Церкви в Иерусалиме

Иерусалимский храм

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога.

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных. Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41–44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения. Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3).

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь.

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать. Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце. Господь определяет ему наказание — разделение царства.

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2–3).

Разделение Израильского государства на два царства было делом Божественного определения за грехи царя. Произошло оно уже после его смерти при сыне его — Ровоаме, но грозные признаки появились еще при жизни Соломона. Принес ли Соломон покаяние? Святитель Филарет Московский пишет: «К сожалению, обращение Соломона не столько достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иероним думают, что он предварил смерть покаянием. Книга Екклесиаст, по-видимому, есть памятник сего покаяния» («Начертание церковно-библейской истории»).

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)

Иерусалимская Православная Церковь (или Иерусалимский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт: http://www.jerusalem-patriarchate.info/
  • Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, юг Синайского полуострова Египта
  • Богослужебный язык: византийский греческий и арабский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Воскресенский (Гроба Господня) в г. Иерусалиме (также в Иерусалиме находится патриаршая резиденция при Константино-Еленинском монастыре в Старом городе)
  • Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
  • Место в диптихе: 4
  • Состав: 26 архиереев; 4 епархии; более 50 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 50 приходов (ок. 2005) [2]; 25 монастырей (ок. 2002) [3]; 1 высшая духовная школа; 400 тыс. членов (ок. 2005) [2]

Каноническое устройство

Епархии

Автономии

Исторический очерк

Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый — древняя история (33-638), второй — история Средних веков (638-1517), третий — новая история (1517-1856) и четвертый — новейшая история (1856- до наших дней).

Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.

После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.

С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.

Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.

С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XV в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.

С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).

С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.

Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.

