Церкви в Гамбурге

Церкви Гамбурга

Церковь Михаэлискирхе в Гамбурге

Церковь Михаэлискирхе высотой более 130 метров является одним из символов Гамбурга, а также самой большой церковью в городе (вместительность — 2500 человек).

Протестантская церковь, спроектированная в XVIII веке, в длину достигает 71 метра, в ширину — 51 метра, высота же нефа — 27 метров. 132-метровая колокольня храма является второй по высоте в городе, а часы на ней – самыми большими. На высоте 106 метров находится обзорная площадка, попасть на которую можно, преодолев 453 ступени или поднявшись на лифте.

Здание построено на стыке эпох барокко и классицизма. О названии храма свидетельствует бронзовая статуя Архангела Михаила, побеждающего дьявола, которая установлена над главным порталом церкви.

Храм возведен в форме креста. Алтарь высотой 20 метров сделан из мрамора. Над ним расположен рельеф, показывающий Тайную вечерю и сцены из жизни Иисуса.

В 2008 году изображение Михаэлискирхе было помещено на памятной монете номиналом 2 евро (серия «Федеральные земли Германии»).

Координаты: 53.54848700,9.97859300

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая, расположенная в немецком городе Гамбург, является вторым по высоте зданием города. Высота башни – единственного, что осталось от построенной в готическом стиле в XIX веке церкви, составляет 147 метров. Церковь была разрушена во время бомбардировок города в 1943 году. Ее башня была хорошим ориентиром для самолетов.

Первое деревянное здание было возведено на этом месте в XII веке и служило маяком для моряков. На протяжении 7 веков здание несколько раз перестраивалось, сохранившееся на сегодняшний день относится к XIX веку. Сооружение, после разрушения во время Второй мировой войны, не стали возводить снова, а лишь в 1990 году укрепили остов церкви и сделали башню безопасной для посещения. В 1993 году на башне был установлен карильон с 51 колоколом, который является лишь украшением. Наверху башни, куда можно попасть на специальном лифте, открытом в 2005 году, находится смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на Гамбург.

Координаты: 53.54745200,9.99066800

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила, расположенная в немецком городе Гамбург, считается главной протестантской церковью города. Современное здание церкви – третье по счету, но выполнено оно по первым чертежам на стыке двух стилей – барокко и классицизма. Первое здание было построено в XVII веке, но оно полностью сгорело от удара молнии. В начале XX века восстановленное здание снова сгорело, от здания остались только стены. Железобетонная конструкция третьей церкви позволила ей выстоять во время Второй мировой войны.

Трехнефная Церковь Святого Михаила симметрична, имеет длину 71 метр и ширину 51 метр. Облицовка здания выполнена из красного обожжённого кирпича. Бронзовая статуя Архангела Михаила, побеждающего дьявола, в честь которого названа церковь, установлена над главным порталом храма.

На 132-метровой колокольне на высоте 106 метров расположена обзорная площадка, с которой открывается прекрасный вид города. Колокольные часы — самые большие в Германии. Главным украшением интерьера церкви Святого Михаила является купель из белого итальянского мрамора, оставшаяся от второй постройки. Посетить действующую церковь можно только в свободные от службы часы.

Координаты: 53.54838100,9.97822700

Достопримечательности Германии

Топ достопримечательностей (486)

Ратуша в Аахене – это не просто памятник архитектуры, но и здание, которое и по сей день играет огромную роль в городской жизни. Как известно, здание стоит неподалеку от не менее известного Аахенского собора, составляя великолепный архитектурный ансамбль, который занесен в списки наиболее ценных памятников Германии.

Кёльнский собор расположен в самом сердце этого города, в непосредственной близости от главного вокзала. Два остроконечных шпиля собора уже стали своего рода «визитной карточкой» Кёльна. Сам собор, максимальная высота которого достигает 157 метров, является третьим самым высоким религиозным сооружением во всём мире.

Король Баварии Людвиг II, нелюдимый и романтичный, приказал построить для себя на одинокой скале, недалеко от деревушки Швангау замок Нойшванштайн (1868 — 1886 гг.). Он был воздвигнут в стиле рыцарской крепости и роскошно обставлен.

Бранденбургские ворота – памятник архитектуры, расположенный в центральном районе Берлина Митте на площади Паризерплац. В 1688 в городке-крепости Берлин было несколько ворот в окружающей его крепостной стене.

Термин «рейхстаг» обозначает государственное собрание, коллективный совещательный и законодательный орган. Первые неформальные сборы при дворе немецкого короля были зафиксированы в 754 году, а с 12 века собрание было закреплено договором между представителями разных слоев населения и кайзером.

Замок Бергедорф является единственным замком, который сохранился в городе Гамбурге. Это достаточно старинная достопримечательность, ведь ее история начинается с XII века. Замок располагается в районе старой деревни под названием Билле, в правой части города.

Кёльн считается одним из наиболее развитых культурных центров Германии, сюда стремятся приехать желающие ознакомиться с уникальными историческими ценностями и произведениями искусства. Огромное число туристов и отдыхающих не перестают удивляться необычным достопримечательностям города, одной из которых является Музей шоколада.

Район между рукавами реки Шпрее и парком Лустгартен называется Музейным островом. Здесь в нескольких музеях собраны шедевры мирового искусства от античных времен до ХХ века. В 1830 году здесь было построено здание Старого музея, украшенное 18-тью ионическими колоннами и широкой внешней лестницей.

