Церкви в Кутна-Горе

Собор Святой Варвары

Собор Святой Варвары (Chrám svaté Barbory)

Собор Святой Варвары — самый известный храм в Кутна Горе, второй по величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле поздней готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе. Собор Святой Варвары находится на самой высокой точке города и поэтому является главным ориентиром в Кутна-Горе.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены «Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие.» В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись «литтерати» — подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты — Ш: 49° 56′ 42»/Д: 15° 15′ 49′

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание — можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

Собор Святой Варвары – главный храм города-заповедника Кутна Гора

Здравствуйте, друзья! Есть в городке Кутна Гора собор Святой Варвары, который является самым известным храмом в Чехии за пределами Праги. Храм в честь покровительницы горняков начали возводить в XIV веке, а завершили строительство только в 1905 году. Его размах уменьшили по сравнению с тем, который был в первоначальных планах. Однако и в таком виде храм Варвары поражает своим величием и красотой.

История храма в Кутной Горе тесно переплетается с историей собора Святого Вита. Это крупные кафедральные соборы с ансамблями часовен, расположенных по периметру. Хронология строительства храмов практически совпадает. Работали над их созданием одни и те же архитекторы. Но при всем этом, и внешний вид, и интерьер храмов уникален и неповторим.

Если вы еще не были в Кутной Горе и не посещали кафедральный собор Св. Варвары, эта статья сориентирует вас в следующих вопросах:

  1. Где находится собор Святой Варвары
  2. История возведения храма
  3. Интерьер кафедрального собора

Где находится собор Святой Барбары

Варвара в чешском языке произносится как Барбара, вернее, Барбора. Поэтому для ориентации на местности интересуйтесь, где находится храм Барборы. Но, на самом деле, вряд ли вам придется расспрашивать прохожих, когда вы приедете в Кутну Гору. Вы же приедете не ради одного собора, правильно?

Начните осмотр достопримечательностей в части города под названием Седлец, который будет первым на пути от железнодорожной станции. Собор Святой Варвары окажется последним в череде объектов, расположенных на скалистом речном берегу.

От собора Девы Марии и других костелов вы перейдете к монетному двору и далее к Градеку, где размещается Чешский музей серебра. А потом парадная терраса выведет вас прямиком к храму Варвары:

Как доехать в Кутну Гору из Праги вы можете узнать вот здесь. Для более полной осведомленности рекомендую прочитать статью о достопримечательностях Кутной Горы.

История возведения храма

1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.

Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:

Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:

Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.

Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:

Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.

Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:

Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.

Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.

Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».

Интерьер кафедрального собора Святой Варвары

Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:

Читайте также  Что означает свастика в Индии

Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:

На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:

Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:

Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:

На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.

В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:

Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:

Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:

Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.

Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.

Друзья, предполагаю, что такой уникальный памятник архитектуры как собор Святой Варвары вызвал интерес и у вас. Если будете посещать Кутну Гору самостоятельно, то при покупке билетов на осмотр достопримечательностей выбирайте комбинированные предложения, которые включают помимо храма Варвары и другие объекты. Во-первых, потому что так выгоднее по цене, а во-вторых, потому что в Кутной Горе есть что смотреть. А, может, вы уже некоторые из них посетили. Так расскажите же.

Костёл Святой Варвары в Кутна-Горе

Костёл Святой Варвары (Chrám svaté Barbory) — это одна из жемчужин европейской архитектуры и представляет собой храм, второй по величине и значимости во всей Чехии. Расположен он в 80 км от Праги, в небольшом городке Кутна-Гора, известном когда-то масштабной добычей серебра.

Необычное строение представляет собой собор, принадлежащий римско-католическому приходу — архидиакония Кутна-Гора. Он посвящен великомученице раннего христианства Святой Варваре (Святой Барборе), которая считается покровительницей людей, занимающихся опасным ремеслом и оберегает их от внезапной и насильственной смерти. В 1995 г. костел был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

Возведение базилики началось в 1388 г. Ее первым архитектором был сын одного из создателей Собора Святого Вита в Праге Петра Парлержа, Ян Парлерж. При нем была построена самая старая часть храма. В качестве материала использовался песчаник, добываемый в близлежащих карьерах.

