Церкви Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто

Площадь дель Пополо и Церковь Санта Мария дель Пополо

В 16м веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). В переводе с итальянского — Народная площадь. На самом деле ее название происходит от латинского слова «популус» — «тополь».

Церковь Санта Мария дель Пополо
(Santa Maria del Popolo)

В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить и сжечь дерево, а пепел вместе с останками могилы бросить в Тибр. На «проклятом» месте была построена часовня Девы Марии. В 1235 году по воле Папы Римского Григория IX она была расширена и стала церковью. В 1250 году он передал церковь ордену монахов-августинцев.

Мозаики купола «Бог-творец в небе, окруженный символами Солнца и семи планет» выполнены Луиджи де Паче по картону Рафаэля в 1516 году. Картина в алтаре «Рождение Девы» — Себастьяно дель Пьомбо.
Скульптуры Бернини — «Даниил и лев» и «Аввакум и ангел».

Капелла Чезари (слева от алтаря)

Вскоре были завершены новые картины для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту.

Новаторским выглядит использование света, когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, которая благодаря скульптору Фонтане и росписям Таккони, украсившим своды и потолок, обрела величественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской Карраччи.

Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма.
Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой.

Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна. ( Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю).

С поразительным реализмом написана фигура апостола, для которого был выбран тот же натурщик, который позировал для Иосифа в «Отдыхе на пути в Египет» и для отвергнутого варианта «Апостола Матфея и ангела».

Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла».

Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, (будущий апостол Павел), был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня?»
Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства.
Он первым изобразил реальный, ничем не приукрашенный мир, освободившись от веками освящённой условности.

«Обращение Савла» Веронезе

«Обращение Савла» Микеланджело

Искусствовед Маттео Марангони пишет: «Картина “Обращение Савла” — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан».

Церковники дважды отклоняли картину. В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:

Задуманного Черази состязания так и не получилось.
Любой человек, войдя в церковь, издали будет привлечён богатством мраморного обрамления капеллы и ярким пятном алтарной картины.
Но, оказавшись в самой капелле, лишь на миг остановит взгляд на работе Карраччи, перегруженной персонажами и деталями, и всё его внимание окажется прикованным к двум боковым полотнам.

Римские острословы отвели душу, потешаясь над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, которая плывёт в небесах по-лягушачьи, запутавшись в развевающихся ярких одеяниях. Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления, а остальные девять устремили взоры вверх к плывущей средь облаков Деве. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Но особое удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа, приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца.

В центре капеллы — Караччи «Вознесение Богородицы» (1601 г.)

Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме.
На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, которые несли в себе то новое, чего ещё не знала мировая живопись. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.

Санта-Мария деи Мираколи: самая романтичная церковь Венеции

Санта-Мария деи Мираколи – это церковь в стиле раннего Возрождения, которая считается одной из самых романтичных во всей Венеции, чтобы повенчаться в этой церкви сюда слетаются тысячи влюбленных пар со всего мира.

Хоть гуляя по Венеции вы вскоре привыкнете останавливаться почти на каждом шагу из-за поразительных зданий и видов, скрывающихся практически за каждым поворотом, но ни одно впечатление не может в полной мере сравниться с первым взглядом на прекрасный мрамор церкви Санта-Мария деи Мираколи.

История создания

Церковь была построена для того, чтобы разместить в ней образ Девы Марии, написанный в 1409 году и первоначально предназначенный для наружной стены здания (обычная практика в Венеции).

[color-box color=”green”]Чудеса (miracoli) стали ассоциироваться с образом в 1480 году, что привело к увеличению добровольных пожертвований, позволивших властям заказать для иконы здание церкви у Пьетро Ломбардо.[/color-box]

Ломбардо, один из ведущих архитекторов того времени, создал здание, красота которого была практически полностью основана на тенях, тонах и опенках, облицевав церковь мрамором цвета мёда, панелями из порфира и извилистой мозаичной инкрустацией.

Интерьер церкви

Инновационное использование Ломбардо мрамора продолжается и внутри церкви Санта-Мария деи Мироколли, помещение заполняет ряд скульптурных работ, созданных им вместе с его сыновьями, Туллио и Антонио.

