Церкви в Стамбуле

Экскурсии по православным храмам Стамбула

Церковь Одного дня (храм Исполнения Желаний) в Стамбуле собирает множество посетителей. Но это не единственная святыня турецкой столицы, привлекающая паломников. Многие религиозные объекты достойны подробного знакомства.

Православные храмы и церкви Стамбула

Православные святыни – объект посещения паломников. Со многими местами связаны предания и легенды. Сюда едут люди с надеждой вымолить у Высших Сил покровительство и защиту, поклониться святым угодникам и просить об исполнении сокровенных желаний.

Церковь ключей

Одним из таких мест является церковь Ключей (она же храм Исполнения желаний и храм Одного дня).

Дата возведения обители не установлена, но легенда говорит, что еще в 18 веке купеческой дочери привиделся вещий сон. Дева Мария показала девушке место в саду, где будет бить целительный источник.

Семейство, обнаружив ключ, бьющий на территории сада, возвело церквушку. С тех пор у каждого человека, посетившего эти места, исполняется самое сокровенное желание.

Лучшим временем для посещения называют первое число каждого месяца. Люди верят, что именно в этот день желание сбудется непременно.

Внутри размещены старинные образа, им также приписывают волшебную силу. Иконы убраны в специальные оклады с замком. Паломник должен приобрести ключ от запора, открыть оклад, приложиться к лику. Это и есть гарант исполнения сокровенного.

Святой Ирины

Древнейшее сооружение, расположено на территории дворцового ансамбля Топкапы. Существует мнение, что возведена обитель на месте храма Афродиты. Выполнена в форме креста, примечательны сохранившиеся мозаичные интерьеры.

Богородицы из Влахерна

Относят к памятникам 5 века. Сюда доставили Ризу Богородицы. С тех пор это место стало паломническим.

Расширялась при каждом правителе, по соседству возводили дворцовые сооружения, обители монахов, церковные строения. Верующие приписывают спасение столицы от врагов именно заступничеству Богородицы. Святая – главный объект поклонения.

Святых Сергия и Бахуса

Обитель, дошедшая до наших дней, возведена при правлении Юстиниана I. Собор Софии сделан по подобию этого объекта.

Переоборудована в мечеть, приделан минарет (эпоха Османской Империи). Служила приютом для беженцев (Балканская война). Внесена в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Христа Спасителя

Памятник Византийского периода. Датой строительства называют 2 век. Сохранилась благодаря тому, что объект во времена завоеваний превратили в мечеть. Теперь тут размещены музейные экспозиции.

Святого Иоанна Крестителя

Самая маленькая обитель на территории города. Высота – 15 метров. Датой возведения считают 11 век. После завоеваний земель османами переоборудована в мечеть.

Святой Троицы

Для православных храмов в Стамбуле свойственна закономерная особенность. Все храмы стали выполнять роль мусульманских святынь. Поэтому здесь можно встретить представителей двух конфессий. Но это не относится к обители в честь Святой Троицы. Дело в том, что святыня возведена в конце 19 века. Это первый памятник христианства на территории мусульманского города.

Стиль – необарокко с элементами неоготики. Интерьерами занимался С. Мегаклис и А. Крикелис. Отреставрирована в середине этого века.

Святого Димитрия

В пещере возле объекта бьет источник (район Куручешме). Паломники наделяют его волшебной силой. Считается, что тут замучили святого, в честь которого и возведена обитель.

Святого Стефана

У церкви Святого Стефана в Стамбуле непростая судьба. Первое, деревянное сооружение пострадало в результате пожаров. Затем выстроили конструкцию из чугуна (конец 19 века).

Этот объект передан болгарской православной общине. Отреставрирован в 2018 году. Открытие прошло с участием правящих сторон Турции и Болгарии. Теперь это действующая обитель. Символ дружбы между странами.

Святой Марии Монгольской

Здесь всегда велись богослужения. Сюда свезли все иконы города. Действует и теперь.

Святого Пантелеймона

Расположена на крыше высотки (район Каракёй). Единственный храм, принадлежащий русской, православной церкви. Прихожане – русскоязычные граждане.

Правила посещения

При посещении святых мест соблюдайте правила:

  1. Входить разрешено только в закрытой одежде.
  2. Нельзя шуметь, мешать молящимся.
  3. Запрещено курить, распивать спиртное.

То есть действуют такие же правила, как и при посещении всех святых мест. Уважайте чувства верующих и не оскорбляйте недостойным поведением паломников.

Экскурсии

По православным церквям в Стамбуле организуют русскоязычные экскурсии.

Храмы имеют непростую и интересную историю, о святынях сложены предания и легенды. Каждый объект отличается роскошным убранством и редкими, чудодейственными иконами. Сопровождающий познакомит с подробной информацией. Прогулка превратится в увлекательное и полезное мероприятие.

