Церкви в Татарстане

Путеводитель по православным достопримечательностям Татарстана

Автор — Анастасия Тищенко

Казань

Петропавловский собор

Храм является одним из главных духовных символов Казани и ценнейшим архитектурным памятником русского или так называемого «Нарышкинского» барокко первой половины XVIII века. Построен он был в 1723-1726 годах казанским купцом Иваном Михляевым в память о визите в Казань Петра I. Архитектура и убранство собора уникальны и не похожи ни на один другой архитектурный памятник. Двухъярусный храм 52 метра в высоту и стоит на горе, за счет чего его хорошо видно даже издалека. Внутри собор украшен лепниной с растительными мотивами — за это его прозвали «каменными висячими садами Казани». А ещё в галерее можно увидеть крупные старинные изразцы — это единственный храм в Казани, где сохранился такой вид уникальной плитки.

Не удивительно, что полюбоваться храмом приезжали все российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные и общественные деятели. Ученый, натуралист и путешественник Александр Гумбольдт описывал собор в своих заметках о путешествии в Россию в 1829 году, Александр Дюма рассказал о нем в своей книге «Учитель фехтования», а Фёдор Шаляпин нередко пел в соборе за богослужением. В таком месте можно проникнуться атмосферой прошлых столетий и отдохнуть от городской суеты, а со смотровой площадки внимательно рассмотреть исторический центр Казани — оттуда открывается вид на Кремль и улицу Баумана.

Адрес собора: ул. Мусы Джалиля, д. 21.

Благовещенский собор

Это старейшее сооружение ансамбля Казанского кремля и уникальный образец псковской архитектурной школы. В декабре 1552 года мастер Постник Яковлев и каменщик Иван Ширяев — строители Собора Василия Блаженного — по указанию Ивана Грозного приехали в Казань строить каменный кремль и Благовещенский собор. Храм строили 80 псковских мастеров с 1556 по 1562 года. Изначально он представлял собой белокаменный крестово-купольный храм, но из-за крупных пожаров старое здание так и не сохранилось, а в 1925 году храм закрыли. Собор начал заново свою работу только 21 июля 2005 года — в день празднования 450-летия Казанской епархии.

Несмотря на большое количество реконструкций, храму удалось сохранить исконный псковский стиль и уникальные орнаменты. Также в Благовещенском соборе находится одна из самых известных святынь — келья архиепископа Гурия со старинным образом Спаса Нерукотворного XVI века. Именно тут можно почувствовать тесное сплетение культур и религий, ведь рядом с собором находится мусульманская мечеть Кул-Шариф. Именно такое доброе соседство характеризует Казанский Кремль и республику в целом.

Адрес: Казань, Казанский Кремль, стр. 2

Зилантов Свято-Успенский женский монастырь

Монастырь был также построен по инициативе Ивана Грозного в день и год взятия Казани 15 октября 1552 года и является древнейшим из сохранившихся монастырей Поволжья. Изначально монастырь находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани, но из-за постоянного половодья в 1559 году его перенесли на Зилантову гору. Именно здесь в VII веке сложился основной ансамбль монастыря, включающий Успенский собор, храм во имя Алексия Митрополита Московского и Князь-Владимирскую церковь. Сейчас в монастыре находится женская община, сестры которой занимаются рукоделием, реставрируют иконы и проводят экскурсии для паломников.

Монастырь находится в Кировском районе Казани — на другом берегу от шумного центра, поэтому ничто не помешает вам проникнуться особой духовной атмосферой и продолжить неспешную прогулку по тихим улицам города. А самый красивый вид на монастырь открывается с Волги и поездов железной дороги, проложенных мимо монастыря.

Адрес: Архангельский переулок, д. 1

Казанский Богородицкий монастырь

Собор был основан в 1579 году и связан с обретением иконы Казанской Божьей матери. Согласно записям будущего патриарха Гермогена, девочке Матроне Богородица пришла во сне и показала местонахождение образа. 8 июня 1579 года Матрона обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.