К лучшим из них относятся резьба на двух колоннах, поддерживающих церковные хоры (рядом с входом), на поясных фигурах балюстрады напротив приподнятого алтаря, среди необычного орнамента у основания колонн хоров.

На потрясающем потолке изображены 50 святых и пророков (1528) работы Винченцо далле Дестре и Латтанцо да Римини.

Церковное венчание

В церкви очень любят проводить обряд венчания, чему немало способствует красивая арка в фасаде здания, обрамленная резными колоннами.

Алтарь венчает икона Девы Марии, сотворившей множество чудес, предания о которых можно услышать от прихожан церкви.

Видео

Совсем небольшой видеообзор поближе познакомить вас с этим храмом.

Отзывы туристов

Небольшая камерная церковь. Очень красивая и снаружи, и внутри. Убранство скромное, но очень достойное. Приятно посетить. Так и хочется сказать: церковь для своих.[/color-box] [color-box color=”blue-null”]Зоя

Необычайно красивая, гармоничная церковь. Фасад облицован мрамором медового цвета, панелями из порфира. Пишут, на церковь пошли куски мрамора, оставшиеся от Сан-Марко. Она, правда, похожа на шкатулку. Интерьер Санта Марии деи Мираколи необычен для Венецианских церквей. Тут нет привычных картин, здесь пестрый мраморный декор и всего лишь одна чудотворная икона.

Читайте также  Церкви в Аахене

Очень приятно посидеть рядом с церковью, на маленькой уютной площади, и бесконечно любоваться, глядя на Санта Мария деи Мираколи.[/color-box] [color-box color=”green-null”]Татьяна

Мы натолкнулись на эту церковь совершенно случайно. Это был последний день в Венеции. Мы сели посидеть на скамейку где-то по дороге в сторону Санта-Марко. И увидели эту церковь. Она привлекла наше внимание своим бело-голубым цветом. Подойдя ближе, мы поняли, что она вся облицована мрамором не только снаружи, но и внутри. Очень красивая церковь. В ней так хорошо, спокойно и красиво. [/color-box]

Как добраться

От моста Риальто можно дойти до церкви за десять минут. Ближайшая остановка вапоретто — Rialto.

Церкви-близнецы в Риме

Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее — то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Церкви-близнецы в Риме – это две церкви в начале улицы Корсо на пьяцца дель Пополо: Санта-Мария-деи-Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto).

Если стоять на площади дель Пополо лицом к фасадам, то слева будет церковь Санта Мария di Montesanto, справа – церковь Святой Марии dei-Miracoli.

К сожалению, в мае 2013 года церковь St.Марии ди Монтесанто была на реставрации, и «двойного эффекта» от церквей-близнецов в Риме не получилось.

Церкви-Близнецы в Риме на виа дель Корсо. Слева Санта Мария ин Монтесанто, справа Санта Мария деи Мариколи

Но, даже наличие строительных лесов не мешает увидеть отличия в экстерьере этих церквей-«близнецов»: разными являются структураплан церквей, фонари куполов и колокольные башни.

Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи в Риме

Церкви-близнецы в Риме появились благодаря градостроительным амбициям Папы Александра-VII, который поручил Карло Райнальди разработать монументальный дизайн начала главной улицы Рима – виа Фламиния (так раньше называлась виа дель Корсо), выходящей к северным воротам Аврелиановой Стены.

Первоначально Райнальди представил проект церквей с разными дизайнами фасадов. Впоследствии, проект был переработан и Рим получил церкви-близнецы: Санта Мария деи Мираколи и Санта Мария ин Монтессанто. Финансировал строительство церквей-близнецов кардинал Джироламо Гастальди, чей фамильный герб присутствует в декоре двух церквей.

Вид на пьцца дель Полола с виа дель Корсо. рядом с церквями-близнецами

Особую величественность архитектурному проекту церквей-близнецов придет так называемый «трезубец» улиц, разграничивающих пространство церквей: виа дель Бабуино, виа дель Корсо и виа ди Рипетта.

Церковь Санта Мария ин Монтесанто принадлежит монахам кармелитского ордена. Само название «Monresanto» означает «святую гору». Речь идет о горе Кармель («Виноградник Божий») в Израиле, на которой монахи-участники крестовых походов 12 века организовали обитель.

