Церкви в Чебоксарах

Чебоксары (храмы)

Содержание

Введенский кафедральный собор (Чебоксары)

Введенский кафедральный собор — четырехпрестольный. Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.

Левый придел имеет два алтаря:

1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;

2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.

Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).

Адрес: 428018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 21

Покровско-Татианинский собор

Покро́вско-Татиа́нинский собо́р (чуваш. Пукрав-Татиана соборĕ) — православный собор в Чебоксарах.

Заложен в 2001 году во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чувашию.

При открытии получил статус собора.

Освящён 16—17 сентября 2006 года.

Адрес: 428000, г.Чебоксары, ул.М.Павлова, 17

Храм святого Иоанна Кронштадтского (Чебоксары)

В 1990 – 1993 годах восстановлена как церковь под общим руководством протоиерея Григория Тимофеевича Медведева силами и средствами прихода.

Первоначально освящён престол в нижнем цокольном этаже в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших» в 1990 году.

А в 1993 году престол в честь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

Адрес: 428010, г. Чебоксары, ул. 2-ая К.Слобода, 28а

Храм Воскресения Христова (Чебоксары)

Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758 г.

Церковь трехпрестольная, поэтому свои престольные праздники она отмечает три раза в год: 26 сентября (н.ст.) – в день Обновления Иерусалимского храма, 12 февраля (н.ст.) — в день памяти трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и 21 августа (н.ст.) — в день памяти прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Адрес: г. Чебоксары, ул. Калинина,1

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Чебоксары)

24 июня 1996 года в Юго-Западном районе города Чебоксары — столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибщих» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».

Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 99

Собор Архангела Михаила (Чебоксары)

Церковь Св. Архангела Михаила построена в 1702 году на средства прихожан.

В 1758 году также на средства прихожан был построен придел Параскевы Пятницы и колокольня. Таким образом в составе архитектурного комплекса было три здания: холодная (летняя) церковь Михаила Архангела, теплая (зимняя) Параскевы Пятницы и колокольня.

До революции в церкви хранилась местная реликвия — Тихвинская икона Божией Матери, представляющая историческую и художественную ценность. Однако в советское время она безвозвратно исчезла, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

В советское время церковь была закрыта (1927), зимний храм и изящная колокольня утрачены (1930-е годы), а в уцелевшем здании долгие годы располагался государственный архив (один из фондов Национальной библиотеки Чувашии).

В 1993 году состоялась передача храма Чебоксарско-Чувашской епархии.

Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. Бондарева, 12

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Чебоксары)

Церковь Успения Божией Матери – один из уникальных архитектурных памятников города Чебоксары, ценный образец русского провинциального зодчества середины XVIII века и важная архитектурная доминанта старого города.

Построена она в 1763 году на центральной торговой площади города рядом с несохранившимся ныне зданием магистра(по существовавшему преданию храм воздвигнут на средства купца Дряблова).Единственная в Чебоксарах двухэтажная церковь стала самой монументальной культовой постройкой города, превосходившей по своим размерам даже Введенский собор.

Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1в

Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары)

4 июня 1996 года в Новоюжном районе города Чебоксары — столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».

Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.

Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4

Храм Рождества Христова (Чебоксары)

24 июня 1999 года храм был заложен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 24 июня 1999 года на площади Республики, накануне празднования 2000-летия Рождества Христова.

24 июня 2000 года Высокопреосвященный Варнава совершил благодарственный молебен по случаю окончания строительства.

30 декабря 2000 года Архиепископ Варнава освятил престол храма в честь Пресветлого Рождества Христа Спасителя.

Со дня освящения и до 2009 года церковь Рождества Христова была приписана Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю.

С 2009 года храм получил статус епархиального.

С сентября 2015 года — приходской храм.

Адрес: 428000, г. Чебоксары, пл. Республики

Храмы, соборы, церкви в Чебоксарах

Храмы, соборы, церкви в Чебоксарах: где провести время?

