Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Под покровом Богородицы

П остроенная на средства Московского великого князя Василия Иоанновича знаменитым новгородским мастером Дмитрием Сырковым, обитель стала местом, куда на поклонение иконе приезжали великие князья, русские цари и императоры.

На перекрестке торговых путей, связывающих Волгу с Ладогой и Балтийским морем, она хранит одну из величайших православных святынь. Тихвинская икона Божией Матери в 2004 году вернулась в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине.

По церковному преданию, чудотворный образ еще при земной жизни Девы Марии написал апостол Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где во имя нее воздвигли Влахернский храм. За несколько десятков лет до падения Царьграда и начала турецкого ига образ таинственным образом исчез.

Чудесное явление в XIV веке, после Куликовской битвы, в северных пределах Руси Влахернской иконы Божией Матери расценили как Божий промысел.

Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Рыбаки со страхом и благоговением взирали на это чудо. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинке. Икона опустилась на землю.

О чуде узнал великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь деревянную церковь Успения. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери. Обретя свое место на Руси, икона стала называться Тихвинской.

Дата основания каменного монастыря зафиксирована в новгородской летописи: «В лето 7023 (1515 г.) поставили в Новгородския области церковь каменную на Тихфине, в монастыре».

Святую обитель воздвигли по указанию великого князя Московского Василия III, в середине XVI века в монастыре побывал его сын Иван Грозный. Внимание царя укрепило значение Тихвина как важного культурного центра. Монастырь богател, богатели и появившиеся торговые люди.

В начале Ливонской войны (1558 г.) Иван IV решил укрепить Тихвин как возможный пункт обороны юго-восточного Приладожья. Царь приказал увеличить территорию Тихвинского Большого мужского монастыря и обнести мощными стенами. Укрепление пригодилось и в начале XVII века, во времена войны со Швецией.

После пожара 1623 года монастырь объявил сбор пожертвований и икон для сгоревшего иконостаса собора. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес личные средства на 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенской церкви; князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Со второй половины XIX века деловая и торговая слава Тихвина стала угасать.

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была икона Богоматери. Она попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Потом путь иконы лежал через Чехию в американскую зону оккупации Германии. Наконец, в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В апреле 1995 года тихвинцы обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря – святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. В 1995 году Тихвинский монастырь был передан Русской православной церкви. Началось и восстановление Успенского собора.

Два дня в Тихвине будут идти торжественные богослужения, главным станет Божественная литургия, которую перед Успенским собором проведет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со звонницы Богородичного Успенского монастыря зазвучат праздничные колокольные звоны в исполнении лучших звонарей России. Каждый желающий сможет поучиться у них мастерству обращения с колоколами.

Благоприятное географическое положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине сделало город в XVII веке важным торгово-промышленным центром наряду с Новгородом и Псковом. Ежегодные тихвинские ярмарки славились по всей России. В XVII веке особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье – «болотной руде», добывавшейся со дна болот вблизи Тихвина. В дни торжества вспомнят эту славную традицию. На базарной площади города, где раньше стоял гостиный двор «о шести рядах» – Большой ряд (лавки, принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды, – в дни праздника развернется ярмарка народных промыслов. На «Тихвинский торг» приедут 160 художников и ремесленников со всей страны – от Великого Новгорода до Владимира, от Смоленска до Череповца.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Влахернская икона Божией Матери

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 — 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Читайте также  Что привезти из Малаги

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, Москва

История появления Тихвинской иконы Божией матери наполнена преданиями о чудотворных силах образа Богоматери на иконе. По свидетельству историков, создатель иконы — апостол Лука, который запечатлел лик Богородицы, так точно воспроизводящий черты лица реального прототипа портрета — Божьей Матери, жившей в I веке н.э.

Читайте также похожие статьи:

Существует несколько копий иконы, которые хранятся в разных монастырях и соборах. Бытуют легенды о том, будто в XIV веке икона пропала, но в один из дней явилась в воздухе и словно опустилась на землю. Было это в городе Тихвин. Верующие восприняли это явление как божий знак и по приказу царя был воздвигнут храм, получивший имя Церковь Тихвинской иконы Божьей матери.