Действующие церкви и храмы Стамбула: описание, фото, где находятся

Последнее обновление — 26 ноября 2019 в 09:10

Согласитесь, не каждый турист, приезжая в мусульманскую страну, задаётся целью посмотреть церкви. Не отрицаю и тот факт, что такие люди есть, а церкви в Стамбуле достойны внимания: греческие, армянские, итальянская, болгарская и даже русская собрались в списке ниже.

Церкви Стамбула — духовная сторона многогранного города

До 15 столетия Константинополь (или Царьград) был столицей Византии. После прихода в те места турок-сельджуков во главе с султаном Мехметом Фатихом последняя христианская святыня на Востоке перешла в руки мусульман. Произошло это в 1453 году. Предводитель турок, прозванный за свой подвиг Завоевателем, переименовал Константинополь в Стамбул, сделав город столицей империи Османов.

Большая часть православных соборов стала мусульманскими мечетями. И лишь немногие оставшиеся в Стамбуле храмы напоминают сейчас о христианском прошлом бывшей турецкой столицы.

Превращенные в мусульманские религиозные сооружения византийские соборы сегодня активно используются адептами ислама.

Из них выделяются мечети:

  • Мустафы-паши (в прошлом храм святого Андрея в Крисе);
  • Санджактара Хайреттина (бывший монастырь Гастрия);
  • Кефели-джамли (собор Святого Николая);
  • Каленжерхане (храм Богородицы Килиотиссы);
  • Фенари Иса (монастырь Липса рядом с церковью Святого Иоанно Предтечи).

В Стамбуле находятся сохранившиеся с древности источники. Археологи объясняют их наличие пролегающими под городом водоносными слоями. Эти места считаются историческими памятниками. Некоторые из них действующие, другие же давно заброшены.

В прошлом жители Царьграда считали источники волшебными, веря в их живительную силу. В современном Стамбуле особо выделяются две таких святыни.

название источника описание
Влахернский Находится в одноименной церкви, получившей название от места расположения — Влахерны. В построенном здесь в 5 столетии храме хранились пояс и головное покрывало Богородицы.

В начале 10 века, во время осады города сарацинами, в храме произошло явление Пресвятой Девы. Богоматерь произнесла молитву и распростерла над Царьградом Святой Покров. Вскоре враг был побежден.

Живоносящий Находится за пределами мегаполиса. В построенной на этом месте в 5 столетии церкви хранится икона Богоматери с младенцем на руках.

Каждый год здесь проходит крестный ход.

Источник известен своей чудотворной целебной силой.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г. Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер. Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке. Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.

В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

Церкви-музеи в Стамбуле

Некоторые святыни православной религии, оставшиеся со времен Византии, больше не используются по прямому назначению. Учреждения превратились в музеи, открытые для посещения и доступные для проведения туристических экскурсий.

Мечеть Айя-София (Aya Sofia Cami)

Грандиозная константинопольская православная святыня — Собор Святой Софии — после завоевания Царьграда стала главной стамбульской мечетью. После падения Османской империи религиозное заведение приобрело статус музея. Произошло это в 1935 г.

Возвел храм византийский император Юстиниан в 530-х годах. До сооружения римского Собора Святого Петра константинопольская постройка считалась самым большим христианским храмом. Купол Софийского Собора равен 31 метру в диаметре. Высота здания составляет 55 м 60 см.

Достопримечательность открыта для посещений с 9 до 19 часов летом. Зимний режим работы — 9.00-17.00. Билет стоит 60 лир. Дети, не достигшие восьмилетнего возраста, входят в музей бесплатно.

Церковь Святой Ирины (Aya İrina)

Временем основания святыни считается 4 столетие. Возведено религиозное учреждение при императоре Константине Великом, первом правителе Византии. Предание гласит, что останки основателя помещены в саркофаг, находящийся в храме.

Сама Айя –Ирина ныне размещается на территории дворцового комплекса Топкапы, во времена Османской Империи служившего резиденцией султанов. В начале прошлого века сооружение стало музеем. В течение последних 40 лет там также проводятся музыкальные фестивали (раз в год).

Церковь работает ежедневно с 9 до 17 часов. Выходной — вторник.

Монастырь Хора (Hora Manastırı)

Православная святыня, на территории которой расположился храм Христа Спасителя в Полях. С середины 20 столетия (1948г) это место превратилось в достопримечательность, известную у туристов как музей Карие. После взятия Царьграда в 15 веке иконы, находившиеся в христианском святилище, были замазаны, а само учреждение превратилось в мечеть.

Возрождение Хоры произошло только после падения империи Османов. Желающие посетить музей и соприкоснуться с частью византийской истории могут сделать это ежедневно, с 9.00 до 17.00.

Мечеть Фетхие (Fethiye Cami)

Обращенная в мусульманскую святыню Церковь Богородицы Паммакаристы (т. е. Радующейся) является одним из крупнейших памятников византийской эпохи в Стамбуле. Главную ценность этого собора представляют многочисленные мозаики. В основном здании до сих пор действует мечеть. Южная часть постройки превращена в музей.

