Церковь Святых Жен Мироносиц

Московская епархия

Храмы святых Жен-Мироносиц (утрачены)

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. 2-я Московская; старая церковь —

участок между дд. № 28/3 и 36а;новая церковь — участок между дд. № 43/15 и 47/10.

Место расположения храмов Cвв. Жён-Мироносиц было оседлым славянским поселением ещё с домонгольского времени, о чём говорят материалы раскопок(1). По всей видимости, здесь располагалось село, в 1370-х гг. подаренное князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Высоцкому монастырю, о чём говорится в послании митрополита Московского Киприана игумену монастыря Афанасию(2). Предположительно, это и было с. Нарьское(3), о котором упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана Калиты, составленной ок. 1336 г., но уже нет сведений в духовной кн. Владимира Андреевича 1401-1402 гг.(4) Именование местности селом в документах с XIV в. говорит о присутствии там православного храма. В источниках XVI-XVII вв. данное место именовалось обычно Сельцом(5) или Подборьем(6), позднее — с. Мироносицким(7).

Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя Свв. Жен-Мироносиц относится к 1552 г.(8) Стоял в селе и «монастырёк» — видимо, подворье Высоцкого монастыря. При нашествии крымского хана Дивлет-Гирея в 1571 г. церковь и 10 келий «монастырька» были сожжены(9). Согласно писцовым книгам 1629 г., население Сельца занято главным образом в хозяйстве монастыря: упоминаются монастырские повара, квасовары, свечники, рыболовы, «сетник» и портной(10). Но в следующие 20 лет крестьяне активно обращаются к частным промыслам и в 1649 г., при переписи Серпухова Алексеем Логвиновичем Игнатьевым, богатое Сельцо включено было в городской посад: 62 двора, хозяева которых жили кузнечным ремеслом и торговлей, в том числе и «в отъезд»(11).

Около 1685 года храм Свв. Жен-Мироносиц был выстроен в камне(12). Видимо, в том же столетии при нём сооружена отдельно стоявшая колокольня(13). 5 мая 1730 г. вышел указ о строительстве при Мироносицкой церкви придела во имя Софии Премудрости Божией(14). Здание храма в центральном своём объёме, сохранявшемся от XVII в., представляло позднюю версию крестовокупольного храма(15). Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания 12,8 м при общей длине ок. 24,5 м и ширине 25 м. С пристройкой трапезной и боковых приделов в нач. XIX в. с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII в. прорезаны были широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначальные внешние украшения храма к началу ХХ в. сохранились лишь фрагментарно: наличник окна колокольни позволял судить и о декоре прочих окон; под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арочки с полуколонками на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собою массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе.

В 1809 г. в Мироносицком храме «тщанием прихожан» заново устроены приделы: северный — во имя иконы Знамения Божией Матери (возможно, на месте прежнего Софийского: в силу содержательной близости этих посвящений: иконография Софии Премудрости Божьей, в киевском её варианте, прямо происходит от Знамения Божией Матери), южный же придел — во имя Успения Богоматери(16). Вероятно, тогда же сооружены трапезная, верхний ярус колокольни; возобновлены алтарь(17) и главный иконостас храма(18). Новые приделы, в виде четвериков, украшены были со стороны входа четырёхколонными портиками с фронтонами и увенчаны полусферическими куполами, над которыми высились декоративные луковичные главки. Аналогично был декорирован и возобновлённый главный алтарь(19). Мироносицкие приделы 1809 г. по форме и декору сходны с храмом Печерской Божией Матери в Серпухове 1808 г.(20), что позволяет приписать обе постройки одному, пока неизвестномуавтору. Колокольня же получила завершение в виде арочной звонницы, увенчанной невысоким шпилем. Большой колокол, отлитый в 1835 г., весом 524 пуда 15 фунтов (ок. 8,5 т), был крупнейшим в городе(21).