Английский сад протянулся на пять километров вдоль реки Изар. Здесь охотно отдыхают и сами мюнхенцы, и гости города. Английский сад был заложен в конце XVII века. Мастер парковой архитектуры Людвиг фон Скиль создал на этой территории огромный парк с извилистыми дорожками и романтическими пейзажами в духе английских садов.

Очень красивый дом XVIII века дает представление о жизни семьи Гете. Здесь родился поэт 28 августа 1749 года. Дом был разрушен во время Второй мировой войны, но вновь отстроен позднее. Интерьер дома восстановлен в стиле, типичном для конца XVIII века.

Дворец курфюрстов — резиденция архиепископов Трира расположена в Старом городе, примерно в полукилометре от Рыночной площади. Дворцовый комплекс представляет собой целый архитектурный ансамбль в стилях рококо и ренессанс, богато украшенный белыми псевдоантичными статуями и позолотой.

Настоящей гордостью жителей города Гамбурга считается искусственное, но очень живописное озеро Альстер, окруженное красивым парком, где установлены довольно оригинальные скульптуры, а дорожки посыпаны гравием.

Один из самых прекрасных готических соборов мира — кафедральный собор Фрайбурга, был построен в 1200-1510 годах на месте старого собора. Главной достопримечательностью собора является его резная башня со шпилем высотой 116 метров.

Пергамон-музей получил свое название от города Древней Греции, располагавшегося на западе Малой Азии. Этот музей находится в уникальном культурном месте Берлина – Музейном острове и с 1999 года включен в список ЮНЕСКО.

Улица Репербан является сердцем знаменитого портового района Санкт-Паули, город Гамбург. Здесь сосредоточена вся ночная жизнь города: всегда играет громкая музыка, много питейных заведений, проходит так называемый квартал красных фонарей.

Замок Пильниц – летняя резиденция Августа Сильного на берегу Эльбы, созданная в 20-х годах XVIII века по проектам Пеппельмана. Замок состоит из двух зданий – Горного дворца и Водного дворца с садом Люстгартен.

Старая национальная галерея располагается на Музейном острове Берлина. Идея ее создания появилась в 1815 году, но воплотить ее в реальность удалось только 1841 году. Открытие этого достояния состоялось в 1861 году, когда Иоганн Генрих Вагнер преподнес галерее серьезный подарок – 262 картины, написанные зарубежными и немецкими художниками.

Ратуша Кёльна является зданием городского управления и располагается недалеко от Кёльнского собора. Наиболее старинная часть строения датируется первой половиной XIV века. Ратуша сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Миниатюрная страна чудес, расположенная в Гамбурге, не случайно получила соответствующее название. Это самая крупная игрушечная модель железной дороге в мире, длина ее колеи составляет около 13 километров и делится на несколько секций, каждый из которых отображает определенный регион, например, Америку, горы Харц, Австрийские Альпы или Швейцарию.

Немецкий музей, расположенный на острове реки Изар, является одним из старейших и крупнейших музеев науки и техники в мире. Он был основан в 1903 году инженером Оскаром фон Миллером. Коллекция музея охватывает все периоды развития техники.

Главные храмы, соборы и мечети Гамбурга

Крупнейший порт, торговый и промышленный центр Германии Гамбург часто называют государством в государстве. Город издавна был населен приезжими из других стран, на его улицах звучала речь разных народов, неудивительно, что здесь всегда была очень высока потребность в зданиях для богослужений различных направлений христианства и ислама. Сегодня храмы, соборы и мечети Гамбурга привлекают внимание не только верующих, но и многочисленных туристов.

Чем город привлекателен для туристов

Промышленный Гамбург имеет свое неповторимое обличье, его невозможно спутать с другими городами ФРГ, поэтому он привлекает не только деловых людей, но и туристов, которые найдут здесь немало достопримечательностей.

Это гигантские небоскребы и хорошо сохранившаяся средневековая архитектура, знаменитый рыбный рынок и ботанический сад, раскинувшийся на 24 гектарах. Привлекают внимание приезжих морской музей «Кэп Сан-Диего» на грузовом судне и Центр современного искусства в форме куба, а меломанов порадует оперный театр, история которого насчитывает почти три с половиной столетия.

Всегда много посетителей в музее города, построенном из старинного кирпича сто лет назад в стиле церкви XVIII–XIX веков. Здесь можно увидеть останки пиратов и предметы их обихода, действующую модель железной дороги – крупнейшую в Европе, диораму средневекового порта.

Неповторимый облик придают городу культовые сооружения различных конфессий.

Исламский центр в Гамбурге

В 50-е годы прошлого века в полутора километрах от набережной озера Альстер была построена мечеть имама Али. Ее сооружали на деньги иранских эмигрантов-шиитов. Вначале она была небольшим предпринимательским центром, местом встреч мусульман, живущих в городе, а сегодня превратилась в исламский центр – один из крупнейших в Европе.

Здесь часто собирались противники шаха Реза Пехлеви, участники исламской революции 1979 года, а один из руководителей центра стал впоследствии президентом Ирана.

Выложенное голубой плиткой небольшое здание с двумя минаретами резко выделяется на фоне европейской застройки. Внутри может разместиться до полутора тысяч человек, которые приходят сюда не только на религиозные службы, но и на культурные мероприятия. Мужчины и женщины могут находиться в центре только по отдельности.

Адрес центра – Schöne Aussicht, 36. Сюда ходит автобус № 6, остановка – Zimmerstraße.

Фазле Омар мечеть

Бывший пригород Гамбурга Аймсбютель часто называют рабочим кварталом – здесь во второй половине XIX века строили дома для бедных рабочих местных предприятий. Сегодня этот район, находящийся в северной части города, гордится храмами разных направлений: здесь действуют синагога, православная церковь св.Прокопия и Фазле Омар мечеть.