Правила посещения

Православные соборы турецкого мегаполиса, расположенного на берегах Босфора, составляют часть культурного наследия города. Побывать в этих местах рекомендуется всем приезжающим в Стамбул путешественникам.

Однако перед планированием визита нужно обратить внимание на требования, предъявляемые к посетителям религиозных учреждений:

  1. При входе в здание лучше выключить мобильные устройства.
  2. Следует избегать ярких кричащих нарядов. Лучше одеться как можно скромнее.
  3. Даже в жаркую погоду не рекомендуется заходить в храмы в чересчур открытых, платьях и топах, предназначенных для пляжного отдыха.
  4. Нельзя громко разговаривать и шумно выражать свои эмоции.

Правила посещения храмов лучше соблюдать не только при нанесении визита в действующие религиозные учреждения. Эти требования касаются и входа в места, ныне являющиеся музеями. Несмотря на то, что там не действуют строгие церковные уставы, одеваться и вести себя все же желательно соответственно месту и цели визита.

Заключение

Крупнейший мегаполис Турции может похвастаться обилием исторических памятников, относящихся к христианской эпохе в истории города. Многие из сохранившихся православных храмов Стамбула работают и в настоящее время. Некоторые религиозные сооружения стали музеями, открытыми взору туристов.

Древние монументы христианской эпохи давно заняли почетное место в числе городских достопримечательностей. Их посещение станет ярким воспоминанием для каждого туриста, независимо от вероисповедания.

Знаете ещё красивые церкви, но в списке их не нашли? Дополните меня в комментариях.

Прогулка по Стамбулу: русские церкви

Когда-то древний Константинополь был и центром цивилизации, и центром православия. Центром цивилизации современный Стамбул вполне можно назвать, но статус столицы мирового христианства давно ушел в историю. Сегодня действующие православные храмы в самом большом городе Турции можно пересчитать по пальцам, а русских церквей — всего-навсего три.

Район Каракей не просто один из центральных, это еще и один из самых колоритных районов Стамбула. Вверх от залива Золотой Рог медленно поднимаются тесные улочки, а на берегу бурлит ресторанная жизнь. Уже в течение почти целого века для всякого русского, оказавшегося в Стамбуле больше, чем на пару ночей, район Каракей становится второй родиной. Здесь находится старый стамбульский порт, и именно сюда после революции 1917 года десятками тысяч приплывали корабли эмигрантов. Именно с Каракея начинался их трудный путь в новую жизнь. Но приживались в бывшем Константинополе немногие. Лишь единицы желали остаться в Стамбуле, малопривлекательном тогда для жизни городе.

Все три русских храма, которые сегодня существуют в Стамбуле, находятся именно тут. И это не случайно, ибо в Каракее было сконцентрировано почти все русскоговорящее население города. От морского порта и моста Галата до храма Святого Пантелеймона минут пять пути. Здесь проще простого увязнуть в лабиринтах маленьких, тесных проулков, среди магазинчиков, кабачков и парикмахерских.

Мы нашли свой путь к храму, но только потому что знали адрес: если вы видите табличку с номером дома, который вы ищете, это еще не значит, что вы оказались перед воротами церкви. Храм Святого Пантелеймона находится на шестом, последнем этаже обычного старого жилого и весьма обшарпанного строения. Из окон выглядывают дети, которые хотят, чтобы мы их сфотографировали. А в холле здания сидит угрюмый турок, который категорически запретил снимать.

Если не знать деталей, то догадаться, что именно тут находится самый известный в Стамбуле русский храм, невозможно. Формально здание, в котором расположена церковь, принадлежит России, оно было построено для Церкви еще во времена Екатерины II. Однако жизнь тут возродилась только в последние десятилетия.

«При нас, а я жила тут несколько лет, до 2006 года, церковь и обустраивалась. Все это стоило больших усилий. Тогда здесь служил отец Корнилий, и нам он рассказывал, что начинал с полной разрухи. Все помещения были ободраны, разрушены, — от храма мало, что сохранилось», — рассказывает нам Нина Щетинина, которая снимала комнату в доме-храме.

Сейчас все здесь выглядит более или менее достойно. Сама церковь на последнем этаже, ее купол салатового цвета виден издалека, но его невозможно разглядеть со стороны плотно застроенной улицы.

Настоятеля церкви отца Тимофея мы застали сразу после службы. Этого человека, служащего в храме уже больше десяти лет, знает и любит почти вся русская община Стамбула. Он пытается вспомнить наших общих знакомых, которые сколько-то лет назад посещали церковь.

«На службу приходит 150-200 человек, а в праздники собираются многие сотни», — рассказывает нам прихожанка храма с Украины. В это трудно поверить, потому что все внутреннее помещение церкви, как большая зала в квартире. Единовременно здесь могут находиться не больше 20-30 человек. Но именно вокруг храма Святого Пантелеймона сфокусирована вся жизнь русской общины Стамбула. Наша собеседница с Украины, но сюда ходят люди и из России, Молдовы, Белоруссии. «Очень много тех, кто постоянно живет в Стамбуле. Я например, замужем тут», — рассказывает она.

