Фромборкская базилика и замок

Фромборк

54° 21.4487 ′N , 19° 40.8043 ′E
54.35748N, 19.68007E
54°21′26.92″N, 19°40′48.26″E

2 материалa, 20 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Фромборке.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Богу соперник!

Так многие богословы уже посмертно клеймили Николая Коперника после выхода в свет его научного трактата «О вращениях небесных сфер» — главного труда всей жизни выдающегося польского астронома, который совершил революционный переворот в науке того времени. Все наблюдения звездного неба и расчеты, предшествовавшие написанию своего знаменитого сочинения, Н. Коперник проводил в течение 30 лет, служа каноником в кафедральном соборе девы Марии и Св. Анджея, что находится во Фромборке – крошечном городке, расположенном на берегу Вислинского залива Балтийского моря между Гданьском и Калининградом.

Место, где был основан Фромборк, исторически относилось к землям Вармии, по самоназванию прусского племени вармов, жившего здесь с YI-го в. н.э. Свое имя город получил благодаря предводительницы вармов Супоны. Согласно легенде, она подарила (или уступила) это место бискупу Анцельму, который и назвал заложенный здесь город Frauenburg, т.е. городом дамы (в знак благодарности Супоне).

Но легенда пусть останется легендой, а исторические факты говорят о том, что в те далекие времена земли Вармии были завоеваны Орденом крестоносцев, которые закрепили здесь свое господство, построив неприступную крепость в Мальборке. Две трети покоренных земель вармов, принадлежала Ордену, а треть — епископу и капитулу (коллегии духовных лиц, состоящих при епископе). После восстания вармов в 1261 г. и разрушения собора в Бранево епископ Генрих Флеминг переносит капитул во Фромборк. Дабы защитить себя от воинственных вармов, да и других завоевателей, на возвышенности возле залива капитул принимает решение о строительстве укреплений, центром которых становится собор девы Марии и Св.Анджея, возведенный менее, чем за 60 лет (1329-1388). Несколько позднее к собору добавились ризница и часовня.

В 1512 г. во Фромборкский собор каноником назначается Н. Коперник. Он сразу заявил капитулу о своем желании заняться в свободные часы наблюдением звездного неба и попросил предоставить ему проживание в одной из башен, поднятых над крепостной стеной, откуда можно было наблюдать за звездным небом.

В результате своих кропотливых исследований Коперник сопоставил пути движения всех известных тогда планет и рассчитал их так, как будто и планеты, и наша Земля двигаются вокруг Солнца. Эти расчеты совпали с данными многолетних наблюдений и Коперника, и всех предшествующих ему астрономов. Так он научно доказал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля и все остальные планеты — вокруг Солнца. А то, что мы видим, будто Солнце встает и заходит, двигаясь над Землей, происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси. Гениально просто Коперник объяснил, что мы воспринимаем движение небесных тел так, как мы воспринимаем во время движения предметы на земле, когда они кажутся движущимися, а мы сами — неподвижными. Иллюстрируя свои выводы, он привел пример с лодкой, плывя в которой, человек замечает «движущиеся» вдоль бортов берега реки, а не движение лодки.

В 1532 году Коперник закончил свое знаменитое сочинение «О вращении небесных сфер». Но не отважился публиковать его сразу. Пробным шаром для распространения его учения стала небольшая книжка, составленная учеником астронома Иоганном Ретиком и опубликованная в 1540 г. И лишь в мае 1543 г., когда Н.Коперник находился уже при смерти, был издан главный его труд «О вращении небесных сфер» . Согласно преданию, первый экземпляр только что отпечатанной книги принесли к уже умирающему ученому. Он не мог ничего сказать, только с неописуемой нежностью водил руками по обложке своего детища.

В настоящее время в башне Коперника расположен его музей. Из-под купола спускается вниз тонкий металлический трос, на котором закреплен маятник Фуко, с помощью которого туристам убедительно доказывается вращение Земли вокруг своей оси. Раньше такой же маятник находился в Исаакиевском соборе в Ленинграде и очень удачно организовывал пространство 4-го по величине крестово-купольного храма в мире.
С балкона башни Коперника открывается прекрасный вид на величественный собор. Именно с этого места Ян Матейко рисовал свою известную картину «Астроном Коперник или разговор с богом». Во дворе собора сохранился дуб, которому уже около 600 лет. Вероятно, по это причине имя дуба – Николай.