Главный храм города серебряных рудников строился на средства жителей Кутна-Горы. Денег на него не жалели, но Гуситские войны (1419 — 1434 гг.) надолго приостановили процесс строительства, который возобновился лишь спустя 60 лет.

С 1489 по 1509 гг. по проекту Матея Рейсека были построены хор, трифорий, крещатый свод, базиликальные окна-прорези и часть внешних вертикальных конструкций. В 1512 г. архитектор Бенедикт Рид внес радикальные изменения в первоначальный план собора. Были добавлены два высоких боковых нефа, крытая галерея на первом этаже, ажурное хранилище над главным нефом. Благодаря этому появилась иллюзия «церковь над церковью», которую только подчеркнуло необычное расположение алтаря во втором ярусе.

В 1558 г. из-за нехватки финансов работу прекратили. И только в ХХ в. (1905 г.) строительство было завершено окончательно.

Предполагается, что по первоначальному проекту костел должен был быть длиннее на 30 м. Этим обстоятельством и объясняется свободное пространство со стороны западного фасада храма. Если бы эти планы осуществились, то строение ничем бы ни уступало знаменитому собору Святого Вита.

В 1994 г. в здании была проведена масштабная реконструкция. В настоящее время в соборе проводятся службы и органные концерты. А волшебная атмосфера в святилище возникает благодаря совершенной акустике и падающим через цветные витражи лучам света.

Архитектура и интерьер

Собор Святой Варвары был построен в стиле поздней (Ягеллонской или Владиславской) готики. Три массивных шатра с воздушными перегородками колонн и балок между ними подчеркивают главную концепцию архитектурного стиля — изящество и устремленность ввысь. Сверху фасад здания украшен удивительными персонажами фантастической фауны (химеры, гарпии, горгулии, крылатые бараны).

Восхищение вызывают невероятно высокие своды, на которых располагаются гербы мастеров, участвовавших в строительстве. А также резные скамейки с уникальными узорами и огромные расписные окна. Во многих фресках отражены не только христианские мотивы, но и события из жизни простых шахтеров. В костеле даже есть скульптура молящегося горняка.

Особое внимание стоить обратить на главный алтарь, боковые капеллы, инкрустированные резьбой и серебряными деталями и действующий орган, украшенный скульптурами золотых ангелов.

На верхнем ярусе собора расположена прекрасная смотровая площадка. Оттуда можно полюбоваться панорамными видами окрестностей и других достопримечательностей города. От базилики в старую часть Кутна-Горы идёт потрясающая аллея со скульптурами. В ночное время храм подсвечивается, делая его еще более величественным.

Экскурсии и правила посещения

В соборе Святой Варвары регулярно проводятся богослужения. График церковных служб: по воскресеньям и в праздничные дни — 7:00; Великая среда (страстная) — 18:00; Пасха — 9:00; праздник Корпус-Кристи (Праздник Тела и Крови Христовых) — 9:00; праздник серебра Кутна-Горы — 9:30; Рождество — 9:00; канун Нового Года — 16:00.

Посетителям Костела Святой Варвары предлагаются два туристических маршрута:

  • тур «Барбора». Он включает в себя осмотр Собора Святой Варвары и близлежащей часовни Тела Господня (Corpus Christi Chapel);
  • экскурсия «3 TOP», состоящая из посещения Костела Святой Варвары (включая внутренние галереи и Часовню Тела Господня), Собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя и готического кладбищенского Костела Всех Святых в Седлеце (Костница).

Прогуляться по храму можно самостоятельно, но лучше посетить достопримечательность в сопровождении экскурсовода. Он расскажет о многих интересных фактах. Например, о моде на беременность в XV в., о трудной и опасной работе горняков, о попрошайках и т. д.