После развала Советского Союза Стамбул вновь, как и за 70 лет до этого, стал очень популярным маршрутом у граждан из многих стран бывшего СССР. Но только у них было большое отличие от предков, посещавших город в начале прошлого века: они приезжали в Стамбул и возвращались назад. Челночный бизнес процветал полтора десятилетия. Благодаря этому, в Стамбуле всегда можно найти человека, способного связать по-русски хоть пару слов. Но здесь, в Каракее, было время, когда в шумной толпе было больше русскоязычных, чем тюркоязычных. Для них открывались рестораны, магазины, они были ценными гостями. С этим громадным торговом потоком в Стамбул приехали и те, кому потом пришлось остаться тут надолго или даже навсегда. Именно в конце 90-х годов храм Святого Пантелеймона начал наполняться прихожанами.

Те времена минули. И на пахнущих жареной рыбой улицах Каракея теперь вновь слышна только турецкая речь, в порту больше не швартуются старые «посудины» из Украины, но официанты все еще пытаются убедить куда более редких теперь туристов из России посетить свои рестораны с названиями, дублированными на русский язык.

Но прихожане рассказывают нам, что жизнь здесь по-прежнему кипит. В Стамбуле много русских, хоть и разбросаны они теперь по всему городу. Место их встречи осталось тем же — храм Святого Пантелеймона.

Мы уже сказали, что церковь находится на шестом этаже. И никакого лифта — по старой лестнице придется подниматься пешком. Из помещения храма — выход на закрытый балкон, где продают книги и бесплатно предлагают юбки и платки посетительницам в джинсах (правила на входе строгие). А еще с балкона открывается отличная панорама на старые кварталы старого города. По бокам купола еще двух русских храмов — святого Илии Пророка и Андрея Первозванного. Их судьба складывается не так оптимистично. Храм Илии Пророка закрыт уже долгие годы. А в храме Андрея Первозванного служит престарелый, болеющий батюшка.

У храма Андрея Первозванного очень интересная история. Именно он до сих пор считается «эмигрантской» церковью. Храм начал функционировать в первой половине прошлого века, после эмигрантской волны. И по сей день именно сюда приходит давно убеленная сединами высокостатусная публика — князья, графы и другие титулованные особы.

Три русские церкви — настоящая капля в стамбульском море. Крохотное напоминание о том, что когда-то очень давно великий Константинопль был сердцем христианства. Сейчас сложно себе это даже представить — куда ни глянь, всюду пиками пронзают небеса башни минаретов. В окружении их, как под стражей, стоит и величайшая потеря христианского мира — храм Святой Софии, Айя-София, некогда — патриарший собор Константинополя, потом — мечеть, а теперь — музей. Вряд ли ее строители думали, воздвигая мощные стены, вознося царственный купол, что храм, настоящий символ торжества и могущества православия, постигнет печальная участь «раскрещивания» и «обмирщения». Что ж, это доказывает лишь одно: ничто великое и могущественное, построенное человеческими руками, не вечно и не до конца надежно. И учит смирению: даже на вершине славы нельзя упиваться величием.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Духовная сторона многогранного города — церкви Стамбула

Стамбул – город многонациональный, где мирно уживаются многочисленные представители различных концессий и национальностей.

Почти половина всех приезжающих в Стамбул – люди православной веры, реже посещают город католики. Тем интереснее будет совершить экскурсии по православным местам Стамбула, именно о них и пойдет речь в статье представленной ниже.

Святой Ирины

Одна из известных достопримечательностей Стамбула, включенная во многие экскурсии по городу, находится на территории Дворца Топкапы. Является самой древней церковью на территории города – ее основание относится к времени правления императора Константина. В 4 веке была сожжена дотла, но по велению Юстиниана отстроена заново почти с нуля.

После падения Константинополя в здании находился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Сегодня храм Святой Ирины открыта для экскурсий, здесь часто проводятся культурные мероприятия и выставки различной направленности.

Богородицы из Влахерна

Когда-то в древние времена именно она, известная всему христианскому миру, стояла в Константинополе у самого императорского дворца, в поместье Влахерны. Инициатор строительства – императрица Пульхерия. Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала многочисленных паломников. К сожалению, сегодня от уникального строения остались лишь руины.

Здесь была икона Пресвятой Богородицы, с которой связывают немало чудес. Одно предание гласит, что однажды местный юродивый по имени Андрей увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя легкое покрывало и распростерла его над городом, словно укрывая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в 17 веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне икона хранится в Третьяковской галерее).

Святых Сергия и Бахуса

Будучи очень древней, она была построенна еще в далекие времена, когда правил император Юстиниан (в 527 году). У этого религиозного сооружения тоже имеется свое название – «малая Святая София». По форме здание тоже не напоминает традиционную церковь – восьмиугольник вписан в прямоугольник.