Сам же великий астроном был похоронен под плитами собора девы Марии и Св. Анджея. Впрочем, как и другие духовные лица, проходившие здесь службу в разное время. Долгое время историки не могли точно указать место в соборе, где захоронен Н.Коперник. Но после вскрытия захоронений или генетической экспертизы в 2010 г. были точно установлены останки, принадлежащие великому ученому. 22 мая сего года они торжественно были перезахоронены в соборе. Теперь каждый желающий может прийти во Фромборкский собор и поклониться памяти создателя гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Подземная базилика у Порта Маджоре

Недалеко от старых городских ворот Рима, известных как Порта Маджоре, располагается вход в одно из самых любопытных мест столицы – базилику периода ранней Империи, находящуюся на глубине более 13 метров. Обнаруженное в 1917г. религиозное сооружение представляет собой археологический памятник, обладающий высокой культурно-исторической ценностью и уникальной архитектоникой.


Несмотря на ярко выраженный культовый характер древнего памятника, и учитывая тот факт, что его помещения изначально располагались под поверхностью земли, современные исследователи не могут с уверенностью говорить о его подлинном предназначении: это могла быть гробница, погребальная камера, нимфей или же неопифагореизмический храм. Так давайте разберемся, что же на самом деле представляет собой подземная базилика у Порта Маджоре и какие секреты она хранит.

Структура подземного храма и его загадки

Подземная базилика Порта Маджоре (Basilica sotterranea di Porta Maggiore) обладает структурой типичной католической базилики с тремя нефами и центральной абсидой, что дает повод историкам рассматривать необычное религиозное сооружение как предшественника христианской храмовой архитектуры. Для ее строительства использовалась особая техника – сначала на земной поверхности определялись очертания будущего сооружения и в туфе вырубались колодцы глубиной 7-8 метров, которые затем заливались цементным раствором. А формирование внутреннего пространства помещений производилось путем удаления горной породы.

Входу в подземную базилику предшествовал багато декорированный барельефами и напольными мозаиками вестибюль, перекрытый сомкнутым сводом и освещаемый через световой колодец – луценарий. К нему вел спускающийся вниз широкий коридор.

Внутреннее пространство храма разделено пилястрами на три нефа, перекрытыми сводами полуцилиндрической формы. Главный неф заканчивается полукруглой абсидой, в центральной части которой, очевидно, располагалась кафедра.

Здесь же можно увидеть углубление в полу, охарактеризованное исследователями как «локул» (т.е. «погребальная ниша»), где были обнаружены останки собак и свиней. Животных, по всей вероятности, приносили в жертву во время ритуальных действий.

Декоративное оформление подземной базилики с самого начала ее обнаружения привлекает внимание исследователей. Дошедшие до наших дней барельефы содержат богатейший коммуникативный комплекс, расшифровать который в полной мере до сих пор так и не удалось. Изображенные сцены представляют персонажей греко-римской мифологии и расположенные рядом с ними предметы религиозных обрядов, сочетания которых весьма загадочны и не всегда объяснимы. Этот факт вызывает неподдельный интерес у исследователей древнеримской истории и способствует рождению множества гипотез относительно истинного предназначения сооружения.

Другой сюжет рассказывает о похищении Ганимеда Зевсом. Не менее интересным является барельеф, посвященный волшебнице Медее, где она преподносит магический напиток дракону, хранящему золотое руно.

В первой половине XX века, после тщательного изучения декоративных элементов базилики, знаменитый французский историк Жером Каркопино сделал вывод, что она использовалось представителями неопифагореизмического движения.

Неопифагореизм – философское направление, соединившее в себе религиозно-нравственные учения Пифагора, Платона, Аристотеля и представителей Афинской философской школы. Возникший в I веке до нашей эры в Древней Греции неопифагореизм получил широкое распространение в Риме в конце республиканского – начале императорского периода.

