Церкви в Турции

Православная Турция

Православный паломник в мусульманской стране

Святая Земля, гора Синай, Кипр, Афон, Сербия, Иордания — основные зарубежные паломнические маршруты нам хорошо известны. Сегодня благодаря совместным усилиям Константинопольской и Русской православных Церквей этот ряд готовы пополнить христианские святыни современной Турции. В декабре 2009 года был опробован новый паломнический маршрут, объединяющий святыни древней Византии — региона, куда адресовал свои послания апостол Павел; где жил и подвизался почитаемый во всем мире святой — Николай Чудотворец; где принимали свои решения Вселенские соборы.
О тех оазисах Православия, которые обязательно стоит посетить в мусульманской Турции, рассказывает Сергей Юрьевич Житенев, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата*.

1. В Стамбуле есть железная церковь во имя святого Стефана, построенная болгарами в 1898 году. Ее собрали из железа за 30 дней — таков был срок, данный турецкими властями. Тут часто можно встретить православных сербов и болгар, помолиться вместе с ними. В Турции так мало православных, что каждая встреча с единоверцем — праздник. Братство православных христиан (греков, румын, болгаров или русских) здесь особенно ощущается.

2. В Каппадокии сохранилось немало пещерных храмов. Было жутко смотреть на фрески этих древних византийских церквей, где глаза у святых выколоты. Причем у всех, и когда не раз, два, три это видишь, а сто, тысячу раз — на душе становится очень тяжело.

3. Многие богослужения, которые проводятся и в Каппадокии, и в Мирах Ликийских, и в других святых местах страны, привлекают православное население Турции. В основном это русские женщины, которые стали женами турецких подданных. Они выбираются из своих мусульманских семей, что для них, наверное, не так-то просто, а для кого-то — настоящий подвиг. Вот это и есть та особенность, которая присутствует в Турции: не тогда, когда вера в Христа в той или иной мере принята большинством населения, а когда она — островок в мире ислама.

4. Побывать в соборе Софии, Премудрости Божией, в Стамбуле, я бы советовал всем — она производит совершенно грандиозное впечаление. Это был первый большой храм в Византии, и ему уже 15 веков. Хотя здесь сейчас музей и молиться нельзя, когда входишь в Софийский собор, его масштаб, его красота, архитектурные формы, сохранившиеся мозаики — все это потрясает до глубины души. Храм реставрируется с помощью международного сообщества и при поддержке турецких властей. Экскурсия в Святую Софию — тоже паломничество к великой святыне Православия.

5. Нам показалось несколько необычным постоянное общение Константинопольского Патриарха Варфоломея с паломниками и личное внимание, которое он старается оказывать каждому из них. Особенно это проявляется по отношению его к пастве: грекам, приехавшим в Турцию. Патриарх Варфоломей выразил желание лично встречать и каждую русскую паломническую группу, которая едет по маршруту «К святыням древней Византии». Первую такую группу он приветствовал в декабре 2009 года в кафедральном соборе во имя святого Георгия Победоносца в своей резиденции на Фанаре словами: «Вы здесь не чужие, вы в лоне Матери Церкви». И каждый паломник мог взять у него благословение. Кстати, в июле прошлого года он впервые принимал Патриарха Кирилла, прибывшего на Фанар с первым официальным визитом в качестве Предстоятеля Русской Церкви.

6. Многие знают, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся в итальянском городе Бари — предприимчивые итальянцы вывезли их в XI веке. Но родина великого святого — в нынешней Турции, и часть его мощей хранится в археологическом музее в Анталии.

7. Важная часть паломничества в Турцию — посещение Мир Ликийских, где служил святой Николай, и его родного города Патары. Мы спланировали маршрут так, чтобы паломники побывали в этих местах как раз в дни памяти святого: 22 мая и 19 декабря. Патары и Миры Ликийские сейчас — музеи-заповедники, и там есть что посетить. В Демре, городе, примыкающем к древним Мирам Ликийским, стоит храм во имя святителя Николая — по программе там будет совершаться Литургия. Для меня было открытием, что сохранилась часть храма, которая существовала еще во времена святителя — тогда эта церковь была освящена в честь Пресвятой Богородицы.

