Городской музей античного искусства

Музейная программа «Путешествие в Древнюю Грецию»

Проект «Радостные открытия» — это образовательные программы, экскурсии и квесты, познавательные игры и путешествия. Мероприятий подобного формата в Москве много, только успевай отслеживать. Самое главное — выбрать из всего многообразия действительно качественные. И мы с Игорем не прогадали, посетив в воскресенье программу «Путешествие в Древнюю Грецию» в Пушкинском музее.

Но начнем сначала. Прекрасный солнечный денек, и мы спешим от метро к музею. Кстати, идем другой дорогой. Обычно всегда от Кропоткинской, а в этот раз от Библиотеки Ленина. Показала мальчику князя Владимира и Дом Пашкова, а он сам узнал вдали за крышами мачту корабля Петра I и храм Василия Блаженного Христа Спасителя.

Вот и Пушкинский.

Нас передают на руки замечательной Елизавете, нашему гиду. И экскурсия начинается.

Сначала немного о музее. Музей изобразительного искусства основан в 1912 году. Он содержит как подлинные памятники искусства, так и целую коллекцию слепков с оригинальных произведений.
Его основатель и первый директор — Иван Владимирович Цветаев, ученый, археолог, искусствовед, профессор Московского университета.

А что же такое изобразительное искусство? Это все то, что мы можем увидеть глазами и (условно) потрогать. Картины, скульптуры, здания. Но не, например, стихотворение 🙂

Отправляемся в первый зал, где находятся сокровища Древней Трои из раскопок Генри Шлимана (позор на мою голову! Я не знала, что большая часть золота Шлимана находится у нас, думала — в музеях Европы).

Попутно вспомнили историю, поговорили о Троянской войне и троянском коне. Долгое время считалось, что «Илиада» Гомера — это сказка, вымысел. Археологи доказали, что Троя существовала на самом деле.

Большая золотая диадема, 2400 – 2200 гг. до н.э. Уникальный памятник древнего ювелирного искусства. Диадема выполнена из мельчайших золотых пластинок — их больше 16 тысяч!

Как мастер изготовлял такие маленькие детали? Делаем вывод: значит, в то время, уже были увеличительные приборы.

Вот и линзы на соседней витрине. Сделаны из горного хрусталя, тщательно отполированного песком.

Большая линза увеличивает в 2 раза. Можно подойти и посмотреть сквозь нее.

Топоры-молоты. Выполнены из камня — нефрит, жадеит, лазурит. Идеально отполированы, с оригинальной резьбой-украшением. Невозможно поверить, что им 4,5 тысячи лет! Но это действительно так.
Шлиман считал их самой ценной находкой. Эти экспонаты уникальны, подобных нет нигде в мире!

Топоры вряд ли боевые — слишком дорого и трудоемко было их изготовление. Скорей всего они были ритуальными, символами власти.

Ладьевидный кубок. 600г чистого золота.

Отправляемся в следующий зал. Античное искусство. И первой встречает нас дорожная герма.
Герма — это скульптурная голова и четырехгранное основание вместо туловища. Первоначально так изображали бога Гермеса (отсюда и название), покровителя дорог и путников. Гермы ставили в качестве указателей и как межевые знаки.

Различные сосуды. Это все подлинники — им больше 2 тыс. лет!

Главная ценность в древнегреческой культуре — тело человека. Греки восхищались человеческим телом, изучали его.
Сосуды тоже имели форму человеческого тела, а их элементы называются частями тела: ножка, тулово, ручки, горлышко.

Это сосуд геометрического стиля — украшен геометрическими узорами.
Древние греки считали, что человек должен всю жизнь бороться с хаосом (т.е. с пустотой). Поэтому сосуд расписан плотно, свободного места не осталось.

Позже тип росписи начинает меняться. Появляются изображения животных, а потом и человека.
На этом сосуде сцена из древнегреческих мифов — 11-й подвиг Геракла, где он спускается в царство Аида. Слева — Геракл, перед ним Цербер, рядом с Цербером стоит Персефона, жена Аида. За спиной Геракла — Гермес, которого можно узнать по крылатым сандалиям.

Изображения на сосудах были двух видов: красные фигуры на черном фоне и наоборот, черные на красном.

Древние греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино (пить по-варварски) считалось дурным тоном.
Для хранения вина использовались амфоры (высокие и тонкие, в форме капельки). Воду хранили в ги́дрии. У нее 3 ручки — за две держали, за третью наливали. Для смешивания вина и воды нужен был сосуд с широким горлом — кратер.

Теперь посмотрим на скульптуры.

Вот надгробие. На нем изображен умерший, а также друг, провожающий его в последний путь. Как определить, где кто?
А очень просто! «Логос» — термин, пришедший из древнегреческой философии, от него произошло слово «логика». Все искусство древних греков логично.
Смерть, как считали греки — это путешествие из мира живых в мир мертвых. Удобнее всего путешествовать на коне. На одной из фигур короткая одежда — как раз подходящая для путешествия. Следовательно, он и есть умерший.
Есть и другое объяснение: смерть — это переход в небытие, человек становится тенью, теряет свой объем. У левого пальцы как будто плоские, без объема. Т.е. этот человек уже ступил в царство мертвых.

Обратим внимание на лица. Они практически одинаковые, не выражающие эмоций.
Основной принцип древнегреческого искусства — гармония. Нельзя показывать сильные эмоции.

