Церкви в Софии

Церкви Софии

Боянская церковь

Боянская церковь — один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства. Церковь состоит из трех приделов.

Восточная часть церкви – небольшое, крестокупольное здание, возведенное в 10 столетии. В начале 13 столетия к уже имеющемуся сооружению была пристроена вторая двухэтажная часть церкви. Кстати, фрески, находящиеся в этой части божьего дома — одни из наиболее ценных средневековых изображений. Третья церковь была построена только в начале 19 века. Последняя церковь художественной роскошью не блещет.

Мировую известность Боянская церковь получила благодаря уникальным стенописям. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы.

Координаты: 42.64450300,23.26492300

Церковь святой Софии

Церковь святой Софии – действующий православный храм, который находится в самом сердце болгарской столицы Софии. Храм является одним из ценных образцов ранней христианской архитектуры Юго-Восточной Европы. Интересным фактом является то, что именно эта церковь дала название всему болгарскому городу, который позже стал столицей страны.

Первый храм на этом месте был построен еще в 313-х годах. Несколько лет спустя деревянный храм сменил каменный собор святой Софии, построенный при поддержке императора Константина І. В новом храме проводился Сердикийский собор.

Во время турецкого ига церковь на некоторое время превратили в мечеть, а в XIX веке храм использовался османами в качестве центра противопожарной службы города.

Сейчас храм действующий и в нем время от времени проводятся археологические расследования, поскольку он построен на месте некрополя и других древних каменных гробниц.

Координаты: 42.69649600,23.33132400

Церковь Святой недели

Кафедральный собор Православной церкви Болгарии, пережил за свой век пожар, землетрясение и терракт.

Нынешнее здание Храма построено в 19 веке на фундаменте старой церкви, сгоревшей в 1856 году. Дата постройки первой церкви неизвестна, однако считается, что она была заложена в 10 веке, и, хотя традиционно церкви того времени были деревянными, эта была выполнена полностью из камня, благодаря чему она и простояла так долго. Архитектурный стиль, в котором она выполнена, трудно классифицировать. Здесь и арочный навес перед входом, и цветные витражи, и совершенно нехарактерный для православной церкви купол с маленькими окнами, и невысокая колокольня, больше похожая на низкий минарет. Все это смешение архитектурных стилей и направлений происходит из-за того, что церковь много раз перестраивалась.

Внутреннее убранство храма, напротив, типично для православного. Позолоченный иконостас – работа Станислава Доспевского. Колокола подарены князем Дондуковым-Корсаковым в 1879 году. Сквозь окна большого купола Храма на пол струится яркий свет, и даже самый закоренелый атеист здесь сможет поверить в чудо. Местные жители считают, что любая молитва, произнесенная здесь, будет услышана.

Внутри Собора Святой Недели покоятся останки болгарского экзарха Иосифа I.

Координаты: 42.69680400,23.32118200

Церковь Света Петка Самарджийска

Церковь с забавным названием Света Петка Самарджийска всем своим видом говорит о средневековом происхождении. Она совсем небольшая и почти вросла в землю. Время ее постройки датируется примерно 11 веком, стены стоят на древнеримском фундаменте.

Церковь является действующей, здесь регулярно проводятся службы.

Строился храм в честь великомученицы Петки Иконийской. А был освящен в честь святого Петра. Главная ценность церкви — не слишком хорошо, но различимые на стенах старинные фрески 16 века. По некоторым данным, Света Петка Самарджийска — место последнего успокоения болгарского героя Василя Левски. Многие жители Софии поддерживают эту полулегенду.

К сожалению, место, где расположена церковь, далеко от идеального. Тоннель под центральным универмагом тесно сжимает ее в объятиях, скрадывая все ее древние и благородные черты.

Координаты: 42.69628300,23.32263200

Церковь Святой Петки

Крошечная церквушка, больше напоминающая часовню, хранит на своих стенах старинные фрески. Дата постройки Храма Святой Петки неизвестна. Предполагается, что заложена она была в 14 веке, тем не менее, есть основания полагать, что церковь на этом месте была уже в 11 веке. Храм освящен в честь великомученицы Святой Петки (по-русски Святой Параскевы), которая является одной из сильно почитаемых местных святых. Археологические исследования установили, что на этом месте первоначально был языческий Храм. Во времена, когда эта территория была под управлением Османской империи, храм Святой Петки занимал площадь около 400 кв.м, сейчас же он ютится в самом центре города на небольшом участке в 70 кв.м. Обычно туристам рассказывается легенда о том, что здесь похоронены останки революционера и героя Болгарии Васила Левски, но последние даны установили, что это утверждение ошибочно.