Казанский Богородицкий монастырь на протяжении многих столетий оставался самым крупным и известным в Поволжье. Это был уникальный архитектурный комплекс, который занимал несколько гектаров земли и включал церкви, соборы, часовни, колокольню, жилые корпуса и здание церковно-приходской школы. Комплекс сильно пострадал от разрушений, но сегодня можно увидеть отреставрированный Крестовоздвиженский храм XIX века и Софийскую надвратную церковь. Сейчас в комплексе хранится список утерянной иконы Казанской Божьей матери, подаренной Папой Римским.

Приходить сюда лучше утром, пока в монастыре нет больших очередей из желающих увидеть самую почитаемую икону. Также при храме работает пекарня, в которой можно будет позавтракать свежей выпечкой.

Адрес: ул. Большая Красная, д. 5

Свияжск

Богородице-Успенский мужской монастырь

Это важнейший центр распространения православия в Поволжье и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь был построен в 1555 году — одновременно с учреждением Казанской епархии. На его территории сохранились постройки разных времен, которые образуют впечатляющий архитектурный ансамбль. Самые ценные из них — Успенский собор и церковь Николая Чудотворца. Они являются самыми древними постройками в Свияжске и признаны шедеврами русского зодчества XVI века.

Успенский собор был построен в 1561 году в псковско-новгородском стиле, а в XVIII веке получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, которые немного смягчили суровое сооружение. Внутри храм украшен уникальными фресками общей площадью 1080 кв.метров. Это полный цикл многокрасочной стенной росписи эпохи Ивана Грозного.

Еще один ценный памятник монастыря — Церковь Николая Чудотворца. Церковь является местом паломничества православных верующих со всей России. Она была построена в 1556 году под руководством зодчего Ивана Ширяя, который отразил в архитектуре традиционные черты псковской школы XVI века. Изначально стены храма были покрыты уникальными фресками, но до наших дней сохранился только фрагмент лика Николы Можайского на восточном фасаде в нише. Во времена Ивана Грозного в подвале колокольни рядом с храмом был потайной подземный ход, который вел к Щучьему озеру — оно снабжало служащих водой во время осады. После надстроек высота этой колокольни достигла 43 метров, и сейчас она является самым высоким сооружением в Свияжске.

Самые красивые фотографии комплекса можно сделать на парковке и вертолетной площадке при въезде на остров — оттуда открывается панорама главных зданий монастыря, которую невозможно не запечатлеть. А на обратном пути у ворот монастыря вам откроется прекрасный вид на реку Свиягу и ближайшие острова.

Адрес: Зеленодольский район, село Свияжск.

Болгар

Свято-Авраамиевская церковь

Сегодня это голубое здание с посеребренными куполами у березовой рощи. Внутри церкви находится оригинальная православная роспись и иконы, а главные святыни храма — рака с мощами Авраамия Болгарского и целебный источник, бьющий на месте гибели покровителя церкви.

А во дворе церкви есть подворье, в котором можно увидеть уменьшенные модели разных видов церквей — отличная возможность сделать фото с разными достопримечательностями не выезжая за пределы одного места.

Читайте также  Храмы в Австралии
Адрес: Болгар, ул. Лихачева, д. 144.

Зеленодольск

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Монастырь является известным центром паломничества православных верующих и крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Обитель была построена в середине XVII века отшельником Филаретом. До пожара 1689 года монастырь был полностью деревянным, а с XVII—XVIII начал сложился каменный ансамбль. Сейчас восстановленный после многочисленных пожаров монастырский комплекс является одним из самых величественных в среднем Поволжье, а особую живописность ему придают заповедный сосновый лес вокруг и Раифское озеро. На территории монастыря действуют четыре храма: собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, храм в честь Преподобных отцов в Раифе и Синае избиенных, собор во имя Живоначальной Троицы и надвратный храм. Главная святыня Раифского монастыря — Грузинская икона Божией Матери, которая была возвращена из Казани 14 августа 1992 года.

Адрес: Зеленодольский район, посёлок Раифа.

Чистополь

Никольский собор

Собор является одним из главных архитектурных украшений и доминантой центра Чистополя.

