Фонтан со статуей Геркулеса

О том, кто раздирает пасть льва в Петергофе


Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Петергоф. 10 июня 2018
Вы видели главный петербургский фонтан — «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе? Интересно, что раздирающий не похож на ветхозаветного героя Самсона, а выглядит как античный полубог Геракл. Поразбирался с этим вопросом, читайте результат!

Позолоченная бронзовая скульптура в ковше Большого каскада фонтанов в Петергофе посвящена победе над Швецией. Раздираемый могучим героем лев — символ этой северной страны, до сих пор присутствует на ее гербе. Уничтожающий же льва герой носит имя Самсон, судя по общеизвестному названию фонтана. Но правомерно ли оно? Сомнения возникают потому, что отличительной чертой ветхозаветного Самсона были длинные волосы, скульптура же изображает коротковолосого кудрявого атлета.


Самсон, раздирающий пасть льва. Крупный план

Не Геракл ли перед нами?

В пользу того, что перед нами Геракл, говорит сходство скульптуры с другой, изображающей именно Геракла. В Эрмитаже находится мраморная группа «Геракл в борьбе с немейским львом» (копия той скульптуры, что создал Лисипп). Геракл душит льва, подняв его на задние лапы и сжав горло сгибом локтя.


Геракл, борющийся с Немейским львом. Эрмитаж

Голова Геракла напоминает голову петергофского Самсона, только у первого есть борода. Отличие же петергофской скульптуры в том, что она изображает не подвиг Геракла, задушившего льва, а поступок Самсона, разорвавшего льву пасть.

В пользу того, что перед нами Самсон, говорит то, что Петра I за полтавскую победу называли вторым Самсоном. Сначал хвалу Петру I как Самсону возносили его соратники, а затем на государственном уровне была провозглашена хвала Сампсонию. Дело было так.

Победа в решающем сражении русско-шведской войны была добыта русскими войсками под Полтавой 27 июня 1709 года, в день святого Сампсона Странноприимца (по новому стилю в 2018 году отмечается 10 июля). Этот святой жил в конце IV века. Соратник Петра I Феофан Прокопович в торжественной речи от 22 июля 1709 года по старому стилю отметил, что победа была обретена не без божественного участия. Феофан в этой речи первым назвал императора вторым Самсоном, который растерзал льва шведского. Речь была произнесена в Киевском соборе в присутствии Петра I (пишет историк А. Г. Раскин), так что дальнейшее продвижение этого сравнения было с ведома императора.

В этом же 1709 году была создана гравюра, посвященная Полтавской битве, с подписью «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему». На следующий, 1710-й год в Санкт-Петербурге в честь победы была воздвигнута Сампсониевская церковь, позже перестроенная в собор. Расположен он по адресу Большой Сампсониевский проспект, дом 41. В год 25-летия победы принято решение создать скульптуру Самсона, раздирающего пасть льву. Первая скульптура была свинцовая, Самсон был изображен длинноволосым и в плаще (автор — Растрелли-старший, Бартоломео Карло Растрелли). В 1799 году было принято решение создать вторую скульптуру, на замену. Скульптор Козловский работал над ней с 1800-го по 1802-й год. Нынешняя скульптура является копией скульптуры Козловского, которая была вывезена гитлеровцами в Великую Отечественную войну. После тяжелой победы Советского Союза над фашистской Германией скульптор В. Л. Симонов по фотографиям ленинградцев восстановил утерянную скульптуру. Ее установили в ковш Большого каскада и открыли 14 сентября 1947, в День танкиста (танкисты первыми ворвались в освобождаемый от гитлеровцев Петергоф).

В общем
Петергофский Самсон, раздирающий пасть льва, — это не точное, но аллегорическое изображение Самсона. Он изображен как античный Геракл, среди статуй античных богов Большого каскада фонтанов Петергофа. Фонтан Самсон является прославлением Петра I, совершившего немало деяний для славы Российской Империи, одно из которых — создание армии, победившей сильнейшую шведскую армию в Полтавской битве 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония Странноприимца.

