Церковь Вознесения Иисуса Христа

Вознесение Господне

Господь Иисус Христос есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного закона, Ему подчинена вся материя, весь физический мир со всеми законами природы

Вознесение Господне — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.

Вознесение Господне. Из Праздничного чина («Васильевский»). Андрей Рублев и Даниил, 1408 Андрей Рублев и Даниил, Public Domain

Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

Икона Вознесение Господне, Новгород, XIV в. неизвестен, Public Domain

Новозаветная история

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
(Деян. 1:9-11)

О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).

Вознесение Господне Другие города, Public Domain

Богослужебное почитание

В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди.

Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2:2-3). (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16:9-20).

Вознесение Господне. Ярославль, XIX в. неизвестен, CC BY-SA 3.0

Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Вознесение Господне. Болгарская икона, XVI в. неизвестен, Public Domain

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

Тропарь, кондак и задостойник на Вознесение Господне.

На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра. Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак праздника, глас 6 (Ἦχος πλ. β’) Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ’ ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ’ ὑμῶν. Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы. Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!»
Задостойник праздника, глас 5 (Ἦχος πλ. α’) «Σὲ τὴν ὑπὲρ νοῦν καὶ λόγον Μητέρα Θεοῦ, τὴν ἐν χρόνῳ τὸν ἄχρονον ἀφράστως κυήσασαν, οἱ πιστοὶ ὁμοφρόνως μεγαλύνομεν». Тя па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, ве́рнии, единому́дренно велича́ем. Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченно родившую, мы, верные, единомысленно величаем.

Статья подготовлена по материалам: Святитель Николай (Велимирович), Public Domain.
Фото: Другие города, Public Domain.

Фотогалерея

Полезная информация

Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение)
греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου
лат. ascensio
полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́
греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ)

Вознесение Господне

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).

В Евангелии от Луки говорится о том, как воскресший Иисус встретился со своими учениками и сказал им:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 4–9).

Евангелист Матфей продолжает:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16–20). И снова пишет Лука: «… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 50–53).

Так вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает. Материя покоряется духу настолько, насколько душа человеческая исполнена Божиим Духом. И законы природы послушны закону нравственному, который управляет миром. А так как Господь Иисус Христос есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного закона, то Ему подчинена вся материя, весь физический мир со всеми законами природы.

Любой человек, как дух, может в своей жизни одержать победу над неким законом природы с помощью другого закона природы, то есть преодолеть его духом своим. Христос же, как Богочеловек, мог покорить законы природы законом Духа, являющимся верховным законом тварного мира. Однако это понятие, как и всякое духовное понятие, только отчасти можно объяснить обычными земными представлениями и рассуждениями, да и то лишь на примерах и сравнениях.

Духовные вещи только тогда становятся ясными и несомненными, когда их видит и ощущает дух. Чтобы видеть и чувствовать явления духовного мира, необходимы длительные и изнурительные духовные упражнения, после которых и по Божией благодати у человека может открыться духовное зрение, позволяющее видеть то, что простому смертному кажется невероятным и невозможным. Однако человек должен прежде всего верить тем, которые видели невероятное, и изо дня в день крепить эту веру и стремиться увидеть то, что обычному взору недоступно.

Недаром же говорил Господь: «…блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Господь Бог радуется их вере, как отец на земле радуется, что дети верят каждому его слову. При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа. Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви.

Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни. И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещен был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнем. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую.

Иконография

Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, допускаются вариации лишь в количестве ангелов.

На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознёсся на небеса, изображён след от Его ноги.

Паломникам в Иерусалиме показывают такой отпечаток в часовне Вознесения, утверждая, что он есть след Христа на камне.

Вознесение церкви

«Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» Иак. 5:8.

Определение

Слово «вознесение» или «восхищение» обозначает перенести далеко и сразу. Таким будет наш уход из этого мира. В оригинале слово «восхищение» значит – хватать, похищать, захватывать, расхищать, восхищать.

Это будет один из дней, общий для всех

«Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» Mф. 24:37-39.