Читайте также  Городище «Акве Калиде»

Мечеть открыл в 1957 году пакистанский государственный и религиозный деятель сэр Зэфэралла Хан, она была предназначена для сторонников ахмадитского движения в исламе – это второе специально построенное исламское культовое сооружение в ФРГ. Архитектором здания стал мусульманин Ахмади, родившийся в Германии. Несколько лет только здесь мусульмане, живущие в Гамбурге и его окрестностях, могли молиться и общаться в привычной для них обстановке.

В настоящее время мечеть открыта круглогодично и используется как информационный центр для школьных классов, правительственных групп и других учреждений. Скромное одноэтажное белое здание с двумя традиционными минаретами находится на улице Wieckstraße в квартале Стеллинген.

Церковь Святого Михаила

Протестантскую церковь святого Михаила горожане ласково называют «Михель» или «Большой Михель», она расположена в южном районе Нового города. Это крупнейший храм Северной Германии. Визитную карточку Гамбурга в стиле барокко в середине XVII века возвели архитекторы Петер Маркардт и Кристоф Корбинус.

Церковь Святого Михаила несколько раз выгорала, но ее снова отстраивали, а колокольня высотой 132 м долго служила морякам ориентиром в качестве маяка. На башне и сейчас отбивают время крупнейшие башенные часы Германии.

Во время Второй Мировой войны храм сильно пострадал, погиб орган, на котором играл еще сын И.-С. Баха. Однако сегодня здание снова радует внешним видом и внутренним убранством, позолотой сводов, отличной акустикой, которая делает незабываемыми звуки нового органа стоимостью несколько миллионов евро.

На высоте 100 м на колокольне расположена смотровая площадка. Подняться на нее можно как пешком, так и на лифте. Посетить собор и осмотреть его можно только после службы, поскольку он является действующим. Подойдя поближе к зданию, каждый день с 10 до 21 часа можно услышать хорал, звучащий с башни.

Адрес: Englische Planke 1.

Церковь святого Матфея

Церковь св. Матфея – это кирпичная церковь в стиле барокко, построенная в начале XX века местным мастером-строителем Юлием Фолвассером в районе Винтерхуде, который тянется от озера Альстер до квартала City-Nord. 600-700 лет назад здесь хранили зимой суда, отсюда и название – «зимний причал».

В настоящее время церковь принадлежит лютеранской общине. Небольшие зеленые купола по бокам главного входа, аккуратный шпиль делают церковь уютной и привлекательной, несмотря на ее довольно аскетичный внешний вид и скромное внутреннее убранство. Основной достопримечательностью здания считаются красочные окна и витражи работы Чарльза Кроделла, созданные в 60-е годы XX века.

Адрес: Gottschedstraße 17,

Церковь Святой Марии

Marien-Dom (церковь святой Марии) — кафедральный собор, принадлежащий римско-католической церкви, был окончательно построен и освящен в 1893 году и с тех пор является католическим центром города. Церковь находится в северо-восточном направлении от центра, недалеко от набережной.

Собор был создан в неороманском стиле по проекту архитектора Арнольда Гюльденпфеннига. Внешне храм представляет собой подобие римской базилики в форме креста с двумя башнями, круглым куполом и множеством фигур святых на фасаде. Внутри церковь богато украшена мозаикой, фресками, иконами. Орган для этого здания был изготовлен полвека назад фирмой Rudolf von Beckerath Orgelbau.

Адрес: Am Mariendom, 7. Ближайшая к собору станция метро— Lohmühlenstraße. Автобусом необходимо ехать до остановки Gurlittstraße (улица Ланге Райе).

Церковь Сент-Джеймс

Одной из главных лютеранских церквей Гамбурга является собор Сент-Джеймс (святого Якова), который расположен в центре города и прекрасно виден издалека благодаря высокой колокольне, достигающей 125 м.

Впервые храм упомянут в документах в середине XIII века, но в то время это была всего лишь часовня. Позже она была полностью перестроена и превратилась в огромный готический собор из красного кирпича со стрельчатыми окнами.

Особенно привлекателен для прихожан и туристов орган работы Арпа Шнитгера, который сохранился с 1693 года и насчитывает около 4 тысяч труб.

После разрушений и бомбежек Второй мировой войны церковь была практически полностью отстроена заново, сегодня она действует в обычном режиме, в ней проводятся ежедневные богослужения. В колокольне, на высоте примерно 80 м, расположено маленькое кафе, работающее с мая до середины октября.

Находится недалеко от Ратуши и собора св.Петра по адресу: Jakobikirchhof, 22. Станция метро – Mönckebergstraße.

Церковь Святой Екатерины

Эта кирпичная высокая церковь находится недалеко от порта, в районе бывших складов – Шпайхерштадта. Это было место, куда моряки ходили молиться после прибытия в город из длительного плаванья, поэтому ее иногда называют храмом моряков.

Церковь святой Екатерины была заложена в XIII веке, но четыре столетия спустя ее перестроили, придав более современный облик.

Шпили храма, как и башня церкви святого Михаила, служили морякам ориентиром в море, поскольку были видны издалека. Колокольня с часами высотой до 115 метров и в 2019 году считается одной из самых красивых в городе. Сохранился один из колоколов, отлитых в XVII веке.

Прекрасный вид на здание открывается с противоположной стороны канала, от так называемого амбарного города, особенно вечером, когда оно подсвечивается.