Речь Феофана Прокоповича от 22 июля 1709 года
Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе, пресветлейшему государю царю и великому князю Петру Алексиевичу, всея Великия и Малыя и Белыя россии самодержцу, в лето господне 1709 месяца июня дня 27 Богом дарованной
.
Яко убо иногда Самсон в растерзанном от себе льве обрете пчелы и мед и, усладився от него, предложи гадание: от ядущаго, рече, ядомое изыйде, и от крепкаго изыйде сладость. Подобие и тебе, пресветлейший монархо, божиим благословением случися. Растерзал еси, аки вторый Самсон (не без смотрения же, мню, божия и в день сей Самсона случися победа твоя), растерзал еси мужественне льва свейского. Се убо обретаеши в нем сладкий нектар. Се и на тебе Самсоново гадание исполняется: от ядущаго изыйде ядомое; от того, иже пожерл бяше отечески я твоя земли и многих народов пожре имения, имееши ядомое, толикий и толь дивную воинства его плень и все пребогатыя користы; от крепкаго изыйде сладость; понеже крепкий сый и страшный непобедимою твоею десницею побежден есть: того ради сладчайшая есть торжественная радость. И якоже горько слышати бяше от сумнящихся и малодушествующих; невозможно побежденным быти воем свейским, тако невоместимая ныне сладость всех, нелицемерне любящих царство твое, сердца исполняет, егда видим уже онаго страшнаго и непобедимаго супостата побежденна преславно, побежденна победою неслыханною, на весь мир дивною и страшною. Пий убо сие свышше данное тебе вино радости!
.
(текст по книге «Феофан Прокопович. Сочинения», 1961 г. Москва, Ленинград)

Фонтан «Самсон» в Петергофе

Фигура Самсона, раздирающего пасть льву, — наиболее узнаваемая скульптура Петергофа. Она есть на всех открытках и магнитиках. Самый полноводный фонтан «Самсон» в Петергофе — это часть «Большого каскада», который находится в Нижнем парке.

Бронзовая позолоченная фигура является символом победы русской армии в Полтавской битве. Герой силой разрывает пасть льва. Эту картину сопровождает водомет высотой около 20 метров, символизирующий его последний глухой рев.

Удивительным в этом фонтане является и то, что он работает без использования каких-либо насосов, только благодаря силе давления. Что говорит об оригинальности гидравлической системы.

Фонтан «Самсон» – одна из любимых достопримечательностей в Петергофе. Вот уже не одно столетие миллионы людей приезжают сюда, чтобы полюбоваться его красотой и величием.

Адрес: Петергоф, ул.Разводная, 2

Координаты: 59.885193, 29.909168

Режим работы: 10:30-19:00 в будни, 10:30-21:00 в выходные (28 апреля-14 октября)

Режим работы

В теплое время фонтан «Самсон» запускают каждый день в 11:00. С середины октября до конца апреля увидеть его можно, но не работающим. Когда приехать, чтобы посмотреть бьющий фонтан:

10:30-19:00 Будни
10:30-21:00 Выходные и праздники

Что посмотреть

Разглядывать фонтан «Самсон» в Петергофе можно долго и с разных сторон. Столько деталей уместили художники в одной композиции! Постаментом для статуи Самсона служит трехметровая скала. Около ног героя вы увидите восемь дельфинов, которые выпускают струи воды, торжествуя победе. Струи устремляются вверх, образуя рисунок, похожий на победный венок.

Дельфины были установлены через несколько лет, после восстановления скульптуры в 1947 году. Еще позже архитектор Андрей Воронихин создал у постамента четыре львиные головы, символизирующие стороны света. Так что сейчас фонтан выглядит даже лучше, чем при императорах.

Интересный факт: лев в качестве противника Самсона был выбран не случайно. Это животное присутствует на флаге Швеции. Благодаря такому приему создатели фонтана хотели продемонстрировать победу России над врагом. Герой изначально тоже выглядел иначе. Статуя Самсона была в образе библейского праведника с бородой и в плаще. Позже ее сменил полуобнаженный рыцарь.

История

Замыслом императора Петра I было создание скульптуры Геракла, побеждающего водную змею – гидру. Но его планы не осуществились. К этой идее вернулась императрица Анна Иоанновна. В 1734 году страна праздновала 25-летие победы в Полтавской битве, которая, предположительно, состоялась в день Самсона Странноприимца.

За все время фонтан повидал три фигуры Самсона. Первый, свинцовый, был установлен в 1735 году скульптором Растрелли. Свинец оказался непрочным и быстро потерял свой блеск. В 1802 году скульптор Козловский заменил ее на бронзовую. Идея и композиция остались те же.

В годы Великой Отечественной войны статуя была сильно повреждена и утрачена. Ленинград был освобожден, и в 1947 году Василий Симонов и его помощник Николай Михайлов восстановили фонтан «Самсон» по сохранившимся фотографиям и чертежам. Сейчас скульптура является визитной карточкой Петергофа.

