Церковь Успения Девы Марии

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Архитекторы: Собольщиков В. И.
Воротилов Е. С.
Год постройки: 1870-1873
Стиль:

Фото — snegir, 04.11.2009

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

1870-1873 — арх. Собольщиков Василий Иванович — автор проекта,

арх. Воротилов Евграф Сергеевич — завершение строительства

1878-1879 — арх. Воротилов Е. С. — расширение

1895-1898 — арх. Фиалковский А. Д. — расширение

1900-1901 — арх. Воротилов Е. С. — расширение

Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии в 1873 — 1926 гг. носил статус кафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского , главы Католической Церкви на территории Российской Империи.

С сайта храма
uspenie.spb.ru

31.03.1991.
Фото Овчинников К.В.
* см нижн
(добавил Данелия).

* Католический собор Успения Девы Марии на территории Польского сада за зданием бывшей Могилевской римско-католической

духовной коллегией по 1-й Красноармейсой улице, 11-А. 31.03.1991. Фото Овчинников К.В.

Разрешение на строительство католического храма было дано 27 мая 1870 г.

По религиозно-идеологическим соображениям здание храм было решено разместить в глубине квартала, закрыв его зданием Консистории. Строил храм архитектор В. И. Собольщиков.

Изначально церковь имела форму латинского креста. Храм имел единственный неф, перекрытый деревянным шатром с живописью, пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. Пространство между окнами занимали сдвоенные романские колонны. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной — часовня.

В подвальном этаже церкви предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.

12 апреля 1873 г. здание новой церкви было торжественно освящено Главный престол (с частицей мощей священномученика Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским .

Осенью было начато проектирование двух боковых выходов в церковный двор для торжественных процессий. Работы предполагалось начать в сентябре1873 г.Архитектор В. И. Собольщиков к тому времени скончался, главным производителем работ был назначен его помощник Е. С. Воротилов.

Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула, и были распределены квартиры прелатов и каноников.

Должность архитектора зданий последовательно занимали: Е. С. Воротилов (1878-1883 гг.), Орачевский (1884-1885 гг.), А. Д. Фиалковский (1885-1897 гг.), Л. П. Шишко.

Храм позже перестраивался несколько раз.

В 1878 — 1879 гг. архитектор Воротилов перестроил крышу храма, кроме того, было сделано несколько построек во дворе дома Римско-Католической Духовной Коллегии.

В 1895 — 1898 гг. по проекту А. Д. Фиалковского появились две боковые часовни, паркет заменили мозаичные полы, в правом приделе был установлен новый престол, деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями, были расширены проходы церковных порталов. В подвале, в новой ризнице,построенной тогда же со стороны сада, и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи, сделаны необходимые работы по устройству вентиляции и отопления, подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье, устроена часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы в 1897-1898 гг. выполнил М. Хрушков, декоративную роспись в «романском стиле» — Н. А. Александров. Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г. митрополитом Карлом Недзялковским.

Церковь была в очередной раз расширена в 1900 — 1901 гг. архитектором Е. С. Воротиловым и опять освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.

В 1905 — 1906 гг. ремонт свода Духовная Коллегия поручает произвести архитектору Станиславу Воловскому и гражданскому инженеру А.К. Монтагу. Кроме того был устроен дополнительный вход в подвал справа и произведены некоторые внутренние работы.

Последний ремонт перед закрытием церкви был произведен в 1928 г.

Храм был закрыт в 1930 г.После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.

В 1994 г. был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 г. здание храма было возвращено Церкви и была начата реставрация. 16 февраля 1997 г. возобновились богослужения. 24 мая 1998 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.

( по материалам официального сайта храма)

Работы по перестройке и отделке здания римско-католического кафедрального собора в столице, что в первой роте Измайловского полка, совершенно окончены.