Внутри это обычная готическая церковь, где можно посмотреть надгробные плиты и памятники XVI века, а также фигуру святой Катарины, привезенную из южной Германии.

Здесь регулярно проходят концерты как церковной, так и светской музыки. Храм открыт в будни с 10 до 17, в субботу и воскресенье – с 11 до 17 часов. Адрес: Katharinenkirchhof, 1.

Церковь Святого Петра

В старом городе внимание туристов привлекает собор святого Петра – главный католический храм Гамбурга. Он находится в самом центре, между Ратушной площадью и улицей с магазинами, ведущей к вокзалу. Впервые об этом храме упоминается в документах XII века, он считается самым старым культовым зданием в Гамбурге.

Строгая аскетичная постройка с высоким шпилем прекрасно вписывается в ансамбль старинных домов центра. Внутри церковь много раз выгорала, перестраивалась, поэтому с древнейших времен в ней ничего не сохранилось.

Заплатив 3 евро и преодолев 544 ступеньки, можно подняться на смотровую площадку высотой 123 м. По дороге есть несколько промежуточных площадок, стулья, на которых можно отдохнуть, закрытые иллюминаторы для осмотра города. Наверху – основная смотровая площадка диаметром примерно 2 м.

Церковь открыта ежедневно с 9 до 20 часов. Адрес: Bei der Petrikirche, 2, Innenstadt.

Церковь Святого Николая

Церковь святого Николая была заложена еще в XI веке, тогда она была деревянной. Через 300 лет на этом месте построили каменный храм, который сгорел в 1842 году. В 1874 году английский архитектор Джордж Гильберт Скотт создал новое здание храма в неоготическом стиле, которое на тот момент было самым высоким в мире.

После бомбардировок Гамбурга в 1943 году от церкви Святого Николая осталась лишь колокольня высотой 143 м. В наши дни собор остается в руинах, которые сохранены как мемориал жертвам Второй Мировой войны.

Неподалеку от развалин находится павильон с документами, фотографиями, повествующими об истории этого лютеранского храма, который закрыт как культовое сооружение.

В подвале в настоящее время можно посетить музей вина. В самой колокольне установлен лифт, поднимающий посетителей на смотровую площадку.

Время работы: с понедельника до воскресенья, с 10 до 18 часов. Адрес: Willy-Brandt-Straße, 60.

Храм Иоанна Кронштадтского

В Гамбурге находится самый большой православный храм Германии. Красивая постройка имеет интересную историю. В конце XIX века в северной части района Санкт-Паули по проекту архитектора Фернандо Лоренцо начали строить церковь Милости Божией. Здание высотой 53 метра выполнено в виде лежащего креста.

Сильно пострадав во время войны, здание начало приходить в упадок, поэтому в 2004 году евангелическая церковь приняла решение передать его православной общине. Так в городе появился храм Иоанна Кронштадтского.

За прошедшие с этого времени полтора десятка лет был создан православный иконостас в технике сырой фрески, а также уложен мраморный мозаичный пол. Среди изображений святых центральное место занимают те, кто связан с Германией: святой Прокопий – купец из Любека, принявший православие в Новгороде, святой Ансгар – первый епископ Гамбурга, святая Елизавета Романова, которая похоронена в Висбадене.

Церковь открыта для посещения ежедневно с 10.00 до 15.00, по средам и субботам – с 10.00 до 19.00.

Адрес: Tschaikovskiplatz, 1.

Заключение

Ежедневно храмы, соборы и мечети Гамбурга посещают тысячи туристов и паломников, которые прикасаются к духовной жизни города, присутствуют на религиозных богослужениях, наслаждаются хоровой и органной музыкой, любуются городом со смотровых площадок. Эти культовые здания давно уже перестали быть только постройками для отправления религиозных служб и стали неотъемлемой частью современного облика Гамбурга, привлекающим гостей со всего мира.

Пешком по Гамбургу: Видео

Церковь св. Михаила, Гамбург (Sankt Michaelis Kirche, Hamburg)

Пожалуй, самое знаковое религиозное сооружение Гамбурга — уцелевшая после Второй Мировой войны церковь посвящённая архангелу Михаилу.

Первая часовня в честь св. Михаила была построена на территории кладбища за пределами городских стен. В 1606 году часовня была расширена, чтобы превратить её в небольшую церковь.

В 1751 году был заложен первый камень новой церкви. Её возводили по проекту архитекторов Иоганна Леонарда Прея и Эрнста Георга Зоннина в стиле барокко. 19 октября 1762 года церковь была освящена, однако, чтобы полностью завершить её строительство понадобилось ещё более десяти лет — к 1786 году храм обзавёлся элегантной высокой башней сооруженной из дерева и покрытой медными листами.

Эта церковь продержалась несколько дольше своей предшественницы — 3 июля 1906 года во время проводимых ремонтных работ на крыше церкви от паяльной лампы вспыхнул пожар, который в очередной раз уничтожил всё здание.

Впечатляющая 132-метровая колокольня церкви Святого Михаила — вторая по высоте в Гамбурге. На высоте 106 метров расположена обзорная площадка, до которой можно добраться на лифте или пешком, преодолев 453 ступени. Часы на колокольне — самые большие в Германии. Они изготовлены страсбургской фирмой Ungerer. Цифры и стрелки часов покрыты сусальным золотом. Каждый из четырёх циферблатов имеет восемь метров в диаметре, длина большой стрелки почти пять метров, маленькой — более трёх с половиной, вес каждой стрелки около 130 килограммов. На колокольне заняли свое место шесть колоколов, укрепленных на деревянной соединительной балке вместо прежней стальной. Современный большой колокол церкви отлит в Карлсруэ в 2008 году.

