Где находится храм Шивы на Гоа?

Храм Шри Махадева в Гоа

Индуистский храм Шри Махадева в Гоа, посвященный богу Шиве, является самым древним из сохранившихся храмов штата. Также это культовое здание, построенное из базальта, примечательно тем, что является единственным сохранившимся в Гоа образцом каменной архитектуры стиля Кадамба-Ядава.

История

Храм, окруженный пышной тропической зеленью национального заповедника «Бхагван Махавир Моллем», был основан Хемадри Пандитом в XIII веке неподалеку от деревни Тамбди-Сурла.

Несмотря на многочисленные вторжения мусульман и насаждение христианства во времена португальского владычества, храм Шри Махадевы уцелел благодаря своему удачному расположению вдали от шумных противостояний, в 65 км от столичного Панаджи.

Хемадри Пандит, премьер-министр царя Рамачандры из династии Ядавов, сделал удачный выбор не только местоположения храма, но и материала. Ученые предполагают, что темный базальт для строительства культового сооружения доставляли с плато Декан. Благодаря высокой прочности камня храм так хорошо сохранился до наших дней.

Архитектура

Класический индуистский храм Шри Махадева напоминает другие древние храмы в Айхоле и Карнатаке. Храм обращен на восток, поэтому первые рассветные лучи солнца освещают святилище.

В святилище храма, называемом гарбхагриха, установлен для поклонения лингам Шивы — символ божественной силы, образ непроявленного бога. Над входом в гарбхагриху можно разглядеть резные узоры суканаси — традиционный индуистский орнамент, оформляющий вход в святилище.

В храме Шри Махадева есть и классическая для индуистского храма антарала, что переводится с санскрита как внутренний дом. Это помещение в виде коридора, отделяющего святилище от зала для молящихся, символизирует переход, порог между миром земным и божественным.

В главном зале установлены 4 резные колонны, поддерживающие свод. На камнях вырезаны изображения слонов, попирающих лошадей — это символ династии Кадамба. Крыша храма или была недостроена, или оказалась частично разрушена.

В храме есть и традиционное для старых индийских святилищ барельефное изображение спутниц Шри Шивы — двух сплетенных змей. Но, возможно, это не единственные змеи в храме: согласно местным преданиям, где-то в глубине храма Шри Махадевы живет королевская кобра, которая охраняет святилище Шивы от дурных людей и от разрушения.

С западной стороны храма можно увидеть резные изображения Натараджа (Танцующего Шивы) и Шивы-Парвати, с северной — Ганеши и Сарасвати, и, а с южной стороны изображены Бхайрава и Брахма. Стены храма также украшены изображениями главных богов индийского пантеона — Шивы, Брахмы и Вишну со своими супругами.

По традиции посредине главного зала установлена небольшая статуя быка Нанди, который служит ваханой (средством передвижения) бога Шивы. Время не пощадило каменного быка и он лишился головы.

Потолок храма резной, украшен изображениями цветов лотоса.

Посещение храма

Это действующий храм, он ежедневно открывается в 8:30 и работает до 17:30. Ежегодно в храме с большой пышностью отмечается праздник Махашиваратри.

Территория вокруг храма чистая и ухоженная, а рядом протекает небольшая, но чистая горная речка Сурла, к которой можно спуститься по каменным ступеням. Вокруг храма бегают обезьяны, которые в этом месте довольно общительны и выпрашивают у туристов лакомства.

Около храма продают традиционные индийские закуски и напитки, но еды в привычном понимании европейцев там купить негде.

На территории заповедника «Бхагван Махавир Моллем» есть и другие объекты, привлекающие внимание туристов, поэтому часто туристы отправляются в путешествие по заповеднику на 2–3 дня, чтобы все осмотреть без спешки и отдохнуть на лоне природы.

Комплексный экскурсионный тур может включать помимо посещения храма Шри Махадева осмотр второго крупнейшего в Индии водопада Дудхсагар высотой 603 м, визит на расположенный рядом с ним Каньон Дьявола, а также посещение труднодоступного водопада Тамбди.