На следующей скульптуре изображена богиня Афродита — прекраснейшая из женщин. Большие глаза, красивые черты лица..

И правильный древнегреческий профиль. Линия лба и носа — прямая, нет ямки между надбровными дугами. Это идеал красоты.

Чтобы перейти в следующий зал, приходится довольно долго идти по музею, минуя коридоры и лестницы. Проходим мимо Давида, традиционно фоткаю его. Как же, Пушкинский — и без Давида :).

Олимпийский зал.
Здесь удобно рассесться на банкетке и слушать экскурсовода.

Поговорили про Олимпию, храм Зевса, про атлетов и Олимпийские игры.
Игорь молодец! Участвует, отвечает на вопросы (чаще правильно, чем нет :). Ну еще бы, Древняя Греция ему знакома вдоль и поперек, только что по истории проходили, да и недавно из путешествия по этим местам.

Вот Дискобол Ми́рона. Одна из первых скульптур, изображающих человека в движении.
Юноша в неустойчивой позе, опирается на правую ногу, рука с диском напряжена.

Давайте попробуем встать в такую же позу.

Долго так не простоишь — приходится балансировать. Т.е. Мирон изобразил короткое мгновенье между раскручиванием диска и броском.
Скульптор должен был ходить на тренировки атлетов, делать зарисовки, потом глиняную модель, а по ней уже скульптуру в камне.

Посмотрим-ка теперь на лицо дискобола. Оно спокойное, не напряжено, не искажено усилием. Снова гармония.

А вот Дорифор («копьеносец») скульптора Поликлета. Поликлет первым вывел закон пропорций человеческого тела.

Теперь обратим внимание на скульптурные группы вверху зала. Первая — с фронтона Храма Зевса в Олимпии.
Посередине — сам Зевс, с двух сторон от него — Пелопс и Эномай, вот-вот начнется их состязание на колесницах. Хитрый Пелопс победил нечестным путем — он подкупил возницу Эномая, и тот специально не закрепил колеса колесницы. Но боги с высоты все видят, эта сцена изображена скульптором как бы в назидание.

Вторая скульптурная группа на другом фронтоне — сцена боя людей и кентавров. Кто же победит? Тот, на чьей стороне боги. Бог Аполлон говорит что-то и показывает на кентавра (указывает, куда ударить). Победа над кентаврами олицетворяет победу разума человека над его животными инстинктами.

Перемещаемся в последний зал нашей экскурсии — греческий дворик (ааа, я тут вообще никогда не была!!). Здесь мы познакомимся с архитектурой Древней Греции.

В центре — макет афинского Акрополя. Вот Пропилеи, Парфенон, сбоку Эрехтейон с кариатидами, театр Диониса у подножия.. (ностальгия, мы все это видели собственными глазами и прошли собственными ногами! 🙂

Юго-восточный угол Парфенона.

А вот портик с кариатидами в натуральную величину. Спрашиваю Игоря: «Что это такое? Что за фигуры? Где это?». Упс, не знает, не помнит. Рано я радовалась знаниям мальчика :).

Древние греки, оставаясь верными себе, и в архитектуре стремились изобразить подобие человеческого тела. Что может его напоминать?
Правильно, колонны!

Колонны бывают мужские и женские. Мужчина сильнее, он может опираться на землю голыми ногами, а женщине нужны сандалии. У женщины более богатая прическа, чем у мужчины..
Правильно! Дорическая — это мужская колонна, коринфская — женская.

Вот и закончен рассказ и прогулка по музею. Ну а теперь дети, став экспертами по Древней Греции, получают задания. Все ответы нужно найти в этом зале. Если ответы правильные, удастся разгадать шифр.

Загадки интересные, пришлось и поискать, и помозговать.

Перикл. Только что по истории проходили, прямо эта же фотография в учебнике! 🙂

С последней загадкой помучились, но все-таки нашли ответ. Эйрена, богиня мира.

Скоростной Игорь, конечно, справился с квестом раньше всех, еще и девочке помог :).

Подождали остальных и проверили, какой получился шифр:

ΚΑΛΟΣ ΚΑΙ ΑΓΑΘΟΣ («КАЛО́С КАИ АГАТО́С» — греч.).

Попробуем перевести. ΚΑΛΟΣ — добрый, мудрый; ΑΓΑΘΟΣ — красивый, прекрасный. ΚΑΙ — союз «и».
Добрый (мудрый) — человек внутри. Прекрасный — снаружи. Т.е. человек должен быть прекрасен и снаружи, и изнутри, гармоничен.
Значит, «КАЛО́С КАИ АГАТО́С» — это гармония, символ древнегреческой культуры.

На этой прекрасной гармоничной ноте программа закончилась. Два часа пролетели незаметно!
Игорь, попрощавшись с нашим экскурсоводом Елизаветой, строго сказал мне: «Возьми ее телефон, я хочу еще к ней на экскурсии, мне понравилось». И я с ним согласна: мне тоже очень понравилось! Объем и форма подачи материала, обаяние и доброжелательность экскурсовода, внимание к детям. Понравился состав нашей группы — активные, заинтересованные дети. В анонсе программы стоит ограничение по возрасту — 10 лет, не младше 5 класса! И это правильно, все оказались одного уровня, никому не было скучно.