Координаты: 42.72784800,23.31985500

Русская церковь святого Николая в Софии

В центре Софии, на перекрестке улицы Г.С.Раковского и бульвара Царя Освободителя расположена Русская церковь святого Николая. Это одно из наиболее впечатляющих зданий столицы.

Церковь святого Николая была построена в 1912 году под руководством архитектора Преображенского по заказу русских эмигрантов в Болгарии. Церковь выполнена в псевдорусском стиле с пятью куполами-«луковками». Интерьер украшен фресками, в том числе копиями фресок Киево-Печерской лавры.

В наши дни храм представляет собой бесстолпный четверик с примыкающими боковыми и алтарными помещениями. Над входом помещен образ святителя Николая. К слову сказать, это единственная русская церковь в Софии, хотя по красоте она и способна затмить многие болгарские.

Координаты: 42.69566100,23.32851800

Собор Святой Софии

Базилика Света София

На самом деле эта церковь называется Базилика Святая София (Премудрость Божия), по типу своего строения. Сегодня ее называют собором только в русской википедии. Эта церковь знаменита тем, что считается самой старой христианской церковью в Софии и дала свое имя столице Болгарии. Также под самой церковью Света София находится интереснейший музей-некрополь, около пятидесяти древних захоронений различного типа и останки трех более ранних церквей, стоявших на этом месте с IV века нашей эры.

Церковь Базилика Света София находится в центре болгарской столицы: между храмом Александра Невского и Домом Москвы, на перекрестке улиц Московска и Париж.

Последняя, четвертая, та которую мы сейчас видим, церковь была построена предположительно в конце V, начале VI веков. Ее внешний вид многим кажется странным для православного храма, она скорее напоминает католический храм. На самом деле все с ней в порядке. Базилика Света София строилась как христианская церковь по тем канонам и правилам, которые были тогда приняты во всем христианском мире и это православная церковь. Свети София представляет собой трикорабную купольную базилику с двусторонними пристройками на фасаде. Это обстоятельство как и другие конструктивные особенности сближают храм Святая София в Софии с романскими церквями в Западной Европе. Однако происхождение ее архитектурной формы идет не из западной Европы, а из Малой Азии, где и была создана купольная базилика со сводами. Считается, что рабочие, которые строили эту Базилику были родом из Грузии.

В 342 году в Базилике проходил знаменитый Сердикийский собор: съезд западных и восточных епископов на котором были приняты правила, вошедшие в общий свод церковного права Православной церкви. Поэтому храм Света София тогда был городской соборной церковью.
Затем церковь стала митрополитским храмом: принято считать, что именно поэтому городу дали имя София (по имени главного храма). Сейчас здесь проводятся ритуалы, связанные с выборами болгарских патриархов.

Археологи утверждают, что первая церковь была построена на этом месте в начале IV века — ее мозаичный пол почти полностью сохранился и его можно увидеть в некрополе под самой Базиликой.

Это была однокорабная базилика. Предположительно она была разрушена во время набегов вестготов в 376-82 годах. На ее развалинах в конце IV века была построена вторая церковь, более просторная и уже трикорабная базилика, чьи останки тоже можно увидеть в некрополе. Вторая церковь также была разрушена, — уже во время захвата Софии гуннами в 447 году. Третья церковь выглядела как трикорабная базилика и она тоже была разрушена. Предполагается, что четвертая церковь была построена в конце V, начале VI века при императоре Юстиниане и тогда же получила свое имя София — Премудрость Божия как и Константинопольский имперский собор (Айя-Софья).

Читайте также  Храм Гора в Эдфу

В конце XVI века храм Света София был превращен в мечеть Сиявуш джамия, для этого специально пристроили минарет и уничтожили все стенописи. Минарет обрушился после землетрясения в сентябре 1858 года и тогда турки сделали из храма склад для газовых фонарей, а потом пожарную вышку. При строительстве по соседству храма-памятника Александра Невского появились предложения разобрать Святую Софию на кирпичи для нового храма. Но никто не согласился.

После восстановительных работ в 1998 году Базилика Света София была вновь открыта для посетителей и верующих как действующий православный храм. А в 2013 году под нею открылся музей-некрополь.

Церковь Света София изнутри выглядит очень необычно: она не расписана. Реставраторы не стали восстанавливать фрески. Вместо этого оставили куски белой штукатурки из-под которой видны следы турецких переделок.

