Часовня Св. Климента

Храм Климента Папы Римского

ГЛАВНОЕ

  • Один из самых известных храмов Москвы, расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.)был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в. одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта — Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.

Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.

Кто такой святой Климент?

Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и католическую. По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.

В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.

История храма

История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.

Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена царя Михаила Романова, дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.

Существующий же пятиглавый храм, по основной версии, был выстроен в середине XVIII века одним из богатейших купцов Москвы, Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице. По другой версии, никак документально не подтвержденной, заказчиком строительства мог быть генерал-фельдмаршал и канцлер Российской империи А. Бестужев-Рюмин, живший по соседству с храмом. 25 ноября 1741 года, на день памяти св. Климента состоялся дворцовый переворот, который привел к власти императрицу Елизавету. Тогда в Санкт-Петербурге и Москве стали строить храмы с посвящением св. Клименту.

Неизвестен в точности и автор проекта. Считается, что им был знаменитый Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, крестник царя Петра I и автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге. Отличающуюся по стилю колокольню выстроил главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский.

Советское время храм св. Климента мог не и пережить. В 1920-е годы храмовое имущество, кроме икон, было изъято в казну, а в 1930-е годы храм подготовили к сносу. Уже были снесены церковная ограда и павильон, который выполнял роль Святых врат. Но за храм вступились известные реставраторы – профессор П. Барановский и академик И. Грабарь. В результате храм постигла не самая худшая судьба: в нем были размещены фонды Библиотеки имени В. Ленина. В этом можно видеть Божий промысел, ведь св. Климент считается покровителем книг и науки.

В 2008 году храм был передан православной церкви, и его реставрация стала важной страницей в жизни прихожан московской епархии.

Внутреннее убранство храма

В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурныйязык московского барокко. Недаром искусствоведы сравнивают его с фасадом дома Апраксиных-Трубецких на Покровке и другими барочными постройками Москвы. Возможно, что иконы главного иконостаса были написаны Василием Василевским и Дмитрием Левицким, которые в эти годы над похожими иконостасами в храмах на Ордынке и на Солянке.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Еще два придела находятся на хорах, куда можно подняться по лестнице: придел Рождества Богородицы и Вознесенский придел. Они более всего пострадали в советское время из-за протекавшей кровли.

Церковь Климента папы римского в Москве

Добрый день, уважаемые читатели, давненько я для вас ничего не писал, надо исправляться. За последнее время я очень много посетил мест в Москве, и одним из них была церковь Климента папы римского в Москве. Церковь, я вам хочу сказать ни похожая ни на какую, я до этого таких не видел, очень запоминающаяся, ниже, как и обычно полная экскурсия по данному месту. Это единственная церковь в стиле барокко, и на это стоит посмотреть.

В отличии от предыдущих походок, церковь Климента папы римского находится реально в двух минутах от метро, но прежде чем туда пройтись, я бы хотел вас познакомить, в честь кого она так названа и чем прославился данный святой в православном и духовном мире.

Святой Климент папа римский

Я думаю не многие из вас могут ответить на вопрос, кто такой Климент папа римский, и почему именно в честь него назвали данную церковь. Вот приблизительно, как выглядел данный святой.

И так святой Климент папа римский проживал в вечном городе Риме, в 1-2 веках, во времена правления таких императоров как, Траяне, Нерве и Домициан. Если обратиться к преданию, то Климент был родом из очень влиятельного и знатного рода, но еще в детстве его разлучили с родными. Климент был мальчиком очень любознательным и упорным, старался всегда найти истину, любил посещать философские школы столицы, но то что он там слышал, казалось для него чем то пустым и не утоляло его жажды Абсолютного. Живя в Риме, он получил превосходное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Когда он узнал, что в Иудее был сын Божий, то сразу направился туда. Так как его уже давно занимал вопрос, в чем смысл жизни.