Поскольку храм расположен внутри заповедника, за въезд на охраняемую территорию необходимо заплатить. Это можно сделать в деревне Моллем. Там же можно нанять джип для перемещения по заповеднику и забронировать номер в отеле или кемпинге.

Виза в Индию

Для въезда в Индию гражданам Российской Федерации необходима виза.

Помимо привычной всем возможности оформить визу в посольских и консульских учреждениях Индии, с декабря 2014 года можно получить визу онлайн.

Такая виза оформляется самостоятельно до поездки, как минимум за 4 рабочих дня. С 2017 года обладатель электронной туристической визы может въехать на территорию Индии в течение 120 дней момента выдачи визы и пребывать на территории страны не более 60 дней (с возможностью двукратного въезда).

Для того, чтобы получить электронную туристическую визу для ребенка, ему необходимо иметь собственный загранпаспорт, который будет действителен еще 180 дней после предполагаемой даты выезда из Индии. Если дети вписаны в родительский паспорт, получить электронные визы для них невозможно.

Как добраться

Различные виды общественного транспорта в Индии позволяют туристам выбрать подходящий вариант перемещения с учетом необходимого уровня комфорта и допустимой стоимости.

Храм Шри Махадева расположен на территории Национального заповедника «Бхагван Махавир Моллем», в северо-восточной его части, у подножья горного района Анмод Гхат, разделяющего штаты Гоа и Карнатака.

К храму можно добраться на поезде, доехав до ближайшей к заповеднику железнодорожной станции называется Кулем (Kulem). Туристы могут забронировать билет на официальном сайте железных дорог Индии. Однако от станции придется добираться до храма, пользуясь услугами найденных на месте перевозчиков.

К храму Шри Махадева удобно добираться на автобусе. Из Панаджи ежедневно выезжает 2 рейсовых автобуса, следующих через Ponda и Udalshe до деревни Тамбди-Сурла, отправление в 07:05 и в 14:30.

До храма Шри Махадева можно добраться на автомобиле, следуя по трассам 52 или 33 и ориентируясь на GPS-координаты: 15°26′20″N, 74°15′8″E.

Если ехать с северной стороны, к храму Шри Махадева можно добраться по небольшой дороге, следующей на юг из города Вальпои, центра района Саттари в Северном Гоа. Расстояние составит 22 км.

Деревня Тамбди-Сурла расположена в 13 км к востоку от деревни Болкорнем (Bolcornem) и в 12 км. от деревни Моллем, через которую осуществляется въезд в заповедник.

К храму Шри Махадева можно дойти из деревни Моллем пешком, следуя указателям.

Шри Махадева, Гоа, на панорамах Google Maps

Видеообзор храма Шри Махадевы

В индийской религии присутствует множество различных богов, из которых большинство до сих пор почитаемо. Одним из таких божеств является Шива. В его честь на территории современной Индии было построено более 10 различных храмов. Однако самым примечательным среди них можно по праву назвать храм Шивы в городе Гокарне.

Общая информация о храме Шивы

Храм Шивы представляет собой величественную постройку с многочисленными статуэтками, изображающими бога Шиву. Основной храм, называется по-другому Мурдешваром. Он сделан из гранита. У входа размещены две большие статуэтки слонов, выдолбленные из бетона. В храме есть изображения бога Шивы и других божеств, описанных в известной Махабхарате. К примеру, в здании храма можно увидеть бога Шиву, правящего колесницей вместе со своей супругой Парвати. На территории храма есть и самое большое в мире изображение бога Шивы, которое достигает в высоту 37 метров. Эта статуя расположена на одном из величественных холмов, который можно видеть если двигаться к храму со стороны моря.

Божество изображено в традиционной позе йоги – лотосе. Статуя сидит, отвернувшись спиной от моря. В связи с тем, что данное сооружение было покрашено в золотой цвет, существует предание о том, что якобы сам солнечный свет должен отражаться от изображения бога Шивы. Божество изображено с четырьмя руками, в одной из которых держит барабан, который является главным атрибутом для бога.

