Церкви в Феодосии

Храмы Феодосии

Храм иконы Иверской Божьей Матери

В старом районе Феодосии, прямо у стен Генуэзской крепости, расположился один из интереснейших древних памятников Крыма – феодосийский Иверский храм.

Своим архитектурным обликом он схож с армянскими церквями: квадратное здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Принято считать, что он возведен в XIV веке, но некоторые ученые предполагают более раннее его возникновение. Сложенный из дикого камня, без всякой отделки снаружи, с гладкими стенами и небольшим куполом, храм выглядит скромно, не отвлекая прихожан своим убранством от главной цели их визита сюда. Но в этой строгости таится какая-то притягательная сила, которая не позволяет пройти мимо подворья, утопающего в цветах.

Храм был расписан удивительными фресками, отдельные фрагменты которых сохранились до наших дней. Выдающийся русский искусствовед Игорь Грабарь, побывав в храме, предположил, что фрески эти могли принадлежать великому Феофану Греку.

С Иверским храмом связано еще одно историческое событие. Осенью 1474 года в Кафу (так прежде называлась Феодосия) из далекой Индии прибыл путешественник Афанасий Никитин. Первое, что он увидел на берегу, был этот храм. Поскольку отважному путешественнику пришлось долгое время жить среди «инородцев», то он с радостью помолился в храме, благодаря Всевышнего за удачное возвращение из опасного плавания.

Координаты: 45.02248400,35.40165600

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины, основанный в 1892 году, построен в архитектурных традициях XVII века и является ярким примером русского культового зодчества.

Фасад церкви стоит на высокой платформе и имеет форму греческого креста. Стены здания по углам разделены колоннами, щедро отделанными лепными деталями и рельефными изображениями. Главный вход в храм обрамлен портиком, над ним оборудована нарядная звонница, украшенная невысокими фигурными колоннами. Храм увенчан узорными кокошниками и пятью куполами, усыпанными звездами. Центральный позолоченный купол имеет пирамидальную форму и включает в себя стрельчатые окна с резными узорами. Свет также проникает через высокие стенные окна прямоугольной формы.

В 2002 году был начат капитальный ремонт церкви, в этот период был достроен целый комплекс, включающий воскресную школу, гостиницу и библиотеку. Храм Святой Екатерины выглядит торжественно и празднично снаружи и славится своим роскошным интерьером, он является одной из значимых достопримечательностей Феодосии.

Координаты: 45.05864200,35.38886700

Храм Сурб Саркис

Храм Сурб Саркис – древнейший армянский храм Феодосии, тесно связанный с историей жизни великого мариниста И.К.Айвазовского.

Построеннный в 1330 г. в традиционном армянском стиле, храм изобилуют древними вмурованными хачкарами (каменными крестами со сложными орнаментами). Входом на территорию храма служил отдельно стоящий портал, который во время реконструкции 1888 г. переделали под колокольню. У входа в храм, по обеим сторонам дверей — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой — сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея.

Посетив этот старинный храм, можно одномоментно проследить всю историю жизни И.К.Айвазовского. В этом храме художник был крещен при рождении в 1817 году – до сих пор сохранилась мраморная купель того времени. Здесь в 1848 году он венчался со своей первой женой Ю.Я.Гревс. Здесь же, выполняя последнюю волю, его отпевали и похоронили на территории храма. На могиле художника возвышается памятник-саркофаг из цельного куска белого мрамора. Надпись на армянском языке гласит: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» — удивительные по точности и весомости слова.

Сегодня храм принадлежит армянской общине Феодосии и является действующим.

Координаты: 45.02200600,35.39003700

Феодосийское Благочиние

Официальный сайт Феодосийского Благочиния Феодосийской Епархии

ДОРОГИЕ ВО ХРИСТЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ! МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕМ САЙТЕ!

В канун праздника Святой Троицы Митрополит Платон совершил всенощное бдение в Соборе Иоанна Предтечи

6 июня 2020 года, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), Высокопреосвященнейший Платон,Митрополит Феодосийский и Керченский совершил всенощное бдение в кафедральном Соборе Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Владыке Митрополиту сослужили:протоиерей В.Винничук, ключарь Собора и клирики:свящ.И.Копылов,свящ.А.Дыгало,свящ.М.Сырбу, диак. П.Хазиев и диак.А.Беспоместных. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Собора Иоанна Предтечи под управлением Ю.Н.Зиновьевой, заслуженного работника культуры Республики Крым The post В канун праздника Святой…