На своем пути он повстречал апостола Петра, который рассказал ему о Христе и помог ему обрести веру. Климент стал помощником Петра в проповедях.

Оба ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом. Святой Климент очень прославился своими проповедями и его сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета. Лин был римским епископом в (67 — 79) годы, следом за ним шел Анаклет с (79 — 91).

Читайте также  Археологический музей Пафоса

Святитель Климент всегда был под большим впечатлением от апостольской проповеди, проповеди святого Петра оказывали на него большое влияние. Вот как он нем писал святой Ириней

«Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими»

Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент папа римский был автором известного Послания к Церкви Коринфа, который даже был частично использован в Священном Писании. В писании Коринфа он призывает восставших против старейшин сохранять единство членов Тела Христова, уважительно относиться к иерархии, которую установили апостолы. В истории есть мнение, что ему так же принадлежат сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления.

Время для христиан было очень тяжелое и Климента, по приказу императора Траяна сослали далеко на восточный край империи, Херсонес Таврический. Там ему встретилось 2000 христиан, каторжников, которые были сосланы туда за свою веру. Климент утешал страждущих, напоминал им о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Находясь на чужбине, он продолжал пополнять ряды христиан и обучать язычников. В результате такой деятельности было построено за год 75 церквей.

Через некоторое время, император поставил там очень кровожадного правителя, функцией которого была борьба с массовыми обращениями в христианство. Новый деспот, сразу принялся воевать с Климентом. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента папы римского море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Храм Климента папы римского

И так мы выяснили кто такой Климент папа римский, давайте же узнаем как добраться до храма посвященного в его честь. Если у вас есть машина, то для вас адрес

Но большинство гостей столицы перемещаются на метро. Вас будет интересовать станция Третьяковская, оранжевая Калужско-Рижская линия.

Как вы можете обратить по карте, сама церковь расположена в 60 метрах от метро, что очень удобно.

Поднимаясь из метро вы увидите перед собой здание с макдональдсом, есть я вас туда не зову, просто напоминаю, что там можно купить чай или кофе, и воспользоваться уборной, на халяву.

Слева вы увидите красивую церквушку, это не она :), вам нужно будет повернуть на право.

Вы почти сразу увидите эту красавицу, она просто выделяется среди классических православных церквей. Храм Климента папы римского построен в стиле барокко с использованием ордерных форм.

Любоваться данной церковью можно бесконечно, в разное время года или дня она по особенному красивая.

Если ее немного обойти, то вы увидите закрытые прекрасные врата, их открывают только по праздникам.

Надеюсь вам понравилось небольшое видео с внешним видом храма

Над вратами вы увидите херувимов.

Если вы в Москве, весной или летом и на улице солнечная погода, то вы сможете лицезреть вот такую красотень.

Над главным входом, а он располагается прямо по центру ограждения храма, вы увидите изображение Климента папы римского, встречающего вас.

рядом с входом, вы обнаружите табличку с историей храма

Внутреннее убранство храма заставит вас просто остопореть от красоты. Вы только посмотрите какой тут иконостас.

Обратите внимание на статуи по обеим сторонам.

Зайдя в него и обратив свой взор вверх, на купол, ощущаешь себя таким маленьким.

Как видите на видео, тут очень красиво и играет спокойная музыка

храм Климента папы римского в Москве просто жемчужина, если вы даже не православный, то посетите его с архитектурной точки зрения, не пожалеете.

на текущий момент в храме проходят по расписания Богослужения, более подробно вы можете уточнить на официальном сайте .

История храма

Храм священномученика Климента, папы Римского

Церковь блаженного о. Климента Шептицкого

Комплекс монастыря реформатов с Костелом св. Казимира (Церковь Св. Климента Шептицкого) и госпиталь сестер милосердия из часовни св. Винцента (учебный корпус Львовского государственного университета внутренних дел) относятся к ранним образцам львовского барокко. Постановлением Совета министров УССР №442 от 6 сентября 1979 года костел внесен в реестр национального наследия, ох.№1327, а решением Львовского облисполкома №130 от 26.02.1980 г. комплекс госпиталя внесен в Реестр местных достопримечательностей, ох.№139- М.