История храма Шивы

Согласно древним письменам, храм был построен в начале 1542года во время правления монарха Виджаянагарской империи – Деварая Второго. Строительство длилось несколько лет. Однако этот храм имеет интересную мифологическую историю. По преданию бог Шива, который появился изо лба великого Брахмы, стал жить среди людей. Он считался самым воинственным божеством. Ему было очень грустно, и он поселился вдали от всех в горах Гималаях. Шиве была дана власть не только над людьми, Нои над всем звериным миром, поэтому его ещё называли Пашупари, что переводится, как «владыка зверей». Шива был одет в звериные шкуры, имел красный цвет кожи и синие волосы. Его атрибутами были лук и стрелы.

Читайте также  Церковь Святого Креста на острове Ахтамар

Древние считали, что если бога разгневать, то он стрелял в провинившегося своей ядовитой стрелой и того настигали неприятности и болезни. Поэтому люди и пытались его задобрить, чтобы тот их не трогал, возводили в его честь храмы, поклонялись ему. Шива также известен, как милосердный бог, поэтому он не наказывает тех верующих, которые обратились к нему с просьбой. По преданию Шива дважды был женат: один раз на дочери Дакши – Сати, которая дабы спасти мужа, бросилась в горящий костёр, а второй раз на Парвати, с которой его чаще всего и изображают.

Религиозное значение храма Шивы

Сегодня храм Шивы до сих пор является действующим. Сюда приходят не только местные жители и любознательные туристы, но и паломники из разных стран. В особенности их здесь много во время священных праздников. Одним из таких является праздник Маха Шиваратри, который переводится, как «танец Шивы». В этот день в Индию слетаются, как птицы, иностранные туристы и верующие, чтобы помолиться, помедитировать, не спать всё ночь и поливать традиционно молоком священные лингамы. Лингамы – это изображение половых органов Шивы и его супруги, которые украшаются свечами, фруктами и цветами.

В храм выстраивается большая и длинная очередь верующих. Туристов в этот день на территорию храма не пускают. Так, что если вы попали именно в этот период, стоит ожидать за воротами. Здесь также есть много чего интренсого. Например, можно увидеть нищих, которые рассаживаются на специально подготовленных служителями храмов ковриках с двумя чашами: для денег и для риса. Интересно, что все паломники, которые хотят получить от Шивы своё благословение, подходят к каждому нищему и подают ему подать из специально заготовленного мешочка. А за определённую плату разрисованный слон, который принадлежит храму и символизирует сына бога Шивы – Ганеша, может вас благословить своим хоботом.

Ещё одно грандиозное событие, которое происходит здесь в конце февраля, называется – Мела. В этот день местные жители не только украшают всё цветами и раскрывают, как парашюты большие красные шатры, но и устанавливают у входа в храм большие импровизированные ворота с лингамами, быками Нанди и священными коровами. Так же как и праздник Маха Шиваратри, Мела отмечается всю ночь. Главное в этот период не забыть купить одеяло, которые предлагают уличные торговцы прямо возле здания храма. Одеяло нужно для того, чтобы не замёрзнуть, потому как ночью обычно в феврале очень холодно.

Текущее состояние храма Шивы

В настоящее время храм Шива открыт для туристов. Ремонтные работы ведуться лишь в одной из башен храма. А как утверждают источники, одна из рук статуи Шивы, расположенной на большом холме, была повреждена молнией. Реставрация скульптуры проходила два года и была закончена лишь в 2002 году. Стоимость самой реставрационной работы обошлась местным органам власти в 1 миллион рупий.

Где находится храм Шива, и что можно посмотреть рядом

Кроме храма Шивы здесь можно также посмотреть Хампи с его комплексом храмов и других строений, служившим когда-то королевскими покоями. Ну, а кроме достопримечательностей можно также посетить местные пляжи и отдохнуть на них всей своей семьёй. Например, можно отправиться на пляж штата Карнатака «Ом Бич». Здесь можно увидеть не только красивый восход солнца и непревзойденный закат, но и просто отлично провести время.