История

На известной для многих верующих дороге к Троице-Сергиевской Лавре — месту паломничества к мощам Сергия Радонежского, появился храм Тихвинской иконы Божией Матери. Место это всегда было особенное, а дорога, ведущая к храму — намоленая, ведь чтобы прикоснуться к святым мощам, и простолюдин, и дворянин, даже сам царь, отправлялись в почти всегда пешее трехдневное путешествие, сопровождаемое раздумьями и молитвами.

Строился Тихвинский храм 7 лет и осенью 1860 года был торжественно освящен. По одной из версий именно тогда, на освящении храма, царем была подарена чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

История этой церкви насчитывает немало чудес, связанных как с самим зданием, так и с его главной святыней — Тихвинской иконой. К примеру, известно, что до перенесения иконы в этот храм, находилась она в соборе Успенском, который трижды горел, но икона в пожаре ни разу не пострадала.

В советское время, когда христианство потерпело крах, дорогое убранство Тихвинского храма сильно пострадало, однако, позолоченные колокола остались нетронутыми, хотя и замолчали на долгое время.

Интересно! Одна из легенд, связанных с чудотворной иконой, повествует о том, как в самом начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска наступали на Советский Союз, Сталин приказал взять Тихвинскую икону и вместе с ней облететь на самолете город. Именно тогда Красной Армии удалось провести удачное наступление и взять город Тихвин.

Современное состояние

Сегодня храм ежедневно открыт для посещений, настоятель собора — протоиерей Аркадий Тыщук, служит здесь с 1982 года.

В храме проходят занятия для взрослых и детей в воскресной школе. Также при храме организован детский хоровой ансамбль «Радуйся». Каждую субботу для детей проходят занятия по иконописи. Для тех, кто решил принять Крещение, проходят занятия по подготовке к таинству, на которых изучается Новый и Ветхий завет, и основные моменты духовной жизни христианина.

Ещё интересные статьи:

В последнюю субботу каждого месяца в церкви проходят молебны для беременных женщин и будущих родителей. А после молебна даже проходит занятие по подготовке к родам.

Совет! Для всех, кто нуждается в духовном подкреплении, при храме работает приходская библиотека.

Часы работы библиотеки:

  • суббота с 16:00 до 17:00,
  • воскресение с 12:00 до 15:00.

Описание

Пятиглавый храм иконы Тихвинской Богоматери поражает, прежде всего, своими размерами, крепкой и прочной кирпичной кладкой, но при этом, благодаря стилю «русского узорочья», с затейливым декором, сложными живописными композициями, не производит впечатления громоздкой крепости. Множественные окна храма, выполненные в византийском стиле, прорезают стены практически от пола и до потолка.

Внутреннее убранство храма также поражает своим великолепием. И в первую очередь, конечно, следует сказать о сердце собора — его алтаре. Выполнен он нетипично высоким и большим, но главная диковинка не в этом, а в том, что во время утреннего служения свет, проходя через многочисленные своды окон, тремя золотыми потоками опускается на алтарь, как бы символизируя собой чтимую всеми христианами Троицу — Отца, Сына и Святого духа.

К большому сожалению, стены собора не сохранили все фрески в первозданном виде, но руки талантливейших живописцев по благословению батюшки, украсили стены храма всем известными сценами из Ветхого и Нового завета, а также картинами жития святых Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В храме до наших времен уцелели молельные комнаты царя и царицы. Особую ценность царской комнате придает уникальная круглая изразцовая печь, изготовленная русскими мастерами печного дела XVII столетия.

Читайте также  Что едят в Чехии

Колокольня, построенная в начале XIX века, передает типичное убранство внутренних церковных покоев этого периода.

Важно! Познакомиться с внешним и убранством храма можно, заказав экскурсионную программу, однако следует учесть, что в дни строгого поста экскурсии не проводятся.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.

Социальное служение ведется:

  • в местах лишения свободы;
  • в Доме малютки и детских домах;
  • в больницах и домах инвалидов.

Волонтеры храма проводят в каникулярное время детские лагеря, организуют концерты и театральные постановки.

Внимание! В связи с активной социальной деятельностью храм постоянно нуждается в добровольцах, готовых безвозмездно помогать тем, кому нужна помощь.

Расписание богослужений храма

Ежедневно храм открыт для всех, кто ищет помощи в Боге. Каждое утро (8.00) проходит утренняя служба, ежевечерне (17.00) начинается вечерняя служба.