Уже позже я изучила рекламный буклет и информацию на сайте проекта. У «Радостных открытий» много разнообразных интересных программ. Похоже, мы нашли достойную альтернативу моим любимым «Скороходам».
С удовольствием сходим на другие их мероприятия.

Большое спасибо сообществу moskva_lublu , а также администрации «Радостных открытий» за приглашение. Группы проекта в Фейсбуке, Вконтакте, Инстаграме.

Главное здание ГМИИ – I

На страницах нашего сайта опубликовано несколько статей о произведениях, хранящихся в коллекции ГМИИ им. Пушкина. Это подробные, расширенные описания известных картин или обзор произведений того или иного мастера. Предлагаем методический материал для проведения обзорной экскурсии по музею. В эту серию включен рассказ о произведениях, характерных для того или иного периода, которые рекомендуется включать в обзорную экскурсию, продолжительностью полтора-два часа. Маршрут экскурсии и отбор произведений для показа предложила научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина М.С.Медведева.

Читайте также  Честерские городские стены

Начнём повествование со всем известной и очень краткой
истории коллекции.

Музей первоначально создавался для студентов Московского Университета. Инициатором его создания был тогдашний ректор университета, Иван Владимирович Цветаев. Предполагалось, что здесь будут хранится копии художественных произведений прославленных мастеров и студенты смогут их изучать не выезжая за границу. (Слепки – скульптуры, которые выполняются гипсо-механическим путём, поэтому они сохраняют абсолютно точный вид подлинника. Потом их тонируют в цвет копируемой статуи. Если копируют бронзовую статую, её красят в цвет бронзы, если копируют мраморную статую, её оставляют белой и т.д.) Примерно половина собрания музея – это слепки.

Музей строился на протяжении 14 лет – с 1898 года до 1912 год. Архитектор здания – Роман Иванович Клейн. И уже в этот период в музей поступила первая коллекция подлинников, собрание египетских древностей.

Её владельцем был Санкт-Петербургский академик Владимир Семёнович Голенищев. В 1909 году он был вынужден продать свою коллекцию. Несмотря на выгодные предложения из Европы и Америки, В.С.Голенищев хотел, чтобы его собрание осталось в России и продал его за меньшую сумму в императорскую казну, откуда его передали в Москву, в музей изящных искусств.

Вскоре после открытия, музей посылает первую археологическую экспедицию, поэтому, благодаря раскопкам, в музей попадают предметы античного искусства. Раскопки проводились сначала на территории Российской империи, а потом уже Советского Союза.

После революции в музей поступает большая коллекция картин. Все картины в собрании – подлинники, копий нет. Картинная галерея пополнялась на протяжении многих десятилетий. Первый виток пополнения коллекции был после революции, второй – в начале 30-х годов, когда происходило перераспределение музейных фондов. Часть картин, написанных русскими художниками, передали в ГТГ, зато из Третьяковки, из Исторического музея поступило много картин европейских мастеров. Тогда же около 250 картин передали в Москву из Эрмитажа. Эта кратчайшая история коллекции главного здания. Наиболее ценная часть всего собрания, известная на весь мир коллекция французской живописи конца XIX – начала XX веков, находится в Галерее искусства стран Европы и Америки.

Название музея.

Изначально музей назывался «Музей изящных искусств имени Александра III». Открыт он был во время правления Николая II, который очень любил отца. Музей назвали именем Александра III, это некий реверанс правящему императору.

Существует иная версия, согласно которой музей был назван именем Александра III по просьбе крупной благотворительницы. После революции имя императора убрали, музей назывался просто «Музей изящных искусств». В 1937 году, когда отмечали 100-летнюю годовщину смерти Пушкина, музей назвали именем великого русского поэта. Никакой прямой связи здесь нет. Сталинское время было временем великого патриотизма, и даже музей западного искусства называют именем великого деятеля русской, а не зарубежной культуры.

Экскурсия пройдёт традиционным маршрутом, немного укороченным, потому что иностранцам показывать залы со слепками нет никакого смысла. Начать следует с итальянского и греческого двориков и всю вводную часть об истории создания коллекции можно рассказывать в одном из двориков.

Греческий дворик.

В этом зале представлены слепки с высочайших достижений греческой культуры эпохи классики V века до Р.Х. Планировка зала восходит к греческому памятнику, афинскому акрополю. Зал ступенчатый, многоуровневый, это должно отражать ступенчатость, многоуровневость памятника греческой культуры. Для учебных нужд здесь представлен макет акрополя, отражающий его современное, на момент Цветаева, состояние.

Здесь представлен макет-реконструкция.

В греческом дворике можно увидеть три угловых колонны Парфенона, главного храма греческого акрополя, которые здесь представлены в натуральную величину.

Слепок перевозили в музей по частям. Когда же на месте колонны стали монтировать, то оказалось, что в зале для них не хватает места. Поэтому зал перестроили, чтобы перенести сюда памятники, пришлось понизить уровень пола, что очень хорошо заметно слева в углу.

Здесь можно вести речь об архитектуре, о скульптуре и показать слепки с произведений знаменитого древнегреческого мастера эпохи классики Фидия.

Положительная сторона таких слепков в том, что подлинники хранятся в разных музеях по всей Европе – в Лувре, в музее Ватикана, в Дрезденской галерее. Здесь же все скульптуры одного мастера можно видеть в одном зале, то есть коллекцию приспособляли под нужды студентов университета.

