Церкви в Астрахани

Церкви в Астрахани

Архиерейское подворье Успенского кафедрального собора г. Астрахани
Астрахань, ул. Тредиаковского, 2 (Кремль)
Ключарь — протоиерей Дионисий Фокин, 8 927-558-8575

Храм свт. Иоанна Златоуста
Астрахань, ул. Донбасская, д. 61
Настоятель — протоиерей Виктор Гнатенко, благочинный; 51-77-10 (храм)

Иоанно- Предтеченский храм
Астрахань, ул. Софьи Перовской, д. 98
Настоятель — протоиерей Андрей Рудиков, 8 917-184-05-98; 35-78-21 (храм)

Храм Казанской иконы Божией Матери
Астрахань, Казанская пл., д. 10а
Настоятель — иеромонах Николай (Павлов), 51-92-80, 51-71-40 (храм)

Храм св. мч. Иоанна Воина
Астрахань, ул. Звездная, д. 15а
Настоятель — протоиерей Николай Студеньков, благочинный; 8 927-550-10-41; 33-53-40

Храм св. равноап. князя Владимира
Астрахань, ул. Генерала Епишева, 4
Настоятель — протоиерей Александр Успенский; 8 960-865-7973; 62-82-51

Архиерейское подворье Духосошественского храма
Астрахань, ул. Рождественского, д. 20
Настоятель — протоиерей Максим Каргин, 8 905-060-6888

Храм преподобного Сергия Радонежского
Астрахань, ул. Николая Островского, 150/1
Настоятель — иерей Валентин Вовчок, 8 905-363-9814

Храм св. праведного Феодора Ушакова
Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 60
Настоятель — иерей Илья Кишко, 8 917-179-6637

Храм св. блгв. кн. Александра Невского
Астрахань, ул. Н. Островского, 160а
Настоятель — иерей Валентин Вовчок, 8 905-363-9814

Храм Архистратига Божия Михаила
Астрахань, Аэропортовский проезд, ул. 1 Северная, 14а
Настоятель — иерей Феодор Шевченко; 8 8512 411-017

Храм свв. апп. Петра и Павла
Астрахань, ул. Клары Цеткин, д 6
Настоятель — протоиерей Марк Муратов, благочинный; 8 906-177-5777

Покровский собор
Астрахань, Покровская пл., д. 6
Настоятель — протоиерей Михаил Пристая, 8 964-887-3131

Храм Святой Живоначальной Троицы
Астрахань, 1-й Сенной пер., 11 (мкр. Бабаевского)
Настоятель — протоиерей Константин Осацкий, 8 917-190-0770; 42-01-42 (храм)

Храм Преображения Господня
Астрахань, ул. Аристова, д. 36
Настоятель — иерей Виталий Семенов, благочинный, 8 917-186-8599; 56-18-48 (храм)

Храм святителя Николая Чудотворца
Астрахань, ул. Мытищинская, д. 45
Настоятель — иерей Олег Ступин, 8 917-178-8046

Храм Феодоровской иконы Божией Матери
Астрахань, ул. Механошина, д. 2
Настоятель — иерей Александр Сызранов, 8 927-552-9931; 57-40-42 (храм).

Храм св. вмч. Георгия Победоносца
Астрахань, ул. Павелецкая, д. 13
Настоятель — иерей Владимир Князьков, 8 999-600-6619

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Астрахань, ул. Гомельская, д. 26
Настоятель — иерей Артемий Лобачев, 8 961-798-38-95

Храм Рудненской иконы Божией Матери
с. Началово, ул. Ленина, д. 44
Настоятель — иерей Николай Кочергин, благочинный, 8 960-851-1903

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
с. Карагали, ул. Мостовая 35
Настоятель — иерей Димитрий Горобец, 8 905-360-8228

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
пос. Кирпичного завода №1, ул. Клубная, д. 33
Настоятель — иерей Дмитрий Горобец, 8 905-360-8228

Храм Донской иконы Божией Матери
с. Началово, ул. Бебеля, д. 9
Настоятель — иерей Максим Ефимцев, 8 917-082-29-78

Храм Смоленской иконы Божией Матери
г. Камызяк, ул. Красная Набережная, д 24а
Настоятель — протоиерей Мирослав Пидлуский, благочинный, 8 917-194-7849

Храма Святой Троицы
с. Иванчуг, ул. Набережная, д. 66
Настоятель — иерей Владимир Фомин, 8 85145-99-582