Цель перестройки здания — расширение внутреннего помещения не менее как на 1000 человек молящихся. Внутренняя отделка собора заслуживает особенного внимания; замечательно художественно произведена окраска стен в романском стиле, по способу «полихромии». Эту работу исполнил художник Александров, заведующий школой поощрения художеств, под руководством профессора И.С. Китнера; большую ценность представляет собою также пол в соборе, сделанный целиком из метлахских плит. Здание снабжено паровым отоплением, усовершенствованной вентиляцией и электрическим освещением на 3000 лампочек.

(Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества. 1898, № 1-2; добавил: vladimir-2013 )

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (149).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г. [ ].

Витраж над дверью
с 1-й Красноармейской ул.

Выход на 1-ю
Красноармейскую ул.

Вестибюль на входе.

Вход из вестибюля в храм

Помещение между
вестибюлем в лицевом
корпусе и собором

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Собор Успения Девы Марии в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге дает возможность гостям и горожанам прикоснуться к традициям Католической Церкви в России, познакомиться с единственной в стране Католической Семинарией, насладиться классической музыкой в органном исполнении.

Этот католический собор распахивал свои двери для прихожан в течение последних 150 лет: был построен, освящен и расширен в конце 19 века, пережил тяжелые времена октябрьской революции, пострадал от бомбежек во время Великой Отечественной Войны, был закрыт и снова восстановил свою работу в 90-е годы 20 века.

История

Собор Успения Пресвятой Девы Марии построили и освятили в 1873 году. После чего он 43 года имел статус кафедрального и часть этого времени являлся резиденцией главы Католической Церкви в России. Приход Собора увеличивался очень быстро, поэтому в 1897 году он был расширен и снова освящен.

Перед революцией Собор регулярно посещали около двадцати тысяч горожан. После 1917 года властью было сделано много попыток остановить работу Собора, которые увенчались успехом к 1930 году.

Во время ВОВ здание храма сильно пострадало от попадания бомб, а после было отдано для нужд города. Только к 1995 году была восстановлена работа Собора, когда его здание снова вернули церкви.

Храм был отреставрирован и третий раз освящен в 1998 году

Сейчас в Соборе работают библиотека и музей, посетить его может любой желающий вне зависимости от вероисповедания.

Архитектура

Собор Успения Пресвятой Девы Марии является по форме латинским крестом. Он имеет общий вход с Католической Семинарией, закрыт ее зданием со стороны улицы.

Находясь в тихом неприметном месте, Собор граничит с Польским садом, бывшей усадьбой поэта Державина.

Интересно, что земля, на которой стоит храм, была куплена у его наследников.

Внутреннее убранство

Собор изнутри выглядит просторно и аскетично, с белыми стенами и сводами, обязательной атрибутикой Католической Церкви.

В помещении прекрасная акустика. Есть великолепный орган, который часто собирает на концерты прихожан и поклонников ни с чем не сравнимой органной музыки.

Внешнее убранство

Если со стороны улицы здание Собора неприметно, то со стороны Польского сада взору открывается внушительная апсида.

По этому алтарному выступу можно сразу оценить величественный размер здания храма.

Расписание богослужений в 2019 году

В будние дни и в субботу мессы проводятся в 9 утра и 19 часов вечера.

В воскресенье время проведения месс:

  • на русском языке — 12 часов и 19 часов
  • на польском и французском языке — 15 часов и 17 часов

Также в воскресенье в 10:30 проводятся мессы для детей. Исключение — время летних каникул.

Режим работы в 2019 году

  • с понедельника по субботу — с 8:30 до 10:00 и с 17:00 до 20:00
  • в воскресенье — с 9:00 до 20:00

Где находится Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Адрес

ул. 1-я Красноармейская, дом 11

Метро

Как добраться

Доехать на метро до остановки Технологический институт-1. Выйти на сторону, которая ближе к Фонтанке. Пройти 300 метров по 1-й Красноармейской улице до здания Семинарии, которое будет справа.