Обзор Греческого дворика завершён, представляем несколько фотографий и этикетки к ним.
Этикетка музея на модели афинского акрополя




Не менее значимый зал музея – это итальянский дворик, И.И.Цветаев называл его христианским двориком.

Зал был достаточно тёмным, электрического освещения в нём не было. Из этого вестибюля посетитель попадал на широкую высокую парадную лестницу, обрамлённую колоннадой, как в древнегреческом храме. Это архитектурное напоминание о происхождении слова музей – храм муз, богинь – покровительниц искусств древней Греции. Отсюда виден сияющий белый зал – самый светлый. Освещение тогда было только естественное, через стеклянные потолки, спроектированные В.Г.Шуховым. Зал светился и вход в музей задумывался как путь из тьмы к свету, ведь в основе строительства музея лежала концепция просвещения.
Итальянский дворик.

Первоначальное название этого зала – Христианский дворик, потому что в нём выставлены памятники эпохи Средних веков, Возрождения. Это слепок с Фрейбергского портала – торжественно оформленного входа в собор, Фрейберг, Германия.

Это кафедра, на которой во время службы стоял епископ,

рака святого Зебальда,

образы рыцарей – это всё восходит к средневековой культуре.

Памятники Возрождения – памятник кондотьеру Гаттамелата, который стоит в Падуе, работа знаменитого ренессансного скульптора Донателло. Здесь же работы Верроккьо, скульптора и живописца, мастера, который был учителем Леонардо да Винчи – изображение кондотьера, то есть начальника наёмных войск в Италии в то время, кондотьера Коллеони.
Слева – слепок с работы Донателло, в центре – копия скульптуры Верроккьо

Здесь же находится один из самых знаменитых слепков – копия со скульптуры Давида Микеланджело. Остальные памятники также относятся к эпохе Ренессанса.

Это искусство, с одной стороны опиралось на греческие традиции, с другой – было уже христианским. Из-за этого противопоставления в цветаевские времена дворик назывался Христианским. В послереволюционное время его, естественно, нужно было переименовать, поэтому он стал Итальянским, хотя здесь представлены памятники не только итальянского искусства.
Название дворик, совершенно оправдано. Это довольно точная копия первого яруса внутреннего двора палаццо Барджелло во Флоренции. И лестница, и аркада, и даже колодец-фонтан в центре зала – это всё восходит к итальянской архитектуре.

В настоящее время славу музею приносят не слепки, а подлинники, самая первая коллекция подлинников музея – собрание искусства Древнего Египта.
Продолжение в следующей статье.

Интернет-образование 13 самых интересных виртуальных музеев

Виртуальный музей — идея не новая. Об их создании мечтали еще на заре интернета, но только в последние годы благодаря совершенствованию технологий стали появляться красивые и информативные ресурсы. «Афиша» подготовила небольшой гид по главным из них.

Культурный институт Google

Cultural Institute компании Google — образцовый пример современного виртуального музея. Начинавшийся в 2011 году как проект, посвященный исключительно музеям искусства, сейчас ресурс включает в себя раздел по истории, а также по самым удивительным местам планеты. Кроме просмотра картинок в высоком разрешении сайт предлагает виртуальный тур с эффектным интерфейсом и аудиогидом. Здесь можно ознакомиться с такими площадками, как галерея Тейт в Лондоне, галерея Уффици , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, м узей Орсе в Париже, Королевский музей в Амстердаме и другие. Недавно Google оцифровал последнюю Венецианскую биеннале современного искусства. Отдельного внимания заслуживает проект про уличное искусство со всего мира Street Art .

Музей Гуггенхайма

Но большинство известных музеев сегодня считают необходимым формирование виртуальной коллекции в сети, лишний раз подтверждая свое владение шедеврами и распространяя качественные репродукции своих картин. В частности, Музей Гуггенхайма создал онлайн-коллекцию с удобным рубрикатором по именам и направлениям, объединив таким образом коллекции всех четырех городов, где расположен музей, и других проектов фонда Гуггенхайма. Виртуальный музей включает множество опций: помимо прочего, это информативный сайт с лекциями и видеороликами на разные темы.

Виртуальные туры по парижскому Лувру

Лувр не представлен в культурном проекте Google (о котором речь шла выше), предпочитает развивать собственную онлайн-платформу. На своем сайте музей позволяет прогуляться по нескольким залам. Подножия стен королевского дворца на первом этаже музея, зал с реликвиями античности и Древнего Египта можно увидеть в виде виртуальной панорамы.

Музей истории и науки Оксфорда

На сайте одного из самых известных мировых музеев науки можно посмотреть фотографии и панорамы экспозиций. Все это является частью одного большого виртуального тура по Оксфорду . Из примечательных экспонатов виртуального музея — доска, на которой писал Эйнштейн во время знаменитой лекции в университете в 1931 году. На сайте музея создан целый ностальгический проект « Прощай, доска!» , в котором приняли участие британские знаменитости вроде Брайана Ино и Роберта Мея. Получилось мило.

Виртуальный музей Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон

Бесплатная прогулка по колыбели американской демократии — музею Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Место, где работал и жил первый президент Америки, оцифровано создателями музея с невероятной тщательностью. Подробный онлайн-тур с фотографиями, информационными блоками, аудиогидом на английском языке подкреплен также видео с актерами в костюмах конца XVIII века. Все, чтобы погрузиться в атмосферу исторического места.