Как добраться до храма Шивы

К примеру, если вы будете ехать с курортов Гоа, то вам следует приехать до автобусного вокзала и станции Маргао. С неё регулярно отправляется автобус, который едет ровно 4 часа. Стоимость проезда – 65 рупий на одного человека. Быстрее можно добраться на поезде. Такая дорога у вас займёт на два часа меньше, чем на автобусе. Из города Маргао также отправляется поезд в 12:00. Соимость такого проезда – 23 рупии на человека.. В 14:45 идёт скоростной поезд и доехать вы сможете всего за 1,5 часа. Железнодорожный вокзал находится в нескольких километрах от самого города. Когда приедете в Гокарну, до храма Шивы можно доехать на такси, велорикше или экскурсионном джипе.

В конце скажем, что Индия – это величественная и многоликая, как богиня Кали, страна, со своими обычаями и религией. Поэтому захватите с собой фотоаппарат и хорошее настроение!

Коментарии пользователей:

Этот храм поразил меня своим

Этот храм поразил меня своим величием. Теперь моей заветной мечтой будет лично увидеть своими глазами этот храм.

Жемчужина Карнатаки Храм Шивы

Что посмотреть на Южном Гоа? Конечно же, туристов со всего мира, прежде всего, привлекает индуистский религиозный центр, который расположен в соседнем с Южным Гоа штате — Карнатака. Сотни паломников со всего мира съезжаются сюда в поисках благословения, истины и просветления. В программу экскурсии к жемчужине Карнатаки Храму Шивы входят: посещение знаменитого музея внутри самой высокой в мире статуи Шивы, башни Гопурам, храмов и священного озера.

Мурдешвар — город на побережье Аравийского моря, в штате Карнатака, который стал всемирно известным, благодаря огромной статуе индуистского бога Шивы.

Поездка познавательна и интересна тем, кому близок индуизм и тем, кто просто хочет познакомиться с традициями Индии.

Путь из Южного Гоа нам предстоял неблизкий – в соседний штат Карнатака, поэтому мы выехали рано утром, по дороге позавтракав в одном кафе с традиционной индийской кухней. Ехали мы около 3 часов. Стоимость экскурсии около 2000 рупий.

По дороге наблюдали красивые пейзажи из жизни индусов.

Штат Карнатаки, в котором находится центр индуистской религии отличается от штата Южный Гоа, тем , что здесь уже имеются мусульманские поселения, поэтому по пути следования мы видели мусульманские мечети.

Через 3 часа мы въехали в город Мурдешвар. Этот город – место, где с древних времен и до наших дней почитаются обычаи и традиции, связанные с почитанием бога Шивы.

Бог Шива – один из главных богов индуистской религии. Бог Шива правит миром и несет за него ответственность. Фигура это многогранная и неоднозначная: с одной стороны, Бог Шива с одной стороны созидает мир, с другой разрушает. Но Бог Шива разрушает иллюзии, неправильный мир и расчищает место для нового творения.

Бог Шива изображен сидящим в позе лотоса спиной к морю и, как и полагается индуистскому божеству, с 4-мя руками. В одной руке он держит барабан, в который бьет во время своего разрушительного танца, во второй руке он держит трезубец, третья и четвертая руки изображают мудры.

Считается, что Бог Шива уничтожает мир каждые 4,32 миллиарда лет.

Приехав в Мурдешвар, мы первым делом направились к самой высокой в мире (около 38 метров) статуе Бога Шивы, возведенной в 2008 г.

Статуя Шивы в Мурдешваре

Бог Шива сидит на тигриной шкуре. У него четыре руки. В руках он держит барабан, четки, тризубец. Эти символы имеют важное значение в индуизме. Они означают: отшельничество, трансовое состояние, власть над стихиями и многое другое.

Статуя Бога Шивы имеет серовато-голубой цвет. Такой цвет был получен путем обмазывания статуи пеплом погребальных костров.

Внутри статуи располагается музей восковых фигур, рассказывающих историю Бога Шива и историю индуистской религии в, свойственной индийцам, эмоциональной манере.

Музей восковых фигур, рассказывающих историю Бога Шива

После посещения музея мы поднимемся на башню «гопурам», с высоты которой открывается прекрасный вид на город Мурдешвар. Раньше такие башни строили как входные ворота в храмы, и эта башня привела нас в знаменитый Золотой храм Шивы.