Никольский собор был построен в 1838 году по проекту архитектора Петра Пятницкого, прославившегося постройкой Казанского университета. Расположен собор на высоком берегу Камы на въезде в старый город и представляет собой яркий образец позднего классицизма, являясь одним из самых ценных памятников архитектуры в Казанском крае. Не зря именно с него начинается большинство обзорных экскурсий по городу. В интерьере церкви сохранилась уникальная фреска семьи Романовых, написанная еще до их канонизации, а на полу можно увидеть плитку дореволюционного производства.

Адрес: г. Чистополь, ул. К.Маркса, д. 2

Елабуга

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь имеет высокую архитектурную ценность как уникальное сооружение со сложными формами, сочетающими элементы позднего барокко, ампира и раннего классицизма, а бирюзовые стены с белым убранством всегда выглядят празднично.

Собор был построен в 1820 году на месте двух старых деревянных церквей и был освещён в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Ворота расписывали два выдающихся художника — Карл Гун и Василий Верещагин. Покровителями церкви были состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было по тем временам роскошным — алтарь с богатой отделкой и позолоченные царские ворота всегда привлекали внимание посетителей. Главная святыня храма — древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 75-летия Победы

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В День памяти и скорби Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили главный храм Вооруженных сил РФ и музейный комплекс «Дорога памяти»

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил Российской Федерации

Казанская епархия

Первоначально включала земли Казанского ханства, завоеванных в 1552 г. окрестных районов и Вятскую землю. В 1556 г., после взятия Астрахани, в состав епархии вошли земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — присоединяемые территории Урала и Сибири.

В 1602 г. из состава епархии были выделены Астраханская, в 1620 г. — Тобольская, в 1657 г. — Вятская епархии. В первой половине XVIII в. епархия в основном включала территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. К середине 1790-х гг. епархия включала Казанскую и Симбирскую губернии; приходы на территории последней позже были выделены в состав Симбирской епархии.

В начале 1920-х гг. границы епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья. В состав Казанской епархии вошли Татарская, Чувашская (до 1946 г.), Марийская АССР (до 1993 г.).

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 46) из состава епархии выделены Альметьевская и Чистопольская епархии. Казанская епархия включена в состав Татарстанской митрополии.

Епархия сегодня
(по данным на июль 2016 года)

Благочиния и благочинные

  • I Казанское (в границах Вахитовского и Приволжского районов города Казани) — протоиерей Алексий Чубаков, настоятель храма Ярославских чудотворцев г. Казани
  • II Казанское (в границах Кировского и Московского районов города Казани) — игумен Пимен (Ивентьев)
  • III Казанское (в границах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани) — игумен Игнатий (Григорьев)
  • IV Казанское (в границах Советского района города Казани) — протоиерей Владимир Пономарев
  • Буинское — протоиерей Иоанн Ткачук, настоятель Троицкого храма г. Буинска
  • Верхне-Услонское — иерей Владимир Чибирев, настоятель Николо-Ильинской церкви р.п. Верхний Услон
  • Высокогорское — иерей Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы с. Усады
  • Елабужское — протоиерей Сергий Лепихин, настоятель Покровского собора г. Елабуги
  • Закамское — протоиерей Андрей Дубровин, настоятель Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Набережные Челны
  • Зеленодольское — протоиерей Святослав Мирганиев, настоятель Петропавловской церкви г. Зеленодольска, пос. Гари
  • Кайбицкое — иерей Николай Ермолаев, настоятель Троицкого храма с. Турминское
  • Кукморское — протоиерей Сергий Елисеев, настоятель храма Петра и Павла р.п. Кукмор
  • Лаишевское — иерей Федор Сапаров, настоятель церкви Казанских святых с. Столбище
  • Мамадышское — протоиерей Димитрий Морозов, настоятель храма преподобной Ксении Римляныни г. Мамадыш
  • Пестречинское — иерей Павел Кириллов, настоятель храма святителя Николая Чудотворца с. Пановка
  • Рыбно-Слободское — иерей Александр Маслов, настоятель Богоявленского храма с. Анатыш
  • Тетюшское — протоиерей Валентин Кострин, настоятель Троицкого храма г. Тетюши

