Церковь Святой Марии

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Евангелический-Лютеранский Приход Святой Марии

Соборы и Храмы

Краткое описание

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились:

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы». Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган, который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения, мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился. Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера, концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700.

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.

Где находится

Адрес

улица Большая Конюшенная, 8а

Метро

Как добраться

Выйдя из метро на канал Грибоедова, необходимо повернуть направо и идти пешком около 6 минут до улицы Большая Конюшенная.

Церковь Святой Марии – старейший действующий храм Берлина

В историческом центре немецкой столицы некогда находилось шесть церквей, появившихся здесь еще в Средневековье, и лютеранская церковь Святой Марии, или Мариенкирхе – одна из них. Расположена церковь на ул. Карла Либкнехта (нем. Karl-Liebknecht-Straße), неподалеку от самого высокого сооружения Германии – Берлинской телебашни. Она старейшая из упомянутых храмов, но является действующей и поныне. Статус старейшей она получила в 1938 году, после того как самая древняя на тот момент церковь Берлина – церковь Святого Николая – перешла в собственность государства и с тех пор службы в ней больше не проходили.

История храма Святой Марии с собственным приходом насчитывает более семи столетий (первое упоминание о ней датируется 1292 годом). А началась она с закладки фундамента из булыжника и гранита в Новом городе Берлина, на котором и возвели церковь по распространенному тогда на немецких землях стандарту. В соответствии с ним, центральный и боковые нефы должны были иметь одинаковую высоту, а назывались такие церкви зальными. Стены клали из кирпича ярко-красного цвета, придерживаясь другого распространенного в те годы стиля – бранденбургской кирпичной готики.

Впоследствии Мариенкирхе пострадала от огня (пожары в Средние века случались часто и не щадили ни дворцы, ни замки, ни храмы). «Красный петух» прошелся по башне церкви. Да так основательно, что ее пришлось полностью реконструировать. На это ушло три года (1633–1666), однако результат превзошел все ожидания: башня обрела вид в стиле барокко, и всё благодаря автору реконструкции Михаэлю Матиасу Смидсу. Позднее, в 1789–1790 гг., башню вновь реконструировали. На этот раз известный прусский архитектор и строитель Карл Готтгард Лангганс придал ей неоготический облик.

В 1893–1895 годах церковь Святой Марии пережила масштабную реконструкцию (ее провел Герман Бланкенштейн). Ну а после Второй войны и вовсе понадобилось ее восстанавливать. Все необходимые работы были осуществлены за год (1960–1970). Война камня на камне не оставила от исторического центра Берлина, и это тем печальнее, если учесть, что он отличался плотностью застроек, имевших не только историческую, но и архитектурную ценность. Когда же Мариенкирхе восстановили, она вдруг оказалась… в одиночестве. В том смысле, что находится посреди открытой и практически пустой площади, доминантой которой является уже упомянутая выше Берлинская телебашня. Территория площади ограничена современными многоэтажками и их сочетание с гордо возвышающейся здесь средневековой церковью смотрится необычно. Кроме церкви Святой Марии о славном прошлом исторического центра столицы ФРГ напоминают еще разве что Красная ратуша.

Читайте также  Церковь памяти кайзера Вильгельма

Внутреннее убранство Мариенкирхе нельзя назвать вычурно помпезным, хотя выраженного аскетизма здесь тоже нет. Наоборот, в храме много самых разных украшений, а многие ценные произведения искусства были переданы сюда из соседней церкви Святого Николая, после того, как в конце 30-х годов она стала собственностью государства. Всё это обуславливает высокую посещаемость храма и большую его популярность среди приезжающих в Берлин туристов.

Особенно любят здесь бывать истинные ценители истории, архитектуры и даже музыки. Ведь на украшенном позолотой серебряном органе, который находится в церкви, исполнял свои произведения знаменитый композитор Бах. Орган (он работы мастера Иоганна Вагнера) и его божественная музыка никого не оставляют равнодушными, не говоря уже о высоком исполнительском мастерстве церковного хора, без которого не проходит ни одна воскресная служба.

