Церкви в Любеке

Город семи шпилей: храмы, соборы и мечети Любека

Любек – удивительный город с многовековой историей, расположенный в северной части Германии. Благодаря близости к Балтийскому морю портовый город активно развивался, а в XIV-XV веках, в период расцвета Ганзейского союза, считался центром торговли северо-западной Европы. Храмы, соборы и мечети Любека хранят в себе историю Ганзы. Старинные постройки из красного кирпича, выполненные в готическом стиле, захватывают дух. Ознакомимся с наиболее яркими примерами кирпичной готики города.

Чем Любек может заинтересовать туристов

Захватывающая многовековая история города, архитектура и развлечения притягивают туристов со всего мира. Путешественников ждут старинные улицы, около тысячи исторических построек — средневековые купеческие дома, старинные готические церкви. В 1987 году ЮНЕСКО признал город объектом Всемирного наследия.

Главная достопримечательность — средневековый Альтштадт (старый город), расположенный на острове на реке Траве. В северной части исторического центра заслуживает внимания Коберг. Обязательны к посещению и любекские Gänge (переходы и дворики) — улочки с маленькими домами и очаровательной атмосферой.

Символ Любека и Ганзейского союза — Холстентор (Голштинские ворота), которые состоят из двух башен, соединенных центральным пролетом. Здесь расположен музей.

Кроме этого, город гордится музеями истории марципана, театральных кукол. Также в Любеке есть музей истории искусств и истории культуры, музей святой Анны.

Церковь Святого Якоба

Недалеко от Рыночной площади на улице Брайтештрасе находится церковь Святого Якоба, один из пяти лютеранских храмов исторического центра Любека. Он возведен в XIV столетии на месте сгоревшей деревянной базилики. Примечательно, что на колокольне храма установлены четыре медных шара, а основание конусообразной крыши имеет форму полукруглой выпуклости.

Оригинальное оформление, интерьеры храма не пострадали во время войны. На протяжении шести веков двери церкви Святого Якоба открыты для жителей Любека и его гостей.

Собор издавна считается «церковью моряков и рыбаков». Поскольку Любек был центром морской торговли, туда приходило множество торговых суден. Моряки после тяжелых походов благодарили Всевышнего за то, что остались в живых, а перед выходом в море просили попутного ветра и защиты от пиратов и морской стихии.

В северной части храма находится поминальная часовня. В ней установлена спасательная лодка с затонувшего барка «Памир». 22 сентября 1957 года четырехмачтовый торговый корабль попал в жуткий шторм. Из 86 членов экипажа удалось выжить лишь шестерым. В 2007 году лодку с барка «Памир», которая спасла шесть жизней, объявили Национальным мемориалом. Сюда приходят люди, чтобы почтить память всех моряков, чья жизнь трагически оборвалась в море.

Церковь Святого Якоба покровительствует не только морякам, но и паломникам. Считается, что храм находится на пути в испанский город Сантьяго-де-Компостелла, где, по преданию, захоронен Святой Иаков. Паломники из Скандинавии, следовавшие на могилу одного из апостолов Христа, останавливались на территории храма.

Их нелегкий путь проходил через всю Европу, и назывался «Путем Святого Иакова», отчего, скорее всего, церковь и получила название. Гостиница для паломников существует до сих пор.

Сохранившиеся до наших дней настенные росписи, датируемые XIV веком, алтарь XV века, деревянная отделка храма не оставят равнодушным ни одного посетителя церкви Святого Якоба.

В церкви установлены три органа. Старинные музыкальные инструменты выполнены в готическом стиле, ренессансе и барокко. Их уникальное звучание можно услышать во время богослужений или на концерте органной музыки. Считается, что на одном из органов играл Иоганн Себастьян Бах.

Церковь Святого Петра

В центре старого города расположена одна из самых известных достопримечательностей Любека – церковь Святого Петра. История церкви начинается с момента основания города. Летописи утверждают, что на этом месте в XII веке был возведен трехнефный храм в позднероманском стиле. В XV веке храм полностью перестроили в готическом стиле.

До наших дней культовое сооружение XV века не сохранилось, поскольку война превратила его в руины: в 1942 году здание было уничтожено, так как попало под обстрел английских военно-воздушных сил. Только в 1987 году церковь Святого Петра полностью восстановили.

Сегодня в храме не проводятся богослужения, зато организовываются различные культурные мероприятия.

На колокольне церкви Святого Петра находится смотровая площадка.

С высоты 50 метров, самой высокой точки Любека, открывается прекрасная панорама старого города и окрестностей. Стоит отметить, что реконструкция здания велась с учетом современных требований, поэтому местные жители и гости города имеют возможность подняться на площадку как по ступенькам, так и на лифте. Подъем на лифте обойдется в 3 евро, но в 2019 году цену могут изменить.