Монастыри

  • Казанский Богородицкий
    420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5; тел. (843) 292-29-44
    наместник — игумен Марк (Виленский)
  • Раифский Богородицкий
    422537, Республика Татарстан, Зеленодольский район, пос. Раифа; тел.: (84371) 3-47-07 (канцелярия наместника), (84371) 3-47-59 (редакция газеты «Раифский вестник»), (84371) 3-47-95 (собор во имя Грузинской иконы Божией Матери, 2-й этаж), (84371) 3-47-50 (детский корпус), (84371) 3-48-57 (монастырская пожарная и внутренняя охрана); (84371) 3-48-78, (84371) 3-48-77 (дом паломника)
    наместник — архимандрит Всеволод (Захаров)
  • Свияжский Богородице-Успенский
    422520, Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, остров Свияжск; e-mail: ost-grad-palomnik@yandex.ru (паломнический отдел), sekretary1555@yandex.ru; тел.: (84371) 3-89-50 (приемная настоятеля), +7917 279-60-92 (паломнический отдел), +7917 919-03-95 (дом паломника); сайт www.svpalomnik.ru
    настоятель — игумен Силуан (Хохиашвили)
  • Иоанно-Предтеченский
    420111, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 1/2; тел.: (843) 292-62-86, 292-62-76, 292-72-56
    настоятель — архимандрит Нектарий (Демин)
  • Седмиезерная Богородичная пустынь
    420099, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, пос. Семиозерка; тел. (843) 266-84-00
    настоятель — архимандрит Герман (Кузьмин)
  • Кизический
    420034, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 98; тел.: (843) 562-52-56, 562-46-57
    настоятель — игумен Пимен (Ивентьев)
  • Свято-Вознесенский Макарьевский
    422591, Россия, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, пос. Введенская Слобода; тел. (84379) 3-11-11
    и.о. настоятеля — иеромонах Амвросий (Горновский)
  • Казанско-Богородицкий
    423630, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Горького, 119; тел. (85557) 7-58-68, 7-59-44
    настоятельница — игумения Вера (Шевченко)
  • Успенский Зилантов
    420030, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, пер. Архангельский, 1; тел.: (843) 554-38-08, (843) 555-38-04 (библиотека, книжная лавка, трапезная и кочегарка монастыря), +7906 111-95-64 (подворье)
    настоятельница — игумения Сергия (Лакатош)
Читайте также  Большая Фанагорийская пещера

Количество приходов

  • храмов — 225
  • часовен — 60
  • иные молитвенные помещения (молитвенные дома, комнаты) — 9
  • молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) — 8

Приходов, имеющих юридическую регистрацию — 209; не имеющих — 14.

Количество клириков и монашествующих

священников — 273, диаконов — 52, в том числе:

  • священников — 270
  • диаконов — 50

приходское духовенство (включая целибатов):

  • священников — 216
  • диаконов — 38

монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре):

  • священников — 26
  • диаконов — 2

монашествующих, пребывающих в монастырях:

  • мужское монашество без сана — 10
  • мужское монашество в сане — 45
  • женское монашество — 19

Епархиальные социальные учреждения

  • Центр реабилитации наркозависимых святителя Варсонофия
  • Епархиальная служба «Милосердие»
  • Центр защиты материнства (при центре функционируют кризисные квартиры)
  • Епархиальное общество «Трезвение»

Архитектурный ликбез. 12 старинных казанских храмов

Начало XX века в Казани было временем избавления от храмовой архитектуры. По данным автора книги «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергея Саначина, к 1932 году в Казани уничтожили 12 из 52 церквей. Среди них — Владимирский собор, Грузинская церковь, церковь Четырех Евангелистов и другие, на месте которых сейчас в основном стоят жилые дома. Некоторым старинным храмам удалось избежать грустной судьбы. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил епархиального архитектора Степана Новикова кратко рассказать о русской православной архитектуре и выбрать 12 важных исторических казанских храмов.

казанский епархиальный архитектор, преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ

В Россию православная храмовая архитектура пришла вместе с православием. Русская архитектура исторически отличалась от византийской, хотя и многое из нее заимствовала. Русскую православную архитектуру можно разделить на три типологические группы — южную, среднерусскую и северорусскую, каждая из которых имела свои особенности.