Ничто аномальное не будет возвещать возвращение Господа Иисуса. Не нужно ожидать громов и молний, каждый человек, как и всегда, будет озабочен своими жизненными вопросами. Только Церковь заметит вознесение, когда услышит призыв Господень. Миру останется только страх из-за исчезновения миллионов людей.

Это случится в одно и тоже время во всем мире

«Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» Лук. 17:34-36.

На Земле множество часовых поясов, поэтому, кто-то во время вознесения будет спать, ибо где-то будет ночь, кто-то будет молоть, т.е. готовиться к завтраку, или ужину, потому, что где-то будет утро, или вечер, кто-то будет на поле, ибо где-то будет день.

Мы видим по тексту, что вознесение случится во время ночи. Это утверждение правильно, не потому, что где-то в мире будет в тот момент ночь, а потому, что мы живем в пророческий период ночи.

Вознесение будет мгновенным

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» 1 Кор. 15:52.

Не будет времени ни для чего. Кто будет в правильном состоянии, вознесется, кто не будет в правильном состоянии, не будет иметь времени для покаяния. Не будет спасения в последний момент.

Кто будет рядом со слугой Божьим, сможет увидеть его исчезновение, но уже для него самого будет слишком поздно.

У нас будут преображенные тела

«Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» Флп. 3:21.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» 1 Ин. 3:2.

Наша плоть не будет вознесена, но в момент вознесения наши тела будут преображены. У нас будет такое же тело, как у ангелов.

Уже умершие слуги воскреснут первыми

«Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» 1 Фeс. 4:15-17.

Слуги, начиная от Адама, которые уже умерли, воскреснут и вознесутся, а вслед за ними мы. Возможно, что люди, которые будут находиться на кладбище, ничего не заметят. Могилам нет нужды быть открытыми, ибо воскреснет не плотское тело, а духовное (такое же тело, как у ангелов).

Читайте также  Флоренция – Монтекатини Терме, как добраться

Практически все произойдет так, как будто всех призвали вместе, ибо вознесение (мертвых и живых) будет длиться в течение мгновения ока.

Все дети будут вознесены

«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» Мф. 19:14.

Все дети мира исчезнут, даже те, которые находятся во чреве матерей.

Иисус будет ждать нас на облаках

«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» 1 Фес. 4:17.

В момент вознесения Господь Иисус не спустится на землю. Он спустится до высоты облаков, чтобы принять нас и довести до неба.

Мы пойдем на небо

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» 2 Кор. 12:2.

«После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» Откр. 19:1.

«И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» Откр. 19:5-9.

Первое небо – это наше голубое небо с облаками, которое мы видим. Второе небо – это вселенная (космос), где находятся планеты. Третье небо – место, где живет Бог, где находится Господь Иисус и ангелы.

Во время семи лет скорби Церковь будет праздновать на небе брак Агнца.

Дата вознесения

Никто не знает и никто не сможет подсчитать число или сам момент, в который случится вознесение церкви. Но, Слово Божье дает пророческие указания, которые исполняются, с приближением часа возвращения Иисуса. Сам Господь Иисус говорил о знамениях, которые будут иметь место, когда время будет близиться к концу.

Церковь, которая имеет различение «времен и сезонов» Божьих, понимает, что это время коротко, ибо все знамения уже исполняются в наши дни. Газеты ежедневно приносят нам известия о новых знамениях конца, наглядно подтверждая священные Писания.

Вознесение Господне

Господь Иисус Христос есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного закона, Ему подчинена вся материя, весь физический мир со всеми законами природы

Вознесение Господне — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.

Вознесение Господне. Из Праздничного чина («Васильевский»). Андрей Рублев и Даниил, 1408 Андрей Рублев и Даниил, Public Domain

Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

Икона Вознесение Господне, Новгород, XIV в. неизвестен, Public Domain

Новозаветная история

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
(Деян. 1:9-11)

О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).

Вознесение Господне Другие города, Public Domain

Богослужебное почитание

В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди.

Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2:2-3). (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16:9-20).