Когда-то она была щедро украшена мозаикой, но от многочисленных войн и землетрясений от мозаики практически ничего не осталось. В 16 веке после завоевания Константинополя ей был присвоен статус мечети, сегодня она открыта для своих прихожан ежедневно.

Христа Спасителя

Сегодня она носит иное название — Kariye Cami. В переводе с греческого «хора» (как и «карие» с турецкого) означает «пригород». Ранее она находилась за пределами города, сейчас входит в стамбульский район Эдирнекапы. Мировую известность Хора (как ее еще называют) приобрела благодаря искусно выполненным мозаикам и фрескам.

К сожалению, не все из них сохранились до наших дней, но уцелевшие образцы имеют глубокое религиозное значение (сцены из христианской жизни, а также изображение Иисуса Христа и Марии с младенцем). Помимо фресок она примечательна уникальной резьбой по камню.

Святого Иоанна Крестителя

Была основана римлянином по имени Студиус в 5 веке. Имела очень большую ремесленную мастерскую: здесь писались иконы, более 700 монахов занимались древними манускриптами текстами, переводами с древних языков.

В начале 15 века в здании разместился университет, но спустя столетие она была превращена в мечеть. Сегодня от церкви осталась только базилика – сказалось разрушительное землетрясение, которое случилось в этих краях в 1894 году.

Святой Троицы

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя-Триада». Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. На сегодняшний день является самой большой в Стамбуле. Некоторые иконы внутри храма датируются византийским периодом, фрески на пололке более позднего периода.

Найти ее легко. Достаточно с площади Таксим пройти по улице Истикляль и сразу можно увидеть Айя-Триада.

Святого Димитрия

Греческая православная церковь, которую можно найти в районе Куручешме. Она знаменита своим целебным источником. Чтобы добраться до источника, нужно пройти под темными сводами пещеры, причем чем ближе к источнику, тем идти становится все труднее, приходится пробираться практически согнувшись. Но терпение будет вознаграждено – вода источника обладает целебными свойствами и дарует излечение от многих недугов.

Морской музей в Стамбуле хранит множество экспонатов, которые вы не увидите где-нибудь еще.

Аксу — один из районов Анталии, где можно увидеть не только современную архитектуру, но и исторические строения. Подробности далее //turk-in.ru/antaliya/info/aksu.html.

Небольшая по размеру и напоминает, скорее, жилой дом, нежели религиозное строение. Службы проходит только по субботам, в утреннее время, но на стук откроют в любое время и примут, словно самых желанных гостей.

Святого Стефана (Железная)

Ее называют также Болгарской церковью. Находится в бухте Золотой Рог, на улице Мюрсель паша. Отличается от других тем, что обита листовым железом.

Причем вся конструкция выполнена таким образом, чтобы в случае необходимости ее можно было быстро собрать и перевезти на другое место. Построена она была для болгарского меньшинства, проживающего в Стамбуле – да и сегодня среди прихожан в основном болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены первые болгарские Патриархи.

Святой Марии Монгольской (Кровавая)

Ее называют еще церковью Богоматери Панагиотоссы. А прозвище Кровавая она получила за кроваво-красный цвет здания, сложенного из красного кирпича.

Построена она была по инициативе Марии, дочери императора Михаила XVIII Палеолога. Марию выдали замуж за знатного монгольского хана, но и после замужества она не утратила связи с домом и пожертвовала средства на строительство.

Находится она в стороне от стандартных экскурсионных маршрутов, в туристических проспектах тоже не обозначена, так что нужно заказывать специальную экскурсию, чтобы попасть в это место. Примечательна тем, что никогда не была мечетью.

Святого Пантелеймона

Была построена в 19 веке в честь святого целителя Пантелеймона. Пережила не один пожар, но каждый раз возрождалась вновь. Находится в портовом районе Каракёй. Правда, месторасположение имеет необычное – на крыше многоквартирного дома. Турки так ее и называют – «храм на крыше».

Дом этот был построен специально для христиан-паломников, совершающих путешествие по святым местам. В начале 20 века здесь размещались русские эмигранты. Церковь действующая, службы здесь совершаются регулярно, начиная с 1999 года.

Церковь ключей

Она же носит названия – Церковь исполнения желаний, или одного дня. Есть одна особенность, присущая ей – посетить ее можно только лишь первого числа каждого месяца, в любой другой день она закрыта для посещений. Несмотря на то, что она христианская, более 80% посетителей – мусульмане.

При посещении проводится любопытный ритуал. Если кто–то решит загадать желание, нужно взять небольшой ключик со столика (стоимость ключика – 1 турецкая лира) и символически закрыть им коробки, стоящие перед иконой Девы Марии, загадать желание и зажечь свечу. Говорят – все сбывается.

