Горница Тайной Вечери (Сионская)

Сионская го́рница

Сионская го́рница она же Мечеть Пророка Дауда (Давида)

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская го́рница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» — совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская го?рница и называется матерью всех христианских церквей.

Двор Сионской Го́рницы

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием «Святой Сион», по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Го́рницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Го́рница находилась во владении францисканцев, затем была превращена в мечеть. В го́рнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже го?рницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам «в вечное» пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место — навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.

Сионская Го́рница находится во втором этаже здания

Помещение Сионской го́рницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства «гробница Давида» стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Сионская го́рница

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Сюжет из цикла «Святыни Христианского мира» — Святыни Сионской го́рницы

Горница Тайной Вечери

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная […]

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная Вечеря», а точнее – ее репродукция встречается в экспозициях музеев разных городов, она украшает фойе различных офисов и гостиничные номера отелей. Она известна.

А сегодня я хочу вас немного познакомить с тем местом, где непосредственно происходило это событие – с Горницей Тайной Вечери.

Итак, начнем. И для начала вспомним Евангельское повествование.

Иисус Христос прибыл в Иерусалим за неделю до Пасхи. Это был главный иудейский праздник, и народ стремился его встретить в главном городе страны. Вошел Он в Иерусалим как Царь, как Избавитель. Народ постилал на Его пути пальмовые ветви и одежду, крича Ему: «Осанна!»

Обо всем этом мы вспоминаем в Лазареву Субботу и Вербным Воскресеньем за праздничными Литургиями.

Но к этому времени первосвященники и священники уже приняли свое окончательное и бесповоротное решение – расправиться со Спасителем.

Господь, как Тайноведец, безусловно, знал об этом готовящемся злодействе. И не просто знал, а знал, кто и когда его совершит. Поэтому Он и решил повечерять со своими апостолами тайно, в последний раз, рассказать им о грядущем злодействе и совершить первое таинство Причащения.

О том, как выбрано место тайной вечери, мы можем прочесть у апостола Марка:

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху».

Итак, накануне Пасхи Иисус отправляет двух учеников (а из параллельного текста в Евангелии от Луки мы можем прочесть, что это были Петр и Иоанн) в некий дом, где они готовят пасхальную трапезу.

Сионская горница на спутниковой карте

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю. Не иначе! Потому что случайный человек не захотел бы впустить в свой дом Христа с учениками, да и Христос-Сердцеведец не вошел бы в случайный дом для столь важного христианского события, которое в нем совершилось.

В двухэтажном здании, на верхнем этаже им была отдана большая, устланная горница. О размерах этой горницы можно говорить даже по тому, что она могла вместить в себя возлежавшими 13 человек: Иисуса и двенадцать апостолов.

И вот в этой горнице Иисус разделил со своими учениками последнюю трапезу Своей земной жизни. В ней же Он установил Таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови, которые на Литургии заменяются хлебом и вином. Здесь же, в этой самой горнице Иисус омыл ноги своим ученикам, дав апостолам заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И здесь же, понимая, что это последние минуты его свободной земной жизни, Иисус установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир».

Все эти события невероятно важны для христиан, они вспоминаются при чтении Евангелий, о них напоминает еженедельная Литургия.

Здесь же, в этой горнице, Иисус прямо указал на предателя.

Читаем у апостола Матфея в его Евангелии:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал».

Итак, Иуда был изобличен. Но это не остановило его. И злодейство было совершено.

Здесь же, в этой горнице, семью неделями спустя произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов и Богородицу. Вследствие этого они заговорили на разных языках и отправились в разные точки этого мира проповедовать Новый Завет и Святое Евангелие, свидетелями событий которого были и сами. Теперь этот праздник именуется Троицей или Пятидесятницей.

В этот день Божественная литургия напоминает нам о нашем крещении и вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам.

Ну, что же, мы вспомнили и даже еще раз прочли события, связанные с Горницей Тайной Вечери. Теперь самое время осмотреть ее саму и то место, где она находится. Итак, в путь!