Виртуальный музей вещей Thngs.co

Молодой проект, уже завоевавший признание среди специалистов IT-индустрии и простых пользователей, понравится тем, кто интересуется историей вещей и склонен к созданию собственных коллекций. Сами авторы называют свой сайт фейсбуком для вещей. У каждого предмета или категории предметов есть свой таймлайн, где можно в исторической перспективе отследить эволюцию объекта. Зрителю предлагаются только факты: год, место и внешний вид. Ориентация на объективность и простоту выгодно отличает этот проект среди других. Убедиться в этом поможет, в частности, подборка предметов советского наследия. Проект запустился недавно, но обещает бурно развиваться и расти.

Читайте также  Что запрещено в Индии

Проект Europeana

Скорее это проект энциклопедического характера, но за счет упора на визуальную культуру вполне тянет на звание музея. Ресурс дает возможность пользователю отправиться в настоящий виртуальный тур по предмету, который его интересует, будь то велосипеды начала XX века, античные вазы или открытки с видами Петербурга. Просто нужно ввести данные, эпоху — и ресурс выдаст список изображений, текстов, видеороликов и звуковых дорожек, чтобы помочь сделать восприятие предмета максимально объемным и полным.

Мировая цифровая библиотека

Похожий на Europeana, но уже русифицированный проект «Мировая цифровая библиотека» также может снабдить полезными фактами и изображениями на любую тему. Сайт эстетичен и прост в использовании, так что можно надолго застрять, изучая законодательные акты времен Киевской Руси или хронику чемпионата США по бейсболу 1947 года из простого любопытства.

Национальный музей естественной истории в Вашингтоне

Американский Национальный музей естественной истории позволяет пройти по залам, детально рассмотреть окаменелости древних существ, коллекции насекомых и птиц и даже египетских мумий, представленных в экспозиции. В общем, полностью погрузиться в историю естествознания, даже если у вас нет возможности посетить музей в реальной жизни. На сайте также есть большой раздел с интерактивными материалами и роликами по темам.

Музей НАСА

Поклонникам космической тематики нельзя пройти мимо виртуального проекта, посвященного истории всемирно известного космического агентства США. Запуск ресурса был приурочен к пятидесятилетнему юбилею организации в 2008 году. Помимо успехов американской космонавтики здесь довольно наглядно показаны технические детали космического кораблестроения и запуска космических аппаратов, а добродушный робот сориентирует, на что кликать дальше.

Пушкинский музей и его виртуальные собрания искусств

Уже не первый год существующие, но по-прежнему прекрасные проекты ГМИИ, посвященные немецкой гравюре XV-XVI веков, я понской гравюре XVIII–XIX веков , шедеврам античного искусства , итальянской живописи VIII–XX веков и другим темам, полный список которых есть на главном сайте музея. Подборка представляется интересной в первую очередь специалистам, но не оставит равнодушными и любителей классического изобразительного искусства.

Эрмитаж

Виртуальная коллекция монументальных масштабов, как и сам музей. Доступна она как на сайте, так и в приложениях (iOS, Android), оптимальным кажется то, что для планшетов. Все произведения искусства сопровождаются описаниями исторического характера. Так что любоваться шедеврами главного музея страны можно теперь в любое время и в любом месте.

Виртуальные
прогулки
по музею

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ Государственного Музея изобразительных Искусств
ИМ. А.С. ПУШКИНА

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ Государственного Музея изобразительных Искусств
ИМ. А.С. ПУШКИНА

ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
XIX–XX ВЕКОВ

ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
XIX–XX ВЕКОВ

ОТДЕЛ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

ОТДЕЛ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

УЧЕБНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИМ. И.В. ЦВЕТАЕВА

УЧЕБНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИМ. И.В. ЦВЕТАЕВА

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

VR-прогулки
с технологией виртуальной реальности

VR-прогулки
с технологией виртуальной реальности

ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

«ТАТУ»
Выставка 2020 года

«ТАТУ»
Выставка 2020 года

«ОТ ДЮРЕРА ДО МАТИССА»
Выставка 2020 года

«ОТ ДЮРЕРА ДО МАТИССА»
Выставка 2020 года

«ЩУКИН. БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКЦИИ»
Выставка 2019 года

«ЩУКИН. БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКЦИИ»
Выставка 2019 года

«ЭПОХА РЕМБРАНДТА И ВЕРМЕЕРА. ШЕДЕВРЫ ЛЕЙДЕНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ»
Выставка 2018 года

«ЭПОХА РЕМБРАНДТА И ВЕРМЕЕРА. ШЕДЕВРЫ ЛЕЙДЕНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ»
Выставка 2018 года

«ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ»
Выставка 2017 года

«ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ»
Выставка 2017 года

«ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ
ИМ. А.С. ПУШКИНА». Выставка 2014 года

«ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ
ИМ. А.С. ПУШКИНА». Выставка 2014 года

«АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН:
ИЗ-ПОД ГЛЫБ». Выставка 2013 года

«АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН:
ИЗ-ПОД ГЛЫБ». Выставка 2013 года

«ИСКУССТВО КАК ПРОФЕССИЯ. СОБРАНИЕ МАЙИ
И АНАТОЛИЯ БЕККЕРМАН». Выставка 2014 года

«ИСКУССТВО КАК ПРОФЕССИЯ. СОБРАНИЕ МАЙИ
И АНАТОЛИЯ БЕККЕРМАН». Выставка 2014 года

ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА ОТКРЫВАЕТ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывает свои экспозиционные залы для виртуальных прогулок. Теперь любимую картину, статую или амфору можно увидеть в любое время и совершенно бесплатно: дома, в дороге, в учебном классе, на природе, одному или с близкими можно совершить увлекательную прогулку по залам Музея, подключив свой компьютер или мобильный телефон к сети Интернет и открыв сайт virtual.arts-museum.ru.

