Где находились древние Афины

Афины в Древней Греции

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты — Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» — властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла. Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.

Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.

Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Смотрите также

Монастыри в Метеорах

Греческие Метеоры— это неописуемой красоты скальный комплекс в местечке Каламбака. Сегодня шесть греческих православных Монастырей Метеоры по праву занимают место в десятке достопримечательностей Греции. Монастыри получили свое имя от греч. «Метеора»(Μετέωρα), что значит «между небом и землёй», которое великолепно описывает эти величественные сооружения. В XI веке, песчаный пик, на котором расположены монастыри, был местом уединения византийских отшельников.

Как одевались древнегреческие воины

В V в. до н.э. по желанию царя Архелая столица Македонского царства была перенесена из предгорных Эг в находящуюся на равнине Пеллу. Несмотря на это, Эги еще долгое время сохраняли статус важного церемониального центра, хотя и уступали первенство Диону.

Из истории Спарты — города воинов

Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

Ситония. Романтика путешествия на двоих

Овеянная божественными легендами гостеприимная Греция по праву слывет оазисом безмятежности, спокойствия и девственной природы. Два сердца, что ищут романтического уединения, найдут его здесь, на полуострове Ситония, на берегу Эгейского моря. В этом чудесном краю, где ласковое солнце нежно касается кожи, а бирюзовые волны освежают прохладой, так легко почувствовать себя «небожителями», беспечными и счастливыми. На восхитительном песчаном берегу или в живописной бухточке, на цветущем склоне горы или на просторной террасе влюбленных не покинет ощущение, что идиллические красоты Греции созданы исключительно для них двоих.

Где находились древние Афины

Древние Афины был полисом древней Греции и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.

Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве и в частности, в древних Афинах.

В начале V века до н.э. Афины практически были разрушены.

Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире в древние времена был религиозным и политическим центром города. Но 480 до н.э. здания Акрополя были сожжены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.

Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Древних Афин, но в ближайшие 50 лет, город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью современной западной науки и философии. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до н.э. его украсили самые красивые памятники в мире, с самым важным Парфеноном, храмом Афины Девы.

Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?

Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю древних Афин?

Золотой век Афин

После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Древних Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен. 30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии, Цитадель, которая была полностью уничтожен персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон, но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства.

Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий, великих философов таких, как Сократ и Платон, знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.

Перикл умер в 429 до н.э. после чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».

Греция — это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов, которые могли бы им помочь, или навредить. Религиозные праздники проходили в течение всего года, в ходе которых люди приносили жертвы богам.

Читайте также  Цветочные сады Далата

Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственные племена, они постоянно воевали друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.

Это создало подходящий фон для легенд и мифов: поэмы Гомера, мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.

В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы — одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы, Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.

Современные Афины

Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место, когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.

Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин, некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.

До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами.

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Древние Афины

Древние Афины разрастались и расширялись к северу и западу от Акрополя. С северо-западной стороны находились главные ворота Древних Афин – Дипилон (двойные ворота), широчайшие и красивейшие ворота города.

Достопримечательности Древних Афин

Дипилон выполнял роль фасада Древних Афин. А древние греки любили как можно грандиознее и веселее обставлять главные ворота в город и храмовые дворы. Здесь проходила широкая проезжая дорога, которая вела прямо к городскому рынку Керамикса. Отсюда по направлению к западу шла дорога в Элевсин — это был священный путь всех праздничных шествий.

Проходя Дипилон, путешественник попадал на другую дорогу, которая вела к древней Академии, в лесистую местность Кефиса. Стратег Кимон украсил Академию множеством статуй, а местность вокруг Академии обсадил множеством деревьев.

Большие дороги и особенно дорога, которая проходила сквозь Керамикс, были украшены могильными памятниками воинам, павшим в различных битвах. Пространство вдоль дороги было разделено на участки, соответствующие полям различных местных и иноземных сражений.

Восточная часть Афин

Восточный край Афин был в древности самой тихой и отдаленной частью города. Здесь Диохаровы ворота вели к Ликиону — священному месту культа Аполлона, находившемуся неподалеку от правого берега Илисса, где Перикл воздвигнул Гимназию. Другая подобная гимназия находилась далее к северу, в посвященной Гераклу местности. Эти гимназии со своими скульптурами, фонтанами и группами деревьев составляли одно из самых главных украшений Афин и Греции; они не только служили местом сбора для толп молодежи, но и любимым местом сбора старцев и мужей.