Бургклостер

Бургклостер – замковый монастырь с неповторимой историей, построенный в 1229 году. После Реформации в Германии в начале XVI века, когда в результате народных возмущений имущество церквей и монастырей отдавалось больницам и училищам, Бургклостер преобразовали в богадельню.

В XIX веке в здании расположился суд. Во время войны помещение суда захватили нацисты и устроили в нем тюрьму для евреев и тех, кто считался неблагонадежным. В конце войны замок пострадал от бомбардировки.

Сегодня Бургклостер – культурный центр города, где проводятся различные выставки.

К монастырю примыкает современная постройка – музей археологии, в котором выставлены древности, найденные во время раскопок на территории Любека.

Церковь Святой Марии

Любек называют городом семи шпилей, два из которых возвышаются над церковью Святой Марии (Мариенкирхе) – «матерью северогерманской кирпичной готики». Церковь была построена в XIII веке, в период расцвета Ганзейского торгового союза.

Поскольку Любек считался столицей Ганзы, для большого города нужна была большая церковь. Маленькой романской церквушки, которая стояла на тот момент, было недостаточно. Существует версия, что небольшая церковь сгорела в пожаре, и на ее месте решили строить новую. По проекту здание должно было не только вмещать большое количество людей, но и украшать столицу Ганзейского союза.

Церковь Святой Марии, высота башен которой составляет 125 метров, восхищала масштабами и величеством. Глядя на нее, многие сомневались в том, что она построена людьми. Считалось, что строительству помогали высшие силы.

Среди местных ходила легенда, что все жители города собрались вместе, чтобы поскорее построить церковь. Горожане работали не покладая рук. Однажды стройку посетил дьявол и поинтересовался, что это за здание, и кто-то в шутку сказал, что это кабак. Дьявол обрадовался, ведь в таком заведении всегда море выпивки, а где выпивка, там и развлечения. А так как грешники любят такие места, сатана подумал, сколько душ сможет загубить, и решил помочь.

Церковь стала подниматься в небо просто на глазах, но однажды черт увидел, что строится вовсе не кабак, а дом его лютого врага. В гневе дьявол схватил огромную балку и хотел было разнести все вокруг, но один смельчак обратился к нему: «Не разрушай храм, хочешь кабак – будет тебе кабак». Рядом с храмом построили таверну, которая работает и сегодня. А в балке, если присмотреться, можно увидеть следы когтей обманутого черта.

В 1942 году церковь Святой Марии пострадала во время авиаудара.

Рухнула крыша, вдребезги разбились витражи, с колокольни упали колокола, много ценных предметов искусства были утеряны из-за пожара. В 1947 году началась реконструкция, которая продолжалась 12 лет. В 1951 год храм восстановили.

Любекский собор

Любекский собор или Церковь святого Николая – главный собор города, расположенный в центральной части Любека. Храм начали строить в 1173 году по распоряжению Генриха Льва, крупного местного феодала того времени.

Легенда гласит, что Генрих мечтал построить собор, но денег у него не было. Однажды во время охоты герцог отстал от своей свиты, и навстречу ему вышел олень с золотой цепью и бриллиантовым крестом на рогах — так деньги нашлись сами.

Крест принадлежал самому Карлу Великому, который до этого, встретив оленя, снял с себя крест и повесил его на рога животному. Чем олень заслужил такую милость от могущественного правителя, способного за один день казнить свыше 4 тысяч человек, оставалось загадкой.

К тому же животное могло быть лишь видением, в котором герцог увидел знак, что нужно строить собор. Кто такой олень Святого Губерта и почему у его оленя между рогами светится крест, с удовольствием расскажут экскурсоводы Любекского собора.

Кафедральный собор Святого Николая был одним из первых кирпичных сооружений подобного масштаба в северной Европе.

Это самый длинный краснокирпичный собор в мире, его длина составляет 130 метров.

В результате того же авиаудара по городу в 1942 году собор был разрушен. Реконструкция закончилась в 1982 году. Кроме прихожан церкви, сегодня каждый желающий может прийти в храм, чтобы насладиться его красотой. Любекский собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заключение

Замки и соборы, построенные из красного кирпича в сочетании с белой штукатуркой, создают ощущение праздника. Прогуливаясь по старинным улицам Любека, туристы наслаждаются красотой удивительных готических зданий. В далекие времена город неоднократно горел в огне. Во время Второй мировой войны Любек был на четверть разрушен авиаударами, но, несмотря на все испытания, выстоял.

С 1949 по 1987 год город восстанавливал былое величие. Память, любовь и уважение к мастерам, возводившим сказочные готические строения, невозможно уничтожить.

Праздничная любекская атмосфера – не только пример профессионального мастерства архитекторов и реставраторов, но и пример того, что ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться. Главное, всегда стремиться вверх, как это делает восставший из руин город семи шпилей.

