Фест и Агия-Триада

Ираклион: Кносский дворец, Фест, Матала и критское вино

Елена Липатова
14 апреля 2020

Область Ираклион относится к Восточному Криту, но фактически это центр острова. Здесь хорошо развита туристическая инфраструктура с отелями, ресторанами и развлечениями. Вокруг Ираклиона находятся всемирно известные минойские дворцы Кносс и Фест. В течение одного дня можно искупаться на песчаном пляже и вспомнить легенды и мифы древней Греции. Где в регионе Ираклион находится «туристическое гетто», как не устать от осмотра достопримечательностей, про пещеры хиппи и критское вино.

Кносский дворец

Как доехать из аэропорта в центр города

Большинство туристов, приезжающих на Крит, прибывают в аэропорт или в порт Ираклиона. Международный аэропорт Никос Казандзакис расположен недалеко от центра города, куда ходит рейсовый автобус. Автобусы ездят вдоль всего Северного побережья и по таким популярным направлениям как Кносский дворец. Мы брали автомобиль в аренду прямо в аэропорту Ираклиона.

Где остановиться в области Ираклион

Самая плотно заселенная часть Северного побережья — отрезок от Ираклиона до Малии. Пляжные отели, рестораны, бары, магазины, дискотеки, молодежь и английские туристы. Особенно большая концентрация всего вышеперечисленного в местах: Сталида (Stalida), Малия (Malia) и Херсониссос (Hersonissos). Рядом с Херсониссосом находится аквапарк. Если вы ищите развлечений, то вам сюда, а если тишины и настоящей Греции, то езжайте дальше.

Многие останавливаются в Ираклионе на ночь, чтобы утром сесть на паром до Санторини или отправиться на другие греческие острова.

Город Ираклион (Heraklion)

Ираклион (Heraklion) – столица Крита и пятый по величине город Греции. Во время второй мировой войны Ираклион сильно пострадал от бомбардировок, но был восстановлен. Старый город обнесен венецианскими стенами, попасть внутрь можно через городские ворота. В центре на площади Венизелу стоит красивый венецианский фонтан Морозини со львами.

Другие достопримечательности Ираклиона: Базилика Св.Марка, Лоджия, Церковь Св.Тита, Арсенал. В старом порту находится Венецианская крепость. Археологический музей Ираклиона – один из самых известных в мире, в нем экспонируются находки из Кносского дворца, Фестский диск.

Любители шоппинга приезжают в Ираклион походить по магазинам. Во многих местах (аэропорт, порт, рестораны, отели) можно взять бесплатную карту города с достопримечательностями и полезной информацией.

Достопримечательности вокруг Ираклиона

Вокруг Ираклиона сосредоточены самые известные памятники минойской цивилизации. Но если вы обычный турист, а не профессор истории, то не ставьте своей задачей посетить все развалины и музеи за одну поездку – это утомительно. Мы осматривали Кносский и Фестский дворцы с промежутком в два года.

Кносский дворец

Кносский дворец – обязательная часть знакомства с греческой историей и мифологией. Кносс находится всего в 5 км от Ираклиона, бывшего в античные времена его портом. Раскопки Кносса проводились английским археологом Артуром Эвансом, он реконструировал фрагменты дворца и фресок. Результат работы Эванса критикуют специалисты, но увиденное впечатляет.

Кносский дворец построен на месте мифического лабиринта минотавра, следов которого вы не найдете, но увидите залы, комнаты, галереи, кладовые, лестницы, бассейн, театр. В Кносс приезжает очень много туристов, мы стояли в очереди, чтобы заглянуть в тронный зал. Площадь дворца составляет 22000 м 2 и его посещение занимает около 2 часов.

Ещё один минойский дворец находится рядом с туристическим центром Малия (Malia). После осмотра Малийского дворца хорошо искупаться на песчаном пляже.

Гортина, Фестский дворец, Агиа Триада, Матала

Это маршрут в южном направлении от Ираклиона протяженностью 70 км. Основное время стоит уделить осмотру Фестского дворца.

Гортина (Gortyna) находится в 46 км от Ираклиона. Город пережил свой расцвет в римский период, будучи столицей крупнейшей провинции. Единственное сохранившееся здание – церковь Св. Тита. На развалинах Одеона (римского театра) выбит свод законов Гортины, текст которого не могут прочесть до сих пор.

Фестский дворец

Фестский дворец является вторым по значению дворцом Крита, он принадлежал брату царя Миноса. Фест восстанавливали итальянские архитекторы, они провели раскопки без реконструкции. По площади и архитектуре Фестский дворец похож на Кносс, информационные таблички на английском языке объясняют назначение каждого места. Самая известная находка Феста – Фестский диск.

Агиа Триада. Развалины царской виллы находятся в 3 км от дворца в красивом тихом месте. Выгодно купить билет на посещение сразу двух объектов.

Пещеры хиппи и пляж в Матале

Матала (Matala) – рыбацкий поселок ставший популярным благодаря «пещерам хиппи» и песчаному пляжу. Пещеры в скалах были сделаны под погребения, а в 60-х годах прошлого века в них жили хиппи. В Матале много сувенирных магазинов, кафе и ресторанов. Если остановиться на ночлег, то будет возможность увидеть красивый закат (эта часть острова выходит на Запад).

Дегустация и покупка критского вина

В области Ираклион любители археологии также посещают: Арханес (Arhanes), Ватипетро (Vathipetro) и Фурни (Foyrni). Интерес к истории на этом маршруте хорошо совместить с дегустацией и покупкой критского вина. Винодельни сосредоточены вокруг Арханеса в местечках Skalani, Kounavoi, Peza, Kalloni, Melesses, Alagni. Популярный сорт критского красного вина Mantilari, белого – Vilana.