История

1630 – направление во Львов монахов-реформатов.
1630-е гг. – строительство деревянного первоначального костела свв. Роха и Себастьяна и монастыря.
1648 – сожжение первоначального монастыря во время осады Львова 1648 года
1656 – строительство нового каменного костела.
1664 – освящение нового костела св. Казимира.
1714 – основание госпиталя сестер милосердия.
1783 – монастырь ликвидирован, помещения переданы на детский приют сестрам милосердия.
1879 – реконструкция помещений госпиталя по проекту Альфреда Каменобродского.
1950-е гг. – нач. 1970-х гг. – в помещениях костела, монастыря и госпиталя разместилась исправительная трудовая колония.
1980-е гг. – в помещениях расположена школа милиции.
1990-е гг. – на базе школы милиции создан Львовский государственный университет внутренних дел.
2007 – восстановленный костел освятили как Церковь св. Климентия Шептицкого.

Комплекс монастыря реформатов состоит из костела св. Казимира, монастыря, в котором позже разместился детский приют сестер милосердия, и Госпиталя св. Винцента сестер милосердия.

Монашеский орден реформатов возник в Европе в ХVI в. как ответвление ордена францисканцев. Во Львов реформаты прибыли из Перемышля в 1630 году при содействии львовского старосты Станислава Мнишка и католического архиепископа Яна Анджея Прухницького. Земельный участок для него выделила набожная Воеводина русская София Данилович. В этом году за ее счет начали строить деревянный монастырь и подле деревянный костел под названием свв. мучеников Роха и Себастьяна.

Гора, под которой расположены упомянутые здания, была высокой и своим подножием достигала городских фортификаций, в частности, земляных окопов, и ее крутизна мешала строительству домов. Для привлечения работников в. Бонавентура, будущий игумен, в своих красноречивых проповедях обещал молодежи столько заслуг перед Богом и общиной, сколько тачек земли они смогут свезти сверху вниз. Таким образом, вскоре гора была спланирована под строительство костела и монастыря. Деревянные костел с монастырем сгорели в 1648 году во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого.

В 1656 году на средства каменецкого каштеляна Николая Бигановського завершилось строительство нового каменного костела, который в 1664 году посвятили св. Казимиру. К северо-западной стены костела достроили монастырские корпуса, которые, замыкаясь по периметру, образуют внутренний двор. Архитектурное решение корпусов очень скромное – гладкие фасады оживленные только ритмом окон.

В 1783 году монастырь отцов реформатов отменила австрийская власть, а их сооружения вместе с землями передали сестрам милосердия для содержания детского приюта для сирот, госпиталь которых был расположен на соседнем участке. Реформатов же перевели в Костела св. Михаила монастыря кармелитов босых.

Монастырский комплекс Милосердие в течение его существования не раз ремонтировали, достраивали и расширяли. В ведении строительных работ и проектировании принимали участие известные львовские архитекторы, в том числе Винцент Равский, Альфред Каменобродский, а также строители Эдмунд Келер, Каетан Семенчак, Мартин Кривошинський.

Госпиталь сестер милосердия под названием св. Винцента был заложен в 1714 году с целью оказания помощи бедным больным. В комплекс госпиталя входило несколько сооружений: два корпуса с помещениями самого госпиталя и часовня “Святого таинства”, которая их соединяла, три хозяйственных дома и приют для убогих. Строили их в течение XVIII-XX вв. арх. Винцент Равский, Йозеф Фромм. В 1879 году состоялась основательная реставрация главного здания госпиталя, осуществлена ​​по проекту Альфреда Каменобродского. В 1911 году на участке госпиталя предстал дом для бедных по проекту Игнатия Кендзерского и Адама Опольского.