В самих Афинах также не было недостатка в художественных сооружениях, и со времен греко-персидских войн многое было сделано для украшения города во вкусе и сообразно потребностям древних афинян. Особенно много было устроено городских колоннад, где граждане, не лишая себя наслаждения быть на свежем воздухе, могли удобно беседовать друг с другом.

Центром общественной жизни в Древних Афинах была Агора Керамикса. На западной стороне Агоры находилась мраморная колоннада Зевса с колоссальным изображением бога, а также правительственное здание, где был выставлен свод законов Солона. Напротив, на восточной стороне, возвышалась колоннада Писианакта, которая со времен стратега Кимона стала также картинной галереей. Центральная площадь Агоры была обсажена платанами, а также украшена фонтанами и скульптурами. Неподалеку от центра Агоры находился Храм Гефеста.

Украшением юго-восточной части Древних Афин служил Театр Диониса, который находился на южном склоне Акрополя. Он был одним из самых величавых зданий в Афинах. С северной стороны к театру вела дорога, обставленная освященными треножниками, каждый из которых служил памятником в честь победы на сценическом фестивале.

Афинский Акрополь

Но главной ареной творческой деятельности афинян в древности был Афинский Акрополь. Со времен греко-персидских войн афиняне тратили определенную часть военной добычи на благоустройство Акрополя.

Во времена Кимона у подножья Акрополя была возведена стена, которая служила также поддержкой для замковой террасы. Стена эта придавала Афинам с моря величественный вид и до сих пор считается роскошным сооружением эллинской фортификации.

После окончания строительства больших крепостных стен Акрополь утратил всякое военное значение. Тогда-то и решил Перикл превратить Акрополь в мировой художественный центр и роскошнейшим образом украсить центр древнейших святилищ всеми средствами аттического искусства.

Самым священным местом Акрополя издавна был находившийся на северной окраине скалы Эрехтейон. Над созданием этого храма трудилось несколько поколений, но главные части храма, включая знаменитый портик кариатид с южной стороны, были выполнены в эпоху Перикла.

Основным же строением Древних Афин и Древней Греции был Парфенон (или Гекатомпедон). Архитектором Парфенона был Иктин, ему помогал Калликрат, который был ответственный за проектирование и строительство южной части здания.

Парфенон

Парфенон окружали колонны дорического типа: по семнадцать колонн в длину и по восемь в ширину. Главные ворота храма находились с восточной стороны, оттуда посетитель вступал во второй зал с шестью колоннами – так называемый пронаос. Отсюда высокая металлическая дверь вела во внутреннее помещение, которое было разделено двойным рядом колонн, поддерживающих потолок здания.

Часть потолка была некрытой для того, чтобы пропускать достаточное количество света в здание. Внутренее помещение оканчивалось опистодомом — помещениее, служащее для хранения даров и выходившее к западному преддверию.

История Афин

Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».

Первыми жителями Афин считаются пеласги.

По преданию, во время правления Кекропа — первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево — источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.

Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.

Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.

Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона«сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.

В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.

В этот период времени Афины становятся тенью своего выдающегося прошлого: центр эллинизма уже давно переместился на север — в Македонию и на восток — в Константинополь, в результате чего Афины превращаются в маленький периферийный городок с численностью населения в 20.000 человек.

К тому времени Парфенон был обращен в христианский храм, посвященный Панагии (Пресвятой Богородице).

В XIII — XV веках Афины вновь претерпели осаду, но уже со стороны латинских государств, образовавшихся после падения в 1204 году столицы Византии — Константинополя — в ходе 4-ого Крестового похода.
Былая слава города и его стратегическое положение содействовали тому, чтобы он стал столицей Франкского герцогства Афинского (в те годыАкрополь служил дворцом).

В 1458 году Афины были завоеваны турками. После вторжения османов, на город претендовала и Светлейшая венецианская республика. Именно в тот период от артиллерийского обстрела венецианских кораблей под руководством венецианского дожа Франческо Морозини пострадал великий памятник античности — Парфенон.