План-схема одной из церквей-близнецов в Риме: Санта Мария деи Мариколи

Церковь Святой Марии ин Монтесанто строилась с 1662 по 1679 год и имеет эллиптический план. Изначально проект разработал Карло Райдальди, потом был изменен Джованни Л. Бернини, а закончен уже Карло Фонтана. Колокольня была добавлена в 18 веке.

Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи в Риме (существует одноименная церковь в Венеции) была построена в 1675-1681 гг. и имеет кольцевую схему (см фото).

Фасад одной из церквей-близнецов в Риме: Санта Мария деи Мариколи

Колокольня была построена также в 18 веке Джироламо Теодоли. Интерьер церкви разработал ученик Бернини – Антонио Раджи.

В главном алтаре Санта Мания деи Мираколи находится чудодейственная икона Девы Марии, в честь которой и названа церковь («miracolo» с итальянского «чудо»).

Церкви-близнецы Санта-Мария-деи-Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) на карте Риме:

Посмотреть более крупную карту

yelkz

Yelkz

. уютный фотобложек для фотовсячины

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo — Народная площадь) — одна из самых известных площадей Рима. Читая про неё описание в интернете сталкивался с тем, что её считают самой популярной и примечательной, но мне кажется пьяцца Сан Пьетро никто не обойдёт, а ведь есть ещё несколько крайне примечательных мест. Так или иначе — но место несомненно заслуживающее упоминания. Так уж получилось, что гуляя по Риму мы постоянно как-то обходили её стороной и в какой-то момент я решил, что нет — надо обязательной дойти и увидеть, обязательно это должен сделать — хоть чуть-чуть провести там время. Ну то есть понятное дело, что за один раз весь Рим охватить невозможно, а плюс к этому есть много мест куда хочется вернуться снова. Но всё равно при всем моей скепсисе к must-see-спискам очень уж хотелось взглянуть хоть одним глазком на эту площадь!

Собственно со временем выбора визита на площадь «мне повезло» — тут готовились к какому-то массовому мероприятию — собирали сцены, звук и прочее сопутствующее оборудование (которое перекрывало доступ и вид к ряду достопримечательностей этого места). Я в общем от таких вещей не обламываюсь особо (фонтан Треви вообще на реконструкции был и ничего) — в конце концов Рим настолько насыщенный, что здесь на один знаменитый реставрируемый или закрытый памятник есть десяток по соседству ни менее крутых. С площадью также:

Скажем даже из-за всех сооружений удалось разглядеть обелиск. Ну нравятся мне эти египетские обелиски в Риме — можно вообще своего рода челендж устроить — пройти и увидеть все римские обелиски (а ведь помимо основных есть ещё неканоничные вроде как того на площади Республики):

Это обелиск Фламиния – 24-х метровая каменная колонна возрастом 3400 лет — монумент египетскому фараону Сети I, который был вывезен из Гелиополя по приказу Октавиана Августа. Веками колонна стояла на арене Большого Цирка, где со временем подверглась разрушению (в какой-то момент колонна упала и раскололась на три части). Несколько веков она пролежала на земле, пока во время раскопок не была найдена. Колонну отреставрировали и согласно указу Папы Римского Сикста V, уже под именем «обелиск Фламиния», установили на этой площади в дополнение к уже находящейся там фонтанной группе из 4-ех небольших фонтанов в виде львов, из пасти которых вытекают струи воды:

Собственно заняться площадью Пополо и решил Сикст IV еще в конце 15 века. Решение расходящихся трех «зубцов» (улиц) от ворот площади к порту Рипетта придумали Рафаэль и Антонио да Сангалло. Позднее Григорий XIII (который ввел григорианский календарь) возвел на площади первый в Риме общественный фонтан. Затем здесь отметилось еще парочка выдающихся жителей разных веков, отчего эта площадь ныне и считается одним из самых величественных и продуманных архитектурных ансамблей итальянской столицы. Собственно главной особенностью этой площади являются эти три расходящихся улицы, во времена создания площади являющиеся главными транспортными магистралями: Корсо (Via del Corso), Рипета (Via di Ripetta) и Бабуино (Via del Babuino):