4 апреля 1878 года около разрушенной от заброшенности Базилики Света София был проведен благодарственный молебен в честь освобождения Софии от турок русской армией генерала Гурко.

У храма нет колокольни, но во время встречи русской армии, для службы был повешен колокол на самое старое и высокое дерево во дворе церкви.

В 1955 году Базилика Света София, также как и Ротонда Свети Георги, были объявлены памятниками культуры.

Базилика Света София входит в сотню национальных туристических объектов Болгарского туристического союза.

У южной стены храма стоит памятник Неизвестному солдату и горит вечный огонь. При его строительстве в 90-е годы под церковью были обнаружены катакомбы и гробницы. Несколько лет спустя там открылся музей-некрополь.

Памятник неизвестному солдату и вечный огонь посвящены всем болгарским воинам, погибшим в войнах, в которых участвовала Болгария. На памятнике написаны слова Ивана Вазова.

БЪЛГАРИЙО, ЗА ТЕБЕ ТЕ УМРЯХА,
ЕДНА БЕ ТИ ДОСТОЙНА ЗАРАД ТЯХ
И ТЕ ЗА ТЕБ ДОСТОЙНИ, МАЙКО, БЯХА!

Лежащий лев — болгарский национальный символ, скульптура работы Андрея Николова.

Достопримечательности Болгарии

Топ достопримечательностей (657)

Аквапарк «Акваленд» в городе Пловдив открылся в августе 2006 года и с тех пор превратился в одно из самых интересных мест развлечений, которое с удовольствием посещают как дети, так и взрослые. Аквапарк находится на территории одноименного гостиничного комплекса, расположенного в квартале «Фракия» в Пловдиве.

Монастырь Святых Петра и Павла находится на высоте 1650 метров над уровнем моря в Западных Родопах, недалеко от туристического центра Бяла-Черква, в 30 км юго-западнее города Пловдив. Это самый высоко расположенный монастырь в Болгарии.

В 18 км. от болгарского города Варна находится долина, носящая поэтическое название «Каменный лес». На площади 70 квадратных километров находится множество колонн из камня диаметров до трех и высотой до семи метров.

Собор Святой Софии располагается в центре столицы Болгарии, недалеко от церкви Святого Александра Невского. Это один из древнейших софийских храмов и его история непосредственно связана с историей города.

Акваполис – парк водных аттракционов, красивейший в Восточной Европе, располагается на главной дороге из курортного комплекса Ривьера в комплекс Албена, в северо-западной части Золотых Песков. Дизайном парка и его сооружением занималась испанская фирма Action Park Multiforma Group.

Балтата — это пойменный лес, который является самым северным среди европейских лесов лианного типа. Его называют природной жемчужиной. Балтата представляет собой богатую базу для научных биологических изысканий.

Пещера Дьявольское горло расположена в Западных Родопах в Болгарии. Неподалеку от пещеры находится Триград, а в 17 км г.Девин. Туристов в Дьявольское горло привлекают пещерные образования величественной красоты, их в этой пещере нет, а таинственность и экстремальность здешних мест.

Пешеходный Львов мост (по-русски будет звучать как «мост Львов») – одна из софийских достопримечательностей. Находится он на севере центральной части города, если идти по направлению к Центральной железнодорожной станции, и пересекает реку Владайская.

Созополь – это древнейший город на берегу Черного моря на юге Болгарии. Благодаря своему богатому историческому прошлому Созополь является не просто морским курортом, но и местом, где собрано множество культурно-исторических памятников.

Дворец Врана – резиденция монархов Болгарии, расположенная в окрестностях Софии. Резиденция включает в себя парк, двухэтажный охотничий домик и сам дворец, в котором вольно сочетаются элементы нескольких исторических стилей (от модерна до французского классицизма), однако преобладают венецианско-далматийские мотивы.

Успенский собор является кафедральным православным собором города Варны. Располагается в самом центре города, на площади св. Кирилла и Мефодия. Возведение храма было начато в 1880 году по инициативе царя Болгарии Александра I Баттенберга.

Природный парк «Синие камни» расположен на скальном массиве, который возвышается над городом Сливен в Болгарии. Природный парк на этом месте открыт с 1980 года и занимает площадь в 11 га. Название парка произошло от цвета скал.

Строительство дворца Евксиноград по проекту германского архитектора Лерса началось в 1861 году. Первым названием дворца было Сандрово – по имени его основателя, Александра, но позднее дворец стали называть Евксиноград, по древнему греческому названию Черного моря («Понт Эвксинийский» – «гостеприимное море»).