Предстоятели

  • сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)
  • сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)
  • Иуст (106/108 — 110/113)
  • Закхей (нач. II в.)
  • Товия —
  • Вениамин I —
  • Иоаким I —
  • Иоанн I —
  • Св. Матфий —
  • Вениамин II, называемый Филиппом —
  • Сенека —
  • Иуст II —
  • Левий —
  • Ефрем I —
  • Иосиф I —
  • Иуда Кириак (? — 134/135)
  • Сщмч. Марк I (134/135 — 156)
  • Кассиан —
  • Пувлий —
  • Максим I —
  • Иулий или Иулиан —
  • Гай или Гайан I —
  • Симмах —
  • Гай II —
  • Иулиан или Уалис —
  • Капион —
  • Максим II —
  • Антоний —
  • Уалис —
  • Долихиан (? — 185)
  • Сщмч. Наркисс (185/197 — ок. 212) [5]
  • Элиос или Зевс (211) [6]
  • Германион (211)
  • Гордий (211)
  • Сщмч. Александр (213 — 251)
  • Мазаван (251 — 260)
  • Именей (260 — 298)
  • Замвда (298 — 300)
  • Ермон (300 — 312/314)
  • Свт. Макарий I (312/314 — 333/334)
  • Свт. Максим III (333/334 — 348)
  • Свт. Кирилл I (350 — 386)
  • (Сщмч. Кириак (+ 363) [7]
  • Свт. Иоанн II (386 — 417)
  • Правлий (417 — 422)
  • Свт. Иувеналий (ок. 422 — ок. 458) в 449-451 — монофизит
      • Феодосий, лжепатриарх-монофизит (452 — 453)
  • Анастасий I (нач. июля 458 — 478)
  • Св. Мартирий (478 — 486)
  • Саллюстий (486 — 494)
  • Исп. Илия I (494 — 516)
  • Свт. Иоанн III (516 — 524)
  • Св. Петр (524 — 552)
  • Макарий II (552)
  • Евстохий (552/553 — 563/564)
  • Макарий II (563/564 — ?), повторно
  • Иоанн IV (575 — 594)
  • Амос (594 — 601)
  • Исаакий (601 — 609)
  • Прп. Захария (609 — 632)
  • Свт. Модест (632 — 634)
  • Свт. Софроний I (634 — 638)
  • Свт. Анастасий II (? — 705)
  • Иоанн V (706 — 735)
  • Феодор I (735 — 770)
  • свт. Илия II (770 — 796/797)
  • св. Георгий II (797 — 807)
  • Фома I (807 — 820)
  • Василий (820 — 838)
  • Иоанн VI (838 — 842)
  • Сергий I (842 — 844)
  • Соломон (855 — 860)
  • Феодосий (862 — 878)
  • Илия III (878 — 907)
  • Сергий II (908 — 911)
  • Леонтий (912 — 929)
  • Афанасий I (929 — 937)
  • Христодул I (937 — ?)
  • Агафон (950 — 964)
  • Иоанн VII (964 — 966)
  • Христодул II (966 — 969)
  • Фома II (969 — 977)
  • Иосиф (980 — 983)
  • Орест (984 — 1005)
  • Феофил (1012 — 1020)
  • Никифор I —
  • Иоанникий (1020 — 1084)
  • Софроний II —
  • Евфимий I (? — 1084)
  • Симеон II (1084 — 1106)
  • Савва —
  • Иоанн VIII (1106 — 1156)
  • Николай —
  • Иоанн IX (1156 — 1166)
  • Никифор II (1166 — после 1173)
  • Свт. Леонтий II (ок. 1175 — 14 мая 1186/1187) [8]
  • Досифей I (? — 1191)
  • Марк II Катафлор (1191 — ?)
  • Евфимий II (до 1223)
  • Афанасий II (1224 — 1236)
  • Софроний III (1236 — ?)
  • Григорий I (? — 1298)
  • Фаддей (1298)
  • Афанасий III (1313 — 1334)
  • Григорий II (1332 — ?)
  • Лазарь (1334 — 1344)
  • Арсений (упом. ноябрь 1344)
  • Герасим I (1344 — 1349)
  • Лазарь (1349 — 1360) 2-й раз
  • Арсений (1360 — 1370) 2-й раз
  • Дорофей I (ок. 1376 — 1417)
  • Феофил II (1417 — 1424)
  • Феофан I (1424 — 1431)
  • Иоаким (1431 — 1450)
  • Феофан II (1450 — 1452)
  • Афанасий IV (1452 — 1460)
  • Иаков II (ок. 1460)
  • Авраам (1468)
  • Григорий II (1468 — 1493)
  • Марк III (1503)
  • Дорофей II (1491 — 1534)
  • Герман I Пелопоннесец (1534 — 1579)
  • Софроний IV (1579 — 1608)
  • Феофан III (1608 — 15 декабря 1644)
  • Паисий (23 марта 1645 — 2 декабря 1660)
  • Нектарий Критянин (9 апреля 1661 — 19 января 1669)
  • Досифей II (Нотара) (23 января 1669 — 7 февраля 1707)
  • Хрисанф (Нотара) (8 февраля 1707 — 7 февраля 1731)
  • Мелетий из Эноса (23 марта 1731 — 1737)
  • Парфений Афинянин (1737 — 17 октября 1766)
  • Ефрем II (декабрь 1766 — апрель 1770) [9]
  • Софроний V (апрель 1770 — 24 декабря 1774) [10]
  • Авраамий (июнь 1775 — 1 сентября 1787)
  • Прокопий I (2 ноября 1787 — 23 октября 1788)
  • Анфим (кон. октября 1788 — 10 ноября 1808)
  • Поликарп (10 ноября 1808 — 3 января 1827)
  • Афанасий IV (1827 — 1845)
  • Кирилл II (1845 — 1872)
  • Прокопий II (1872 — 1875)
  • Иерофей (1875 — 1882)
  • Никодим (1883 — 1890)
  • Герасим II (1891 — 1896)
    • Дамиан (Касатос) (февраль — июль 1897) местоблюститель, архиеп. Филадельфийский
  • Дамиан (Касатос) (15 августа 1897 — 14 августа 1931)
    • Келадион (14 августа 1931 — 1 октября 1934) местоблюститель, митр. Птолемаидский
    • Мелитон (1 октября 1934 — 22 июля 1935) местоблюститель, митр. Мадавонский
  • Тимофей (Фемелис) (22 июля 1935 — 31 декабря 1955)
    • Афинагор (Василиадис) (1955 — 1957) местоблюститель, митр. Севастийский
  • Венедикт (Пападопулос) (29 января 1957 — 11 декабря 1980)
    • Герман (Мамаладис) (1980 – 1981) местоблюститель, митр. Петрский
  • Диодор (Каривалис) (16 февраля 1981 — 19 декабря 2000)
    • Корнилий (Родусакис) (20 декабря 2000 — 13 августа 2001) местоблюститель, митр. Петрский
  • Ириней (Скопелитис) (13 августа 2001 — 6 мая 2005)
    • Корнилий (Родусакис) (30 мая — 22 августа 2005) местоблюститель, митр. Петрский
  • Феофил III (Яннопулос) (c 22 августа 2005)