Горница Тайной Вечери, или Сионская горница, как ее часто называют, находится на горе Сион, которая в свою очередь является одной из стен Иерусалима. Чтобы в нее попасть, надо подняться по большой лестнице, которая проходит мимо купальни Силоама. Она известна тем, что именно туда направил Иисус слепого от рождения человека: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Читайте также  Центральный рынок Будапешта, как добраться

Вот какое место есть на Сионе! Надо также сказать, что на этой же горе находился дом первосвященника Каиафы.

А само здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида. Сооружено оно было крестоносцами и первоначально использовалось как церковь. Ее именовали «Наша Госпожа». Позже это здание было перекуплено францисканским орденом. А позднее вероломные турки превратили это помещение в мечеть. Но сегодня это здание вновь обретено нами.

«Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия»

Верхнее помещение Горницы безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Мраморные колонны поддеживают купол. На капителях мы видим изображение пеликана, который в христианском искусстве является символом милосердия и жертвенности. А с другой стороны – два пеликана, терзающие грудь третьего, – это уже мотив искупления грехов. Все изображения неслучайны. А в уступе по центру комнаты установлена инсталляция оливковой ветви. Всё нам напоминает о тех святых моментах, которые здесь произошли. Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия. Оно незримо, но наполняет человека, переступившего ее порог.

Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из конфессий и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. Никаких сувенирных или иконных лавок на территории горницы вы не встретите.

И да, кстати. В 2014 году власти Израиля разрешили молиться в Сионской горнице только шепотом. Это прекрасное нововведение, потому что тогда, когда я посещала ее, нужно было соблюдать абсолютное молчание.

Горница открыта для посещения ежедневно, но в пятницу лишь до обеда. Потом в Израиле наступает шабат.

Да, наша виртуальная экскурсия получилась короткой. История, к великому сожалению, не сохранила для нас всего того, что было в этой комнате. Но история помнит и почитает те события, которые в ней совершились!

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь. А это очень и очень много! И если есть возможность хотя бы ступить в ту горницу, где свершилась вся христианская новозаветная история, этой возможностью надо обязательно воспользоваться!

Кстати, именно в этой горнице был избран апостол Матфий вместо лишившего себя жизни апостола-предателя Иуды.

Я желаю каждому, кто окажется с паломнической или любой другой целью в Израиле, найти время и посетить это святое место.

И конечно, благодарю всех за внимание и с нетерпением жду следующей встречи на страницах любимого издания!

Горница Тайной Вечери

Горница Тайной Вечери или Сионская горница находится на горе Сион, и мы шли к ней от Сионских ворот (на карте внизу)

Шли по узкой улочке, ориентируясь на купол церкви

Как позже выяснилось — это купол Успенской церкви (Дормициона) или монастыря Успения Богородицы

Мы шли прямо, не сворачивая на эту улочку

Перед Горницей — небольшая площадь, на которой установлен памятник царю Давиду (это спорный вопрос)

Напротив и правее входа в Горницу хорошо видна католическая церковь Дормицион (переводится на русский как «успение», от латинского слова «дорм» — спальня, усыпальница)

Здание Горницы сооружено над гробницей царя Давида в XII в. крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». На месте Горницы множество раз возводились различные сооружения (церковь крестоносцев, церковь монахов-францисканцев, мечеть османского периода), но от них почти ничего не осталось.
Сегодня на этом месте осталась только сильно измененная и реконструированная Горница Тайной Вечери

Считается, что именно в этой Горнице, накануне крестных страданий и смерти, Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю (праздничную) трапезу — Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери

Помещение Горницы небольшое, над местом, где предположительно (?), сидел Иисус, находится терновое деревце символизирующее, по словам экскурсовода, дары плодоносной земли (это чей-то дар, простите — не запомнила)

Напротив расположен центральный михраб, который остался от времен мусульманского владычества. Михраб (араб. — святилище) — это молитвенная ниша, которая помещается в обращенной к Мекке стене мечети.
От мусульман в Горнице — также витражи. Слева от михраба — лесенки в другие (пустые) помещения