Тайны подземной базилики и магические шалости ее владельцев

Доскональные исследования античного памятника позволили установить его основные строительные фазы, а исследование близлежащей территории – предполагаемых владельцев. Подземный храм, согласно заключениям археологов, относится к I веку. Его строительство было произведено в два этапа: при императоре Августе и при Нероне.

Что же касается владельцев территории, на которой был обнаружен загадочный храм, то установить их помогло располагающееся рядом древнее захоронение рабов и вольноотпущенников, принадлежавшее довольно известному в античные времена роду Статилиев (лат. gens Statilia). Дело в том, что подобные погребальные сооружения в Древнем Риме было принято размещать непосредственно на территории семьи рабовладельцев. Именно поэтому не сложно предположить, что и земельный участок, где была обнаружена подземная базилика, принадлежала именно роду Статилиев. Наиболее известными представителями данной фамилии были Тит Статилий Тавр – влиятельнейший римский полководец в 11 года н.э., и его полный тезка, живший во времена Нерона и прославившийся своими увлечениями магией.

Читайте также  Храмы в Индии

Если внимательно отнестись к декоративному оформлению базилики, а точней к выбранным для барельефов сюжетам, становится очевидным мистический характер помещения. Практически все мифологические сцены тем или иным образом затрагивают темы предназначения душ, а также секреты магических ритуалов.


Интересным фактом является то, что базилика уже в скором времени после ее строительства была заброшена. Подтверждением тому служит отсутствие следов реставрации помещения. Это могло произойти по причине внезапного запрета культа, для которого она была сооружена. Тем не менее, очевидным является наличие следов актов вандализма: уничтоженный алтарь, сорванные с колонн таблички и др.

Согласно заключениям исследователей, базилика была засыпана землей через световое окно вестибюля и в таком состоянии находилась вплоть до ее обнаружения в 1917 году.

Реставрация и посещение

Капитальные работы по реставрации ценнейшего археологического памятника начались в 1951 году. Тогда для предотвращения вибраций, исходящих от железнодорожных путей, была сооружена специальная железобетонная конструкция. Это позволило свести к минимуму риски возможных потерь от сотрясений, однако не уберегло фрески и барельефы подземной базилики от влияния других разрушающих факторов – инфильтрации воды сквозь почву и постоянной влажности. Только в 2008 году были приняты серьезные меры по гидроизоляции памятника архитектуры.

На сегодняшний день, после продолжительного реставрационного периода, подземная базилика у Порта Маджоре открыта для посещений. Визиты строго регламентированы и возможны лишь в составе группы до 6 человек в сопровождении гида и исключительно по предварительному резервированию. Поскольку на территории археологического памятника до сих пор ведутся работы, посетить возможно лишь некоторые его помещения.

Подземная базилика: информация для туристов

Второе и четвертое воскресенье месяца для групп максимум шесть человек в 10:00 и 12:00; индивидуальное посещение — в 11:00. Третий понедельник месяца в 17.00 (только для групп).
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая

5,50 евро + 2 евро за бронирование

Где купить билет

Бронирование билетов осуществляется по тел. +39 06 39967700

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПОДЗЕМНОЙ БАЗИЛИКИ:
По муниципальной жд линии Roma-Giardinetti — до станции Порта Маджоре;
Трамвайным маршрутом №5,14 от жд вокзала Термини;
Трамвайным маршрутом № 19 от Площади Рисорджименто;
Трамвайным маршрутом № 3 от жд станции Трастевере.

Автор статьи: ©39rim.ru

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

История архитектуры

June 2020

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Второе знакомство с романским стилем. Базилика

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка — X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше — к VII — VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика — тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов — продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом — квадратный двор — атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф — трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.

1 — центральный НЕФ; 2 — ТРАНСЕПТ ; 3 — СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 — АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами — цилиндрическими или крестовыми,
( с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может находиться галерея — эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X — XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки — один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.

Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.

Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 — тимпан портала, 2 — архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
«Страшный суд» — самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.

Но библейские сцены тоже не редкость.

Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла — колокольня.

Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня — кампанилла.

Базилика Святого Амвросия

Особенности базилики Святого Амвросия

Предшествующий входу в базилику и протянувшийся с обеих сторон внутреннего двора длинный атриум, построенный в качестве убежища для паломников, визуально скрывает здание, которое за столетия своего существования как будто погрузилось в землю. Видимые со двора две колокольные башни с двух сторон остроконечного фасада храма были возведены в разное время. Низкая, известная как «Колокольня монахов», строилась вместе с церковью, а более высокая и изящная, называемая «Колокольня каноников» – в 1128-1144 гг.

В пресвитерии базилики под восьмиугольным куполом, находится изготовленный в IX веке ювелиром Вуолвино знаменитый Золотой алтарь – одна из ценнейших реликвий храма. Киворий над алтарем, украшенный рельефами со сценами из жизни Христа, датируется X веком. Он опирается на четыре порфировые колонны, которые, возможно, были взяты из раннехристианской церкви четвертого века. Апсида украшена мозаикой XIII века с изображением Христа Вседержителя, представляющим его в образах Небесного Царя и Судьи. В крипте церкви находятся мощи святителя Амвросия Медиоланского, а также мучеников Гервасия и Протасия.

Самая знаменитая часовня базилики – небольшая Капелла Сан Витторе, построенная в 316-328 гг. как отдельное сооружение для хранения мощей местного мученика Святого Виктора, умершего в 303 году. Ее свод и стены были украшены около 470-го года золотой мозаикой с изображениями святых Амвросия, Протасия и Гервасия, являющейся одним из самых известных произведений раннехристианского религиозного искусства.


Стены как свидетели истории

В раннем средневековье базилика Святого Амвросия была традиционным местом, где проходила коронация императоров. Считается, что происхождение этой традиции восходит к 961 году, когда миланский архиепископ Вальперто совершил обряд освящения в Амвросианской базилике короля Италии Оттона I Саксонского до получения последним императорской короны от папы Иоанна XII, о чем свидетельствуют записи миланского летописца Ландольфо Сеньоре. Знаменитой железной короной здесь также были коронованы герцог Нижней Лотарингии Коррадо ди Лорена в 1093 году, немецкий граф Генрих VII Люксембургский в 1311г., король германцев Отто IV Брауншвейгский в 1209г., а также Карл IV Люксембургский, свидетелем коронации которого 6 января 1355 г. стал знаменитый философ и поэт Франческо Петрарка.

Читайте также  Церковь Архангела Михаила

Свою особую роль базилика сыграла 4 августа 1258 года, став местом заключения мирного соглашения между дворянской элитой Милана и горожанами, известного как «Мир Святого Амброджио», которое положило конец многолетней вражде и междоусобице в городе.

Здание было частично перестроено в 1492 году, когда Бенедиктинский орден, под управлением которого находилась базилика, поручил Донато Браманте спроектировать новый приходской дом священника. Результатом его работы стала перепланировка часовен церкви, а также некоторых примыкавших к ней помещений монастыря.
Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала от англо-американской бомбардировки 1943 года. Была разрушена внешняя часть портика, поврежден купол базилики и ее стены. В 1950-х гг. провели колоссальные реставрационные работы, вернувшие зданию величественную древнюю красоту.

В 2005 году, при строительстве подземной автостоянки, в районе рядом с базиликой было обнаружено девяносто гробниц. Проведенные археологические исследования позволили утверждать, что найденные на глубине около четырех метров захоронения являются могилами мучеников. Они были датированы IV-V век н.э.

Традиции и легенды

Внутри базилики Святого Амвросия можно увидеть Медного змея – штандарт пророка Моисея, использовавшийся им, согласно Библии, во время перехода еврейского народа из Египта в Ханаан. Он был подарен в 1007 г. византийским императором Василием II Болгаробойцем и долгое время считался оригиналом. Говорят, что Змей изгоняет некоторые виды болезней.