Святые и святыни

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

Статистика

  • 1999 — 130 тыс. членов [11]
  • ок. 2002 — до 250 тыс. верующих; 65 храмов (37 в Иордании, 17 в Израиле, 11 в Палестине); 25 монастырей (19 в Иерусалиме, 1 в Иордании) [3]
  • не позднее 1 января 2006 — 400 тыс. верующих; 17 архиереев; 50 священников; 50 приходов [2]

Православные храмы и монастыри Иерусалима

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей. Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях. Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа. Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв. В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда и четверг — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00;
  • пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 7:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30;
  • воскресение и праздники — с 8:30 до 13:00.

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом. Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры. Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Достопримечательности Израиля

Топ достопримечательностей (238)

Стена Плача (в современной традиции Западная) – остатки колоссального древнего фундамента на Храмовой горе. Две тысячи лет назад здесь стоял библейский Иерусалимский храм. Сегодня это священное место для евреев всего мира.

Храм Гроба Господня – одна из величайших святынь христианского мира. Предание гласит: именно на этом месте был распят и погребён Спаситель, здесь произошло Его Воскресение. Место казни и погребения Иисуса почитали ещё первые поколения христиан.

Гефсиманский сад у подножия Масличной горы, выше долины Кедрон, традиция связывает с молением Иисуса в ночь перед Его распятием. Небольшой, всего 1200 квадратных метров, сад примыкает к базилике Борения (церкви Всех Наций).

Мечеть Омара – одно из известнейших мусульманских святых мест Иерусалима. Славой мечеть обязана и красивому имени, и своей замечательной истории, и тому обстоятельству, что туристы часто путают её с Куполом Скалы.

Масличная (Елеонская) гора, отделяющая Старый город от Иудейской пустыни, взяла своё название от оливковых рощ, которыми в древности были усеяны все её склоны. Это одно из самых известных мест в окрестностях Иерусалима, упомянутых в Библии.

Цитадель Ашдода, которая также носит название Калат-аль-Мина, т.е. «Крепость порта», относится ко времени арабского завоевания 7-11 вв. Ее строительство связывают со временем правления халифа Абдула Малика.

Старый город – квадратный километр истории, окружённый крепостными стенами. До 1860 года это и был весь Иерусалим, сейчас – малая его часть, напитанная памятью тысячелетий. Сегодняшний Старый город возник в XI веке до н.

Гора Сион – не просто холм у Старого города. Для евреев это священное место (недаром от его названия возникло слово «сионизм», означающее движение за возрождение национального самосознания и создание еврейского государства на Земле Обетованной).

Православный Горненский женский монастырь расположен в районе Эйн-Карем на юго-западе Иерусалима. Обитель, которой ведает Русская духовная миссия, – маленький уголок России в Святой Земле. С древних времён здесь лежала деревня, окружённая садами: Эйн-Карем по-арабски значит «источник в винограднике».