Виртуальные панорамы экспозиций Главного здания (ул. Волхонка, д. 12), Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, д. 14), Отдела личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10), Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева (ул. Чаянова, д. 15) и Мемориальной квартиры Святослава Рихтера (ул. Б. Бронная, д. 2/6) доступны в двух режимах просмотра:

высококачественная фотопанорама с интерактивным вызовом экспонатов, снабженная аудиогидами и текстовыми пояснениями к залам и экспонатам;

3D-версия прогулок для мобильного просмотра с помощью очков VR (виртуальной реальности) с эффектом погружения и аудиогидами.

В обоих режимах доступны функции перемещения между пятью зданиями, внутри каждого – между этажами, залами и точками обзора в зале, функции вызова аудиосопровождения к залу и экспонату. В версии для персональных компьютеров и планшетных устройств доступны: изменение масштаба (приближение и удаление в панораме), вызов текстового пояснения, аудиогида и полного списка экспонатов в зале, карточки отдельного предмета с возможностью детализированного просмотра изображения высокого качества, с вызовом дополнительных фотографий, медиаобъектов, аудиосопровождения, текстовой атрибуции и аннотации.

Для просмотра 3D-версии загрузите на своем мобильном телефоне сайт virtual.arts-museum.ru, вставьте телефон в очки VR (виртуальной реальности) и перемещайтесь в пространстве, наводя мишень на навигационные элементы и поворачивая голову или корпус. Полная инструкция по режиму VR доступна на сайте vr.arts-museum.ru.

Ваши предложения и замечания по работе вы можете оставить в форме обратной связи.

Музей истории искусств

В залах Музея истории искусств представлены бесчисленные шедевры западного искусства, в том числе крупнейшее в мире собрание картин Брейгеля. Коллекции античного мира, Древнего Египта и Востока поражают богатствами культур прошлого.

Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) – это собрание художественных предметов, археологических экспонатов, античных памятников, нумизматических редкостей; картинная галерея мирового значения. Учреждение находится в ведении австрийского Министерства культуры.

Здание музея

Музей стоит на площади Марии Терезии. Вместе с другим идентичным ему зданием – Музеем Естествознания, красивым небольшим парком и памятником императрице, он входит в архитектурный ансамбль Maria Theresien-Platz.

Фасад музея облицован резным песчаником. Постройка имеет форму прямоугольника, увенчанного 60-метровым куполом. Внутренние интерьеры щедро украшены мраморным и гипсовым рельефным декором. В главном корпусе музея девяносто один зал.

Проект здания был создан архитектором Готфридом Земпером и бароном Карлом фон Хазенауером в середине XIX столетия.

История собрания

Начало музейному собранию было положено Императорским домом Австрии. Габсбурги собирали и хранили предметы искусства и старинные ценности с XV столетия. Крупнейший вклад внёс Фердинанд II, долгое время формировавший коллекцию художественных произведений в своём замке Амбрас. В Вене сегодня представлены лучшие, раритетные экземпляры из эрцгерцогского наследия.

Немало сделал для будущего музея и Рудольф II. В Пражском Граде он открыл Кунсткамеру, основал картинную галерею. Из этих собраний самые яркие экспонаты также были перевезены в Венский музей. Это Рудольф долго собирал произведения Дюрера и Брейгеля-старшего, которые сейчас являются главной гордостью живописной экспозиции Kunsthistorisches Museum.

Отцом-основателем музея историки называют эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. Почти десятилетие он был губернатором Южных Нидерландов. За это время он успел собрать обширную коллекцию картин, покупая их на аукционах в Брюсселе. Галерея, собранная Леопольдом-Вильгельмом, считается самой содержательной в Европе. В неё вошли картины Джорджоне, Тициана и Веронезе, Тинторетто и Рубенса; работы Мантеньи и Ван Эйка.

Сокровища Габсбургов были открыты для публики при Марии Терезии. Произведения свозили из многих фамильных замков, дворцов, частных галерей и сгруппировали их по географическому и хронологическому признакам. Предметы искусства долгое время выставлялись в нескольких дворцах: в Верхнем Бельведере, в Нижнем Бельведере, в Хофбурге.

Открытие венского Музея истории искусств состоялось в 1889 году. С 1918 года это собрание, как и все наследие Габсбургов, было экспроприировано в пользу государства. В годы II Мировой войны здание на Maria Theresien-Platz было серьёзно разрушено, но основную часть бесценных произведений австрийцы вывезли и спрятали ещё перед войной. Музей вновь открылся в 1959 году.

Картинная галерея

Ядром музейного собрания стала картинная галерея. Она представляет полотна западноевропейских мастеров XIV–XVIII столетий. В разделе нидерландской живописи собраны картины ван дер Вейдена и ван Гуса, Брейгеля–старшего, Яна ван Эйка. Собрание работ Питера Брейгеля-старшего, представленное в венском музее, считается величайшим на территории Европы – здесь можно увидеть половину всех работ, созданных живописцем в разные годы. Жемчужиной коллекции являются полотна из знаменитого цикла «Времена года».