Orghost собрал 20 предложений для времяпрепровождения в культурных местах в Чебоксарах для тех, кто составляет культурную программу или хочет посетить интересные места. В каталоге храмы, соборы, церкви, которые стоит посетить жителям и гостям нашего города. Здесь вы найдете информацию:

  • название заведения;
  • направление деятельности;
  • контактные данные, адрес, схема проезда;
  • время работы.

Orghost поможет найти интересное или необычное место на Константина Иванова, Мичмана Павлова, Гражданской в Чебоксарах для туристов и жителей города.

Инструкции, руководства, описания и схемы на EMANUALS.RU

Храмы, соборы, церкви

Найти храмы, соборы, церкви в Чебоксарах: список в каталоге 20 предприятий с контактами и рейтингом

Районы

Смотрите также

+78007770303 +78352457272. Совхозная, 15

+78352323232, Афанасьева, 8, 206 офис

+78352674113 +78352226293, Текстильщиков, 8, 217 офис; 2 этаж

+79030663662, Мате Залка, 13

+78352287655 +78352288585. Мира проспект, 90 к2

+78352509009, Кувшинский переулок, 24а

Релевантные новости

В Японии буддийский монах подал в суд на монастырь, в котором служит, из-за переработок. Об этом сообщает Channel News Asia. Мужчина требует у одного из храмов на горе Коя-сан недалеко от города Осака компенсацию в размере 78 тысяч долларов. Его заставляли работать в кафе для туристов на протяжении двух месяцев без выходных, его другие обязанности.

  • Мир
  • Общество

18 мая 2018, 09:07

Синод Вселенского патриархата на очередной сессии рассмотрел прошение Петра Порошенко о создании на Украине автокефалии православной церкви. Об этом говорится в коммюнике, размещенном на портале патриархата. «Как истинная материнская церковь, Вселенский патриархат изучил вопросы, относящиеся к ситуации на Украине. Получив от церковных и гражданских.

  • Бывший СССР
  • Украина

23 апреля 2018, 02:58

Президент Украины Петр Порошенко обратится к Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом об издании Томоса об автокефалии православной церкви на Украине. Об этом сообщает «Украинская правда». «Я как президент принял решение обратиться к Вселенскому патриарху, к его всесвятости с просьбой предоставить Томас украинской независимой, точнее, поместной.

  • Бывший СССР
  • Украина

17 апреля 2018, 23:36

  • Чебоксары
  • Культурные места
  • Храмы, соборы, церкви

Зарегистрироваться на портале и управлять всеми данными самостоятельно ( рекомендуется! ):

или добавить без регистрации, воспользовавшись помощью менеджера:

Церкви в Чебоксарах

Ныне существующая кирпичная, Церковь в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших — двупрестольная. Главный Престол в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, освящен Архиерейским чином 6 ноября 2000 года — Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой. Престол в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, освящен Архиерейским чином Митрополитом Варнавой 17 июня 2002 года. Деревянная Церковь, действовшая ранее существующей кирпичной Церкви, — находилась сначала в г. Новочебоксарск, в Храме Св. Равноапостольного Кн. Владимира, а в 1996 году была разобрана, перевезена и собрана в городе Чебоксары. Она служила Приходским Храмом в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, до постройки и освящения кирпичной Церкви.

Читайте также  Храм Посейдона на мысе Сунион

Приход Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, города Чебоксары, образован 10 июля 1996 года, когда на Приходском собрании был принят Устав Прихода Церкви, а 11 июля 1996 года Устав был утвержден Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией, Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

В Министерстве юстиции Чувашской республики Устав Прихода Церкви зарегистрирован 12 июля 1996 года. В связи с принятием 9 апреля 1998 года, Священным Синодом Русской Православной Церкви Единого Устава Приходов, была произведена перерегистрация Устава Прихода Церкви 27 октября 1999 года.

Настоятелем Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших с первого дня образования Прихода Церкви является Митрополит Варнава.