Мечеть аль-Акса, что на Храмовой горе в Старом городе, – третья по значимости святыня исламского мира. Предание гласит, что отсюда возносился на небо пророк Мухаммед после своего ночного путешествия из Мекки в Иерусалим.

Бахайские сады – визитная карточка Хайфы. Расположены на склоне горы Кармель в виде ступенчатых террас протяженностью около 1 км. Это не просто ландшафтное украшение. Сады окружают территорию, где расположен мавзолей с усыпальницей Баба – основателя религии бахаитов.

Гора Содом (Сдом) представляет собой холм вдоль юго-западного побережья Мертвого моря. Она почти полностью состоит из каменной соли, а также из мергеля (осадочной породы) и известняка. В длину она тянется на 8 км, в ширину – 5 км.

На территории заповедника Эйн-Геди на Мертвом море находится одноименный кибуц. Иногда его также называют Нахаль Давид (в переводе с иврита «ручей Давида), благодаря ручью, который течет в этой местности.

Белый город – крупнейшее в мире собрание зданий в стиле школы Баухауз, расположенное в центре Тель-Авива. Огромный комплекс, насчитывающий более четырёх тысяч строений, ЮНЕСКО признало частью Всемирного культурного наследия.

Греко-православная церковь Успения Пресвятой Богородицы – пещерный храм в Гефсимании, над Гробницей Богородицы, где, по преданию, апостолы погребли Деву Марию. Свои права здесь имеет также Армянская апостольская церковь, совершают богослужения и иные христианские конфессии, кроме католиков и протестантов.

Археологический парк «Офел» надо посетить, чтобы представить, как выглядел Иерусалим во дни земной миссии Иисуса Христа, практически накануне разрушения города римлянами. Парк лежит возле Навозных (Мусорных) ворот в южной стене Старого города.

Греко-православная церковь Рождества Богородицы расположена в Мусульманском квартале у самых Львиных ворот. Согласно христианскому преданию, именно здесь находился дом праведных Иоакима и Анны, родителей Девы Марии.

Гора Кармель является частью одноименного горного хребта на северо-западе Израиля. Всего несколько десятков метров отделяют ее в самом узком месте побережья от Средиземного моря. Название происходит от слов «Керем Эль», что означает «виноградник Бога».

Замок Какун расположен в 15 км от городской черты Нетании и в 3 км от парка «Утопия» и кибуца Бахан. Происхождение названия неизвестно, еще одно название замка — Како. Он сохранился лучше, чем замок Роджера Ломбардского, потому что находится в стороне от поселений.

В Бассейне Султана нет воды, это давно уже никакой не бассейн, а просто большое открытое пространство в долине Еннома, к западу от горы Сион. В течение сотен лет здесь было водохранилище – не место для купания, а один из самых важных элементов системы водоснабжения Иерусалима.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 75-летия Победы

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В День памяти и скорби Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили главный храм Вооруженных сил РФ и музейный комплекс «Дорога памяти»

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил Российской Федерации

Иерусалимская Православная Церковь

Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель.

Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме.

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь.

Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).

Титул Предстоятеля Иерусалимской Церкви: «Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины».

Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим храмом является собор в честь Воскресения Христова (Иерусалим).

Епархии Иерусалимской Церкви

Птолемаидская митрополия
Кафедра: г. Акко
Епитроп (управляющий епархией) — архимандрит Филофей

Назаретская митрополия
Кафедра: г. Назарет
Правящий архиерей: митрополит Кириак (Георгопетрис)
Родился в 1945 году. Архиерейская хиротония в 1989 году. На кафедре с 1991 года.