У северо-западной стены, за границами атриума стоит так называемая «Колонна дьявола», перенесенная сюда из другого места. Легенда гласит, что эта в эту римскую колонну врезался рогами дьявол, пытавшийся пронзить ими святого Амвросия. Нечистой силе удалось освободиться и убежать, однако свидетельства битвы остались в виде дырок. Говорят, что приблизившись к ним, можно почувствовать запах серы, а прислонившись ухом к колонне – услышать шум ада. На самом деле, колонна участвовала в обрядах коронации императоров.

Начиная с 1866 года, рядом с Амвросианской базиликой проводятся рождественские базары Oh bej! Oh bej! Они ежегодно открываются 7 декабря, в день памяти покровителя Милана – святого Амвросия, и длятся до воскресенья, следующего за Рождеством.

Часы работы

  • понедельник – суббота с 07.30 до 12.30 и с 14.30 до 19.00;
  • воскресенье – с 07.30 до 13.00 и с 15.00 до 20.00.

Вход в базилику бесплатный. Лучшее время для посещений – с 10.00, в отсутствие литургий.

Как добраться до базилики Сант Амброджио в Милане

Базилика располагается по адресу: Piazza Sant’Ambrogio, 15.

  • Метрополитен — зеленая линия М2 – ст. «S. Ambrogio».
  • Автобус– № 50, 58, 94.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Фромборкская базилика и замок

Войти

Латеранская базилика

Церквей, храмов, базилик, соборов, часовен, монастырей и многочисленных других христианских строений в Риме — многие сотни. Их конечно же меньше, чем фонтанов, но несколько больше, чем египетских обелисков и в рамках одного поста их сложно все охватить. Свою небольшую серию про Римские церкви я начну с самой главной базилики католического мира.

Может возникнуть вопрос: Какой же статус у Собора Святого Петра, расположенного в Ватикане? В Соборе Святого Петра Папа Римский лишь принимает многочисленных паломников и гостей. А Латеранская базилика — кафедральный собор Рима и официальное местопребывание Епископа Рима, т.е. Папы Римского.

Над главным входом в Базилику выгравирована надпись «Sacrosancta Lateranensis ecclesia omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», что в переводе: «Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Полное официальное название — Архибазилика Святейшего Спасителя и Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста в Латеране.

В левом крыле портика находится статуя Константина Великого, обнаруженная в древнеримских императорских термах на Квиринале.

Зашли мы внутрь через Юбилейную дверь 2000 года, открытую только по юбилейным годам.

После Миланского эдикта, которым в 313 году император Константин даровал свободу вероисповедания представителям различных религий, христиане стали строить в Риме дома для молитвы и собраний — базилики. Изначально базилики использовались как места встреч и торговли, служили площадками для проведения политических собраний и места принятия важных решений в общественной жизни.

По форме базилика — это прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части — нефы. Причем, как правило, количество нефов было нечетное: три, пять и т.д. Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Стены прямые с большими световыми окнами.

В античные времена на Латеранском холме находилось поместье знатного семейства Латеранов, которое у них было конфисковано императором Нероном в 65 году в пользу государства за участие в заговоре. Позднее император Константин Великий, получивший эти земли в качестве приданого своей второй жены Фаусты (сестры императора Максенция), вместе с Латеранским дворцом передал их Римскому епископу Сильвестру. Такой вот любопытный поворот судьбы, хотя Латеранус и лишился своих владений, однако его имя навсегда вошло в историю.


По легенде Римский епископ Сильвестр, исцелил императора от проказы и обратил в христианскую веру, за что император и был так расположен к христианам. И первой церковью, которая была построена императором Константином, является Латеранская базилика. По традиции все церкви строились на фундаментах ранее существовавших языческих храмов или на местах захоронения христианских мучеников. В отличие от них Латеранская базилика была создана на новом месте, которое стало святым за долгие века ее существования.