Красивый город Любек: Видео

Любек. Германия. Легенды церкви святой Марии

Любек. Германия. Если вам доведётся путешествовать по немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн, непременно посетите ганзейский город Любек . Эта удивительная жемчужина северо-восточного угла Германии даст сто очков вперёд расположенным неподалёку другим городам ганзейского союза – Висмару , Ростоку и Штральзунду .

Читайте также  Храм Ники Аптерос

Любек. Германия

Любек называют городом cеми шпилей. Многие из них видны с башни церкви святого Петра. В саму церковь святого Петра можно не заходить, не тратить время. Лучше сразу подняться на лифте на башню (стоимость – 4 евро) и насладиться видом Любека.

А вот церковь святой Марии, по-немецки – Marienkirche или St. Marien zu Lübeck зайти непременно стоит.

Изложить причины? Слушайте!

Вы узнаете, что в старом городе Любек общего между церковью, обычной мышкой, старым купцом и чертёнком. Теперь подробнее.

Церковь святой Марии. Любек. Германия

Базилика святой Марии долгое время служила городским приходом ганзейского города Любек. Церковь кажется обычным храмом, но на самом деле это не так. Впервые в Германии её построили по образу и подобию французских каменных соборов, подогнав особенности их конструкции под местный материал – кирпич. Базилика послужила образцом для строительства многих кирпичных соборов в Балтийском регионе.

Если окажетесь поблизости, не поленитесь, загляните внутрь. Зачем? Хотя бы для того, чтобы увидеть точную копию самого большого в мире механического органа! Знаменитый музыкант и композитор Дитрих Букстехуде целых 40 лет служил органистом в церкви святой Марии с 1667 по 1707-ой годы и играл на погибшем оригинале.

Столь же уместна в грандиозном сооружении храма и работа Герхарда Маркса – Распятие. Его выполнили в 1495-м году и расположили в хорах над алтарём Сварте.

Не забудьте заглянуть в часовню южной башни церкви. Там находится удивительная коллекция колоколов. Они рухнули вниз в 1942 году во время авианалётов.

Здесь же найдём средневековую роспись.

Увидим самую значительную в Шлезвиг-Гольштейне юбку колокола и карильон с 36 колоколами. Его привезли в готическую базилику из церкви Святой Екатерины в Данциге (Гданьске) .

В церкви святой Марии сохранилось два фрагмента знаменитой Пляски Смерти от утраченного в 1942 любекского фриза, содержащего полное изображение этого знаменитого средневекового сюжета. Сюжеты повторили в изображениях витражей.


В церкви святой Марии невозможно не обратить внимание на интересные астрономические часы с двумя циферблатами, один – в со знаками зодиака, другой с фазами луны.

Хорошо попасть в храм ровно в полдень. Единожды в сутки можно услышать бой курантов и наблюдать как восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Любек. Германия. Легенды церкви святой Марии

Легенда первая о церковной мышке Розмари

Давным давно, когда церковь святой Марии была ещё совсем новой, у стены храма рос прекрасный розовый куст. Благочестивые жители Любека верили, что ничто не будет угрожать их любимому городу до тех пор, пока растёт куст и благоухают розы. Но однажды утром они заметили, что розы на кусту поникли… Вскоре цветы завяли, а потом засох и весь куст. Что же случилось? Маленькая мышка поселилась в корнях розы и устроила там своё гнездо!

Вскоре после этого Любек захватили датчане. После долгих усилий, когда город наконец снова стал свободным, городской совет повелел высечь мышь на камне и установить его позади алтаря. Этот знак напоминает, что в одночасье маленькое недоразумение может вылиться в большое несчастье.

Старые правдивые истории с годами теряют свой смысл и превращаются в легенды и поверья. За века маленькая церковная мышь пробила дорожку к сердцам жителей Любека. Её назвали Розмари. А когда верующие приходят в храм, то не упускают случая, чтобы дотронуться до каменной мыши. Считается, что она приносит удачу. Во всяком случае, сами жители настаивают на этом.

Фото с сайта https://spratto.livejournal.com/6121.html

Легенда вторая о чертёнке при церкви святой Марии


Дело было в то время, когда в Любеке ещё не было церкви святой Марии. Её только начали строить. К месту постройки подошёл чертёнок и спросил, что же здесь собираются воздвигнуть?

– Большую таверну, – услышал он в ответ. Строители решили обмануть нечистого и не осквернять храм упоминанием церкви в разговоре с ним.
О! – подумал про себя бесёнок, – таверна! Это место, где люди пьют!
Такое намерение жителей Любека очень понравилось чертёнку. Он принял самое живое участие в возведении стен и церковь стала расти вверх, как на дрожжах.