А углы между этими улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679), представляющие собой прекрасный дуэт в стиле барокко:

На самом деле конечно если присмотреться — церкви не идентичны, хотя и очень похожи и строились практически одновременно в одном стиле. Санта-Мария-ин-Монтесанто (итал. Santa Maria in Montesanto) — та что находится слева (если стоять на площади лицом к церквям). Известна также как «церковь художников». Находится между улицами виа дель Бабуино и виа дель Корсо. Название Санта-Мария-ин-Монтесанто сохранилось от небольшой церкви, построенной кармелитами с Сицилии, основавшими в 1640 году на этом месте свой монастырь. Строительство церкви началось в 1662 году под руководством архитектора Карло Райнальди по заказу папы Александра VII. После смерти Александра VII в 1667 году работы были приостановлены на несколько лет в связи с отсутствием средств и возобновились под руководством Карло Фонтана в 1673 году, когда кардинал Д. Гастальди профинансировал продолжение строительства. С 1674 года в работе принимали участие Джан Лоренцо Бернини и его помощник Маттиа де Росси. Если К. Райнальди спроектировал обе церкви округлыми в плане с восьмигранным куполом, то К. Фонтана и Д. Бернини решили придать Санта-Мария-ин-Монтесанто овальную форму, а купол сделать двенадцатигранным, чтобы эффективнее использовать земельный участок, который больше по площади и отличается по форме от того, на котором расположена Санта-Мария-деи-Мираколи. При этом архитекторам пришлось решать задачу сохранения визуальной идентичности этих парных церквей, для чего, например, сторона барабана купола церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто, обращённая к площади, имеет бóльшую ширину, чем соседние. К юбилейному 1675 году церковь была освящена, но отделка интерьера продолжалась до 1679 года, когда она была открыта для публики. Колокольню, пристроенную в 1761 году, спроектировал Франческо Навона или, по другим данным, Джироламо Теодоли:

Читайте также  Водопады во Вьетнаме

Санта Мария деи Мираколи (лат. Sanctae Mariae Miracolorum) — вторая из двух известных в Риме церквей-близнецов на Пьяцца-дель-Пополо. В противоположность Санта-Мария-ин-Монтесанто с её овальными очертаниями, здание Санта-Мария-деи-Мираколи округлое с восьмиугольным куполом и элегантной колокольней 18 века. Интерьер церкви украшен фресками Антонио Раджу — ученика Бернини. Скульптуры кардиналов Бенедетто и Гастальди сделаны Карло Фонтана, который также разработал интерьер. На высоком алтаре — чудотворный образ Богородицы, который и дал имя церкви. Также ей посвящена первая часовня справа от алтаря:

С западной стороны расположился фонтан «Нептун». Владыка морей и океанов, вооруженный трезубцем, находится в компании двух тритонов:

С той же стороны площади, что и фонтан Нептуна располагаются Порта-дель-Пополо — ворота стены Аврелиана в Риме, получившие название от церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Первоначальное название — Фламиниевы ворота, названные по Фламиниевой дороге, которая проходила через эти ворота.

Древние ворота были возведены при императоре Аврелиане в около 271—275 годах, при папе Сиксте IV были перестроены полукруглые башни в квадратные. Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной, ворота со стороны города украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах в 1879 году башни (XVI век) были снесены:

И ещё одна интересная постройка на площади, на которую у меня упал взгляд: Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь ордена августинцев в Риме, от которой берёт название большая пьяцца-дель-Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Здание церкви возведено в 1472—1477 годах на основе романской часовни 1099 года постройки. Интерьер основательно обновлён Бернини при Александре VII.

По местным поверьям, здесь, на Пьяцца-дель-Пополо, некогда был похоронен император Нерон. Какое-то время тело императора лежало в гробнице, а потом римляне посчитали, что в ней завёлся злой дух, и бросили тело бывшего правителя в реку. На месте же гробницы же в дальнейшем решили возвести эту самую церковь:

И ещё один факт — практически с самого начала функционирования площади в течении столетий на площади дель Пополо проводились публичные казни преступников, даже гильотины тут успели поставить, последнюю казнь тут провели в 1826 году. И тем ни менее несмотря на страшное прошлое, Пьяцца-дель-Пополо пользуется большой популярностью среди жителей и гостей Рима.