Вход в храм Шивы

Вход в храм Шивы охраняют 2 бетонных слона в натуральную величину.

Вход в храм Шивы охраняют 2 бетонных слона в натуральную величину

Читайте также  Что делать на Пафосе в январе

Вход в храм Шивы

Башня Гопура на самом деле — всего лишь ворота к храму Шивы. Ворота Гопуры — это отличительная особенность индийской средневековой архитектуры. Но Гопура в Мурдешваре — самая высокая в Индии, высота ее 75 метров.

Такие огромные и красивые ворота, не несущие никакой практической значимости. Внутри башни находится единственный лифт, который за 10 рупий поднимает всех желающих на 18 этаж, самый верх Гопуры, откуда можно увидеть лучшие виды на статую Шивы, море и окрестности.

Вид от храма Шивы

Вид на пляж Мурдешвара от храма Шивы

После Мурдешвара мы отправляемся в Гокарну – небольшую деревушку, священную для миллионов паломников, ежегодно стекающихся сюда. Здесь мы увидели священное озеро и на священный пляж Ом. Здесь находится место для кремации умерших священнослужителей.

По легенде в этой деревушке родился Бог Шива из уха коровы. Наверное, поэтому корова является священным животным в Индии.

Священное озеро купание в нем прощает грехи

Купание в священном озере прощает грехи, наравне со святой индийской рекой Ганг

В Индии деревья деревья и растения считаются священными. На территории Гокарны находится священное дерево желаний. Если загадать желание и обойти вокруг дерева, считается, что оно сбудется. Такую возможность мы не пропустили.

Индусы любят это священное место. Мы видели много групп школьников на экскурсии в храме Бога Шивы.

Школьники на экскурсии в храме Шивы

Красивая территория храма Шивы

Колесница с древнеиндийскими героями Арджуной и Кришной.

В конце экскурсии мы заблудились, и чтобы найти своего водителя, нам пришлось побродить по улочкам окраины. Конечно, поражаешься тому, как бедно живут простые индусы.

Индия — очень колоритная страна. Одной экскурсии по местам индуистской религии, конечно, же мало. На Южном Гоа много исторических достопримечательностей, связанных с религией и колониальным прошлым Индии. Но, даже одна эта экскурсия к жемчужине Карнатаки Храму Шивы, оставляет много впечатлений о религиозном центре и традициях индусов. Уставшие мы вернулись поздно вечером в наш отель, который находился на Пляже Палолем Бич. Впереди нас ждало еще много впечатлений об Индии. Но это уже другая история. Подписывайтесь на новости блога. Если статья была интересной, то поделитесь ею в соц сетях.

Статуя Шивы в Мурудешваре

В небольшом городе Мурудешвара восседает верховный бог Шива, воплощенный в камне — именно здесь находится поистине уникальный индуистский храмовый комплекс. Сам город имеет сакральное значение с незапамятных времен — он стоит на священном месте, которое упоминается еще в Рамаяне. Однако популярность у туристов Мурудешвара приобрел только в 2002 г. — тогда восстановили древний ансамбль и возвели статую Шивы, а о городе узнали путешественники и паломники.

Храмовый привратник

Первое, что видит турист в Мурудешваре — надвратную храмовую башню, серым прямоугольником устремляющуюся в небо. Это гопурам — классический пример аутентичной индийской архитектуры средневековья, такие башни строятся перед входом в храм и служат как бы его воротами. Гопурам Мурудешвара — обладатель сразу двух рекордов: это и самый большой гопурам в мире, и самая высокая башня в Азии.

Единственный способ подняться на 75-метровый гопурам – на лифте. Всего за 15 INR вам откроется великолепный вид на пляжи Мурудешвара, скульптурный ансамбль и сияющего Шиву. Но желающих всегда хватает, к этому нужно быть готовыми.

Само здание башни сделано из гранита и украшено многочисленными статуэтками индийских божеств, перед входом стоят два слона из бетона — часто говорят что они выполнены в натуральную величину, но это будет явным комплиментом индийским слонам.