И только когда храм был почти завершён, нечистый понял, что его надули. Разъярённый, он схватил огромный валун, похожий на бревно и замахнулся изо всей своей дьявольской силы, чтобы разрушить построенное.
Но жители Любека взмолились о пощаде. Они пообещали чертёнку действительно построить вместительную таверну, Ратскеллер, прямо напротив церкви. Лукавый смилостивился и бросил валун. Камень брякнулся рядом с южной стеной храма. С тех пор он так и лежит там. А в 1999-м году скульптор Рольф Гёрлер посадил на каменное бревно бронзовую фигурку – точную копию незадачливого помощника строителей.

Угадайте, где находится самая популярная скульптура во всей земле Шлезвиг-Гольштейн? Я долго стояла у храма, поджидая, когда Начальник насладится осмотром интерьеров церкви. Не заметила ни одного равнодушного, оставившего без вниманию любекского чертёнка у церкви святой Марии.



Взгляните, какая добродушная мордочка у чертёнка.

А вот конечности у фигурки разные. Интересно, какие желания загадывают те, кто трёт бесёнку палец?

Легенда третья о “старом как камень”

Жил был в Любеке один старый-престарый, богатый-пребогатый купец. Жил он счастливо и умирать совсем не собирался. Смерть приходила к нему несколько раз, но ей никак не удавалось забрать купца с собой. Купец отсылал её и она убиралась восвояси.
Так и жил купец дальше. И дожил до такого времени, что все его позабыли. Умерли не только его соседи, друзья, но даже и дети, а потом и внуки.

Наконец-то он нажился досыта и уже сам стал призывать смерть. Но она больше не приходила за ним. Тогда купец сам отправился за ней. Он решил поискать её в церкви святой Марии. Ночью он прокрался внутрь храма, взобрался на крышу по лестнице, оставленной рабочими и стал ждать. Он ждал очень долго, пока не продрог насквозь и не превратился в камень.

По сей день наверху часовни Апостолов (Аpоstelkapelle) вы можете разглядеть с годами выветрившуюся каменную фигурку очень напоминающую дрожащего от холода старика.

Фото с сайта https://spratto.livejournal.com/6121.html

Я рассказала вам далеко не о всех диковинках церкви. Представляю ещё несколько снимков интерьера храма. В рождественском убранстве он выглядит особенно красиво.




Теперь – полезная информация.

Любек. Германия. Церковь святой Марии. Туристам на заметку

Адрес: Marienkirchhof 1
Телефон: +49 (0) 4 51/39 77 00
Вебсайт: https://st-marien-luebeck.de/

Часы работы:
С 10 до 18. (Зимой до 17, январь-февраль – до 16)

Стоимость билетов:
2 евро. Дети – бесплатно.
Члены общины и паломники, желающие помолиться в храме имеют свободный доступ.

В храме проводятся экскурсии на немецком языке. Расписание экскурсий:
со 2 мая по 30 сентября в 12.15 и в 15 часов.
с 1 по 21 октября и с 26-го ноября по 23 декабря – в 12.15.
Продолжительность экскурсии – 1 час.
Возможны экскурсии по предварительным заявкам, а также тематические туры. Заявки оставлять по телефону +49 (0) 4 51/7 73 91

Особые преференции посетителям – бесплатное фотографирование с чертёнком, прикосновение к церковной мыши и наслаждение органной музыкой в полдень.

Церковь Святой Марии, Любек (Marienkirche, Lübeck)

Любек, помимо прочих названий, ещё называют городом семи шпилей, два из которых принадлежат одной из достопримечательностей города — церкви св. Марии. О ней и пойдёт речь.

Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые с удовольствием фотографируются в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.

Пожары в те времена случались довольно часто и, может, это действительно стало одной из причин, по которой стали возводить новую церковь. Другим, более реальным поводом для новой монументальной перестройки могло стать то, что богатевший на глазах Любек не стала устраивать скромная романская церковь и для собственного величия им понадобилось что-то более грандиозное и внушительное.

Строительство Мариенкирхе началось по инициативе любекских купцов, которые финансировали цех каменщиков и управляли им. Строили церковь из обожжённого кирпича, так как природного камня в окрестностях не добывалось, именно по этой же причине все каменные здания в городе построены из этого строительного материала. По первоначальному проекту стали возводить зальную церковь с одной башней. Строительные работы успели продвинуться достаточно далеко, но уже на последней их стадии тот проект отвергли в пользу гораздо более масштабной базилики с двумя башнями по модели французского готического собора. Перестройка здания началась в 1277-м и завершилась в 1351 году; башни поднялись в высоту на 125 м, а центральный неф — на 40 м.

Так церковь видоизменялась.

Построенная церковь стала «матерью северогерманской кирпичной готики» и послужила образцом для многого количества храмов в этом стиле во всём балтийском регионе.