Латеранский дворец стал официальной резиденцией римского епископа, а впоследствии папы. Многие римские папы проживали здесь и в этих стенах состоялись пять вселенских соборов. Первый Латеранский (1123), Второй Латеранский (1139), Третий Латеранский (1179), Четвертый Латеранский (1215), Пятый Латеранский (1512).
Кроме этого тут происходил трупный синод или же жуткий синод. В январе 897 года церковный трибунал судил эксгумированный труп папы Формозы.

По соседству Константин также устроил баптистерий (место крещения) в здании древнеримского языческого храма. Баптистерий находится у северного входа в базилику и до сих пор сохранил свой первоначальный облик. Латеранский баптистерий в течение многих веков был единственным в Риме. А его восьмиугольная форма послужила образцом для многих итальянских баптистериев.

С другой стороны, рядом с Латеранским дворцом, находится здание со Святой Лестницей. Ее из Иерусалима привезла святая Елена, мать императора Константина. Эта лестница, по преданию, была частью дворца Понтия Пилата, и по ней прошел Христос непосредственно перед своей крестной смертью. Паломники поднимаются по Святой Лестнице на коленях. Лестница ведет в бывшую папскую часовню, которая называется Святая Святых, внутри которой находится нерукотворный образ Христа.

Церковь несколько раз подвергалась разграблениям и разрушениям, а в 896 году была почти полностью разрушена землетрясением. Хотя папы Римские постоянно восстанавливали базилику, она постепенно приходила в упадок. И только после возвращения папского престола из Авиньона в 1377 году началось постепенное восстановление храма.

Несмотря на постигшие ее бедствия и многочисленные перестройки, базилика сохранила свою античную структуру. Ее пространство разделено колоннами на три нефа. Центральный неф завершается полукруглой апсидой, ориентированной на запад, как это было принято в ранне-христианских храмах. Во время богослужения верующие стояли лицом к алтарю, т. е. к западу, а священник смотрел на восток, где восходит солнце. В древних святилищах бога солнца Митры (он был особенно популярен в Риме) церемонии происходили именно таким образом.

Это же кафедральный собор Епископа Римского — значит тут находится папский трон.

Апсиду базилики украшает мозаика, выполненная в 1291 году двумя францисканскими монахами Якопо Торрити и Якопо Камерино. Иконографический ряд полусферической апсиды является многозначным. В самом верхнем ряду на небесно-синем фоне изображен Христос с ангелами. Прямо под фигурой, вернее поясным портретом Христа, находится украшенный драгоценностями крест. Слева от креста находятся Дева Мария, Святые Петр и Павел, справа – Иоанн Креститель, Святой Андрей и более мелкие по размеру фигуры Франциска Ассизского и Святого Антония. Низ второго яруса обрамляет река Иордан. На самом нижнем ярусе изображены девять апостолов, а также автопортреты самих художников.

Хотя многие папы Римские считали делом чести внести свой вклад в переустройство базилики, ее сегодняшний облик является результатом усилий Папы Иннокентия Х, который поручил архитектору Франческо Борромини произвести реконструкцию храма в стиле барокко, и Папы Климента XII, по заказу которого архитектор Алессандро Галилеи создал новый главный фасад.

Реконструкцией собора занимался архитектор Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini) в 1647 -1650 годах. Но только в 1702 году пустые ниши были заняты скульптурами апостолов по приказу папы Климент XI.

Святой Матфей. Скульптор Камилло Рускони.

Святой Фаддей. Скульптор Лоренцо Оттони.

Святой Симон. Скульптор Франческо Моратти.

Святой Варфоломей. Скульптор Пьер Легро

Святой Иаков Младший, брат Господень. Скульптор Анжело де Росси.

Святой Филипп. Скульптор Джузеппе Маццуоли.

Святой Иоанн Богослов. Скульптор Камилло Рускони.

Святой Фома. Скульптор Пьер Легро.

Святой Андрей. Скульптор Камилло Рускони.

Святой Иаков Старший (Иаков Заведеев). Скульптор Камилло Рускони.

Святой Петр. Скульптор Пьер-Этьен Монно.

Святой Павел. Скульптор Пьер-Этьен Монно.

Читайте также  Шоппинг в Ирландии

Мраморные и бронзовые колонны, украшающие алтарь, были взяты из храма Юпитера на Капитолийском холме.