Золотой храм и бетонные изваяния

После спуска с гопурама, самым логичным шагом будет посетить храм. Внутри множество изваяний индийских божеств и религиозных символов, а также золотых украшений. Храм сам по себе не дает какого-то особого опыта — это просто очень красивое и приятное место, где можно сбросить груз повседневных забот и заодно проникнуться духом индуизма.

Статуя верховного бога дополняется скульптурным ансамблем, в котором нашлось место многим: и Раване — демону-царю Ланки, и любимому быку Шивы — Нанди, который получился у скульпторов очень добродушным, и золотой колеснице героев-побратимов — Арджуны и Кришны. и еще многим героям индуистских легенд.

Статуя Созерцателя

Конечно, большинство посетителей приезжают сюда ради одного из самых высоких изваяний божества в мире — 37-метровой статуи четырехрукого Шивы. Бог сидит на шкуре тигра, с шеи свисает одна змея, а из-за руки выглядывает вторая, что отсылает зрителя к двум легендам.

В одной Шива проглотил смертельно опасный для людей яд змея Васуки, пока тот служил демонам, взбалтывая океан ради эликсира бессмертия. Во второй он пришел к 10 тысячам мудрецов, чтобы те ему поклонились, но мудрецы взбунтовались и заставили животных напасть на Шиву — победив, тот из тигра сделал накидку, а змею надел себе на шею.

В зависимости от света и положения смотрящего, выражение лица Шивы меняется — на фотографиях это практически не удается запечатлеть, но вживую смотрится удивительно.

Под статуей находится музей, стилизованный под пещеру и оформленный по кругу большими диорамами. В ярких декорациях рассказывается легенда о том как Равана, десятиголовый царь Ланки, долгими аскезами пытался расположить к себе Шиву и получить атмалингам — камень, обладавший божественной силой. Шива оценил жертвы Раваны, но отдал камень с одним условием — атмалингам не должен касаться земли.

Однако Ганеша, бог мудрости и благополучия, понял, насколько опасным будет могущество царя. Он хитростью заставил его нарушить условия, но демон разъярился, и мудрого Ганешу едва спас Шива, прогнавший царя. Камень до сих пор там же, куда его в припадке злости швырнул Равана — в городке Гокарна.

Практическая информация

Если вы решили поехать самостоятельно, то лучший способ добраться до Мурудешвары — по трассе NH-17 (на указателях ее иногда называют Edappally-Panvel Highway). Также можно доехать до городка Кумта — оттуда каждые полчаса идут автобусы на Мурудешвар, это будет стоить 7-8 часов потраченного времени и 50 INR. Можно воспользоваться такси, но это самый ненадежный и непредсказуемый способ.

Не забывайте, что перед входом в храмы нужно снимать обувь. Ее, скорее всего, будут охранять, но за это придется отдать около 5 INR, даже если вы сами об услуге не просили. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Где находится храм Шивы на Гоа?

Войти

Goa — буддийские храмы

Во многих путеводителях в описании Гоа часто упоминается, что это самый особенный штат в Индии. Причины его отличия от всего остального субконтинента кроются как в ориентации на туристов, так и в истории. 450 лет португальской власти наложили свой отпечаток на многие аспекты жизни местного населения, в том числе и на религию.

Местные жители научились очень гармонично сочетать традиции одной религии с обрядами другой. В качестве примера можно вспомнить Старый Гоа, где перед входом в христианскую церковь тебе пытаются продать гирлянды из цветов. Этими гирляндами украшают и образы христианских святых, и входы в христианские часовенки. Именно поэтому количество христианских храмов и церквей не уступает буддийским храмам, и за любым поворотом дороги можно с одинаковой легкостью встретить и крохотную часовенку, и большой яркий храм, посвященный какому-нибудь индийскому божеству.

Буддийские храмы в первую очередь поражают своей яркостью и буйством красок. При этом все смотрится настолько органично, что невозможно представить себе другие, более бледные и скучные цвета.

Храмы, как внутри, так и снаружи, украшают изображениями божеств, различных животных, цветов и просто причудливыми орнаментами.