Храм святителя Николая
с. Полдневое, ул. Чапаева 5а
Настоятель — иерей Владимир Фомин, 8 85145-99-582

Храм святителя Николая
Волго-Каспийский р. п., ул. Набережная, д. 25а
Настоятель — протоиерей Константин Широков, 8 927-280-3298

Храм Казанской иконы Божией Матери
с. Увары, ул. Молодежная, д. 62
Настоятель — протоиерей Константин Широков, 8 927-280-3298

Храм Преображения Господня
с. Образцово-Травино, ул. Хлебникова, д. 69
Настоятель — игумен Димитрий (Приз), 8 927-565-6160

Храм преподобного Серафима Саровского
п. Володарский, ул. Чернышевского, д. 23
Настоятель — иерей Павел Бурдин, благочинный, 8 927-553-0673

Храм Воздвижения Креста Господня
с. Марфино, ул. Школьная, д. 11
Настоятель — протоиерей Димитрий Романов, 8 909-376-6888, 8 85142-62922 (храм).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
с. Цветное, ул. Мира, д. 11а.
Настоятель — иеромонах Фаддей (Яницкий), 8 917-176-8848

Храм св. Александра Невского
с. Разино, ул. Степная, д. 19.
Настоятель — иеромонах Фаддей (Яницкий), 8 917-176-8848

Храм святителя Николая
с. Тишково, ул. Полевая, д. 30
Протоиерей Николай Соседкин, 8 927-663-4847

Храм Казанской иконы Божией Матери
с. Ильинка, ул. Речная, д. 40а
Настоятель — иеромонах Нил (Бедняков), 8 960-858-0095

Храм Архистратига Божия Михаила
с. Зеленга, ул. Сборная, д. 47
Настоятель — иеромонах Феодосий (Поваляев), 8 927-566-1365

Храм святителя Николая
с. Яндыки, ул. Кирова, д. 177а
Настоятель — протоиерей Анатолий Лебедев, благочинный, 8 927-550-9174.

Храм Покрова Божией Матери
с. Басы, ул. Школьная, д. 23а
Настоятель — иеромонах Амфилохий (Хачатурян)

Храм святителя Николая Чудотворца
с. Лесное, ул. Гагарина, д. 2
Настоятель — иеромонах Фаддей (Егоров)

Храм Казанской иконы Божией Матери
Лиман р. п., ул. Пионерская, д. 5
Настоятель — протоиерей Анатолий Лебедев, 8 927-550-9174; 8(851) 47-96642 (храм).

Храм святителя Василия Великого
с. Бирючья Коса, ул. Советская., д. 81
Настоятель — иеромонах Фаддей (Егоров)

Храм свв. апп. Петра и Павла
С. Икряное, ул. О. Кошевого, д. 3
Настоятель — протоиерей Вадим Новиков, благочинный; 8 909-376-7886.

Храм святителя Николая
п., Красные Баррикады, ул. Красная Набережная, д. 30
Настоятель — иерей Борис Левкин, 8 961-975-6922

Храм св. Сергия Радонежского
с. Оранжереи, ул. Корнеева, д. 5е
Настоятель — протоиерей Роман Сколота, 8 960-8567070

Храм Покрова Божией Матери
с. Житное, ул. Набережная, д. 23а
Настоятель — иерей Михаил Кобатов, 8 927-554-3208

Храм Донской иконы Божией Матери
с. Трудфронт, ул. Куйбышева, д. 1б
Настоятель — иерей Василий Коробков, 8 905-363-7475

Храм святителя Николая
Ильинка р. пос., ул. Ленина, д. 7а
Настоятель — игумен Филипп (Трещёв), 8 961-055-1085, 8 967-3367696 (храм)

Храм Святой Троицы
с. Бахтемир, ул. Суворова, д. 70
Настоятель — иерей Александр Никитин, 8 937-134-2937

Храм св. праведного Иоанна Кронштадского
с. Мумра, ул. Ленина, д. 22
Настоятель — иерей Александр Кердяшев, 8-8514-495141 (храм)

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
Астрахань, ул. Магнитогорская, д. 9
Настоятель — игумен Петр (Барбашов), благочинный; 8 903-347-5485; 51-05-36

Монашеская женская община в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Астраханская обл., Камызякский р-н, с. Комаровка
Настоятель — игумен Петр (Барбашев); 8 903-347-5485; 51-05-36;
монахиня Анисия (Захарова), 8 967-336-9130

Митрополит Астраханский и Камызякский Никон

Проводится сбор сведений о старце Иоакиме

По благословению Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Астраханского и Камызякского, проводится сбор сведений о чудесной помощи и исцелениях, полученных по молитвам старца Иоакима

Астрахань -1838. Часть 2. Храмы.