8. В Малой Азии много мест, связанных с апостольскими деяниями. Так, недалеко от Эфеса есть гавань и сохранился порт, где высаживался апостол Павел, когда его, арестованного, везли в Рим. Археологам удалось раскопать в Эфесе главную улицу и центральную площадь со множеством строений, среди которых выделяется красивейшая библиотека. Недалеко от центра древнего города можно помолиться на месте погребения апостола Иоанна Богослова. Именно в этом храме проходил в 431 году Третий Вселенский Собор, собравший около 200 епископов из всех церквей и осудивший несторианскую ересь, которая отрицала Богочеловечество Христа. Быть в месте, где проходил Вселенский Собор, — это совершенно незабываемые минуты. По нашей программе в Эфесе запланирована Божественная Литургия.

9. Специфическая особенность паломничества в Турцию — возможность побывать и помолиться в местах, связанных с первыми веками истории Вселенской Церкви, Церкви еще не разделенной на православную и католическую. Многие из тех святых, которых мы привыкли считать нашими, русскими, — это на самом деле святые, которые проживали на территории нынешней Турции. Тут проповедовали и просияли великие подвижники, учили великие учителя Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. И паломнику, конечно, нужно взять с собой довольно большой молитвослов, чтобы помянуть их и помолиться им там, где они жили и подвизались.

* Статья вышла до 14 мая 2010 г., когда генеральный директор Паломнического центра С. Житенев по благословению священноначалия добровольно сложил с себя полномочия руководителя организации.

Категория:Турция

Ту́рция (тур. Türkiye ), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti ) — государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии, а частично (около 3 % территории, 20 % населения) — в Юго-Восточной Европе (Восточная Фракия). Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Государственный язык — турецкий.

Содержание

Крупнейшие города

  • Стамбул
  • Анкара
  • Измир
  • Бурса
  • Адана
  • Анталья
  • Конья

Православие в Турции

Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие) — основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

История

В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).

К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).

По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане — Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе — с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.

Современное положение

На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  5. Деркская митрополия.
Читайте также  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Святые

  • св. ап. Павел
  • св. ап. и ев. Иоанн Богослов
  • св. ап. Филипп
  • св. свт. Николай Мирликийский
  • св. прав. Иоанн Русский
  • св. прп. Феодор Студит

Святыни

  • мц. Соломония (мать братьев Маккавеев),
  • мц. Евфимия Всехвальная (IV в.),
  • св. императорица Феофания (IX в.),
  • свт. Иоанн Златоуст (?),
  • свт. Григорий Богослов (?),
  • икона Божией Матери «Всеблаженная».

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
  • икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

Святые места и храмы

  • Влахернская церковь
  • Собор святой Софии (Стамбул)
  • Храм святой Ирины (Стамбул)
  • Студийский монастырь (Стамбул)
  • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
  • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
  • Пещерные поселения исторической области Каппадокия
  • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
  • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
  • Миры Ликийские
  • Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
  • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
  • Грот семи эфесских отроков
  • Древний театр — место бичевания ап. Павла
  • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
  • Церковь монастыря Спасителя в Хоре
  • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
  • Болгарская церковь святого Стефана (Стамбул)
  • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
  • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
  • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)

Монастыри

  • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)

Видео

Ссылки

Эта категория в данный момент пуста.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Христианские святыни Турции

Сегодня Турция, это страна не очень дорогого отдыха для русских туристов. В 1320 году было образовано первое Турецкое Османское княжество. В 1453 году образовалась Османская империя. В 1920 году появилось независимое государство , Турция. Сегодня, Турецкая Республика, это светское мусульманское государство, но когда-то Стамбул назывался Константинополем и был столицей Византийской Православной Империи. А потому не удивительно, что сегодня в Турции множество христианских святынь. Правда надо отметить, что в 14-15 века в современном Стамбуле было 500 православных храмов, сегодня осталось из них всего не более 30 и то, большая часть из них переделана в мусульманские мечети.

Главная святыня Турции, это конечно собор Святой Софии. До 1453 году в этом соборе богослужения проводились только в субботу вечером, воскресенье утром и в Великие праздники.