Храмы можно встретить повсеместно. Если храм построен в деревне, то скорее всего он будет окружен домиками различной степени ветхости, вокруг будут бродить коровы и валяться кучи мусора.

Также храм можно встретить на обочине асфальтовой дороги между большими (по местным меркам) населенными пунктами. Некоторые выглядят совсем заброшено.

Читайте также  Где поесть раков в Алуште

Мы специально съездили в два довольно крупных храма, чтобы получше рассмотреть архитектуру и проникнуться духом мало знакомой нам религии.

Первым мы посетили храм Шри Нагеш (Nagesh Maharudra temple) в деревеньке Бандора. Храм был построен в 1780 году и пережил все португальские религиозные гонения.

Храм посвящен богу Шиве, однако, кроме его алтаря в храме также расположены алтари, посвященные богине Лакшми, богине богатства, и слоноголовому богу Ганешу (или правильно Ганеше?), богу мудрости и благополучия.

Во дворе храма находится традиционная башня лампы, или column of lights, или Stambha, колонна, которая является некой структурой, соединяющей небо и землю, космос и материальное начало. Колонна украшена изображениями божеств.

Напротив храма располагается священный пруд, где можно осуществлять омовение в строго определенные часы. В пруду живут рыбки, которые толкутся у стен.

Если спуститься по лесенке к пруду и обойти его справа (на картинке видно кусочек ступенек, а справа вдоль стены идет узенький бортик), то можно попасть в небольшие заросли со рвом, где течет грязно-желтая вода.

Дорожка в зарослях выводит к другому краю деревеньки.

В сам храм можно войти, только для этого нужно снять обувь и оставить ее на стойке справа. Внутри все также красочно, как и снаружи, пахнет благовониями и звучит бесконечно повторяющаяся мантра «Ом намах Шивая», одна из важнейших мантр в индуизме. Звук, запах, освещение производит совершенно особенное, ни с чем ранее пережитым несравнимое впечатление. На полу сидят и молятся люди, также они подходят к небольшим алтарям Лакшми и Ганеша и просто стоят перед ними, или проходят мимо монаха вглубь храма, где, видимо, расположен алтарь Шивы.

Далее мы поехали в храм Шри Мангеш (Shri Mangesh Temple), расположенный около деревни Приол. Этот храм является одной из самых значимых святынь в Гоа и производит совершенно иное впечатление.

Он также посвящен богу Шиве, но намного больше храма Шри Нагеш, и гораздо популярнее. Изначально храм располагался в Kushasthali, но в 1543 году он был разрушен. После его отстроили заново уже на новом месте.

Говорят, что башня лампы в это храме высотой с семиэтажный дом, и это сооружение является самым внушительным по размерам в Гоа. Также на территории храма находятся общежития для монахов, как местных, так и приезжих. (Паломников в буддизме вроде как нет, но в некоторых источниках пишут, что там живут и паломники).

Из тех окон общежития, которые не выходят на храм, открывается вид на окружающие дома.

По территории храма перемещаться нужно босиком, поэтому над дорожкой установлен навес. Без него пройти по нагретым солнцем черным каменными плитам было бы просто невозможно. Также нельзя входить на территорию в шортах. Предприимчивые индусы организовали продажу мини-сари для тех, кого не пускают (меня в том числе).

Рядом с храмом также находится пруд. Он больше и менее ухожен, чем в Шри Нагеш.

Если обойти храм справа, то можно увидеть огромные колесницы, стоящие в ниже в стене.

Эти церемониальные колесницы используются во время ежегодного фестиваля колесниц, когда на них устанавливают деревянные божества Джаганнатхи (Кришна), Баладевы (старший брат Кришны) и Субхадры (сестра Кришны). Фестиваль отмечает возвращение Кришны к себе домой во после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пастУшками-гопи.