Начало здесь.
Итак, на рисунке братьев Чернецовых изображена Астрахань 1838 года.

Обратите внимание, как удачно выбрано художниками место для работы (недалеко от слияния Варвациевского канала и Кутума), и сколько местных достопримечательностей попадает в их поле зрения с этой точки. Возможно, помогли знающие астраханцы — непросто так сноровисто сориентироваться приезжим в незнакомом городе. Приблизительное место расположения художников я отметила на карте зелёной звёздочкой:

Канал делает резкий поворот влево, и перед зрителем предстает центральная часть города (посад, или Белый город) со стороны Варвациевского канала.

Известно, что Чернецовы старались передавать точно и достоверно свидетельства своей эпохи, так что мы в свою очередь можем постараться что-то узнать на картине. Это не так просто осуществить с домовыми строениями (большинство из них давно перестроено), зато храмовые сооружения значительно дольше сохраняют и свой внешний вид, и память о себе. На них и будем ориентироваться.

У меня получился следующий список:

Легко узнаваем Римско-католический костел с правой стороны рисунка. С тех пор он практически не изменил внешний вид:

С левого краю — Армянский собор Петра и Павла. Хотя он был разрушен в советские годы, но мы знаем, как он выглядел, благодаря старым фотографиям:

Троицкая церковь тоже не сохранилась, но расположенный рядом мост до сих пор называется Троицким; Троицкая улица, в начале которой располагался храм, ныне переименована в Псковскую.
Троицкая церковь:

Между Армянским Петропавловским собором и Троицкой церковью мной предположительно обозначена Петропавловская церковь (не сохранилась). Она находилась где-то в районе площади Шаумяна и выглядела следующим образом:

Правее Петропавловской церкви — башня. Вероятнее всего, это Крымская башня кремля.

Без всяких сомнений можно узнать Успенский собор (сохранился) в кремле и Пречистенскую колокольню архитектора Луиджи Руска. Колокольня сейчас другая, т.к. эта дала крен и была разобрана в 1899 году.
Слева от Успенского собора — Архиерейский дом (сохранился), и даже можно разглядеть соединяющий его с собором переход с башенкой. Переход к настоящему времени не сохранился, но про него и про эту башенку нам любят напоминать краеведы. Сохранились фотосвидетельства и колокольни Руска, и перехода (фото 1894 г):

Правее колокольни в поле зрения попадает Входо-Иерусалимская церковь (не сохранилась) — такой острый шпиль был на её колокольне:

А это фото Входо-Иерусалимского храма можно назвать прощальным:

Надо сказать, что точно на уровне с Входо-Иерусалимской (точнее, перед ней — по отношению к художникам) должна располагаться Знаменская церковь. Но выглядела в то время она скромно, не так помпезно, как перестроенная пятиглавая на известных нам фотографиях. Новая Знаменская частично сохранилась (без барабанов и колокольни), в настоящее время в ней располагается хлебозавод (на ул.Ленина).
Возможно на рисунке маленький барабанчик с главкой относится к старой Знаменской, но не уверена.

Хорошо узнаваема церковь Рождества Богородицы (снесена), которая считается первым астраханским храмом. Располагалась на пересечении ул.Советской и ул.Коммунистической на месте скверика Пушкина. Во время пребывания здесь Чернецовых, эта церковь являлась храмом Каспийской флотилии.

Церковь Николы Гостинного (несохранившаяся), что размещалась ранее на месте центрального универсама, при выбранном угле зрения должна была быть видна рядышком с храмом Рождества Богородицы с левой стороны. Там я её и отметила, хотя без особой уверенности. А выглядел храм так:

Справа от Рождественского храма — большой приземистый купол, скорее всего это виднеется храм Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, которому принадлежала и знаменитая ныне в Астрахани шатровая башня (на пересечении ул.Коммунистической и ул.Эспланадной). Храм не сохранился. Выглядел он так:

Ещё правее, рядом с преображенским куполом, вероятно, Смоленская церковь (несохранившаяся). У этой церкви была необычная архитектура — пирамидальными уступами. Находилась она на пересечении ул.Эспланадной и ул.Шелгунова — по этой причине ул.Шелгунова носила ранее название Смоленской.