Мы посетили винодельню Klados Winery рядом с Панормо (50 км от Ираклиона, 25 км от Ретимно). Семейное предприятие производит 5 сортов вин: белое Great Hawk из винограда сорта Vidiano, красное и розовое Red Nest. Проводится экскурсия с дегустацией.

Плато Лассити и Диктейская пещера (Пещера Зевса)

Извилистая дорога на юг от Малии ведет к Диктейской пещере. По пути к ней с серпантина открываются прекрасные виды на плато Лассити. От парковки к пещере нужно подниматься пешком в гору или можно доехать на ослике.

Диктейская пещера

Внутри пещера подсвечена зеленоватым светом, в нее нужно спускаться по лестнице. Внутри сыро и холодно, рекомендуется взять с собой легкую куртку или кофту. Легенда гласит, что именно здесь родился Зевс.

Из Ираклиона 69 км на Восток до красивого города Агиос-Николаос.

Фест и Агия-Триада

Уорвик Б рей, Дэвид Трамп

Города: Кносс, Маллия, Микены, Фест, Агиа-Триада .

МИКЕНЦЫ (англ. Mycenaeans ), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Предки Микенцев , по-видимому, появляются в Греции около 2000 г . до н.э., с ними распространяется минийская керамика, а также индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., обогатившись многими признаками материальной культуры минойцев . К 1450 г . до н.э. могущество Микенцев выросло настолько, что они взяли под контроль Кносс и восточносредиземноморскую торговлю, в т.ч. кипрской медью (см. Гелидония ). Торговля распространилась также на центральное Средиземноморье и континентальную Европу, одним из предметов потребления был балтийский янтарь. Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет, пока ряд событий на материке не положил ей конец. Причины упадка до сих пор не ясны. Микенцы жили в цитаделях, обнесенных мощными стенами, за ними находились дворцы типа мегарона, примеры которых находятся в Микенах, Тиринфе и Пилосе .

1. КНОСС ( Knossos , Cnossus ).

Основной дворец минойцев , находится близ Гераклейока , в центральной части северного побережья о. Крит.

Раскопкам Кносса посвятил свою жизнь сэр Артур Эванс(1899–1935 гг.).

Дворец занимал площадь около гектара, размеры центрального двора 87×174 фута (26,5×53,1 м). Вокруг него группировались основные помещения, в западной части — тронный зал (фото 41), приемные залы, ритуальные помещения и склады, в восточной — жилые помещения, состоявшие, по меньшей мере, из трех ярусов. В отличие от других критских дворцов Кносс пережил извержение Санторина ( Фера ) в 1450 г . до н.э., затем попал под власть новых правителей — микенцев . Истоки легенды о Тесее и Лабиринте (дом двойной секиры, т.е. Кносс ) должны относиться к этому периоду. Внутреннее убранство позволяет говорить о высоком уровне комфорта и даже роскоши. Полы искусно выложены камнем, расположенная ниже система водостока далеко превосходила все известное в древнем мире оборудование такого рода. Нижняя часть стены состоит из гипса, выше расположены великолепные фрески (фото 42). В числе прочего изображались сцены тавромахии , происходившие во дворце или около него, придворные, наблюдавшие за ними (рис. 64) или участвующие в церемониальных процессиях, а также сам царь-жрец. В гробницах обнаружены высокохудожественные статуэтки богини со змеями, которые позволяют частично реконструировать религиозные представления минойцев . Находки глиняных табличек с линейным письмом А и Б позволили заключить, что в последней фазе заселения дворцом владели греки.

Следует помнить, что дворец Миноса был не единственным, но лишь крупнейшим зданием в городе. Меньшие по размеру, но также хорошо оборудованные особняки исследованы в его окрестностях, выявлены и более скромные дома. Необходимо упомянуть виадук и караван-сарай, расположенные южнее, а также некрополь, состоящий из камерных гробниц, т.н. «храмовую гробницу».

Фото 41. Тронный зал в Кносском дворце.

Рис. 64. Деталь фрески.

Фото 42. Фрагмент фрески («Парижанка»).

Фото 61. Ритон в виде головы быка из Кносса (стеатит, золото).

2. МАЛЛИЯ ( Mallia ).

Минойский город и дворец на северном побережье Крита в 15 милях (24,1 км) к востоку от Кносса . В течение 30 лет исследовался французскими археологами. Установлено, что дворец имел внутренний двор. Он существовал в среднеминойском и позднеминойском I периодах (1900–1450 гг. до н.э.), после землетрясения 1750 г . до н.э. перестроен. Среди наиболее выдающихся индивидуальных находок — большой бронзовый меч и боевой топор, выполненный в форме леопарда. Город основан в раннеминойском I периоде, но большинство изученных построек относится к средне- и позднеминойскому времени и свидетельствует о развитом домостроении. Царский могильник к моменту раскопок был разграблен, однако здесь найдена золотая подвеска, изображающая двух пчел на ягоде или медовом соте.

3. МИКЕНЫ ( Mycenae ).

Город, давший название периоду бронзового века Греции, находится на Аргосской равнине в Восточном Пелопоннесе. Окружен массивными стенами циклопической кладки, доступ в город открывался через монументальные Львиные ворота (рис. 94). На вершине холма обнаружены остатки дворца, ниже на склоне частично сохранились остатки домов. Постройки нижнего города, вне стен, известны лучше. Подземные резервуары обеспечивали защитников города водой. За воротами находились шахтовые гробницы круга А , обнаруженные Г.Шлиманом в 1874 г . В 6 гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня — оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски (фото 59), а также керамика 16 в. до н.э. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спиральный орнамент. В 1951 г . найден второй круг шахтовых гробниц, относящийся к более раннему времени и не такой богатый. Потомков царской семьи хоронили в больших толосах, ошибочно приписываемых персонажам гомеровского эпоса, Атрею , Клитемнестре и др. Город устоял перед событиями 13 в. до н.э. лучше, чем другие города континента, но около 1100 г . до н.э. был разрушен, сохранившись в руинах и легендах.