Закладной камень под основание Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II, в свой первый приезд, в истории Епархии — 25 июня 1996 года, в 15 часов зо минут, в сослужении Управляющего Чебоксарско Чувашской Епархии Митрополита Варнавы, Архиепископа Солнечногорского Сергия, Архиепископа Казанского Анастасия, Епископа Ульяновского Прокла, Епископа Йошкар-Олинского Иоанна, священнослужителей сопровождающих Святейшего Патриарха, многочисленных священнослужителей Чебоксарско Чувашской Епархии, в присутствии Президента Чувашской Республики Федорова Николая Васильевича, Руководителя Администрации Президента Чувашской Республики, Главы администрации г. Чебоксары, многочисленных прихожан и жителей города Чебоксары и Чувашской Республики.

В закладной камень под основание Церкви была заложена металлическая капсула с грамотой следующего содержания:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася сия Церковь в честь и память Иконы Божией Матери именуемыя Взыскание Погибших, при Патриархе Московском и всея Руси АЛЕКСИЕ II, при святительстве преосвященнейшего Варнавы, Митрополита Чебоксарского и Чувашского, при Президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове в лето от сотворения мира 7504, от рождества же по плоти Бога Слова 1996 июня 25.»

Грамота была подписана Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II, Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией, Митрополитом Варнавой, Президентом Чувашской Республики Федоровым Н.В.

Проект Церкви был разработан архитекторами города Чебоксары под руководством Цыпленкова Владимира Васильевича.

4 января 1997 года Протоиереем Геннадием Антоновым, была освящена деревянная Церковь и начато Богослужение в Приходе в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших.

Строительство кирпичной Церкви начато в декабре 1996 года, когда был выкопан котлован и вбито в землю 198 железобетонных свай.

6 ноября 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, в год 1000-летия Крещения Руси, Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, освятил главный престол в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших в новой кирпичной Церкви. При освящении, в Престолы Церкви Владыкой Варнавой были вложены мощи Великомученика и Целителя Пантелеймона.

При храме действует воскресная школа с 2005 года. На протяжении всего года проходят занятия в воскресные дни. Помимо занятий проходят уроки рукоделия, совершаются различные экскурсии и походы. При воскресной школе действует библиотека. Ежегодно на Рождество и на Пасху проходят праздничные выступления для прихожан и для детей воскресной школы.

Православный молодежный клуб при храме прихода в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших начал свою деятельность в сентябре 2007 г. Среди участников клуба есть ребята как воцерковленные, так и начинающие духовную жизнь. Таким образом, происходит обмен опытом, для православной молодежи создается благоприятный круг общения. Помимо этого, клуб является местом, куда со временем могут прийти дети из воскресной школы.

  • • Дискуссионный клуб;
  • • Беседы с батюшкой;
  • • Творческий вечер;
  • • Просмотр фильмов;
  • • Паломнические поездки;
  • • Миссионерская работа в республиканской психиатрической больнице;
  • • Миссионерская работа в Кугесьской специальной (коррекционной) школе-интернате;
  • • Также организуются периодические экскурсии на художественные выставки, в музеи. Несколько раз в зимний период – катания на коньках и лыжах, а в летний — прогулки по городу, походы на природу.

На должность рядового священнослужителя церкви 31 января 1997 был назначен иерей Георгий Павлович Орлов, впоследствии 19 декабря 1997 года он был освобожден от занимаемой должности и переведен на другой приход.

Вторым священником 3 января 1997 года, после рукоположения, был назначен иерей Николай Иванович Ефремов, который служил по 18 ноября 1999 года.

Диаконом 28 марта 1997 года был назначен иеродиакон Вадим (Смирнов Валерий Иванович), который образцово нес свое послушание. Затем, после подачи прошения о рукоположении его в сан иеромонаха, 25 марта 2002 года был переведен на другой Приход.

19 декабря 1997 года на должность рядового священнослужителя Церкви был назначен вновь рукоположенный иерей Вячеслав Анатольевич Петров, который 1 марта 2002 года был назначен настоятелем Церкви в д. Шатракасы Моргаушского района.

Иеромонах Венедикт (Раков Виктор Владимирович) 23 ноября 1999 года был назначен рядовым священнослужителем, а 9 октября 2000 года освобожден и назначен рядовым священнослужителем в Церковь Преподобного Серафима Саровского г. Шумерля.