Телефон

8(812) 316-42-55; 989-49-39

Официальный сайт

Интересные факты

В Соборе работают детская Воскресная школа и группа катехизации для взрослых. Школа состоит из нескольких групп по возрастам, где детей обучают основам католической веры. Также школа проводит детские праздники и личные встречи.

В группе для взрослых готовят к таинствам крещения, исповеди и причастия. Для полного погружения и освоения этих знаний требуется, как правило, один год.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Успение Пресвятой Богородицы

28 августа — это День великого праздника, Успения Пресвятой Богородицы.

Читайте также  Античная триумфальная арка

На этой иконе мы видим изображения тех событий, которые сопровождали её земную кончину.

Мы видим смертный одр Богородицы, а ниже под ним одного из иудейских священников, попытавшегося опрокинуть смертный одр и получившего тут же от ангела чудесное наказание и вразумление.. На иконе видим, что ангел мечём отсекает ему руку.

На иконе изображены апостолы, а так же первоиерархи тогдашней церкви , и среди них есть сам апостол Фома, который по промыслу Божьему опять же прибыл позже всех остальных и он приходит ко гробу Богородицы, но не находит там её тела, а только нашёл Её одежды и в частности пояс.

На иконе в центре изображён Иисус Христос и в своих руках он держит Душу Богородицы, которую он сам принял после того, как душа разлучилась с телом. Тем самым богородица ни когда не переживала богооставленности.

Ну и в самом верху иконы видно, как Богородица уже пребывает в своём теле в месте, которое в Церкви именуется «Сидение Одесную», это значит в непосредственной близости с Господом.

Богородица ещё до второго пришествия и страшного суда, была воскрешена и вознесена на небо в своём теле.

Церковь не знает мощей Богородицы, мы чтим на земле только ризы Божьей Матери. А тело Богородицы неразлучно пребывает со своим Сыном на небе.

Богородица на какой-то краткий миг вкусила тление, познав что такое земная смерть, но истления тела (разложение плоти на элементы и биологические составы) она не познала.

А потому праздник Успения он духовно радостный. Мы прославляем не смерть и не разлуку с Богородицей, а обетование неразлучного Её пребывание с богом, а это радость для каждого из нас.

Путь , которым шла по земной жизни Богородица, открыт для всех нас. Многие святые угодники шли этим путём молитвы, скорби и страдания и они тоже не познали истления своих тел, отсюда мы имеем множество святых нетленных мощей.

Праздник Успения говорит нам, что нет ни чего выше той радости, которую встретила Богородица за порогом своей земной жизни.

Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон , в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора . Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.

Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения все христианские конфессии (православные, армяне, копты и Сиро-Яковиты), кроме католиков и протестантов.

Католики в Успение (Вознесения Девы Марии на небо) служат в своём главном храме.

Монастырь Успения Богоматери (Монастырь Дормицион) — немецкое католическое аббатство ордена бенедиктинцев в Иерусалиме на вершине горы Сион за пределами стен Старого города, около Сионских ворот. Храм построен в 1910 году латинским Патриархатом в Иерусалиме на месте, которое Католическая церковь считает местом Успения Богородицы , на месте дома апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери .

Первая византийская базилика на этом месте была построена в 415 году при иерусалимском епископе Иоанне II ( 386 — 417 ) и называлась Святой Сион .

В конце XIX века германским католикам, в лице Ордена бенедиктинцев, удалось приобрести этот участок за 120 тысяч золотых марок у султана Абдул-Хамида II, при посредничестве императора Вильгельма II во время его исторического визита в Палестину в 1898 году.

В 1890 году начинается строительство. Главным архитектором проекта, задуманного как модель каролингского собора в Ахене, стал Генрих Ренард ( de:Heinrich Renard ) ( 1868 — 1928 ) из Кёльна. Стилевые особенности архитектуры церкви аббатства необычны. Они сочетают элементы византийского и современного мусульманского стиля, как в целом, так и в деталях. Закончились работы в 1910 году. Церковь меняет своё название на Успение Богоматери (лат. Dormitio Mariae ). Здесь начинает почитаться место с криптой, где установлен камень, на котором Она почила.