Читайте также  Что интересного на Гоа?

Детский приют, получивший название св. Казимира, и госпиталь св. Винцента, ведомые сестрами милосердия, функционировали до 1939 года.

От реформатов сестры милосердия получили в собственность огромную земельную территорию под Высоким Замком, часть которой была засажена фруктовым садом, который тянулся вдоль ул. Замковой (Кляшторная), и давно был огражден стеной.

В 1950-1970-х гг. в помещениях приюта разместилась трудовая колония для несовершеннолетних девушек, а в госпитале св. Винцента – школа милиции. С 1980-х гг. весь комплекс Милосердие использовался Министерством внутренних дел СССР, а затем тем самым министерством Украины. В 2007 году костел передали на греко-католическую церковь под посвящением св. Климентия Шептицкого. В корпусах монастыря реформатов и госпиталя милосердия расположен учебный корпус Львовского государственного университета внутренних дел.

Архитектура

Костел св. Казимира – однонефное с прямоугольной апсидой сооружение, из кирпича и тесаного камня, оштукатурено. Здание скромное, боковые фасады лишены архитектурного декора, только главный фасад решен в барочных формах. Его украшают фронтон с каменными вазами и ниши со статуями святых. Гребень крыши над алтарем венчает барочной формы сигнатурка.

Архитектура львовского костела реформатов полностью соответствует требованиям их строительства. В частности, это очень отчетливо видно в интерьере. Во львовском костеле боковые стены нефа прорезаны глубокой слепой аркадой из трех арок, которые своим углублением образуют на плане выступающие из стен столбы, декорированные пилястрами, переходящими в группы свода, разделяя его на три прясла. Своды нефа крестовые, над главным входом на аркаде устроены хоры. Аналогичную архитектуру интерьера видим в реформатском Костеле св. Михаила в Раве-Русской Львовской области. Костел св. Казимира является ценным памятником архитектуры раннего барокко в Украине.

Церковь святых Климента и Пантелеймона — Church of Saints Clement and Panteleimon

Святые Климент и Пантелеймон
религия
присоединение Македонская Православная Церковь ( Восточная Православная Церковь )
район Plaošnik
Место нахождения
Место нахождения Охрид , Республика Македония
Архитектура
Архитектор (ы) Климент Охридский
Архитектурный тип Средний-византийском
Архитектурный стиль Византийский стиль
Вместимость 3000

Церковь святых Климента и Пантелеймона ( Македонский : Црква Свети Климент и Пантелеjмон , транслит. Crkva Святой Климент я Пантелеймон ; греческий : Άγιοι Κλήμης και Παντελεήμων , . Транслит Agioi Klēmēs кай Panteleēmōn ) является византийская церковь расположена на Plaošnik в Охриде , Македония . Это объясняется святого Климента Охридского , ученика святого Кирилла и Мефодия . Археологи пришли к выводу , что церковь находится на месте , где первые студент глаголицы (используется для перевода Библии в старославянский преподавал).

содержание

история

Оригинальная церковь , как полагают, был построен , когда Святой Климент прибыл в Охриде по просьбе Бориса I Болгарии и восстановить старую церковь. Источники говорят , что святой Климент не был удовлетворен размером церкви и поэтому построил новую над ним и назначил святой Пантелеймон в качестве своего покровителя .

Святой Климент использовал его вновь созданную церковь как литургическое здание и место для обучения своих учеников его пересмотра глаголицы, известной как кириллица . Климент лично построил гробницу внутри церкви , в которой он был похоронен после его смерти в 916; его могила существует до сих пор.