В праздничные дни богослужения проходят также в 7 и 10 часов утра.

Совет! Подробно узнать расписание богослужений можно воспользовавшись интернет-сайтом храма либо позвонив по номеру телефона (495) 683-43-44.

По воскресеньям служат акафист Тихвинской иконе Божией Матери.

Святыни

В храме, помимо Тихвинской иконы Божьей матери, есть и другие святыни:

  • копия Гроба Господня;
  • икона Божьей матери «Прибавление ума»;
  • икона Казанской Божьей матери;
  • икона Богоматери «Помощница в родах»;
  • икона Божией Матери «Козельщанская»;
  • мощи святых.

Престольные праздники

Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинского прихода. В этот день, говоря простыми словами, отмечается день рождения церкви в Алексеевском и день почитания иконы Тихвинской Божьей матери. По традиции праздник начинается с Литургии и нескольких проповедей. Завершает служение Крестный ход с иконой Тихвинской Божьей матери и духовным пением, однако, праздник на этом не завершается.

Во дворе храма служители устраивают для всех прихожан общий обед, во время которого можно насладиться вкусом простых русских блюд и поделиться со всеми трапезниками радостью, наполняющей сердце каждого, кто пришел в этот день послушать наставления батюшки, или просто помолиться у святой иконы.

Как добраться

Обитель Тихвинской иконы Божьей матери находится по адресу: г. Москва, улица Проспект Мира, д. 130.

Добраться до храма можно на метро, проехав до остановки ВДНХ, остановившись у нового Южного выхода, отыскать ориентир «К Тихвинскому храму», который располагается всего в нескольких минутах ходьбы.

Доехать до церкви можно и на автомобиле, для этого нужно проехать до улицы Кибальчича, где обозначен между домов проезд к храму.

Под покровом Богородицы

П остроенная на средства Московского великого князя Василия Иоанновича знаменитым новгородским мастером Дмитрием Сырковым, обитель стала местом, куда на поклонение иконе приезжали великие князья, русские цари и императоры.

На перекрестке торговых путей, связывающих Волгу с Ладогой и Балтийским морем, она хранит одну из величайших православных святынь. Тихвинская икона Божией Матери в 2004 году вернулась в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине.

По церковному преданию, чудотворный образ еще при земной жизни Девы Марии написал апостол Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где во имя нее воздвигли Влахернский храм. За несколько десятков лет до падения Царьграда и начала турецкого ига образ таинственным образом исчез.

Чудесное явление в XIV веке, после Куликовской битвы, в северных пределах Руси Влахернской иконы Божией Матери расценили как Божий промысел.

Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Рыбаки со страхом и благоговением взирали на это чудо. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинке. Икона опустилась на землю.

О чуде узнал великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь деревянную церковь Успения. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери. Обретя свое место на Руси, икона стала называться Тихвинской.

Дата основания каменного монастыря зафиксирована в новгородской летописи: «В лето 7023 (1515 г.) поставили в Новгородския области церковь каменную на Тихфине, в монастыре».

Святую обитель воздвигли по указанию великого князя Московского Василия III, в середине XVI века в монастыре побывал его сын Иван Грозный. Внимание царя укрепило значение Тихвина как важного культурного центра. Монастырь богател, богатели и появившиеся торговые люди.

В начале Ливонской войны (1558 г.) Иван IV решил укрепить Тихвин как возможный пункт обороны юго-восточного Приладожья. Царь приказал увеличить территорию Тихвинского Большого мужского монастыря и обнести мощными стенами. Укрепление пригодилось и в начале XVII века, во времена войны со Швецией.

После пожара 1623 года монастырь объявил сбор пожертвований и икон для сгоревшего иконостаса собора. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес личные средства на 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенской церкви; князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Со второй половины XIX века деловая и торговая слава Тихвина стала угасать.

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была икона Богоматери. Она попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Потом путь иконы лежал через Чехию в американскую зону оккупации Германии. Наконец, в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В апреле 1995 года тихвинцы обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря – святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. В 1995 году Тихвинский монастырь был передан Русской православной церкви. Началось и восстановление Успенского собора.