Иеромонах Виталий (Гришин Виктор Александрович) указом Митрополита Варнавы N262 от 12 сентября 2000 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших. 15 июля 2009 года по благославлению митрополита Варнавы убыл на Святую Гору Афон, так как является насельником Афонского монастыря Святого Великомученника и Целителя Пантелеимона.

1 февраля 2002 года на должность рядового священнослужителя Церкви указом митрополита Варнавы назначен окончивший Нижегородскую Духовную семинарию и рукоположенный иерей Сергий Маркелович Ермолаев.

19 февраля 2002 года после рукоположения на должность рядового священнослужителя и ризничного Храма назначен иерей Евгений Модестович Федоров.

25 марта 2002 года после рукоположения назначен на должность диакона Сергий Семенович Сергеев, а 14 марта 2004 года, после его рукоположения в сан иерея, назначен на должность рядового священнослужителя Церкви. 24 марта 2019 года указом митрополита Варнавы был переведен в Веденский кафедральный собор.

1 апреля 2004 года указом митрополита Варнавы N 126 на должность диакона после рукоположения назначен Федор Мефодьевич Ягушее. Указом Митрополита Варнавы N302, 13 августа 2004 года по его прошению, после рукоположения в сан иерея, он назначен настоятелем Церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Советское, Ядринского района.

Диакон Андрей Алексеевич Михайлов назначен на должность диакона указом митрополита Варнавы 31.07.2004 года.

Диакон Власов Сергий Анатольевич назначен на должность диакона указом митрополита Варнавы.

Диакон Краев Эдуард, с 07.02.2012 года назначен диаконом церкви указом митрополита Варнавы. Указом митрополита Варнавы №438 от 01.09.16 был переведен в церковь в честь иконы Божией Матери Скоропослушница.

Иерей Подшибякин Максим Петрович, рукоположен диаконом 21 июня 2016 года, после рукоположения в сан иерея 16 августа 2016 года назначен в Храм Взыскание погибших рядовым священником. Указом митрополита Варнавы №91 от 28.03.17 был переведен в Веденский кафедральный собор. 24 марта 2019 года указом митрополита Варнавы был переведен в Храм Взыскание погибших.

В настоящее время в Храме несут послушание следующие священнослужители:

  • • Протоиерей Евгений Константинович Давыдов, окончил Московскую духовную академию в 1998 году. Заведующий сектором заочного отделения епархиального центра подготовки церковных специалистов.
  • • Протоиерей Сергий Маркелович Ермолаев, закончил Нижегородскую духовную семинарию. Преподает в епархиальном центре подготовки церковных специалистов.
  • • Протоиерей Игорь Александрович Крейтор, окончил Московскую духовную академию. 10 января 2008 года Указом митрополита Варнавы №5 от 10 января 2008 года назначен рядовым священником в Храм Взыскание погибших.
  • • Иерей Подшибякин Максим Петрович. 24 марта 2019 года Указом митрополита Варнавы назначен рядовым священником в Храм Взыскание погибших.
  • • Протодиакон Власов Сергей Анатольевич, С 27.06.2005 года назначен в Храм Взыскание погибших диаконом.
Читайте также  Аквариум и зоопарк

В Церкви действуют два хора:

  • • Верхний хор. Регент хора — Марина Алексеевна Берман.
  • • Нижний хор. Регент хора — матушка Ольга Крейтор.

Церкви в Чебоксарах

Построенные церкви в Чебоксарах в XVIII веке.