Немало любопытных фактов можно узнать из экскурсий по православным святыням, каждая церковь в состоянии поведать об истории древнего Константинополя, истории городской архитектуры. А сохранившиеся до наших дней древние фрески и мозаики доставят эстетическое наслаждение.

Церкви Стамбула

Музей Мозаик в церкви Хора

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV — V вв. Древнегреческое «ch&#333 ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви — мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.

Координаты: 41.03359300,28.93943300

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) — значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание — это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии — Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено.

В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.

Координаты: 41.02909500,28.94617700

Церковь Святой Марии Драперис

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В Турции тоже есть католики, одна и католических церквей запечетлена на фото.

Церковь Св. Стефана

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотой Рог водным путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять.

Церковь является творением известного архитектора того времени — Азнавура. Она была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, и по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени, и расположением на берегу бухты Золотого Рога.

Координаты: 41.03213600,28.94966100

Церковь Влахерна

Церковь Влахерна — знаменитейшая церковь в истории восточного христианства. Известна церковь, прежде всего древней чудотворной иконой Богородицы, которая, как говорится в некоторых исторических источниках, написана евангелистом Лукой.

Возведение церкви начала императрица Пульхерия в 450 г. Место для церкви было выбрано не просто так, тогда эта территория славилась целебными источниками. Однако позже главной достопримечательностью церкви стала Риза Богородицы, которую привезли из Святой земли в 473 г. Специально для размещения Ризы Богородицы рядом с церковью построили особое здание. По одной из версий, автором Ризы Богородицы является евангелист Лука. Сегодня, икона, именуемая Влахернской, находится в Третьяковской галерее.

Сама Церковь Влахерна была разрушена еще в 1434 г. И только в 1867 г. на ее месте возвели греческую церковь, которая действует и сегодня. Находится церковь в северо-западном районе города, недалеко от пристани Айвансарай.

Координаты: 41.02885000,29.16795000

Католическая церковь святого Антония

Итальянская католическая церковь святого Антония — главная и самая большая католическая церковь Стамбула. Службу в церкви проводят итальянские священники. Эта церковь является примером религиозной толерантности в Стамбуле.

Церковь святого Антония расположена на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Строилась церковь на протяжении 6 лет, а открылась для прихожан в 1912 г. Архитектором церкви стал итальянец Джулио Монджери. Здание принадлежит к неоготическому архитектурному стилю. Внешний фасад церкви выстроен с красного кирпича, внутри стены украшены мозаичными плитками. Потолок церкви расписан изумительными фресками, на них изображаются отрывки из Священного Писания. Церковь довольно большая, ее размеры — 20 на 50 м, а ширина фасада, который выходит на проспект Истикляль, — 38 м.

Службы в церкви святого Антония проводятся на нескольких языках, включая итальянский, английский, и, разумеется, турецкий. Мессы проводятся в главной части церкви. Итальянская католическая церковь святого Антония — интереснейшая достопримечательность Стамбула.

Координаты: 41.04311000,28.97289300

Стамбул. Город-предупреждение

Окна закрывать бесполезно. Пронзительные голоса муэдзинов все равно пробиваются через вентиляционное отверстие гостиничного номера. Волей-неволей слушаешь вечерний азан – мусульманский призыв к молитве.

Знойный воздух раскален до предела, несмотря на вечернее время. Запах жареных каштанов дразнит проголодавшийся желудок. Звуки и запахи Стамбула обволакивают со всех сторон, погружая в какое-то трансовое состояние.

Наверное, при последней осаде турками Константинополя византийцы вот так же слушали эти древние витиеватые песнопения, доносящиеся из турецкого лагеря. О чем они думали в эти моменты? Чувствовали ли, что империи гордых ромеев пришел конец?

На улице не умолкает шум восточной толпы. Эти звуки гипнотизируют, манят. Только усталость от бесконечной ходьбы мешает выйти из гостиницы на улицу и смешаться с этой бурлящей стихией. Тянет вновь и вновь бродить по узким стамбульским улочкам, вдыхать аромат турецкого кофе, слушать непонятную, но чем-то завораживающую речь…

Но я не для таких прогулок приехал. Точнее, не только для них. Христиане приезжают сюда искать осколки Византии. Айя-София, храм Святой Ирины, Влахерны, мозаики Хоры, Живоносный Источник, храм-мечеть Сергия и Вакха, стены Феодосия… Пыль от некогда закатившейся звезды – великой Империи…

Заказываю тур «По святыням Византии» с турецким гидом. Едем на автобусе, потом загружаемся в катер и плывем по Босфору. На ломаном русском турок-мусульманин рассказывает русским туристам о евангельской истории, о Константине и Елене, о Златоусте и Василии Великом, о православной иконе, о Вселенских Соборах. Наши, в большинстве своем, ничего этого не знают. Слушают, вникают, удивляются.

