Фарный костёл Тела Господня

Фарный костел в Несвиже

Костёл Божьего Тела (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Немного истории

Раньше на этом месте стоял деревянный костел. Его построил еще в 1510 году Петр Кишка, дед Миколая Р. Черного по матери. Он в то время был владельцем Несвижа. Радзивилл Черный передал храм кальвинистам (1555). Сиротка возвратил его католикам. А вскоре на этом месте началось возведение первого в городе каменного костела (1582 – 1584), который сначала был фарным, т.е. приходским. Позже был передан иезуитам.

Выстроенный каменный костел, стоявший на месте нынешнего, не нравился ни иезуитам, ни самому заказчику Сиротке, ни его брату епископу Юрию Радзивиллу – ни обликом, ни размерами. В итоге по инициативе Юрия Радзивилла «свежие стены» костела были разобраны (1586), невзирая на затраты

В этом же году по настойчивому приглашению Сиротки в Несвиж приезжает итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони (?1541 – 1605), член ордена иезуитов, и пребывает в Несвиже до окончания строительства коллегиума (1599). Одновременно с возведением зданий коллегиума ведется строительство костела. Для строительства коллегиума Сиротка построил кирпичный завод.

Украшают здание и глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска, Ксаверия). Определенную роль в украшении фасада играет и надпись на латыни на фронтоне. Ее можно перевести так: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем».

Интерьер храма

Большой алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти, работавшего и по реконструкции замка.

Здесь, в главном алтаре, помещена икона «Тайная вечеря», и она здесь не случайно – храм посвящен католическому празднику Божиего Тела. Икона подчеркивает идею первой службы, которую совершил Христос на его последнем ужине со своими учениками – апостолами накануне распятия. На тайной вечере Христос открыл апостолам тайну своей жертвы, провозгласил таинство причащения. По завету Спасителя Его тело и кровь на Божественной литургии таинственным образом претворяются в хлеб и вино.

Первоначальная роспись интерьера костела не сохранилась. В середине XVII века во время военных действий костел сильно пострадал.

Фрески, дошедшие до наших дней, написал Ксаверий Доминик Хесский за достаточно короткий срок. Он руководил группой живописцев, создавших национальную школу монументальной живописи XVIII века. Они задействовали опыт европейской живописи от XVI до XVIII веков. Среди мастеров и его сын – Юзеф Хесский – младший, впоследствии работавший в костеле доминиканского монастыря.

А еще в костеле находится вход в семейную усыпальницу, расположенную под костелом. Там же находится каплица (часовня) Святого Креста. Такие помещения под храмом называют криптами. «Крипта», как на латыни, так и на греческом, означала «крытый проход», «тайник». Криптами в средневековой западноевропейской архитектуре стали называть каплицы, расположенные под храмом, как правило, под алтарной частью, т.е. под апсидой. В крипте находились и захоронения.

На сегодняшний день здесь находится уникальный погребальный комплекс, состоящий из 72 гробов с останками представителей знаменитого магнатского рода. До недавнего времени считалось, что последнее захоронение относится к 1935 году, когда умер XVI-ый ординат несвижский Антоний Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935). В 2000 году здесь добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в 1999 году. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. Его семья выполнила последнюю волю покойного.

Несвижская усыпальница Радзивиллов – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в замковом комплексе Эскориале, близ Мадрида.

Несвиж | Костёл Тела Господня (Фарный) — Сообщения

2009-09-19 Мордаунт Юрий

Костел имеет довольно богатую историю. В 1510 году по фундации владельца Несвижа Петра Кишки был построен деревянный костел Святого Духа.
В 1555 году новый владелец Несвижа Миколай Радзивилл Черный передал его кальвинистам.

Несвиж затем перешел к его сыну, Миколаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, ярому поклоннику католичества. По его приказу начали уничтожать созданные Миколаем Черным культовые постройки кальвинистов. Жгли книги, закрыли типографию, где они издавались. По приглашению Миколая Криштофа Радзивилла в 1584 году в Несвиж приехали иезуиты. Началось строительство нового кирпичного костела и коллегиума. Рядом построили кирпичный завод для удобства.