Читайте также  Шоппинг в Валенсии

Когда лучше ехать

Фонтан «Самсон» в Петергофе прекрасен в любое время года. Летом картинка более полная. Водометы из пасти, символизирующие последний отчаянный рык льва, струи воды маленьких дельфинов, что восхваляют героя, одолевшего противника. В вечернее время фонтан подключается к световым и музыкальным эффектам, что делает его более выразительным.

Вечером фонтан «Самсон» становится частью светомузыкального шоу.
Фото: Артем КИЛЬКИН, «КП»-Санкт-Петербург»

Осень прекрасна сама по себе, но когда в дополнение блестит позолоченная статуя Самсона, картина еще эффектнее. Самое время подумать о красивых фотографиях. Из плюсов: мало людей, яркая картинка. Из минусов: не работают фонтаны, да и может подвести погода. Осенью и весной довольно ветрено и дождливо. Зимой тоже можно поехать, тем более, что вход в парк бесплатный. Но будьте готовы, что у залива будет очень холодно.

Музей под открытым небом: невероятные скульптуры Флоренции

Флоренцию часто называют музеем под открытым небом, что вполне обоснованно. Чтобы насладиться шедеврами скульптуры гениальных мастеров, жителям и гостям Флоренции нет необходимости посещать музеи и галереи, достаточно выйти на улицы города. В центре города собрана огромная коллекция скульптуры легендарных итальянских скульпторов эпохи Возрождения.

Также на улицах города можно встретить древние скульптуры и статуи, найденные на раскопках различных городов Римской империи. Какие же из этих скульптур следует обязательно оценить во время посещения Флоренции?

Давид — шедевр скульптуры эпохи Возрождения, созданный Микеланджело в период между 1501 и 1504 годами. Это мраморная статуя высотой 5,17 метров, изображающая стоящего обнаженного мужчину. Статуя представляет библейского героя Давида, любимого персонажа в искусстве Флоренции.

Первоначально он был заказан как одна из скульптур серии пророков, которые должны были быть расположены вдоль линии крыши восточного конца Флорентийского собора. Вместо этого статуя была размещена на открытой площади, за пределами Палаццо Веккьо, у резиденции гражданского правительства во Флоренции.

Из-за характера представленного героя статуя вскоре стала символом защиты гражданских свобод, воплощенных в Республике Флоренция, независимом городе-государстве, которому угрожали со стороны более могущественных соперничающих государств и гегемонии семьи Медичи. Глаза Давида с предупреждающим взглядом направлены к Риму. Статуя была перенесена в Galleria dell’Accademia в 1873 году, а затем была заменена в оригинальном месте копией.

Давид – признанный шедевр великого скульптора Микеланджело, который признан отражением таланта и уникальной техники знаменитого мастера.


Фото: источник

Изнасилование женщин Сабины

В лоджии деи Ланци на площади Синьории во Флоренции расположено еще одно гениальное творение скульптурного искусства – статуя «Изнасилование женщин Сабины». Эта работа выполнена другим знаменитым итало-фламандским скульптором 16-го века Джованни да Болонья (Джамболонья). Скульптура посвящена инциденту из римской мифологии, согласно которому римляне совершали массовое похищение молодых женщин из других регионов страны. Эта тема нередко освещалась скульпторами и художниками особенно во времена эпохи Возрождения.

Использование слова «изнасилование» в названии скульптуры спорно, поскольку современные ученые склонны интерпретировать этот термин как «похищение», не привязывая название статуи к сексуальному насилию. Сам же инцидент произошел в ранней истории Рима, вскоре после его основания Ромулом и его последователями, среди которых большая часть были представителями мужского пола.

В поисках жен для создания семей римляне безуспешно пытались договориться с населением региона Сабина, желая жениться на их женщинах. Однако, опасаясь конкурентного общества, мужчины Сабины категорически запрещали своим дочерям выходить замуж за римлян, что спровоцировало нападение последних и похищение молодых женщин.

Скульптура «Изнасилование женщин Сабины» изображает двух мужчин и одну женщину, которую похититель держит на руках. Лицо женщины отображает страх и отчаяние, а римлянин, кажется, настроен агрессивно и решительно. Скульптура считается настоящим шедевром, благодаря реалистичности и объемной композиции, которая отражает динамику и эмоциональное состояние каждого из героев сцены.