В клировых ведомостях значится, что церковь Святого Архангела Михаила построена в 1702 году. В Описании города Чебоксары 1793—1797 годов указано, что церковь «во имя Архистратига Михаила с приделом Рождества Христова Богородицы» построена в 1708 году, а придел в отделении, то есть в виде особой теплой церкви с колокольней, построен в 1758 году. Обе церкви строились иждивением прихожан. Теплая церковь Пераскевы Пятницы «перестроена в 1758 году иждивением чебоксарского купца Василия Клюева». В народе ходило предание, по которому поводом для постройки Михаило-Архангельской церкви «послужила будто бы крупная ссора между двумя родными братьями. Младший брат по злобе на старшего отказался ходить в одну церковь с братом и построил свою собственную, рядом с Николаевским собором». Такое предание возникло, вероятно, потому, что внешний вид Михаило-Архангельской церкви был похож на Николаевский собор (церковь Иоанна Предтечи), расположенный напротив первой церкви через дорогу, примерно в 20 метрах. Как указано в процитированном документе 1793—1797 годов, Михаило-Архангельскую церковь строили на средства прихожан, а не купца. По данным Л.Ю. Браславского, церковь Святого Архангела Михаила «каменная, холодная: длина 8 сажен 2 аршина, наибольшая ширина 5 сажен, высота до верхнего карниза 4 сажени 1 аршин. На церкви пять глав». Эта церковь сохранилась. Она расположена по ул. К. Иванова (дом № 13). О церкви Пераскевы (Святой мученицы Пераскевы Пятницы) он же пишет: «Церковь каменная, теплая: длина с колокольней 9 сажен 1 аршин, наибольшая ширина — 3 аршина, высота до верхнего карниза 2 сажени. На церкви одна глава. Иконостас: длина 3 сажени, высота 2 сажени. Колокольня 5-ярусная, высота 9,5 сажени». Церковь была расположена южнее Михаило-Архангельской церкви, не сохранилась.

Церковь Вознесения Господня.

Церковь Вознесения Господня — «холодная, во имя Казанския Богородицы, с приделами: первым — Святителей Гурия и Варсонофия; вторым — теплым Архангела Михаила; в отделении (то есть в особом месте) во имя Вознесения Господня с приделами: первым — Святителя Николая, вторым — Святого пророка Илии — построена в 1703 году». По уточненным данным, церковь строилась в 1703—1707 годах. Она была расположена на берегу Волги, в нескольких шагах к востоку от Троицкого монастыря. Л.Ю. Браславский считает, что указанный выше первый храм Вознесенской церкви — церковь Казанской Божией Матери с приделами во имя Святителей Гурия и Варсонофия — Казанских чудотворцев и Архангела Михаила построен чебоксарским купцом Игумновым в 1763 году. Этот храм был пятиглавым. Из-за ветхости в 1835 году его закрыли. При церкви была колокольня, которая в начале XIX века уклонилась всем корпусом от вертикального положения более аршина. В 1847 году она была закрыта. Колокольню разобрали. Второй храм действовал. В 1872 году при Вознесенской церкви была возведена новая колокольня. О церкви во имя Вознесения Господня Л.Ю. Браславский пишет: «Церковь каменная, главный храм теплый, приделы холодные, длина с колокольней 13 сажен 2 аршина, наибольшая ширина с приделами 8 сажен, высота до верхнего карниза 4 сажени 1 аршин. На церкви одна большая глава и шесть малых. Иконостас главного храма: длина 4 сажени 2 аршина, высота 2,5 сажени, в приделах: длина 2 сажени 1 аршин, высота по 2 сажени 2 аршина. Колокольня трехъярусная, построена в 1872 году, высота 10 сажен». Здания этой церкви частично были снесены в начале 1930-х годов, окончательно — в связи со строительством Чебоксарской ГЭС.

Церковь Рождества Христова.

Церковь Рождества Христова (Христо-Рождественская), расположенная между речками Чебоксарка и Кайбулка вблизи их слияния, состояла из главного холодного храма во имя Рождества Христова, построенного в 1708 году, и «в отделении», особом месте, имелась теплая церковь «во имя Смоленския Богородицы с приделом трех Святителей Петра, Алексия и Ионы», построенная еще в 1696 году. Оба храма были построены «иждивением прихожан и доброхотных дателей». У первой церкви, ставшей в последующем теплой, длина 12 сажен, наибольшая ширина 6 сажен, высота до верхнего карниза 5,5 сажени. На церкви была одна большая глава. Иконостас в ней: длина 3 сажени 2 аршина, высота 4 сажени. Вторая церковь, постройки 1696 года, существовала до конца XIX века. В 1900—1909 годах вместо нее была построена новая холодная церковь с колокольней. Обе церкви не сохранились.