По описаниям рубежа XIX и ХХ веков, старая Мироносицкая церковь была оштукатурена, кровля её и главы выкрашены зелёной краской; восьмиконечные, с цепями, кресты на восьми главах – позолочены(22). Внутри храма был расписан потолок, на восточной стене снаружи имелась икона Деисуса; в приделах фрагментарно сохранялись росписи нач. XIX в.: орнаменты и архитектурные мотивы. Главный иконостас был от того же времени, двухъярусный, посеребрённый с позолоченными украшениями: замечательный по пропорциям и пластике деталей — но к 1910 г. безнадёжно уже поражённый грибком(23). Внутренность купола украшали лепные изображения Господа Саваофа и херувимов. В храме сохранялись деревянные скульптуры «Христос в темнице» и «Никола Можайский»(24).

Мироносицкий храм принадлежал к разряду самых богатых и посещаемых в Серпухове. В 1826 г. в его приходе значилось 235 дворов, 1206 душ мужского пола, 1386 — женского; в 1866 — соответственно, 269, 1669 и 1934; в 1917 г. — 354 двора, 1725 прихожан и 1991 прихожанка. Помимо жителей южной части Серпухова, храм посещали крестьяне пригородных деревень Заборье, Высоцкая слобода и Ивановская(25). Старостами церкви, по традиции, были серпуховские купцы Мазурины(26).

В ноябре 1868 г. мироносицкий причт подал в епархию прошение о постройке нового храма: трёхпрестольного, с теми же посвящениями, что и прежний — на 80 000 руб., завещанных почётным гражданином Андроником Андреевичем Солодовниковым и 50.000 рублей, пожертвованных «на тот же предмет» неизвестным лицом. Старое церковное здание предлагалось разобрать, а из материала его построить колокольню. В мае 1869 г. Консистория разрешила это строительство, но вопрос о судьбе старого храма был отложен до его окончания(27). Работы начались 15 июня 1869 г., а 14 сентября 1870 г. уже возведённые купола нового храма обрушились. В апреле 1871 г. было разрешено продолжить строительство по прежнему проекту(28), и оно завершилось в сентябре 1880 года(29). Новый храм, спроектированный архитектором Александром Степановичем Никитиным (1809-1880 гг.)(30), представлял собою характерный образец архитектурного эклектизма сер. XIX в.; был ориентирован, как на прототип, на московский храм св. Климента папы Римского на Пятницкой улице (1762-1774 гг.)(31).

В дальнейшем богослужения в старом храме не совершались, но использовалась его колокольня(32). 22 апреля 1909 г. причт вновь обратился за разрешением снести его и из камня построить ограду вокруг нового храма. В январе 1910 г. эксперт Московского археологического общества И. В. Рыльский осмотрел здание и посоветовал разобрать ветхие пристройки XIX в., но колокольню и храм XVII в. — реставрировать и совершать там требы. За сохранение памятника тогда же выступил Д. К. Тренёв, известный как автор книги «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» (М., 1902) (33).

Старая Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е гг., здание же новой церкви, переданное военному ведомству(34), сильно пострадало от бомбардировок 1941-1942 гг.; руины её разобраны в 1960-х.

Престольные праздники:

Святых жен-мироносиц — 3-я Неделя по Пасхе.

Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Иконы Божией Матери «Знамение» — 10 декабря.

Примечания:

  1. Шилов В.В. Серпуховское удельное княжествоXIVXVвв.// История города Серпухова и Серпуховского краяXIVXVIвв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 15.
  2. Тренёв Д.К. Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. Серпухов, 2007. С. 34-35.
  3. Шилов В.В. Указ. соч. С. 14-15.
  4. История города Серпухова и Серпуховского краяXIVXVIвв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 182-183, 198-199.
  5. В материалах переписей: Сотной кн. В.С. Фуникова 1552 г.; Дозорных книгах У.С. Ляпунова 1646 г. — Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С.279, 319.
  6. В льготной грамоте царя Ивана IV Высоцкому м-рю 1571/72 гг. — История города Серпухова и Серпуховского краяXIVXVIвв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 227 – и в писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлахXVIXVIIIст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108.
  7. В писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлахXVIXVIIIст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108., Строельных книгах А.Л. Игнатьева 1649 г. — Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 282.
  8. В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского краяXIVXVIвв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
  9. В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского краяXIVXVIвв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
  10. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлахXVIXVIIIст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины М., 1896. С. 108.
  11. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 197-198, 282-285.
  12. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. М., 1992. С. 111.
  13. По замечанию И.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
  14. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлахXVIXVIIIст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. М., 1896. С. 108.
  15. Облик обоих храмов запечатлён на фотографиях: в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина, 1910 г. и в фототеке ГНИМА – колл.I, нег. 81, 82, 3511, 3512, 3514, 3519; колл.V, нег. 40843, 40886, 40887. Описание Старой Мироносицкой церкви содержат «метрика»-анкета Императорской Академии художеств, 1887 г. — ЦГАМ/до 1917 г.Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29-32об. и акт осмотра памятника уполномоченным Московского Императорского археологического общества И.В. Рыльским, в 1910 г. – Там же, Лл. 36-38.
  16. Там же Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83 Л. 29, 30. Энциклопедический словарь изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.XXXI, полутом 61. СПб., 1900. С. 1-2.
  17. По замечаниюИ.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
  18. ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43об.
  19. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29об., 37.
  20. Там же. Л. 94. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 13.
  21. Там же.Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 31об
  22. Там же. Лл. 29-29об.
  23. Там же. Лл. 31об.,37об.
  24. Там же. Л. 30об., 31об.-32.
  25. Там же. Ф. 203. Оп.444. Д. 6. Л. 5, Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 85.
  26. В 1868 – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 1, 1909 – Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 33 — и 1917 Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 76об. – годах.
  27. Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6.
  28. Там же. Оп. 455. Д. 20.
  29. Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75.
  30. Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 2об.; Оп. 455. Д. 20. Л. 1об.
  31. Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 32.
  32. Вплоть до января 1924 г. — ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43.
  33. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1 Д. 1079. Л. 16; Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 33-40об.
  34. К 9 августа 1933 г. – ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 45. Л. 16

Церковь Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц – самый первый русский храм-«корабль»

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Добролюбова, 13А
Дата постройки: 1649 год
Координаты: 56°19’27.6″N 43°59’42.3″E

Читайте также  Внутренний дворик Псаллет

Белоснежная пятиглавая церковь появилась в нижегородском Верхнем Посаде в середине XVII века. Она стала первой в истории русского зодчества церковью, построенной «кораблем». Составляющие единый архитектурный ансамбль алтарь, молельный зал, здание трапезной и высокая колокольня вытянуты здесь в одну линию — с востока на запад. Кроме того, Знаменско-Мироносицкая церковь также первый нижегородский храм, который возвели за пределами крепостных стен.

Вид на церковь с улицы Добролюбова

История храма

До появления каменного храма на Верхнем посаде стояла деревянная церковь. Первые упоминания о ней относят к XIII веку. В церковных документах отмечено, что храм несколько раз горел на пожарах и особенно сильно пострадал от огня в 1531 году. Тогда церковь выгорела практически до основания, и восстанавливать ее не стали. Спустя 4 года на пепелище поставили новый деревянный храм в два этажа.

Известно, что в приходе Знаменско-Мироносицкого храма родились и крестились почитаемые верующими христианские подвижники. В 1316 году здесь появился на свет святой Евфимий, создавший потом Спасо-Евфимьевскую обитель в Суздале. Кроме того, в Верхнем посаде в 1349 году родился святой Макарий Желтоводский, основавший позже несколько православных монастырей.

Вид церкви со стороны Лыковой дамбы

В начале XVII века, после тяжелых утрат Смутного времени, жизнь в России стала восстанавливаться. Налаживалась торговля, и во второй половине XVII некоторые города настолько разбогатели, что начали вести каменное строительство. И первую очередь, конечно, старались отстраивать православные храмы.