В табернакле, по приданию, хранятся реликвии христианского мира: головы апостолов Петра и Павла, а так же часть стола на котором проходила Тайная Вечеря.

Под алтарем исповедальня, в которой установлена статуя Св. Иоанна Крестителя и надгробный камень Папы Мартина V (XV в.).

Здесь нашли упокоение двадцать два Викария Христа в том числе Климент XII, Лев XIII и Сильвестр II.

В Латеранскую базилику мы еще обязательно вернемся, ведь в этот раз мы не посетили ни внутренний двор базилики, который сохранился в нетронутом виде с XIII века, ни Баптистерий, ни Святую Лестницу.

Замок Шамбор (Château de Chambord). Франция

Шамбор — один из самых известных замков Франции и самый знаменитый замок долины Луары. Здесь король Франциск I-й бывал часто, поскольку окрестности этого замка изобиловали дичью. Король лично наблюдал за тем, как заказник вокруг Шамбора обносили самой протяженной стеной во Франции — около 32 км в длину и 2,5 метра в высоту!

Изначально Шамбор должен был состоять из круглого донжона, обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. Несколько этажей донжона предполагалось окружить открытыми галереям, напоминающие итальянские палаццо, а приток Луары Коссон должен был со всех сторон омывать замок. Но, французские строители и королевские амбиции внесли некоторые изменения в этот проект, превратив замок Шамбор в настоящий сказочный мини-город. Вдохновленный видом одного из роскошнейшего замка Луары, известный французский писатель Франсуа Рамбле изобразил Шамбор в виде Телемской обители с её замечательным девизом «Делай, что хочешь» в своей поэме «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Шамбор строился почти без перерыва, если не считать короткого времени испанского плена Франциска I-го. Едва вернувшись на родину, король немедленно отдал приказ о возобновлении строительства, которое он поручил Шарлю де Мюру. Этот человек отличался огромной находчивостью: во всяком случае, его не нисколько не смутили денежные затруднения, и он, недолго думая, перелил на монеты серебряные ворота собора Святого Мартина, подаренные этой церкви Людовиком XI-м. Работы по строительству Шамбора продолжились еще 12 лет, а затраты были настолько велики, что объявить их посмели только после кончины Франциска I-го: 444 070 ливров. Следует учесть, что замок строился в то время, когда Франция обязалась по заключенному в 1529 году в Камбре договору ежегодно выплачивать за освобожденного короля 4000000 ливров! Да еще и английскому королю Франциск I-й задолжал не менее миллиона ливров. Но, даже когда казна иссякла и король нуждался в деньгах, чтобы оплатить выкуп Испании за двух своих сыновей, Шамбор продолжал строиться.

Строительством Шамбора занимались знаменитые в то время каменщики Пьер Неве и Дени Сурдо. Весь огромный объем плотницких работ осуществил мастер Можин-Буно, трубы для каминов, коих было 282, прокладывали Жан Кабош и Франсуа Обеф. К 1537 году был сформирован общий вид башен и донжона, осталось привести в надлежащий вид террасы. В это время король уже жил в замке, в северо-восточной башне, а в 1545 году он перешел в свои апартаменты, из окон которых был виден донжон во всей красе. В целом основная постройка представляла собой центр миниатюрного городка, который образовали четыре башни с окошками и лесенками, расположенные по углам донжона. Внутри донжона, в месте пересечения галерей была выстроена лестница, обладающая двумя независимыми друг от друга маршами.

Первоначальный проект Леонардо предусматривал в Шамборе сразу четыре независимые лестницы, которые закручивались вокруг пятой. Однако, от этого проекта пришлось отказаться, поскольку при неправильном выборе лестницы человек не попал бы в нужную башню и ему пришлось бы снова спускаться на первый этаж, либо подниматься под самую крышу. Выбор остановили на лестнице с двойным винтом — этот вариант был гораздо удобнее, поскольку с подобной лестницы можно было бы попасть в любую комнату замка. Лестница была щедро декорирована лепными украшениями нимф, гарпий, химер и фавнов. Здесь же можно увидеть и множественное изображение герба короля — саламандру, извергающую огонь.