Геркулес, победивший Какуса

Реалистичная белоснежная скульптура, изображающая мужественного Геркулеса и поверженного им огненного монстра Какуса, расположена справа от входа в Палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции. Скульптура имеет впечатляющие масштабы, а ее высота составляет более 5 метров. Изначально она должна была быть выполнена великим мастером Микеланджело, однако работа над созданием Давида заняла все время и внимание скульптора, в результате чего Геркулес-победитель был доверен флорентийскому художнику Баччо Бандинелли.

Кроме того, скульптуры Давида и Геркулеса часто противопоставляют в политическом отношении, ведь Давид создавался как символ мощи и независимости Республики в противовес гнету царственного семейства Медичи. Мраморный Геркулес же, изображенный с поверженным Какусом, напротив, символизирует победу Медичи над республиканцами.

Скульптура изображает могучего идеально сложенного Геркулеса, который в одной руке удерживает массивную дубинку, а второй держит волосы поверженного Какуса, стоящего перед победителем на коленях. Лицо огненного монстра отображает боль и страдания побежденного. Согласно легенде, Геркулес убил огненного монстра Какуса в качестве своего десятого подвига за кражу крупного рогатого скота. Геркулес является символом физической силы и контрастно выделяется на фоне Давида, который символизирует в первую очередь силу духовную. Согласно сохранившимся свидетельствам, изначально Геркулес имел еще более устрашающий вид, а сцена подвига отличалась исключительной жестокостью. Однако представители семейства Медичи настояли на более мягкой интерпретации, чтобы избежать ассоциаций с жестокостью, которой сопровождалось их восхождение к власти.


Фото: источник

Персей, победивший Горгону

Персей с головой Медузы — бронзовая скульптура, созданная Бенвенуто Челлини в период с 1545-1554 гг. Скульптура стоит на квадратной основе с бронзовыми рельефными панелями, изображающими историю Персея и Андромеды. Она расположена в Лоджии деи Ланци на площади Синьории во Флоренции. Работа была заказана мастеру герцогом Козимо Медичи и стала для Челлини самой значимой и знаменитой как для скульптора. На момент создания и установки скульптуры на площади Синьории уже были расположены знаменитые скульптуры Микеланджело, Бандинелли и Донателло.

Сюжетом для создания скульптуры послужил знаменитый миф о том, как могучий Персей обезглавил Медузу Горгону – злобное мифическое существо, способное одним взглядом превратить человека в камень. Персей изображен обнаженным, за исключением пояса и крылатых сандалий, торжествующий над поверженным телом Медузы, удерживая ее змеиную голову в поднятой руке. Тело Медузы реалистично извергает кровь из шеи. Бронзовая скульптура и голова Медузы обращены к грандиозным мраморным статуям Геркулеса, Давида, а затем и Нептуна. Многие жители и гости Флоренции считают, что Челлини вдохнул новую жизнь в площадь Синьории.

Фонтан Нептуна на площади Синьории

Фонтан Нептуна — это великолепный фонтан с грандиозной скульптурной композицией во Флоренции, расположенный на площади Синьории, напротив Палаццо Веккьо. Изготовленный из мрамора и бронзы, фонтан был введен в эксплуатацию в 1565 году и спроектирован Баччо Бандинелли. Основная часть работы была выполнена Бартоломео Амманнати с некоторыми элементами, созданными его учениками. Например, бронзовые морские лошади — это работа Джованни-да-Болонья, которого часто называют Джамбологна.

В 1559 году герцог Козимо Медичи организовал конкурс на дизайн фонтана в то время, когда строился первый акведук, который провел проточную воду в город. Проект предполагал, что статуя Нептуна станет основным декоративным элементом фонтана. По задумке автора Нептун должен был рассекать морскую гладь в колеснице, запряженной морскими лошадьми, символизирующими мощь Флоренции в Средиземном море. Первоначально скульптором был выбран Баччо Бандинелли, но он умер еще до начала работы над проектом. Скульптор Амманнати был нанят, чтобы взять на себя и завершить работу с помощниками и учениками. Говорят, что лицо Нептуна напоминает лицо самого заказчика — великого князя Козимо.


Фото: источник

4,2-метровая фигура Нептуна, выполненная из мрамора Апуана, была завершена в 1565 году во время свадьбы Франческо Медичи I. Флорентийцы не были впечатлены и называли статую «белый гигант». Работы над оформлением бассейна и другими элементами фонтана потребовали почти десять лет. Амманнати и его ученики добавили по периметру бассейна манер, лежащих бронзовых богов реки, смеющихся сатиров и мраморных морских лошадей, выходящих из воды. Пьедестал, на котором стоит статуя, находится в центре восьмиугольного фонтана. Он украшен мифическими фигурами Сциллы и Харибда.