Рис. 94. Микены. Львиные ворота.

Фото 59. Золотая маска из V шахтовой гробницы в Микенах.

Читайте также  Водопады в Геленджике

Рис. 93. Микенские воины охотятся на львов
(инкрустированный кинжал из V шахтовой гробницы в Микенах).

МИКЕНЦЫ (англ. Mycenaeans ), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Самоназвание этого народа — ахейцы, их достижения зафиксированы в легендах классического периода. Предки М., по-видимому, появляются в Греции около 2000 г . до н.э., с ними распространяется минийская керамика, а также индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., обогатившись многими признаками материальной культуры минойцев . Поздние источники сообщают также о прибытии новых правителей, авантюристов с Востока. К 1450 г . до н.э. могущество М. выросло настолько, что они взяли под контроль Кносс и восточносредиземноморскую торговлю, в т.ч. кипрской медью (см. Гелидония ). Торговля распространилась также на центральное Средиземноморье и континентальную Европу, одним из предметов потребления был балтийский янтарь. Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет, пока ряд событий на материке не положил ей конец. Причины упадка до сих пор не ясны. Троянская война в конце 13 в. до н.э. является свидетельством неспокойного положения к востоку от Эгейского моря. Имеются сведения о депопуляции в Южной Греции, примерно в то же время открывшей дорогу вторжению дорийцев и заморским миграциям греков. М. жили в цитаделях, обнесенных мощными стенами, за ними находились дворцы типа мегарона, примеры которых находятся в Микенах, Тиринфе и Пилосе . Заимствованы многие минойские признаки — фрески, расписная керамика (фото 58), мастерски выполненные печати, художественные металлоизделия, глиняные таблички и т.д. (рис. 93). Линейное письмо Б отражает отношения двух цивилизаций, оно является приспособлением для нужд греческого языка минойской письменности, освоенной пришельцами с материка, которые захватили Кносс . Письмо постепенно появляется на многих континентальных памятниках, в нем содержится большое количество информации о М. Могильники располагались вне городских стен. В самих Микенах найдены чрезвычайно богатые шахтовые гробницы начала периода (фото 59), отмеченные прекрасными резными стелами. Обнаружены также более распространенные камерные гробницы и толосы. Хотя период могущества Микен был недолгим, их влияние распространилось чрезвычайно широко, от Амарны в Египте до Трои, западной границей являются Сицилия и Сардиния, северной — Балтика и Британия.

Фото 58. Микенский стремевидный сосуд с изображением осьминогов.

3. ФЕСТ ( Phaestos или Phaistos ).

Минойский дворец на юге о. Крит, раскапывался итальянскими археологами с 1900 г . Вершина холма была срезана при сооружении дворца в среднеминойском Iв / II периоде ( 1900 г . до н.э.), большая часть неолитических и раннеминойских отложений уничтожена. Планировка дворца типична для минойской культуры — большой центральный двор окружен парадными залами, жилыми помещениями и обширными хранилищами. В среднеминойском III периоде узкий западный вход расширен до размеров двора со ступеньками по сторонам, возможно для тавромахии . В позднеминойском периоде, хотя дворец продолжал существовать, административный центр перемещается в Агиа-Триаду находится в 2 милях (3,2 км) к западу. Дворец возвышался над городом, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание. Во дворце сохранились некоторые фрески, к числу важнейших находок принадлежат великолепные среднеминойские вазы стиля камарес и загадочный « Фестский диск». Последний представляет собой глиняный диск диаметром 6 дюймов (15,2 см), на обеих сторонах по спирали выдавлены знаки (рис. 171). Символика указывает на анатолийское происхождение, но убедительная расшифровка до сих пор не выполнена.

Рис. 171. Фестский диск.

3. АГИА-ТРИАДА ( Hagia Triada ).

Минойский дворец на юге Крита в 2 милях (3,22 км) к западу от Феста . По-видимому, заменил последний в качестве царской резиденции в 1600 г . до н.э. и существовал в течение двух веков позднеминойского I периода. Небольшой город вокруг него сохранился и позже. К позднеминойскому III периоду принадлежит наиболее интересная находка — керамический саркофаг, в росписи которого изображены сцены погребального ритуала, возлияния , жертвоприношения и т.д. (рис. 1). Хорошо известна также «Ваза со жнецами», каменный ритон , изображающий в барельефе прекрасную сцену праздничной процессии жнецов.

Рис. 1. Деталь изображения на саркофаге из Агиа-Триады.

КАМАРЕС ( Kamares ), пещера, священное место в минойской культуре, расположена на склонах горы Ида (о. Крит) выше г . Фест . В числе вотивных даров — посуда среднеминойского периода (1900–1600 гг. до н.э.), расписанная красной и белой краской по черной основе, название К. получил стиль керамики.

Уорвик Б рей — преподаватель американской археологии в Лондонском университете. Степени магистра гуманитарных наук и доктора философии он получил в Кембридже ( Сент-Джонс-колледж ), руководил раскопками в Англии, Италии, Колумбийских Андах. Автор известной книги «Повседневная жизнь инков».

Дэвид Трамп — преподаватель Кембриджского университета. Образование получил в Пэмброкском колледже, где был удостоен степени доктора философии. Был куратором археологии в Национальном музее Мальты. Проводил раскопки во многих странах. Автор книг «Центральная и Южная Италия в доримскую эпоху» и « Скорба : первобытная культура Мальты».