За последующие века её интерьер пополнился многими произведениями искусств, в конце Средневековья одних только алтарей в церкви насчитывалось 38 штук, однако.

Однако, в ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года церковь Девы Марии серьёзно пострадала во время бомбардировки Любека военно-воздушными силами Великобритании. Обрушилась крыша храма, вдребезги разбились витражи, с колокольной башни рухнули колокола, два из которых до сих пор остались лежать на полу, а вспыхнувший в церкви пожар практически полностью уничтожил весь её интерьер.

Читайте также  Что будет, если убить корову в Индии

В пожаре были утеряны многие шедевры, в числе которых «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальный фриз «Пляска смерти», «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта, «Вход Христа в Иерусалим» Фридриха Овербека и многое другое.

Находясь снаружи церкви, позвольте обратить внимание на ещё одну небольшую скульптуру, спрятанную за кроной дерева, с которой связана очередная легенда — «Легенда о купце из Любека«.

Нынешний интерьер встречает своей аскетичностью. Мало что осталось от прошлой роскоши, но кое-то умудрилось сохраниться в пожаре, что-то восстановили, есть и современные творения. В оголённом интерьере больше чувствуется масштаб здания, а заодно можно полюбоваться фресками и средневековой цветной росписью стен и потолка собора — всё это было обнаружено во время послевоенной реставрации, когда специалисты расчистили слои штукатурки.


Первой большой работой немецкого художника Берна Нотке был огромный фриз «Пляска Смерти», написанный в 1463 году для одной из капелл церкви св. Марии. Высота его составляла два метра, а длина и почти тридцать метров! К 1701 году фриз находился в таком плохом состоянии, что глава церкви Святой Марии вместо его реставрации решил полностью скопировать картину. Эта копия и погибла в огне.

Восстанавливать фриз не стали, его заменили витражи с аналогичным сюжетом.


Пляска смерти — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых представлены все слои общества — от монарха до простолюдина, от старца до ребёнка.

Один из алтарей церкви в 1906 году и в настоящее время.

406-литровая бронзовая купель, созданная Гансом Апенгетер в 1337 году.

Астрономически часы XVI-го века были полностью разрушены во время бомбёжки Любека. Их заменило современное творение, созданное Паулем Беренс в послевоенные годы. Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Антверпенский алтарь.
Сохранившийся чудом, довольно интересный алтарь был создан в 1518 году и пожертвован купцом Иоганном Боне в 1522 году для одного из алтарей церкви. Во время Второй мировой войны он находился в «Писарской капелле», которая не пострадала во время бомбёжки и по этой причине алтарь избежал уничтожения. Двухстворчатый алтарь представляет 26 библейских сцен из жизни девы Марии вырезанных из дерева и окрашенных цветными красками.


Новый орган, установленный на месте древнего, погибшего в 1942 году.

И напоследок, — вот такая современная «крестовая» инсталляция Гюнтера Юкера.

Lübeck: Marienkirche. II. (Церковь Святой Марии в Любеке)

Продолжим экскурсию по любекской Мариенкирхе.
В прошлый раз мы дошли до западного конца храма, и теперь взглянем на пространство центрального нефа по направлению к алтарю.

То ли на колонне, то ли на стене довольно забавное изображение в память о достопамятном походе двадцатилетнего Баха в Любек из тюрингского Арнштадта в 1705 г. с единственной целью послушать знаменитого престарелого Букстехуде и поучиться у него.

Бах пробыл в Любеке около трёх месяцев, в отличие от приезжавших в 1703 г. Генделя и Маттезона, которые, как пишут, покинули Любек на следующий день после встречи с Букстехуде. Всё дело было в том, что к выгодному посту органиста и казначея главной церкви Любека, который желавший удалиться на заслуженный покой Букстехуде им предлагал, прилагалась необходимость ни много ни мало взять в жёны старшую дочь композитора Анну Маргариту 1669 г. рождения, чего бывшие почти в два раза моложе её юные музыканты явно делать не хотели. В итоге Анна Маргарита Букстехуде всё же вышла замуж в 1707 г., уже после смерти своего отца, за мало кому известного ныне органиста и композитора Иоганна Кристиана Шиффердеккера, который был младше её всего на десять лет. Собственно, ровно то же самое пришлось проделать и самому Букстехуде, который в 1668 г. женился на второй дочери своего предшественника Франца Тундера (1614-1667), которую также звали Анна Маргарита. Кантату этого весьма достойного мастера «O Jesu dulcissime» я предлагаю в качестве музыкального сопровождения экскурсии.

Продолжим осмотр. Свод капеллы в основании северной башни. В большом медальоне изображение архангела Михаила с весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела умерших на Страшном суде.

Северный боковой неф.

Роспись свода в одной из капелл.

Свод северного бокового нефа.