Над главным порталом храма установлена огромная бронзовая статуя Архангела Михаила, побеждающего дьявола.

Пройдя через холл, расположенный в башне церкви, попадаешь в просторный белоснежный зал, украшенный позолотой и освещённый многочисленными светильниками.

С правой стороны от входа стоит большой б ронзовый сундук-сокровищница с изображением архангела Михаила. Это дар церкви, сделанный в 1763 году архитектором Эрнстом Георгом Зоннином, работавшим над очередным проектом церкви св. Михаила.

Рядом с алтарём стоит купель из белого итальянского мрамора — часть из того немногого, что осталось от второй церкви. Купель была изготовлена в 1763 году в Ливорно и дарована местными купцами Гамбургу.

Читайте также  Церкви в Болгарии

Мраморная кафедра в стиле барокко была установлена в 1910 году во время реставрационных работ, осуществлённых в церкви после большого пожара. Её автор скульптор из Дрездена Отто Лессинг (Otto Lessing).

В церкви находятся четыре органа. Три отреставрированных инструмента соединены между собой электрическими кабелями, управляются с единого пульта и производят ошеломляющий акустический эффект, когда кажется, что музыка льется прямо «с небес». При этом у каждого из органов – своя «специализация». Центральный предназначен для исполнения произведений Иоганна Себастьяна Баха. Концертный орган, расположенный на хорах северной стороны нефа, подходит для менее сложных классических произведений. А в чердачном помещении находится орган под названием Fernwerk, звуки которого поступают к слушателям через решетчатое позолоченное слуховое окошко в потолке. В 2010 году в соборе появится еще один инструмент, рассчитанный на камерные произведения времен Карла Филиппа Эмануэля Баха. Сын великого отца, прозванный «гамбургским Бахом», композитор и дирижер, бывший с 1768 года музыкальным директором в «Михеле», похоронен в подвальной крипте собора, где с недавнего времени также установлен церковный орган.

В 2011 году церковь получила полуметровую скульптуру с изображением Архангела Михаила (вторая половина XVII-го в.). Ранее скульптура располагалась в доме-музее Эрнста Барлаха, и после реставрации была передана в дар церкви св. Михаила.

Гамбургский дом Иоанна Кронштадского

Беседа со священником Сергием Бабуриным

Гамбургская община праведного Иоанна Кронштадтского, несмотря на свою молодость, является самой многочисленной из всех германских приходов Русской Православной Церкви – более 2000 прихожан. О том, как за неполных десять лет вокруг храма собралось столько людей, что их объединяет помимо богослужений, рассказывает настоятель храма отец Сергий Бабурин.

– Отец Сергий, вы служите на одном из самых больших – более 2000 прихожан – православных приходов Германии. Как получилось, что за такой короткий период – всего десять лет – вокруг храма собралось столько людей?

– Гамбург, второй по величине город Германии, является крупнейшим «работодателем». Здесь находится огромный порт, один из заводов компании «Аэробус» и много других предприятий. Широко известен Гамбургский университет. Поэтому очень многие едут сюда в поисках работы и учебы. Отчасти по этой же причине как в самом городе, так и в его пригородах проживает большая русская диаспора. Поэтому наше свидетельство о Православии охватывает объективно очень большую группу людей.

– Скоро вы отметите шесть лет, как община переехала в новую церковь – величественный храм, который был продан вам лютеранами всего за 1 евро. Как вы воспринимаете это чудо Божие?

– Действительно, наш приход располагается в самом большом храме Русской Православной Церкви на территории Германии. Наш храм, несмотря на смешение стилей, очень красивый – здесь можно обнаружить и кавказские, и романские, и византийские мотивы. Главное чудо в том, что храм соответствует всем требованиям православной архитектуры: имеет большой алтарь, ориентирован на восток, имеет большие хоры, прекрасную акустику именно для хора, а не для органа. Мне говорили местные старожилы, что 100 лет назад храм строился для армянской общины, которую испугали его размеры, и потому она отказалась от него, еще когда только разрабатывался его проект. Но город, начавший проектирование этой церкви, решил довести дело до конца и построить его для лютеранской общины. Так в центре Гамбурга появился совершенно нетипичный для немецкой архитектуры храм крестово-купольного типа. Нам оставалось только сделать ремонт и поставить купола с крестами, после чего храм обрел вполне православный вид. Вот это явное чудо. Что касается цены в 1 евро, то нужно уточнить, что храм был не продан, а передан нашей общине за эту символическую сумму при условии, что община выкупит у города земельный участок, на котором стоит храм. Тут речь идет уже о совсем другой сумме, непосильной для нашей общины. Но этот вопрос был решен благодаря личному вниманию и усилиям Святейшего Патриарха Кирилла.

– Кого больше среди прихожан: русских или немцев?

– Больше русских, скорее даже русских немцев. У нас очень многонациональный приход. Конечно, в основном это выходцы из бывшего Советского Союза. Есть и коренные немцы, по большей части из наших смешанных семей.

– Какую часть прихода составляют дети?

– Не могу назвать точную цифру. Но каждое воскресение причащается не менее 100 детей. И все больше многодетных семей. Непросто организовать жизнь такого числа детей на приходе. Конечно, есть воскресная школа, существует кружок авиамоделирования для детей постарше. Готовим с детками приходские праздники. Конечно, если в день службы идет дождь, то тяжело «сдерживать» такое число детей во время богослужения. Но все равно то, что их так много, очень радует, поскольку красноречиво свидетельствует: храм живой, и у него большое будущее.