За длительное время своего нахождения на главной площади Флоренции, фонтан Нептуна неоднократно подвергался нападениям вандалов. Например, в ночь на 4 августа 2005 года вандалы сломали Нептуну руку и существенно повредили трезубец. Также был украден один из сатиров, расположенных в бассейне, во время карнавала в 1830 году. В военные годы фонтан неоднократно подвергался бомбардировкам, что потребовало полноценной реставрации.

Читайте также  Базилика Сан Фридиано

Скульптуры великих флорентийцев у галереи Уффици

Галерея Уффици – один из величайших музеев Италии, который собрал под своими сводами уникальные произведения художественного и скульптурного искусства. Изначально представители семейства Медичи планировали использовать здание галереи в качестве места размещения всех государственных учреждений Флоренции. Однако с 1575 года роскошное здание открыло свои двери для посетителей в качестве музея. В галерее Уффици выставляется личная коллекция произведений искусства богатейшего семейства Медичи. Среди коллекции представлены работы таких величайших мастеров, как Сандро Боттичелли, Микеланджело и других.

Даже не посещая галерею, можно оценить все великолепие флорентийской лепнины и скульптуры. Под арками музея расположены скульптуры великих флорентийцев и деятелей, проживающих во Флоренции значительный период своей жизни. Здесь на каменных пьедесталах расположились изваяния Леонардо, Макиавелли, Донателло, Микеланджело, Джотто, Лоренцо Медичи, Альберти и других знаменитых жителей и гостей города.

Скульптура Данте Алигьери

На площади перед церковью Санта-Кроче расположена одна из самых посещаемых скульптурных достопримечательностей Флоренции – памятник выдающемуся писателю, философу и политику Данте Алигьери, который вот уже семь веков остается самым знаменитым флорентийцем. Массивный памятник изображает Данте в решительной позе, облаченным в длинный плащ, в то время как лицо его выражает скорбь и страдание.

Одной рукой писатель удерживает свое одеяние, а во второй держит книгу. Скорее всего, скульптор предполагал, что в руках писателя его самое знаменитое произведение «Божественная комедия». Памятник был возведен в 1865 году, а его открытие было приурочено к 600-летию великого поэта.

Гримаса страдания и скорби неспроста застыла на лице великого философа. Скорее всего, решение изобразить Данте именно таким было продиктовано непростой судьбой поэта, который из-за своей политической деятельности в 1302 году был изгнан вместе со своей партией из Флоренции. С тех пор до самой смерти Данте Алигьери так и не смог ступить на родную землю, скрываясь от преследований и даже смертной казни, к которой он был приговорен во Флоренции. Интересно, что этот приговор был отменен городским советом Флоренции только в 2008 году, спустя более чем 7 веков.


Фото: источник

Сегодня сложно найти город, который может сравниться с Флоренцией по богатству скульптурного убранства улиц и площадей. Под открытым небом здесь представлены как шедевры легендарных скульпторов и художников, так и работы неизвестных мастеров, найденные во время раскопок древних итальянских городов. Посетить Флоренцию — значит побывать в самом богатом и роскошном музее под открытым небом.

Фонтан «Самсон» — символ победы в Северной войне

Адрес: Петергоф, Нижний парк
Координаты: 59°53’06.8″N 29°54’33.0″E

Красивый фонтан у подножья Большого каскада давно стал одной из визитных карточек Петергофа. Позолоченная статуя Самсона, который усмиряет свирепого льва, символизирует славные победы России над Швецией. Главная струя мощного водомета поднимается на 21 м, и величественное зрелище привлекает очень много туристов.

Фонтан «Самсон» на фоне Большого каскада и Большого дворца

История фонтана

Когда Петр I планировал строительство новой загородной резиденции, он хотел, чтобы возле главного дворца стоял фонтан со скульптурой Геракла, который побеждает Лернейскую гидру. Однако, не всем планам российского императора суждено было сбыться.

Еще при жизни самого Петра I часто называли библейским Самсоном, который сумел побороть разъяренного льва. Лев считался одним из символов Швеции, и его изображение украшало королевский герб. Сравнивая российского императора с Самсоном, а короля Швеции Карла XII со львом, приближенные и историки старались подчеркнуть значение военных побед, одержанных Россией в начале XVIII века.