Церковь монастыря Пантократора, известная как мечеть Зейрек (Zeyrek Camii). Монастырь был основан императором Иоанном Комнином (1118–1143) и его супругой Ириной и сразу стал одной из самых почитаемых городских обителей. В лучшие времена здесь жили до 700 монахов, причем большая часть — весьма знатного происхождения: монастырь был придворный и весьма привилегированный. Сохранившееся здание — единый организм из трех сросшихся вместе построек. В центре — капелла Архангела Михаила. В ней были погребены основатели монастыря, и капелла стала фамильной усыпальницей династии Комнинов. Северная церковь, давшая название всему монастырю, посвящена Христу Вседержителю (Пантократору), южная (в ней сейчас мечеть) — Богоматери Элеуссе (Милостивой). Главной реликвией монастыря была одна из наиболее чтимых святынь империи, так называемый Камень омовения — мраморная плита, на которой, по преданию, омыли тело Христа перед погребением. В венецианском соборе (святого Марка) Сан-Марко до сих пор хранится драгоценная утварь из монастыря Пантократора и древние иконы, в том числе и алтарная икона Сан-Марко — Пала-д’Оро .

Студийский монастырь, это самый древний из сохранившихся строений Византии. Здание давно в руинах, тем не менее, без всякого сомнения, заслуживает внимания. Студийский монастырь был одной из главных святынь Константинополя (здесь хранилась голова Иоанна Крестителя); кроме того, он оказал огромное влияние на культуру и искусство всего христианского Востока — в том числе и культуру Руси.
Дело в том, что расцвет монастыря пришелся на IX век — эпоху иконоборчества; его деятельный игумен Феодор Студит был беззаветным защитником икон, и во многом благодаря его огненным проповедям иконопочитание было восстановлено. Так что не будь Студийского монастыря — жить бы нам без Феофана Грека и Андрея Рублева.
Кровля базилики рухнула сто лет назад по причине для Стамбула вполне экзотической — под тяжестью снега. В развалинах сохранились остатки полов — малахит, порфир, мрамор.

Храм Монгольской иконы Богородицы. Единственный действующий Византийский храм не превращённый в мечеть. Название напоминает о принцессе Анне Палеолог, которую в 1265 году выдали замуж за монгольского хана (не самая, конечно, удачная партия, но и выбирать особенно не приходилось: принцесса была незаконнорожденной). Пока Анна добиралась в монгольские степи, жених успел умереть, и пришлось (не возвращаться же!) выходить замуж за его сына. Анна долго прожила среди монголов, но в конце концов ее муж был убит в междоусобице, и она отправилась обратно в Константинополь, где была единодушно признана главной специалисткой по монгольским делам. Ее даже попытались еще раз выдать замуж за очередного монгола, но тут уж принцесса отказалась категорически, основала обитель в Фенере и постриглась там в монахини.

Мечеть Завоевателя, Фатих Джамии (Fatih Camii) . Здесь некогда стояла апостольская церковь императора Константина I, служившая до XI века местом погребения для большинства византийских императоров. Кстати, корпус здания всемирно известной базилики Сан-Марко в Венеции является копией этой апостольской церкви .
После взятия завоеватель (фатих) Мехмед II велел снести обветшалую церковь, и построить мечеть из обломков.

А это здания Вселенского Патриарха Варфоломея, резиденция. Когда собор преобразовали в мечеть (1453), то Патриарху Геннадиосу предоставили древнюю церковь Св. Апостолов, но уже в 1456 г. этот храм решено снести для постройки мечети Фатих, и Патриарху пришлось переезжать в церковь Панагии Паммакаристос. Мехмед II даже предоставил для этого Геннадиосу лошадь из собственной конюшни, дабы переезд не причинил ему излишних неудобств. Патриарх получил от султана фирман, гарантирующий неприкосновенность, уважение его сана и освобождения его и подчиненных ему епископов от всех налогов «на вечные времена». Не смотря на фирман, церковь Панагии Паммакаристос со временем тоже преобразовали в мечеть (1587), а Патриарх только после ещё нескольких переселений смог окончательно обосновался (1601) в здании небольшого женского монастыря Св. Георгия в Фенере. Украшенные крестом центральные ворота патриархата закрыты навсегда, в память о повешенном здесь в самом начале греческой войны (1821-1832) за независимость Патриархе Григории V, призывавшим греков к восстанию. Нынешний (с 1991) 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей I носит звучный титул – «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Но его статус Вселенского патриарха не хотят признавать не только официальные турецкие власти, считающие Константинопольский патриархат исключительно турецким институтом, но и ряд церквей (в том числе и Русская православная церковь).