Два дня в Тихвине будут идти торжественные богослужения, главным станет Божественная литургия, которую перед Успенским собором проведет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со звонницы Богородичного Успенского монастыря зазвучат праздничные колокольные звоны в исполнении лучших звонарей России. Каждый желающий сможет поучиться у них мастерству обращения с колоколами.

Благоприятное географическое положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине сделало город в XVII веке важным торгово-промышленным центром наряду с Новгородом и Псковом. Ежегодные тихвинские ярмарки славились по всей России. В XVII веке особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье – «болотной руде», добывавшейся со дна болот вблизи Тихвина. В дни торжества вспомнят эту славную традицию. На базарной площади города, где раньше стоял гостиный двор «о шести рядах» – Большой ряд (лавки, принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды, – в дни праздника развернется ярмарка народных промыслов. На «Тихвинский торг» приедут 160 художников и ремесленников со всей страны – от Великого Новгорода до Владимира, от Смоленска до Череповца.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Просите и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь и дверь отворится перед вами. Кто просит, получит; кто ищет, всегда найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.

История Церкви

В 1504 г. деревня Костино Вышегородского стана являлась вотчиной Борисоглебского монастыря. В 1734 г. комнатный стольник Иван Матюшкин получил «указ о строении церкви в вотчине его сельце Лавровки». Он и выстроил деревянную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1854 г. церковь была перевезена в село Костино. В 1856 г. каменная церковь с колокольней по проекту архитектора А.Д.Струкова. В новом храме был устроен главный придел Тихвинской иконы Божией Матери, правый придел святителя Николая, а левый придел Пророка Божия Ильи. В 1860-е гг. выстроены каменная церковная ограда и сторожка. В 1894 г. в храме установлен пятиярусный иконостас, вызолоченный мастером Н.И.Трофимовым. В 1937 г. церковь осквернили и разграбили. В том же году настоятель протоиерей Владимир Писарев был расстрелян на Бутовском полигоне. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. он причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Во время Великой Отечественной войны в храме устроили школу, позднее — склад. До середины 1990-х гг. здесь находился мясной рынок. В 1996 г. церковь Тихвинской иконы Божией Матери возвращена Русской Православной Церкви. Проведены восстановительные работы.

Священномученик Владимир Писарев

Священномученик Владимир Александрович Писарев родился 11 июля 1881 года в селе Костино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Александра Писарева, настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. После смерти отца, мать, Серафима Федоровна стала просфорницей этого храма. В 1911 году Владимир Александрович женился на Олимпиаде Федоровне Архангельской (1884 г.р.), которая была родом из большой священнической семьи (у нее было 12 братьев и сестер) из села Братовщина Пушкинского района. В 1931 году отец Владимир был переведен священником на родину, в село Костино Дмитровского уезда, где прослужил до момента ареста в 1937 году. В 1911 году Владимир Александрович Писарев был рукоположен во диакона в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Белые колодези Коломенского уезда Московской губернии. В 1929 году в храме св. апп. Петра и Павла города Коломны диакон Владимир Писарев Преосвященным Петром, епископом Коломенским, был возведен в сан иерея и назначен к храму Вознесение Господне в село Сенницы Озерского района. У отца Владимира с матушкой было трое детей: двое сыновей – Николай 1913 года рождения и Александр 1923 года, и дочь Вера, которых они воспитывали в вере и благочестии – старший сын Николай в пять лет уже читал Шестопсалмие и впоследствии стал прекрасным знатоком церковного Устава, к которому многие обращались за советом. Гонения на Церковь, развернувшиеся после революции 1917 года, в полной мере разделил и отец Владимир. Его хозяйство было раскулачено: отняли дом, корову и землю, а сам он лишился избирательных прав как священнослужитель. Приход был небольшой и бедный, и отцу Владимиру приходилось много работать самому, чтобы прокормить семью. Часто он вставал в четыре утра, работал в поле, а потом шел служить. В этот время ему приходилось также окормлять приход соседнего села Горки. В 1932 году был награжден камилавкой, в 1934 году – наперсным крестом и в 1936 году – саном протоиерея (награждение давал архиепископ Дмитровский Питирим Крылов). Самого отца Владимира арестовали 27 октября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Таганской тюрьме. Обвинение в активной контрреволюционной деятельности он не признал. Решением судебной тройки при УНКВД СССР по Московской области от 15 ноября 1937 года протоиерей Владимир Писарев был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 года. Место его захоронения – Бутовский полигон. После арестов священнослужителей храм в селе Костино закрыли, а вскоре сожгли дом, в котором жила семья отца Владимира, и вдова с детьми вынуждена была искать приюта у родственников. Старший сын отца Владимира, Николай, долго пытался узнать что-нибудь об отце, в 1956 году ему ответили, что он умер от паралича сердца в 1940 году в ИТЛ, но лишь в 1991 году восьмидесятилетний Николай Владимирович получил письмо из Управления КГБ по Москве и Московской области, в котором описывались истинные обстоятельства смерти отца, а также была приложена фотография, сделанная в тюрьме. Это произошло в день Святой Пасхи. Потом Николай Владимирович говорил, что было очень радостно и очень больно вот так похристосоваться с отцом после стольких лет неведения.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Перпиньяне