В 15 — м веке, турки превратили церковь в мечеть , но во время начала 16 — го века позволило разрушенные монастыри и церкви должны быть восстановлены, поэтому, так было церковь Святого Климента. Церковь была снова разрушена во время конца 16 — го века или в начале 17 — го века и еще одной мечети, названной Imaret мечеть ( турецкий : имарет Камии ), был возведен османами. Мечеть Imaret снесли в 2000 году по причине , учитывая , что она была построена над остатками церкви в районе Plaošnik и бывшей мечети был добавлен в поврежденном список религиозных зданий , составленному исламской религиозной общины Македонии .

Архитектура

Колокольня на стороне церкви. Икона над входом изображает

Церковь Святого Климента: великий древний храм Рима

Церковь Святого Климента можно назвать энциклопедией в камне, которая в общих чертах поведает о развитии культуры со времен Древнего Рима до Средневековья. Сан-Клементе – доказательство того, что разговоры о величии столицы Италии возникли неспроста.

Объект представляет собой церковь, расположенную к восточной стороне от известного на весь мир Колизея. Не стоит покупаться на простоту фасада церкви Святого Климента, ведь внутри находится разнообразие ценных артефактов, выдающихся образцов искусства и религиозных атрибутов. Ее осмотр – обязательное мероприятие для тех, кто желает понять, какую роль сыграл Рим в истории Европы.

Такси Аэропорт Фьюмичино — Рим

Такси Рима — ЖД Вокзал Термини

Такси Рим — Чивитавеккья Порт

Такси в любой другой город

Гробницы святых в церкви

Сан-Клементе – культовое сооружение Рима, в стенах которого верующие могут обратиться даже к православным святым.

Церковь Святого Климента: великий древний храм Рима

Церковь представляет особую ценность для паломников, поскольку в ее пределах хранятся мощи Святого Климента. Известно, что епископ Рима умер мучеником при работе в каменоломнях. Второй апостол, чьи мощи можно заметить в церкви Святого Климента, – Кирилл. Читателям он наверняка известен как один из основателей Азбуки.

Для гробницы Климента выбрано место в нижней церкви, где можно узнать о порядках Древнего Рима. Сан-Клементе – многоуровневый портал в прошлое.

Церковь Святого Климента: краткая характеристика

В течение столетий культовое сооружение Рима постепенно заполнялось объектами, важными для искусствоведов и всех верующих христиан. Стоит отметить, что церковь Сан-Клементе является одной из самых богатых на территории Рима и уступает лишь собору Святого Петра. Важное событие в истории достопримечательности состоялось в XIX столетии, когда был дан старт археологическим исследованиям, по результатам которых обнаружились части раннехристианской церкви прямо под средневековыми объектами Рима.

Церковь Святого Климента – по-настоящему уникальная достопримечательность. Исследования показали, что ее структура представлена постройками на трех ярусах:

  • нижний (I-III века);
  • средний (IV век);
  • верхний (XII век – наше время).
Читайте также  Церковь Св. Елизаветы

Описание нижнего уровня церкви Сан-Клементе

При раскопках культового сооружения Рима археологам удалось найти бесценные артефакты, датированные началом нашей эры. В качестве одного из примеров можно привести церковь Митры, которая сохранилась чудом. Ученые получили возможность осмотреть протяженный грот со сводчатым потолком, скамейками из камня, а также алтарем с изображением Митры. Жители Древнего Рима когда-то верили в это божество, олицетворяющее согласие, добро и свет солнца.

После того как завершились мероприятия по отводу воды от фундамента церкви Сан-Клементе, были обнаружены гражданские здания Рима, уничтоженные Нероном. В ходе исследований установлено, что владельцем одного из них был Тит Флавий Климент, скрывавший разделение идей христианства. Вполне вероятно, что столь ценная для Рима историческая фигура неспроста была выбрана для увековечивания Сан-Клементе.

Захоронение святого помещено в нижней части многоярусной церкви Рима. Отличить его легко по изображению якоря. Именно этот предмет использовался в процессе утопления Сан-Клементе. Наказание объясняется тем, что проповедник рассказывал о христианстве на каторге, куда его сослали из Рима.