Старая Никея, а ныне город Изник. Здесь в 325 году проводился Первый Вселенский собор. В городе есть православный храм 6 века. Храм св. Трифона и развалины Успенского храма. Очень историческое Византийское место в Турции.

Ещё один древний центр Христианства в Турции, бывший город Эфес, а ныне Сельчук, это окрестность современного Измира. Здесь состоялся Третий Вселенский собор.

Это город семи Эфесских юношей-мучеников, которые проспав 360 лет воскресли в пещере.

Здесь же могила любимого апостола Христа, Иоанна Богослова.

А ещё в Эфесе находится Домик Богородицы. Здесь она прожила последние дни земной жизни вместе с Иоанном Богословом.

Сегодня это святое место находится в ведении Католической Церкви и этот домик в 20 веке посещали три Римских Папы.

Сегодня мощи хранятся в городе Бари, куда их привезли итальянские купцы, но это никому не мешает верить в легенду о том, что настоящие мощи святого так и остались в церкви. Саму же церковь за это время дважды отстраивали заново — то после землятресения, то после арабов.

Читайте также  Церковь Успения Пресвятой Девы Марии

В 300 км. от столицы Анкары, находится историческая территория Каппадоккия, это родина священномученика Георгия Победоносца. А в селении Ургюп сохранился дом святого Иоанна Нового Русского Исповедника проданного в Турцию в рабство.

А ещё есть область Турции, Селевкия, где умерла святая Фекла. Города Коньи, Листра, Дервия, Барат, Анталья, Антиохия. — это тысячи византийских храмов прошлого. Это сотни христианских мучеников. Самая известная Святая Маргарита. Там же место подвига Симеона Столпника.

А вблизи Севастия где в водах Тевириадского озера пострадали 40 Севастийских мучеников.

Огромное значение для всех христиан имеет область Никомедия, современная Измит-Коджаэли.

Как видим на фото, это очень современный город, но именно здесь в древности нашли вечный покой святой целитель и мученик Пантелеимон, святые Василиса, Деомид, Адриан и Наталья, а так же святая мученица Варвара, мощи которой в 6 веке были перенесены в Константинополь, а в 12 веке дочь Византийского императора принесла их в Киев, где сейчас и находятся.

Нельзя в пределах этого материала уместить все святые христианские места Турции, но уже этого обзора хватит чтобы понять насколько богата мусульманская Турция христианскими святынями и ехать в эту землю, только чтобы полежать на берегу моря и увидеть шикарные отели, это значит просто ничего не увидеть.

Церкви Турции

Церковь Святого Николая в нижних Мирах (Демре) построена в честь святителя Николая Чудотворца, который был епископом города в IV веке.

Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

Трабзон, или Трапезунд, является одним из наиболее известных городов Турции.

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию.

Строительство церкви Акдамар продолжалось несколько лет, в период с 915 по 921 год.

Итальянская католическая церковь святого Антония — главная и самая большая католическая церковь Стамбула.

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) — значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Сурб Хач (или храм Святого Креста) расположена на острове Ахтамар, в южной части озера Ван.

Церковь Святого Николая — это уникальный памятник истории, который находится в Кемере, Турция.

Церковь Сурб Ованес была построена в форме креста с четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол с низким барабаном.

Церковь Святого Николая в нижних Мирах — церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в Демре (Турция), в древности известном как Мира (Миры).

Церковь Влахерна — знаменитейшая церковь в истории восточного христианства.

Церковь Святых апостолов, возведенная в Х веке, стоит у подножья Карской крепости.

Первое здание англиканской церкви Святого Иоанна Богослова в Измире было построено компанией Левант для работников завода в Смирне и их семей.

Церковь святого Поликарпа является старейшим зданием времен римской империи в Измире и символизирует семь церквей общины Апокалипсиса.

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога.

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик.

Турецкая православная церковь

Турецкая православная церковь не признается Вселенским православием и не подчиняется ему, имеет статус государственной религии. Численность прихожан около 400 человек.

История зарождения

Падение Османской Империи в начале XX века спровоцировало ряд кровопролитных войн. Термин геноцид официально не употребляется при описании этих событий, но миллионы армян и греков были вынуждены оставить веками обжитые территории и покинуть Турцию. Подавляющее большинство исповедовало православие.