Вознесение Господне. Ярославль, XIX в. неизвестен, CC BY-SA 3.0

Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Вознесение Господне. Болгарская икона, XVI в. неизвестен, Public Domain

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

Тропарь, кондак и задостойник на Вознесение Господне.

На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра. Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак праздника, глас 6 (Ἦχος πλ. β’) Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ’ ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ’ ὑμῶν. Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы. Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!»
Задостойник праздника, глас 5 (Ἦχος πλ. α’) «Σὲ τὴν ὑπὲρ νοῦν καὶ λόγον Μητέρα Θεοῦ, τὴν ἐν χρόνῳ τὸν ἄχρονον ἀφράστως κυήσασαν, οἱ πιστοὶ ὁμοφρόνως μεγαλύνομεν». Тя па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, ве́рнии, единому́дренно велича́ем. Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченно родившую, мы, верные, единомысленно величаем.

Статья подготовлена по материалам: Святитель Николай (Велимирович), Public Domain.
Фото: Другие города, Public Domain.

Фотогалерея

Полезная информация

Вознесе́ние Госпо́дне (Вознесение)
греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου
лат. ascensio
полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́
греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ)

Вознесение Господне

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).

В Евангелии от Луки говорится о том, как воскресший Иисус встретился со своими учениками и сказал им:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 4–9).

Евангелист Матфей продолжает:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16–20). И снова пишет Лука: «… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 50–53).

Так вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает. Материя покоряется духу настолько, насколько душа человеческая исполнена Божиим Духом. И законы природы послушны закону нравственному, который управляет миром. А так как Господь Иисус Христос есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного закона, то Ему подчинена вся материя, весь физический мир со всеми законами природы.

Любой человек, как дух, может в своей жизни одержать победу над неким законом природы с помощью другого закона природы, то есть преодолеть его духом своим. Христос же, как Богочеловек, мог покорить законы природы законом Духа, являющимся верховным законом тварного мира. Однако это понятие, как и всякое духовное понятие, только отчасти можно объяснить обычными земными представлениями и рассуждениями, да и то лишь на примерах и сравнениях.

Духовные вещи только тогда становятся ясными и несомненными, когда их видит и ощущает дух. Чтобы видеть и чувствовать явления духовного мира, необходимы длительные и изнурительные духовные упражнения, после которых и по Божией благодати у человека может открыться духовное зрение, позволяющее видеть то, что простому смертному кажется невероятным и невозможным. Однако человек должен прежде всего верить тем, которые видели невероятное, и изо дня в день крепить эту веру и стремиться увидеть то, что обычному взору недоступно.

Недаром же говорил Господь: «…блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Господь Бог радуется их вере, как отец на земле радуется, что дети верят каждому его слову. При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа. Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви.

Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни. И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещен был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнем. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую.

Иконография

Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, допускаются вариации лишь в количестве ангелов.

На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на Елеонской горе, откуда Иисус Христос вознёсся на небеса, изображён след от Его ноги.

Паломникам в Иерусалиме показывают такой отпечаток в часовне Вознесения, утверждая, что он есть след Христа на камне.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Елеонская гора (место Вознесения Христа)

Елео́нская, или Масли́чная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами , откуда и название.

На северной вершине Елеонской горы (826 м над уровнем моря), называемой горой Скопус. Гора Скопус, со склонов и вершины которой открывается вид на Иерусалим, являлась стратегически важным объектом со времён глубокой древности, так как использовалась в качестве базы для нападений на город.

Читайте также  Церковь Донской иконы Божией Матери

Британские кладбище в Иерусалиме (Иерусалимское военное кладбище) является военным кладбищем для солдат Британской империи, погибших в Первой мировой войне на территории Израиля. Кладбище находится на горе Скопус.
На кладбище было похоронено 2515 погибших: из 2449 военных — 2218 британских жертв. 100 похороненных солдат не были идентифицированы.
Памятник неизвестному солдату посвящён 3300 израильским военным, убитым в Египте. В целом, на военном кладбище в Иерусалиме увековечена память о 5815 погибших в Первой мировой войне..