Искусство Минойского Крита. Архитектура. Кносс, Фест, Агиа Триада

КНОСС, город в центральной части северного Крита, прославленный в греческой традиции как столица Крита и резиденция Миноса, могучего царя предшествовавшей античности эпохи, который господствовал в бассейне Эгейского моря и взимал дань со многих городов материковой Греции, в том числе с Афин. Именно в Кноссе аттический герой Тесей с помощью дочери Миноса Ариадны убил в лабиринте чудовище, человекобыка Минотавра, освободив Афины от унизительного порабощения.

Кносс располагался на обширном холме, примерно в 5 км от северного берега Крита и менее чем в 6 км юго-восточнее современного города Ираклион. Здесь и стоял город Миноса, а впоследствии возник античный город Кносс, просуществовавший до римского времени.

Раскопки, увенчавшиеся блестящими открытиями, начал в 1900 А.Эванс, который вел их до 1905, а здесь продолжал с перерывами до 1931. Был обнаружен колоссальный дворец, занимавший площадь ок. 2 га, а вокруг него – город с многочисленными зданиями. Возникший в начале эпохи средней бронзы, ранее 1800 до н.э., дворец впоследствии пережил ряд разрушений и восстановлений. Во время извержения вулкана на острове Фера (Санторин) в середине 15 в. до н.э. он был засыпан пеплом, а после 1400 до н.э. уничтожен пожаром. Своими исследованиями Кносса и аналогичных ему памятников в других районах Крита Эванс извлек из небытия и реконструировал блестящую цивилизацию, некогда процветавшую на острове, и по имени легендарного царя Миноса назвал эту культуру минойской.

Здание дворца было почти прямоугольным в плане, а в высоту имело два и более этажей. Толстые стены первого этажа сложены из камня, а верхний этаж был, вероятно, возведен из сырцовых кирпичей. Высокий цоколь наружных стен западного фасада был облицован огромными гипсовыми блоками. Сооружение имело бесчисленное количество помещений, несколько беспорядочно группирующихся по сторонам обширного открытого четырехугольного двора. С севера, запада и юга к дворцу вели мощеные дороги. Южная дорога проходила по виадуку, перекинутому через глубокое ущелье. Подходя к дворцу с запада, надо было пересечь внешний вымощенный камнем двор, примыкающий к зданию снаружи; затем, пройдя через ворота с пилонами, можно было попасть в узкий коридор, который, сделав несколько резких поворотов, приводил к юго-западному входу в здание. Отсюда, по обращенной на север широкой монументальной лестнице, можно было попасть в расположенные этажом выше залы и парадные покои, а боковая дверь вела в центральный двор. Стены коридора были оштукатурены и украшены яркими фресками с изображениями человеческих фигур в натуральную величину – участников торжественных процессий, вероятно религиозного характера. В вестибюле, возле парадной лестницы, стены декорированы раскрашенными стуковыми рельефами, на одном из которых, по-видимому, изображен царь-жрец.

Парадные покои представляли собой просторные украшенные залы с колоннами, сообщающиеся между собой через многочисленные широкие проемы. Окна выходили в световые колодцы, что обеспечивало освещение и вентиляцию; возможно, здесь имелись и лоджии, выходившие во внутренний двор. Под большими залами вдоль западной стены здания располагались узкие длинные кладовые (общим числом 21), где в огромных кувшинах и бочках, заглубленных ниже уровня каменного пола, хранились масло, вино, зерно и другие припасы. На первом этаже находилось особое помещение, обращенное во внутренний двор и предназначавшееся для аудиенций; у его северной стены, украшенной фреской с изображением двух стражей-грифонов по сторонам, стоит изящный, с высокой спинкой, трон из гипса. В другом зале имеются огромные прямоугольные каменные пилоны, на которых вырезаны символические знаки в виде двойных топоров, употреблявшихся в религиозных ритуалах. В находившемся по соседству святилище богини со змеями найдено множество культовых принадлежностей. Здесь же, в западной части дворца, обнаружены административные архивы – сотни покрытых четкими письменами глиняных табличек, свидетельствующих о развитом и процветающем хозяйстве.

Юго-восточная часть дворца, ныне сильно разрушенная, частично использовалась в культовых целях. В руках царя, несомненно, была сосредоточена как политическая, так и религиозная власть. Северо-восточная часть здания была отведена под жилища ремесленников и мастерские каменотесов. Узкий проход, ведущий во двор с севера, украшал портик с колоннами, на задней стенке которого находился стуковый рельеф, изображавший быков почти в натуральную величину.

Восточное крыло дворца, террасами спускавшееся по склону, – по-видимому, к саду над ручьем, – служило жилищем царя. Здесь было не менее четырех этажей. С этажа на этаж вела широкая лестница в несколько маршей. Четыре марша сохранились хорошо, от пятого и шестого обнаружены следы. Жилые помещения каждого этажа состояли из двух основных комплексов, включавших несколько комнат. Больший, вероятно предназначавшийся для царя, включал просторный Зал двойных топоров, в который через широкий световой колодец проникали свет и воздух. Колонны в этом зале, как и на главной лестнице, были деревянными, установленными на каменных основаниях. Специальный коридор вел в меньший жилой комплекс, мегарон царицы, имевший зал с колоннами и скамьями, световой колодец и ванную комнату, в которой сохранилась терракотовая ванна. Извилистый коридор вел в уборную, куда была подведена вода, которая уносила нечистоты по трубе в ручей.