Родители священномученика Владимира, отец Александр и матушка Серафима

Прижизненная фотография о. Владимира и матушки Олимпиады. На руках у него старший сын Николай., у матушки — дочь Вера.

Младший сын о. Владимира Александр. Без вести пропал в на войне в 1941 году.

Владимир Писарев

Святыни Храма

Святой Иоанн Предтеча

Святая равноапостольская Мария Магдалена

Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский

Святитель Спиридон Тримифунский

Святой преподобный Савва Стромынский

Святой преподобный Варлаам Серпуховской

Святой праведный воин Феодор (Ушаков)

Святой преподобный Илларион Троекуровский

Святой преподобный Ферапонт Можайский

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей. (2-е Коринфянам 9:10)

Пожертвования

Для платежных документов Местная религиозная организация православный приход Тихвинского храма села Костино Дмитровского района

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1871-1938 г.г.)

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (каменный, зимний, слева на снимке). В 1871 году священником, старостой и прихожанами Никольского храма было подано прошение в московскую Духовную консисторию. В нем испрашивалось разрешение построить новый каменный храм рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца. Разрешение было получено и в 1872 году началось строительство нового каменного Тихвинского храма.

Основная причина строительства нового храма при существующем старом та, что Никольская церковь была уже достаточна старой , а, главное, холодной, т.е. практически не приспособленной к зимним службам.

Закладка храма подробно описана в московских епархиальных ведомостях:
«5-ого числа сего июня мы видели основание храма в Саввинских подмонастырских слободах, иначе называемое закладкою. Храм предположен трехпрестольный, престолы расположены в ряд по прямой линии, и главный из них предположен во имя Пресвятой Богородицы, правый во имя Святителя Николая, левый — преподобного Саввы Сторожевского. Во время закладки народ с открытыми головами окружал место будущего храма и взоры всех были обращены по направлению к старой церкви, где совершалась литургия игуменом Савина монастыря Галактионом, в сослужении Звенигородского духовенства. По окончании литургии послышался колокольный звон, заколыхались в воздухе хоругви и, в предшествии их и святых икон, духовенство направилось к месту основания храма. После молебна началось освящение воды и елея. Затем первенствующий в служении окропил с обычными молитвами места, где должны были воздвигнуться большие деревянные кресты, которые обыкновенно стоят только во время производства работ, а потом снимаются. Эти деревянные кресты, прикрепленные к высоким бревнам, были подняты и установлены духовенством, конечно, при помощи народа. Затем приступлено было к основанию храма, и по окроплению святой водою приготовленных камней, эти освященные первенцы будущего храма были положены руками почтенного отца игумена на приготовленной извести. Обычными многолетиями окончилось священное торжество, послышались поздравления, благожелания и расходились все с хорошим впечатлением ».

Достроена и освящена церковь была в 1879 году. Высокий трехпрестольный каменный Тихвинский храм со стройной многоярусной колокольней и живописная деревянная Никольская церковь стояли рядом и были смысловым и архитектурным центром села. Строительство обошлось в 10 тысяч рублей, из которых у прихожан на момент закладки было 2067 рублей 28 копеек. Остальная сумма была внесена потомственным дворянином, действительным штатским советником Павлом Григорьевичем Цуриковым, известным благотворителем звенигородских храмов и основным жертвователем при строительстве скита прп. Саввы.

Описание храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери относится также к 1877 году. Молебен в ограде храма Тихвинской иконы Божией Матери (фото нач. XX века).