15 сентября 1922 года при поддержке младотурков была основана Автокефальная Турецкая православная церковь. Идея создания принадлежит знаменитому реформатору и военачальнику Мустафе Кемалю Ататюрку. Инициатива должна была выполнить 3 задачи:

  • Разрыв отношений нового государства с патриархатом Константинополя.
  • Создание церкви с национально-патриотическим уклоном для оставшихся греков и албанцев.
  • Контроль государства над «ненадежным» религиозным меньшинством.

Главой был назначен уроженец Малой Азии Павел Карахисаридис. Он провозгласил себя патриархом, принял имя Эфтим I и взял турецкую фамилию Эренерол.

Первые время после основания новому патриарху удалось собрать незначительное количество прихожан из православных турков. Греки новую церковь не приняли. Последующие годы численность национальной религиозной организации только сокращалась.

Современное состояние

Сегодня структура функционирует за счет государства. Под контролем находится 3 церкви и 5 общин. Главой является Эфтим IV. Должность патриарха наследуется между родственниками. Большинство прихожан являются членами одной семьи.

Кафедральный собор находится в Стамбуле. Храм Каффской Божией Матери основан в 1583 году переселенцами из Феодосии. Собор одновременно является резиденцией Эфтима IV и его семьи. Все обряды и литургии проводятся на турецком языке. Остальные церкви автокефалии богослужения не проводят.

Интересный факт

В октябре 2018 года патриарх Турецкой национальной церкви выступил с критикой против признания автокефалии Православной церкви Украины одной из 15 поместных церквей мира. Эфтим IV подал иск на главу Константинопольского патриархата Варфоломея.

Позже иск был отклонен, однако история позволила привлечь внимание к малочисленной и неизвестной автокефалии и заявить о себе.

Православные храмы в Турции

90% верующих на территории государства исповедуют ислам. Однако именно эта страна считается колыбелью христианства.

В I и II веке здесь продолжили просвещать людей апостол Павел и его ученики. Андрей Первозванный основал Константинопольскую церковь. Николай Чудотворец жил и творил в этих землях. Византийское государство было главным мировым центром развития христианства.

В Турции сохранились и охраняются государством образцы архитектурного наследия, построенные в период с I века нашей эры до распада Османской империи.

Собор Святой Софии

Начало строительства символа «золотого века» Византии пришлось на IV век. К VI веку храм стал главным украшением и сердцем Константинополя. После захвата столицы османами в XV веке архитектурная жемчужина была обращена в мечеть. С 1935 года храм является музеем.

Фасады трехнефной однокупольной базилики украшены многочисленными мозаичными композициями. Внутреннее убранство совершенствовалось в течение 15 веков. Собор знаменит сочетанием христианских и исламских традиций в самом виртуозном исполнении. Богатство и разнообразие драгоценных материалов, использованных в декоре, поражают воображение.

Храм Святой Ирины

Храм был построен по случаю Второго Вселенского Собрания в 381 году. В отличие от большинства христианских сооружений Турции церковь не была переделана в мечеть, а использовалась в качестве военных складов. В XIX веке здесь был археологический, а затем Императорский музей.

В наши дни в здании церкви проходят выставки и концерты.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самый древний храм в Стамбуле был построен в VI веке под личным контролем славного Юстиниана. Согласно легенде, благодаря святым покровителям воинов Серию и Вакха, юный правитель избежал казни за попытку убийства императора Анастасия. Они явились ему во сне и упросили о помиловании.

Церковь называют Малой Софией за схожесть с одноименным храмом. В османский период к зданию был пристроен минарет. Мечеть работает ежедневно по сегодняшний день.

Церковь Богородицы Паммакаристос

Единственный в Стамбуле сохранившийся образец архитектуры периода Палеологов. Церковь была построена в честь благой вести архангела Гавриила о божественном зачатии Марии.

К сожалению, о внутреннем убранстве храма судить сложно. Сохранились лишь некоторые фрагменты мозаик XIV века. Самая знаменитая из них – золотой образ Спасителя в куполе.

С 1591 года церковь обращена в мечеть, носит название Фетхие-Джами. Архитектурный памятник открыт к посещению частично из-за ежедневных мусульманских обрядов.