А далее — Благовещенский женский монастырь, частично сохранившийся и поныне. Но по причине отсутствия у меня изображений этой обители во времена Чернецовых, а также нечеткости изображения на рисунке, все подписи сопровождаются вопросительным знаком.

К примеру, монастырская башня-колокольня (ныне разрушена), известная нам по дореволюционным открыткам, была построена значительно позже да к тому же на прикупленном у города участке. А как выглядела предыдущая и где располагалась, я не разобралась.

Часовня Николая Чудотворца:

В настоящее время она восстановлена, действующая:

Иоанно-Богословская церковь (снесена):

Главный же храм обители, церковь Благовещенья с приделом Параскевы Пятницы (в наши дни тоже уже отсутвтвующий), с выбранной художниками позиции закрывается Армянским Успенским собором. Только слева от Николаевской часовни проглядывает одна из его башенок с изящным куполом. На фото начала 20 века справа от колокольни — церковь Благовещенья, а слева — храм Иоанна Богослова:

Вид Армянского Успенского собора (не сохранен), который находился на месте нынешнего хачкара супротив женского монастыря, тоже озадачивает. Hа рисунке он должен быть в указанном мной месте, но на предреволюционных открытках выглядит несколько не так, как у Чернецовых:

Чтобы собор перестраивался во временном промежутке от 1838 года до момента запечатления на приведенном фото, такой информации я не нашла. Возможно, на рисунке перед этим храмом располагается ещё и дом. В общем, остались сомнения, и поставлен вопрос рядом с названием.

И наконец — Крестовоздвиженская церковь. На рисунке Чернецовых она едва видна из-за барабана Католического Костела.
Церковь находилась в том месте, где сейчас поставлен крест-памятник Кириллу и Мефодию.

Дома, что на фото справа, сохранились до наших дней, и по ним легко соориентироваться, где и как стояла церковь. Сравните с современным видом:

Зная это, можно довольно точно определить место работы художников: надо просто совместить Римско-католический костел с воображаемой Крестовоздвиженской церковью и берегом Варвациевского канала.
Ещё фото с храмом Воздвижения Креста Господня:

На этом фото справа от собора — Иоанно-Богословская и Благовещенская церкви женского монастыря, за храмом прячется католический костел (виден только центральный барабан с куполом), а далее — Армянский собор Петра и Павла.

old_astrakhan

История Астрахани. Краеведение

Начало здесь.
Итак, на рисунке братьев Чернецовых изображена Астрахань 1838 года.

Обратите внимание, как удачно выбрано художниками место для работы (недалеко от слияния Варвациевского канала и Кутума), и сколько местных достопримечательностей попадает в их поле зрения с этой точки. Возможно, помогли знающие астраханцы — непросто так сноровисто сориентироваться приезжим в незнакомом городе. Приблизительное место расположения художников я отметила на карте зелёной звёздочкой:

Канал делает резкий поворот влево, и перед зрителем предстает центральная часть города (посад, или Белый город) со стороны Варвациевского канала.

Известно, что Чернецовы старались передавать точно и достоверно свидетельства своей эпохи, так что мы в свою очередь можем постараться что-то узнать на картине. Это не так просто осуществить с домовыми строениями (большинство из них давно перестроено), зато храмовые сооружения значительно дольше сохраняют и свой внешний вид, и память о себе. На них и будем ориентироваться.

У меня получился следующий список:

Легко узнаваем Римско-католический костел с правой стороны рисунка. С тех пор он практически не изменил внешний вид:

С левого краю — Армянский собор Петра и Павла. Хотя он был разрушен в советские годы, но мы знаем, как он выглядел, благодаря старым фотографиям:

Троицкая церковь тоже не сохранилась, но расположенный рядом мост до сих пор называется Троицким; Троицкая улица, в начале которой располагался храм, ныне переименована в Псковскую.
Троицкая церковь:

Между Армянским Петропавловским собором и Троицкой церковью мной предположительно обозначена Петропавловская церковь (не сохранилась). Она находилась где-то в районе площади Шаумяна и выглядела следующим образом:

Правее Петропавловской церкви — башня. Вероятнее всего, это Крымская башня кремля.