На Рождественской елке

В России есть поговорка «На чужой сторонушке рад своей воронушке», а тут такой величественный храм. Что значит для человека, оказавшегося среди чужих языка, культуры, порядков, иметь возможность бывать в своем храме?

– Конечно, хлеб эмигрантский не сладок, поэтому люди, переживая тяготы этой жизни, ищут в храме утешения в своих трудностях. Здесь каждый храм, каждый приход призван стать именно общиной, дружной семьей. Здесь люди ищут поддержку и духовную, и душевную. Здесь ищут себе друзей и единомышленников, советуются в жизненных трудностях, делятся опытом специфически эмигрантским. Кому-то даже удается создавать семьи. И объективные трудности, которые встают на пути человека, многие стараются решить именно в храме. В этом причина того, что люди тянутся, идут и интересуются всем, что происходит в храме, серьезно относятся к словам священника, начинают задумываться о своей духовной жизни. Большинство наших прихожан впервые переступили порог храма, оказавшись за границей. Кто-то в России, даже имея рядом с домом церковь, почти не заходил туда. И только здесь они нашли дорогу к храму и остались в нем.

Конечно, бывает, и, увы! нередко, что человек, хорошо устроившись в материальном плане, теряет интерес к вере и понимание необходимости быть в Церкви. Радостно при этом отметить и то, что появляются семьи очень обеспеченные, которые при этом остаются глубоко верующими.

– Как устроена жизнь прихода, как происходит общение прихожан?

– В этом плане мы вряд ли можем говорить о чем-то оригинальном. Мы вместе паломничаем, что очень сближает людей. У нас есть много различных образовательных инициатив, например каждую среду в храме идет беседа священника с прихожанами на евангельскую тему. Два раза в месяц мы проводим встречи с молодежью, во время которых горячо обсуждаются ее проблемы. У нас есть богословские курсы для тех, кто хочет более углубленно заниматься изучением своей веры. Есть воскресная школа, в ней две группы: для малышей и для старших ребят, с которыми общаются священники. Мы стараемся делать все, что можем. На всех будничных богослужениях, потому что в воскресенье это невозможно из-за большого числа людей, мы пьем чай после литургии и разговариваем. Один раз в год, в мае, мы выезжаем из города семейным лагерем. В этом лагере принимают участие семьи, и родители вместе с детьми могут и помолиться, и поиграть, и позаниматься спортом, и просто поближе познакомиться друг с другом. Этот лагерь очень сильно сближает как взрослых, так и детей. Есть и другие идеи, которые объединяют людей, помогают им сообща работать, реализовываться творчески, например созданная при храме веб-студия.

Ваши прихожане участвуют в социальном служении. Расскажите об этом подробнее?

– Единой развернутой социальной системы при приходе не существует, но довольно часто возникают различные проблемы у прихожан, и тогда мы даем объявления и собираем какую-то посильную помощь. Иногда прихожане собирают посылки для людей, находящихся в тюрьме. Были случаи, когда нам приходилось помогать отправлять на родину почивших людей, которые выразили при жизни желание быть погребенными в родной земле. Исполнить это желание довольно дорого, деньги собирались всем приходом. Есть еще спонтанное движение, связанное с помощью тем, кто приезжает из России на лечение в Германию: встретить человека, найти, где разместить, купить необходимые продукты, оказать помощь переводчика. Но самое главное – окружить оказавшегося в чуждой среде человека теплотой и заботой, которые больше всего нужны в такой момент. Пока движение не оформилось, приходится каждый раз собирать готовых помочь прихожан. Членами общины основана патронажная служба «Покров», которая заботится о многих наших прихожанах.

– Скажите, отец Сергий, многие ли изъявляют желание креститься? И как вы готовите к крещению?

– Практически каждую субботу и воскресение в храме совершается крещение. Сейчас сложилась такая практика, что, когда люди приходят в храм и интересуются, какие требования существуют для крещения, я беру у них электронные адреса, отправляю им наши пожелания, список литературы, с которой необходимо ознакомиться, и после этого мы встречаемся с уже подготовленными для разговора людьми. Иногда бывает достаточно одной беседы перед крещением. И по ходу совершения таинства мы объясняем и рассказываем суть происходящего.

– Вы служите литургии на немецком языке. Это объясняется ростом числа немцев среди прихожан?

– Конечно, число немцев среди прихожан растет, но все равно это еще маленькая группа. Основное число православных немцев в городе посещают приход РПЦЗ в Гамбурге. Один из священников там немец, и он совершает раз в месяц богослужение на немецком языке. Есть еще один небольшой немецкоязычный приход. Наши немцы – это либо те, кто прикипел душой к нашему приходу, либо супруги кого-то из наших прихожан. Хоть их и немного, но все равно каждую третью субботу месяца мы совершаем для них богослужение на немецком языке. И поскольку объявление об этой службе есть и на сайте нашего прихода, и на дверях храма, об этом узнают многие ближайшие жители, и они, даже не будучи православными, приходят послушать службу и погрузиться в мир православного богослужения.

Сейчас все больше встречается молодых людей из эмигрантских семей, которые почти не говорят по-русски, поэтому им легче воспринимать богослужение по-немецки. Есть дети, с которыми их родители не занимаются русским языком, и поэтому они его быстро теряют. Я знаю детей, приехавших в Германию позднее, чем я, и сегодня они с огромным трудом подбирают слова для исповеди, а иногда и вовсе отказываются говорить на родном языке и исповедуются по-немецки. Поэтому мы должны быть реалистами и понимать, что наша община в дальнейшем все больше и больше будет становиться немецкоязычной. Причем не только за счет местных немцев, но в основном из-за ассимиляции и потери русского языка в среде детей наших прихожан. Мы, конечно, этому сильно сопротивляемся и призываем прихожан более серьезно относиться к русскому языку своих детей.