К сожалению, я очень мало знаю о буддизме, поэтому многое из того, что мы видели в храмах, не поняла. Было бы интересно посетить несколько храмов, посвященных различным божествам, в компании человека, который мог бы рассказать что-нибудь об изображениях, ритуалах и других особенностях. Христианство мне более менее известно и уже не вызывает любопытства, но посещение двух храмов в Гоа как будто приоткрыло дверь к чему-то новому, до сих пор не известному и от этого очень любопытному. Не с религиозной точки зрения, а скорее с исследовательской что ли 🙂

Храм Шивы

Храм Шивы в Байджнатхе – индуистский храм XIII века, посвященный Богу Шиве, это место где танцевал Шива, Индия.

Недалеко от маленького перенаселенного городка Байджнатх находится храм Шивы, привлекающий туристов со всего мира. Этот храм — одно из известнейших и древнейших святилищ Шивы во всем мире.

Согласно преданиям, этот храм был построен еще во времена, о которых повествует Махабхарата, и возвел его первый в мире шиваит. Поскольку шиваизм — древнейшая изо всех существующих в наше время религий, можно с определенной уверенностью утверждать, что святилище в Байджнатхе — один из первых храмов в мире.

Фактически, от первой версии храма остался только алтарь с каменным лингамом — священным фаллическим символом Шивы. Это изваяние, согласно данным историков, было изготовлено более пяти тысяч лет назад.

Тот вид, который храм имеет сегодня, он принял в 1204 году стараниями двоих местных купцов, решивших восстановить полуразрушенный храм Шивы. Вокруг лингама было возведено здание в стиле нагара, весьма популярном в те времена. Основное святилище также имеет форму фаллоса, которая удивительно сохранилась с тех времен. Реставраторы не поленились изготовить таблички, на которых записали прошлую историю храма — в частности и то, что первое капище Шивы было возведено на этом самом месте много тысяч лет назад.

По мнению некоторых исследователей, именно в этом храме зародилась традиция поклонения лингаму, которая позже распространилась по Индии и всему миру. Восточные славяне, к примеру, знакомы с сильно трансформировавшейся версией одного из шиваитских ритуалов, заключающегося в символическом поедании лингама — это известный всем православный праздник Пасхи.

Вокруг большого лингам-йони стоят также маленькие кельи для ритуального курения гашиша в полном уединении. К слову о гашише: этот храм можно найти буквально по запаху. Паломники-шиваиты в непомерных количествах жгут гашиш с благовониями перед каменным фаллосом, а потому запах конопли слышен за несколько сотен метров. Эффект усиливается и тем, что конопля в этом месте растет буквально повсюду, несмотря на ожесточенную борьбу с ней светских властей Индии.

Эти маленькие курительные храмы-лингамы обвиты символическими змеями Кундалини. Если лингам символизирует мужское начало, то кундалини — женское. Соединяясь, они даруют шиваитам-тантривам просветление. Ритуал курения гашиша в святилище является обязательным для каждого паломника.

У входа в храм стоит статуя Нанди — ездового быка Шивы, который считается священным стражем священного колокола. Ударом этот колокол каждый паломник извещает господа Шиву о своем появлении в его обители. Здание как внутри, так и снаружи обильно украшено статуями в стенных нишах. Большая часть изображает Шиву в различных ипостасях, но также встречаются Дурга — супруга Шивы, Вишну, Ганеши — сына Шивы и других божеств.

Кроме статуй божеств, храм также щедро украшен орнаментами и лепниной, изображающей растения, животных и различные природные явления. Такие мотивы нередки в храмах Шивы, символизирующих космическое равновесие, а значит и единение с природой.

Ранее храм также был украшен фресками, изображающими танец Шивы, который надлежало исполнять паломникам, однако до наших дней сохранились лишь их неузнаваемые остатки. Тем не менее, ретивые шиваиты оставляют здесь иллюстрированные пособия, благодаря которым каждый может без предварительной подготовки восславить Шиву в его космическом танце.

Этот храм являет собой своеобразную шиваитскую Мекку — каждый поклонник господа Шивы обязан в течение земной жизни побывать в доме Разрушителя и лично засвидетельствовать перед ним свое почтение.

Те, кому не чужды верования и обычаи Стражей Равновесия, оценят эту поездку по достоинству. Однако, посещение храма заинтересует и почитателей истории Индии, теологов и просто туристов, желающих вкусить Индию во всей её полноте.