Церковь Вознесения Девы Марии

Храм света в Кутной Горе: церковь Вознесения Девы Марии

Здравствуйте, друзья! В списке достопримечательностей чешского города Кутна Гора церковь Вознесения Девы Марии следует выделить отдельным пунктом. Оснований для этого несколько. Во-первых, храм находится на территории, удаленной от центра города, в котором сосредоточена большая часть достопримечательностей. Во-вторых, это древнейший культовый объект, который был построен гораздо раньше, чем образовался город Кутна Гора. В-третьих, храм стал первым и самым крупным собором в Чехии, построенным по типу кафедрального.

Можно еще перечислять довольно веские основания, но остановимся на том, что церковь Вознесения Девы Марии является одним из самых ценных исторических объектов Чехии, охраняемых ЮНЕСКО:

Путешественникам больше известны два других объекта в Кутной Горе – собор Святой Варвары и костница. Соглашусь, что собор Варвары – великое сооружение, а костница – поражает своим интерьером из костей. Однако кафедральный собор Девы Марии достойно дополнит тройку выдающихся кутногорских достопримечательностей. Узнайте о нем подробнее:

  1. Где находится храм Вознесения в Кутной Горе
  2. История старейшего чешского кафедрального собора Девы Марии
  3. Интерьер собора

Расположение храма Вознесения Девы Марии

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя – такое полное название этого храма. Расположен он в районе Седлец на окраине города Кутна Гора.

Если добираться в Кутну Гору поездом (а насколько это удобно, узнайте вот здесь) и от главного вокзала городка идти пешком к историческому центру, то первым объектом на пути следования как раз и будет собор Девы Марии:

Протяженная высокая стена, которая видна на фото, принадлежит храму. В раннее средневековье в Седлеце образовался монастырь цистерцианцев. Церковь в честь Богородицы и Иоанна Крестителя построили при монастыре, который занимал большую территорию и процветал, благодаря деятельности шахт по добыче серебряных руд.

В настоящее время от седлецкой обители остались только два объекта: собор Вознесения Девы Марии с небольшой частью монастырских построек, где расположилась табачная фабрика, и собор Всех Святых, больше известный как храм из костей. Расположены они практически рядом, поэтому, если вы приедете заглянуть в костницу, не упустите посещение собора Девы Марии.

История старейшего кафедрального собора Чехии

Собор при монастыре цистерцианцев построили раньше всех других известных чешских храмов. Строительство протекало быстро за счет прибылей серебряного горнодобывающего промысла, и на месте небольшой романской церквушки в период 1290—1320 гг. появился величественный собор в виде латинского креста. И главное, что его внешний вид сохранился с раннего средневековья до наших дней.

Та длинная стена, на которую я обращала ваше внимание на предыдущем фото, протянулась на 87 метров. Ширина фасада собора – 29 м, а высота его сводов достигает 28 м.

Строили собор зодчие цистерцианского монастыря и за образец взяли северофранцузскую и немецкую архитектуру, завершив здание по кафедральному типу ансамблем часовен. Учитывая масштабы постройки, нефы собора кажутся невероятно протяженными:

Архитектуру собора относят к оригинальному стилю готического барокко или барочной готики. Это связано с тем, что готическая основа здания сохранилась с давнего периода конца XIII — начала XIV века, а внутреннее убранство собора восстанавливалось заново в первое десятилетие 1700-х годов и было дополнено элементами барокко.

Храм лежал в руинах около трехсот лет после гуситских войн, и только в 1699 году аббат Индржих Снопек пригласил для осуществления реконструкции вначале знаменитого зодчего П.И.Байера, а через два года — молодого, еще неизвестного, но явно талантливого архитектора Яна Сантини Айхела.

Предстояло восстановить обваленный свод, и 25-летний архитектор взялся за работу, чутко учитывая возраст здания и традиции готики. Он сконструировал особенный цилиндрический свод, который в последствие назвали сводом Сантини:

Заслугой архитектора также являются самонесущие винтообразные лестницы, которые в то время были использованы в архитектуре впервые:

Собор освещают 106 окон без каких-либо витражей, благодаря чему внутреннее пространство выглядит светлым и возвышенным, а собор называют храмом света:

Особенно этот эффект света усилился, когда в ходе реставрации в XIX столетии стены и колонны собора покрыли белой и желтой краской.