Эта колонна (за людьми на верхнем снимке) чудом сохранилась

Фрагмент колонны с изображением пеликанов — раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою плоть и кровь во имя спасения человечества (легенда о пеликане)

На окнах реставрированные витражи с надписями: одна из них посвящена царю Давиду, а вторая — турецкому султану Сулейману Великолепному

В этом помещении напротив двери, в которую мы вошли, есть дверь (под витражным окном на снимке выше), которая выводит к жилым помещениям

Горницу Тайной Вечери (Сионскую) нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики и преемники совершали Божественную литургию.
В Горнице Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
В этой же Горнице семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Наконец, согласно преданию, в этом же доме провела свои последние годы Пресвятая Богородица

Еще фотографии и краткое описание Горницы и Могилы Давида можете посмотреть здесь и здесь

И еще предлагаю вашему вниманию познавательный десятиминутный видеофильм «Тайная Вечеря»

Иваныч

Вы думаете. а мы знаем.

May 2020

S M T W T F S
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери.

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери.

Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу — Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.

Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы.

В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.

Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.

Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.

Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.

Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские «гопники» периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.

Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.

Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.

По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.

Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.

Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя «Горница Тайной Вечери» – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус «возлег с двенадцатью учениками». Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.

Читайте также  Церкви в Арзамасе

Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества.
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.

Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.

Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.

Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы — это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование — типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.

В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались — михраб — ниша, указывающая направление Мекки.

Напротив арки внутри такая же на улице.

Деревце — символ даров плодоносной земли. Это уже…, я даже и не знаю – какой стиль.

И о самой мечети. Турецкие власти в 1524 г. построили здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку. Мечеть существовала до 1948 г. При строительстве новой стены города турки специально оставляют Сионскую гору вне стен Иерусалима и делают ее «Вакф» — общественным местом, посвященным Аллаху. С таким статусом место уже никому нельзя передавать. Мечеть ныне не действующая, но ее минарет вполне сохранившийся можно увидеть поднявшись на крышу.
Во дворе …

Дисциплинированный народ. Присели и внимательно внимают.

А это школьники. Вот от кого шум и эмоции исходят!

В этот день был, как нам пояснили, так называемый музейный день в школах. Экскурсии детские были по всем у Иерусалиму. Особенно бросилась в глаза вот такая картинка в раскопках торговой колоннады старого города. Театрализованный урок. Дети с удовольствием участвуют.

Обратите внимание на правый нижний угол картины. Девочка из тех времен протягивает гранат мальчику … в наше время.

Сионская го́рница

Сионская го́рница она же Мечеть Пророка Дауда (Давида)

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская го́рница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» — совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская го?рница и называется матерью всех христианских церквей.

Двор Сионской Го́рницы

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием «Святой Сион», по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Го́рницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Го́рница находилась во владении францисканцев, затем была превращена в мечеть. В го́рнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже го?рницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам «в вечное» пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место — навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.

Сионская Го́рница находится во втором этаже здания

Помещение Сионской го́рницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

Читайте также  Аббатство Сан Фруттуозо ди Каподимонте

С образованием Израильского государства «гробница Давида» стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Сионская го́рница

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Сюжет из цикла «Святыни Христианского мира» — Святыни Сионской го́рницы

Библейский Иерусалим: Горница Тайной Вечери

В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):

«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи — представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.

О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):

«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):

«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня».

Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?

Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден «Приората Сиона» (тот самый, что у Дэна Брауна в «Коде Да Винчи») был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у «Рогов Хиттина», они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом — устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть «пониже рангом», но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.

Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не «вспомнили» вдруг, что Давид — это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный «бакшиш». Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.

Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме.

Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, «до сего дня» уже не принадлежит его законным владельцам — францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.

А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины — так называемую «могилу Захарии».

Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)

Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом — вы уже знаете.

Горница Тайной Вечери на Сионской горе

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование — типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.

Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum. Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме — не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.