На вершине Скопус находится еврейский Университет Иерусалима.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке , архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения .

После землетрясения 1834 года часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест. С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

Мусульмане были согласны забрать святую Елеонскую гору от православных греков и русских и передать её в ведение армянам. По получении жалобы император Николай I распорядился принять необходимые меры. 8 сентября 1838 года в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» . Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 году «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки.

Напротив западного входа, в полу часовни находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса , где этот след и сохраняется поныне» .

Стопа Спасителя, или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках . Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её» .

Древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых .
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам .

На Елеонской горе имеются так называемые Могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария;

На Елеонской горе находятся многие христианские святыни, например Гефсиманский сад , гробница Девы Марии , русский монастырь Марии Магдалины .

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы. Традиционно почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место — что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь

В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив . Исследование, проведенное Национальным Исследовательским Советом Италии в 2012 г., показало, что некоторые из них относятся к числу древнейших, известных науке. В результате радиоуглеродного анализа старейших частей стволов трёх деревьев были получены даты 1092, 1166 и 1198 н.э. Тесты ДНК показывают, что деревья были изначально высажены от одного родительского растения.

С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности католиков францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой.

Ккатоликам в Гефсимании принадлежит Церковь всех наций. В этой Церкви могут служить мессы христиане всех конфессий с разных уголков мира. Она построена в 1919 —1924 годах. Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.

В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью. На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство.

Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами . Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова Русской Зарубежной Церкви .

Елеонская гора, это место молитвы Христа, место его вознесения на небо и место погребения Божъей Матери.

ПРОПОВЕДИ

Вознесение Иисуса Христа

Лк.24.50-51 «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои,
благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».

Господь Иисус торжественно расстается со своими учениками. Целью земного служения Его было примирить небо с землей, и быть между ними Посредником. Поэтому Ему необходимо было положить руки на них обоих. И для этого Он должен был перейти на землю, а затем возвратиться на небо. Христу надлежало совершить труд в обоих мирах. Он сошел с неба на землю, воплотился, чтобы исполнить Свое дело здесь. А закончив его, возвратился на небо, чтобы обитать там и ходатайствовать за нас перед Богом. Вознесением Своим наш Господь оставил дверь на небо человечеству открытой.

Вознесся Господь Иисус близ Вифании. Вифания – маленькое селение у подножия Елеонской горы, приблизительно в 5-ти км к юго-востоку от Иерусалима. Это селение Христос часто посещал. Здесь жили Марфа и Мария, и здесь воскресил Он Лазаря. Само это слово означает «дом скорби». Те, кто хотят войти на небо, должны начинать свое восхождение из дома скорби и страдания, входить в радость путем борения. Отсюда Христос недавно начинал Свой торжественный вход в Иерусалим. Свидетелями Его вознесения были Его ученики. Вероятно, Христос вознесся рано утром, прежде чем пробудился народ, т.к. после Своего воскресения Он никогда не показывался открыто всем людям, а только лишь избранным свидетелям. Ученики видели Его восходящим на небо, т.к. иначе не могли бы иметь наглядного доказательства Его вознесения. Они были выведены из города, чтобы видеть, как Он будет возноситься. Чтобы их глаза на Него были обращены во время вознесения и не смотрели по сторонам.