Сначала костел строили по плану, который имел форму равностороннего греческого креста. Но почти законченный костел своей архитектурной композицией не понравился заказчику, и его приказали снести в 1586 году. В том же году, на месте снесенного заложили новый кирпичный костел. За основу проекта архитектор Ян Бернардони взял планировку костела Иль Джезу (Иисуса) в Риме. Он имел форму латинского креста (вытянутого одним концом) с большим куполом над среднекрестием. Костел был закончен в 1593 году. В это же время рядом с костелом были возведены здания коллегиума.

В 1640 году, во время правления Александра Людвика Радзивилла, третьего сына Радзивилла Сиротки, в Несвиже проходили торжества по случаю столетия со дня основания ордена иезуитов. По городу прошли процессии, были выставлены гербы ордена и гербы Радзивиллов, портрет Миколая Криштофа Радзивилла. В память об этом дне Александр Людвик Радзивилл положил в костеле отлитое из золота сердце в натуральную величину.
В 1747 г. по соседству с храмом возвели кирпичную каплицу (проект архитектора М. Педэти).

После ликвидации ордена иезуитов в 1773 году костел стал фарным (приходским).
В 1912 году в здании костела установили мемориальную доску с портретом белорусского и польского поэта, краеведа Владислава Сырокомли.

В 27 октября 1926 года в Несвиж к князю Альберту Радзивиллу приехал маршал Юзеф Пилсудский и сразу направился в костел. После богослужения он спустился в крипту и торжественно декорировал крестом “Виртути Милитари” (воинская доблесть) саркофаг ротмистра Станислава Радзивилла, своего бывшего адъютанта, погибшего в 1920 году.

Теперь поговорим о крипте, пользующейся огромной популярностью у туристов всех национальностей. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в которой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.

Чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребенными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня, папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы. К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии. Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, сюда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.

Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до XIX века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотя бы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.

Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году — тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй — сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет — история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.

Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл-Сиротка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил — у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл Сиротка погребен в плаще пилигрима.

Большинство саркофагов крипты черные деревянные, лишь изредка встречаются саркофаги на лапах грифона. Внутри каждого — деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованые железные венки. Отважившиеся заглянуть в это окошко, видели еле различимые сквозь пыль времен волосы и едва заметные очертания головы. И все.

Читайте также  Что нельзя делать в Гоа

Крипта — одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них — своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный — горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследованиями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княжна, на гробе — эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.

Тоже достаточно странное захоронение бочонок с ручками, стоящий в углу, поодаль от основных саркофагов. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили все, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу. В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с XIX века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе повелел выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Но самая большая достопримечательность крипты — саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Каханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может, даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Каханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 килограммов), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить в Несвиже завтра зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег. Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 метров). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на несколько столетий.

Известно немало легенд и о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена — вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущение, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и ксендз Колосовский (настоятель костела во время и после войны) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней — одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной плохо отесанной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы.

Вот саркофаг, на котором лежит полуистлевшая треуголка, так хорошо, до малейших деталей знакомая по историческим фильмам. На подкладке клеймо производителя: «поставщик Императора Ильин, г. Санкт-Петербург». Принадлежала она адъютанту императора Александра III — Леону Радзивиллу, умершему в 1885 году.
В самом крайнем боковом отсеке крипты покоится большая семья — 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии, во всех 12 гробах — ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение — у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Но молва говорит совсем другое: таково наказание согрешившей женщины — всю жизнь и после смерти плакать. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат нечеловеческий крик — то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.

Самое первое захоронение под костелом датировано 1616 годом, а последнее — 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Все настоятели Фарного костела, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от постороннего глаза.

В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа Антоний Альберт Радзивилл. Отпевали его месяц — ровно столько длился траур между датой смерти и датой погребения. Будто чувствовали, что последний.

Впрочем, времена меняются. Это к тому, что умерший в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальнице предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение. Похороны состоялись в 8 июня 2000 года. Урну с прахом Антония Радзивилла замуровали в специально подготовленную нишу в склепе под костелом рядом с маленьким алтарем. (Рассказ о крипте взят из газеты “СБ”).