«Вы ходите в храм?» – спрашивает гид одну из наших женщин. «Нет» – смущаясь, отвечает она. «Почему? В храм нужно ходить, в Бога надо верить. Бог есть», – говорит гид. Я слушаю их беседу и ощущаю, что называется, «разрыв шаблона». Турок-мусульманин проповедует о Боге русским крещеным людям, которые не знают о Боге ничего. Что это, и как это назвать?

Турок-мусульманин проповедует русским крещеным людям, которые не знают о Боге ничего

В Святой Софии наши, православные люди суют палец в «плачущую колонну», загадывая желания. Под Галатским мостом бросают монетку в воду, чтоб еще раз сюда вернуться… Эх, русичи, русичи! Кажется, впору нам обратить к себе слова Папы Иоанна Павла II, сказанные им во время визита во Францию: «Франция, что ты сделала со своим Крещением?!» Только вместо Франции можно ставить: Россия.

А ведь и выпуклая громада Софии, потерявшая свои купольные кресты, и запустелая церковь Святой Ирины, и древний храм Свв. Сергия и Вакха, превращенный в мечеть, – это молчаливое предупреждение. Предупреждение о том, что народ может потерять свое Крещение и свои святыни. Вспоминаются загадочные слова Спасителя: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8,18).

Гулять по старому Городу можно бесконечно. Но лучше всего сидеть на лавке напротив Святой Софии и думать о том, какие люди ходили по этой земле и сколько событий она пережила.

Вот VII век до Р.Х. Греки-колонисты расчищают покрытые лесом холмы. Возможно, и ту площадь, на которой я сижу, тоже. Строится город Византий. 330-е годы по Р.Х. – по площади снуют туда-сюда рабочие Царя Константина. Возводится Константинополь. Вот и сам Царь – наблюдает за работами. Сдвигаем курсор истории на несколько десятилетий – и видим святителя Григория Богослова, спешащего в единственную православную церковь города. Все остальные храмы захвачены арианами.

Вот участники Второго Вселенского Собора сходятся в Малую Софию. А вот уже и святой Златоуст, похищенный из Антиохии, идет на свое первое богослужение в столице. VI век – Император Юстиниан в благоговении замирает под куполом Великой Софии и произносит знаменитые слова: «Соломон, я превзошел тебя». А вот и латиняне врываются в город и несколько десятилетий непрерывно вывозят его сокровища. Затем на площадь вновь вступает нога византийского Императора. Но ненадолго – приходит роковой 1453 год. Вокруг Святой Софии и в ней самой – трупы последних защитников Царьграда, в том числе и его Императора. Начинается исламская эпоха Города…

Персонажи истории, о которых читал в книгах, слово оживают здесь, на этой площади

Персонажи византийской истории, о которых читал в книгах, слово оживают здесь, на этой площади. Ощущение непередаваемое. О, эта таинственная связь места с теми событиями, которые на нем происходили!

Несомненно, историю лучше всего изучать на местах исторических событий. Здесь все переживается совсем по-другому.

Посещаю Фанар. Небольшой греческий квартал, где находится резиденция Вселенского Патриарха, и кафедральный собор Святого Георгия. Деньги для строительства храма греки брали в Москве, у Царя Феодора Ивановича. Да только ли на этот собор греки получали деньги у русских? На те средства, которые веками уходили из России на Фанар, можно было бы построить несколько больших городов.

Увы, теперь Вселенский Патриарх ведет войну против Русской Церкви. В храме Святого Георгия, построенном на пожертвования московского Царя, служат с Варфоломеем украинские раскольники, захватывающие храмы Украинской Православной Церкви, которая является частью Русской Православной Церкви. Священников и прихожан УПЦ бьют, выгоняют из родных храмов, оскорбляют – подобные явления стали обычными после дарования украинским раскольникам Томоса. Все это прекрасно известно Патриарху Варфоломею, но он как-то ухитряется жить с этим.

Рассматриваю листовки на свечном столике в патриаршем храме. На русском языке нет, зато есть на украинском. В них написано, какой великий человек Вселенский Патриарх и какой он отец и вождь православных народов.

Эх, Фанар, Фанар. На что надеются твои Патриархи? Некогда потеряв Империю, от которой и зависело их влияние в православном мире, они пытаются восстановить былой авторитет мирскими способами – через продажу автокефалий, махинации с историческими документами и канонами. Но Бог уже некогда посрамил их именно за это! За подкупы, взяточничество, обманы, предательства, интриги, унии. Увы, они так и ничего не поняли. Время идет, ничего не меняется.

Эх, Фанар, Фанар. На что надеются твои Патриархи?

Сегодня Константинопольская Патриархия не имеет права поставить на куполе своего небольшого храма даже крест. Но в то же время, как отмечал митрополит Антоний Сурожский, «все усилия прилагает к тому, чтобы стать в глазах всего Запада ‟Вселенской Православной Церковью” с ‟восточным псевдопапой” во главе».