Церковь Христа Спасителя в Полях

Собор находится на территории древнего монастыря Хора на окраине Стамбула. Построен в первой половине XIV века. После завоевания Константинополя османами церковь была полностью отштукатурена изнутри и обращена в мечеть.

В 1948 году во время реставрационных работ слой замазки был снят и миру явился невероятной красоты образец византийского декора в отличном состоянии. Сегодня церковь стала музеем.

Большинство церквей и храмов византийского периода находятся под защитой ЮНЕСКО. Каппадокия, Ликийские Миры, старые районы Стамбула – излюбленные места паломничества христиан со всех уголков мира.

Читайте также  Будапешт, куда сходить с ребенком

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Христианские святыни Турции

Сегодня Турция, это страна не очень дорогого отдыха для русских туристов. В 1320 году было образовано первое Турецкое Османское княжество. В 1453 году образовалась Османская империя. В 1920 году появилось независимое государство , Турция. Сегодня, Турецкая Республика, это светское мусульманское государство, но когда-то Стамбул назывался Константинополем и был столицей Византийской Православной Империи. А потому не удивительно, что сегодня в Турции множество христианских святынь. Правда надо отметить, что в 14-15 века в современном Стамбуле было 500 православных храмов, сегодня осталось из них всего не более 30 и то, большая часть из них переделана в мусульманские мечети.

Главная святыня Турции, это конечно собор Святой Софии. До 1453 году в этом соборе богослужения проводились только в субботу вечером, воскресенье утром и в Великие праздники.

Церковь монастыря Пантократора, известная как мечеть Зейрек (Zeyrek Camii). Монастырь был основан императором Иоанном Комнином (1118–1143) и его супругой Ириной и сразу стал одной из самых почитаемых городских обителей. В лучшие времена здесь жили до 700 монахов, причем большая часть — весьма знатного происхождения: монастырь был придворный и весьма привилегированный. Сохранившееся здание — единый организм из трех сросшихся вместе построек. В центре — капелла Архангела Михаила. В ней были погребены основатели монастыря, и капелла стала фамильной усыпальницей династии Комнинов. Северная церковь, давшая название всему монастырю, посвящена Христу Вседержителю (Пантократору), южная (в ней сейчас мечеть) — Богоматери Элеуссе (Милостивой). Главной реликвией монастыря была одна из наиболее чтимых святынь империи, так называемый Камень омовения — мраморная плита, на которой, по преданию, омыли тело Христа перед погребением. В венецианском соборе (святого Марка) Сан-Марко до сих пор хранится драгоценная утварь из монастыря Пантократора и древние иконы, в том числе и алтарная икона Сан-Марко — Пала-д’Оро .

Студийский монастырь, это самый древний из сохранившихся строений Византии. Здание давно в руинах, тем не менее, без всякого сомнения, заслуживает внимания. Студийский монастырь был одной из главных святынь Константинополя (здесь хранилась голова Иоанна Крестителя); кроме того, он оказал огромное влияние на культуру и искусство всего христианского Востока — в том числе и культуру Руси.
Дело в том, что расцвет монастыря пришелся на IX век — эпоху иконоборчества; его деятельный игумен Феодор Студит был беззаветным защитником икон, и во многом благодаря его огненным проповедям иконопочитание было восстановлено. Так что не будь Студийского монастыря — жить бы нам без Феофана Грека и Андрея Рублева.
Кровля базилики рухнула сто лет назад по причине для Стамбула вполне экзотической — под тяжестью снега. В развалинах сохранились остатки полов — малахит, порфир, мрамор.

Храм Монгольской иконы Богородицы. Единственный действующий Византийский храм не превращённый в мечеть. Название напоминает о принцессе Анне Палеолог, которую в 1265 году выдали замуж за монгольского хана (не самая, конечно, удачная партия, но и выбирать особенно не приходилось: принцесса была незаконнорожденной). Пока Анна добиралась в монгольские степи, жених успел умереть, и пришлось (не возвращаться же!) выходить замуж за его сына. Анна долго прожила среди монголов, но в конце концов ее муж был убит в междоусобице, и она отправилась обратно в Константинополь, где была единодушно признана главной специалисткой по монгольским делам. Ее даже попытались еще раз выдать замуж за очередного монгола, но тут уж принцесса отказалась категорически, основала обитель в Фенере и постриглась там в монахини.