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне. На куполе балдахина, покрывающего скульптуру изображён Иисус Христос, призывающий Свою Мать в Своё Небесное Царство словами: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утёса!» (Песн. 2:13-14 ). В медальонах, окружающих купол, расположены изображения шести ветхозаветных женских образов: Евы, Мариам (старшей сестры Моисея), Иаили, Юдифи, Руфи и Эсфири.

Священный одр окружают шесть алтарей, дарителями стали следующие страны: Австрия, Бразилия, Берег слоновой кости , Венгрия, Венесуэла, США . На них изображены свои святые и апостолы и им, естественно, присущи собственные национальные стилистические особенности. Главный алтарь в крипте посвящён Успению: на фреске изображены апостолы , окружившие тело Богородицы, и Христос, возносящий Её душу на Небо. Также здесь изображены нынешняя церковь и её предшественницы. Столб под алтарём — остаток византийской колонны.

Аббатство принадлежит Германскому обществу Святой Земли, президентом которого является архиепископ города Кёльна. С 1998 года возвращено первоначальное название: Аббатство Сиона Святой Девы Марии.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Курске

П осле Польского восстания 1863 г. вглубь России были сосланы около 45 000 человек, некоторые семьи осели в городе Курск. Первые католические богослужения в городе стали проводиться в частных домах Гринецких, Валевских, Гладковских. Службы исполнял ксендз из Чернигова в деревянном молельном доме, построенном на средства католической общины. В 1868 приход зарегистрирован. С 1868 г. римско-католическую общину курирует священник о. Георгий Мотузза, ранее занятый строительством костела в г. Витебске (Белоруссия). В 1885 г. из Могилевской Епархии о. Георгий Мотузза назначается в Курск настоятелем прихода. 27 апреля 1891 г. о. Георгий Мотузза обращается к губернатору Курской губернии генерал-майору фон Вайль с прошением о постройке римско-католического храма во 2-й части города Курска, по Верхнегостинной улице, на расстоянии восьми погонных сажен от деревянного молельного дома. На постройку пошли деньги, завещанные в 1889 г. приходу в сумме 15 544 рублей 25 копеек дворянкой Марией Осиповной Рудзиевской (прож. Орловская губерния, Малоархангельский уезд, село Упалый Колодезь), и собственные средства общины.