В некоторых из соседних раскопанных Эвансом домов обнаружены интересные фрагменты фресок и другие предметы. Особенно замечательны своими размерами и красотой два здания – т.н. Царская вилла на севере и Малый дворец на западе. Южнее, за ручьем, была открыта царская гробница с подземными облицованными камнем камерами. Обширные кладбища, включающие ямные и камерные могилы, обнаружены в 2–3 км к северу, а на морском берегу, почти в 6 км к востоку от Ираклиона, найдены следы портовых сооружений.

Важную роль в жизни местных жителей играла религия; они поклонялись различным богам – как под открытым небом, так и в крытых святилищах, причем особо почиталось женское божество, обычно изображаемое со змеями. Здесь процветали архитектура, живопись, скульптура и другие искусства; особым мастерством отличались резчики гемм и ювелиры, достигшие совершенства в обработке золота и серебра. Высокохудожественной и искусной была резьба по слоновой кости. Великолепные изделия создавали гончары. Найденная керамика является иллюстрацией последовательных стадий развития культуры – от эпохи неолита до позднеминойского III периода. Гончарный круг впервые вошел в широкое употребление в среднеминойский II период.

Читайте также  Где находятся пирамиды Гизы?

Минойская культура Крита оставила богатое наследство для человечества. До сих пор мало изученное, не смотря на проведенные раскопки, исследования в разной степени сохранившихся дворцов, храмов, целых городов. В некоторых местах произведена частичная реконструкция существовавших за несколько тысячелетий до нас зданий и сооружений.

Дворец Феста в этой череде памятников культуры и истории, пожалуй, один из самых загадочных и неоднозначных. Его раскопки завершились еще в начале двадцатого века, остатки дворца были тщательно расчищены, но реконструкции здесь не проводилось абсолютно никакой. Едва выступающие над поверхностью земли стены древнего дворца трудно назвать сколько-нибудь впечатляющим зрелищем. Однако в Фесте археологи и историки столкнулись с интереснейшими находками и неоднозначными явлениями и фактами, над разгадкой которых бьются до сих пор.

Само расположение дворца вызывает массу вопросов. Фест построен не позднее четвертого тысячелетия до н.э. на склоне холма, что резко отличает его от других дворцов на Крите. Источники питьевой воды находятся далеко в долине, дворец беззащитен перед угрозой нападения, и ближайший порт Комо тоже отделен от Феста немалым расстоянием. Единственное объяснение столь странному расположению, которое смогли дать ученые, сводится к более прохладному и мягкому климату, царящему на склоне, и потрясающим видам, открывающимся со стен Феста на лежащую у подножия холма равнину Месара и горы Лассити и Псилорити.

Это не единственная странность дворца. Среди освобожденных от наслоений грунта колоннад, стен и фундаментов, типичных для минойских дворцов зданий, археологи обнаружили весьма необычное сооружение – посреди внутреннего дворика, в самом центре дворца, находились остатки металлургической печи. Ученых эта находка крайне удивила и поставила в тупик, поскольку ни в одном другом дворце региона не было найдено ничего подобного. Найденные во время раскопок многочисленные мастерские, где, судя по всему, работали древние столяры и гончары, еще больше изумили и запутали археологов и историков.

К загадкам дворца можно отнести и то, что в отличие от других минойских дворцов, богато украшенных фресками и настенными мозаиками, стены Феста никогда не были украшены каким-либо образом. На стенах дворца нет никаких следов фресок или мозаики, хотя еще древний историк Диодор говорил о том, что Фест, так же как и Кносс, и Кидония, был основан царем Миносом, то есть принадлежал к одной с ними культуре и времени.

Самая известная находка Феста хранится сегодня в историческом музее Ираклиона. Это каменный диск с отлично сохранившимися надписями на неизвестном науке языке. Ревностные искатели следов загадочной Атлантиды немедленно назвали его наследием затонувшего мифического континента, ссылаясь на непохожесть письменных символов на уже известные ученым древние языки, а также на то, что найден диск в средиземноморье, и надписи на нем сделаны приблизительно в 1700 году до н.э. Хотя связь этого диска с Атлантидой более чем спорна и оправдывается лишь тем, что о самом Фесте и о его находках еще очень мало достоверных фактов. Первые раскопки в Агиа Триаде были проведены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом с 1900 по 1908 годы. С Эвансом работала группа итальянских специалистов — Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Луиджи Савиньони, Роберто Парибени. Они обнаружили глиняный саркофаг, украшенный сценами так называемой «трапезы мёртвых» — минойского погребального обряда.

Агиа Триада включает в себя город и миниатюрный «дворец»; древнюю дренажную систему, связанную с ними; а также раннеминойские гробницы — толосы. Поселение использовалось, в разных назначениях, с Первого Раннеминойского до конца Первого Позднеминойского периода.

Раскопки в Агиа Триаде открыли наибольшее число табличек Линейного письма А среди всех прочих археологических экспедиций на Крите. Среди других важных находок: «Царский кубок», «Ваза с боксёрами» и «Ваза со жнецами». Найденный в Агиа Триаде знаменитый глиняный саргофаг в настоящее время находится в археологическом музее Ираклиона.

греция

ΕΛΛΑΔΑ

Критиниада, часть 8-я, Агиа Триада / Фестос

В тот день было решено переехать на южную оконечность острова и в очередной раз посетить минойские памятники, усадьбу Агиа Триада и второй по величине и значению минойский город Фестос.

Оба памятника находятся в непосредственной близости друг от друга, фактически на разных склонах одного холма.

Сначала мы подъехали к Агиа Триаде, тем более, что в прошлую поездку осмотреть её подробно не удалось.

