Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Храм света в Кутной Горе: церковь Вознесения Девы Марии

Здравствуйте, друзья! В списке достопримечательностей чешского города Кутна Гора церковь Вознесения Девы Марии следует выделить отдельным пунктом. Оснований для этого несколько. Во-первых, храм находится на территории, удаленной от центра города, в котором сосредоточена большая часть достопримечательностей. Во-вторых, это древнейший культовый объект, который был построен гораздо раньше, чем образовался город Кутна Гора. В-третьих, храм стал первым и самым крупным собором в Чехии, построенным по типу кафедрального.

Можно еще перечислять довольно веские основания, но остановимся на том, что церковь Вознесения Девы Марии является одним из самых ценных исторических объектов Чехии, охраняемых ЮНЕСКО:

Путешественникам больше известны два других объекта в Кутной Горе – собор Святой Варвары и костница. Соглашусь, что собор Варвары – великое сооружение, а костница – поражает своим интерьером из костей. Однако кафедральный собор Девы Марии достойно дополнит тройку выдающихся кутногорских достопримечательностей. Узнайте о нем подробнее:

  1. Где находится храм Вознесения в Кутной Горе
  2. История старейшего чешского кафедрального собора Девы Марии
  3. Интерьер собора

Расположение храма Вознесения Девы Марии

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя – такое полное название этого храма. Расположен он в районе Седлец на окраине города Кутна Гора.

Если добираться в Кутну Гору поездом (а насколько это удобно, узнайте вот здесь) и от главного вокзала городка идти пешком к историческому центру, то первым объектом на пути следования как раз и будет собор Девы Марии:

Протяженная высокая стена, которая видна на фото, принадлежит храму. В раннее средневековье в Седлеце образовался монастырь цистерцианцев. Церковь в честь Богородицы и Иоанна Крестителя построили при монастыре, который занимал большую территорию и процветал, благодаря деятельности шахт по добыче серебряных руд.

В настоящее время от седлецкой обители остались только два объекта: собор Вознесения Девы Марии с небольшой частью монастырских построек, где расположилась табачная фабрика, и собор Всех Святых, больше известный как храм из костей. Расположены они практически рядом, поэтому, если вы приедете заглянуть в костницу, не упустите посещение собора Девы Марии.

История старейшего кафедрального собора Чехии

Собор при монастыре цистерцианцев построили раньше всех других известных чешских храмов. Строительство протекало быстро за счет прибылей серебряного горнодобывающего промысла, и на месте небольшой романской церквушки в период 1290—1320 гг. появился величественный собор в виде латинского креста. И главное, что его внешний вид сохранился с раннего средневековья до наших дней.

Та длинная стена, на которую я обращала ваше внимание на предыдущем фото, протянулась на 87 метров. Ширина фасада собора – 29 м, а высота его сводов достигает 28 м.

Строили собор зодчие цистерцианского монастыря и за образец взяли северофранцузскую и немецкую архитектуру, завершив здание по кафедральному типу ансамблем часовен. Учитывая масштабы постройки, нефы собора кажутся невероятно протяженными:

Архитектуру собора относят к оригинальному стилю готического барокко или барочной готики. Это связано с тем, что готическая основа здания сохранилась с давнего периода конца XIII — начала XIV века, а внутреннее убранство собора восстанавливалось заново в первое десятилетие 1700-х годов и было дополнено элементами барокко.

Храм лежал в руинах около трехсот лет после гуситских войн, и только в 1699 году аббат Индржих Снопек пригласил для осуществления реконструкции вначале знаменитого зодчего П.И.Байера, а через два года — молодого, еще неизвестного, но явно талантливого архитектора Яна Сантини Айхела.

Предстояло восстановить обваленный свод, и 25-летний архитектор взялся за работу, чутко учитывая возраст здания и традиции готики. Он сконструировал особенный цилиндрический свод, который в последствие назвали сводом Сантини:

Заслугой архитектора также являются самонесущие винтообразные лестницы, которые в то время были использованы в архитектуре впервые:

Собор освещают 106 окон без каких-либо витражей, благодаря чему внутреннее пространство выглядит светлым и возвышенным, а собор называют храмом света:

Особенно этот эффект света усилился, когда в ходе реставрации в XIX столетии стены и колонны собора покрыли белой и желтой краской.

В 1995 году кафедральный собор Вознесения Девы Марии включили в список объектов Всемирного наследия. Последняя реставрация храма состоялась совсем недавно, в начале 2000-ых, после чего собор открыли для посетителей.

Интерьер собора Вознесения Девы Марии

Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд Вильманн и другие известные чешские мастера:

Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.

Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:

Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.

Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:

В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:

Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря. Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:

Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.

По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:

В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:

Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица. В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии. Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.

В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.

Собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя

Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.

В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя, являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.

Начало строительства Седлецкого монастыря, самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев.

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины, за исключением имен аббатов, не сохранилась.

Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.

Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280—1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров. Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.

Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.

Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618—1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.

Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer), который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel). Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.

Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.

Читайте также  Храм Весты в Тиволи

Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.

Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.

С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.

Собор Иоанна Предтечи

Празднование Собора святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна совершается 20 января (7 января по старому стилю) и относится к средним праздникам.

Содержание

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Читать онлайн в оригинале

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

П aмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

П л0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

О храмах в честь Собора Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Иконописные изображения Собора святого славного пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна встречаются редко. Известна икона Собора Иоанна Предотечи 19 века (дерево, левкас, темпера, позолота, размер 36 × 31,5 см). Святой Иоанн Креститель изображен в окружении святых. Над самим пророком Иоанном изображен Спас (нерукотворный образ) и Богородица.

Икона Собор Святого Иоанна Предотечи. Россия, XIX век

Статьи об Израиле

Поиск

Церковь Вознесения и Елеонский Русский Православный женский монастырь. Часовня Усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи)

Церковь Вознесения и Елеонский Русский Православный женский монастырь. Часовня Усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи)

Елеонскую гору называют иначе Масличной или Оливковой. Она занимает огромное место в христианской традиции: отсюда Иисус входил в Иерусалим; здесь Он учил Своих учеников; у подножия горы, в Гефсимании, Он претерпел Свои страсти, а несколько позднее был арестован; с вершины Елеона Он вознёсся в Своё Небесное Царство. Ясно, что эти места привлекали и даже интриговали начальника Русской Духовной Миссии (с 1864 по 1894 г.г.), архимандрита Антонина. Тем более, что он вычитал в трудах Димитрия Ростовского (светское имя Даниил Саввич Туптало — 1651 — 1709 г.г. — русский церковный деятель и писатель), что где-то здесь, на вершине горы, находился один из дворцов царя Ирода I Великого, перешедший после смерти по наследству к его сыновьям. Существовало поверье, что на его территории была захоронена усекновенная глава Иоанна Крестителя (Предтечи).

Случай приобрести этот участок представился в марте 1870 года. Помощник отца Антонина, драгоман (переводчик восточных языков) Яков Егорович Халеби, который был гражданином Оттоманской империи, купил центральный участок на вершине горы, рядом с монастырём кармелиток Патер Ностер и капеллой Вознесения (называемой за её оригинальную форму «Стопочкой»), которая принадлежит арабам-мусульманам. Присоединить к нему несколько мелких участков уже было менее сложно. Целое составило 54 гектара. Это была победа, за которой начиналась кропотливая ежедневная работа, растянувшаяся на несколько десятков лет.

Под ногами отца Антонина лежало археологическое богатство. Прежде всего, здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода: многочисленные мозаики, более ранние находки в виде погребальных пещер, сосудов и даже бюст царя Ирода I Великого. Отец Антонин сделал его копию, а оригинал передал в Эрмитаж. Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына. Вокруг камня находилось множество кусков белого мрамора, фрагменты колонн V-ого века, гробница архидиакона VI-ого века и золотая мозаика. Таким образом, строительство церкви Вознесения стало легитимным.

Строительство шло трудно, мешали чиновники всех рангов, их приходилось бесконечно задабривать. Выручала доброжелательная связь с Сэлим-эфенди, под властью которого находилась в то время Святая Земля: он, как и отец Антонин, был большим любителем чаепития. Так, где — деньгами, а где — личным обаянием решались проблемы, решение которых привело к торжественному освящению храма, церкви и колокольни в 1886 году греческим Патриархом Никодимом.

Церковь была полностью спроектирована самим отцом Антонином. Он её сделал крестообразной в плане, с 24-мя окнами в византийском стиле. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена в притворе. Небольшая арочная ниша в стене прикрыта сверху навесом с крестом, лампадой и иконой Божьей матери. Иконостас был привезен из Афона, иконы из России. Одна из них — черниговская икона Богоматери – на холсте. Её стали называть «Елеонской Скоропослушницей». А рядом с ней, справа от иконостаса, — икона Божьей Матери, называемая «Взыскание погибших», — дар паломников, плывших в 1911 году из России на Святую Землю и чуть не погибших в море. В память об этом событии каждое 5 февраля в церкви служится всенощная.

Росписи выполнены монахиней Таисией (в миру — Карцева Татьяна Георгиевна 1901 — 1997 г.г., в схиме — Антония). Эмигрировав из России в годы революции, она постриглась в монахини в Покровской женской обители во Франции, после чего переехала в Елеонский монастырь. Здесь и открылись её творческие способности, плодами которых мы можем любоваться.

Слева от алтаря, в пол вмонтированы куски белого мрамора со словно выступившими на нём красными пятнами крови. Это — фрагменты древнего пола, сохранившегося со времён нашествия персов в 614 году. По преданиям и сохранившимся останкам, они убили тогда 1207 монахинь, память о которых увековечена подобным образом.

Читайте также  Церкви в Дрездене

Предположения отца Антонина оправдались: на территории монастыря была обретена глава Иоанна Крестителя. На этом месте была сооружена Часовня Усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи). Как известно, он был казнён подобным образом сыном царя Ирода I Великого, Иродом Антипой. Под настилом Часовни, который поднимут монахини по Вашей просьбе, находится отлично сохранившаяся мозаика с изображениями различных птиц и животных. Деньги на строительство пожертвовала в 1907 году наша русская соотечественница Ирина Григорьевна Силаева, за что удостоилась чести быть похороненной 8 сентября 1927 года, 76 лет отроду, у южной стены Часовни.

О захоронениях стоит рассказать особо… У монастыря 3 кладбища: большое — под горой, второе — за храмом и третье — около колокольни. Быть похороненным на них считалось большой честью. Помянем некоторых. Преемник, а ранее помощник архимандрита Антонина, священноигумен Порфирий (в миру Нарциссов — 1831 — 1909 г.г.), говорил, что хотел бы быть упокоен рядом со своим начальником. Он нашёл покой у северной стороны храма. При нём было закончено строительство Часовни, Дома архимандрита, ставшего впоследствии музеем монастыря, начато строительство новой церкви во имя св. прав.Филарета Милостивого, правда, так и недостроенной, из-за недостатка средств, но в н.в. используемой в качестве трапезной.

А вот — надгробие умершей в 1979 году игумении Тамары, с 1951 года исполнявшей обязанности настоятельницы монастыря. Ну и что в этом особого, скажете Вы? И будете правы, если бы не то обстоятельство, что речь то идёт о Татьяне Романовой, дочери Великого Князя Константина Константиновича, одного из образованнейших людей своего времени, последнего дореволюционного Президента Российской Академии наук. Татьяна Романова вышла замуж за князя Багратион-Мухранского, уехала в Женеву, а после смерти мужа постриглась в монахини, приняв имя Тамара, и с 1951 года обитала здесь, в Иерусалиме.

А вот могила монахини Тавифы (в миру Татьяна Минина), которая 25 лет, с 1920 по1945 г.г., была настоятельницей Горненской обители. А вот…А вот… А вот… Так можно долго ходить по кладбищам и слушать рассказы насельниц о судьбах тех, кто ушёл, но оставил свой единственный и неповторимый след на бренной земле.

И, наконец, колокольня во имя Иоанна Крестителя, за свою красоту и статность получившая название «Русская свеча». Она — достойный конкурент колокольне церкви Вознесения («Августа Виктория»), возвышаясь над местностью на свои 64 метра. Её большой колокол весом в 308 пудов и диаметром в 2 м.13 см. был отлит в России и привезен в 1885 году морским путём в Яффо. Арабские рабочие отказались от его перевозки, и монахини вручную в течение семи дней катили его до обители. А это более 60 км.! Елеон обрёл русский глас!

Елеонское сестричество получило статус монастыря в 1924 году. Сёстры живут по Уставу Василия Блаженного, с соблюдением трёх обетов: бедности, целомудрия и послушания, неся свой ежедневный молитвенный подвиг в храме и в трапезной, иконописной и вышивальной мастерских, в просфорне и в библиотеке, в больничке и в гостинице. Руководит монастырём с 1998 года матушка Моисея.

русский Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне

Приобретением участка на Елеонской горе Россия обязана архимандриту Антонину (Капустину) — выдающемуся церковному деятелю и начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Участок, послуживший в будущем для основания Обители был приобретен в 1870 году на самой вершине Елеонской горы недалеко от часовни Вознесения Господня.

Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья.

Вид Вознесенкой церкви и посаженных перед ним деревьев

до начала строительства колокольни

Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во время раскопок, проведенных под его руководством, были обнаружены:

под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, отнесенные к V, VI, и IX векам;

Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне

обретения честной главы св.Иоанна Предтечи

Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе

в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи

Мозаика с греческой памятной надписью VI века

в зале игуменского корпуса

а также многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями. Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов. **

Во времена святой равноапостольной царицы Елены, императрицы Евдокии и императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа.

При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века.

Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь. Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня. А п режде построил странноприимный дом, где русские паломники могли останавливаться для отдыха и любоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о. Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм Вознесения построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами.

Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, а перед солеей храма отец Антонин вставил кусочки мраморных плит пола женского монастыря V века, найденные при раскопках.

В южном крыле храма в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками — привезенные из России чудотворные иконы «Елеонская Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также мощевики с частичками мощей многих святых.

В самом начале прошлого века паломники из России привезли для Елеонской обители большую икону Богоматери старого русского письма, именуемую «Черниговская». Потемневшая от времени икона полюбилась сестрам, и они почитали ее молебным пением с акафистом. Вскоре святой образ стал утешением и прибежищем сестрам в их многочисленных скорбях, за что они и переименовали ее в «Елеонскую Скоропослушницу».

Чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших» была специально написана в 1911 г. по заказу паломников в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.

Сейчас богослужения совершаются в трапезном храме монастыря, а Вознесенский закрыт на реставрацию:

Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

«И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения» (Цит. по А.А. Дмитриевский)

По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха»

Колокол доставлен на Елеон

Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни

Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о. Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Палестинский подвижник архимандрит Антонин отошел ко Господу в 1894 г., в канун Благовещения. Его могила находится в северном крыле Вознесенского храма.

После периода служения отца Антонина наиболее усердные труды по благоукрашению Елеонской Обители были продолжены игуменом Парфением и новым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым).

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. — 150 сестер.

В 1909 году на Елеоне случилась трагедия. Однажды ночью был убит игумен Парфений. Злоумышленники искали денег (убийство было с целью ограбления), но кроме разной мелочи ничего не нашли. Отец Парфений был погребен близ гроба своего наставника – архимандрита Антонина.

С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан.
В начале 1919 года из Александрии возвращаются старшие сестры, а в июне 1919 года была отпечатана Вознесенская церковь. Вскоре в общину возвращается духовенство во главе со старшим членом Миссии и начинает восстанавливаться мирная жизнь обители.
С этого времени связь с Россией практически прекращается, и все русские храмы Палестины становятся принадлежащими РПЦЗ.

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении.

В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи. По преданию, п осле казни Иоанна Предтечи Иродом Четверовластником тело Крестителя Господня было тайно погребено учениками. Голова же была спрятана одной из служанок Ирода, тайной христианкой, и похоронена затем в загородном царском доме на Елеоне.

Читайте также  Церковь Ксении Петербургской

Впоследствии на средства русской благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой на месте обретения Главы была выстроена часовня, мозаичные полы которой также были обнаружены и вскрыты отцом Антонином во время елеонских раскопок. Отдельно выделено мозаикой на полу углубление, где лежала честная глава Предтечи.

Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник. Это случилось на праздник иконы Божией Матери «Троеручица». Насельницы не растерялись и тут же Крестным ходом с иконой-именинницей обошли всю территорию монастыря. И пошатнувшаяся колокольня встала на место.

Повреждений было много, но милостью Божией устояли храм, колокольня, все большие хозяйственные постройки и, самое главное, не было человеческих жертв. С той поры ежегодно в этот день на Елеоне совершается праздничная Литургия с Крестным ходом.

В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. **

Из беседы с игуменией Спасо-Вознесенского женского монастыря Моисеей :

— В Елеонском монастыре совершается весь суточный круг Богослужений по уставу Православной Церкви. Как в любом монастыре, здесь просыпаются и засыпают с молитвой. Послушаний в монастыре много.

Многими любимым послушанием является сбор маслин. Масличный сад на Елеоне раскинулся по всей территории и насчитывает более пятисот деревьев и ежегодно приносит от полутора до трех тонн плодов. При переработке это дает не менее восьмисот литров оливкового масла. Каждый год в октябре после праздника Покрова Богородицы начинается сбор маслин, который длится почти неделю.

Собирать маслины — дело кропотливое и требует большой сноровки, но сестры хорошо знают свое дело. Собранные плоды они ссыпают в мешки и на тракторном прицепе доставляют в трапезную для сортировки. Крупные маслины идут на засолку, а остальные отвозят в католический монастырь в Латрун, что по дороге в Тель-Авив, на маслобойню.
У нас живы и старинные монастырские искусства: шитье золотом, бисером, вязание четок, иконопись и другие художественные мастерства.

— Сейчас наш монастырь общежительный, каким и был со дня основания. Два раза в день у сестер общая трапеза. А вот ужинают насельницы в своих келиях. Дело в том, что территория монастыря очень большая и после вечерней службы уже довольно темно. Поэтому сестрам благословляется взять еду с обеденной трапезы, иметь у себя небольшую печку, чайник, чтобы подогреть еду, вскипятить чай. Вот это, пожалуй, все, что осталось от прошлой своекоштной монастырской жизни.

— Конечно, монастырь нуждается в финансовой помощи. Зимой только за электричество приходится платить по 20-30 тысяч шекелей в месяц (4 тысячи евро). Летом — такую же сумму за воду. В монастыре постоянно ведутся ремонтно-строительные работы. **

Храм Вознесения Господня

Великий пост

Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева.

Святитель Иоанн Златоуст

Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы, в нем всего 48 дней.
Четыредесятница — это сорок дней, которые Спаситель проводил в посте.
Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, она установлена в память о последних земных днях Спасителя, Его страданиях, смерти и погребения

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

20 января Церковью установлен праздник — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После Великих праздников, посвященных Господу или Богородице, на следующий за ним день, по церковному обычаю, принято вспоминать тех святых, кто каким-то образом связан с этим событием.
Поэтому после Крещения Господня (Богоявления) Церковь вспоминает пророка святого Иоанна Крестителя, которому выпала величайшая честь возложить руку на Самого Господа.
Иоанн Предтеча засвидетельствовал людям о Божественном Существе Иисуса Христа, о Явлении Пресвятой Троицы во время крещения в Иордане.

Пророка Иоанна Господь выбрал стать связующим звеном между старой Ветхозаветной Церковью и Новозаветной Христовой. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был

“светлою утреннею звездою”

которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

ВЕЛИЧАНИЕ РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Крещение Господне. Богоявление. Святая крещенская вода.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы

“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”.

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.

После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя:

“Идет за мною сильнейший меня…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1,7-8).

Но это еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилась очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа.

Обрезание Господне

Различные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы в Церкви отражаются в Великих праздниках. Их называют Великими двунадесятыми праздниками по их числу – двенадцать. Но два события из жизни Спасителя не вошли в это число: Пасха (величайший праздник) и Обрезание Господне.

Между двумя Великими праздниками – Рождества Христова и Крещения Господня незаметно, как звезда, слабо различимая при свете солнца, стоит праздник Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа. У него даже нет ни предпразднства, ни попразднства, всего лишь один только день, и среди верующих он известен не настолько хорошо, как любой из других Великих церковных праздников.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти. По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель». Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.

Рождество Христово -история праздника. Рождественский пост. Святки.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО -ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.

4 декабря- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ

Икона «Введение во храм Богородицы» описывает торжественный момент начала спасения людей — маленькая Святая Мария, будущая Богородица, возвращается назад к Богу.
Перед этой иконой Введения хорошо молиться о помощи, об укреплении веры, о добродетельной жизни, конечно же, о прощении грехов.
Также Богородицу, через эту икону, молят об исцелении от разных заболеваний. Девушкам Пресвятая Богородица помогает удачно выйти замуж.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

Матфей — святой апостол и евангелист

День памяти: 29 ноября

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ

Апостол Матфей помогает, когда его просят об укреплении веры и о защите от искушений.
До призвания в апостолы на службу Господу, Матфей был что сборщиком налогов.
Поэтому считается, что он стал покровителем тех, кто имеет отношение к финансам. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись проверяющие органы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

АПОСТОЛ МАТФЕЙ — ЖИТИЕ СВЯТОГО

Апостол Матфей (называемый Левием) – это родственник апостола Иакова Алфеева и, до того времени, как сам стал апостолом, он был состоятельным человеком. В Галилее он служил сборщиком податей (был мытарем).

28 ноября — Начало Рождественского поста

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский, который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.