Строительное отделение губернского правления рассмотрело проект и смету на постройку Курского римско-католического храма (№ 2362 от 16 мая 1891 г.) и утвердило их 4 июня 1691 г. приказом за № 610. В 1892 году был построен двухэтажный хозяйственный приходский дом (сейчас ул. Марата, д. 29, ныне снесен), затем дом священника по ул. верх Верхненегостинной, 1 (ныне – у/т, Димитрова, 1), по другую сторону от храма. В 1896 году строительство костела было завершено и 15 августа того же года храм освящен во имя Успения Божией Матери. Все приметы здания указывают на неоготический стиль: вимперги (резные фронтоны над окнами), фиалы (декоративные завершения фигурных шпилей), расширяющаяся снаружи глубокая ниша портала, высокие стрельчатые витражные окна, тяжелые угловые башни главного фасада.
В 1917 г. умирает настоятель прихода о. Георгий Мотузза. Город и приход регулярно с 1928 по 1930 г. посещала блаженная Болеслава Лямент, основательница конгрегации сестёр-миссионерок Святого Семейства. Реликварий с частицей мощей блаженной находится в храме. В костеле в 30-х годах XX в. принял Таинство брака (венчание) художник Казимир Малевич, проживавший в то время Курске на ул. Семеновская, занимавшийся реставрацией икон. За период с 1935 г. по 1937 г. было арестовано и расстреляно 287 прихожан. Настоятель Александр Фомич Притулло был арестован 5.06.1937 г. и расстрелян 27.08.1937 г. В 1935-37 гг. в приходе служили Любенский Игнатий Адольфович и Розенбах Яков Иосифович. Судьба их стала известна лишь в 2005 г.: Любенский расстрелян 10.04.1938 г., реабилитирован 02.02.1999 г., Розенбах Я.И. приговорен к расстрелу 02.01.1938 г. Последняя группа прихожан (13 человек) была арестована НКВД 24 августа 1937 г. («Дело Форстмана»), осуждена по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР, спустя три дня все расстреляны. По постановлению культовой комиссии Президиума Курского облисполкома от 19.09.1938 г. был расторгнут договор с Римско-католической общиной г. Курска и здание храме было передано под антирелигиозный музей. В музее был установлен и действовал маятник Фуко, а также можно было увидеть и литургическую утварь бывшего храма: иконы, хоругви, книги, чаши, ризы и т.д. Алтарные фигуры Святых Апостолов Петра и Павла, Пресвятой Девы Марии, резные готические алтари, амвон, алтарная перегородка, орган, были уничтожены. Были укрыты в православном Сергиево-Казанском кафедральном соборе (собор до сих пор действует и находится по ул. Максима Горького (бывшая Сергиевская ул.) Большое распятие и дароносица.
После войны здание использовалось под склады универмага. В 1970 г. здание было отреставрировано (во время войны в одну из башен попала бомба) и в нём разместился Дом культуры. 11 апреля 1993 г. состоялась первая Святая Месса (Богослужение) около храма, которую служил о. Ежи Зиминский (Харьков, Украина). 16 ноября 1993 г. католическая община в составе 28 человек была зарегистрирована в Курском Управлении юстиции (св. о регистрации № 179). 12 октября 1995 г. католическая община получила из Министерства культуры России приказ за № 589-14-34 о передаче Курскому Римско-католическому приходу здания храма. Согласно приказу № 219 от 25.07.1996 г. Управление по охране культурного наследия Министерства постановило использовать помещение храма приходу совместно с Домом культуры. В 1996 г. на средства прихожан был изготовлен алтарь. Из Польши привезены необходимые литургические вещи: одеяния, дарохранительницу, подсвечники, чаши, свечи и др. В 1998 г. настоятель храма привозит из Польши пожертвования от прихожан для изготовления и установки на шпилях храма металлических крестов, которая совершилась в апреле 1999 г. В 2000 г. начат ремонт храма, отопительной и электрической системы, вернулись в храм спасенные ценности: иконы «Святейшее Сердце Иисуса», «Пресвятое Сердце Девы Марии», икона в киоте «Божия матерь Ченстоховская» и малое бронзовое распятие. В 2003 г. было найдено свидетельство о крещении в январе 1923 г. одной из прихожанок, подписанное о. Александрой Притулло. Документ является единственным в приходе и имеет архивную ценность. В октябре 2004 г. в приход был привезен и установлен новый электронный орган.

Читайте также  Где находится остров Сицилия

Храм Успения Богородицы в Иерусалиме

Символом почитания кончины Богоматери около Сионских ворот является Храм Успения Богородицы в Иерусалиме, принадлежащий немецкому Обществу Святой Земли Дормицион. В нем покоится тело Пресвятой Девы. Это скульптура обладает чудотворной силой, поэтому паломники прикасаются к ней руками и губами. Так они получают благословение Небес.

Подземная церковь

Церковь в подземелье представляет собой сооружение в виде креста: длина — 34 метра, ширина — 6 метров. Чтобы в нее войти, нужно спуститься с южной стороны здания по массивной лестнице, состоящей из 48 ступенек. Примерно посередине, на 23 ступени, по обе стороны находятся могилы отца, матери и мужа Пресвятой Девы.

В Храме захоронена королева Мелисандра, при поддержке которой был построен Храм в XII веке, а именно в 1142 году. В центре часовни в гробу из вишневого дерева лежит статуя Девы Марии. Попасть в часовню можно с западного проема, выйти — через северный проем.