Уже упоминавшиеся в прошлый раз фрески в нижней части больших окон центрального нефа.

Плохо сохранившаяся фреска, изображающая Христа с символами евангелистов.

Южная стена хора.

Снова витраж Пляски смерти. Повтор, но пусть будет.

Колонны, статуи и ограда хора.

Арки апсиды центрального нефа.

Оглянемся назад и посмотрим на большой орган на западной стене.

И заодно на стены и своды главного нефа.

Распятие и главный алтарь, созданный в самом конце XV в. мастером Кристианом Сварте.

На центральной панели — Богоматерь с Младенцем в окружении двенадцати апостолов, по бокам — эпизоды из жизни Девы Марии.

Плохо сохранившиеся фрески, изображающие грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая.

Окна южной стороны главного нефа.

Своды центрального нефа. Насколько я понимаю, на замках изображены гербы соборов ганзейских городов.

Вот, например, знак собора в Дорпате-Дерпте, ныне эстонском Тарту.

Диковинные зверушки на своде.

Росписи на колонне.

Общий вид хора с большой фреской Св. Христофора.

Остатки барочного надгробия или памятного знака и средневековых росписей.

Снова фрески центрального нефа.

Очевидно, пророк Иона с китом.

Южный боковой неф в районе хора. Пол деамбулатория после войны был поднят примерно на метр для создания системы отопления.

Бронзовая купель первой половины XIV в., изготовленная мастером Гансом Апенгетером. К сожалению, я сфотографировал её лишь с одной стороны. На ней изображены святые и какие-то сцены.

Снова ограда хоров. Рельефы изображают Тайную вечерю (слева) и омовение ног апостолам (справа). К сожалению, снять крупным планом я не догадался.

Растительность на капители.

Свод в деамбулатории.

Фрагменты большого табернакля (дарохранительницы) второй половины XV в. Целиком он на фотографии не получился.

Выйдем наконец из церкви наружу. У одной из стен находится знак в память о погибших в двух мировых войнах прихожанах.

Солнечные часы на контрфорсе южной башни.

Узкие окна одной из боковых капелл.

Дверные ручки в виде скульптурных групп под зонтиками.

Опять южная башня.

Если я правильно помню, портал западного фасада, который был на ремонте.

Вид с северо-востока.

Большая капелла апсиды.

И сама апсида, весьма скромная.

Спасибо за внимание. Продолжение прогулки по Любеку следует.

Церкви в Любеке

Собор Святого Николая (нем. Lubecker Dom) — собор, расположенный в центральной части немецкого города Любека, одно из первых крупных сооружений кирпичной готики в Балтийском регионе.

Легенда

По легенде в VIII в. Карл Великий на охоте в Саксонском герцогстве долгое время преследовал крупного оленя. Поймав оленя, Карл не смог его убить и отпустил, повесив ему на рога золотую цепочку.

Спустя четыреста лет венды и саксы обратились в христианство, а на охоту отправился Генрих Лев. Углубившись в размышления, он удалился от своей свиты.

Генрих задумал возвести в Любеке церковь, но у него не хватало на это средств. Тут Генриху явился огромный олень с брильянтовым крестом в рогах.

Генрих посчитал это знаком от Господа и прицелился. Убив животное, Генрих снял с его рогов крест, и в ту же минуту олень поднялся и исчез в лесу. Теперь у Генриха Льва было достаточно денег, чтобы начать строительство церкви, и он сам заложил её первый камень.

Этот камень был положен на месте, где протекал святой для язычников ручей. Ручей и сейчас пытается освободиться от этого груза, поэтому и покосились башни собора.

История

В 1160 г. епископ Герольд перенёс столицу своего епископства из Ольденбурга в Любек. В 1173 г. основатель Любека Генрих Лев выступил заказчиком строительства в городе кафедрального собора Любекского епископства.

Как епископальная церковь она посвящена Иоанну Крестителю, а как приходская — св. Николаю.Появившийся к 1230 г. собор в романском стиле был перестроен в 1266—1335 гг. в готическую зальную церковь:боковые нефы были подняты до высоты среднего нефа (приблизительно на 20 м).

В середине XIV в. при епископ Генрих II Боххольт потратил 28 тысяч марок на возведение восточных хоров в готическом стиле, за счёт которых здание увеличилось в длину вдвое.

В центре хоров под латунной надгробной плитой (предположительно работы Ганса Апенгетера) находится могила епископа. Граница между двумя частями собора видна с первого взгляда: ранняя часть сооружения опирается на массивные прямоугольные опоры, а поздняя — на более стройные круглые готические колонны.

До Реформации соборный капитул подчинялся исключительно епископу, после неё и до 1803 г. собор находился в совместной собственности города и капитула, а после упразднения капитула перешёл в собственность города.