В 1716 году в трех верстах от города, на заросшем деревьями живописном конусообразном кургане на правом берегу Чебоксарки, была построена церковь Божией Матери Владимирской с колокольней. Эта церковь трехпрестольная: главный храм холодный — Божией Матери Владимирской, приделы теплые: первый — Сретения Господня, второй — преподобных Варлаама и Иосифа Индийских. Длина церкви с колокольней 11 сажен, наибольшая ширина 9,5 сажени, высота до верхнего карниза 3 сажени. На церкви три главы. Колокольня одноярусная: высота 5 сажен. В конце XIX века городские старожилы рассказывали, что эта «церковь построена во время процветания в Чебоксарах заводской промышленности. Вследствие частых отлучек рабочих в город, особенно в праздничные дни, на заводах остановились дела, поэтому заводчики построили свою церковь». При церкви был устроен Сретенский мужской монастырь, закрытый в 1764 году. С этого года церковь была приписана к Троицкому монастырю. В конце XVIII — начале XIX веков черным священником Владимирской церкви был монах Троицкого монастыря — отец всемирно известного ориенталиста Н.Я. Бичурина — Яков Данилов. В конце XIX века при этой церкви открылась чувашская община, закрытая в 1926 году. Церковь восстановлена. С 1991 года здесь размещается Чебоксарский Преображенский женский монастырь.

Главный храм Покровской церкви.

Главный храм Покровской церкви — во имя Покрова Пресвятой Богородицы — был построен в 1672 году. Он находился в центре города на правом берегу Чебоксарки, примерно там, где ныне фонтан нижнего залива. В 1720 году при входе в главный храм иждивением чебоксарских купцов Ивана Девятого, Алексея Кадомцева и Ивана Колокольникова пристроили к нему два теплых придела: первый — Всех Святых, второй — Благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев. Получилась церковь, длина которой «с папертью и колокольней 14 сажен, наибольшая ширина 10 сажен, высота до верхнего карниза 4 сажени 1 аршин. На церкви семь глав. Иконостас главного храма: длина 4 сажени, высота 3 сажени, правого придела: длина 3 сажени, высота 1 сажень, левого придела: длина 3 сажени, высота 1 сажень 1 аршин. Колокольня трехъярусная, высота 9 сажен. Здания не сохранились». В Геронтьевском мужском монастыре на берегу Волги, западнее Чебоксар, основанном в 1653 году, в 1694 году была построена каменная двухэтажная церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами: во имя Тихвинския Пресвятыя Богородицы и во имя преподобного Алексия, человека Божия. К концу XVIII века церковь и кельи, «по слабости фунта, ушли более, чем на аршин, в землю, отчего в стенах образовались большие трещины; тогда церковь была обращена в настоятельские и братские кельи». Еще в 1756 году чебоксарский купец М.Ф. Котельников, с разрешения Казанского архиепископа Гавриила, построил новую двухэтажную церковь.

Холодный храм церкви Воскресения Христова.

Холодный храм церкви Воскресения Христова с колокольней построен в 1758 году. Это — бесстолпный храм с трапезной. Теплые приделы церкви: первый — Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй — Изосима и Савватия — построены в 1787 году иждивением прихожан. Церковь находится на склоне Воскресенской горы. Длина церкви с колокольней 10 сажен 2,5 аршина, наибольшая ширина 10 сажен, высота до верхнего карниза 7 сажен. На церкви одна большая глава и две малые главки. Иконостас главного храма: длина 3 сажени, высота 3 сажени 1 аршин, в левом приделе: длина 2,5 сажени, высота 1 сажень 2 аршина, в правом приделе: длина 2 сажени, высота 1 сажень 2,5 аршина. Колокольня одноярусная: высота 9 сажен 2 аршина. Церковь и колокольня сохранились в первоначальном виде. В описании 1892 года отмечается, что «колокольня значительно покачнулась под гору и на высоте трех сажен отошла от вертикальной линии на 9 вершков».