Без всяких сомнений можно узнать Успенский собор (сохранился) в кремле и Пречистенскую колокольню архитектора Луиджи Руска. Колокольня сейчас другая, т.к. эта дала крен и была разобрана в 1899 году.
Слева от Успенского собора — Архиерейский дом (сохранился), и даже можно разглядеть соединяющий его с собором переход с башенкой. Переход к настоящему времени не сохранился, но про него и про эту башенку нам любят напоминать краеведы. Сохранились фотосвидетельства и колокольни Руска, и перехода (фото 1894 г):

Правее колокольни в поле зрения попадает Входо-Иерусалимская церковь (не сохранилась) — такой острый шпиль был на её колокольне:

А это фото Входо-Иерусалимского храма можно назвать прощальным:

Надо сказать, что точно на уровне с Входо-Иерусалимской (точнее, перед ней — по отношению к художникам) должна располагаться Знаменская церковь. Но выглядела в то время она скромно, не так помпезно, как перестроенная пятиглавая на известных нам фотографиях. Новая Знаменская частично сохранилась (без барабанов и колокольни), в настоящее время в ней располагается хлебозавод (на ул.Ленина).
Возможно на рисунке маленький барабанчик с главкой относится к старой Знаменской, но не уверена.

Хорошо узнаваема церковь Рождества Богородицы (снесена), которая считается первым астраханским храмом. Располагалась на пересечении ул.Советской и ул.Коммунистической на месте скверика Пушкина. Во время пребывания здесь Чернецовых, эта церковь являлась храмом Каспийской флотилии.

Церковь Николы Гостинного (несохранившаяся), что размещалась ранее на месте центрального универсама, при выбранном угле зрения должна была быть видна рядышком с храмом Рождества Богородицы с левой стороны. Там я её и отметила, хотя без особой уверенности. А выглядел храм так:

Справа от Рождественского храма — большой приземистый купол, скорее всего это виднеется храм Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, которому принадлежала и знаменитая ныне в Астрахани шатровая башня (на пересечении ул.Коммунистической и ул.Эспланадной). Храм не сохранился. Выглядел он так:

Ещё правее, рядом с преображенским куполом, вероятно, Смоленская церковь (несохранившаяся). У этой церкви была необычная архитектура — пирамидальными уступами. Находилась она на пересечении ул.Эспланадной и ул.Шелгунова — по этой причине ул.Шелгунова носила ранее название Смоленской.

А далее — Благовещенский женский монастырь, частично сохранившийся и поныне. Но по причине отсутствия у меня изображений этой обители во времена Чернецовых, а также нечеткости изображения на рисунке, все подписи сопровождаются вопросительным знаком.

К примеру, монастырская башня-колокольня (ныне разрушена), известная нам по дореволюционным открыткам, была построена значительно позже да к тому же на прикупленном у города участке. А как выглядела предыдущая и где располагалась, я не разобралась.

Часовня Николая Чудотворца:

В настоящее время она восстановлена, действующая:

Иоанно-Богословская церковь (снесена):

Главный же храм обители, церковь Благовещенья с приделом Параскевы Пятницы (в наши дни тоже уже отсутвтвующий), с выбранной художниками позиции закрывается Армянским Успенским собором. Только слева от Николаевской часовни проглядывает одна из его башенок с изящным куполом. На фото начала 20 века справа от колокольни — церковь Благовещенья, а слева — храм Иоанна Богослова:

Вид Армянского Успенского собора (не сохранен), который находился на месте нынешнего хачкара супротив женского монастыря, тоже озадачивает. Hа рисунке он должен быть в указанном мной месте, но на предреволюционных открытках выглядит несколько не так, как у Чернецовых:

Чтобы собор перестраивался во временном промежутке от 1838 года до момента запечатления на приведенном фото, такой информации я не нашла. Возможно, на рисунке перед этим храмом располагается ещё и дом. В общем, остались сомнения, и поставлен вопрос рядом с названием.

И наконец — Крестовоздвиженская церковь. На рисунке Чернецовых она едва видна из-за барабана Католического Костела.
Церковь находилась в том месте, где сейчас поставлен крест-памятник Кириллу и Мефодию.

Дома, что на фото справа, сохранились до наших дней, и по ним легко соориентироваться, где и как стояла церковь. Сравните с современным видом:

Зная это, можно довольно точно определить место работы художников: надо просто совместить Римско-католический костел с воображаемой Крестовоздвиженской церковью и берегом Варвациевского канала.
Ещё фото с храмом Воздвижения Креста Господня:

На этом фото справа от собора — Иоанно-Богословская и Благовещенская церкви женского монастыря, за храмом прячется католический костел (виден только центральный барабан с куполом), а далее — Армянский собор Петра и Павла.