Небольшая информационная справка:

Агиа Триада находится в южной части Крита, в 30-40 метрах над уровнем моря. Расположена в 4 км от Феста, в западной части долины Месара. В Агиа Триаде нет дворцового комплекса, типичного для многих городов минойского Крита. Однако здесь был весьма процветающий город, а также, возможно, вилла одного из владык Крита. После катастрофы, приведшей к гибели минойской цивилизации (1450 г. до н. э.), город был отстроен заново и оставался населённым до II в. до н. э.. Позднее, во времена римского владычества, здесь была выстроена вилла. Поблизости находятся две церкви — Святой Троицы и Святого Георгия, построенных в венецианский период; заброшенная деревня Агиа Триада, разрушенная турками в 1897 году.

Первые раскопки в Агиа Триаде были проведены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом с 1900 по 1908 годы. С Эвансом работала группа итальянских специалистов — Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Луиджи Савиньони, Роберто Парибени. Они обнаружили глиняный саркофаг, украшенный сценами так называемой «трапезы мёртвых» — минойского погребального обряда.

Агиа Триада включает в себя город и миниатюрный «дворец»; древнюю дренажную систему, связанную с ними; а также раннеминойские гробницы — толосы. Поселение использовалось, в разных назначениях, с Первого Раннеминойского до конца Первого Позднеминойского периода.

Раскопки в Агиа Триаде открыли наибольшее число табличек Линейного письма А среди всех прочих археологических экспедиций на Крите. Среди других важных находок: «Царский кубок», «Ваза с боксёрами» и «Ваза со жнецами». Найденный в Агиа Триаде знаменитый глиняный саргофаг в настоящее время находится в археологическом музее Ираклиона.

Как и все раскопки, и это относится не только к Криту, Агиа Триада несколько скучна для неподготовленного путешественника, особенно, когда за плечами уже есть несколько подобных мест, при этом куда более грандиозных, таких как Кносос, Фестос или более поздние Элинистические и Римские города. Однако, если предварительно прочитать в качественной литературе историю открытия этого места и все последние подробности, посмотреть схемы реконструкций, а потом гуляя ещё в утренних, пока не раскалённых лучах, среди древних камней, представить себя в тех далёких временах, можно ощутить ни с чем не сравнимые ощущения. И приключение станет настоящим!

Интересно и название памятника, а ведь Агиа Триада это ни что иное, как Святая Троица. Собственно здесь имеется и одноимённый храм. По названию храма и названа эта местность, так как раскопки проводились рядом с храмом.

Теперь нам предстоял путь в 4 километра на другой склон холма к грандиозному Фестосу, огромному городу, расцвет которого отстоит от нас на 4 тысячи лет.

В Фесте был найден знаменитый Фестский Диск, иероглифическая запись на котором до сих пор не расшифрована.

Фест, (греч. Φαιστός, в надписях линейным А и Б: PA-I-TO) — древний город на о. Крит, один из центров минойской цивилизации. Расположен у южного побережья центральной части острова на плато Мессара (префектура Ираклион). Древнейшие поселения относятся к IV тыс. до н. э., с начала II тыс. до н. э. Фест становится одним из крупнейших центров минойской цивилизации.

Дворец Феста, второй по величине после Кносского, разрушен в XV в. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, однако город продолжал существовать, хотя и утратил значение, вплоть до византийской эпохи.

Обнаружен и раскопан археологической экспедицией Федерико Хальберра в начале ХХ в. Частичные раскопки дворцов и портовых сооружений проводились с 1900 года. Одно из важнейших открытий экспедиции — Фестский диск. Доступ на места раскопок свободный.

Руины Феста находятся на территории современной префектуры Ираклион, недалеко от южного побережья центральной части острова на плодородной земле плато Мессара. Центральную часть поселения занимает дворцовый комплекс.

Ещё один, меньший по размерам минойский дворцовый комплекс находится в 3 км к северо-западу от Феста, на соседнем холме. Его минойское название неизвестно, до наших дней дошло только византийское — Агиа Триада. Дворцы были связаны мощёной дорогой.

Античная гавань поселения, Комо, находилась примерно в 6 км юго-западу от Фестского дворца на берегу Ливийского моря, к северу от сегодняшней деревни Матала.

История

Уже в позднем неолите, примерно с 4000 г. до н. э. плато Мессара и холм Фест (также назвываемый Кастри) были заселены. Первые обнаруженные здесь раннеминойские артефакты, датируются 3000 годом до н. э. По преданиям город Фест был основан владыкой Крита Миносом, название своё получил позднее в честь сына (или внука) Геракла — героя Феста, убитого Идоменеем, внуком Миноса, также критским царём. Первым царём Феста, согласно легендам, был Радамант, брат Миноса. По Гомеру, город принял участие в Троянской войне во времена владычества Идоменея. В нижних культурных слоях были обнаружены остатки поселений неолита и Додворцового периода (2600—2000 гг. до н. э.). В частности, в южной части центрального двора Фесткого дворца была найдена круглая неолитическая хижина.
Вход во дворец

Первый дворец в Фесте появился в Раннедворцовый период (1900—1700 г. до н. э.), с расцветом минойской культуры. Археологи датируют его 1900—1850 г. до н. э. В это время Фест по своей значимости для минойского мира по крайней мере не уступал Кноссу. Дворец неоднократно переживал землетрясения и пожары, и был разрушен в 1700 году до н. э. в результате крупнейшего землетрясения, после извержения вулкана на острове Санторин (некоторые исследователи относят это событие к 1650 г. до н. э.). Единичные попытки восстановления дворца в XVII в. до н. э. не увенчались успехом. Около 1600 г. до н. э. в Фесте началась постройка нового роскошного дворца, но она так и не была завершена. В это же время появился дворец в Агиа Триада, который был обширнее фестского и расположен в непосредственной близости к городу. Исследователи полагают, что в это время туда была перенесена резиденция властителя, а «старый» Фест стал религиозным и торговым центром.