Христос прощался с учениками, подняв руки, благословил их. Он ушел от них с любовью, оставив им Свое благословение. Он поднял руки Свои, как делал это первосвященник, благословляя народ. Он благословил их как имеющий власть. Апостолы представляли 12 колен, так что, благословляя их, Христос благословил весь Свой духовный Израиль. Чтобы показать, что возлюбил Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их. Мы читали и о том, как Он покинул Своих учеников: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них». Не так, как если бы Он был взят прежде, чем успел сказать всё, что хотел. Но так, чтобы показать, что Его уход от них не означал прекращения Его благословений. Ибо ходатайство, которое Он собирался совершать за всех Своих детей на небе, есть продолжение этого благословения. Он начал Свое благословение их на земле, но ушел на небо, чтобы там продолжить его. Христос мог исчезнуть мгновенно, что иногда Он и делал после Своего воскресения. Но на этот раз Он решил поступить иначе, чтобы ученики поняли, что больше явлений не будет. Посылая Своих последователей проповедовать Евангелие миру, Христос дает им Свое благословение для них самих. Но передает его и на других, на всех, кто уверует в Него через их проповедь. Он благословил их и, в знак благодарности за это, они поклонились Ему. Это новое явление славы Христа вызвало с их стороны новое проявление признания и поклонения. Они знали, что Он, скорее всего, уже находится в ином, в высшем мире. Тем не менее, Он может видеть и видит, что они поклонились Ему. Облако, скрывшее Его от их взоров, не скрыло от Его взора ни учеников, ни их поклонения Ему.

Лк.24.52 «Они . возвратились в Иерусалим с великой радостью». Им велено было оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока Дух Святой не сойдет на них. Т.о., они должны были пойти туда, хотя это означало идти в логово зверя. Они возвратились в Иерусалим с великой радостью. Это была замечательная духовная перемена, результат того, что Христос открыл их разумение. Когда Он предупреждал, что должен оставить их, скорбь наполнила их сердца. Теперь же, когда они видели, что Он ушел от них, они исполнились радости. Они убедились в том, что это было лучше для них и для Церкви, чтобы Он ушел, и пошлет им Утешителя. Апостолы входили в Иерусалим с ликованием. Это было шествие победителей. Они несли в себе нечто такое, от чего их сердца переполнялись любовью, миром и радостью. Это была Божья благодать. Внешне в Иерусалиме ничего не изменилось. Те же улицы, дома, люди. Те же высокомерные лица фарисеев и суровые лица римских легионеров. Но апостолы видят окружающую их жизнь на фоне великой и непостижимой любви Божьей. Они видят вечного, живого Бога, с любовью принимающего людей в Свои вечные обители. Апостолы вошли в Иерусалим, храня в своем сердце нерушимую истину о том, что где бы Христос ни находился, видят они сейчас Его или нет, Он жив, Он истинный, живой Бог. Христос вознесся во славе, и теперь ученики знали, что у них есть такой Господь, с Которым их уже ничто в этом мире не может разлучить. Теперь их вера – это вера в Иисуса Христа, Который освободился от ограничений пространства и времени. Евангелист Матфей записал слова Господа, сказанные ученикам перед вознесением: Мф.28.20 «И вот, Я с вами, во все дни, до скончания века». Эти слова Господа Иисуса указывают на то, что Бог не желает, чтобы люди воспринимали Его вознесение как отделение от людей. Ибо после вознесения Христос не стал далеким и недосягаемым для нас. Он с нами будет Духом Своим до Своего второго пришествия. Апостолы утверждали истину о присутствии Бога в жизни каждого чада Божьего. Так давайте же радоваться тем благословениям, которые оставил нам Христос, уходя к Отцу.

После горя и отчаяния ученики стали первыми свидетелями величайшего Божьего чуда – воскресения Иисуса Христа. Лично убедившись в этом факте, апостолы поняли, что жизнь с Иисусом Христом продолжается. В течение сорока дней Христос являлся перед учениками и продолжал общаться с ними. Он вел с ними беседы, и принимал вместе с учениками пищу. Он дал им Свои наставления и освободил апостола Петра от мучительных угрызений совести из-за отречения от Него в день ареста. Всё это было новой, чудесной реальностью. Еще недавно были издевательства, страдания, суд в Синедрионе и у Пилата, позорная смерть. И вдруг, разом это всё исчезло, прошло, как дурной сон. Это можно сравнить с тем состоянием, когда мы долго и мучительно болеем, и вдруг болезнь исчезает, боль проходит, и мир как будто окрашивается новыми красками. Нам становится легко и свободно. Ученики познали в те дни великую радость. Христос жив, и Он дает вечную жизнь Своим последователям. Они поняли, что главный враг людей – смерть побеждена. Но Божий промысел продолжал развиваться далее. Заканчивалось время зримого присутствия Господа на земле. Когда Он собрал учеников и вывел их из Иерусалима, до Вифании, Он дал им последние наставления. При этом Он сказал им (Лк.24.49): «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». После этого, на сороковой день после Пасхи, происходит еще одно великое Божье чудо – Господь возносится на небеса с Елеонской горы. Это зримое вознесение Христа от земли на небо ясно указывало на то, что Господь Иисус возвращался в тот неприступный свет, в котором Он обитал до Своего воплощения. Он совершил всё, ради чего пришел на эту землю. Сын Божий возвратился к принадлежащей Ему вечной славе таким же чудесным образом, как и пришел в этот мир. Но на этот раз это событие не вызвало у них горя и разочарования.

