O)

* Название в официальном рус. списке** Название в официальном англ. списке*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Бассы (др.-греч. — ущелье) — территория между древнегреческими областями Аркадией, Трифилией и Мессенией. В этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 метров над уровнем моря, жители города Фигалия основали святилище, посвященное Аполлону Эпикурейскому. Дорога длиной в 13 км связывает храм с городом. Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны.

История

История святилища в Бассах связана с военными действиями, происходившими на территории Аркадии. Аркадцы в союзе с мессенцами выступали против соседней Спарты. Первая постройка храма относится к периоду архаики. В конце VII века до н. э. здесь уже существовало небольшое поселение, а в верхних слоях почвы были найдены вотивные таблички, терракотовые вазы, статуэтки, бронзовые и железные мечи. Возможно, в VI—V веках до н. э. храм перестраивали, так как поблизости были найдены некоторые архитектурные элементы этого периода. Сохранившийся храм постройки архитектора Иктина относится к 430—420 годам до н. э.

Читайте также  Церковь Каттолика ди Стило

По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Планировка и экстерьер

План храма и ордерная система.

Храм Аполлона Эпикурейского представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (34,3 x 17,6 м), в основании которого 15 x 6 дорических колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодомос. Ориентация с севера на юг чрезвычайно нехарактерна для древнегреческих храмов, но ее можно объяснить его местоположением на крутом склоне горы. Ещё одним объяснением необычной ориентации храма может послужить то, что в храм включен более старый маленький храм, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Сейчас он рассматривается как одно из отделений наоса. Храм выполнен из аркадского известняка (каменоломни находились чуть севернее), фриз вырезан из мрамора.

Интерьер

Колонны, прикрытые гигантским тентом от неблагоприятного воздействия осадков.

Храм Аполлона

Среди многочисленных архитектурных памятников античности, особым образом выделяется святилище Аполлона в Бассах. Он находился между древнегреческими областями Аркадией и Мессенией. В начале 5-го века жители небольшого городка Фигалия основали на склоне горы Котилион (высота 1130 метров) храм в честь Аполлона Эпикурейского. С городом его связывала дорога длиной в 13 километров. Прозвище Аполлона «Эпикурий» означает «Спаситель». Так его прозвали жители Фигалии за избавление их от спартанцев во время Пелопонесской войны и за предотвращение чумы, свирепствовавшей тогда в округе.


Новый храм, построенный в 430-х – 420-х годах до н. э. был основан на месте более раннего культового сооружения. Еще с 7-го века до н. э. на месте Фигалии существовало небольшое поселение. В наше время археологами были найдены вотивные таблички, различные статуэтки, фрагменты ваз и амфор, а также бронзовые и железные орудия, в том числе и мечи. Ученые допускают версию, что храм перестраивался в 6-м веке до н. э., в связи с найденными ими фрагментами архитектурного стиля тех времен.

Главным архитектором и проектировщиком постройки святилища, которая дошла до наших дней, был Иктин. Согласно его разработкам здание представляет вытянутый периптер довольно небольших размеров (34,3 x 17,6 м.). Храм делится на 3 традиционных для того времени помещения: пронаос – пристройку перед входом в храм, наос – центральную часть языческого храма и опистодомос – заднюю часть культового сооружения античности. Святилище ориентировано с севера на юг, что достаточно необычно для храмов того периода. Это можно объяснить очень крутым склоном горы, на которую опирается постройка. Еще это может быть объяснено тем, что в новый храм был включен старый, располагавшийся с запада на восток. Все святилище было построено из аркадского известняка, а фриз был вырезан из мрамора.

Внутренний интерьер храма представлял собой галерею из колонн, в центре которой стояла особая колонна, увенчанная коринфской капителью. Главной особенностью храма является наличие в нем всех трех античных ордеров (дорического, ионического и коринфского). При постройке данного святилища были использованы приемы, похожие на архитектурные тонкости Парфенона, например кривой пол, создающий определенную оптическую иллюзию. Напротив входа покоилась богато украшенная статуя Аполлона. Она была установлена таким образом, что первые лучи восходящего солнца сразу падали на нее, тем самым создавая некое впечатление ожившего божества. Однако, по мнению известного ученого Николаса Ялуриса в этом святилище не было статуи олимпийского бога. Ее заменяла культовая колонна, одиноко стоявшая в конце основной роскошной колоннады.
С 1986-го года храм включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите также

Миеза, Науса. Школа Аристотеля Перипатос в Миезе

Греческая Македония – край, избранный богами, завораживающий неповторимым сочетанием красивейших естественных пейзажей и великолепием памятников древних эпох. Эта местность является одним из лучших образцов согласованности созидательного начала человека и природы, непрерывно творящей свои произведения тысячелетиями. Одно из них – сталактитовые и сталагмитовые пещеры находящегося в окрестностях Миезы Нимфейона.

Тайное общество-«Филики Этерия» в Одессе

Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.