Коллекции картинной галереи

  • Во фламандском разделе первыми обращают на себя внимание полотна Рубенса, с его колоритными красавицами. Нельзя пройти мимо шедевров барокко – работ Якоба Йорданса и «воздушных» полотен ван Дейка.
  • Голландской живописи представлено немного, но собраны здесь истинные шедевры: полотна Ф.Хальса, Г.Терборха, Рембранта ван Рейна, аллегорические работы Яна В. Дельфтского.
  • Особенно богато собрание полотен немецких мастеров кисти. Здесь можно увидеть шедевры ренессансной эпохи: работы Альбрехта Дюрера и Кранаха Старшего, Г.Гольбейна и многих других живописцев. Здесь представлен знаковый шедевр Дюрера: «Поклонение всех святых Троице» — известный во всём мире алтарный образ.
  • Имена итальянских мастеров впечатляют: Джорджоне, Мантенья, Тициан, Караваджо. Именно здесь можно увидеть «Мадонну в зелени» Рафаэля Санти и «Лукрецию» Веронезе. Жемчужина испанской коллекции венского музея – работы Веласкеса, его королевские династические портреты.
  • Разделы : искусство Англии и Франции — слабые.

Коллекция Древнего Египта и Ближнего Востока

Не только художественными полотнами славен венский музей. Его коллекции древнеегипетских и восточных ценностей считаются старейшими в мире. Здесь представлены египетские скульптуры разных периодов истории государства. Архитектурные сокровища и каменные статуэтки, бронзовые и деревянные изделия, папирусы, саркофаги и украшения выставлены на фоне интерьеров, стилизованных под обстановку египетских храмов и усыпальниц.

Читайте также  Где находятся самые известные пирамиды Египта

Коллекция античного искусства

В отделе античного искусства собраны ценности этрусских, древнегреческих, римских времён: монеты, статуэтки, медали и украшения – множество артефактов, найденных при изысканиях в разное время. Самый яркий экспонат – собрание ониксовых камей Птолемея. Интересны обширная скульптурная экспозиция и выставка ювелирных предметов эпохи Великого переселения.

Кунсткамера

Уникальной в своем роде является музейная Кунсткамера. Ее украшением служат шелковые шпалеры начала XVIII столетия, а также произведения прикладного искусства из драгоценных металлов и слоновой кости.

Нумизматическая коллекция

Нумизматическая коллекция музея — одна из пяти крупнейших мировых коллекций монет, бумажных денег, акций, орденов и медалей, знаков отличия. Всего примерно 700 000 объектов.

Время работы музея:

ПН выходной
ВТ–СР 10.00 — 18.00
ЧТ 10.00 — 21.00
ПТ–ВС 10.00 — 18.00

Стоимость билетов

Простой билет €16
Со скидкой по Vienna City Card €15
Комбинированный билет €22
Аудиогид €5

Актуальную стоимость билетов смотрите здесь.

Билет Музей истории искусств + Музей Леопольда

Посетите два из числа наиболее важных музеев Австрии с комбинированным билетом по выгодной цене. Откройте для себя 2000 лет наследия искусства в Музее Леопольда и Музее истории искусств в Вене. Полюбуйтесь произведениями Климта, Шили и многих других. Стоимость €24.

Билет Музей истории искусств + императорская сокровищница

Осмотрите сокровища Габсбургов в венском Музее истории искусств и императорской сокровищнице с помощью комбинированного билета – вы увидите самые важные мировые произведения искусства, имперской архитектуры и многое другое. Стоимость €22.

Комбинированный билет «Мастербилет»

Что в него входит? С этим билетом вы также получите вход в Венскую Сокровищницу, и побываете на утренней тренировке липпицианских лошадей в Испанской школе верховой езды. Стоимость €24.

Билеты действительны в течение 1 года, так что вы сами выбираете, когда посетить музеи и в какой день.

Как добраться?

Ехать на метро U2 до станции Museumsquartier.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

vitushkinam

Марина Витушкина

Давно собиралась рассказать о своем, пожалуй, самом любимом московском музее — ГМИИ им. Пушкина. Придется разбивать пост на несколько частей, очень уж большой и интересный музей.

Не рассчитывайте обойти весь Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина за одно посещение. Это практически невозможно. Разве только бегом, мельком бросая взгляды на богатые экспонаты, представленные на двух этажах в 30 залах!
Поэтому, быстренько «пробежаться» по залам музея предлагаю со мной прямо сейчас, а основательно с ним ознакомиться каждому самостоятельно и желательно за несколько посещений!
Совсем немного об истории музея. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Первых посетителей Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете принял 31 мая 1912 года.

Как водилось в те достославные годы, музей возведен на пожертвования благотворителей. Большую часть денег внес великий русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.
Создатель музея Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913) — российский ученый-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета (отец Марины Цветаевой).

Итак, вперед, по 1 этажу!

Зал 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. IV-I тысячелетия до н.э.

Богатейшая коллекция древнеегипетского искусства, представленная в экспозиции этого зала, знакомит с этапами развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие. до н.э.) вплоть до времени Нового Царства (XVII-XII вв. до н.э.). Архитектура зала воспроизводит характерные черты храмового зодчества II тысячелетия до н.э. Росписи потолка, выполненные художником И.И.Нивинским в 1912 году, представляют собой свободную вариацию на тему декоративного оформления заупокойных храмов и гробниц.