Читайте также  Церкви в Лондоне

Не все церкви уделяют достаточного внимания вознесению Христа на небеса, хотя это событие имеет глубочайшее значение как искупительный акт. Оно отмечает момент величайшего возвышения Христа. Мы читали: «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Вероятно, речь идет о «Шекхине» – облаке Божьей славы, которое превосходит сиянием всякое обычное облако. Это зримое для нас проявление блистающей славы Божьей. Итак, уход Господа Иисуса произошел при необыкновенных обстоятельствах. «Вознестись» означает «подняться наверх». В Библии мы находим два случая, когда люди были взяты Богом. Первый случай – славное переселение Еноха в лучший мир. Быт.5.24 «И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Как его жизнь не была похожа на жизнь других, так и его переход в иной мир отличался от перехода других людей. Он был переселен, когда он прожил триста шестьдесят пять лет. Это в то время составляло меньше половины жизни патриархов. Почему же Бог так скоро забрал его? Безусловно, потому, что мир, который к этому времени становился более порочным, был недостоин его. Читаем о переселении пророка Илии. 4Цар.2.11 «Когда они (Илия и Елисей) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих; и понесся Илия в вихре на небо». Применительно к Христу термин «вознесение» приобретает более глубокий, богатый, особенный смысл. Вознесение Христа уникально. Оно превыше вознесения Еноха и Илии. Его вознесение связано с Его восхождением в особое место с особой целью. Он уходит к Богу Отцу, чтобы воссесть одесную Его. Он возносится к престолу вселенского владычества. Он уходит на небеса, чтобы принять высочайший венец Царя Царей. Господь Иисус вознесся также для того, чтобы вступить в Святая Святых на небесах, и продолжить Свой труд великого Первосвященника. На небесах Он правит как Царь, и заступается за нас как наш Первосвященник. Рим.8.34 «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Жан Кальвин пишет: «Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле, но не лишил ходящих по земле верующих Своего присутствия, дабы править миром посредством силы еще более действенной, чем прежде».

Вознесшись на небеса, чтобы принять венец Царя Царей, Господь Иисус воссел одесную Бога Отца. Место по правую сторону Бога Отца есть престол могущества. Это место занимают обладающие исполнительной властью. Восседая на нем, Христос правит Своим Царством и председательствует как Судия неба и земли. Находясь по правую сторону Отца, Господь Иисус главенствует над Своим Телом, т.е. над Церковью. Отсюда власть Его и правящая юрисдикция простираются за пределы Его Церкви, и охватывает весь мир. Все земные правители будут держать ответ перед Ним и будут судимы Им как Царем всех царей и Господом всех господствующих. Всякий сущий на небе и на земле призван Богом чтить величие Господа Иисуса, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Ин.5.22, 23 «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Всякий человек неминуемо предстанет перед Ним в день Последнего Суда (кроме истинно верующих, которые на этот суд не приходят).

Итак, зримым образом Христос вознесся, возможно, для того, чтобы показать: земное Его служение закончено и больше ученики Его не увидят. Здесь на земле Он принес жертву за грех (Рим.5.8), победил сатану (Евр.2.14), разорвал узы смерти (Отк.1.18). А для учеников сделал всё, что мог: все свидетельства были явлены; всему, чему нужно было их научить, Он научил (Деян.1.1-3). Что же делал и делает Он после того, как вознесся? «Дал дары человекам» (Еф.4.8), послал Духа Святого (Деян.2.33), стал нашим ходатаем (Рим.8.34; 1Ин.2.1) и «Главою Церкви» (Еф.1.20.23). А где эти небеса, куда Он вознесся? Некоторым кажется, что они где-то в миллиардах километрах от нас, в космосе. Но для верующих в нашего Спасителя они совсем рядом. И мы знаем, что однажды мы будем там, где сейчас Господь Иисус. И это переполняет наше сердце благодарностью и хвалой. Как чудесно, что у нас есть Спаситель, и что Он вознесся!

пастор Золтан З. Тырык

Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наш единственный Спаситель Иисус Христос открыто восшел на небеса, и всеми обстоятельствами засвидетельствовал правдивость Своего вознесения. Восходящего Господа Иисуса закрыло облако, и поэтому ученики не имели повода усомниться в том, куда именно Он восшел. Мы благодарим Тебя, Господь Иисус, что Ты здесь на земле принес жертву за грех, победил сатану и разорвал узы смерти. Еще больше благодарны Тебе за то, что с небес Ты «дал дары человекам», послал Духа Святого, стал нашим Ходатаем перед Богом Отцом и Главой Церкви. Мы благодарим за то, что благодаря Твоему вознесению, нам, Твоим последователям, открыт прямой путь к самому престолу Божьему. Просим, помоги нам радоваться тем благословениям, которые оставил нам Христос. И всем жить ради Христа. Мы благодарим Тебя за то, что и мы будем там, где сейчас Христос. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Вознесение Господне — престольный праздник нашего храма.

На сороковой день по Пасхе Православная Церковь отмечает великий двунадесятый Господский праздник -Вознесение Господне. Поздравляем прихожан городского Вознесенского собора, а также всех православных горожан с престольным праздником.

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — это двунадесятый праздник, отмечаемый церковью на сороковой день после Пасхи. Событие, послужившее основой для установления этого праздника, описывается евангелистом Лукой в Евангелии и в книге Деяний Апостольских. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Евангелие от Луки 24 гл., 50-51 ст.). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Книга Деяний святых апостолов 1 гл., 9-10 ст.). При этом ангелы явившиеся в момент Вознесения Господа возвестили апостолам о том, что второе пришествие Христово произойдет таким же образом.

У евангелиста Марка мы находим: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Евангелие от Марка 16 гл., 19 ст.). Так что же мы празднуем в этот день? Быть может это печальное событие разлуки с воплощенным Сыном Божи-им? Конечно невидимо Он постоянно пребывает рядом с нами по Его обетованию: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:20), но увидеть Его, услышать Его слова, осязать Его мы уже не можем. Так в чем же радость этого события? За ответом на этот вопрос давайте обратимся к святым отцам.

Вот что говорил о Вознесении Господа один из авторитетнейших отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст: «И основание всех этих благ (искупления и примирения с Богом) — настоящий день, когда Христос, взяв начаток нашего естества, вознес его Господу. Как бывает с плодородными нивами, когда некто, взяв немного колосьев, свяжет их в небольшой сноп и принесет его Богу — и тем самым привлечет благословение на все нивы, так поступил и Христос: Своею плотию как начатком низвел Он благословение на весь людской род. Но почему не вознес Он всё наше естество? Потому что не было бы то начатком, если бы Он принес его всё, но начаток бывает тогда, когда некто, принеся мало, через это малое низводит благословение на всё целое. Но, скажут, для на-чатка нужно было бы принести первозданного человека, ведь начатком называется то, что происходит и произрастает первым. Нет, начаток не тогда, когда мы приносим первый плод, незрелый и тощий, а когда приносим зрелый. Так как тот плод был под грехом, то и не был принесен, хотя и был первым; а сей плод свободен от греха и потому принесен, хотя и явился после, ибо это и есть начаток…