Вид фонтана с Большого каскада

Фонтан «Самсон» начали строить при императрице Анне Иоанновне, желавшей приурочить новый водомет к 25-летию знаменитой Полтавской битвы. Это сражение произошло в 1709 году и стало решающим в затяжной Северной войне. Примечательно, что шведская армия потерпела поражение 27 июня — в день преподобного Сампсония Странноприимца, почитавшегося небесным покровителем российских солдат.

Модель для скульптурной группы изготовил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли, а каменное основание для нее — архитектор Михаил Земцов. В 1735 году статуи отлили из свинца и установили в ковше под Большим каскадом. В те времена Самсон имел бороду и был облачен в развивающийся плащ.

Вид фонтана с Морского канала

К концу XVIII века свинцовые скульптуры стали разрушаться и потеряли былой блеск, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1802 году академик Михаил Иванович Козловский изготовил выразительную скульптурную группу, полностью сохранив композицию старого фонтана. Правда, в его исполнении Самсон превратился в могучего юношу, больше похожего на мифического Геракла, чем на известного библейского героя.

Когда началась Великая Отечественная война, в пригородах Санкт-Петербурга стали хозяйничать фашисты. Немецкая оккупация продлилась до 1944 года, и в результате все фонтаны Петергофа оказались разрушенными. Статуи из «Самсона» пропали, поэтому в послевоенные годы их пришлось изготавливать заново. Скульптор В. Л. Симонов и его помощник В. Н. Михайлов, используя сохранившиеся рисунки и старые фотографии, сделали новые скульптуры, и в 1947 году посетители Петергофа смогли увидеть живописный фонтан в действии.

Общий вид на фонтан «Самсон»

Несколько лет назад старый фонтан отреставрировали. Чтобы золото дольше не смывалось водой, его нанесли на статуи в два слоя, затратив почти 1 кг сусального золота. Кроме того, скульптуры покрыли двумя слоями защитного лака.

Как выглядит фонтан сегодня

Сверкающие на солнце статуи возвышаются на трехметровом каменном постаменте, похожем на уступ скалы. Молодой сильный лев изображен присевшим перед решающим прыжком. Перед ним стоит обнаженный Самсон, который сильным рывком разрывает пасть зверя, и из нее, словно последний рык, вырывается мощный водяной столб.

Скульптурная композиция фонтана

Вокруг главных героев на каменном постаменте видны фигуры восьми позолоченных дельфинов, которые считаются символами мирного Балтийского моря. Из их пастей также вылетают наклонные струи воды. Еще ниже, у основания рукотворной скалы, помещены позолоченные львы, изображающие четыре стороны света. Они тоже являются небольшими водометами, струи которых бьют параллельно глади бассейна.

Вода, питающая живописные фонтаны, устремляется к Петергофу с Ропшинских высот, а из прудов-резервуаров Верхнего сада самотеком попадает в Нижний парк. Интересно, что водяной столб «Самсона» достигает высоты 6-7-этажного здания без использования каких-либо насосов и других водоподъемных устройств. Его мощность обеспечивается исключительно за счет перепада давления.

Вид фонтана на фоне Воронихинской колоннады

Фонтан «Самсон» расположен в Нижнем парке, территория которого открыта для посетителей с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Чтобы попасть сюда, необходимо приобрести билет. Летом воду в фонтане запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

История одной скульптуры: «Геркулес и Несс» в галерее Уффици

Оказавшись во флорентийской Уффици (Galleria degli Uffizi), не спешите сразу же отправляться на поиски «Весны» или «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли, а задержитесь в первом коридоре галереи возле скульптурной группы «Геркулес и Несс» (второе название скульптуры «Геракл и Кентавр»).

Она не так известна широким массам, как творения Микеланджело, но заслуживает не менее пристального внимания. Тем более буквально на днях реставрация этой скульптурной композиции была полностью завершена, и теперь ее снова могут увидеть все гости Уффици.

Как и многие крупные галереи, Уффици своим появлением обязана меценатам. Конечно, ни для кого не секрет, что в данном случае в роли меценатов выступило могущественное семейство Медичи, фактически управлявшее Флоренцией в эпоху Возрождения и покровительствовавшее художникам, скульпторам и прочим деятелям искусств, ведь, как справедливо было замечено в фильме «Медичи — крестные отцы Ренессанса», без посредничества глав этого флорентийского семейства итальянский Ренессанс мог и не состоятся.