В замене деревянной Знаменско-Мироносицкой церкви на каменную большую роль сыграли служившие там священники. Они не ждали особых милостей и щедрых даров от властей Нижнего Новгорода, а действовали, как настоящие предприниматели. Из сохранившихся документов известно, что отец Симеон подписал грамоту о том, что обязуется выплачивать в казну патриарха сумму вдвое большую, чем в предыдущие годы. За данные обещания он получил от церковного начальства разрешение и купил на нижегородском торгу прибыльную лавку. Кроме того, этот священник приобрел доходные сенокосные луга за Окой. Вырученные от продажи товаров и сена деньги отец Симеон использовал не только для того, чтобы рассчитаться с патриаршей казной, но и для начала каменного строительства.

Следующий священник Знаменско-Мироносицкого храма — отец Михаил потратил средства, накопленные своим предшественником, на закладку фундамента и покупку необходимого строительного материала. Он также добился специальной грамоты, которая давала право прихожанам привозить из Балахны необходимый для стройки кирпич и не платить пошлину в государственную казну.

Знаменско-Мироносицкая церковь стала первым кирпичным храмом, построенным на нижегородском Верхнем Посаде (1649 г.). Ее нижний этаж освятили в честь иконы Богоматери «Знамение». Это был зимний храм, где можно было проводить церковные службы в холодное время года. А верхний этаж посвятили святым Женам-Мироносицам и стали использовать, как летнюю церковь.

Вид на южный фасад церкви

В 1805 году богатый купец Петр Переплетчиков выделил деньги, и к храмовой трапезной пристроили кирпичный придел в два этажа. В середине XIX века подновили старые настенные росписи. А в 1890-е годы за счет средств, собранных прихожанами, церковные приделы существенно расширили.

После революции 1917 года с храмовой колокольни сняли колокола. В годы активной антирелигиозной кампании, проводимой советской властью, Знаменско-Мироносицкую церковь закрыли (1931 г.). Были разобраны церковные главы и до основания разрушена колокольня. Внутри храма разместили филиал высшей Московской инженерной школы, а позже – техникумы, в которых готовили строителей и работников легкой промышленности. Это спасло старинную церковь, и ее не уничтожили. В 1966 году Знаменско-Мироносицкий храм даже признали памятником культуры, но восстанавливать его в те годы не стали.

Вид на церковную колокольню

Верующие вернулись в храм 1995 году, и тогда же в нем стали проводить первые богослужения. Старинная церковь к этому времени находилась в совершенно бедственном, полуразрушенном состоянии. Восстановительно-реставрационные работы растянулись на долгое время. Но к началу 2007 году храму вернули первоначальный вид. Большим подспорьем для реставраторов и строителей стали старые фотоснимки Знаменской церкви, сделанные в конце XIX века известным нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым.

Неподалеку от храма расположено трамвайное кольцо. С целью уберечь старую каменную постройку от возможных негативных последствий, в 2005 году часть проложенного здесь трамвайного пути заменили. Новые рельсы на 200 м отрезке установили на специальное виброизолирующее покрытие.

Вид на западный фасад церкви

Архитектурные особенности церкви

Своды первого этажа храма и трапезной опираются на два столпа. Второй этаж Знаменско-Мироносицкой церкви – бесстолпный. На него выводит выносное крыльцо, сохранившееся таким, каким его построили в XVII веке. В отличие от этого живописного крыльца, большая часть церковных элементов за долгую историю претерпела существенные изменения.

Когда храм только появился, маковки луковичного пятиглавия украшала поливная зеленая черепица. Со временем ее поменяли на более практичное железное покрытие. В наши дни центральная глава храма позолочена, а четыре других покрашены в синий цвет и декорированы золотыми звездами.

Во время нескольких реставраций узкие окна на первом и втором этажах растесали, а к алтарю сделали пристройку. А восстановленная совсем недавно ярусная колокольня теперь имеет граненое шатровое завершение.

Сегодня древняя Знаменско-Мироносицкая церковь обладает статусом охраняемого объекта культурного наследия. У ее стен установлен памятник почитаемым нижегородцами святым. Монумент изображает фигуры преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского, которые держат большой крест.