Итак, Христос принес Отцу начаток нашего естества, и Отец обнаружил такое восхищение сим даром, как по достоинству Принесшего, так и по чистоте принесенного, что принял его Своими собственными руками и поместил рядом с Собой, сказав: «седи одесную Мене» (Книга Псалтирь 109 псалом, 1 ст.). Какому естеству сказал Бог: «седи одесную Мене?» — Тому, которому было сказано: «земля еси, и в землю отъидеши» (Книга Бытия 3 гл., 19 ст.). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довлело ли бы встать в один ряд с Ангелами? Не была бы неизреченной и такая честь? Но человеческое естество превзошло Ангелов, миновало Архангелов, взошло выше Херувимов, воздвиглось над Серафимами, прошло подле Начальств и не остановилось, пока не достигло престола Владыки». «Ныне мы, показавшие себя недостойными земли, вознесены на небо. Мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего Царства, взошли выше небес, заняли царский престол. И то самое естество, от которого Херувимы охраняли рай, ныне восседает выше Херувимов».

Преподобный Феодор Студит говорит: «Сегодня — Вознесение, и сей праздник есть конец и завершение домостроительства спасения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, «вознесся во славе» (1 Тим.З:16), воскресив нас с Собою и «посадив на небесах» (Послание апостола Павла к Ефесянам 2:6) через Свою святую плоть».

У святого Епифания Кипрского находим: «Голова есть украшение тела, а украшение праздников — сегодняшний Праздник. Мы прославляем Христово Вознесение с плотию как праздник, являющий исполнение Господских праздников. Чуден и страшен праздник Христова рождения по плоти.

Второй праздник — Богоявление, в который Христос явлен Божиим Агнцем, вземлющим грех мира. Третий праздник — Пасха, которой падшему Адаму даруется вечная жизнь. Пасха явилась славнейшей предшествовавших праздников, потому что на Пасху Умертвивший смертью смерть даровал мертвым бессмертную жизнь. Но и этот праздник не содержал полноты радости, так как Воскресший пребывал еще на земле… А ныне, в день Вознесения, всё и вся наполнилось радости. Ныне диавол оплакивает свое поражение, взирая на наше тело, восходящее на небо. Ныне Вознесением Иисуса Христа грех развеян, как дым. Ныне диавол сетует, говоря: что делать мне, несчастному? Все, кого я, как быстрокрылый сокол, захватил, отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог».

Пасха, по словам святого Григория Паламы, — это «переход нашего естества во Христе из смерти в жизнь, из тления в нетление. А Вознесение Спасителя — это переход нашего во Христе естества от земли на небо над небесами и на сущий там престол Владыки всяческих». «Утверждая, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — что Христос телесным образом воссел одесную (по правую сторону) Бога и Отца, мы понимаем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо как Безграничный может иметь правую сторону, ограниченную местом?

Правая и левая стороны принадлежат ограниченному. Но под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий как Бог и единосущный с Отцом, воплотившийся в «последок дний», пребывает и телесным образом, так, как и плоть Его участвует в Его славе. Ибо Ему с Его плотию вся тварь воздает единое поклонение».

Преподобный Иустин (Попович), практически наш с вами современник (ум. 1979 году), вторя древним отцам, говорит: «Соделав в воплощении человеческое естество составной частью Своего Божественного Лица, Господь Иисус Христос пронес его через всю Свою Богочеловеческую жизнь на земле, дабы в завершение окончательно и совершенно возвысить и прославить его Своим Вознесением».

Мы видим с вами что святые отцы, кто кратко, кто пространно и с обилием аллегорий, но все единогласно признают праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, не просто воспоминанием о событии в земной жизни Спасителя, а важнейшей частью домостроительства Божия о нашем спасении. Вознеся в Себе человеческую природу на престол Божий, Господь и для нас сделал доступным этот путь восхождения от земли на небо через обожение.

Вместе со всей вселенной торжествуя о вознесшемся Господе нашем, воодушевившись Его трудами, приложим к ним и наши малые усилия и станем сонаследниками обетованного нам от создания Вечного Царства Небесного.

Подготовил священник Александр Карташов

Газета «Звенигородский колокол», № 58, май 2014 г.