Во время посещения учреждения необходимо проявлять уважение к священной обители и соблюдать тишину и не входить в зоны, закрытые для публики (они обозначены горизонтальной полосой). Нельзя прикасаться к любым предметам интерьера, курить, принимать еду, разговаривать по телефону и оставлять после себя мусор. Вход с животными запрещен, за исключением собак-поводырей.

Видеосъемка и фотографирование в коммерческих целях возможны только с письменного разрешения администрации Собора и они не должны мешать проведению церковных служб. Одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты), мужчинам полагается входить без головного убора. И следует одеваться потеплее, внутри здания прохладно.

Цена билета

Стоимость посещения достопримечательности по маршруту «Барбора» составляет 120 крон (CZK); лица от 65 лет и студенты (15 — 26 лет) — 90 крон; дети (6 — 15 лет) и инвалиды — 50 крон; детям до 6 лет — вход свободный (только в сопровождении взрослых). Билеты можно приобрести в кассе учреждения и онлайн, срок их действия 365 дней с момента покупки.

Экскурсия «3 TOP» стоит 220 крон (CZK); лица старше 65 лет и студенты (от 15 до 26 лет) — 155 крон; дети (от 6 до 15 лет) и инвалиды (с их сопровождающими лицами) — 130 крон. Расплачиваться можно картой и наличными.

К услугам посетителей: бесплатный прокат буклета о ключевых событиях собора на нескольких языках (в том числе на русском); прокат аудиогида — 40 крон; экскурсия на английском языке стоит 490 крон (требуется бронирование).

Беспрепятственный доступ на инвалидной коляске имеется только на первом этаже собора. На территории информационного центра рядом с храмом функционируют безбарьерные туалеты.

Как добраться

Костел Святой Варвары находится в центральной части города Кутна-Гора. Из Праги до него можно доехать на поезде, следующем от Центрального железнодорожного вокзала (Praha hlavní nádraží) до главного вокзала Кутна Гора (Hlavni nádraří). Транспорт ходит каждые два часа, с 06:00 до 22:00.

Билеты можно купить онлайн, в специальных автоматах или в кассе с надписью «Domestic departures». На крайний случай, это можно сделать у кондуктора, но билеты выйдут немного дороже. Поезд идет 55 минут. В каждом вагоне установлено электронное табло с названием текущей остановки.

Костёл Святой Варвары на панораме Google-карт

Стоимость билетов в одно направление составляет около 4 €. Талоны действительны в течение всего дня и не зависят от времени отправления и рейса, поэтому билет удобнее приобретать сразу в обе стороны. Номер необходимой платформы указывается на табло. Рейсы следует искать следующие до Брно, так как на экране отражаются только конечные остановки.

Далее со станции «Kutná Hora hl.n.» (рядом с ж/д вокзалом) нужно сесть на городскую электричку и доехать до ст. «Kutná Hora město», а оттуда до собора нужно пройти пешком 1,5 км. Или можно заказать такси (Simona, Ок, Uber, Зденек Макал, Киви-такси, Myšák) или доехать на автомобиле (рядом с костелом есть паркинг).

Добраться напрямую до Костела Святой Варвары из чешской столицы можно на автобусе № 381. Едет он от автовокзала «Háje» до остановки «Kutná Hora, Na Valech», оттуда до достопримечательности всего 500 м. Автобус ходит ежедневно, с 06:00 до 22:00. Продолжительность поездки составляет 1,5 часа. Билеты продаются только в кассах.

На видео Костёл Святой Варвары в Чехии (Кутна Гора)

Церковь святой Варвары в Кутной Горе

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города — Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название — церковь), или по чешски — Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Церковь Святой Варвары

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Читайте также  Церковь Св. Стефана

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой — перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий — попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.

Церковь Святой Варвары

Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.

Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны — Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.

С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна — у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.

Церковь Святой Варвары

Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.

Церковь Святой Варвары

Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице — по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного — роскошного и неповторимого храма.