Памятник преподобным Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому у стен церкви

Современное состояние храма и режим посещения

В наши дни храм – действующий и открыт для всех желающих. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.30 и 16.00. Для детей прихожан создана воскресная школа.

В храме освящено 4 престола, и престольные праздники отмечают здесь 14 апреля, во второе воскресенье после Пасхи, 12 июля, 8 августа и 10 декабря. Особо почитаемыми святынями церкви являются частицы мощей, принадлежавшие святому Макарию Желтоводскому, а также Александре, Марфе и Елене Дивеевским.

Как добраться

Церковь расположена в Нижегородском районе города, в доме 13А по улице Добролюбова. До храма можно подъехать на трамвае (остановка «Улица Добролюбова»).

Церковь Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц – самый первый русский храм-«корабль»

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Добролюбова, 13А
Дата постройки: 1649 год
Координаты: 56°19’27.6″N 43°59’42.3″E

Белоснежная пятиглавая церковь появилась в нижегородском Верхнем Посаде в середине XVII века. Она стала первой в истории русского зодчества церковью, построенной «кораблем». Составляющие единый архитектурный ансамбль алтарь, молельный зал, здание трапезной и высокая колокольня вытянуты здесь в одну линию — с востока на запад. Кроме того, Знаменско-Мироносицкая церковь также первый нижегородский храм, который возвели за пределами крепостных стен.

Вид на церковь с улицы Добролюбова

История храма

До появления каменного храма на Верхнем посаде стояла деревянная церковь. Первые упоминания о ней относят к XIII веку. В церковных документах отмечено, что храм несколько раз горел на пожарах и особенно сильно пострадал от огня в 1531 году. Тогда церковь выгорела практически до основания, и восстанавливать ее не стали. Спустя 4 года на пепелище поставили новый деревянный храм в два этажа.

Известно, что в приходе Знаменско-Мироносицкого храма родились и крестились почитаемые верующими христианские подвижники. В 1316 году здесь появился на свет святой Евфимий, создавший потом Спасо-Евфимьевскую обитель в Суздале. Кроме того, в Верхнем посаде в 1349 году родился святой Макарий Желтоводский, основавший позже несколько православных монастырей.

Вид церкви со стороны Лыковой дамбы

В начале XVII века, после тяжелых утрат Смутного времени, жизнь в России стала восстанавливаться. Налаживалась торговля, и во второй половине XVII некоторые города настолько разбогатели, что начали вести каменное строительство. И первую очередь, конечно, старались отстраивать православные храмы.

В замене деревянной Знаменско-Мироносицкой церкви на каменную большую роль сыграли служившие там священники. Они не ждали особых милостей и щедрых даров от властей Нижнего Новгорода, а действовали, как настоящие предприниматели. Из сохранившихся документов известно, что отец Симеон подписал грамоту о том, что обязуется выплачивать в казну патриарха сумму вдвое большую, чем в предыдущие годы. За данные обещания он получил от церковного начальства разрешение и купил на нижегородском торгу прибыльную лавку. Кроме того, этот священник приобрел доходные сенокосные луга за Окой. Вырученные от продажи товаров и сена деньги отец Симеон использовал не только для того, чтобы рассчитаться с патриаршей казной, но и для начала каменного строительства.

Следующий священник Знаменско-Мироносицкого храма — отец Михаил потратил средства, накопленные своим предшественником, на закладку фундамента и покупку необходимого строительного материала. Он также добился специальной грамоты, которая давала право прихожанам привозить из Балахны необходимый для стройки кирпич и не платить пошлину в государственную казну.

Знаменско-Мироносицкая церковь стала первым кирпичным храмом, построенным на нижегородском Верхнем Посаде (1649 г.). Ее нижний этаж освятили в честь иконы Богоматери «Знамение». Это был зимний храм, где можно было проводить церковные службы в холодное время года. А верхний этаж посвятили святым Женам-Мироносицам и стали использовать, как летнюю церковь.

Читайте также  Болонский Кафедральный Собор

Вид на южный фасад церкви

В 1805 году богатый купец Петр Переплетчиков выделил деньги, и к храмовой трапезной пристроили кирпичный придел в два этажа. В середине XIX века подновили старые настенные росписи. А в 1890-е годы за счет средств, собранных прихожанами, церковные приделы существенно расширили.