В 1995 году кафедральный собор Вознесения Девы Марии включили в список объектов Всемирного наследия. Последняя реставрация храма состоялась совсем недавно, в начале 2000-ых, после чего собор открыли для посетителей.

Интерьер собора Вознесения Девы Марии

Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд Вильманн и другие известные чешские мастера:

Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.

Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:

Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.

Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:

В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:

Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря. Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:

Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.

По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:

В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:

Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица. В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии. Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.

В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.

Церковь Вознесения Девы Марии (Пружаны)

Католический храм
Церковь Вознесения Пресвятой Девы Марии
белор. Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі
52°33′43″ с. ш. 24°27′23″ в. д. H G Я O
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Пружаны
Конфессия Католицизм
Епархия Пинский диоцез
Архитектурный стиль неоклассицизм
Дата основания 1883
Строительство 1878—1883 годы
Состояние действует
Церковь Вознесения Девы Марии на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 113Г000591

Церковь Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі ) — католический храм в городе Пружаны, Брестская область, Белоруссия. Относится к Пружанскому деканату Пинского диоцеза. Памятник архитектуры, построен в 1878—1883 годах. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 113Г000591) [1] . Адрес — ул. Советская, д. 39.

В некоторых источниках, в том числе и в списке историко-культурных ценностей упоминается, как «Михайловский костёл» [2] .

Содержание

История

Первый католический храм в Пружанах был построен в 1522 году. К середине XIX века он был откровенно мал для сильно выросшего прихода, было решено построить новое каменное здание, для чего из Варшавы был приглашён знаменитый архитектор Генрик Маркони [3] . Однако после подавления восстания 1863 года и развернутых царским правительством репрессий против Католической церкви ещё недостроенное здание было отобрано и передано православным [3] (здание уничтожено во время Великой Отечественной войны).

Читайте также  Церковь Свт. Спиридона Тримифунтского Николо-Сольбинского монастыря

Поскольку старый деревянный храм сгорел, верующие-католики добивались того, чтобы в Пружанах был хоть один костёл. Наконец в 1877 было получено разрешение на строительство нового храма, а в 1878 году утвержден проект и начато строительство. Властями было поставлено условие, новая католическая церковь не должна быть выше других зданий города, поэтому в проекте было решено отказаться от возведения башен [4]

Строительство храма в неоклассическом стиле было завершено в 1883 году, 8 сентября 1884 года он был освящён.

Во время Первой мировой войны храм был сильно повреждён, в 1929—1930 годах, когда Пружаны входили в состав Польши, была проведена его капитальная реставрация. В 1939 году викарием пружанского прихода служил будущий кардинал Казимир Свёнтек. После занятия Пружан советскими войсками в сентябре 1939 года он был арестован и приговорён к расстрелу, освобождён во время немецкой окуппации, вернулся в храм и служил до 17 декабря 1944 года, когда вновь был арестован и отправлен в лагеря [5] . Поскольку настоятель Антоний Ройко из-за преследований был вынужден уехать в Польшу, приход остался без священника. Верующие продолжали собираться в храме на молитве даже без священника еще два года, пока храм не был закрыт и опечатан 2 марта 1948 года.

В 1951 году в здании храма разместился Дом культуры. Убранство храма было уничтожено, металлические детали органа сдали в металлолом, а деревянными частями некоторое время отапливали здание [3] .

С начала 90-х годов XX века верующие стали добиваться возвращения храма. 8 декабря 1991 в ещё не возвращённом здании ДК состоялась первая месса. 1 февраля 1993 года храм возвращен католикам. 6 февраля торжественную мессу по этому поводу отслужил архиепископ Казимир Свёнтек.

Масштабная реставрация длилась до 1998 года, 14 августа 1998 года состоялось повторное освящение храма.

Архитектура

Храм Вознесения Богородицы — памятник архитектуры неоклассицизма. Прямоугольное в плане строение накрыто двускатной крышей. Главный фасад имеет симметрично-осевую двухъярусную композицию. В верхней части фасад завершён треугольным фронтоном на прямоугольном аттике. В архитектурном декоре использованы классические элементы, боковые фасады ритмично расчленены пилястрами и боковыми оконными проёмами.

Собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя

Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.

В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя, являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.

Начало строительства Седлецкого монастыря, самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев.

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины, за исключением имен аббатов, не сохранилась.

Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.

Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280—1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров. Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.

Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.

Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618—1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.

Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer), который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel). Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.

Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.

Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.

Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.

С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.

Костёл Вознесения Девы Марии (Пружаны)

Костёл Вознесения Девы Марии

Дата освящения 1884, 1991
Деноминация Римская католическая церковь
Обряд(-ы) Латинский
Статус Действующий
Стиль Неоклассицизм
Дата возведения 1878-1883
Дата закрытия 1948—1991
Провинция Беларусь
Епархия Пинская
Деканат Пружанский
Страна Беларусь
Населённый пункт Пружаны
Адрес ул. Советская, 39
Читайте также  Фермы в Сочи
Телефон +375 163 292 000

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касьцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі ) — католический храм в городе Пружаны, Брестская область, Белоруссия. Относится к Пружанскому деканату Пинской епархияя. Памятник архитектуры, построен в 1878—1883 годах. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 113Г000591) [1] . Адрес — ул. Советская, д. 39.

В некоторых источниках, в том числе и в списке историко-культурных ценностей упоминается, как «Михайловский костёл» [2] .

Содержание

[править] История

Первый костёл в городе появился видимо в конце XV — начале XVI века. В 1522 году в Пружанахпостроен каменный католический святого Жигимонта и святого Вацлава. В 1845 году храм был отобран российскими властями и разобран на кирпич для военных нужд. Было решено построить новое каменное здание, для чего из Варшавы был приглашён знаменитый архитектор Генрик Маркони [3] , в 1857 году началось строительство. Однако после подавления восстания 1863 года, в котором приняли участие многие местные жители в том числе служивший в храме Виталь Гансевский и развернутых царским правительством репрессий против Католической церкви ещё недостроенное здание было отобрано и передано православным [3] (здание уничтожено во время Второй мировой войны).

Поскольку старый деревянный храм сгорел, верующие-католики добивались того, чтобы в Пружанах был хоть один костёл. Наконец в 1877 было получено разрешение на строительство нового храма, а в 1878 году утверждён проект и начато строительство. Властями было поставлено условие, новая католическая церковь не должна быть выше других зданий города, поэтому в проекте было решено отказаться от возведения башен [4]

Строительство храма в неоклассическом стиле было завершено в 1883 году, 8 сентября 1884 года он был освящён.

Во время Первой мировой войны храм был сильно повреждён, в 1929—1930 годах, когда Пружаны входили в состав Польши, была проведена его капитальная реставрация. В 1939 году викарием пружанского прихода служил будущий кардинал Казимир Свёнтек. После занятия Пружан советскими войсками в сентябре 1939 года он был арестован и приговорён к расстрелу, освобождён во время немецкой окуппации, вернулся в храм и служил до 17 декабря 1944 года, когда вновь был арестован и отправлен в лагеря [5] . Поскольку настоятель Антоний Ройко из-за преследований был вынужден уехать в Польшу, приход остался без священника. Верующие продолжали собираться в храме на молитве даже без священника ещё два года, пока храм не был закрыт и опечатан 2 марта 1948 года.

В 1951 году в здании храма разместился Дом культуры. Убранство храма было уничтожено, металлические детали органа сдали в металлолом, а деревянными частями некоторое время отапливали здание [3] .

С начала 90-х годов XX века верующие стали добиваться возвращения храма. 8 декабря 1991 в ещё не возвращённом здании ДК состоялась первая месса. 1 февраля 1993 года храм возвращён католикам. 6 февраля торжественную мессу по этому поводу отслужил архиепископ Казимир Свёнтек.

Масштабная реставрация длилась до 1998 года, 14 августа 1998 года состоялось повторное освящение храма.

[править] Хронография

  • Первая половина XV века — возникновение поселения, основанное по мнению Ю.И. Крашевскогопрусскими переселенцами, с чем связано название города.
  • Ca.1500 — стараниями Вацлава Косцевича (белор. Вацлаў Касьцевіч ) построен первый католичкеский храм.
  • 1522 — имеется каменный костёл святого Вацлава и действует католический приход относящейся к Луцкой епархии.
  • 1533 — обновление храма королевой Боной.
  • 1563 — приход финансируется Дмитрием Сапегой, обратившимся в католичество.
  • 1588 — получение городом магдебургского права от Анны Ягеллонки.
  • 1655 — во время войны с Московией большая часть города уничтожена, в это же время, по всей видимости, уничтожен католический храм.
  • 1722 — появление иезуитской миссии.
  • 1773 — ликвидация ордена иезуитов, приход передаётся опеке епархиального духовенства.
  • 1800 — приход переподчиняется Виленской епархии.
  • ca. 1845 — храм разобран властями на кирпич.
  • 1851 — строительство временного деревянного храма.
  • 1857 — начало строительство каменного храма, ещё до окончания строительства российские власти ототбрали здание и в 1866 году превратили в православную церковь.
  • 1863 — город на некоторое время был занят повстанцами, в том же году сгорел деревянный костёл.
  • 1882—1883 — строительство каменного костёла.
  • 1884 — освященнике храма под названием святой Анны и святого Карла Борромео.
  • 1931—1939 — настоятель Анджей Нива.
  • 1931—1938 — в храме служил Станислав Лазар.
  • 1939—1944 — в храме служил Казимир Свёнтек.
  • 1944 — арест Казимира Свёнтека, временное закрытие храма.
  • 1947 — окончательное закрытие храма.
  • 1950 — храм перестроен в дом культуры.
  • 1956—1957 — в городе некоторое время жил после освобождения из лагерей и до переезда в Польшу священник Альберт Бакиновский.
  • 1991 — в «доме культуры» отслужена первая месса.
  • 1993 — вощзвращение здания храма Католической церкви.
  • 1998 — освященние храма после окончания реставрации.

[править] Архитектура

Храм Вознесения Богородицы — памятник архитектуры неоклассицизма. Прямоугольное в плане строение накрыто двускатной крышей. Главный фасад имеет симметрично-осевую двухъярусную композицию. В верхней части фасад завершён треугольным фронтоном на прямоугольном аттике. В архитектурном декоре использованы классические элементы, боковые фасады ритмично расчленены пилястрами и боковыми оконными проёмами.

senorita_angie

Анжелика Демченко

Не надо мечтать, мечтой нужно быть!

Собор вознесения Девы Марии и св. Иоанна Крестителя в Кутна Горе, Чехия

Кутна Гора — совсем небольшой городок недалеко от Праги, но несмотря на свои размеры, он просто усеян различными достопримечательностями, интересными строениями, некоторые столицы не могут подобным похвастаться. Но этот городок и все его улочки, храмы просто окутан таинственностью, средневековым духом. Именно здесь, например, можно легко представить сбор членов тайного ордена или что-то в этом духе.

И хотя у всех на слуху, в основном, Костница, и сама я ехала в первую очередь посмотреть именно ее, могу точно сказать, что не будь ее там, городок меня точно не разочаровал бы. Сегодня я хочу показать Храм католического монашеского ордена цистерцианцев, который находится буквально в одном квартале от знаменитой Костницы.

На заглавном фото можно увидеть останки св. Феликса — первомученика римского. Данные мощи — подарок Папы Бенедикта XIV в 1742г. к 600-ой годовщине основания аббатства.

Чтобы попасть к Храму нужно от Костницы пройти по улице Zámecká к улице U Zastávky, на которой и находится Собор вознесения Девы Марии и св. Иоанна Крестителя.

2.

Строительство Собора на этом месте началось еще в 995г. а романском стиле, велись работы на деньги, полученные от продажи серебряной руды, добычей которой знаменита территория нынешней Кутна Горы.

3.

4.

Табличка с историей Собора возле входа. А также практической информацией. Что ж, тогда с нее и начнем. Часы работы можно увидеть на этой самой табличке внизу. Стоимость входа для взрослых — 50 крон (около 150 руб.), с 6 до 26 лет — 30 крон (около 90руб.), до 6 лет — бесплатно. Также есть различные комбинированные билеты. Лично мы взяли один из таких билетов, в который входило посещение Костницы, Храма вознесения Девы Марии и Собора Св. Варвары, стоимость такого билета — 160 крон (около 500 руб.).

5.

С 1290 по 1320гг. началось строительство нового Собора в готическом стиле. В это время в соборе и расположился орден цистерцианцев. Его последователи отличались аскетичным образом жизни, а храмы — скромным интерьером. Так и есть. Зайдя внутрь, здесь не увидишь разноцветных витражей, лепнины и множества фресок, интерьер выдержан в спокойных тонах, и вокруг большое количество света, проникающего через окна.

6.

А вот картин здесь много. Эти три картины повествуют об истории монастыря.

7.

8.

В 1421г., во время гуситских войн Храм был разрушен пожаром, в руинах он находился на протяжении около 300 лет. В Соборе можно увидеть часть первоначальной кладки.

9.

Также представлены останки четырех погибших при пожаре 1421 года монахов. Они были найдены в 2003г. во время одной из реконструкций Собора.

10.

Из руин Храм начали поднимать только в XVIIв. под руководством пражского архитектора Байера, а потом знаменитого итальянца Сантини.

11.

Читайте также  Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца

12.

Посмотрите, какая роскошная исповедальня! Такую красоту вырезали из дерева.

13.

14.

15.

И все-таки совсем скромным Собор не назовешь, отделка некоторых его частей роскошная, на уровне самых известных Костелов. Например, на фото — часовня четырнадцати святых.

16.

17.

18.

19.

На своде находится изображение образа Троицы в Средокрестии.

20.

Также искусно выполненный из дерева главный алтарь.

21.

22.

Также здесь находится еще один подарок Папы Бенедикта XIV 1742 года к 600-ой годовщине основания аббатства — мощи римского первомученика Св. Викентия.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

А вот и масонский символ — Всевидящее око.

29.

Это, наверное, самый известный масонский символ, который сразу бросается в глаза..Но сколько же здесь замаскированных, или просто неизвестных простому человеку знаков..

30.

В истории Собора были еще неприятные события — в XVIIIв. император Йозеф II приказал закрыть монастырь, помещения были осквернены и переданы под хранение муки. В начале XIXв. в части Собора располагалась табачная фабрика.

31.

Нынешний вид Храм приобрел после реконструкции 2001-2009гг., стоимость этих работ составила около 70 млн. крон (около 215 млн. руб.).

32.

По лестнице Сантини, выполненной в стиле барокко, можно подняться на клирос (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы).

33.

Отсюда хорошо виден орган Собора.

34.

Да и на сам интерьер можно посмотреть с другого ракурса.

35.

Не часто можно погулять по чердаку Собора. А здесь можно и даже нужно, чтобы попасть на балкон с другой части храма.

36.

А вот и VIP-места. Именно такой вид открывается с балкона, где стояли все знатные люди Кутна Горы во время службы.

37.

38.

Но вернемся вниз и рассмотрим еще некоторые интересности. Здесь представлены оригинальные скульптуры с Западного фасада. Слева — Иоанн Креститель, по центру — Ангел, справа — св. Бернард.

39.

С 1995г. Собор внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

40.

Честно признаться, изначально мы не собирались посещать Собор вознесения Девы Марии и св. Иоанна Крестителя. Достался он нам «довеском» в комбинированном билете, ну и решили, что быстренько забежим и уйдем. Но он впечатлил! Это один из тех Соборов, где нет толп туристов, где действительно можно подумать о вечном, спокойно ходить и рассматривать его убранство, и он действительно вселяет очень необычное ощущение единения с чем-то потусторонним, возвышенным и тайным.

Костёл Вознесения Девы Марии (Пружаны)

Костёл Вознесения Девы Марии

Дата освящения 1884, 1991
Деноминация Римская католическая церковь
Обряд(-ы) Латинский
Статус Действующий
Стиль Неоклассицизм
Дата возведения 1878-1883
Дата закрытия 1948—1991
Провинция Беларусь
Епархия Пинская
Деканат Пружанский
Страна Беларусь
Населённый пункт Пружаны
Адрес ул. Советская, 39
Телефон +375 163 292 000

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касьцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі ) — католический храм в городе Пружаны, Брестская область, Белоруссия. Относится к Пружанскому деканату Пинской епархияя. Памятник архитектуры, построен в 1878—1883 годах. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 113Г000591) [1] . Адрес — ул. Советская, д. 39.

В некоторых источниках, в том числе и в списке историко-культурных ценностей упоминается, как «Михайловский костёл» [2] .

Содержание

[править] История

Первый костёл в городе появился видимо в конце XV — начале XVI века. В 1522 году в Пружанахпостроен каменный католический святого Жигимонта и святого Вацлава. В 1845 году храм был отобран российскими властями и разобран на кирпич для военных нужд. Было решено построить новое каменное здание, для чего из Варшавы был приглашён знаменитый архитектор Генрик Маркони [3] , в 1857 году началось строительство. Однако после подавления восстания 1863 года, в котором приняли участие многие местные жители в том числе служивший в храме Виталь Гансевский и развернутых царским правительством репрессий против Католической церкви ещё недостроенное здание было отобрано и передано православным [3] (здание уничтожено во время Второй мировой войны).

Поскольку старый деревянный храм сгорел, верующие-католики добивались того, чтобы в Пружанах был хоть один костёл. Наконец в 1877 было получено разрешение на строительство нового храма, а в 1878 году утверждён проект и начато строительство. Властями было поставлено условие, новая католическая церковь не должна быть выше других зданий города, поэтому в проекте было решено отказаться от возведения башен [4]

Строительство храма в неоклассическом стиле было завершено в 1883 году, 8 сентября 1884 года он был освящён.

Во время Первой мировой войны храм был сильно повреждён, в 1929—1930 годах, когда Пружаны входили в состав Польши, была проведена его капитальная реставрация. В 1939 году викарием пружанского прихода служил будущий кардинал Казимир Свёнтек. После занятия Пружан советскими войсками в сентябре 1939 года он был арестован и приговорён к расстрелу, освобождён во время немецкой окуппации, вернулся в храм и служил до 17 декабря 1944 года, когда вновь был арестован и отправлен в лагеря [5] . Поскольку настоятель Антоний Ройко из-за преследований был вынужден уехать в Польшу, приход остался без священника. Верующие продолжали собираться в храме на молитве даже без священника ещё два года, пока храм не был закрыт и опечатан 2 марта 1948 года.

В 1951 году в здании храма разместился Дом культуры. Убранство храма было уничтожено, металлические детали органа сдали в металлолом, а деревянными частями некоторое время отапливали здание [3] .

С начала 90-х годов XX века верующие стали добиваться возвращения храма. 8 декабря 1991 в ещё не возвращённом здании ДК состоялась первая месса. 1 февраля 1993 года храм возвращён католикам. 6 февраля торжественную мессу по этому поводу отслужил архиепископ Казимир Свёнтек.

Масштабная реставрация длилась до 1998 года, 14 августа 1998 года состоялось повторное освящение храма.

[править] Хронография

  • Первая половина XV века — возникновение поселения, основанное по мнению Ю.И. Крашевскогопрусскими переселенцами, с чем связано название города.
  • Ca.1500 — стараниями Вацлава Косцевича (белор. Вацлаў Касьцевіч ) построен первый католичкеский храм.
  • 1522 — имеется каменный костёл святого Вацлава и действует католический приход относящейся к Луцкой епархии.
  • 1533 — обновление храма королевой Боной.
  • 1563 — приход финансируется Дмитрием Сапегой, обратившимся в католичество.
  • 1588 — получение городом магдебургского права от Анны Ягеллонки.
  • 1655 — во время войны с Московией большая часть города уничтожена, в это же время, по всей видимости, уничтожен католический храм.
  • 1722 — появление иезуитской миссии.
  • 1773 — ликвидация ордена иезуитов, приход передаётся опеке епархиального духовенства.
  • 1800 — приход переподчиняется Виленской епархии.
  • ca. 1845 — храм разобран властями на кирпич.
  • 1851 — строительство временного деревянного храма.
  • 1857 — начало строительство каменного храма, ещё до окончания строительства российские власти ототбрали здание и в 1866 году превратили в православную церковь.
  • 1863 — город на некоторое время был занят повстанцами, в том же году сгорел деревянный костёл.
  • 1882—1883 — строительство каменного костёла.
  • 1884 — освященнике храма под названием святой Анны и святого Карла Борромео.
  • 1931—1939 — настоятель Анджей Нива.
  • 1931—1938 — в храме служил Станислав Лазар.
  • 1939—1944 — в храме служил Казимир Свёнтек.
  • 1944 — арест Казимира Свёнтека, временное закрытие храма.
  • 1947 — окончательное закрытие храма.
  • 1950 — храм перестроен в дом культуры.
  • 1956—1957 — в городе некоторое время жил после освобождения из лагерей и до переезда в Польшу священник Альберт Бакиновский.
  • 1991 — в «доме культуры» отслужена первая месса.
  • 1993 — вощзвращение здания храма Католической церкви.
  • 1998 — освященние храма после окончания реставрации.

[править] Архитектура

Храм Вознесения Богородицы — памятник архитектуры неоклассицизма. Прямоугольное в плане строение накрыто двускатной крышей. Главный фасад имеет симметрично-осевую двухъярусную композицию. В верхней части фасад завершён треугольным фронтоном на прямоугольном аттике. В архитектурном декоре использованы классические элементы, боковые фасады ритмично расчленены пилястрами и боковыми оконными проёмами.