Убранство Храма состоит из старинных фресок и икон, одна из которых достойна особого внимания. Это Икона Божьей Матери — копия, принадлежавшая кисти Евангелиста Луки, написавшего ее в I веке. Оригинал находится в Париже.

Описание внешности и деяний Богородицы

Кончина Пресвятой Богородицы называется Успением: это не смерть, а чудесный сон, во время которого ее душа устремилась в нетленную небесную обитель. Христиане во все времена благоговейно относились к Матери Божией и стремились сохранить все факты об ее жизни и деяниях. Это была смиренная сердцем и душой, целомудренная в речах и немногословная, но здравомыслящая женщина. Скромные телодвижения, тихая поступь, голос ровный и приятный.

По описаниям Никифора Каллисты (XIV в.), Божья Матерь была немного выше среднего роста с золотистыми волосами, дугообразными темными бровями и утонченным лицом. В речи ее была простота и совершенная безыскусственность. Она отличалась смирением и была далека от изнеженности.

Во всех ее действиях сквозила особенная благодать. Она была прекрасна, как богиня. Дионисий Ареопагит — греческий ученик апостола Павла — был пленен красотой ее преклонных лет.

Предчувствуя свою скорую кончину, Пресвятая Дева Мария усердно молилась. Приехав в Иерусалим, она часто бывала в местах, где совершал свои деяния ее сын — Иисус Христос. Молитвы женщины о том, чтобы Сын взял Ее на небеса, были услышаны. Она ждала этого события с полным спокойствием и даже радостью, зная, что встретится Навеки с Господом.

Однажды, Пресвятая Богородица пребывала на Елеонской горе, когда представший перед ней Архангел Гавриил сообщил, что Господу угодно забрать ее к себе, поэтому ее земная жизнь близится к завершению. Он отдал ей райскую пальмовую ветвь, как символ победы над телесной смертью. С этой ветвью Богородица возвратилась в город Вифлеем, чтобы сообщить своему нареченному сыну о радостной вести. Он известил апостола и через него всю Иерусалимскую Церковь.

Вознесение на Небеса

Три дня ей оставалось, чтобы «закончить» дела на Земле грешной. Богородица возжелала быть похороненной в Гефсимании, где находились могилы ее родителей и праведного Иосифа Обручника — ее мужа.

В день, когда должно было произойти Успение, в Иерусалим собрались все Апостолы. Не пришел только один Апостол — Фома. Каждого из них Богородица призывала к себе и благословляла. Через несколько часов в горницу, где возлежала на украшенном одре Пречистая Дева, сошел Христос с ангелами. Она обратилась к Господу с молитвой благодарения и стала просить благословить всех, кто почитает Ее память. Как только душа Богоматери перешла в руки Господа, ангелы вокруг запели.

Сколько лет было Богородице на момент смерти? Существует несколько версий. Наиболее правдоподобным считается возраст 72 года.

«Буду молитвенницей Вашей на небе»

Успение Богоматери — церковный праздник, известный с давних времен. Например, в Византии его стал общецерковным праздником с 595 года. Если сначала целью праздника было прославление Божьей Матери и ее чудесного успения, то через некоторое время к основному замыслу присоединилось обличение еретиков, которые отрицали существование Пресвятой Девы в человеческом обличье и ее телесную кончину.

Базилика «Святой Сион» была возведена на месте дома Апостола Иоанна Богослова. Именно там по преданию отошла Богоматерь. Базилику восстанавливали в 614, 966 и 1200 годах. В 681 году по решению VI Вселенского Собора гробница была вскрыта.

. Благоухающее тело Богоматери Апостолы под торжественные гимны понесли из Иерусалима в Гефсиманию. За ними последовали иудеи, которые не верили в Спасителя. Первосвященниками были посланы воины, которые должны были разогнать процессию и сжечь тело упокоенной, но ангелы их наказали слепотой.