7. Рим: от Пьяцца-дель-Пополо до Трастевере

В последней части заметок про Рим я наконец-то добрался до Пьяцца-дель-Пополо. Предлагаю прогуляться по одной из самых красивых площадей Рима, отдохнуть на вилле Боргезе и на ужин отправиться в район Трастевере на поиски артишоков.

Карта достопримечательностей Рима и моего маршрута прогулки, коричневым цветом отмечены точки из этого отчета.

Начну с самой заметной достопримечательности площади, точнее их сразу две. Это церкви-близнецы Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. На первый взгляд они совершенно одинаковые, но если присмотреться внимательнее, то сразу будут заметны отличия пусть и незначительные. Например, купол ин-Монтесанто (слева) имеет больше граней, чем деи-Мираколи. Между близняшками проходит одна из главных улиц Рима via Corso, она идет до площади Венеции.

Если повернуть голову направо, то увидите фонтан Нептуна.

Я почитал перед поездкой про близнецов и решил внутрь не заходить, имена художников, чьи работы украшают интерьер, мне ничего не говорили.

А если посмотреть налево в сторону холма Пинчо, то увидим еще один фонтан, который называется Римская богиня.

С Северной стороны на Пьяцца-дель-Пополо выходит Санта-Мария-дель-Пополо, самая древняя здесь, которая собственно и дала название всей площади. Церковь строили на народные пожертвования, поэтому ее в дальнейшем стали называть Popolo, т.е. народная. И вот в нее, как раз стоит зайти, Санта-Мария-дель-Пополо самая интересная на этой площади, там есть два Караваджо, а к интерьеру приложил руку Рафаэль.

Но ни по каким церквям я не стал ходить, т.к. тут со мной случился приход с симптомами прямо, как у Синдрома Стенделя. Меня реально стало трясти и колбасить, я охренел просто и решил, что на сегодня хватит эмоций. На самом деле, думаю впечатления от долгожданной встречи с Пьяцца-дель-Пополо здесь были не при чем, просто я перепил крепчайшего итальянского кофе на тридцатиградусной жаре.

Чтобы привести организм в норму, я решил часок потупить на вилле Боргезе.

Но нельзя же так просто пройти мимо смотровой площадки на холме Пинчо и не сделать фоточку Пьяцца-дель-Пополо, даже когда тебя и так уже потрясывает от впечатлений.

Из-за дурного самочувствия вилла Боргезе как-то прошла мимо меня, я только запомнил, что тут толпы людей.

Как настоящий римлянин, я разлегся на траве в тени деревьев и стал рассматривать полуголых итальяно и предался ничегонеделанью. Но оказалось, что римлянин из меня плохой, потому что это занятие мне уже через пятнадцать минут поднадоело, а т.к. колбасить меня перестало, то мы с товарищем отправились гулять дальше.

Ближе к Галерее Современного Искусства нашел «наше все». Кроме Пушкина, к которому я шел целенаправленно, на вилле Боргезе я еще наткнулся на памятник Гоголя, может еще и кто из наших есть.

Галерея Современного Искусства.

В Галерею не пошли, а еще немного пошатались по парку.

Ворота виллы Боргезе.

За Пьяцца-дель-Пополо обнаружился местный римский Черкизон

Через ворота дель-Пополо мы вернулись на площадь.

Воздушный шарик у цыганки какой-то знакомый.

Антикварный рынок напротив Мавзолея Августа.

Я специально отклонился от via Corso, чтобы взглянуть на этот загадочный мавзолей. Нигде в путеводителях он не значится, при этом, если смотреть по спутниковой карте, то по размеру мавзолей Августа будет лишь чуть меньше Колизея. Увы, в реальности, он, действительно, не слишком впечатляет. Вокруг ведутся какие-то работы или раскопки, возможно в будущем это станет еще одной популярной туристической точкой.

Вокруг мавзолея Августа находится еще, как минимум три интересные церкви, но я решил, что на сегодня хватит.

Модерн в Риме не часто попадается на глаза.