Адрес: Greek Orthodox Church
P.O. Box 15, Nazareth
Tel. 06/6574566

Патриаршая Епитропия в Аммане (Иордания)
Правящий архиерей: митрополит Венедикт (Цекурас)
Родился в 1957 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Патриаршая Епитропия в Ирбете (Иордания)
Правящий архиерей: архиепископ Дорофей (Леоварис)
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Другие архиереи и архиереи на покое

Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Ириней (Скопелитис)

Митрополит Кесарийский Василий (Блацос)
Родился в 1923 году. Архиерейская хиротония в 1962 году.
Адрес: Greek Orthodox Patriarchate
P.O. Box 19632-633
East Jerusalem, Israel
Tel. 6271331, 6262149, 6284006

Митрополит Диокесарийский Иаков (Капенекас)
Родился в 1921 году. Архиерейская хиротония в 1972 году.

Митрополит Петрский Корнилий (Родусакис)
Родился в 1936 году. Архиерейская хиротония в 1976 году.

Митрополит Птолемаидский Палладий (Андониу)
Родился в 1935 году. Архиерейская хиротония в 1976 году.
Адрес: Greek Orthodox Convent
Old City, 12/129, Agre
P.O. Box 1019
Tel. 04/9910563

Митрополит Фаворский Даниил (Хориатакис)
Родился в 1940 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Скифопольский Аркадий (Икономидис)
Родился в 1924 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Неапольский Амвросий (Андонопулос)
Родился в 1934 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.

Митрополит Капитольядский Исихий (Кондоянис)
Родился в 1944 году. Архиерейская хиротония в 1984 году.

Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис)
Родился в 1951 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Митрополит Елевферупольский Христодул (Саридакис)
Родился в 1943 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Архиепископ Герасский Феофан (Хасапакис)
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1988 году.

Архиепископ Тивериадский Алексий (Мосхонас)
Родился в 1954 году. Архиерейская хиротония в 1991 году.
Адрес: Greek Orthodox Patriarchate
P.O. Box 19632-633
East Jerusalem, Israel
Tel. 6271196

Архиепископ Кириакупольский Сильвестр (Тзамбра)
Родился в 1952 году. Архиерейская хиротония в 1992 году.
Адрес: Greek Orthodox Archdiocese
P.O. Box 1889
Amman-Jordan
Tel. 623541

Архиепископ Иопийский Дамаскин (Гаганьярас)
Родился в 1952 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Архиепископ Константинский Аристарх (Перистерис), Генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии
Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1998 году.

Иерусалим для всех или зачем нужно ехать в святые места

Иерусалим — это историческое сердце христианства, мусульманства и многих других религий, но город будет интересен для посещения не только паломникам, но и обычным туристам. Там есть, что посмотреть, что попробовать и, конечно, что привезти родным в подарок.

Иерусалим и его история, древняя как сама Библия

Святыни Иерусалима: куда стремятся все паломники, но будет интересно и туристу-атеисту

Собственно, столицей Израиля Иерусалим стал совсем недавно (в 1949 году), хотя история этого древнего города насчитывает тысячелетия.

Известно, что Иерусалим захватывали, разрушали и отстраивали заново множество раз. Например, в 70-х годах н.э. при подавлении великого иудейского восстания против римлян Иерусалим был полностью превращен в руины. В 132-135 годах н.э. и само место было переименовано. И только в 325 году римский император Константин I вернул городу название Иерусалим и распорядился о строительстве в городе христианских святых мест, в том числе и Храм Гроба Господня (в 335 году).

Ученые считают, что самая известная улица священного города Виа Долороса — это не что иное, как попытка средневековых монахов оживить Библию. Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Хотя Иисус Христос и не ходил по современной Виа Долороса, в любом случае Иерусалим — это кладезь культурной и исторической информации.

Предлагаем и вам совершить небольшую видеопрогулку по центру Иерусалима.

Старый город и Крестный путь

Исторически с начала XIX века старый город делят на четыре квартала: Христианский, Мусульманский, Еврейский и Армянский.

В Христианском квартале расположен главный храм — Храм Гроба Господня. Здесь же заканчивается Крестный путь, или Дорога скорби (улица Виа Долороса, Via Dolorosa ), которая повторяет путь Христа к месту казни на Голгофе.