После национально-освободительной борьбы греческого народа в начале XIX века, ко времени, когда Афины стали в 1833 году столицей Греции, из-за многочисленных осад город представлял собой маленькое, практически опустошенное и разрушенное поселение.

Освободившись от турецкого владычества, начиная с 1834 года, Афины, по инициативе короля Оттона, уже на правах столицы Греции, начали застраиваться по проектам придворного архитектора Лео фон Клензе.

После Малоазийской катастрофы 1922 года, в связи с большим наплывом беженцев, прибывших с территории Малой Азии, уже в 1923 году в городе было создано много новых кварталов.

Во время Второй мировой войны Афины были завоеваны гитлеровскими захватчиками. С окончанием войны, и, особенно в 60-ые годы прошлого столетия, город начал вновь расти, застраиваясь не только на окраинах, но и в центре.

Греческая столица всегда был центром происходящих в стране политических событий. Здесь прошла революция 3 сентября 1843 года, в результате которых страна от абсолютной монархии перешла к конституционной монархии.

Здесь же имели место первые события Гражданской войны — так называемые Декабрьские события: ряд военных столкновений, прошедших с декабря 1944 года, практически сразу после освобождения города от немецких захватчиков (18 октября 1944 года), по январь 1945 года, между силами левых организаций — Национально-освободительным фронтом (ЕАМ), Национальной народной освободительной армией (ЕЛАС), Коммунистической партией Греции (ККЕ) — и армией греческого государства и Англии.

27 апреля 1967 года в Афинах был совершен государственный переворот, завершившийся приходом к власти военной диктатуры трех полковников (хунты)Георгиоса Пападопулоса, Стильяноса Паттакоса и Николаоса Макарезоса, с их последующим свержением в 1974 году.

Вступление Греции в 1981 году в Европейский Союз (тогда Европейское экономическое сообщество) принесло городу много инвестиций.

Где находились древние Афины

Олива — священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь — холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп — Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости. Только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею.

Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком — придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора — рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом — греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины.

Он вывез1 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма — одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447-432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий — один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

Читайте также  Где поесть в Гранаде

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие.

Фигуры портика — это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь — подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод — «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437-432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», позднее — «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии.

Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах — это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей — немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции — ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин — район Плака, восходящий еще к временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки. А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров — это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров.

Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра — водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя — у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер — частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение — наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой.

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен. Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты — мул; а если видел и не был восхищен, то ты — пень!»

    Образование и справочные статьи — Города мира

18+, 2015, the100.ru, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 520-521