Из списка Одри Хепберн оставался только один непосещенный объект — это Пантеон. Т.к. я обещал товарищу провести его по всем самым популярным достопримечательностям Рима, то напоследок зашли и к этому древнейшему храму.

Внутри Пантеона были такие толпы людей, что у меня хватило терпения только поглазеть на купол, после чего быстренько оттуда ретировался.

Благо рядом находится церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, в которую заглядывает не каждый турист.

А те, кто заходит, делают это ради картин Караваджо. Самая крутая из них «Призвание святого Матфея», но она висит сбоку, а толком снять можно только Святого Матфея и ангела.

Две фигуры ярко выделяются на глухом чёрном фоне. Вдохновлённый Матфей внимает витающему над ним в вихре белых одежд небесному посланцу. Поза Матфея неустойчива — простой табурет, на который он опирается коленом, накренился над пустотой. В то же время апостол сохраняет естественность и непринуждённость, записывая слова ангела. Жест ангела, отгибающего пальцы, указывает на то, что он даёт точные указания.

Читайте также  Что делать в Кемере зимой

Ангел является символом евангелиста Матфея. По «Золотой легенде», Матфей имеет символ в образе человека, потому что яснее других евангелистов указал на человеческую природу Иисуса.

Как бы ни оказалась прекрасна Пьяцца-дель-Пополо, к которой я так долго стремился, но в моем рейтинге она не смогла обогнать Пьяцца-Навона.

Так что мы снова провели тут почти час, попивая апероль и слушая уличных музыкантов.

Стало уже темнеть и пора было выбираться в Трастевере на поиски артишоков.

По пути прошли по площади Фарнезе. На площади поразили огромные фонтаны в виде ванн с ручками. Оказывается, что скорее всего эти ванны древнеримского происхождения, например, из терм Каракаллы. Причем, первое время, когда их установили на площади, это были не фонтаны, а. трибуна для местных VIP. Дело в том что площадь Фарнезе раньше была центром всяких зрелищных мероприятий, вроде боев быков и т.п.

Fontana del Mascherone (фонтан Маски?).

И мы снова в Трастевере.

Как и прошлый раз было не до гуляний по этому замечательному району, уже стемнело, да и есть хотелось.

В Риме я старался питаться только блюдами римской кухни. В вопросе,что попробовать в Риме крайне помог этот отчет:
http://vl-shvedov.livejournal.com/3649.html

Я очень люблю артишоки. Взял два варианта. Слева вареный — это артишок по-римски, справа жареный — это по-еврейски

На этом фонтане с черепашками заканчиваю рассказ про мои пару дней в Риме на эти майские праздники. Рассказ заканчиваю, но с Римом, конечно, все только начинается. Неосмотренным еще осталось очень много, что же, в следующую поездку продолжу.

Стиль барокко на площади Рима: Пьяцца дель Пополо

Многие слышали крылатое выражение, что все пути — дороги ведут в Рим. Одна из них, построенная древнеримским цензором Гаем Фламинием еще в 3 веке до н.э., приводила к северным городским воротам стены Аврелиана, первоначально именуемым как Фламиниевы ворота (Porta Flaminia). Именно рядом с ними находится одна из самых красивых площадей, утверждающих стиль барокко – Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo).

Пьяцца дель Пополо в Риме

Гусиная лапка Доменико Фонтана

Доменико Фонтана (1543 – 1607 гг)

В начале XVI века Рим имел серьезные проблемы, связанные с ростом населения, что приводило к деградации города, существовавшего, фактически, в руинах разрушенных древних храмов и приходящих в негодность акведуков и канализационных систем. В этой связи Папа Сикст V задумал осуществить гражданские проекты по улучшению жизни и изменению облика самого города, доверив столь важную задачу архитектору Доменико Фонтана (1543 – 1607 гг).

Градостроитель спроектировал и предложил построить среди хаоса римских холмов и полуразрушенных древних храмов принципиально новую дорожную сеть, связывающую ключевые места города, отметив их установкой обелисков времен Римской империи.
Имея в своем распоряжении ограниченный объем экономических ресурсов, Фонтана смог выполнить только предварительную часть своего рабочего плана, то есть разместил лишь древние обелиски в ключевых точках города. К счастью, это был первый шаг и самое важное решение в его проекте, которое сформировало масштабность последующих работ по урбанизации Рима и явилось руководством для новых поколений дизайнеров и градостроителей.