Терраса замка располагалась на высоте 24 метра от земли, её середину украшал затейливый купол донжона. Венчал купол огромный цветок королевской лилии двухметровой высоты.

По всей террасе, словно сказочные домики, возвышались разнообразные каминные трубы, богато декорированные раковинами, медальонами, ромбами, фантастическими существами. Один из гостей замка, венецианский посол, при виде этого сооружения говорил, что он «восхищен, изумлен или, скорей смущен и приведен в полное замешательство». Он признался, что на какое-то мгновение ему показалось, будто он находится в замке фей, что околдовали благородных рыцарей.

Другой амбициозный план Фридриха I-го по подведению вод Луары к этому великолепному строению оказался неосуществленным. Тогда решили расширить и подвести к Шамбору русло Коссона, но уже в период первого весеннего паводка речка вышла из берегов и затопила замок. В срочном порядке, выше по течению реки была возведена дамба с водоотливом, чтобы иметь возможность регулировать поток реки.

В 1539 году Франциск I-й принимал в Шамборе своего давнего противника Карла V-го, которого сопровождала королева Элеонора, принцесса Екатерина Медичи и еще огромное множество принцев и принцесс. В связи с прибытием важного гостя Франциск I-й отдал распоряжение украсить Шамбор картинами и коврами, зажечь благовонные свечи, а весь путь кортежа от Амбуаза до Шамбора усыпать цветами. В гостях у Франциска I-го Карл V-й провёл три дня, в течении которых развлекался охотой на ланей.

Отчего-то после этого события король охладел к Шамбору и использовал его исключительно в качестве приюта во время охоты. Доподлинно неизвестно, что так оттолкнуло Франциска I-го от Шамбора, и об этом остается только гадать. Возможно, причиной этого явилась несчастная любовь короля к прекрасной герцогине д’Этамп. Красавица так извела своего царственного поклонника, что, вероятно в минуту отчаяния, он стоя у окна своих апартаментов и глядя на роскошный донжон, нацарапал на стене фразу «Нет ничего на свете изменчивее женщины».

Только в такие периоды замки снова оживали и на их стенах в виде гобеленов можно было проследить всю библейскую историю, увидеть сюжеты из античной мифологии. Существовали и ковры под названием «История удовольствий», которыми любовались лишь в самых удалённых замков. Все эти произведения искусств были уничтожены в период Великой Французской революции по приказу Директории. Их безжалостно сожгли как вещи, принадлежавшие французской короне, а значит, не имевшие право на существование.

Людовик XIV-й, который с юных лет увлекался охотой, отнесся к Шамбору крайне серьёзно. Весь двор в полном составе множество раз приезжал в замок. Устраивая балы, ставя пьесы Мольера и оперные балеты, король воссоздал придворную жизнь Франциска I-го.

Есть в Шамборе и свое привидение – граф Тибальд, который до сих пор охотится в угодьях Шамбора и по-моему, мне его удалось запечатлеть:-))))

Ну а теперь можно зайти во внутренний двор замка, а затем пройтись по его залам.


Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда два отдельных зала, расположенных вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV-го. Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое сегодня можно увидеть, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII-м веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV-го — Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон — расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX-м веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII-го века видели самое оживлённое время в жизни замка – в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I-го: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков.

В больших каминах XVI-го века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Музейные залы замка.

Добраться до замка Шамбор не проблема. От жд вокзала Блуа отправляется регулярный автобус по маршруту Блуа-Шамбор-Шеверни-Борегор-Блуа. Стоимость проезда 6 евро. При предъявлении билета в кассу замка, скидка на входной билет составляет 2 евро. Правда, нормально осмотреть все три замка в одну поездку, на мой взгляд, невозможно, на один лишь Шамбор можно потратить целый день. Всё должно быть в удовольствие, а не для беготни и количества:-)

Фото (за исключением вида сверху) — @ SPRATO
При написании поста спользован материал из книги «Замки Луары» издательства «Вече».