Читайте также  Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Как воспринимается Православие выхолощенным европейским сознанием?

– Очень трудно проникнуть в сознание немца. Бывает, стоит перед тобой человек, и ты чувствуешь, что его душа для тебя совершенно закрыта, и то, о чем он думает, невозможно постичь даже в малой степени.

Но, безусловно, есть большой интерес к Православию. Немцам очень нравится церковное пение, им очень интересны русские иконы, хотя они и воспитаны в духе неприятия икон. Всем заходящим в наш храм немцам нравится наш фресковый иконостас[1]. Немцы очень сильно чувствуют этот синтез культур в православном храме, о котором говорил священник Павел Флоренский. Поэтому есть интерес, уважение и любопытство, но некоторая дистанция сохраняется, и они довольно часто побаиваются ее сокращать.

– Ощущается ли попечение о приходе праведного Иоанна Кронштадтского – небесного покровителя храма и общины?

– Эта помощь очень огромна и ощущается буквально физически. Не хотелось бы впадать в экзальтацию, но приведу маленький пример. Когда необходимо было проводить капитальные ремонтные работы в приобретенном храме и не было средств на это, я обошел всех людей, которые потенциально могли бы помочь, и понял, что собрать даже малую часть суммы нереально. Как-то вечером я подошел к иконе праведного Иоанна Кронштадтского и сказал: «Видишь, отче, я обошел всех, наверное, теперь твоя очередь». Через две недели после этого пришел человек и сказал, что он хочет и будет помогать. И, действительно, без его помощи было бы невозможно сегодняшнее воссоздание красоты церкви. Он и по сей день продолжает помогать. Все мы видим, что главные импульсы становления нашего прихода – это заслуга святого праведного отца Иоанна.

Поскольку сам отец Иоанн был социально активным человеком, то и нас он побуждает становиться такими же. Хоть мы и не имеем единой социальной структуры, но социальная работа на приходе активна. Иногда понимаешь, что уже вроде бы и сил нет, но ощущаешь, что это опять отец Иоанн ставит перед тобой очередную задачу, и все решается как-то и вплетается в жизнь общины. Наверное, даже можно говорить о некоем стиле Кронштадтского батюшки, который прослеживается во всех Иоанновских приходах. Я не знаю ни одного такого прихода, который бы не занимался социальной, благотворительной и образовательной деятельностью (настоятели всех храмов святого Иоанна Кронштадтского собирались в прошлом году в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге на празднике «Прииди и виждь»). Всех своих пастырей батюшка Иоанн заставляет активно этим заниматься, при этом беря основную работу на себя. За что ему наша сыновняя благодарность!

Главные церкви Гамбурга. Церковь святой Екатерины

Hauptkirche St. Katharinen

21. Дек, 2014 0 комментариев

Текст: Галина Дрейдинк

Лицо города

Рождественские праздники – светлая пора. В долгие темные декабрьские вечера мы тянемся к свету, к радости, переполненные ожиданием чего-то доброго, теплого, душевного. Украшенные мишурой и гирляндами торговые пассажи радуют суетливым оживлением, и все же в предрождественские дни самое время обратиться к истокам этого праздника. Поэтому наш сегодняшний рассказ — об одной из гамбургских церквей – St. Katharinen Kirche.

Войдя под ее своды, удивляешься, как светла, торжественна и в то же время проста и уютна эта церковь – одна из самых старых в нашем городе. Нас радушно встречает Вадим Дукарт, который уже 12 лет работает здесь «кюстером», то есть, смотрителем церковных помещений, и знает об этом храме все. С его помощью и, кстати, по его инициативе состоялось наше знакомство с этим уникальным памятником средневековой архитектуры с удивительной судьбой.

Евангелическая церковь святой Екатерины – одна из пяти главных в нашем городе. Она стоит недалеко от порта, напротив складского комплекса Speicherstadt. Первое здание церкви упоминается в исторических документах еще в 1256 году. Впоследствии, примерно в 1450 году, было закончено строительство нового здания, которое, несмотря на многократные перестройки и обновления, и сейчас поражает своим величием и элегантностью.

Церковь стоит на песчаном острове Grimm. Грунтовые воды в этом месте расположены на глубине примерно 3,5 метра. Чтобы такая монументальная кирпичная конструкция была устойчивой, в основание фундамента заложили 1100 стволов лиственницы, древесина которой практически не подвержена гниению. Стволы в прямом смысле слова «плавают» в грунтовых водах. Поверх них уложены гранитные валуны, засыпанные песком и гравием. Вадим отмечает: «Наша церковь как будто плывет, как корабль. Иногда изменение уровня воды в Эльбе можно почувствовать уже по тому, как открываются двери. Вообще это очень символично, ведь наша церковь была построена для моряков и кораблестроителей».

До начала строительства комплекса складских помещений Speicherstadt церковь святой Екатерины была религиозным центром для жителей островов Grimm, Cremon, Brook, Wandrahm и Kehrwieder. Назвали ее в честь святой Екатерины Александрийской, жившей в третьем-четвертом веках нашей эры. Она была не только хороша собой, но еще умна и бесстрашна.