Еще одного иудея — священника Афония, который хотел опрокинуть одр с Богородицей — наказали через отсечение рук. Афония вовремя раскаялся и исповедал величие Божьей Матери. Получив исцеление, иудей и те слепцы, что покаялись, стали страстными последователями Христа.

Апостол Фома прибыл только на четвертый день Успения Богородицы. Огорченному Фоме дали возможность проститься с Божьей Матерью, но когда отвалили глыбу от могильной пещеры, чтобы он прошел внутрь, увидели на месте усопшей лишь погребальные пелены.

В тот же день, вечером Божья Матерь явилась перед апостолами, молившими Бога сообщить, где же Богородица. Она сказала, что будет всегда и всюду с ними, и выступать их молитвенницей перед Богом. Поэтому Успение Богородицы считается поводом для радости и празднования.

Праздник Успения

Праздник Успения Богородицы, так же как Пасха, почитался русским народом. Его называли Богородичная Пасха. Вот какое событие этому поспособствовало. Патриарх Иерусалима Ювеналий в V веке доказывал Императору Маркиану, что восшествие Богоматери на Небеса — не вымысел и отослал супруге императора погребальные пелены Богородицы.

Святая Пульхерия (супруга императора) положила их во Влахернском Храме. Когда русские подошли со стороны моря к Константинополю (866 год), погребальная риза Богоматери была погружена в море, сопровождаемая молитвами Императора и Патриарха Константинополя.

Поднявшаяся буря разметала в щепки русские корабли. Русь хоть и потерпела поражение, зато Богоматерь и ее Успение стали признаны и почитаемы русскими. Кстати, известный праздник Покрова, который посвящен ризам Божьей Матери, считался и праздновался только в России. А во времена княжения Владимира главные соборы и храмы были посвящены празднику Успения Богородицы.

Празднуют 15 августа день Успения Богоматери Иерусалимская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь. В Гефсимании совершается особая Служба погребению Богородицы, которая до XIX века была популярной в Русской Церкви, но сегодня почти забыта.

В конце XIX века землю, где стоял Храм Успения Богородицы в Иерусалиме, приобрел Орден Бенедиктинцев, который решил здесь построить новую церковь. Работы проводились почти двадцать лет и закончились в 1910 году. Сегодня мы имеем возможность видеть новый Храм, который называется Успением Богоматери.

Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева

Православная Жизнь

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Читайте также  Что делать в Турции в феврале

Успение Божией Матери, Стеариновая пластина. X в. Вена, Музей исторических искусств

Святой Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Его жена, святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от апостольских времен.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим, дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к Гробу Господню, воскуривала здесь фимиам и преклоняла колени. В одно из таких посещений перед Ней предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.

Церковь Успения Божией Матери. Фасад здания

Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой перенес его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, завершивший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, как говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.

Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о благостоянии всего мира.

Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа.

Внезапно заблистал неописуемый Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Своды помещения как бы исчезли в лучах необъятного света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцов и пророков.

Гробница. Каменное ложе, на котором три дня покоилось тело Божией Матери

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел на смирение Рабы Своей» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители вечной жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатный лик Богоматери сиял славой Божественного девства, а от тела исходило благоухание.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Придел Иоакима и Анны

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, а само тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.

Успение Божией Матери. Фреска 1294-1295 гг. Охрид, церковь Богоматери Перивлепты

Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это обрадовало апостолов и они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Храм Успения Богородицы, лестница от входа, ведущая в гробницу (соврем. фото)

С самого погребения Пресвятой Богородицы христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было покрыто пречистое и благоухающее тело.

Сохранились свидетельства, что в конце VII в. над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол храма Воскресения Господня. Сейчас нет и следов этой церкви. В IX в. близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 г. от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 г.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморные колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На уровне 23-й ступени, на правой стороне, находится придел в честь святых богоотцов Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской.

Необходимо спуститься на 46 ступенек, чтобы попасть в гробницу Богородицы

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 34 м, в ширину 5,5 м. В усыпальницу Матери Божией ведут два небольших входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.