Читайте также  Что везут из России во Вьетнам

Церкви в Чебоксарах

Не все храмы в Чебоксарах дожили до наших дней. В своих постах я покажу и расскажу о тех, что уцелели или были возведены в наши дни. Все фотографии сделаны мной в течении зимы.

Академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».

Первым строением религиозного назначения Чебоксар была соборная Введенская церковь (Введенский собор), построенная в XVI — 1-й половине XVII века. В 1566 году по указу царя Ивана Грозного на территории посада создается Свято-Троицкий мужской монастырь. Между кремлем и Свято-Троицким монастырем, предположительно в 1584 году, возводятся деревянные строения Николаевского женского монастыря.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор Чувашской епархии. До революции – главный храм уездного города Чебоксары.
Построен в 1657 году, на месте прежнего деревянного. Один из самых древних сохранившихся памятников церковного зодчества в Среднем Поволжье (более древние – 16 века, — уцелели лишь в Казани и Свияжске). Имеет характерный для посадских храмов 17 века большой параллелепипед основного объёма, украшенный наличниками из фигурного кирпича и ложными закомарами над кровлей – по 6 над боковыми стенами и по 5 над западной и восточной. Восьмигранная шатровая колокольня – также характерный образец зодчества той эпохи (опять-таки – один из очень немногих шатровых памятников, сохранившихся в Среднем Поволжье). А вот 5 очень маленьких куполов, являющих разительный контраст с размерами самого храма, как и четырёхскатная кровля, закрывшая низ барабанов – памятники более поздних, не очень удачных перестроек и «обновлений».
Величественный храм венчает собой главный городской холм и потому хорошо виден издалека. Особенно живописный вид на него открывается со стороны Волги.
С древнейших времён Введенский собор является вместилищем многих местночтимых святынь, среди которых в дореволюционной литературе обычно выделялись: Владимирская икона Божией Матери, «которой благословил город св. Гурий» (в 16 веке) и Смоленская икона Божией Матери с частицами мощей свв. Гурия, Варсонофия и Германа. Последний образ был пожертвован казанским митрополитом Тихоном (1699 – 1724 гг.), которому, в свою очередь, подарил его имеретинский царь Арчил Вахтангович.
В июне 2006 г. собор почти три дня был местом пребывания десницы Иоанна Крестителя, временно привезённой в Россию из Черногории. Десятки тысяч паломников из нескольких ближайших епархий побывали в те дни в Чебоксарах.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В городе Чебоксары почти все каменные церкви были возведены в XVIII в., но в наши дни из приходских осталось две: Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы.

Успенской церкви повезло меньше. В основном сохранился и отреставрирован основной объем,причем первый этаж засыпан песком. Тем не менее церковь в наши дни является действующей.

Церковь, построенная в 1763 г., представляла собой трехэтажный храм типа «восьмерик на четверике», с двухэтажной трапезной в западной части. По своей объемной композиции церковь повторяет Петропавловскую церковь в Казани постройки 1726 г. Успенская церковь в плане состоит из расположенных по одной оси квадратных помещений трапезной и собственно церкви, позади которых даны апсиды трехлепестковой формы.

Архитектурный декор фасадов типичен для русской культовой архитектуры первой половины XVIII в. Углы четверика, восьмигранника и трапезной закреплены плоскими пилястрами. На уровне первого и второго этажей по периметру здания проходит профилированный пояс-карниз. Такие же карнизы завершают плоскости четверика, трапезной и восьмерика. Наличники окон представляют собой рамки тонкого полувалика с расположенными над ними сандриками.

Наличники окон — восьмерики другого типа, в виде полуколонок, завершенных фигурными фронтончиками. На церкви — одна большая глава.