Костел иезуитов (фарный) в Несвиже, Беларусь: история, описание, фото

Несвиж, ул. Мицкевича, 2

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Город Несвиж Минской области известен на весь мир своими достопримечательностями и архитектурными памятниками. Одним из них является костел иезуитов, или костел Наисвятейшего Божьего Тела. Это первый памятник на территории Республики Беларусь, который построен в стиле раннего барокко. Здесь находится самая крупная фамильная усыпальница рода Радзивиллов, которая хранит память об их известности и могуществе.

История появления Фарного костела в Несвиже.

Строительство фарного костела происходило в 1578-1593 гг. Здание было создано по проекту знаменитого архитектора Дж. М. Бернардони, который прибыл из Италии по персональному приглашению Николая Радзивилла Сиротки. Свое название костел получил в 1601 г. во время освящения. Изначально храм был собственностью иезуитов, живших в Несвиже, и уже тогда стал усыпальницей рода Радзивиллов. После 1773 г., когда упразднили орден иезуитов, костел стал главным католическим храмов в приходе.

Костел иезуитов стал знаменит на всю Европу не только благодаря своей архитектуре, но и благодаря великолепной живописи XVIII века. Роспись храма происходила после его перестройки в 1750-1753 гг. Уникальные фресковые росписи отражали идею Евхаристии – одну из важнейших монументальных идей христианской церкви. Большая часть композиций выполнена по образцам гравюр знаменитого нидерландского живописца П. Рубенса.

Архитектура и отличительные особенности достопримечательности Несвижа.

Главный фасад Фарного костела в Несвиже имеет два уровня, акцент идет на вертикальные и горизонтальные разделения. Вертикальные разделения выполнены пилястрами, а горизонтальные – широкими развитыми карнизами. Для верхнего уровня характерны криволинейные формы, являющиеся отличительной особенностью барокко, а также изобилие раскреповок, сложные профили и всевозможные ниши, украшенные скульптурой.

Удивительные библейские композиции и фигурные изображения Святых украшают купол и своды храма. Иллюзорная архитектура в совокупности с гениально выполненной живописью производят невероятный панорамный эффект и демонстрируют весь комплекс возможностей искусства XVIII в. В костеле иезуитов сохранился настоящий действующий орган. Увековечены скульптурными надгробиями основатели костела – князь Радзивилл Сиротка и два его сына.

В подземной части костела Наисвятейшего Божьего Тела расположена усыпальница Радзивиллов. В ней покоится 71 саркофаг, а также ряд захоронений в стенных нишах. Последнее захоронение здесь было произведено в 2000 г. Урна с прахом Антония Радзивилла, который умер в Лондоне в 1999 г., была доставлена в фамильную усыпальницу согласно оставленному им завещанию. Недалеко от костела находится колокольня, которая оборудована в башне Замковых ворот. Когда-то это древнейшее сооружение стояло на пути из города в резиденцию замка.

Читайте также  Шоппинг в Чианг Рае

Памятное место Беларуси, которое стоит посмотреть.

Костел Наисвятейшего Божьего Тела, как памятник архитектуры, имеет огромную культурно-историческую ценность. Храм знаменит на весь мир, о чем говорит установленный здесь в апреле 2007 г. памятный знак ЮНЕСКО. Туристы со всего мира посещают Фарный костел, потому как он оставляет невероятные впечатления и остается в памяти на всю жизнь.

И Вы можете увидеть его непередаваемую красоту, присоединившись к любой из наших сборных автобусных экскурсий по Беларуси, в программу которых входит посещение Несвижа:

Фарный костел в Несвиже: отзыв о посещении

В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Фарный костел в Несвиже

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.

Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость — 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.

Фарный костел и колокольня

Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе — Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Фигуры, украшающие Фарный костел в Несвиже

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов , то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей — сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа — женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Алтарь с падающими колоннами

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода — лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

Читайте также  Что брать в Прагу - доллары или евро

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась. ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба. изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В дверях костела

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Полезные ссылки:

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Костел иезуитов (фарный) в Несвиже, Беларусь: история, описание, фото

Несвиж, ул. Мицкевича, 2

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Город Несвиж Минской области известен на весь мир своими достопримечательностями и архитектурными памятниками. Одним из них является костел иезуитов, или костел Наисвятейшего Божьего Тела. Это первый памятник на территории Республики Беларусь, который построен в стиле раннего барокко. Здесь находится самая крупная фамильная усыпальница рода Радзивиллов, которая хранит память об их известности и могуществе.