Средний уровень церкви

Ярус посередине церкви Святого Климента примечателен останками культового сооружения периода раннего христианства. Принято считать, что ее построили в IV столетии. Серьезный урон церковь получила из-за нападений захватчиков на Рим.

Храм с многочисленными повреждениями впоследствии засыпали, а ценные артефакты были перенесены в новостройку. Один из самых приятных итогов раскопок церкви Сан-Клементе – обнаружение фресок, проливающих свет на весьма щепетильные вопросы истории Рима.

К примеру, был найден образец, повествующий о бедствии префекта Сизиния, чья жена послушала святого и решилась на обет целомудрия. Данную фреску церкви Святого Климента в Риме по стилю изложения можно сравнить с комиксами. Она вызывает интерес множеством нецензурных оборотов, которые доказывают лингвистам существование особой ветви итальянского языка, благополучно канувшей в Лету.

В IX столетии церковь Сан-Клементе удостоилась чести хранить мощи святого, давшего имя культовому сооружению. К событию причастны Кирилл и Мефодий, отправившие останки тела в Рим. Папа Адриан II с большой радостью принял подарок и отправил саркофаг в средний ярус церкви Святого Климента. В 869 году Кирилл скончался на территории Рима, и понтифик настоял на том, чтобы его тело тоже поместили в Сан-Клементе.

Алтарь церкви Сан-Клементе

Найти гробницу Кирилла довольно просто – она с правой стороны от алтаря церкви. В этой части объекта обустроено место, почитаемое славянами, которые неустанно благодарят просветителя.

Церковь Святого Климента: информация о верхнем уровне

За дверьми церкви ждет незабываемое зрелище, созданное с помощью приемов, характерных для сейченто, оповестившего жителей Рима об окончании эпохи Возрождения и скором господстве барокко. В плане архитектуры верхний ярус вряд ли способен удивить туристов: протяженный узкий неф со сводом на столбах – такое регулярно встречается в культовых сооружениях на территории Рима. Фишка церкви – поражающие воображение фрески, картины, барельефы, пол из мрамора, украшенный мозаикой.

Для отделки потолков в церкви Святого Климента применялись кессонные плиты небольшого размера. На стенах верхнего уровня Сан-Клементе в Риме без труда можно разглядеть несколько фресок, повествующих о мирской жизни славянских просветителей, непосредственно Климента, Игнатия Богоносца. Апсида церкви привлекает внимание фреской с Иисусом, изображающей момент распятия. Христос возносится на облаке в окружении ангелов. Церковь Святого Климента на последнем ярусе богата любопытными изображениями.

Где находится Сан-Клементе в Риме

Via Labicana, 95, Roma.

При выборе метро в качестве средства передвижения необходимо покинуть вагон на станции Colosseo, после чего прогуляться на своих двоих по Via di San Jiovanni in Laterano, ориентируясь на Via dei Normanni. После преодоления одного квартала от Colosseo туристам требуется Piazza di San Clemente, которая предстанет перед глазами после поворота налево. Отличить церковь Сан-Клементе в Риме можно по двускатной крыше и мраморной табличке.

Бронируйте номер в отеле рядом с церковью на Booking.com.

Когда приходить для осмотра церкви

Богослужения проводятся в понедельник-субботу: 8 утра и 18:30. Если прийти в церковь с октября по июнь около 09:30, можно стать свидетелем службы на латинском языке.

Археологическая зона Сан-Клементе доступна в понедельник-субботу с 9 утра до 12:30; с 15 до 18 часов. По воскресеньям график в церкви Святого Климента меняется – с 12:00 до 18:00.

Северная Македония. Монастырь святых Пантелеймона и Климента в Плаошнике

Монастырь возведен в местечке под названием Плаошник. Место это – еще одна загадка Охрида. Считается, что именно здесь находился исторический центр Охрида. В настоящее время здесь продолжаются археологические раскопки, а само место стало известной достопримечательностью, как у паломников, так и у туристов.