О духовной жизни А.С. Пушкина

Сегодня среди думающей молодежи бытует мнение, что «престижно» быть эрудированным, знающим. И тут без А.С. Пушкина не обойтись. Уместно напомнить молодым слова драматурга А.Н. Островского о Пушкине: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть». Беда в том, что школьная программа советского и постсоветского пространства так и не смогла помочь молодым узнать «настоящего» Пушкина.…

Митрополит Платон совершил Пасхальные богослужения

В ночь с 18 на 19 апреля 2020 года в кафедральном соборе святого Иоанна Предтечи в Керчи Высокопреосвященнейший Митрополит Феодосийский и Керченский Платон совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Митрополиту сослужили: протоиерей Владимир Винничук, и.о.ключаря собора святого Иоанна Предтечи, духовенство собора. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Собора Иоанна Предтечи под…

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств. Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует…

Рекомендации РОСПОТРЕБНАДЗОРА по приобретению продуктов ко дню Святой Пасхи

Источник : http://82.rospotrebnadzor.ru/directions/nadzor/148314/ Правила приобретения продуктов к Пасхе Пасха – это один из самых светлых праздников в христианской традиции! Пасхальная трапеза, первая после окончания Великого поста, всегда является пышной и праздничной. На столе в этот день неизменно присутствуют кулич, творожная пасха и яйца. При покупке продуктов к пасхальному столу, предлагаем Вам ознакомиться с рядом рекомендаций по выбору безопасных продуктов, а…

Распоряжение по Епархии №81/4-20 от 16 апреля 2020 года

В дополнение к распоряжению №74/4-20 от 5.04.2020 года, по причине действия ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусной инфекцией COVID-19 , и по просьбе органов государственной власти, благословляю во всех храмах вверенной мне Епархии в Великую Субботу (18 апреля) и день Святой Пасхи (19 апреля ) освящение куличей и приношений проводить дежурным священником на прихрамовой территории непрерывно, во избежание скопления верующих.…

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Митрополита Платона

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Платона, Митрополита Феодосийского и Керченского боголюбивым пастырям, монашествующим в всем верным чадам Феодосийской Епархии Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь. (Ин.11,25) Боголюбивые отцы, братья и сестры – Христос Воскресе! Снова Пасха наступила, радость и надежда всем. «Днесь всяка тварь веселится и радуется» — поет Святая Церковь в эти святые дни. Сквозь мглу бед…

Читайте также  Вопросы и отзывы о Пьяченце

Пасхальное послание Предстоятеля

Пасхальное послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Христос Воскресе! Этими вечно живыми и дорогими сердцу словами поздравляю всех Вас: боголюбивые Архипастыри и пастыри, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, — верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, — со светлым Праздником Преславного…

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО ФЕОДОСИЙСКОЙ ЕПАРХИИ №74/4-20

На период действия ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусной инфекцией COVID-19 ,по согласованию с администрациями городов Феодосийской Епархии, благословляю во всех храмах вверенной мне Епархии призвать прихожан временно не посещать богослужения, за исключением Божественных Литургий на прихрамовой территории (вне храма) в дни празднования Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господнего в Иерусалим (12 апреля), Великого Четверга (16 апреля), Великой Субботы (18…

Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам (видео)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей —…

Иверский храм в Феодосии

Расположенный в Феодосии храм Иверской иконы Божией Матери изначально служил в качестве армянской церкви Иоанна Предтечи (Крестителя). Построенное во времена позднего Средневековья сооружение оказалось заброшено в XVIII веке. В 1875 году его отреставрировали и переосвятили в честь Иверской иконы. Внутри сохранились фрагменты фресок, автором которых считается Феофан Грек.

В настоящее время в стенах церкви хранятся две святыни: Чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицами его мощей и Касперовская икона Божией Матери.

История

Первые массовые поселения армян на крымском полуострове появились в X–XI веках. Уже к началу XV столетия представители этого народа составляли большую часть населения южного побережья. В Кафе их было почти 70%. Армяне побогаче строили себе дома в центре города, а только прибывшие и менее обеспеченные находили пристанище за пределами городских стен. В итоге у восточной части Генуэзской крепости сформировалась целая коммуна. Чтобы защитить общину от нежелательных вторжений, ее обнесли стеной. Сформировавшийся район стали называть «армянской крепостью» (Айоц берд).

В Айоц берд находилось по меньшей мере пять церквей. Четыре из них стоят по сей день. Фрагменты еще одной археологи нашли в 1981-м году.