Путешествую по городу, перебираясь с европейской части на азиатскую, с азиатской – на европейскую. От Султанахмета до Кабаташ, от Кабаташа – в Бешикташ. Там подкрепляюсь фаршированными мидиями. От Бешикташа – в Кадыкёй (некогда Халкидон, город IV Вселенского Собора) на вапуре (род водного транспорта), из Кадикёй – в Бостанжи на долмуше (маленькое маршрутное такси), из Бостанжи в Эминеню. Хожу по улицам, вглядываюсь в лица тех, кому Бог некогда отдал Город.

Турки, Турция. Сегодня Турция – демократическое светское государство, согласно Конституции. Турция – не Саудовская Аравия и не Эмираты, здесь никого не заставляют строго соблюдать законы шариата. Но тем не менее – спиртного в турецких ресторанах нет, пьяных на улицах не видно ни одного, разврат по телевизору исключен, уважение к старшим на высшем уровне, к браку отношение очень серьезное. Крепкая цивилизация. Жизнеспособная.

Да, в религиозном отношении между ними и нами – пропасть. Мусульмане не признают Христа Богом, не веруют в Святую Троицу, не разделяют христианского учения о Церкви. Но если говорить об обычных жизненных ценностях, я чувствую, что передо мною – братья. У них веками держатся, в общем-то, здравые, традиционные нравственные понятия. Семья и многодетность, обязанности мужчины и женщины, внешний вид женщины и нормы ее поведения, уважение к старшим, защита слабых. В их обществе жива база фундаментальных нравственных понятий, без которых нормальная человеческая жизнь невозможна.

А почему же они так плохо ведут себя в Западной Европе, а порой и в России? Понятно, что вдали от родины они «расслабляются». Понятно, что среди них, как и среди нас, есть не совсем адекватные люди. Но просится и еще один ответ.

Понаблюдав за тем, как мы живем, как одеваются наши женщины и чем занимаются мужчины, как мы относимся к своей собственной религии, они просто перестают нас уважать. И получают моральную смелость и мотивацию не считаться с нами как с людьми.

Если говорить о Западной Европе, будущая культурная и религиозная победа мусульман там несомненна. Уже сейчас христианские храмы в Европе массово передаются мусульманам и переделываются в мечети. В семьях мусульманских мигрантов в среднем от трех до семи-восьми детей, а в европейских – один-два. В постхристианской либеральной Европе набирает обороты пропаганда половых извращений, которые неизбежно ведут к демографическому кризису. Подменив исконные христианские ценности новейшими либеральными, Европа вступила на путь самоуничтожения. Ее территорию постепенно заполняют те, кому Бог вполне может отдать Европу, как некогда отдал Византию.

Подменив исконные христианские ценности новейшими либеральными, Европа вступила на путь самоуничтожения

И, думается, чем больше Россия перенимает худшие, а не лучшие европейские ценности, тем увереннее она рискует встать в очередь за Европой. Чем больше мы позорим Святое Православие – прежде всего, незнанием его, – тем шире распахиваем двери для смуглолицых парней и закутанных в хиджаб женщин.

Они чувствуют себя в России все более уверенно и не могут не понимать: если местный народ предает свою веру и попирает общечеловеческие нравственные правила, он неизбежно исчезает. На месте этого народа поселяются те, кто имеет мощный жизненный потенциал для развития.

Чтоб я не очаровывался Стамбулом, Господь попускает мне небольшую встряску. Таксисты завозят ночью в темную улочку и отбирают наличные. Вот и другая сторона Города – преступная. Как раз такого у нас точно нет – чтобы таксисты настолько нагло и откровенно разбойничали.

Что ж, я ведь для них «кафир». Меня можно. Почему-то пришла на память «туркестанская серия» картин В.В.Верещагина, а именно работа «Торжествуют», где турки лицезреют головы русских солдат, насаженные на шесты. Да-с. С этих бородатых парней станется. Повторяю про себя слова из песни Высоцкого: «Спасибо, что живой».

Последние минуты в Стамбуле. Уже сижу в автобусе, который увезет меня в аэропорт. Вдруг понимаю, что полюбил Город. Да и можно ли было его не полюбить?

Константинополь, столица четырех исчезнувших Империй. Город-старец, за плечами которого уже более 2700 лет. Ты занял в моем сердце какое-то место.

Сам не замечаю, как начинаю разговаривать с Городом и задавать ему вопросы.

Как сложится твоя история в будущем? Будет ли еще когда-нибудь отслужена литургия в Святой Софии? Или твоя миссия в Православии уже давно окончена, и то, что с тобой происходит сейчас, – это жизнь после смерти?

А моя Родина, некогда перенявшая от тебя эстафету Православия, – что она? Поймет ли она то предупреждение, которое Бог через тебя посылает? Русские люди дадут миру последнее в истории масштабное свидетельство об истинном христианстве, как пророчил отец Серафим (Роуз)? Или все закончится тем, что о Боге им будут рассказывать мусульмане?

В ответ на мои немые вопросы муэдзин возглашает с минарета утренний азан.