К Плаошнику мы поднялись от церкви святого Иоанна Богослова в Канео. Вход на территорию платный.

Храм святых Пантелеймона и Климента новый, построен в 2002 году по проекту Археологического института Охрида и является точной копией старой церкви Святого Пантелеймона, которая была построена святым Климентом Охридским в 863 году. Благодаря работе института Плаошник сегодня признан одним из самых важных археологических памятников в городе Охриде и стране, а также одним из самых святых мест славянского православного народа.

В настоящее время мраморная рака с мощами святого находится в храме под стеклом.

На южной стороне раки помещены иконы святого Климента Охридского и Святого Пантелеймона. Напротив, находится деревянная скульптура святого Климента Охридского, XIII века, обнаружена в церкви Богородицы Перивлепты. В церкви сделаны стеклянные полы, чтобы увидеть остатки старого храма. Фрески в нижних зонах интерьера были специально укреплены, потому что храм является памятником культуры. Из оригиналов сохранились основания колонн, а также гробница в центральной части храма. В этих местах сделаны специальные окна, чтобы посетители могли увидеть древние строения церкви. Для удобства древние части отделены от новых.

На внешней северной стороне остались следы от мечети Султан-Мехмед (Имарет) — османский период.

Колокол монастыря весит три тонны, отлит в мастерской города Вероны, которая насчитывает 400-летнюю традицию. На колоколе можно найти сюжеты на религиозные темы из Ветхого и Нового Заветов, а также о самих мастерах.

Сегодня монастырь служит всему славянскому и православному миру.

В мае 2007 года вновь начато широкое обследование всей территории вокруг церкви, чтобы обнаружить сооружения, которые были около древней церкви, и в будущем их воссоздать в аутентичном виде.

История

Климент Охридский, первый славянский епископ (893 г.) и основатель Православной церкви на территории нынешней Северной Македонии. При св. Клименте на территории Плаошника была школа — Центр славянской грамотности и культуры. Здесь преподобный Климент Охридский, пишет свои литературные произведения, среди которых есть «Похвальное слово Кириллу (учитель словенский)»), шедевр средневековой славянской литературы. Среди археологических остатков найдена церковь святого Пантелеймона, возведенная самим св. Климентом. Остатки фундамента большой базилики видны вокруг церкви и сегодня.

По словам архиепископа, писавшего о святом Клименте Охридском, склеп святого был сделан им собственноручно. В нем он был погребен в 916 году, и это доказано первыми археологическими раскопками в 1942-1943 годах, когда проф. Кирилл Прличев и Димче Коцо обнаружил основание Климентовской церкви и гробницу святого.

Церковь святым Климентом была воздвигнута на сохранившемся фундаменте раннехристианской базилики, но уже согласно архитектуре времени святого Климента и Наума, в форме листа клевера, архитектурная форма пришла из Византийской империи. Церковь была реконструирована в XII веке, а затем в XIII веке. В дополнение к этому в XIV веке появились внешние пристройки. Фрески ранней церкви, начиная с IX века, не сохранились. Обнаруженные фрески относятся к трем различным периодам. После прихода турок церковь Климента была разрушена и превращена в мечеть, известную под названием мечеть Имарет (не сохранилась).

В 1999 году после вывоза остатков мечети начались новые археологические раскопки с целью восстановить храм времен святого Климента. Тогда археолог Маленко открыл баптистерий пятинефной базилики с крестами – свастиками в мозаичном полу, которые датируются периодом между IV и VI веками.

Предполагается, что это раннехристианская базилика в Плаошнике, на которой был построен в IX веке монастырь св. Климентом, была посвящена апостолу Павлу. В Лихниде, сегодняшнем Охриде, апостол Павел проповедовал христианство в I веке нашей эры.