Храм построен в форме Разностороннего креста, одноэтажный, без лепных украшений. Кровля шатровая, железная, выкрашена медянкой. На церкви и колокольни глава маковица репчатая. Кресты на главах железные восьмиконечные, резные золоченные. Размеры храма: высота – 9,6 м, длина – 16.7 м., ширина -16,5 м. Построен храм из кирпича, цоколь и карнизы облицованы камнем. Стены выложены сплошной кладкой и залиты известковым раствором. Кирпич для строительства разного размера был изготовлен здесь же в Саввинской слободе, на специально построенном кирпичном заводе. Окна продолговатые с дугообразными перемычками, расположены под сводами. По два окна в каждой апсиде в «один свет». Над окнами пояс» выделанный из кирпича в ребро». Двери в храм одни – западные. Внутри церковь устроена крестообразно, алтарь отделяется от храма арками, Три предела в ряд. Западный притвор устроен в виде небольшой палаты, отделяется от храма аркой, своды стрельчатые, опираются на столбы, разделяются арками. Пол в храме деревянный. Стены в церкви расписаны в 1882 году «иконным письмом». Иконостас нового устройства, резной, деревянный с колоннами, трехъярусный. Царские двери резные, завершение полукруглое. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на одну ступень, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, окрашены белилами, местами позолочены. Храм отапливался четырьмя голландскими печами. Кирпичная колокольня построена в 1879 году, трехъярусная, пирамидальная. На колокольне было шесть колоколов. Большой весом 1310 килограмм. На нем были изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, Павла Фивейского и надпись: «Вылит сей колокол в память Павла Григорьевича Цурикова 25 сентября 1879 года». Внизу еще одна надпись: «лит в первопрестольном граде Москве, в заводах потомственного и почетного гражданина Николая Дмитриевича Финляндского. Весу 79 пудов 30 фунтов». Также церковь была обнесена каменной оградой с дерев Часовня на месте храма Тихвинской иконы Божией матери янными решетками. В приходе этих храмов состояли не только жители села, но также крестьяне двух соседних небольших селений Дютьково и Ново-Александровка. В округе славился Саввинский сельский хор, которым руководил Т. Л. Яницкий.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией матери был закрыт для богослужений. В 1937-38 гг. здание было разобрано, а кирпич использован для строительства школы здесь же, в Саввинской Слободе.

Металлическая кованная церковная ограда бала разобрана сельсоветом и близкими к власти «гражданами» на заборы.

Натурные исследования не выявили остатков фундамента. Предположительное место нахождения храма, указанное местными старожилами (жительницами Саввинской Слободы 91 и 94 лет), совпало с обнаруженным в фонде Московской Духовной Консистории ЦИАМ межевым планом.

На территории храма сохранилось несколько старинных могил. Невысокий светлый памятник с полустертой надписью, видимо был установлен в 19 веке над могилой одного из настоятелей. На церковном погосте похоронен и сын последнего служащего священника Василия Сергеевича Державина, Борис Васильевич Державин (родился 28.07.1890г.) — выпускник Звенигородского Духовного училища 1905 года и выпускник Вифанской духовной семинарии 1912 года, сражавшийся в составе Русского корпуса во Франции. Тело погибшего смертью храбрых офицера Русской Императорской Армии было привезено на родину и погребено в ограде храма.

Последний служащий священник Василий Державин (родился 10.04.1867г.) выпускник Звенигородского Духовного училища 1882 года и выпускник Вифанской духовной семинарии 1888 года, — был назначен в церковь свт. Николая в мае 1889 года, жил он в Саввинских Подмонастырских слободах на ул. Николаевской. Отец его Сергий так же был священником, служил в храме села Носова Звенигородского уезда. Отец Василий усердно трудился на поприще народного образования. Он состоял законоучителем в слободской начальной земской школе и в одноклассной церковно-приходской школе, секретарем в Звенигородском отделении епархиального училищного совета, членом ревизионной комиссии при Звенигородском духовном училище и Звенигородском отделении Кирилло-Мефодиевского братства и неоднократно попадал в списки отличившихся законоучителей. Интересно, что одно из писем А.П. Чехова 1898 года адресовано писателем сестре М.П. Чеховой в «Саввинскую Слободу, в дом священника Державина».