История появления Фарного костела в Несвиже.

Строительство фарного костела происходило в 1578-1593 гг. Здание было создано по проекту знаменитого архитектора Дж. М. Бернардони, который прибыл из Италии по персональному приглашению Николая Радзивилла Сиротки. Свое название костел получил в 1601 г. во время освящения. Изначально храм был собственностью иезуитов, живших в Несвиже, и уже тогда стал усыпальницей рода Радзивиллов. После 1773 г., когда упразднили орден иезуитов, костел стал главным католическим храмов в приходе.

Костел иезуитов стал знаменит на всю Европу не только благодаря своей архитектуре, но и благодаря великолепной живописи XVIII века. Роспись храма происходила после его перестройки в 1750-1753 гг. Уникальные фресковые росписи отражали идею Евхаристии – одну из важнейших монументальных идей христианской церкви. Большая часть композиций выполнена по образцам гравюр знаменитого нидерландского живописца П. Рубенса.

Архитектура и отличительные особенности достопримечательности Несвижа.

Главный фасад Фарного костела в Несвиже имеет два уровня, акцент идет на вертикальные и горизонтальные разделения. Вертикальные разделения выполнены пилястрами, а горизонтальные – широкими развитыми карнизами. Для верхнего уровня характерны криволинейные формы, являющиеся отличительной особенностью барокко, а также изобилие раскреповок, сложные профили и всевозможные ниши, украшенные скульптурой.

Удивительные библейские композиции и фигурные изображения Святых украшают купол и своды храма. Иллюзорная архитектура в совокупности с гениально выполненной живописью производят невероятный панорамный эффект и демонстрируют весь комплекс возможностей искусства XVIII в. В костеле иезуитов сохранился настоящий действующий орган. Увековечены скульптурными надгробиями основатели костела – князь Радзивилл Сиротка и два его сына.

В подземной части костела Наисвятейшего Божьего Тела расположена усыпальница Радзивиллов. В ней покоится 71 саркофаг, а также ряд захоронений в стенных нишах. Последнее захоронение здесь было произведено в 2000 г. Урна с прахом Антония Радзивилла, который умер в Лондоне в 1999 г., была доставлена в фамильную усыпальницу согласно оставленному им завещанию. Недалеко от костела находится колокольня, которая оборудована в башне Замковых ворот. Когда-то это древнейшее сооружение стояло на пути из города в резиденцию замка.

Памятное место Беларуси, которое стоит посмотреть.

Костел Наисвятейшего Божьего Тела, как памятник архитектуры, имеет огромную культурно-историческую ценность. Храм знаменит на весь мир, о чем говорит установленный здесь в апреле 2007 г. памятный знак ЮНЕСКО. Туристы со всего мира посещают Фарный костел, потому как он оставляет невероятные впечатления и остается в памяти на всю жизнь.

И Вы можете увидеть его непередаваемую красоту, присоединившись к любой из наших сборных автобусных экскурсий по Беларуси, в программу которых входит посещение Несвижа:

Фарный костёл (Несвиж)

Католический храм
Фарный Костёл Тела Господня в Несвиже

Вид храмового комплекса
53°13′15″ с. ш. 26°41′01″ в. д. H G Я O
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Несвиж
Конфессия Римско-католическая церковь
Епархия Минско-Могилёвский архидиоцез
Орденская принадлежность Иезуиты
Архитектурный стиль Барокко
Строитель Джованни Бернардони
Архитектор Джованни Мария Бернардони
Дата основания Начало XVI века
Строительство 1584—1593 годы
Сайт niasvizh-kasciol.by/ru/
Фарный костёл на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 610Г000465

Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Содержание

История

19 августа 1584 года Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» подписывает акт размещения в Несвиже коллегии иезуитов. Сам костёл построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584—1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

Строительство костёла Бернардони не завершил. Он скончался в Кракове в 1605 году. Поэтому купол костёла достраивал один из его учеников — Джузеппе Бризио.

Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.

1 ноября 1593 года в костёле прошла первая служба. Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони. [1]

Архитектура

Фарный костёл — трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, — крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная — св. Троицы, южная — св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные — развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами.

Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей — средства архитектурной пластики.

Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752—1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

Галерея

«Фарны касцёл. Нясвіж», серебряная памятная монета Белоруссии