Музей соли — уникальный в своем роде на территории Болгарии и всей Восточной Европы. Он появился в городе Поморие, который находится северо-восточнее Бургаса. Открылся музей в сентябре 2002 г., в нем представлен процесс производства соли благодаря испарению морской воды на солнце.

Римские термы города Варна являются одним из ценнейших памятников культуры города. Найти их можно на пересечении улиц Хан Крум и Сан-Стефано. В 1968 году они были объявлены архитектурно-строительным памятником национальной культуры.

Приморский парк, созданный в конце XIX века чешским архитектором парков Антоном Новаком, располагается на морском побережье неподалеку от центра города Варна и представляет собой прекрасный райский уголок, где можно отдохнуть от суеты современного города.

Баня-Баши-мечеть – это исламский храм, находящийся городе София. Инициатором и спонсором строительства выступил мулла Эфенди Кады Сейфуллах, из-за этого иногда мечеть также называют «Кады Сейфуллах» или «Молла Эфенди» (кстати, раньше неподалёку от храма находилась и могила муллы).

Архитектурно-исторический заповедник «Старый Пловдив» – превосходно сохранившийся комплекс. Античные здания и здания образца Национального возрождения Болгарии были адаптированы мастерами к современной жизни, чтобы каждый гость смог прочувствовать настоящий дух истории.

В полутора километрах от города Балчик, на берегу моря, между трех холмов располагается дворец, носящий поэтическое название «Тихое гнездо» – излюбленное место отдыха королевы Румынии Марии. Построенное по проекту итальянских архитекторов Америко и Августино, здание имеет три этажа и представляет собой удачный пример сочетания восточных и европейских архитектурных элементов (возможно, причина этого кроется в том, что Мария провела свое детство в Египте и всегда ратовала за сближение христианства и ислама).

Исторический музей Этрополе находится в Болгарии на расстоянии 80 километров на северо-восток от Софии и в 13 километрах от города Правец. Первая экспозиция музея была представлена публике в 1958 году.

Власти Турции рассмотрят возможность возвращения ему статуса мечети

Государственный совет Турции назначил на 2 июля заседание, на котором будет обсуждаться статус собора Святой Софии (Айя-София). За свою историю один из главных архитектурных памятников Стамбула был и христианским храмом, и мечетью, а с 1934 года является музеем. Однако накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил правящей Партии справедливости и развития изучить возможность возвращения Святой Софии статуса мечети. Такой шаг может еще больше ухудшить отношения Турции с Грецией и уже вызвал недовольство Русской православной церкви.

Читайте также  Шоппинг в Тель-Авиве

Статус одного из символов Стамбула, собора Святой Софии, может быть пересмотрен. Этот вопрос, по данным турецких СМИ, будет поднят на заседании Государственного совета Турции 2 июля. Отметим, что Государственным советом называется высший административный суд Турции. Это последняя инстанция, куда граждане страны могут подать апелляцию.

Ранее Государственный совет раз за разом отклонял все заявления с просьбой вернуть зданию статус мечети. Такие петиции граждане Турции подавали с 1934 года. Именно тогда совет министров страны принял решение о превращении памятника архитектуры в музей.

Юстинианова базилика, которая стала основой собора Святой Софии, была построена в 537 году на месте еще более древних христианских храмов. Пожары и землетрясения заставляли неоднократно восстанавливать здание, изменяя его первоначальный облик. Тем не менее собор Святой Софии считался символом могущества Византийской империи. Именно в нем в 1054 году кардинал папы римского Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию грамоту о его отлучении от церкви. Это событие привело к разделению единой христианской церкви на православную и католическую. Затем, после захвата Константинополя турками в 1453 году и гибели Византийской империи, православный храм был превращен в мечеть, для чего к нему пристроили четыре минарета. А вскоре после того, как пала еще одна империя, владевшая храмом,— Османская, власти созданной на ее месте Турецкой Республики в 1934 году решили превратить здание в музей с сохранением и христианских, и мусульманских элементов убранства. Поэтому в соборе туристы могут увидеть и мозаики с изображением Богородицы, и суры из Корана. Это стало важным символом межрелигиозного примирения внутри страны.

Сейчас власти Турции подают все более явные сигналы, что готовы пересмотреть решение 1930-х годов. Тогда страна двигалась в сторону все большей светскости, а нынешнюю правящую Партию справедливости и развития Турции (ПСР) называют яркими представителями «политического ислама». Пересмотр статуса уже горячо поддержал ближайший союзник Реджепа Тайипа Эрдогана — глава Партии националистического движения Девлет Бахчели. «Если Аллах позволит, то из Айя-Софии будет доноситься не звук колоколов, а азан (призыв на молитву у мусульман.— “Ъ”)»,— сказал он.