На фото: галерея Уффици

Хотя изначально Уффици задумывалась Козимо I Медичи как дворец, в котором можно было бы объединить все административные службы города, уже с 1575 года галерея функционировала как музей. Личное собрание предметов искусства влиятельнейшего семейства Флоренции легло в основу коллекции Уффици, а одним из первых экспонатов музея стала скульптурная группа «Геракл и Кентавр». Она появилась в первом коридоре галереи в 1597 году и с этих пор не только ни разу не покидала Уффици, но даже место ее дислокации было неизменным, к примеру, во время последней реставрации скульптурную композицию не переместили в подсобное помещение, ее просто скрыли на время работ от посторонних глаз с помощью специальной конструкции.

Читайте также  Церковь Вознесения Девы Марии

Скульптура, выполненная из белого мрамора, иллюстрирует миф о Геракле и кентавре по имени Несс. Согласно греческим мифам, кентавр Несс был сыном Иксиона и Тучи, жил на реке Эвен и занимался тем, что за деньги перевозил путешественников с одного берега реки на другой. Однажды на реку пожаловал Геракл со своей женой — воительницей Деянирой, Геракл решил преодолеть реку вплавь, а вот Деяниру поручил заботам Несса. Кентавр оказался существом не самым порядочным и, улучив момент, решил воспользоваться беспомощностью супруги Геракла: по одной версии человек-конь попытался надругаться над Деянирой, по другой — похитить ее.

Геракл, само собой, не стал терпеть такое безобразие и ранил кентавра стрелой, смазанной желчью лернейской гидры. Умирая, Несс решил применить военную хитрость: он сообщил по секрету Деянире, что его кровь способна вернуть любовь Геракла в том случае, если чувство героя к ней внезапно угаснет. Деянире бы задуматься над тем, с чего вдруг кентавр делится с ней такими полезными сведениями, но дама по одной ей известным причинам доверилась Нессу, собрала его кровь и приберегла ее на всякий случай.

Случай, конечно же, представился. Совершив свои 12 подвигов, Геракл решил уйти на покой, но не один, а в компании Иолы, дочери царя Еврита, в которую герой влюбился на склоне своих лет (согласно одним данным, на тот момент ему было 50 лет, согласно другим — 52 года). Деянире не слишком понравилось такое развитие событий, и она не придумала ничего лучшего, чем пропитать кровью Несса хитон, после чего послала одеяние Гераклу в подарок. Дальнейшее общеизвестно: хитон оказался отправленным ядом все той же лернейской гидры, Геракл, не в силах терпеть боль, бросился в погребальный костер, а Деянира, терзаемая чувством вины, заколола себя мечом. В общем, как говорили в «Формуле любви», все умерли.

Скульптурная же композиция иллюстрирует тот эпизод мифа, когда все еще были живы, то есть непосредственно момент борьбы Несса и Геркулеса. Долгое время считалось, что автор скульптурной группы — Джованни Каччини (1556-1613 гг), флорентийский скульптор, занимавшийся оформлением садов Боболи, Palazzo Vecchio и Церкви Святого Духа, но, как недавно выяснилось, это не совсем так. Конечно, флорейтийский скульптор имел к «Геркулесу и Нессу» самое прямое касательство, но, похоже, он был не автором скульптуры, а просто воссоздал полуразрушенную скульптурную композицию, созданную еще в третьем веке до нашей эры.

Во время последних реставрационных работ, которые официально завершились 23 февраля 2015 года, реставратор Паола Росса и исследователь Марчелло Спампинато провели петрографический анализ мрамора, использовавшегося для создания «Геракла и Кентавра», и обнаружили любопытный факт: для создания скульптурной композиции использовался мрамор двух различных типов. Первый — белый каррарский мрамор из Апуанских Альп, который использовали практически все скульпторы Флоренции периода Возрождения, к примеру, именно из глыбы каррарского мрамора Микеладжело высек скульптуру Давида.

На фото: карьер в Карраре, где добывается тот самый белый мрамор.

Из этого же карраского мрамора высечены фигуры Геракла и Кентавра, а вот ступни Геркулеса, копыта Несса и частично ноги обоих высечены из мрамора, привезенного из ныне несуществующего царства Фригия. При этом анализ показал, что созданы эти части скульптурной композиции были примерно в третьем столетии до нашей эры.