В течение многих веков Любекский собор подвергался воздействию неблагоприятных условий прибалтийской природы. В 1611 г. пришлось заменить крышу северной башни, в 1648 г. оторвало флюгер, а к 1766 г. были снесены ветхие малые боковые башни.

В ночь вербного воскресенья с 28 на 29 марта 1942 г. во время бомбардировки Любека, разрушившей пятую часть исторического центра города, несколько бомб упало в непосредственной близости от собора и вызвали обрушение восточной части сводов хора на главный алтарь 1696 г. Пожар в соседних помещениях собора, занятых музеем, перекинулся на стропила.

Читайте также  Хойан или Дананг, что выбрать

К середине дня обрушились башни, орган работы Арпа Шнитгера и его помощника Ганса Гантельмана стал добычей пожара. Однако большую часть внутреннего убранства (триумфальный крест и практически все средневековые створчатые алтари) удалось спасти. Уже после войны в 1946 г. незакреплённый фронтон северного поперечного нефа рухнул на притвор, почти полностью разрушив его.

Восстановление после 1945 г

Восстановление собора продлилось несколько десятилетий, поскольку приоритет был отдан реконструкции Церкви Святой Марии. Сначала была проведена реставрация башен и восточного фасада церкви, затем были восстановлены восточные хоры и, наконец, придел с северной стороны собора. Восстановление собора было завершено в 1982 г.

Вопрос восстановления шнитгеровского органа рассматривался в 2002 г. Несмотря на то, что по заключению специалистов это не представляет технических сложностей, но не представляется необходимым с точки зрения охраны памятников архитектуры, в связи с чем был принят к разработке проект нового органа, который бы воспроизводил звучание исторического органа и его внешний облик, но по сути являлся бы самостоятельным архитектурным элементом собора XXI в.

Орган, спроектированный гамбургским архитектором Бернардом Хирше, будет установлен в соборе в 2008 г.

По своим размерам Любекский собор меньше церкви Св. Марии, как и было задумано изначально городским муниципалитетом в ходе средневековой борьбы за власть между городским муниципалитетом и церковью.

Убранство собора

По богатству своего убранства Любекский собор занимает второе место среди любекских церквей после церкви Св. Марии. Художественный интерес представляют каменные саркофаги любекских епископов в погребальных капеллах собора; среди прочих там покоится дед Екатерины II.

В центре главного нефа собора (длина 130 метров) находится 17-метровый триумфальный крест любекского художника Бернта Нотке. Донатором креста, установленного в соборе в 1477 г., выступил любекский епископ Альберт II Круммендик, увековеченный в кресте рядом с Марией Магдалиной, моделью для которой послужила согласно легенде конкубина епископа. Атрибуция креста художнику состоялась лишь в XX в.

В 1477 г., одновременно с крестом, по заказу любекского бургомистра Андреаса Гевердеса Бернт Нотке создал деревянную резьбу леттнера по образцу Магдебургского собора в родном городе Гевердеса. Астрономические часы в южной части леттнера датируются 1628 г. В соборе находится бронзовая купель работы Лоренца Грове 1455 г.

Хотя после Второй мировой войны знаменитый алтарь Ганса Мемлинга из капеллы Гревераде в северном боковом нефе переместился в экспозицию средневекового отдела Музея истории искусства и культуры в любекском монастыре Св. Анны, в соборе осталось много других достойных внимания алтарей.

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Любекский собор

Источник:

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Vedder.RU

Обновлено 12 июля, 2015 в 11:22

Всех православных с Рождеством Христовым!

Пусть не обидятся на меня православные (да я и сам крещён по этой вере 🙂 ), сегодня речь на сайте пойдёт о западно-христианской конфессии и об одной из церквей Любека. Я всегда мечтал побывать в католической церкви. Странно, однако, то, что в моём родном казахстанском городе есть по меньшей мере, две католические церкви: Римско-Католическая и католический костёл (храм), но я ни там, ни там ещё ни разу не бывал. Да как так??

В последнее время стал веровать в Бога, и хотя для общения с Богом, Вселенной не нужны молельные общественные здания, всё же стараюсь хотя бы раз в месяц-два не пройти мимо православной церквушки (их у нас три в городе) и зайти вовнутрь, помолиться, поставить свечи…

Знаете, как-то легко становится на душе, когда искренне попросишь прощения у Господа Бога, заодно попросишь, чтобы он помог тебе простить твоих недругов, обидчиков. Говорят, можно просить Всевышнего добить своих врагов 😀 но не удивляйтесь, что вам потом прилетит свыше, да во много крат больше… Не знаю, как вы, уважаемые читатели, но я свято в это всё верую. Хотя есть очень много спорных моментов, как например: почему православие не признаёт карму, хотя последняя тоже имеет немаловажную роль в жизни людей и Вселенной в целом.