Церковь Святой Варвары

Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.

Церковь Святой Варвары

Церковь Святой Варвары

Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.

Церковь Святой Варвары

Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 — начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан — известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, — все это и сегодня захватывает дух.

Церковь Святой Варвары

Церковь Святой Варвары

Церковь Святой Варвары

В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.

Церковь Святой Варвары

Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.

Церковь Святой Варвары

Церковь Святой Варвары

Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле — основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.

Церковь Святой Варвары

Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум — две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.

Церковь Святой Варвары

Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов — архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.

Церковь Святой Варвары

Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора — небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Храм святой Варвары в Кутной Горе

Говорят, во всей Чехии всего четыре готических собора, которые могут сравниться друг с другом. Мы побывали во всех четырех. Это собор св. Вита в пражском Граде, собор св. Варфоломея в Колине , храм Девы Марии в Седлеце и храм св. Варвары в Кутной Горе . Сравнивать их друг с другом весьма непросто. Мне показалось, что самый выдающийся – это пражский. Но ведь тамошняя готика наполовину “нео” – вся западная часть, включая две башни, построена в XIX -ХХ веках. Каждый из этих потрясающих храмов достоин отдельного рассказа. И первый специальный репортаж будет посвящен базилике св.Варвары.

Храм святой Варвары

Этот собор стоит в Кутной Горе , на самой высокой точке города. Потому и виден издалека, королевской трёхглавой короной венчает панораму города.

Когда идёшь к нему по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на самом храме.

Издалека глаз охватывает всю северную часть собора и воспринимает храм целиком, сопоставляя его с небом, ибо на этой высокой точке лишь облака соприкасаются с массивным и, одновременно, воздушным объемом базилики.

Храм святой Варвары. Архитектура

Подходя ближе, глаз упирается в необъятную массу собора и начинает рассматривать детали каменной филиграни – башенки, кружево арочных окон, замысловатые пинакли, карнизы. Если обойти собор и посмотреть на его западный фасад, то в голову приходят некоторые сравнения. (Святого Вита в Праге мы ещё не видели). В Кутнагорском соборе есть что-то от костела св. Анны в Вильнюсе, хоть они и несопоставимы по масштабам. Возможно, даже обнаружить некоторое сходство с монастырским собором в Оливе под Гданьском. А если честно, то возникает ассоциация с огромным добродушным жучком, каракатицей, растопырившей свои лапки и твёрдо упёршейся в землю.

Или же… с монаршим венцом. Но это наш личный взгляд, мы отнюдь не навязываем его достопочтенной публике.

Храм святой Варвары. Посвящение

Почему храм посвящён именно святой Варваре? Здесь всё более чем логично. Главная достопримечательность Кутной Горы- это серебряные рудники. Ведь именно благодаря добыче серебра, город мог себе позволить строительство такого огромного и величественного храма. Важно то, что в Кутной Горе жили, в основном, рудокопы, которые добывали серебряную руду.

Когда Скарбник польских соляных копей Велички рассказывал нам свою историю, он объяснил, что святая Варвара – покровительница всех горняков. Ей молятся о мирной, спокойной смерти после исповеди и святого причастия. Горняцкое ремесло издревле было связано с риском для жизни, и шахтёры обращались именно к этой святой, чтобы она избавила их от ужаса нераскаянной смерти.

Читайте также  Где находится храм Шивы на Гоа?

Храм святой Варвары. История строительства

На окраине Кутной Горы расположился монастырь цистерианцев. Мы упоминали о благодеяниях ордена, когда рассказывали о костнице в Седлеце. Вспоминали и колоссальный костел Вознесения Девы Марии, который цистерианцы возвели поблизости. Орден владел богатыми залежами серебряной руды и стремился распространять своё влияние как можно шире.

Но Кутногорские патриции в своих амбициях ничем не уступали монастырю. Богатства им тоже было не занимать, часть залежей серебра местная знать в держала своих руках. Светская аристократия затеяла строительство храм святой Варвары в пику своим соседям – монахам. Она не просто стремились показать свой престиж, возводя величественную базилику, но мечтали превзойти монастырскую постройку.