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’ Αϑ ῆ ναι ), др.-греч. го­род-го­су­дар­ст­во (по­лис) в Ат­ти­ке, в вост. час­ти Сред­ней Гре­ции. В цен­тре Афин­ской рав­ни­ны воз­вы­ша­ет­ся ска­ли­стый холм – афин­ский Ак­ро­поль, с за­па­да имею­щий по­ло­гий склон. Сви­де­тель­ст­ва древ­ней­ше­го оби­та­ния на Ак­ро­по­ле да­ти­ру­ют­ся кон­цом не­оли­та. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в аре­ал рас­про­стра­не­ния эгей­ской куль­ту­ры (кри­то-ми­кен­ской; ахей­ской), рас­цвет ко­то­рой от­но­сят к 15–13 вв. На укре­п­лён­ном Ак­ро­по­ле на­хо­дил­ся дво­рец ца­ря. Ос­но­ва­те­лем цар­ской ди­на­стии счи­та­ли ле­ген­дар­но­го Кек­ро­па. Во вре­мя пе­ре­се­ле­ния до­рий­цев (12 в. до н. э.), ко­гда ими бы­ли за­ня­ты зем­ли в Сред­ней и Юж­ной Гре­ции, толь­ко А. Д. смог­ли со­хра­нить не­за­ви­си­мость; сю­да бе­жа­ли из по­бе­ж­дён­ных до­рий­ца­ми ахей­ских го­су­дарств Пе­ло­пон­не­са. Под влия­ни­ем уг­ро­зы втор­же­ния до­рий­цев про­изош­ло объ­е­ди­не­ние Ат­ти­ки во­круг А. Д., ко­то­рое свя­за­но в ле­ген­дах с име­нем ца­ря Те­сея (ок. 13 в.). По­сле па­де­ния цар­ской вла­сти гос­под­ство пе­ре­шло в ру­ки эв­пат­ри­дов (ро­до­вой зна­ти), ко­то­рые за­хва­ти­ли мн. зем­ли сво­их со­пле­мен­ников, ока­зав­ших­ся от них в за­ви­си­мо­сти. Афи­ня­на­ми управ­ля­ла кол­ле­гия пра­ви­те­лей, со­сто­яв­шая из 9 ар­хон­тов , из­би­рав­ших­ся из эв­пат­ри­дов. Древ­ний со­вет ста­рей­шин был пре­об­ра­зо­ван в Со­вет аре­о­па­га . Ро­ж­де­ние по­ли­са в А. Д. про­ис­хо­ди­ло пу­тём по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции ро­до­вых уч­ре­ж­де­ний. Пер­вый за­пи­сан­ный свод афин­ских за­ко­нов, осу­ще­ст­в­лён­ный ар­хон­том Дра­кон­том в 621 до н. э., спо­соб­ст­во­вал унич­то­жению ро­до­во­го строя. Фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. по­ли­са в А. Д. в боль­шой ме­ре про­изош­ло бла­го­да­ря ре­фор­мам Со­ло­на и, позд­нее, Клис­фе­на , обу­слов­лен­ным ост­рым кри­зи­сом. «Боль­шин­ст­во на­ро­да бы­ло в по­ра­бо­ще­нии у не­мно­гих. На­род вос­стал про­тив знат­ных. Сму­та бы­ла силь­ная» – так ха­рак­те­ри­зо­вал об­ста­нов­ку то­го пе­рио­да Ари­сто­тель. Со­лон в 594–593 до н. э. осу­ще­ст­вил ши­рокую про­грам­му со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. пре­об­ра­зо­ва­ний. Бы­ли кас­си­ро­ва­ны все дол­ги, сде­лан­ные под за­клад зем­ли (си­сах­фия, т. е. «стря­хи­ва­ние бре­ме­ни»), и за­пре­ще­но дол­го­вое раб­ст­во. Но де­мос не до­бил­ся пе­ре­де­ла зем­ли. Всё на­се­ле­ние Со­лон раз­де­лил на че­ты­ре раз­ря­да в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны до­хо­да, оп­ре­де­ляв­шей объ­ём по­ли­тич. прав и обя­зан­но­стей чле­на ка­ж­до­го раз­ря­да, т. е. ввёл иму­ще­ст­вен­ный ценз. Ре­фор­мы Со­ло­на при­ве­ли к ак­ти­ви­за­ции экк­ле­сии (нар. со­б­ра­ния). Для луч­шей ор­га­ни­за­ции его ра­бо­ты Со­лон уч­ре­дил Со­вет из 400 чел., что ог­ра­ни­чи­ло функ­ции Со­ве­та аре­о­па­га. Но­вым гос. ин­сти­ту­том ста­ла ге­ли­эя (суд при­сяж­ных) – са­мый де­мо­кра­тич. ор­ган, т. к. в не­го мог­ли вхо­дить гра­ж­да­не всех раз­ря­дов, вклю­чая бед­ня­ков – чле­нов 4-го раз­ря­да (фе­тов). Ок. 560 в А. Д. уста­но­ви­лась ти­ра­ния Пи­си­ст­ра­та , про­во­див­ше­го ре­фор­мы в ин­те­ре­сах тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв де­мо­са и кре­сть­ян­ст­ва. При нём ве­лось боль­шое об­ществ. строи­тель­ст­во (в т. ч. хра­мов, рын­ка, во­до­про­во­да и др.). Ус­пеш­ной бы­ла внеш­няя по­ли­ти­ка Пи­си­ст­ра­та, в ре­зуль­та­те ко­то­рой А. Д. ста­ли иг­рать за­мет­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях: рас­про­стра­ни­ли своё влия­ние на ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го м., ук­ре­пи­лись на обо­их бе­ре­гах Гел­лес­пон­та (Дар­да­нелл), что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию тор­гов­ли. Вме­сте с тем прав­ле­ние Пи­си­ст­ра­та, а за­тем его сы­но­вей (Пи­си­ст­ра­ти­дов) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось рос­том ав­то­ри­та­риз­ма, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве.