Церкви в Болгарии

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт: http://www.bg-patriarshia.bg/
  • Каноническая территория: Болгария; в «диаспоре» наиболее представлена в США и Германии, также в странах Западной Европы, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для болгар
  • Богослужебный язык: церковнославянский и болгарский
  • Календарь: основной новоюлианский, в отдельных случаях юлианский[1]
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Софии (также в Софии и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский
  • Место в диптихе: 9 (Рус.) или 8 (Конст.)
  • Состав: 29 архиереев; 15 епархий; более 1500 священнослужителей (кон. 2008) [2]; ок. 2600 приходов (кон. 2008) [3]; ок. 120 монастырей (кон. 2008) [4]; 4 высших духовных школы; ок. 4,374 млн. членов (2011) [5]

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян. Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

Исторический очерк

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен. По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII — IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 864 (865?) году, при святом князе Борисе I (+ 907).

В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году — Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии. Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

Предстоятели

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий
  • Дамиан (927 — после 971)
  • Герман (кон. X в.)
  • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
  • Давид (1016 — 1018)
  • Иоанн (1018 — 1019)
    • см. далее архиепископов Охридских
  • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
  • Василий II (1246 — ?)
  • Иоаким II (ок. 1265)
  • Игнатий (до 1273 — после 1277)
  • Cщмч. Макарий
  • Иоаким III (1280-е — 1300)
  • Дорофей
  • Роман
  • Феодосий I (ок. 1337)
  • Иоанникий I
  • Симеон (ок. 1346)
  • Феодосий II (ок. 1348 — ок. 1360)
  • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х — ок. 1375)
  • Свт. Евфимий (1375 -1393)
  • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
  • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 — 17 июня 1877)
  • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 — 20 июня 1915)
    • Парфений (Иванов) (1915 — 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
    • Василий (Михайлов) (июнь 1918 — октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Максим (Пелов) (22 октября 1921 — 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
    • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 — 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
    • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 — 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
    • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 — 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
  • Стефан (Шоков) (21 января 1945 — 6 сентября 1948) митр. Софийский
    • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 — 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Паисий (Анков) (4 января 1949 — 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
    • Кирилл (Марков) (3 января 1951 — 10 мая 1953) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
  • Кирилл (Марков) (10 мая 1953 — 7 марта 1971)
    • Максим (Минков) (13 марта — 4 июля 1971) митр. Ловечский, наместник-председатель Священного Синода
  • Максим (Минков) (4 июля 1971 — 6 ноября 2012)
    • Кирилл (Ковачёв) (10 ноября 2012 — 24 февраля 2013) митр. Варненский, наместник-председатель Священного Синода
  • Неофит (Димитров) (с 24 февраля 2013)

Исторические титулы предстоятеля

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Статистика

  • 1999 — 8 млн. членов [7]
  • кон. 2008 — ок. 2600 приходов; ок. 1500 священников; в Болгарии 120 монастырей с около 200 монашествующих [3]
  • 2011 — в Болгарии 4 374 135 «восточноправославных» [8]

Категория:Болгария

Болга́рия (болг. България ), полная официальная форма — Респу́блика Болга́рия (болг. Република България [rɛˈpublikɐ bɤ̞lˈɡarijɐ]) — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Содержание

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас
  • Русе

Православие в Болгарии

Православие в Болгарии — одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V—VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию — 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500—2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Сводная таблица храмов и монастырей Болгарии

Область Храм Монастырь
1 Благоевградская область Храм Святой Троицы (Банско) Роженский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Чуриловский монастырь святого Георгия
2 Бургасская область Церковь Иоанна Крестителя (Несебыр), Церковь святого Стефана (Несебыр), Церковь святой Параскевы Пятницы (Несебыр) Голямобуковский монастырь иконы Богородицы «Живоносный Источник», Мужской монастырь святого Георгия Победоносца (Поморие), Монастырь святых Иоакима и Анны (Люляково)
3 Варненская область Собор Успения Пресвятой Богородицы (Варна), Храм святителя Афанасия Великого (Варна)
4 Великотырновская область Храм вятых Архангелов Михаила и Гавриила (Арбанаси), Церковь Рождества Христова (Арбанаси), Церковь Сорока Великомучеников (Велико-Тырново), Соборная церковь Святой Троицы (Свиштов), Кафедральный собор Рождества Богородицы (Велико-Тырново) Капиновский мужской монастырь святителя Николая, Килифаревский женский монастырь Рождества Богородицы, Преображенский монастырь (на реке Янтра)
5 Видинская область Собор святого Димитрия (Видин)
6 Врацкая область Собор святителя Николая (Враца), Кафедральный собор святых апостолов (Враца) Бистрешский монастырь святого Иоанна Рыльского, Монастырь Иоанна Предтечи (Градешница), Струпецкий монастырь святого пророка Илии, Черепишский монастырь Успения Богородицы
7 Габровская область Батошевский женский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Батошевский мужской монастырь Успения Богородицы, Дряновский мужской монастырь Архангела Михаила, Сокольский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
8 Добричская область
9 Кырджалийская область Церковь святого Иоанна Предтечи (Кырджали)
10 Кюстендилская область Церковь святого Георгия Победоносца (Кюстендил) Рильский мужской монастырь
11 Ловечская область Гложенский монастырь Георгия Победоносца, Троянский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
12 Монтанская область Клисурский Кирилло-Мефодиевский женский монастырь, Лопушанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
13 Пазарджикская область Церковь Святой Недели (Батак) Баткунский монастырь апостолов Петра и Павла, Калугеровский монастырь святителя Николая
14 Перникская область Земенский монастырь святого Иоанна Богослова
15 Плевенская область Храм пророка Илии (Долни-Дыбник)
16 Пловдивская область Араповский монастырь святой Недели, Бачковский монастырь Успения Богородицы, Белащинский монастырь Георгия Победоносца, Белочерковский монастырь апостолов Петра и Павла, Горноводенский монастырь святых Кирика и Иулитты, Калоферский женский монастырь Введения Пресвятой Богородицы, Кричимский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Кремиковский женский монастырь святого Георгия Победоносца, Кукленский монастырь святых Космы и Дамиана, Мулдавский монастырь святой Параскевы Пятницы, Сопотский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сопотский монастырь Вознесения Господня
17 Разградская область
18 Русенская область Собор Святой Троицы (Русе) Басарбовский скальный монастырь, Каранвырбовский женский монастырь святой Марины
19 Силистренская область
20 Сливенская область
21 Смолянская область
22 София Боянская церковь, Храм-памятник Александра Невского (София), Церковь святителя Николая Чудотворца (София), Собор святой Недели (София), Собор Святой Софии (София), Церковь святых Седьмочисленников (София) Драгалевский женский монастырь Успения Богородицы, Лозенский монастырь
23 Софийская область Алинский монастырь Христа Спасителя
24 Старозагорская область Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)
25 Тырговиштская область Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Тырговиште)
26 Хасковская область Лыджанский монастырь святых Константина и Елены, Устремский монастырь Святой Троицы
27 Шуменская область
28 Ямбольская область Бакаджикский Спасский монастырь, Кабиленский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Храмы

Монастыри

Видео

Достопримечательности Болгарии

Топ достопримечательностей (657)

Аквапарк «Акваленд» в городе Пловдив открылся в августе 2006 года и с тех пор превратился в одно из самых интересных мест развлечений, которое с удовольствием посещают как дети, так и взрослые. Аквапарк находится на территории одноименного гостиничного комплекса, расположенного в квартале «Фракия» в Пловдиве.

Монастырь Святых Петра и Павла находится на высоте 1650 метров над уровнем моря в Западных Родопах, недалеко от туристического центра Бяла-Черква, в 30 км юго-западнее города Пловдив. Это самый высоко расположенный монастырь в Болгарии.

В 18 км. от болгарского города Варна находится долина, носящая поэтическое название «Каменный лес». На площади 70 квадратных километров находится множество колонн из камня диаметров до трех и высотой до семи метров.

Собор Святой Софии располагается в центре столицы Болгарии, недалеко от церкви Святого Александра Невского. Это один из древнейших софийских храмов и его история непосредственно связана с историей города.

Акваполис – парк водных аттракционов, красивейший в Восточной Европе, располагается на главной дороге из курортного комплекса Ривьера в комплекс Албена, в северо-западной части Золотых Песков. Дизайном парка и его сооружением занималась испанская фирма Action Park Multiforma Group.

Балтата — это пойменный лес, который является самым северным среди европейских лесов лианного типа. Его называют природной жемчужиной. Балтата представляет собой богатую базу для научных биологических изысканий.

Пещера Дьявольское горло расположена в Западных Родопах в Болгарии. Неподалеку от пещеры находится Триград, а в 17 км г.Девин. Туристов в Дьявольское горло привлекают пещерные образования величественной красоты, их в этой пещере нет, а таинственность и экстремальность здешних мест.

Пешеходный Львов мост (по-русски будет звучать как «мост Львов») – одна из софийских достопримечательностей. Находится он на севере центральной части города, если идти по направлению к Центральной железнодорожной станции, и пересекает реку Владайская.

Созополь – это древнейший город на берегу Черного моря на юге Болгарии. Благодаря своему богатому историческому прошлому Созополь является не просто морским курортом, но и местом, где собрано множество культурно-исторических памятников.

Дворец Врана – резиденция монархов Болгарии, расположенная в окрестностях Софии. Резиденция включает в себя парк, двухэтажный охотничий домик и сам дворец, в котором вольно сочетаются элементы нескольких исторических стилей (от модерна до французского классицизма), однако преобладают венецианско-далматийские мотивы.

Успенский собор является кафедральным православным собором города Варны. Располагается в самом центре города, на площади св. Кирилла и Мефодия. Возведение храма было начато в 1880 году по инициативе царя Болгарии Александра I Баттенберга.

Природный парк «Синие камни» расположен на скальном массиве, который возвышается над городом Сливен в Болгарии. Природный парк на этом месте открыт с 1980 года и занимает площадь в 11 га. Название парка произошло от цвета скал.

Строительство дворца Евксиноград по проекту германского архитектора Лерса началось в 1861 году. Первым названием дворца было Сандрово – по имени его основателя, Александра, но позднее дворец стали называть Евксиноград, по древнему греческому названию Черного моря («Понт Эвксинийский» – «гостеприимное море»).

Музей соли — уникальный в своем роде на территории Болгарии и всей Восточной Европы. Он появился в городе Поморие, который находится северо-восточнее Бургаса. Открылся музей в сентябре 2002 г., в нем представлен процесс производства соли благодаря испарению морской воды на солнце.

Римские термы города Варна являются одним из ценнейших памятников культуры города. Найти их можно на пересечении улиц Хан Крум и Сан-Стефано. В 1968 году они были объявлены архитектурно-строительным памятником национальной культуры.

Баня-Баши-мечеть – это исламский храм, находящийся городе София. Инициатором и спонсором строительства выступил мулла Эфенди Кады Сейфуллах, из-за этого иногда мечеть также называют «Кады Сейфуллах» или «Молла Эфенди» (кстати, раньше неподалёку от храма находилась и могила муллы).

Приморский парк, созданный в конце XIX века чешским архитектором парков Антоном Новаком, располагается на морском побережье неподалеку от центра города Варна и представляет собой прекрасный райский уголок, где можно отдохнуть от суеты современного города.

Архитектурно-исторический заповедник «Старый Пловдив» – превосходно сохранившийся комплекс. Античные здания и здания образца Национального возрождения Болгарии были адаптированы мастерами к современной жизни, чтобы каждый гость смог прочувствовать настоящий дух истории.

В полутора километрах от города Балчик, на берегу моря, между трех холмов располагается дворец, носящий поэтическое название «Тихое гнездо» – излюбленное место отдыха королевы Румынии Марии. Построенное по проекту итальянских архитекторов Америко и Августино, здание имеет три этажа и представляет собой удачный пример сочетания восточных и европейских архитектурных элементов (возможно, причина этого кроется в том, что Мария провела свое детство в Египте и всегда ратовала за сближение христианства и ислама).

Исторический музей Этрополе находится в Болгарии на расстоянии 80 километров на северо-восток от Софии и в 13 километрах от города Правец. Первая экспозиция музея была представлена публике в 1958 году.

Религия Болгарии

Болгария – светское государство. Как и все конституционные республики, она предоставляет свободу вероисповедания, что закреплено в Конституции страны. Религиозные институты и учреждения здесь отделены от государства. В стране представлены разные религии и конфессии. Верующими себя считает около 80% населения страны, хотя всего 13,6% из них регулярно посещает службы.

Самую большую конфессию составляют христиане – 85% всего населения. Главной религией страны по традиции с IX в. официально считается восточно-православное христианство. Его исповедует 82,6% жителей Болгарии. 0,6% населения (44 000 человек) исповедуют католицизм и 1,12% — протестантизм (греко — католики и протестанты). Есть приверженцы армяно-григорианской православной церкви, последователи различных христианских сект: пятидесятники, методисты, баптисты, адвентисты и др.

Второй по влиянию и численности приверженцев религией в Болгарии является ислам. Почти 13 % верующих жителей страны (около 1 миллиона человек) – мусульмане.

В Болгарии живет и небольшое число представителей иудаизма.

В стране действуют также русская, румынская и евангелистская церкви.

На территории современной Болгарии много исторических языческих культовых объектов: древние фракийские святилища и гробницы — долмены, датируемые II-I тысячелетиями до н.э. Они находятся недалеко от сёл Свештари м Мезек, а также городов Стрелча и Казанлык.

Православие

Христианство пришло в Болгарию в І веке н. э. Согласно преданиям, Амплий, ученик апостола Павла, основал первую епископскую кафедру в г. Одес (нынешняя Варна). По свидетельству Евсевия Кесарийского, во II веке епископские кафедры существовали уже и в болгарских городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (теперешняя София) Протогон был участником Первого вселенского собора в 325 году.

В середине IX в., в 865 году, царь Болгарии святой князь Борис I первым принимает христианство. Его крестил греческий миссионер. Вслед за этим событием произошло массовое крещение болгарского народа. Умный и острожный Борис понимал, что христианство поможет ему объединить народ Болгарии, укрепить болгарское государство, свою власть и влияние. К тому же к концу первого тысячелетия сложились политические, экономические и социальные условия для быстрого распространения христианства. Народ принимает православие, оно становится частью его культуры и жизни. В следующем десятилетии болгарская христианская церковь становится автокефальной (независимой) под юрисдикцией Константинопольского патриархата. С тех пор православие несколько раз теряло свою независимость. С 1953 года она снова стала автокефальной, т.е. управляет своей внутренней жизнью сама, и занимает в диптихе (списке церквей, упоминаемых во время торжественных литургий) 6 место. Возглавляет болгарскую ортодоксальную церковь Патриарх Болгарии, который совместно с Синодом митрополитов представляет и осуществляет верховную религиозную власть. Службы в церквях Болгарии ведутся на болгарском языке. Болгарская православная церковь делится на епархии, а те, в свою очередь, на энории, которые возглавляют священники (обычно женатые).

Православие сыграло важную роль в формировании болгарской нации. Во времена владычества иноземцев оно помогло сохранить родной язык и , во многом, и культуру. Первые христианские церкви начинают строиться в конце 1-го тысячелетия.

Католицизм

Католицизм — третья по числу приверженцев после православия и ислама религия в Болгарии. Принадлежит к греко-католической церкви. Первые представители католицизма появились в стране в XIV в.во время господства турок. Это были купцы и рудокопы из стран Западной Европы, исповедующие римо-католичество. В XVI — XVII вв. в католичество перешли павликиане – потомки одного из самых крупных по размаху и влиятельных еретических движений средневековья, зародившегося в Армении в VII веке . Из-за религиозных преследований турками в XVIII в. павликиане вынуждены были бежать с территории бывшей Византийской империи за Дунай и обосновались в районе Банат. Они стали называться банатскими болгарами. И сегодня на границе с Сербией и Румынией живет 10-15 тысяч потомков павликиан (банатских болгар), которые исповедуют теперь римо — католичество. Часть их приняла ислам (помаки) и живет в Греции, Турции и Македонии ( бывшая Югославия). В начале XX в., во время геноцида армян в Турции, в Болгарию бежали армяне, представители армянской православной церкви. В стране есть католические церкви и соборы: в Софии, Пловдиве и других городах.

Ислам

Это вторая по числу последователей религия в Болгарии. Ислам пришел после завоевания страны турками в ХIV веке и насаждался, практически насильно, большей частью среди горожан. Мусульмане Болгарии различаются этнически. Самую большую группу представляют мусульмане турецкого происхождения — этнические турки, которых в стране более 713 000 человек. Они компактно живут на северо-востоке страны и на границе с Турцией: в Шумене, Разграде, Кырджали, Хасково. Ислам исповедуют также около 130 000 этнических болгар – помаков, в XV — XVII в. насильно обращенных в ислам. Они живут в основном в Родопах. Третьими по численности считаются цыгане (103 000 человек), живущие по всей стране небольшими группами. Мусульманство в Болгарии исповедуют также татары, арабы, черкесы (20000 человек), попавшие в Болгарию в XIX в., албанцы и боснийцы.

Мусульмане Болгарии в большинстве своем сунниты (0,03%). Шиитов в стране около 80000 человек.

В стране много мечетей. В столице Болгарии Софии находится одна из старейших в Европе, интерес представляют мечети Бююк и Баня Баши. Самый большой мусульманский комплекс, включающий мечеть, медресе, кладбище, библиотеку и павильон с минеральными источниками, «Томбул Джамия» находится в г. Шумен. Построен он в 1774 году. Мечети есть в Пловдиве (Имарет и Джумая), в Разграде (мечети Ахмед Бея и Ибрагима Паши), в Самокове (Байракли). Интересно, что некоторые из культовых объектов — Демир Баба и развалины села Оброчище (недалеко от Варны), одновременно почитаются и мусульманами, и христианами.

Иудаизм

Иудеи живут в Болгарии уже 2000 лет. В средние века на ее землях поселились евреи из Центральной Европы. Здесь нашли убежище также целые общины евреев, изгнанные из Испании католическими королями. В начале Второй мировой войны в стране было около 60000 представителей иудаизма. Они смогли избежать участи, которая постигла евреев в других странах, окуппированных нацистами. 90% болгарских евреев эмигрировали в Израиль, когда было создано государство. Сегодня еврейская община в Болгарии немногочисленна. Во многих городах есть синагоги: Софии, Пловдиве, Самокове, Русе, Видине и др.

Религиозные общины Болгарии существуют официально и живут дружно.

Церкви в Болгарии

Христиане появились на территории современной Болгарии в глубокой древности. В эпоху борьбы с арианством в Сердике (ныне София) в 343 г. проходил Собор.

Болгары-тюрки, завоевавшие эту область Византийской империи в VII в., в массе своей были язычниками, но уже имели контакты с христианскими миссионерами.

В 865 году болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, после чего началась христианизация всего народа.

В Х веке Болгарское государство усилилось, и в 927 г. Константинополю пришлось признать царя императором болгар, а Преславского архиепископа – Патриархом Болгарской Церкви. Однако в 971 г. византийцы вторглись в Болгарию, и болгарский Патриарх бежал в Охрид (Македония). В 1018 г. византийцы завоевали Македонию и понизили статус Патриархата до автокефальной Архиепископии.

В 1186 г. Болгария вернула себе независимость и основала вторую империю со столицей в Тырново. В 1204 г. Болгарская Церковь вошла в церковное общение с Католической Церковью. Однако в 1235 г. царь Болгарии заключил в Константинополе союз с греками, которые ради этого согласились признать Болгарского Патриарха. Общение со Св. Престолом было разорвано.

С началом турецкого владычества в 1393 г. Болгарская Церковь утратила автокефалию и была включена в Константинопольский Патриархат. В 1870 г. Османское правительство разрешило восстановить национальную Болгарскую Церковь как автономный экзархат. Константинополь отреагировал на это резко отрицательно и в 1872 г. объявил Болгарскую Церковь схизматической. Этот разрыв продолжался и после превращения Болгарии в 1878 году в княжество, а в 1908 году – в независимое королевство.

В 1944 г. в Болгарии был установлен коммунистический режим, Церковь была отделена от государства, многие священнослужители и рядовые верующие подверглись репрессиям. Система взаимоотношений Церкви с властями напоминала советскую.

В 1945 г. Константинопольский Патриархат признал, наконец, автокефалию Болгарской Церкви. В 1953 г. митрополит Софийский стал Патриархом и в 1961 г. был официально признан Константинополем.

После падения просоветского режима в Болгарской Православной Церкви произошел раскол. В 1992 г. Парламентской комиссией по делам вероисповеданий был поднят вопрос о легитимности избрания двадцать первого Болгарского Патриарха Максима (Минкова), избранного 4 июля 1971 г., в период жесткого контроля за Церковью со стороны коммунистической власти. Председателем этой комиссии был депутат от правящей партии – «Союза Демократических Сил» иеромонах Христофор (Сыбев). Свои выводы комиссия передала в Управление по делам вероисповеданий при Совете Министров. 9 февраля 1992 г. Управление приняло решение, в котором, в частности, говорилось: «Известно и доказано грубое вмешательство бывшего партийного и государственного руководства в вопросы подбора кадров и другие церковные дела». В документе приведены статьи Устава Болгарской Православной Церкви и Закона о вероисповеданиях 1971 г., которые были нарушены при избрании Патриарха Максима. В заключении говорится: «Изложенные факты подтверждают, что патриарх Максим был избран и в нарушение Устава Болгарской Православной Церкви, и в нарушение Канонов Вселенской Православной Церкви. Его избрание несостоятельно. Управление по делам вероисповеданий, будучи государственным органом, который обязан следить за законностью выборов и проводить их регистрацию согласно статье 16 «Закона о вероисповеданиях», объявляет незаконность этих выборов. После уведомления о настоящем решении Патриарх Максим не может занимать пост главы Болгарской Православной Церкви и Митрополита Софийского, а также представлять упомянутую Церковь и кафедру».

Часть иерархов: Неврокопский Пимен, Старозагорский Панкратий и Врачанский Калинник признали это решение справедливым и отказались подчиняться Патриарху Максиму и возглавляемому им Синоду. Позже к ним примкнуло еще несколько епископов. Остальные митрополиты сочли акцию Управления по делам вероисповеданий грубым вмешательством во внутренние дела Церкви.

31 мая 1992 г. неподвластные Патриарху Максиму митрополиты взяли под свой контроль здание Синода и образовали альтернативную структуру, не признаваемую другими каноническими Православными Церквами. 4 июля 1996 г. они провозгласили Болгарским Патриархом митрополита Неврокопского Пимена.

В 1998 г. в Софию для оказания помощи в преодолении раскола собрались предстоятели и иерархи всех Автокефальных Православных Церквей: Патриархи: Константинопольский Варфоломей, Александрийский Петр, Антиохийский Игнатий, Сербский Павел, Румынский Феоктист; главы Церквей: Кипрский Архиепископ Хризостом, Элладский Архиепископ Христодул, Польский Митрополит Савва, Албанский Архиепископ Анастасий; от Иерусалимской и Чехословацкой Церквей также прибыли представительные делегации. Русскую Православную Церковь представляла делегация во главе с Патриархом Алексием II. Синод подтвердил полномочия Патриарха Максима и достиг примирения противостоящих сторон. Патриарх Пимен и другие епископы покаялись в своих действиях и были снова приняты в общение с Православной Церковью в прежнем сане вместе со своими священниками и мирянами.

Часть верующих отказалась подчиняться Синоду и продолжает находится в расколе. Правительство решением Верховного административного суда в октябре 2000 года объявило о возможности существования и регистрации в Болгарии нескольких Болгарских Православных Церквей.

ТОП-5 самых больших и посещаемых монастырей в Болгарии

Паломнический туризм стремительно развивается в Болгарии. Предлагаем вам ТОП-5 самых больших и посещаемых монастырей в Болгарии!

РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рильский монастырь – древняя святыня Болгарии (X век), включенная в 1983 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и трепетно почитаемая, как болгарами, так и православными христианами со всего мира.

Монастырь несколько раз разрушался и отстраивался. В 1883 году в монастыре произошел очередной сильный пожар, уничтоживший почти все здание и хранившиеся в них ценности. Все нынешние постройки монастыря были восстановлены в середине XIX века.

В церковно-историческом музее находится более 35 000 экспонатов: старинные драгоценные украшения и наряды, монеты, золотая и серебряная утварь. А вот в монастырской библиотеке хранится 250 рукописных книг XI-XIX веков, 9000 старопечатных изданий, а также нотные записи.

Обязательно стоит посмотреть на крест Рафаила. Несмотря на его небольшие размеры (81 см х 41 см), на нем вырезано 104 религиозные сцены и 650 фигур. На создание креста у монаха Рафаила ушло 12 лет и по завершении работы он ослеп.

Стены церкви расписывали известные иконописцы: Захари Зограф, Димитр Христов Зограф, Димитр и Симеон Молерови.

Одной из старейших построек монастыря является Хрельова Башня, построенная в 1335 году.

Посещая монастырь, стоит также увидеть пещеру Ивана Рильского в 4 км. от него, где находится гробница монаха.

Рядом с Рильским монастырем много отелей, где можно переночевать, а также ресторанов, где можно покушать.

  • монастырь: ежедневно с 7:00 до 20:00;
  • этнографический музей, гостиные помещения периода Возрождения, монастырское хозяйство и церковно-исторический музей: ежедневно с 8:30 до 19:30 (июнь — сентябрь) и с 8:30 до 16:30 (октябрь — май).
  • Хрельова башня открыта с 1 июня по 30 сентября.

Посещение церковно-исторического музея:

  • взрослые — €4;
  • семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка) – по €1,5 с взрослого и €0,5 с ребенка.

Посещение этнографического музея, гостиных помещений периода Возрождения, монастырского хозяйства, Хрельова башня:

  • взрослые – €2,5;
  • семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка) — по €1,5 с взрослого и €0,5 с ребенка;
  • учащиеся — €0,5.

Из Софии в Рилу можно добраться на рейсовом автобусе с автовокзала «Овча Купел» в Софии (время в пути – 2 часа). И уже на местном автовокзале сесть на автобус до монастыря.

БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бачковский монастырь – второй по величине православный ставропигиальный мужской монастырь в Болгарии после Рильского. Он был построен на деньги грузина Григория Бакуриани в 1083 году. С того времени монастырь не раз был разграблен и разрушен, поэтому в первоначальном виде сохранилось только костехранилище.

Монастырь известен своими фресками XI и XIV веков, некоторые из которых выполнил Иоанн Зограф Иверопулец, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на греческом языке.

Ансамбль монастыря включает в себя Успенский собор, трапезную и церковь Св. Архангела и Троицы, датируемых началом XVII века. Позже в XIX веке была возведена церковь Св. Николая, которую расписал Захарий Зограф.

При монастыре действует музей с оригинальными экспонатами: икона Богородицы (XVI век), Евангелие в серебряном окладе (XVI-XVII века), парча (XVIII век) и другие художественные произведения с ХVІ по ХІХ вв.

Вдоль дороги, ведущей от парковки до монастыря, много прилавков с различными сувенирами, которые можно купить на память!

Круглогодично с 8:00 до 17:00, без выходных.

  • монастырский комплекс – €0,5;
  • старая трапезная — €3;
  • музей – €1,5;
  • костница – €3;
  • музей + трапезная – €4;
  • экскурсия – €5.

Из Бургаса можно добраться на автобусе в Пловдив (стоимость проезда – €10). В Пловдиве нужно сесть на автобус «Пловдив – Смолян» на автовокзале Родопы и доехать до поселка Бачкова (стоимость проезда — €2). Точное место высадки у поселка Бачково можно уточнить у водителя!

ТРОЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем в Болгарии после Рильского и Бачковского. Он построен в XVII веке игуменом Каллистратом на берегу горной реки Черни Осым среди живописной природы.