После революции 1917 года с храмовой колокольни сняли колокола. В годы активной антирелигиозной кампании, проводимой советской властью, Знаменско-Мироносицкую церковь закрыли (1931 г.). Были разобраны церковные главы и до основания разрушена колокольня. Внутри храма разместили филиал высшей Московской инженерной школы, а позже – техникумы, в которых готовили строителей и работников легкой промышленности. Это спасло старинную церковь, и ее не уничтожили. В 1966 году Знаменско-Мироносицкий храм даже признали памятником культуры, но восстанавливать его в те годы не стали.

Вид на церковную колокольню

Верующие вернулись в храм 1995 году, и тогда же в нем стали проводить первые богослужения. Старинная церковь к этому времени находилась в совершенно бедственном, полуразрушенном состоянии. Восстановительно-реставрационные работы растянулись на долгое время. Но к началу 2007 году храму вернули первоначальный вид. Большим подспорьем для реставраторов и строителей стали старые фотоснимки Знаменской церкви, сделанные в конце XIX века известным нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым.

Неподалеку от храма расположено трамвайное кольцо. С целью уберечь старую каменную постройку от возможных негативных последствий, в 2005 году часть проложенного здесь трамвайного пути заменили. Новые рельсы на 200 м отрезке установили на специальное виброизолирующее покрытие.

Вид на западный фасад церкви

Архитектурные особенности церкви

Своды первого этажа храма и трапезной опираются на два столпа. Второй этаж Знаменско-Мироносицкой церкви – бесстолпный. На него выводит выносное крыльцо, сохранившееся таким, каким его построили в XVII веке. В отличие от этого живописного крыльца, большая часть церковных элементов за долгую историю претерпела существенные изменения.

Когда храм только появился, маковки луковичного пятиглавия украшала поливная зеленая черепица. Со временем ее поменяли на более практичное железное покрытие. В наши дни центральная глава храма позолочена, а четыре других покрашены в синий цвет и декорированы золотыми звездами.

Во время нескольких реставраций узкие окна на первом и втором этажах растесали, а к алтарю сделали пристройку. А восстановленная совсем недавно ярусная колокольня теперь имеет граненое шатровое завершение.

Сегодня древняя Знаменско-Мироносицкая церковь обладает статусом охраняемого объекта культурного наследия. У ее стен установлен памятник почитаемым нижегородцами святым. Монумент изображает фигуры преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского, которые держат большой крест.

Памятник преподобным Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому у стен церкви

Современное состояние храма и режим посещения

В наши дни храм – действующий и открыт для всех желающих. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.30 и 16.00. Для детей прихожан создана воскресная школа.

В храме освящено 4 престола, и престольные праздники отмечают здесь 14 апреля, во второе воскресенье после Пасхи, 12 июля, 8 августа и 10 декабря. Особо почитаемыми святынями церкви являются частицы мощей, принадлежавшие святому Макарию Желтоводскому, а также Александре, Марфе и Елене Дивеевским.

Как добраться

Церковь расположена в Нижегородском районе города, в доме 13А по улице Добролюбова. До храма можно подъехать на трамвае (остановка «Улица Добролюбова»).

Православная церковь в Америке

Сакраменто, Калифорния

&nbsp Eng Rus

ЖИТИЯ СВЯТЫХ ЖЁН-МИРОНОСИЦ

Равноапостольная Мария Магдалина

С вятая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью.

Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — “Христос воскрес!” Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37 гг.). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами “Христос воскрес!”. С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912 гг.) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227 гг.) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Праведная Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, жена-мироносица

Ж ена Клеопы или Алфея, младшего брата Иосифа Обручника. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая Саломия, жена-мироносица

Д очь св. праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать св. апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова, находилась в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминается в Евангелиях от Матфея и от Марка.

Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников Своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, к Нему приступила Саломия со своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость. Христос спросил, чего они желают. Саломия же просила, чтобы в Царстве Своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого — по левую. Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение Царства Небесного, совершенно отличного от царства мира сего (Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45).

Саломия находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Праведная Иоанна, жена-мироносица

О ней упоминается в Евангелии (Лк. 8, 3; 24, 10). Св. Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после крестной смерти Спасителя она приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

Праведные Марфа и Мария

С естры праведного Лазаря Четверодневного Они жили в селении Вифании. [I]Вифания же была близ Иерусалима стадиях в пятнадцати[/I] (Ин. 11, 18). Все трое очень любили Иисуса и часто приглашали Его к себе. В Евангелии говорится что,[I] в продолжение пути пришел Он[/I] (Господь) [I]в одно селение, здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее [/I] (Лк. 10, 38-42).

Когда Лазарь заболел, то сестры послали сказать Ему:[I] Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря[/I] (Ин. 11, 3, 5). Через четыре дня по смерти Лазаря Господь пришел в Вифанию. [I]Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему, Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господ! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, она пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат Мой[/I] (Ин. 11, 20-29, 32). Видя глубокую веру сестер и любя Лазаря, Господь воскресил его из мертвых.

Читайте также  Что нельзя вывозить из Индии

Далее у евангелистов Марка и Иоанна говорится о том, что когда за шесть дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечере в доме Симона прокаженного, [I]Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; дом наполнился благоуханием от мира [/I](Ин. 12, 3). [I]Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; то ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала [/I](Мк. 14, 3, 9).

При наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, Марфа и Мария помогали своему брату в благовествовании Евангелия на о. Кипре, где он был 30 лет епископом.

Святая Сусанна, жена-мироносица

О дна из благочестивых женщин, сопутствующих Христу и служивших Ему от своих имений. О ней упоминается в Евангелии (Лк. 8, 3).

Церковь Святых Жен Мироносиц

Первоначально, в XIII веке была построена деревянная церковь. Существующая каменная двухэтажная церковь построена в 1649 году. В 1805 году на средства нижегородского купца П. Переплетчикова к северной стороне трапезной пристроен кирпичный двухэтажный придел, внизу в честь апостолов Петра и Павла, вверху — Евфимия Суздальского, в трапезной — Макария Желтоводческого. После пожара 1848 года поновлена фресковая роспись интерьеров. В 1894—1896 годах приделы расширили. М. П. Дмитриев выполнил тогда исторически ценные фото, которые использоваль при восстановлении храма в начале XXI века.

После революции церковь была закрыта, а купола разрушены, в ней находился техникум лёгкой промышленности.

Восстановление

Храм возвращён Нижегородской епархии в 1990-х годах. К июлю 2004 года был установлен купол над приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца, велись работы по золочению главного купола. [3] Золочение двух крестов велось на Арзамасском подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. [3] В сентябре 2004 года епископом Нижегородский и Арзамасским Георгием были освящены новые купола и кресты для куполов, а 10 октября 2006 года освящён и установлен большой крест на колокольню.

В непосредственной близости от церкви проходит городское трамвайное кольцо. Летом 2005 года часть трамвайного полотна длиною 200 метров была заменена с использованием виброизолирующего покрытия. [4]

По состоянию на 2007 год нижний придел — во имя Знамения Пресвятой Богородицы, — по словам архиепископа Георгия, находился «в запустении». [5]

23 августа 2006 года Росохранкультура за ведение несогласованных ремонтно-реставрационных работ оштрафовала приход на 30 тыс. рублей. [6]

В марте 2008 года правительство Нижегородской области приняло постановление об утверждении границ территорий объектов культурного наследия федерального значения — церкви Жен Мироносиц и дома Чатыгина («Дома Петра Первого»). [7]

31 декабря 2009 года архиепископ Георгий совершил Божественную литургию. По окончании богослужения настоятель храма игумен Василий (Данилов) подарил владыке икону Спасителя. [8]