В 1778–1779 годах Екатерина II повелела переселить армян к низовьям Дона. Правда спустя пять лет Крым вошел в состав Российской империи, благодаря чему некоторые армяне вернулись обратно. Однако численность проживающих в колонии так и не вышла на прежний уровень. К тому же власти приняли решение заселить Феодосию русскими. Район Айоц берд постепенно пришел в упадок. Последние несколько десятков армян покинули его в середине XIX века. В это время в их крепости организовали санитарно-защитную зону для экипажей судов, прибывавших из стран, где бушевала эпидемия чумы. Отсидеть 40 дней на карантине в «армянской крепости» обязывались еще и крымские мусульмане, совершавшие паломничество в Мекку. Так, за Айоц берд закрепилось новое название — «Карантин».

С 1875 года церковь Иоанна Крестителя вышла из-под управления Эчмиадзинского монастыря. Ее освятили вновь, но уже в качестве православного храма.

Советская власть отличалась нетерпимостью к религии. Поэтому в течение нескольких десятилетий Иверская церковь в Феодосии не действовала. Сначала там организовали склад, а в период сталинских репрессий и вовсе проводили массовые расстрелы. Фрески, приписываемые Феофану Греку, были испорчены, а скульптуры — украдены или просто уничтожены.

В 1990-х Иверский храм в Феодосии реконструировали и передали в ведение православной церкви.

Сегодня внешний облик постройки несколько отличается от исходного. Квадратной формы здание венчает купол на восьмигранном барабане с окнами-бойницами. Пристрой к главному входу — более позднее дополнение.

Рядом со входом можно заметить руины старого армянского кладбища: каменные стелы с вырезанными крестами, а также несколько надгробий.

Фрески сохранились лишь фрагментами. Изображения Иоанна Предтечи и Георгия Просветителя не дошли до нашего времени. Зато уцелели изображения лика Господа под куполом и окруженного апостолами Спасителя в алтарной части.

Пасха и другие православные праздники в Иверском храме в Феодосии проводятся ежегодно.

Как добраться до храма Иверской иконы Божией Матери

Иверская церковь в Феодосии расположена всего в паре минут ходьбы от Генуэзской крепости. Еще один ориентир — Горбольница № 1.

Ближайшая остановка «Городская больница» находится всего в 300 метрах. Через нее следуют маршрутные такси № 1, 14 и 15. От остановочного пункта необходимо выйти на улицу Портовая и затем пройти несколько сотен метров в сторону моря до храма.

Передвигаясь на автомобиле или пешком, на улицу Портовая можно попасть через улицы Горького или Старокарантинную.

Еще один вариант — вызвать такси (например, через службы Фео или Десяточка).

Расписание храма Иверской иконы Божией Матери следует искать на специализированных порталах. Собственный сайт у церкви отсутствует.

Иверский храм в Феодосии на Яндекс-панораме:

Церковь Иверской иконы Божией Матери и Генуэзская крепость на видео

Введенская церковь, Феодосия

Один из самых древних греческих храмов Феодосии, построенного в средние века — храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Точную дату возведения храма историки точно определить не могут, но существует гипотеза, что впервые Введенский храм открыл свои двери на рубеже VIII-IX веков. Известно, что изначально церковь была подобна храму Святого Димитрия что на Карантине, поскольку все древнегреческие храмы в Феодосии похожи между собой. Владела церковью греческая община города. Старожилы помнят, что службу в церкви проводили как на греческом, так и на русском языке. Церковь расположена на Красноармейской улице, которая ранее называлась Дворянской. Известно, что на этой улице жили работники феодосийской табачной фабрики, а главная достопримечательность Красноармейской — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Оформлена она в традиционном греческом стиле с характерными синими куполами.

Введенский храм был освящен в честь одного из главных событий в истории христианства — введения во храм Пресвятой Богородицы (святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом). В январе 1800 года Феодосийская консистория перестала существовать. В 1919 году Феодосийская кафедра была возобновлена.

В 1825 году церковь поменяла облик – была построена колокольня из белого камня, а в 1854 году сделана большая пристройка. Внутри храм был оформлен изящной резьбой по камню и фресками. С северной стороны церкви на расстоянии 4-х метров, против жертвенника в стене, был расположен колодец с чистой водой, впоследствии вошедший в алтарную часть храма. Купол был украшен цветным стеклом. Иконостас в византийском стиле устроен был еще в 1776 году, но в 1882 году уступлен тюремной церкви и заменен новым. Над царскими вратами — сияние, вокруг которого наложена деревянными греческими буквами надпись: «Со страхом Божьим и верою и любовью приступите». В 1885 году храм насчитывал 1259 прихожан.