Статуя Аменемхета III. Среднее царство, XII династия, середина — конец 19 века до н.э.

Саркофаг вельможи Маху. Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н.э.

Статуя бога Анубиса. Новое царство, II тыс. до н.э.

Этим «записочкам» более 4000 лет.

Зал 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Месопотамия, Урарту, Иран, Кипр, Парфия, Индия, Америка)

Экспозиция этого зала знакомит с искусством древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. В оформлении зала использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей: привратные демоны «шеду» и рельефы из царских дворцов (слепки). В центре зала на постаменте стоят подлинные сосуды Урарту, древнего государства (нынешняя территория Армении).

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций.
Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает .

Скифы. VII-V век до н.э. Глиняная кибитка (возможно, игрушка).

Четырехрукий Вишну с атрибутами в руках: дубинка, колесо, раковина и лотос.
Песчаник, IX в. н.э. Дар Индиры Ганди, премьер-министра Индии.

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.
Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.
К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 — 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.

Зал 3. СОКРОВИЩА ТРОИ

Коллекция из 259 предметов из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах, хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Коллекция была передана Советскому Союзу вместе с другими художественными ценностями по решению советской Контрольной Комиссии в качестве частичной компенсации за ущерб, нанесенный фашистами.

Зал 4. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА (Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим)

Коллекция античных подлинников – одна из самых ранних в собрании ГМИИ. Первые древнегреческие вазы и терракоты были приобретены для Кабинета изящных искусств Московского университета в 50–60-х годах XIX века. Сегодня в собрании более десяти тысяч подлинников, относящихся к периоду с III тыс. до н.э. по IV век н.э. Более половины из них найдено экспедициями ГМИИ в ходе археологических раскопок.

В четырех разделах зала – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим – представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.
Центральное место в разделе искусства Древнего Рима занимает саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея.

Торс обнаженного Диониса с мечом и лозой винограда. Первая половина II века, мрамор.

Зал 5. ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Экспозиция построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ им. А.С. Пушкина на юге России и в Крыму.

Портретная статуя правителя из Горгиппии. Мрамор, 80-е гг. II в.
Найдена в 1939-1940 гг. в Анапе (античная Горгиппия).

Зал 6. КОПТСКОЕ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В первые века нашей эры в Египте начала распространяться христианская религия. Египтян-христиан называли коптами.
Зал представляет искусство и культуру Египта после походов Александра Македонского, когда египетское искусство вбирает в себя черты искусства греков («эллинов»). Большинство экспонатов связано с погребальным культом – саркофаги, погребальные пелены и маски. В центре зала витрина с египетскими саркофагами и мумиями VI-I вв до н.э.

Особый интерес представляет коллекция 16 фаюмских портретов, выполненных в сложнейшей технике восковых красок.
Портрет женщины, вторая половина II в.

Маски мумий, II в.

Зал 7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ XIV-XVI веков. ИСКУССТВО ИТАЛИИ VIII-XVI веков

Византийская живопись представлена в основном памятниками XIV века. К числу шедевров мирового уровня относится исключительная по тонкости исполнения икона «Собор двенадцати апостолов».

Коллекция итальянского искусства – одна из лучших в собрании ГМИИ.

Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. Конец 1490-х.

Джулио Пиппи. Дама за туалетом. Начало 1520-х.

Зал 8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДОВ XV – XVI веков

Искусство Северного Возрождения впервые представлено в отдельном зале. Это шесть досок Лукаса Кранаха Старшего, «Бичевание Христа» крупнейшего мюнстерского мастера Иоганна Кёрбеке, «Благовещение» Мастера из Хоогстратена и др.
Собрание немецкого искусства XV века ГМИИ по числу и качеству работ является лучшим в России.
Также здесь представлен раздел искусства Нидерландов.

Зал 9. Фламандское Искусство XVII века.

Зал живописи Фландрии дает целостное представление о фламандской школе. Наряду с самыми яркими именами, такими как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, число экспонируемых картин которых возросло, прежде всего, за счет полотен большого формата, в зале теперь можно видеть работы их учеников и современников (около двух десятков новых холстов).

Зал 10. Рембрандт и мастера его школы.

Впервые в качестве самостоятельного раздела показаны шесть картин Рембрандта, а также работы его учеников и последователей.

Зал 11. Голландская живопись XVII века.

Картины голландской школы XVII столетия составляют один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции ГМИИ. В условиях жесткой зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать картины на религиозные и мифологические сюжеты (работы Хендрика Голциуса, Геррита ван Хонтхорста, Николаса Берхема), другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты.

Зал 14. ГРЕЧЕСКИЙ ДВОРИК. Искусство Древней Греции. 2-я половина V — начало IV века до н.э. Слепки.

Один из красивейших залов музея. Сложная организация движения по трем уровням пола позволила с удивительной точностью передать свободную живописность ансамбля Афинского Акрополя.

Зал 15. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК. Искусство Средних веков и Возрождения. Слепки.

Итальянский дворик построен как уменьшенное повторение внутреннего двора палаццо Барджело: угловая лестница, ведущая на второй этаж, небольшие колонны с растительными капителями, поддерживающие балкон, легкая аркада, колодец в центре. Точность выбора архитектурного прототипа позволила объединить в экспозиции зала образцы классического искусства немецкого средневековья с произведениями прославленных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.