На Виа Долороса принято делать девять из четырнадцати остановок плюс еще пять – на территории Храма Гроба Господня:

  • 1. Место вопрошения Понтием Пилатом Иисуса, место суда и вынесения приговора.
  • 2. Второе место, отмеченное аркой Экке Хомо. Здесь, по преданию, Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа, сказал: «Се человек». Это же место взятия Иисусом Креста.
  • 3. Место первого падения.

Четвертая остановка Христа: встреча с Матерью

  • 4. Место встречи Христа с Матерью.
  • 5. Место встречи Христа с Симоном Киринеянином.
  • 6. Место, где святая Вероника вытерла лицо Христа своим покрывалом.
  • 7. Место второго падения.
  • 8. Место встречи с плачущими женщинами.
  • 9. Место третьего падения.

Площадь перед Храмом Гроба Господня

  • 10. Место лишения одежды Христа и её разделение.
  • 11. Место распятия на Кресте.
  • 12. Место смерти.
  • 13. Место снятия Иисуса с Креста.
  • 14. Место положения Иисуса Христа во гроб.

Начало Пути Скорби — Ворота Девы Марии, или Львиные ворота. Через них Иисус вошел в город в Вербное воскресение. Здесь начался его путь к Божьей Славе через страдание.

Имейте ввиду: большая часть «пути» по Виа Долороса проходит по арабскому кварталу, а это значит, что по сути дорога идет через рынок. А для торговцев всякий прохожий — это потенциальный покупатель. По возможности идите путем Христа в утренние часы, тогда путь ваш будет более спокойным и умиротворенным.

Храм Гроба Господня

Храм построен в 335 году, расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Это центр христианского паломничества. Здесь также находятся такие святыни, как Камень Помазания, Гроб Господень и Голгофа.

Храм принадлежит одновременно сразу ШЕСТИ! (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской) конфессиям. Время служб строго распределено по дням, часам и даже минутам. Такое деление служило и служит причиной конфликтов, поэтому чтобы снять «напряжение» между конфессиями, ключи от храма с 638 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джудэ . А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье — Нусейбе. Права эти на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Семьи эти очень уважаемы и известны далеко за пределами Израиля.

Внутри Храма, напротив входа, лежит Камень помазания (также известен как Камень миропомазания, Камень умащения) — одна из главных христианских святынь, является 13-й остановкой Крестного пути.
Предметы, прикоснувшиеся к нему, считаются освященными.

Храм Гроба Господня. На первой фотографии Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, находится слева от Камня помазания. В Великую Субботу в ней зажигается Благодатный огонь.

Стена плача

В Еврейском квартале одним из основных священных памятников является Стена Плача — часть каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города. Возле Стены всегда очень шумно: миллионы туристов специально едут в Иерусалим, чтобы помолиться и оставить между камнями записку с просьбой к Всевышнему.

Также внимание туристов и паломников неизменно привлекают руины города времен Ирода, находящиеся здесь же.

Дорога к Стене Плача

Женская и мужская территории разделены: мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины — справа.

Храм погребенья Девы Марии

Будучи в Иерусалиме запланируйте посещение подземной церкви Девы Марии в Гефсимании. Храм находится одновременно в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви. Согласно священным текстам, здесь произошло погребение Девы Марии и над ее гробницей была возведена необычная подземная церковь — Успения Пресвятой Богородицы. Храм считается греко-православным, но для обрядов богослужения в церковь имеют доступ и другие христианские направления.

Храм Девы Марии находится под землей. Вход в него с юга, от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. С потолка свисают сотни лампад тонкой ручной работы.

Современный Иерусалим

Паломники и туристы едут в Иерусалим со всего мира: наибольшее количество туристов в Израиль прибывает из США, второе место по турпотоку занимает Россия. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города. В Новом городе множество отелей на любой вкус, крупных торговых центров и аутентичных ресторанов.