Интересно, что никакого церковного обоснования ни у колинских ( Колин ), ни у кутнагорских “отцов города” не было, ведь там отродясь не было кафедры епископа. Но тем не менее, пользуясь поддержкой короля (оплаченой звонкой серебряной монетой, я так полагаю), знать осуществила свои претензии в постройке столь роскошного храма.
Так и получилось, что городской, шахтёрский храм намного превзошёл монастырский по изощренности архитектуры и роскоши убранства. Следует помнить, что цистерианцы были ограничены строгими рамками монастырского устава.

Храм святой Варвары. Архитектурное убранство

Городской же храм не был связан какими-либо канонами, ограничивающими применение декоративных элементов. Отсюда столь богатое и неожиданное для чешской архитектуры решение фасадов, и еще более ясный и величественный облик. Заказчиков явно вдохновила французская сакральная архитектура.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, костёл святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В базилике св.Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Храм святой Варвары. Архитекторы

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет!

Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт.

На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Храм святой Варвары. Иезуиты

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация.

В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора. Пожалуй, это уже материал для серьёзного историко-архитектурного труда. Мы же рассказали то, что интересовало нас самих. И вынуждены признаться, что для современного человека средневековый кафедральный собор бесконечно сложен к познанию.

Возможно, мы отдельно напишем о внутреннем убранстве храма – его росписи и часовни расскажут необыкновенные истории. И, несомненно, будет рассказ (или два) о Кутной Горе – история этого города похожа на приключенческий роман.

Костница в Чехии: история создания и описание

Каждый раз, будучи в Праге, мы планировали заехать в знаменитую чешскую Костницу. Но всё как-то срывалось и не получалось. И вот, наконец, холодной зимой 2017-го мы с друзьями отправились на машине в это, мягко говоря, необычное, но очень запоминающееся место.

Костница в Седлеце

Недалеко от Праги, столицы Чехии, расположен небольшой город под названием Кутна Гора. Несколько веков он был известен своими крупными серебряными рудниками. Но эти источники полезных ископаемых уже давно не действуют, и город мог бы стать тихим спокойным местом. Но…

Но жизнь здесь бьет ключом, а все благодаря исторической достопримечательности, которая известна не только в Чехии, но и за пределами страны — Кладбищенскому костелу всех Святых. Более распространенное название — Костница.

Из Праги добраться на машине до Седлеце (местечко рядом с городом Кутна Гора) будет несложно. Расстояние около 80 км. Маршрут нам подсказал навигатор. Машину можно оставить на парковке перед Костехранилищем.

Рядом с часовней есть сувенирные магазины и пивные ресторанчики с очень хорошими ценами на пенный напиток (бонус для тех, кто не за рулем). А в пяти минутах ходьбы еще одна, заслуживающая внимания, достопримечательность — Церковь Вознесения Божьей Матери.

На поездку в Седлеце и Кутна Гору стоит отвести целый день. Там есть, что посмотреть и где погулять, особенно, если с погодой повезет больше, чем нам).

Далее речь пойдет о Часовне Всех Святых с костехранилищем, которую чаще называют — Костницей, ради которой, собственно, мы и приехали из Праги.

История создания костехранилища и описание

Итак, что же мы увидели в Седлеце и об истории этого загадочного сооружения. Летом, кстати, оно выглядит менее зловеще.

В Средние века человеческие кости часто подвергали захоронению в часовнях. Но в Костнице они не просто хранились, а были использованы в качестве строительного материала. Именно из костей выполнен внутренний интерьер. Костел был построен при монастыре в Седлеце, предместье городка Кутна Гора. Но историческое начало этого места произошло несколько раньше.