Примечания

  1. Церковь Жен-Мироносиц, сайт История Нижегородского края
  2. Приходские храмы Нижегородского посада XVII века
  3. 12В церкви в честь Жен Мироносиц продолжаются работы по возведению куполов, Нижегородская епархия, 15 июля 2004 года
  4. В Н. Новгороде возобновило работу городское трамвайное кольцо, nta-nn.ru, 31.08.2005
  5. В Н. Новгороде будет установлен памятник преподобнымМакарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому, nta-nn.ru, 26.03.2007
  6. Росохранкультура оштрафовала монастырь и церковь, 29/09/2006
  7. Нижегородское правительство утвердило границы зоны охраны церкви Жен Мироносиц и дома Петра Первого в Н. Новгороде, nta-nn.ru, 24.03.2008
  8. Высоцкая, СветланаАрхиепископ Георгий совершил литургию в нижегородском храме в честь святых Жен-Мироносиц и иконы Божией Матери «Знамение». Нижегородская епархия (31 декабря 2009 года). Проверено 6 января 2010.

Ссылки

  • Храм Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц, Официальный сайт Нижегородский епархии
  • Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году, Православный Календарь

фото, видео

  • Фотография — Нижний Новгород, Церковь Жен-мироносиц, sobory.ru
  • Архиепископ Георгий совершил литургию в нижегородском храме в честь святых Жен-Мироносиц и иконы Божией Матери «Знамение» (фото, видео). Нижегородская епархия (31 декабря 2009 года). Проверено 6 января 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Церковь Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц» в других словарях:

Церковь Жен-Мироносиц (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мироносицкая церковь. православный храм Церковь Знамения Божией Матери и святых Жен Мироносиц … Википедия

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иверская церковь. Православный храм Храм в честь Иверской иконы Божией Матери Страна Россия Город … Википедия

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Нижний Новгород) — Православный храм Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» … Википедия

Церковь в честь святителей Московских (Нижегородское подворье) — Православный храм Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена … Википедия

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Православный храм Церковь Рождества Иоанна Предтечи … Википедия

Церковь Ильи Пророка (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ильи Пророка. Православный храм Церковь святого пророка Божия Илии … Википедия

Церковь Сергия Радонежского (Нижний Новгород) — Православный храм Церковь преподобного Сергия Радонежского … Википедия

Успенская церковь на Ильинской горе — Православный храм Церковь Успения Пресвятой Богородицы … Википедия

Покровская церковь (Доскино) — Православный храм Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Страна Россия Город Нижний Новгород, Доскино … Википедия

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на военном параде в честь 75-летия Победы

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Церкви возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В День памяти и скорби Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили главный храм Вооруженных сил РФ и музейный комплекс «Дорога памяти»

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил Российской Федерации

Архив

3 мая ― память святых Жен-мироносиц

Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он Его ученик, трижды отрекся от Него. Весь народ кричал Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19, 15). Когда распяли Иисуса проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия, Сусанна и другие.

Только те, которых впоследствии назвали женами-мироносицами, остались верными до конца. Они не имели никакого права голоса. Молчаливо стоя у Креста, жены-мироносицы пребыли со своим Учителем до последней минуты, и проявили такое мужество, которого не оказалось у мужчин. Господь Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, и потому нуждался и в человеческой поддержке и сочувствии.

Божия Матерь, не имевшая даже права прикасаться к телу умершего Своего Сына, не могла, конечно же, и совершать погребение ― это должны были делать мужчины. И вот в это время на Голгофу явились Иосиф и Никодим ― тайные ученики Господа ― два старца, то есть также люди немощные, как бы подтверждая сказанное впоследствии Спасителем апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Люди телесно немощные ― по возрасту, как Иосиф и Никодим, или по самой своей природе, как женщины, ― проявили твердость.

И за эту верность, за преданное сердце дана им была радость первыми узнать о воскресении Христовом и увидеть Его воскресшим.

В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами? «Христос Воскресе!», откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, подчеркивает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

День святых Жен-мироносиц, всегда приходящийся в православном календаре на второе по Пасхе воскресенье, и есть тот самый праздник, объединяющий в себе все великие смыслы женского предназначения.