Ресторан Eucalyptus (рядом со старым городом, 14 Khativat Yerushalayim), где готовит харизматичный шеф-повар Moshe Basson. Он даже обычную подачу блюд превращает в увлекательное шоу! Кухня в основном традиционная израильская, есть специализированное меню для веганов и кошерные блюда. Шеф-повар с удовольствием общается с посетителями, ходит от стола к столу, рассказывает об особенностях израильской кухни.

Что привезти из Иерусалима

Паломникам и верующим:

Иерусалимская свеча

Так принято называть связку из 33 свечей — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Ее необходимо купить заранее перед посещением Храма Гроба Господня. Свечи нужно зажечь от Благодатного огня и потушить там же. После это вы можете подарить связку свечей (только целиком, не разделяя) своим близким и они всегда будут гореть только Благодатным огнем.

Красная нить

Оберег, ставший популярным достаточно недавно, однако, уже приобретший множество поклонников. Не стоит покупать их у уличных торговцев, огромное количество которых вы встретите по пути к Стене Плача. Берут их на месте и только в обмен на пожертвования.

Туристам:

Тахини, тхина или кунжутная паста

Кунжутная паста или тхина (тахина) считается незаменимым компонентом блюд восточной кухни. Купить можно по всему городу в обычных магазинах. Но поверьте, вы не пожалеете о потраченном времени, если найдете старую фабрику тахини на улице рядом с Виа Долороса, в Старом городе.

Фабрика тахини и Ицках — ее владелец

Семья Аль Джабрини владеет фабрикой уже более 150 лет, а вообще она непрерывно работает вот уже 2 столетия. На производстве используют только традиционные технологии: семена кунжута перетирают на старых базальтовых жерновах. Ицках гордится своим производством. «На современном, — говорит он, — используют жернова из другого камня, который быстро стирается. Частицы камня попадают в тахини, и более тяжелый по плотности камень осаждает мякоть кунжутной пасты.» Поэтому его тахини, утверждает он, в отличие от произведенного на современных заводах, никогда не расслаивается. Его продукция хранится больше года без холодильника. Единственный секрет, в нее не должно попасть ничего постороннего, даже капельки воды могут ее испортить.

В тхинный соус можно макать кусочки мяса, свежие овощи или хлеб. Без тахини не получится полноценного хумуса.

Тхинная фабрика Ицкаха

Классическую белую тхину делают из очищенного кунжута.

Бежевую тхину — из неочищенного.

Красная тхина продается редко и купить ее довольно сложно. Семечки кунжута при ее изготволении держат в печке не менее 10 часов.

Черная тхина готовится не из кунжута, а из растения «каца» (на арабском «семечки благословения»). Ее едят мусульмане по ложечке в день, исключительно в религиозных целях.

Еще на фабрике можно приобрести кунжутную халву и виноградный мед (сок, который в течение 10 часов уваривают до консистенции, похожей на мёд).

Кунжутные козинаки

Лакомство, которое придется по вкусу и детям, и взрослым. Кроме того, именно кунжутные козинаки считаются одними из самых полезных, благодаря богатому составу минеральных и биологически полезных веществ.

Рынок в Старом Городе в Иерусалиме

Кунжутное масло

Кунжутное масло хорошо подходит для жарки, его можно нагревать до 400 градусов и хранить до 5 лет.

Халва

Израильская халва нежнее на вкус, чем российская. Готовят ее на оливковом масле. Выбор огромный: халва без сахара, с орехами, ванилью, какао и т.д.

Специи

В Израиле, как и по всему Средиземноморью, специи используют очень активно. Чаще всего вы услышите про добавление в блюдо иссопа. Не удивляйтесь, это не наш традиционный иссоп лекарственный, который растет у многих на дачах. Это душица сирийская (Origanum siriacum, Origanum Maru ), иногда (ошибочно) ее продолжают называть Сирийским майораном (Majorana syriaca), используют и название заатар (Za’atar).

Магазинчик специй в старом Иерусалиме

Рынок в старом Иерусалиме

Старый Город в Иерусалиме

Благодарим Министерство Туризма Израиля (Israel Ministry of Tourism) за организацию поездки и гиду Севе Браилову.