Церковь Михаила Архангела — каменный пятиглавый храм, двухстолпный, кубический в объеме, построен по типу храмов XVII в. В советское время был закрыт, использовался как книгохранилище. До закрытия существовал придел Рождества Пресвятой Богородицы. В 1993 году церковь возвращена верующим. Принадлежит Чебоксарскому Епархиальному училищу.

Церковь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского является памятником мемориальной архитектуры начала ХХ века. Расположена на насыпном холме в южной части Чебоксарского залива, где еще до основания города-крепости Чебоксары, располагалась «воинская сила». Среди памятных мест Чебоксар Владимир­ская горка по праву может считаться одним из главных. Богатством исторических событий и своеобразием архитектурных памятников она не уступит любому другому уголку города.

Летом 1555г. первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий с этого места по поручению Иоанна Грозного освятил место будущего городского поселения иконой Владимирской Божией Матери. Так эта возвышенность получила название Владимирской горки.

Одной примечательной особенностью района, примыкающего к Владимирской горке, явля­ется некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города, К сожалению, сведений о пер­вых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столе­тия была предпринята попытка закрыть расположен­ное здесь кладбище, правда с оговоркой: «погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых чело­веческих тел допускать. только по знатности лиц, от которых может происходить вклад».

С именем одного из таких богатейших людей города — Прокопия Ефремовича Ефремова связано строительство на Владимирской горке уникального в своем роде архитектурного памятника — семейной часовни усыпальницы, в которой и нашли в начале 1900-х гг. покой сам Ефремов и его жена Екатерина Васильевна.

Величественное сооружение, по­строенное в стиле неоклассицизма, — уникальное явле­ние в архитектурном облике города. Общее архитек­турно-планировочное решение здания продиктовано рельефом местности. Высокий цокольный этаж, слу­живший собственно склепом усыпальницы, с южной и западной сторон почти полностью утопает в земле. Поэтому вход в него устроен с открытой северной стороны и оформлен строгим прямоугольным порта­лом, некогда имевшим лепное обрамление в виде веночной гирлянды. По обеим сторонам кованой железной двери расположены круглые окна, также имевшие когда-то декоративное лепное оформление. Интерес вызывает необычное решение цилиндри­ческих оконных проемов, выполненных в виде изогну­тых внутрь помещения колен. В апсидном выступе восточной части склепа имеются три арочных окна, среднее из которых сохранило первоначальную ажур­ную кованую решетку. Из внутреннего убранства остался нетронутым лишь плиточный пол. На месте же самого захоронения, находящегося в нынешнем алтаре полуподземного храма, в настоящее время имеется лишь прямоугольный след от фундамента надгробий.

Возвышающаяся над склепом часовня отли­чается классической простотой композиции, хорошо найденными пропорциями и выразитель-ными дета­лями. Особо выделяется архитектурно-декоративное убранство западного фасада, портик которого решен в виде треугольного фронтона с разорванным анта­блементом, опирающегося на круглые колонны ко­ринфского ордера. Северный и юж­ный фасады оформлены несколько скромнее: тре­угольный фронтон поддерживается здесь спарен­ными пилястрами ионического ордера, разрыв анта­блемента менее выражен, поверхность стен ошту­катурена под руст. Наиболее заметным элементом боковых фасадов являются большие арочные окна со сложным орнаментированным переплетом, в верх­ней части которого находятся ажурные розетки, первоначально имевшие вставки из цветного стекла. Между оконными переплетами сохранились деко­ративные кованые решетки. Оконные проемы вен­чают замковые камни с рельефным изображением херувимов. Внутреннее убранство храма пол­ностью утрачено.

Храм-часовня Иоанна Воина. Кирпичная церковь-памятник, построенная в 1999-2000 к 55-летию победы в Великой Отечественной войне. Столпообразная однокупольная постройка, в целом выстроенная по образцу Георгиевской церкви на Поклонной Горе в Москве.

Церковь «Взыскание погибших» иконы Божий Матери. Церковь построена на средства пожертвователей в 1996-2000 гг. Имеет два престола: во имя иконы Божией Матери «Взыскания погибших» и св. Николая Чудотворца. Внутри храм расписан.