Римский император Максимин пожелал взять ее в жены, но взамен она должна была отказаться от христианской веры. 18-летняя Екатерина настояла на открытой дискуссии о религии с лучшими философами Александрии, в результате которой все 50 ученых мужей приняли крещение, а император приказал распять Екатерину на колесе и четвертовать. Согласно легенде, удар молнии разбил колесо, не причинив смелой красавице никакого вреда. Но в итоге она все же приняла мученическую смерть через отсечение головы. Поэтому в многочисленных изображениях этой святой часто присутствуют колесо и корона. Вадим показал нам две статуи Екатерины в самом храме (обе сделаны в XV веке). Кроме того, есть ее скульптурное изображение XVII века на южной стороне колокольни.

Архитектурное обличье храма за восемь веков, конечно же, изменилось. В результате сильного наводнения 14 февраля 1648 года разрушилась колокольня, да и здание самой церкви потеряло устойчивость. Однако с помощью специальных анкерных болтов – крепежных приспособлений в форме якоря – удалось укрепить стены и сохранить целость здания. По рассказам Вадима Дукарта, некоторые из этих болтов XVII века, найденные во время реконструкции 2007-2012 годов, оказались настолько прочными, что до сих пор в состоянии удерживать многовековые стены. Необходимо упомянуть, что в основании колокольни находится самая древняя кирпичная кладка во всем Гамбурге, ставшая в XIII веке несущей конструкцией для 116-метровой башни.

В 1657 году она была отстроена заново, верхнюю часть оформил в стиле барокко известный архитектор того времени Петер Мангард.

Отделанную медью ярусную башню венчает остроконечный «шлем», на котором гордо сияет корона святой Екатерины. Согласно преданию, эта корона была отлита из золота, когда-то принадлежавшего легендарному пирату Клаусу Штёртебекеру, казненному, кстати, неподалеку от церкви, на острове Grasbrook. После нескольких реконструкций в XVII и XVIII веках фасад обрел яркие черты барокко, что гармонирует по стилистике с легкостью и элегантностью колокольни.

Роскошное внутреннее убранство храма — мраморный резной алтарь, великолепные картины и скульптуры, богато украшенные надгробья – было прямым следствием экономического расцвета Гамбурга в те годы. Значительные повреждения внутренних помещений церкви относятся к так называемому «французскому времени». Зимой 1813 года, после поражения под Лейпцигом, многочисленные войска Наполеона заполонили город. Три церкви – St. Katharinen, St. Petri и St. Jacobi – были превращены в конюшни. Спустя год, после отвода наполеоновских войск, храм оказался почти полностью разграблен. Могилы разрушены, алтарь поврежден, церковная утварь растащена или пришла в негодность. Церковь была полна нечистот. Но восстановление и реконструкция были еще не самыми тяжелыми испытаниями для церковной общины святой Екатерины.

Гораздо больней для церкви оказалась потеря почти 20 тысяч прихожан. Рассказывая о прошлом, Вадим Дукарт отметил, что в 1880 году в связи с началом строительства складского комплекса Speicherstadt всех жителей района переселили в другие концы города, и церковь осталась практически без прихожан. Конечно, церковная жизнь не умерла, и богослужения продолжались, но общину тех времен назвать многочисленной было уже нельзя.

Но самой большой трагедией в судьбе St. Katharinen стали бомбежки 1943 года. Одна из зажигательных бомб попала прямо в колокольню. Башня была полностью разрушена, в пожаре сгорели все шедевры сакрального искусства, украшавшие внутренние помещения храма, роскошный средневековый орган. Чудо, что главный остов церкви устоял, что многовековые стены выдержали взрывы бомб. И хотя разрушения были колоссальные, церковный совет принял решение сделать все, чтобы возродить храм.

Ради этого продали близлежащие земельные участки, много веков принадлежавшие церковной общине. Восстановительные работы под руководством архитекторов Бернхарда Хоппа и Рудольфа Эгера длились до 1956 года. Здание церкви, внутренние своды и купол башни восстановили в первоначальном виде, заново сделали алтарь. К сожалению, реконструкцию органа из-за нехватки средств провели не лучшим образом.

Сегодня в убранстве церкви святой Екатерины соседствуют раритеты былых времен и современные произведения сакрального искусства. Чудом сохранились две надгробные плиты XVII века с эпитафиями, свидетельствующими, что здесь, в стенах церкви, были многочисленные захоронения прихожан. По счастливой случайности две алтарные картины «Распятие Христа» и «Снятие тела Христа», относящиеся к позднему Средневековью, были еще в 1899 году переданы для выставочных целей музею Hamburger Kunsthalle и тем самым спасены от пожара. Теперь они занимают достойное место в убранстве церкви.

Входя в храм, невозможно не обратить внимания на орган. На нем неоднократно играл И.-С. Бах и называл его самым лучшим на севере Германии. У этого инструмента удивительная история, которую мы расскажем подробнее в следующем номере нашего журнала, но услышать его звучание можно уже сейчас, посетив церковь в предрождественскую пору.

О событиях последних лет, о глобальной реконструкции 2007-2012 годов, которая прошла при его непосредственном участии, Вадим Дукарт пообещал рассказать при следующей встрече. В январском выпуске мы продолжим экскурсию в сегодняшний день церкви святой Екатерины. Мы прощаемся с церковью святой Екатерины. Вдруг солнечный луч пробился через витражное окно, и белоснежные стены церкви заиграли разными цветами. «Это окно Славы (Gloriafenster), – пояснил Вадим, – у нас еще есть Крещенское окно (Tauffenster) и Рождественское окно. Эти витражи сделаны в 1957 году и стали не только нарядным убранством, но и символом возрождения церкви».