Отсюда исследователи сделали вывод, что в шестнадцатом веке близ Флоренции была обнаружена полуразрушенная скульптурная композиция, относящаяся к эпохе древних римлян, скульптор Джованни Каччини восстановил ее, конечно, привнеся в скульптурную композицию свое авторское видение. Именно поэтому фигура Геркулеса так близка по стилю к античным прототипам и, возможно, этим объясняется и тот факт, что Медичи отвели скульптуре «Геркулес и Несс» почетное место в одном из первых залов Уффици, ведь античные статуи (пусть и частично восстановленные) даже во времена Ренессанса ценились знатоками искусства очень высоко.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

КАССЕЛЬ. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО

ГОРНЫЙ ПАРК ВИЛЬГЕЛЬМСХЁЭ. МОНУМЕНТ ГЕРКУЛЕС

Знаменитый парк Вильгельмсхёэ внесен ЮНЕСКО в список культурного наследия в 2015 году. Это уникальный парковый комплекс, один из самых популярных в Европе.

Одна из известнейших достопримечательностей Касселя и парка Вильгельмсхёэ статуя Геркулеса, она в течение 3-х веков является символом города. Колоссальный монумент размещен на пирамиде, которая, в свою очередь, венчает замок на вершине холма. От статуи начинается украшенный гротами и фонтанами грандиозный каскад «Геркулес», воды которого спускаются вниз с высоты 600 м. над уровнем моря.

Когда-то на вершине горы в массиве Ястребиный лес (нем.Habichtswald) был монастырь, который закрыли в период Рефрмации. В 1606 году Ландграф Гессен-Кассель Моритц повелел на месте монастыря построить летнюю резиденцию с парком и охотничий замок. Так был заложен знаменитый парк Вильгельмсхёе, который дополняли и переделывали в течение 150 лет.

Его наследник ландграф Карл Гессенский пригласил итальянского архитектора Франческо Гуриеро (Francesco Gueriero) для создания ансамбля из каскадов, фонтанов, бассейнов и дворца. Франческо Гуриеро спроектировал грандиозный каскад «Геркулес», который поражал современников и до сих пор восхищает всех, кто здесь побывал.

На вершине горы построили восьмиугольный дворец Октогон (Oktogon) в стиле барокко, на вершине которого решили установить статую Геракла — героя древнегреческой мифологии, который обладал необычайной силой и совершал подвиги. Геркулес — латинское имя Геракла, принятое в европейском искусстве. К 1717 году статуя была установлена и с тех пор Геркулес стал символом города Кассель.

Эскизы монумента «Геркулес» сделал автор всего проекта итальянский архитектор Джовани Франческо Гурньеро в 1701 г. Скульптор из Аугсбурга Иоган Якоб Антони отлил из бронзы точную копию античной скульптуры Геркулеса в Франезе.

Статуя Геркулеса весит 3 тонны, высотой 8,25 метра и состоит из металлического каркаса, покрытого медными листами.

Высота всего сооружения 70,5 м., высота трехэтажного дворца Октогон около 30 м. Геркулес стоит на вершине пирамиды, которая установлена на крыше восьмигранного замка.

Комплекс установлен на вершине горы, склон которой был дополнен террасами, а Геркулес как бы парит в воздухе на головокружительной высоте.

Возле статуи Геркулеса есть смотровая площадка, на которую можно подняться по крутой винтовой летнице. Отсюда открывается прекрасный вид на панораму города Кассель, можно увидеть горные лесные массивы Северного Гессена и потрясающе красивый пейзаж вокруг.

Дворец Октагон и каскады были построены из туфа. Этот камень хорошо поддается обработке, но он подвержен эрозии и выветриванию. Уже в XIX веке проводились реставрационные работы. В 1802-1804 гг. своды и стены главного здания были реконструированы, в 1823 г. сделали капитальный ремонт рухнувшего крыльца.

Через 300 лет после постройки, потребовалась кардинальная реставрация дворца, пирамиды и памятника. Дворец Октагон и статуя Геркулеса в 2005 году покрылись строительными лесами, началась реставрация всего комплекса, которая продолжалась несколько лет.

Вода стекает по ступеням каскада, наполняя бассены и попадает в нижний пруд. Оттуда бьет мощный фонтан, высота струи 50 м. Это кульминация феерического водного шоу, которое длиться один час. Затем вода отключается, все затихает. Но остается этот уникальный каскад, а вас зовет на прогулку неповторимо красивый горный ландшафтный парк Вильгельмсхёэ.

Обратите внимание: водное шоу на каскаде «Геркулес» проводится в течение часа только в летний период с мая по октябрь, два раза в неделю по средам и воскресениям, а также в праздничные дни. Начало пуска воды в 14:30.