Южная больше тяготела к византийской, на севере в основном строили деревянные храмы, а в средней полосе происходил синтез различных архитектурных направлений, в котором могли проявляться в том числе и языческие элементы в виде росписей и резьбы. В период правления Петра Первого в Россию начали проникать европейские архитектурные течения — барокко, классицизм, эклектика и другие.

Фасады русских храмов основаны на контрастном построении композиции. Крупные массы стен разбивали полукруглыми закомарами, украшали узкими окнами, куполами-маковками, кокошниками, резьбой и росписями. Объемно-пространственные решения применяли разные — строили трехнефные, однонефные, крестово-купольные храмы, но самой распространенной была композиция «корабль».

Старорусские храмы внешне не всегда были симметричными, из-за того что их достраивали; для них характерны звонницы, а не колокольни. Позже стали активно строить колокольни, в период барокко они, как правило, были отдельно стоящими. Сейчас же колокольню строят в основном в структуре храма.

Самым древним казанским собором считают Благовещенский, хотя православные храмы начали строить еще в Макарьевском монастыре до взятия Казани Иваном Грозным. Пик строительства храмов пришелся на середину XIX — начало XX века. По состоянию на 1917 год в городе насчитывалось более сотни церквей, включая монастырские и домовые (при учебных заведениях, тюрьмах, больницах) храмы.

В 1930-е годы Казань лишилась крупных древних храмов, которые влияли на ее силуэт и панораму. Город во многом потерял свою идентичность. Были разрушены Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (сейчас он в руинированном состоянии), стоявший рядом трехшатровый собор Иоанно-Предтеченского монастыря. Снесены храмы вокруг Кремля, находившиеся на месте цирка, «Пирамиды» и здания Академии наук Татарстана. В Старо-Татарской слободе снесли Борисоглебскую церковь.

На месте церкви Четырех Евангелистов, которая была выстроена в стиле дворцового барокко, построили не менее помпезную сталинку ; то же случилось и с территорией, освободившейся после сноса Владимирской церкви на перекрестке улиц Чернышевского и Московской. В списке утраченных также значатся церковь Кирилла и Мефодия на перекрестке Айвазовского и Лесгафта, церковь Трех Святителей Казанских на перекрестке Качалова — Шаляпина, Воскресенский собор и Федоровский монастырь, на месте которых сегодня располагаются химический корпус КФУ и НКЦ «Казань» соответственно. Сильно пострадал Кизический монастырь, главный собор которого полностью уничтожили, а также многие другие храмы в центре города и окружающих его слободах.

В 1990-е годы в городе начался ренессанс. На Сафиуллина по проекту Андрея Спориуса построили церковь Серафима Саровского, храмы возвели на Адоратского, Чистопольской, в Ягодной слободе. Старых действующих церквей оставалось мало, их начали реставрировать и восстанавливать. Из действующих сегодня исторических храмов можно выделить Петропавловский собор и Богоявленскую церковь на Баумана. В 2015 году завершилась реставрация Духосошественской церкви, где раньше находился театр кукол. Сегодня в городе никак не обозначены места, где когда-то стояли храмы, вероятно, это можно сделать с помощью мемориальных досок и стилизованных арт-объектов.

Что до стилей, то в Казани представлены объекты периода барокко (Духосошественская церковь, Петропавловский собор), эклектики (церковь Святого Варсонофия), классицизма (Богородицкий монастырь). Есть примеры русско-византийского стиля (Варваринская церковь) и историзма с элементами модерна (старообрядческая церковь). В период модерна, ретроспективизма и активных архитектурных стилизаций строили много интересных культовых объектов. Но в 1917 году развитие культовой архитектуры прекратилось. Кто знает, если бы этого не случилось, как сегодня выглядели бы храмы. К сожалению, сейчас мы не можем скакнуть в ультрасовременную архитектуру. Поэтому нужно вернуться на 100 лет назад, посмотреть, на чем мы остановились, и продолжать развиваться в том же направлении. Сейчас же храмы — увы, не лучшие пародии прошлых лет и результаты попыток скопировать историческую архитектуру.