Читайте также  Античный город Сегеста

Церковь имела жилые дома (во дворе стоял дом священника), торговые помещения, землю, сад, лесную дачу «Бакаташ» недалеко от Старого Крыма. При храме, также, имелась начальная школа, над входом которой красовалась надпись: «Элинико сколио» (греческая школа). Школа была построена в 1891 году меценатами Мануилом и Скирагдой Грамматиковыми и изначально была одноклассной, а затем — четырехклассной. С 1888 года к церкви была приписана часовня во имя святого пророка Ильи в 2 – х километрах, на мысе Ильи. Греки оставались основными прихожанами церкви и в первой половине XX века, служба здесь велась на церковнославянском и греческом языках.

На сохранении в Введенском храме находилось немало драгоценных реликвий, в частности, греческое Евангелие 1766 года, украшенное серебром в малиновом переплете, а еще кадило из серебра, на котором был изображен Спаситель с двенадцатью апостолами по кругу. На кадиле была надпись на греческом языке, из которой следовало, что кадило является даром ключаря Федора Толкадзиса, который он сделал 10 октября 1300 года. В церкви хранилось блюдо из серебра с изображением Преображения Господня. На блюде имелась надпись, что оно является собственностью храма Преображения Господня и Святой Варвары в городе Кафе, и является пожертвованием полковника Спиридана, которое он сделал 5 июля 1700 года. К сожалению, сегодня никто не знает местонахождении и сохранности этих удивительных и бесценных церковных вещей, они были утрачены после революции.

Введенскую церковь закрыли в 1937 году. Перед закрытием храма в нём служил священномученик Варфоломей. Члены местной греческой церковной общины были расстреляны по обвинению в «шпионской контрреволюционной деятельности». Варфоломея расстреляли в стенах НКВД в феврале 1938 года. Спустя годы Священномученник Варфоломей был канонизирован. Сегодня Русская православная Церковь отмечает его память 10 декабря. После всех этих бед и ужасов церковь существенно пострадала. Колокольня была разрушена, купол снесен, фрески закрашены, сбита изящная резьба по камню. Церковь была обезображена. В те страшные для нашей страны годы там разместился гимнастический зал с комнатой для тренера и раздевалками для спортсменов.

Церковь возобновила служение и была возвращена верующим только в 1993 году. Храм сразу стали восстанавливать. Прихожане сами мыли полы, белили стены и своды, устанавливали временный иконостас – ведь часть храма все еще оставалась спортивным залом. Заново были отстроены колокольня и купол. Реконструкция велась практически «в слепую», потому как не сохранилось никаких чертежей или фотографий первоначального вида храма. Сложно было точно установить и воспроизвести ни его первоначальных форм, ни внутреннего убранства. 4 декабря 1993 года в Введенском храме Феодосии состоялась первая служба. Восстановительные работы на этом историческом памятнике Феодосии ведутся по сей день, но воскресная школа при храме работает.

Церкви & Храмы Феодосии

Справочник

Культура 71

  • Все
  • Достопримечательности (26)
  • Интересные места (26)
  • Музеи (7)
  • Памятники (3)
  • Парки (1)
  • Церкви & Храмы (8)

Церкви & Храмы Феодосии

Показано: 1-8; Найдено по запросу: 8 Страница: 1;

Церковь Иоанна Богослова

Феодосия, ул. Водосточная

Церковь Иоанна Богослова, относящаяся к строениям Генуэзской крепости (Карантин) в Феодосии, по существующим данным была сооружена в ХIV-ХV веках. Храм является армянским культовым строением и создан в духе аналогичных церквей на территории Армении и Крыма. Церковь Иоанна Богослова не отличается значительным количеством декоративных элементов –

Церковь Церковь Св. Сергия (Сурб Саркис)

Тип: Церковь

Феодосия, пер. Айвазовского

Храм Святого Саркиса – одно из немногих сохранившихся и действующих в Крыму средневековых культовых сооружений, его постройка датируется 1363 годом, но существуют предположения, что это один из древнейших армянских храмов Феодосии, сооруженный в Х — ХI веках, еще до появления в Крыму генуэзцев. Архитектура храма отличается простотой и легкостью, она сохраняет

Церковь Иверской Божией Матери

Церковь Иверской Божией Матери — Этот средневековый храм своей архитектурой напоминает армянские церкви XIII-XIV веков: квадратное здание увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Точное время его постройки не известно, принято считать, что он построен в XIV веке, но скорее всего — гораздо раньше. Изначально храм был освящен

Архангельская церковь

Феодосия, ул. Армянская (Тимирязева)