Возможно, в скором времени, я посвящу этому отдельную статью, пока же не хочу заострять внимание на кармах, верах, суевериях и пр. т.п.

Но вы смело можете писать мне в комментариях ниже данной статьи обо всём церковном и около того 🙂

Сегодня, несмотря на православный праздник, я решил показать вам одну из моих сбывшихся мечт — я побывал в католическом храме!! Вернее, в церкви…в чём разница между храмом и церковью…ммм, надо будет узнать в интернете.

И мечта моя сбылась в прекрасном средневековом немецком городке, про который я уже чего только не писал. Это Любек.

Перед написанием статьи возникли небольшие затруднения: фотографий внутреннего убранства церкви у меня всего 5 и нигде не было никаких надписей, которые бы указывали на название той или иной церкви Любека.

Еле как надыбал сайт о туризме и путешествиях, примерно такой же как и мой)) и ещё парочку подобных — оттуда и черпанул инфу о церкви святого Якоба в Любеке (Lübecker Jakobikirche)

Да, это, оказытся, церковь святого Якоба! Нашёл в Сети (выловил можно сказать — как рыбу :-D) одну-единственную фотку её «внутренностей», которые один-в-один такие же, как на моём представленном ниже первом фото:

В церкви святого Якоба мы оказались случайно: пока Володя (муж кузины) ходил по делам на термИны, я и Ойген (сын Володи) бродили по историческому центру Любека. Что такое термИн, я хорошо описал вот здесь и в этом же рассказе вы могли прочитать, что я обещал показать фотки внутри церкви. Вот и показываю теперь! 😉

Если вы уже догадались, фотки в том рассказе про достопримечательности Любека и несколько фотографий в сегодняшней публикации были сделаны в один и тот же день, если даже не в один и тот же час)))))

Так вот, мы с Ойгеном проходили мимо церкви, название которой я не запомнил (потому и искал сегодня в интернете), и я сказал Ойгену, что давай зайдём посмотрим, как там внутри.

Вот это церковь так церковь! В общем, мне понравилось. Это самая настоящая церковь, а не музей, как в случае с церковью святого Петра в том же Любеке. Кстати, церковь святого Якоба (Lübecker Jakobikirche) — трёхнефная, о нефах читайте в только что приведённой мною ссылке на рассказ о церкви святого Петра. 😉

Фотографий я сделал мало, всего пять штук, как-то по-быстрому всё, по-быстрому. Но даже успел немного посидеть на скамейке, прочувствовал атмосферу средневековья и более старых времён))

Фото церкви святого Якоба снаружи я показал ещё в тех моих первых статьях о достопримечательностях Любека (здеся и тута) и даже сфоткался на фоне церкви. Это та самая башня с часами — она в Любеке, можно сказать, единственная из всех церковных башен, у которой есть часы — этим и отличается особо.

Ну, и немного истории и фактов о церкви:

В народе церковь святого Якоба прозвали церковью моряков (или корабельщиков), т.к. в ней раньше молились за моряков, отправлявшихся в дальние плаванья. Церковь была построена где-то в первой половине 13 века, но случился однажды сильный пожар и от тогдашней церкви (выполненной в романском стиле) ничего не осталось. Затем в 13хх каком-то там году (14 век, одним словом) её заново отстроили с нуля и стиль теперешней сохранившейся до наших времён церкви — кирпичная готика.

Чем славится церковь святого Якоба. Вы видели на первой фотографии здоровый мощный орган? Церковь святого Якоба единственная, кто не пострадала от бомбёжки во Второй мировой войне!

Чудом уцелела (а может это место было более намолено в отличие от других храмов и церквей в Любеке?), что конечно вери гут и вУндэба (wunderbar = «чудесно» по-немецки)

Славится церковь святого Якоба двумя чудесными органами. Жаль только, что я не успел послушать их звучание. Этот орган, который на фото №1, очень старый. Его сделали в 15 веке в стиле готика, а потом в 17 веке усовершенствовали, сделали побольше и украсили в стиле барокко. 😎 На нём, говорят, даже играл сам Бах.

На следующем фото (как и на первом) — этот самый орган, а также знаменитый алтарь Брёмзе внизу (стиль — готика):

А вот на этой фотке виден вдали главный алтарь из мрамора:

Несмотря на то, что война обошла стороной церковь святого Якоба, досталось церкви тоже немало в разные времена: как уже писал, она сгорала, а её башня падала на рядом стоящие здания.

Недолго мы находились в церкви св. Якоба — позвонил Володя и мы вскоре пошли гулять дальше по красивым улочкам Любека. Вот и сказке конец, а кто слушал — подписывайтесь на обновления моего сайта-блога и получайте самые свежие анонсы моих статей и рассказов прямо себе на почту!! А кто не подпишется — не молодец, а холодец!