В конце XIII века аббат Генрих, который служил в монастыре, привез из Иерусалима землю с Голгофы, чтобы освятить это кладбище. Аббат разбросал привезенную землю на территории захоронений. Благодаря этому, кладбище стало очень популярным не только в Чехии, но и в странах Центральной Европы. Поэтому многие хотели найти вечный приют именно на этой святой земле.

На территории кладбища хоронили знатных покойников из Чехии и других европейских государств. У входа на кладбище установлена чумная колонна, традиционная в городах Европы.

Страну на долгие годы охватила эпидемия чумы, которая унесла жизни миллионов людей. Многочисленные войны и наводнения еще больше увеличивали смертность населения. Кладбище быстро расширяло свою площадь. Монахи решили его освободить за счет ликвидации старых могил.

В те времена не было возможности утилизировать выкопанные кости, и останки пришлось складывать в подвалах монастыря. Эти подвалы стали захоронениями — костницами. Через некоторое время их число увеличилось до 40 тысяч.

Территорию кладбища путем перезахоронения пытались освободить несколько раз за все время. Осталось неизвестным имя полуслепого монаха, который складывал останки. Известно только, что монах не стал сбрасывать кости в подвалы. Он чистил их при помощи хлорного раствора так, что они приобретали белый цвет. Затем отбеленные кости монах складывал в пирамиды.

В результате в часовне появились две центральные и четыре боковые пирамиды, увенчанные коронами. После того как монах умер, пирамиды остались нетронутыми, но часовню забросили на триста с лишним лет.

Долгое время часовней не пользовались, а кости, которые накапливались, сжигали. В конце 19-го века костел с территорией выкупил родовитый князь Шварценберг. Когда он увидел в часовне костяные пирамиды, то остался недоволен их видом.

Князь решил реконструировать помещение часовни. Для такой работы пригласили местного мастера по резьбе дерева Франтишека Ринта. Ему дали задание изменить внутренний интерьер в стиле готики.

Мастер понял заказ по-своему. Для оформления церкви он решил воспользоваться хранящимися в часовне костями. Человеческие останки очищались в хлорном растворе, а затем применялись для создания неповторимого архитектурного шедевра Костницы. Все детали, изготовленные в часовне из костей, дошли в первозданном виде до нашего времени.

В Костнице находится сложенный из костей герб рода Шварценбергов.

Под куполом свисает гигантская люстра из человеческих останков, которая крепилась к нему с помощью челюстей. Все декорации в храме выполнены из костей, которых, по скромным подсчетам, использовано было до пятидесяти тысяч.

Большое количество скелетов принадлежало людям, умершим от чумы. Много и останков воинов. В Костнице выставлены черепа с дырами, которые свидетельствуют о том, что их бывшие владельцы, вероятно, погибли во время сражения от удара копья или меча.

Сейчас на территории Костницы проводят археологические раскопки. Под землей до сих пор находят человеческие останки. Тела многих людей были сбросаны друг на друга в общие могилы из-за слишком большого количества смертей. Накапливались горы трупов, поэтому не было возможности проводить погребальные ритуалы каждому усопшему. К тому же, не у всех покойников были семьи, которые могли бы позаботиться об их телах.

Костел был местом действия эпизодов фильмов «Подземелья и драконы», «Кровь и Шоколад». Храм открыт каждый день с 9 до 17 часов в летний период (апреля по октябрь) и с 9 до 16 часов в зимний (с ноября по март). Входной билет стоит 3,25 евро. По костелу проводятся экскурсии на чешском, английском и немецком языках, а аудиогиды также доступны на русском, французском и испанском.

Отношение к Костнице неоднозначное. Каждый сам для себя решает, как воспринимать это место: как религиозный или туристический объект. И впечатления у всех совершенно противоречивые. Но увидеть это сооружение однозначно стоит. Тем более, что всё там пропитано древней историей и загадками.

С 1 января 2020 года запрещено фотографировать/снимать видео на память!

Конечно же, это одно из самых любопытных мест Чехии. Как говорится, «MUST-SEE». Удачи в путешествиях! Поделитесь своими впечатлениями об этом месте в комментариях.