Район Кампо Марцио, Рим. Карта 1777 г

Со времен папы Сикста V Пьяцца дель Пополо является отправной точкой трех городских дорог – Виа дель Бабуино, Виа дель Корсо и Виа ди Рипетта, о чем до сих пор напоминает установленный на ней в 1589 году Египетский обелиск. В результате три направления были объединены в так называемый радиальный трезубец. Эта конструкция получила название «гусиная лапка» в Италии, «patte d’oie» во Франции и «goose foot» в Англии. Во Франции оригинальная идея Доменико Фонтана нашла свое продолжение в дизайне Place de Armes в Версале, а в Италии была использована архитектором Карло Райнальди.

Схема площади Пьяцца дель Пополо, предложенная Доменико Фонтана

Обелиск Фламинио на Пьяцца дель Пополо

Грандиозная стела, взметнувшись на высоту 24 метра, получила название дороги, упирающейся в городские ворота Рима.

Первоначально, единственным украшением площади являлся фонтан, построенный в 1573г. Джакомо делла Порта по указанию папы Грегория XIII. Это был один из восемнадцати городских фонтанов, которые предусматривались установить в Риме после реставрации акведука Аква Вирго (Aqua Virgo). Однако при проектировании инфраструктуры, Доменико Фонтана обнаружил, что, по чистой случайности, оси пересечения трех будущих главных дорог города сходятся именно в этой точке. Для целостности визуального восприятия расходящихся из единого центра дорог принципиально важно было поместить обелиск на место действующего фонтана. Сам фонтан Джакомо делла Порта сместил ближе к началу Виа дель Корсо.

Общий вид площади

Египетский обелиск, построенный во времена фараонов Рамзеса II и Марнептаха ( 1232 – 1220г.до н.э.), был привезен в Рим Императором Октавианом Августом в качестве трофея в 10 году до н.э. Украшающие его барельефы восхваляют жизнь и деяния обеих фараонов. Первоначально грандиозная стела украшала цирк Максимус, а после упадка Империи была низвержена и закопана. Доменико Фонтана реставрировал и установил артефакт согласно своего проекта. С тех пор обелиск Фламинио является одной из достопримечательностей Рима.

Базилика в стиле барокко на Пьяцца дель Пополо

Рядом с городскими воротами расположена одна из старейших церквей Рима – базилика Санта Мария дель Пополо. Она стоит на том самом месте, где, по преданиям, находился мавзолей Domizzi Enobarbi с гробницей одного из самых страшных римских императоров – Нерона. В 1099 году по указанию папы Пасхалия II мавзолей разрушили — останки императора были извлечены из гробницы и брошены в реку, а на его месте построили небольшую часовню.

В 1227 году при Папе Григории IX на месте часовни возвели церковь, которая была полностью перестроена между 1472-1477гг. по проекту Андреа Бреньо и Баччо Понтелли.
Между 1655 и 1660 годами Папа Александр VII решил изменить фасад здания, поручив разработку проекта Джованни Лоренцо Бернини. Учитывая новые веяния в архитектуре, знаменитый скульптор придал церкви четкий стиль Барокко.

Базилика Санта Мария дель Пополо

Близнецы на площади Рима

Церкви близнецы на площади дель Пополо

Площадь дель Пополо. Hendrik Frans van Lint, 1750

Гениальное решение Райнальди

Новая площадь Пьяцца дель Пополо

С 1816 по 1834 годы площадь подверглась значительной реконструкции в рамках городского планирования. Архитектор Джузеппе Валадье придал площади овальную форму. Он соединил холм Пинчо с восточной стороны Пьяцца дель Пополо с западной частью, выходящей к Тибру. В 1823 году Валадье убрал старый центральный фонтан Джакомо делла Порта, который портил весь вид народной площади, выполненной в стиле Барокко.

Вид площади дель Пополо. Фото 1890г.

Фонтан у обелиска Фламинио

Фонтан Нептун располагается на западной стороне, ведущей к Тибру