Новодворцовый период минойской истории продолжался примерно с 1700 по 1430 гг. до н. э. и завершился захватом острова микенскими греками (1450—1425 г. до н. э.). Пожар, уничтоживший Фестский дворец относят к 1450 г. до н. э. и многие историки связывают эти события. Некоторые специалисты полагают, что причиной уничтожения дворца стала очередная природная катастрофа: землетрясения или извержение вулкана. Однако веским аргументов против этой версии является то, что одновременно были разрушены все центры минойского Крита, за исключением Кносса. Столица продолжала существовать до 1375 г. до н. э. Фест, как господствующий город южного Крита, заключённый между горными массивами Крионеритис и Дикти, с важнейшей гаванью Комо, был, конечно, основной целью наступления ахейцев. В любом случае, точно известно, что после пожара 1450 г. до н. э. дворец не восстанавливали, хотя поселение на склонах холма продолжало существовать и в послеминойскую эпоху — в геометрический и классический периоды древнегреческой истории. Администрация города находилась, вероятно, в Агиа Триада, где были мегароны царя и царицы, а также рыночная площадь.

Примерно с 1200 г. до н. э. на Крите существовала микенская культура, вероятно представлявшая собой смешение местной минойской с культурой ахейских иммигрантов. Микенская культура постепенно приходила в упадок и примерно с 1000 г. до н. э. Крит стал заселяться дорийцами. Это отрезок времени — почти что белое пятно в историографии Феста и Греции в целом. С конца геометрического и начала архаического периода Фест развивается как и другие греческие города, и становится крупным городом-государством — полисом. Уже в геометрический век (в 900—750 г. до н. э.), в западной части бывшего дворцового двора появилсь жилые кварталы, существовавшие и в архаический (750—500 г. до н. э.) и классические периоды (500—336 г. до н. э.). В VII в до н. э. возникали новые улицы, возводилась храмы, в том числе храм богини Реи к югу от центрального двора старого дворца.

Фест контролировал залив Мессара от мыса Мелисса у Агиа Павлос до мыса Литино, к югу от Маталы. Граница с основным конкурентом, полисом Гортин, проходила по области Мирес. В классический и последующий эллинистический (336—146 г. до н. э.) периоды Фест входил в союз городов Крита. В 180 г. до н. э. город оказался в подчинении своего восточного соседа Гортина, ставшем во время римского владычества (с 67 г до н. э.) столицей Крита. Города-государства управлялись из Рима и Фест продолжал существовать как скромное поселение, в тени Гортина.

Археология

Первые раскопки в Фесте начинались в 1900 году. Их проводила Итальянская археологическая школа в Афинах под руководством Федерико Хальберра и Луиджи Пернье. Чтобы добраться до культурных слоёв минойской эпохи, более поздние постройки были снесены. Были открыты части как старого, так и нового дворца. Руины нового дворца знимали большую часть площади раскопок. Некоторые здания послеминойского периода были сохранены, например более поздний греческий храм Реи и одна из построек в верхней части двора.

Важнейший результат работы экспедиции — открытие в 1908 году знаменитого Фестского диска, с отпечатанными знаками неизвестного письма. Большей частью исследователей диск датирует 1700 г. до н. э. В настоящее время он находится в Археологическом музее Ираклиона, как и большая часть найденной в Фесте керамики.

С 1952 года раскопки в Фесте проводил Доро Леви. Он исследовал, в первую очередь, старый дворец и окрестности города. С 1970-х годов работа сосредоточена на освобождении окрестностей дворцового холма, на склонах которого обнаружено много построек геометрического и классического периодов. Эти раскопки продолжаются и по сей день.

Ещё на подходах к Фесту с холма открываются обширные пейзажи на лежащие внизу оливковые рощи и виноградник. Вдалеке шумит дорога связывающая Ираклион с южным побережьем, а за ней ровными рядами выстраиваются горы.

А мы следуем дальше в тенистом коридоре ко входу на территорию древнего города. Не забываем, конечно, выпить охлаждающий коктейль, так освежающий в уже мягком от жары воздухе. А дальше, дальше вы уноситесь на тысячилетия в прошлое.

Агиа Триада — Hagia Triada

Агиа Триада (также Айя Триада , Агия Триада , Агия Триас , греческий: [aʝia Триада] — Святой Троицы ) является археологическим местом древнего минойского поселения. Агиа Триада находится на западной оконечности видного прибрежного хребта, с Фестос в восточной части и Месаре ниже.

Агиа Триада дала более линейчатого таблетки , чем любой другой минойской сайта. Важные находки включают Агиа Триада саркофаг , в Кубок Атаманского , в Boxer вазу , и комбайн вазу .

содержание

география

Агиа Триада находится в южной части центрального Крита, на 30-40 метров над уровнем моря. Он находится в четырех километрах к западу от Феста , который находится в западной части Месара . Сайт не был дворец минойской , но высококлассные города и , возможно , королевская вилла. После катастрофы 1450 г. до н.э. , город был восстановлен и оставался населенным до 2 — го века до нашей эры. Позже, римская вилла была построена на месте. Рядом находятся две часовни: Агиа Триада в заброшенной деревне и Hagios Георгиос , построенный в венецианском период.

археология

Агиа Триада, как это было около Фест , был раскопан с 1900 по 1908 г. группой из итальянской Scuola Italiana ди Archeologica Atene , режиссер Федерико Halbherr и Пернье . Сайт включает в себя город и миниатюрный «дворец», древняя дренажную систему обслуживания как и в начале минойской Tholos гробниц. Поселок был в использовании, в различных формах, от ранней минойской I до костров позднего минойского IB .