Монастырь интересен своим уникальным архитектурным обликом, а также настенными росписями, выполненными Захарием Зографом в середине XIX века.

Главную церковь монастыря (Успения Богородицы) построил мастер Константин из г. Пештера. Ее освятил 6 августа 1835 года митрополит Иларион из Велико Тырново. Именно в ней похоронен болгарский Патриарх Максим, служивший здесь послушником.

В Троянском монастыре скрывался Васил Левски, один из активных участников освободительного движения против турок. Здесь же во главе с игуменом Макарием был основан монашеский революционный комитет. Их кельи превращены в музей.

Ежедневно с 8:00 до 17:00.

  • музей Левского: взрослые — €1, учащиеся – €0,5;
  • экскурсия на болгарском/английском языке – €3.

Из Варны в Троян курсируют автобусы со станции «Автогара Варна». Время в пути – 5 часов. От г. Троян к монастырю можно добраться на машине по асфальтированной дороге, вдоль которой установлены указатели.

АЛАДЖА

Монастырь Аладжа – один из самых посещаемых скальных монастырей в Болгарии. Он был высечен монахами-отшельниками в IV веке в отвесной скале.

Все помещения расположены на двух ярусах, соединенных лестницей. На первом ярусе расположен храм, кельи, кухня и трапезная, церковь для отпевания, склеп и хозяйственные помещения. На втором ярусе – часовня, где хорошо сохранились средневековые фрески.

В XIII-XIV вв. монастырь стал культурным центром исихазма, но уже в конце XIV века был разрушен турками. Однако монахи, придерживавшиеся исихазма, продолжали здесь жить до XVIII.

На территории монастыря сохранилось 20 келий и хозяйственных построек, кухня и обеденная комната, усыпальница, две часовни и два храма.

В 700 метрах на запад от монастыря расположены Катакомбы – группа пещер, в которых жили в V-VI вв.

Также недалеко от монастыря находится музей, в котором можно посмотреть экспозицию об истории монастыря, а также купить сувениры, церковные книги и др.

  • с 9:00 до 21:00 ежедневно (май — октябрь);
  • с 9:00 до 16:00 со вторника по субботу (ноябрь — апрель).
  • взрослые – €2,5;
  • дети, школьники, студенты и пенсионеры – €1.

Монастырь Аладжа находится в 3 км. от курорта Золотые пески. Из Варны в Золотые пески курсирует пригородный автобус №409 с 6:00 до 23:00 (стоимость проезда – €1,5). Из Несебра, Солнечного берега или Святого Власа сначала нужно добраться до Варны на автобусе (стоимость проезда – €6, время в пути – 2 часа) и затем уже на пригородном автобусе №409 до Золотых песков.

ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Ивановский монастырь – комплекс монашеских келий, церквей и часовен, высеченных в начале XIII века в скалах над каньоном реки Русенский Лом. Его основатель — монах Иоаким, позднее служил болгарским патриархом.

На территории монастыря сохранилось 20 церквей и часовен. В шести из них можно посмотреть на сохранившиеся древние фрески и стенописи XIII-XIV веков. Именно Ивановский монастырь признан самым полным собранием средневековой живописи Болгарии.

В церкви Святой Богородицы, на территории монастыря, сохранились уникальные фрески, созданные в XIV веке художниками тырновской школы живописи. Из-за них Ивановский монастырь включили в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В XVII веке монахи стали покидать монастырь и он постепенно начал разрушаться. Сейчас монастырь не действует, а служит Национальным археологическим заповедником и местом паломничества туристов со всего мира.

  • ежедневно с 9:00 до 18:00 (апрель — октябрь);
  • с 1 декабря по 31 марта только по предварительным заявкам.
  • взрослые – €2;
  • школьники, студенты и пенсионеры – €0,5;
  • группы (от 5 чел.) – €1,5 с человека;
  • экскурсия на болгарском языке — €2 (на всю группу).

Ивановские скальные цервки расположены в 22 км от Русе, возле с. Иваново. Добраться из Софии до Русе можно на рейсовом автобусе. Из Русе до монастыря лучше ехать на машине.