Архангельская церковь построена в 1684–1689 годах в стиле русского узорочья на средства (2000 рублей), завещанные богатейшим вологодским купцом XVII века, торговым гостем Гавриилом Матвеевичем Фетиевым. Есть данные, что после завершения строительства нового храма, старый деревянный храм Архангела Гавриила был перевезен в одну из волостей Вологодского

Введенская церковь Феодосии

Феодосия, ул. Красноармейская

Введенская церковь — самый древний из известных архитектурных памятников Феодосии. Историки считают, что греческая церковь датируется VII–IХ вв.Здание Введенской церкви состоит из различных по времени сооружения частей. Наиболее древняя часть здания (зального типа) является византийской. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни,

Храм Георгия Победоносца

Феодосия, ул. Портовая

Феодосийский греческий храм Святого Георгия Победоносца – один из четырех средневековых храмов на Карантине, характерных для армянской и греческой культовой архитектуры. Помимо него здесь расположены два закрытых храма — Святого Иоанна Богослова и Дмитрия он же известен также как храм святого Стефана, есть еще и действующий храм Иверской иконы

Храм Св. Димитрия

Феодосия, ул. Корабельная

Древний греческий храм св. Димитрия невелик и не поражает богатством архитектуры, но хранит в своих стенах бесценное сокровище: фрески классической поздневизантийской иконописи. Вокруг фресок идет много споров. Одно из мнений говорит о том, что фрески принадлежат руке преподобного Феофана Грека. Исторические источники утверждают, что Феофан работал

Церковь Всех скорбящих радость

Феодосия, с. Насыпное

Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» в Насыпном построена в 1830 г. на средства владельца этих мест отставного генерал-майора Захария Бекорюкова. Согласно легенде, храм был построен на месте более древних, не сохранившихся храмов: греческой часовни Иоанна Крестителя IV-VI вв. и армянской церкви святого Георгия XV-XVII вв.

Церкви Феодосии это не только место, где можно попросить прощения за допущенные по жизни оплошности. Так уж исторически сложилось по всей округе, и наш город не стал исключением из этого правила, что храмы Феодосии строились в наиболее спокойных местах с энергетической точки зрения. Как бы сильно не трепала вас жизнь, какие бы эмоции вы не испытывали, но если посетить церковь Феодосия, расположенную в центральной, самой древней его части то можно ощутить некоторое внутреннее спокойствие, которое собралось здесь за время всего ее многолетнего существования.

Ко всему прочему не стоит также забывать, что церковь и культура Феодосия это неотъемлемая часть его души. От количества таких заведений в будущем будет зависеть и сам настрой местного населения. Поверьте, набожные люди куда спокойней реагируют на неприятности судьбы. Узнать, где найти ближайшую церковь вам поможет справочник Заведений Феодосия . Здесь вы найдете не только их перечень, но и информацию как к ним можно быстро добраться. Ну а если вы предпочитаете современные способы поиска информации, то можете просто посетить городской сайт по Феодосии и его достопримечательным местам. Как видите, успокоение вашей души зависит исключительно от вашего желания.

Читайте также  Церковь Св. Евгении
Феодосия

Городской портал Феодосии (сайт Феодосия) — новоти компаний, афиша, справочник предприятий, карта Феодосии, погода, скидки, акции, карта пробок!

Вся жизнь города Феодосия в одном месте!

На сайте Феодосии Вы можете добавить компанию в справочник, добавить событие в афишу, разместить новость от компании. Делитесь новостями и будьте в курсе всех событий!

Казанский собор (Феодосия)

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия, кафедральный собор Феодосийско-Керченской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Содержание

История

Строительство собора

Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря, и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря. 24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек».

Рядом с дачей жители города выделили в 1892 году участок земли, где должны были построить храм в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. Церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

26 июля 1890 года из Топловской обители в Феодосию был проведён крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, что впоследствии стало ежегодной традицией. Традиция осуществления крестных ходов была утрачена в советский период.

В 1907 году деревянная церковь Топловской обители была разобрана, а вместо неё было начато строительство каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство велось по проекту архитектора Г. Л. Кейля из Феодосии, собор выдержан в традициях русско-византийского стиля. Собор был освящён в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

Собор в годы советской власти

После начала Гражданской войны весь Топловский монастырь с подворьем, храмами и прочими строениями оказался разграблен в 1919 году, а многие его святыни оказались утрачены. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.

На протяжении 1950—1960-х гг. по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиереи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.

Современное состояние

В 2004 году по инициативе игумении Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.

С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.

В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, запланировано вымащивание внутренней территории плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Описание

Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон.

Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона.

Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.

Святые

Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров)

Престольные праздники

Казанской иконы Богородицы — 21 июля, 4 ноября