Мечеть Завоевателя, Фатих Джамии (Fatih Camii) . Здесь некогда стояла апостольская церковь императора Константина I, служившая до XI века местом погребения для большинства византийских императоров. Кстати, корпус здания всемирно известной базилики Сан-Марко в Венеции является копией этой апостольской церкви .
После взятия завоеватель (фатих) Мехмед II велел снести обветшалую церковь, и построить мечеть из обломков.

А это здания Вселенского Патриарха Варфоломея, резиденция. Когда собор преобразовали в мечеть (1453), то Патриарху Геннадиосу предоставили древнюю церковь Св. Апостолов, но уже в 1456 г. этот храм решено снести для постройки мечети Фатих, и Патриарху пришлось переезжать в церковь Панагии Паммакаристос. Мехмед II даже предоставил для этого Геннадиосу лошадь из собственной конюшни, дабы переезд не причинил ему излишних неудобств. Патриарх получил от султана фирман, гарантирующий неприкосновенность, уважение его сана и освобождения его и подчиненных ему епископов от всех налогов «на вечные времена». Не смотря на фирман, церковь Панагии Паммакаристос со временем тоже преобразовали в мечеть (1587), а Патриарх только после ещё нескольких переселений смог окончательно обосновался (1601) в здании небольшого женского монастыря Св. Георгия в Фенере. Украшенные крестом центральные ворота патриархата закрыты навсегда, в память о повешенном здесь в самом начале греческой войны (1821-1832) за независимость Патриархе Григории V, призывавшим греков к восстанию. Нынешний (с 1991) 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей I носит звучный титул – «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Но его статус Вселенского патриарха не хотят признавать не только официальные турецкие власти, считающие Константинопольский патриархат исключительно турецким институтом, но и ряд церквей (в том числе и Русская православная церковь).

Старая Никея, а ныне город Изник. Здесь в 325 году проводился Первый Вселенский собор. В городе есть православный храм 6 века. Храм св. Трифона и развалины Успенского храма. Очень историческое Византийское место в Турции.

Ещё один древний центр Христианства в Турции, бывший город Эфес, а ныне Сельчук, это окрестность современного Измира. Здесь состоялся Третий Вселенский собор.

Это город семи Эфесских юношей-мучеников, которые проспав 360 лет воскресли в пещере.

Здесь же могила любимого апостола Христа, Иоанна Богослова.

А ещё в Эфесе находится Домик Богородицы. Здесь она прожила последние дни земной жизни вместе с Иоанном Богословом.

Сегодня это святое место находится в ведении Католической Церкви и этот домик в 20 веке посещали три Римских Папы.

Сегодня мощи хранятся в городе Бари, куда их привезли итальянские купцы, но это никому не мешает верить в легенду о том, что настоящие мощи святого так и остались в церкви. Саму же церковь за это время дважды отстраивали заново — то после землятресения, то после арабов.

В 300 км. от столицы Анкары, находится историческая территория Каппадоккия, это родина священномученика Георгия Победоносца. А в селении Ургюп сохранился дом святого Иоанна Нового Русского Исповедника проданного в Турцию в рабство.

А ещё есть область Турции, Селевкия, где умерла святая Фекла. Города Коньи, Листра, Дервия, Барат, Анталья, Антиохия. — это тысячи византийских храмов прошлого. Это сотни христианских мучеников. Самая известная Святая Маргарита. Там же место подвига Симеона Столпника.

А вблизи Севастия где в водах Тевириадского озера пострадали 40 Севастийских мучеников.

Огромное значение для всех христиан имеет область Никомедия, современная Измит-Коджаэли.

Как видим на фото, это очень современный город, но именно здесь в древности нашли вечный покой святой целитель и мученик Пантелеимон, святые Василиса, Деомид, Адриан и Наталья, а так же святая мученица Варвара, мощи которой в 6 веке были перенесены в Константинополь, а в 12 веке дочь Византийского императора принесла их в Киев, где сейчас и находятся.

Нельзя в пределах этого материала уместить все святые христианские места Турции, но уже этого обзора хватит чтобы понять насколько богата мусульманская Турция христианскими святынями и ехать в эту землю, только чтобы полежать на берегу моря и увидеть шикарные отели, это значит просто ничего не увидеть.