Археологи раскопали саркофаг окрашены освещения сцены из критской жизни ,. Это единственный известняк саркофаг своей эпохи обнаружены на сегодняшний день , и только саркофаг с серией повествовательных сцен минойского погребального ритуала. Тем не менее, вполне возможно , что религиозные верования минойской были смешаны с верованиями Myceneans , которые захватили остров в 14 — м веке до нашей эры. Первоначально она использовалась для захоронения князя.

В центре одной из длинных сторон саркофага является сценой жертвоприношения быков. В левой части второй длинной стороны, женщина , которая носит корону несет два судна. По ее стороне, человек , одетый в длинный халат играет семиструнной лире . Это самая ранняя известная картина классической-греческая лира.

Перед ними, еще одна женщина опустошается содержимое сосуда-возможно , кровь жертвенного быка во второй сосуд, возможно , как вызов к душе умершего. Кажется , что кровь быка была использована для регенерации появляясь мертвых. Эта сцена напоминает описание Гомера, где мертвые нуждалось в крови. С левой стороны , трое мужчин держат животное и лодка приближается мужская фигура без конечностей; он предположительно представляет покойник получение подарков. Катер предлагается для его путешествия в загробный мир. Согласно поверью минойского, за море, там был остров счастливых мертвых Элизиона , где усопшие души могли иметь разные , но счастливее существование. Rhadamanthys был судьей Elysion, и эта идея , вероятно , предшествует несколько позже орфические убеждения.

Кажется , что в Крите , некоторые фестивали соответствовали более поздним греческим праздникам. Аграрная ход изображена на «комбайны вазу», или „Vase из веялки“, который был найден в Агиа Триады. Ваза датируется последней фазы neopalatial периода (LM II). Мужчины ходят по двое с шатунами на их плечах. Лидер одет в священническом одеянии с бахромой и с палкой. Группа музыкантов сопровождают песни, и один из них держит египетский Систр .

Пляж Агиа Триада (Agia Triada)

Агиа Триада (Agia Triada Beach) – один из самых любимых пляжей в тихом курортном поселке. Салоники немного севернее. Вода у пляжа на закате из голубой превращается в золотую, а небо посылает отблески красного и желтого. Рядом много прекрасных курортных мест, но здесь самый нежный песок и голубая вода, за что Агиа Триада удостоена «Голубого флага».

Фотографии

Описание пляжа

Здесь отдыхают те, кто стремится сбежать от вечного шума и суеты большого города. С пляжа глазу открывается великолепная панорама морского залива. С другой стороны радует взор покрытый лесом мыс. Улочки поселка утопают в цветах. Живут здесь преимущественно рыбаки. В центре стоит небольшая церковь Святой Троицы.

Пляж бывает оживленным и не очень. Любой, кто желает уединиться, найдет себе уютный уголок. Магазины и таверны, которые предлагают свои услуги вдоль километрового берега, обеспечивают отдыхающих нужными им принадлежностями: зонтами, шезлонгами.

У берега можно не только загорать и плавать, но и прогуливаться. В вечернее время, когда спадает жара, некоторые отваживаются пройтись по песочку (за отсутствием организованной дороги) до соседнего Неи Эпиватес. Есть возможность заняться подводным плаванием или сноркелингом.

Немногочисленные прибрежные таверны и бары радуют отсутствием дороговизны и негромкой музыкой. Вода в море прозрачная, глубина начинается не сразу, поэтому семейные группы могут не переживать за своих малышей.

Agia Triada Beach обеспечен всем необходимым, тут есть:

  1. Души и места для переодевания.
  2. Зонтики, шезлонги.
  3. Много заведений, где можно перекусить или плотно пообедать.
  4. Места для кемпинга.

Пляж подкупает удобным расположением, безопасным и комфортным морем.

Когда лучше ехать?

Греция — страна с большой протяженностью с севера на юг, так что рекомендации будут различаться в зависимости от места, куда вы направляетесь. Курортный сезон начинается уже в мае и достигает пика в июле-августе: туристов становится слишком много, а температура на южных островах доходит до 40 градусов, что может еще не играть роли на пляже, но уж точно не подходит при осмотре достопримечательностей. Так что лучшим временем для отдыха в Греции является конец весны-начало лета или же сентябрь-октябрь.

Видео: Пляж Агиа Триада

Инфраструктура

Затруднений с размещением у туристов не возникает, вокруг пляжа их очень много. У апартаментов Villa Kiza, 3*, удобное расположение относительно моря, инфраструктуры и транспорта. Вокруг отеля много зеленой растительности, декор в номерах и вид с балкона просто восхитительны. Путь до пляжа всего метров 200, магазины и рестораны также в пешей доступности.

Автобусная остановка, откуда до Салоников 15 мин езды – напротив отеля. Оттуда же можно уехать до ближайшего торгового центра, в аэропорт или до парка развлечений.

О еде в Агиа Триада можно не беспокоиться, из многочисленных заведений всегда найдется то, что приглянется. Всех туристов восхищает рыбная кухня.

На шопинг или за сувенирами лучше отправиться в Салоники. Если повезет там побывать в июле-августе или в январе-феврале, приобретение международных товарных марок обойдется дешевле до 80%. Высокое качество у трикотажа греческого производства, обуви местных торговых марок. На шумном рынке можно купить все от фруктов до осьминогов и пляжных парео. Наиболее раскупаемые сувениры – изделия из керамики, бронзы, меди. Неплохим подарком станет мочалка из натурального сырья или оливковая косметика. Из гастрономических покупок самой полезной будет оливковое масло, мед, местные сладости, знаменитый Метакса, Ракия.

Впечатляющим приключением станет кофе, выпитый в панорамном ресторане телебашни. Стоит он здесь дороже, чем везде, но в стоимость входит осмотр замечательного вида. За 40 минут ресторан оборачивается на 360°.