Например, 29 мая, когда в Турции отмечалась 567-я годовщина взятия турецкими войсками Константинополя, СМИ обратили внимание на то, что в соборе Святой Софии прочитали суру Корана — «Аль-Фатиха».

Выступили греческие дипломаты и в этом году при том, что отношения двух стран и так серьезно напряжены из-за спора о добычи нефти у берегов Кипра. А 5 июня министр обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что его страна готова к военному конфликту с Турцией.

В тот же день турецкая газета Hurriyet сообщила, что Реджеп Тайип Эрдоган поручил своей партии изучить возможность изменения статуса собора Святой Софии на заседании центрального исполнительного комитета.

На эти слова уже успели отреагировать в Русской православной церкви (РПЦ). «Любые попытки сейчас изменить статус храма Святой Софии, который на сегодняшний день является музеем, приведут к изменению и нарушению тех хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов, которые сложились»,— заявил 6 июня в эфире телеканала «Россия-24» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

«Формально никаких досрочных выборов не планируется, но в политических кругах о них много говорят, а партии ведут подготовку,— заявил “Ъ” господин Ахметов.— Превращение Святой Софии обратно в мечеть может стать частью предвыборной программы Эрдогана. Вполне вероятно, что он ждет, когда его инициативу раскритикуют оппозиционеры, а он в ответ обвинит их в предательстве национальных ценностей. Ко всему прочему, такая комбинация может помешать оппозиции объединиться, расколов ее на светскую и консервативную».

Другой политолог, профессор университета Сютчу Имам в городе Кахраманмараш Тогрул Исмаил также считает, что пересмотр статуса собора Святой Софии имеет политические причины, но другие. «Думаю, этот вопрос и не был бы поднят, если бы не столь жесткая конфронтация с Грецией. Анкара стремится подчеркнуть свою твердую позицию,— сказал “Ъ” господин Исмаил.— Кроме того власть может стремиться отвлечь внимание населения от многочисленных неудобств, вызванных коронавирусом. В некоторых муниципалитетах, где на выборах победила оппозиция, были приняты более эффективные меры, и этот проигрыш нужно загладить».

«Если что-то и будет сделано, власти найдут способ сохранить христианское убранство и оставить памятник доступным для всех»,— сказал Тогрул Исмаил.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Закладка камня: 23 февраля 532 года

Освящение: 27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус: музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

Храм Айя-София в Стамбуле – чудо с парящим куполом

Собор Святой Софии в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе (по-гречески «Айя-София»), Великая церковь – чудо строительного искусства и инженерной мысли, величайшее творение Злотого века Византии. Интереснейшая постройка, тысячелетнее святилище христианского мира, 500 лет после того служила мусульманам и превратилась в историческую энциклопедию.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Мурсии

«Соломон, я превзошел тебя!»

Собор Святой Софии построен во времена правления известного византийского императора Юстиниана, пришедшего к власти в 527 году. Деятельный и целеустремленный правитель создал могучую Византийскую империю: ввел новые законы, расширил территории, построил великолепные дворцы и храмы.

Гордый император решил возвести собор, который затмил бы своим величием храм царя Соломона в Иерусалиме. Чести построить жемчужину Византии удостоились архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не просто строители, а выдающиеся ученые-инженеры, прославившиеся скрупулезным знанием математики и физики.

Пять лет (532-537) под руководством архитекторов 10 000 рабочих возводили Айя-Софию – символ Константинополя. Сооруженный из кирпича храм отделывали золотом, серебром, поделочным камнем, жемчугом, слоновой костью и драгоценными камнями. Ради возведения чуда Константинополя трудилась вся страна. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи.

Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»

Архитектурные особенности собора

Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.

«Парящий» купол

Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.

Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.

Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.

Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.

Особенности строительства храма

Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.

Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.

Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Разрушение Айя-Софии

Храм святой Софии разрушали пожары и землетрясения, но каждый раз его восстанавливали. В 1204 году внутреннее убранство, разграбленное крестоносцами, восстановить не смогли. Разрушение храма Айя-София и конец величия наступил вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии спасались тысячи граждан.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Сейчас Святая София приобрела статус музея. С Византийского храма весь город виден, как на ладони.

Видео: святыня двух мировых религий