Зато церковная кафедра, выполненная по проекту Андреаса Шлютера, тоже не отличается помпезностью, а, скорее, затейливостью. Главный алтарь храма исполнен в барочном стиле, а купель имеет классический готический вид. А скульптурный ансамбль – окруженное ангелами изваяние Иоанна Крестителя – служит настоящим украшением церковной кафедры. Как видим, церковь Святой Марии воплотила, точнее, совместила множество различных стилей, не говоря уже о том, что она несет в себе печать минувших столетий. Всё это придает ей необычный вид, обуславливая непреходящую популярность. Еще одна достопримечательность церкви – надгробие генерал-фельдмаршала Отто Кристофа фон Шпарра, которое выполнил скульптор Артус Квеллинус-старший из Антверпена (Бельгия).

И в заключение о знаменитой старинной фреске ориентировочно 1484 года, которая хранится в башенном зале церкви. Она называется немного зловеще – «Пляска смерти». Сюжет повествует о временах, когда всепоглощающая эпидемия чумы дошла и до Берлина, опустошив город. Правда, знакомство с сюжетом происходит не по самой фреске, а по ее репродукции с соответствующими пояснениями, находящейся рядом. Дело в том, что время не пощадило оригинал фрески, ее краски основательно поблекли и выцвели, и посему рассмотреть что-либо непосредственно на нем не представляется возможным.

Адрес Мариенкирхе:
Karl-Liebknecht-Straße 8, 10178 Berlin, Германия

Похожие публикации:

Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») — старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха .

Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии — здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит.

Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г.

Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года .

Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке — автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута .

Мы в социальных сетях:

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии

на территории России

Поможем построить новый корпус ТИЦИ!

Работы по строительству нового корпуса Теологического института Церкви Ингрии идут полным ходом. Этап закладки фундамента подходит к концу. Проект масштабный и важный! Мы … Читать далее

Теперь ответы найти легко!

Начиная с 30 марта 2020 года Главный секретарь Церкви Ингрии, настоятель Кафедрального собора Св. Марии пастор Михаил Иванов регулярно отвечал на вопросы, которые можно … Читать далее

Журнал с автографами епископов

Первый номер журнала «Церковь Ингрии» за 2020-й год, судя по всему, станет таким же раритетом, как №1 за 1991 год 🙂 Этот номер и правда особенный! Он вышел в период … Читать далее

Началось строительство нового корпуса ТИЦИ!

24 мая 2020 года на строительной площадке нового корпуса Теологического Института Церкви Ингрии прошло молитвенное собрание с закладкой «капсулы времени» в основание … Читать далее

Теологический институт Церкви Ингрии приглашает на учебу!

Теологический институт Церкви Ингрии объявляет набор абитуриентов на начальный теологический курс и на бакалавриат очной и заочной формы обучения. Просьба заявки и … Читать далее

Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии

Многонациональная, с 400-летней историей, действующая на всей территории Российской Федерации

Св. Мария

Кафедральный собор Церкви Ингрии

Теологический институт Церкви Ингрии

Календарь

Ближайшие события и мероприятия

Литургический календарь

Епископ Иван Лаптев принял участие в миссионерском празднике «Kylväjä»

Традиционно за неделю до Дня Иоанна Крестителя в Финляндии проходит летний праздник миссионерского общества «Kylväjä» («Сеятель»). В этом году в связи с пандемией коронавируса праздник прошел в онлайн-формате. В пятницу 12 июня был организован вебинар, посвященный работе среди беженцев на юге Европы. В 2015 году волна беженцев достигла Северных … [Читать далее. ]

Встреча представителей двух российских лютеранских церквей

15 июня 2020 года в Москве, в соборе Свв. Петра и Павла, состоялась встреча епископа Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Ивана Лаптева и руководителя Миссионерского отдела Церкви Ингрии диакона Евгения Раскатова с архиепископом Евангелическо-лютеранской Церкви России Дитрихом Брауэром и главой администрации ЕЛЦ Европейской части России пастором … [Читать далее. ]

Центральная канцелярия переезжает в новое помещение

В помещении общины Св. Иоанна Крестителя (г. Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, д. 4-6-8) ведётся ремонт. Здесь на постоянной основе будут работать секретарь и заведующая отделом кадров, бухгалтерия, юрист, управляющий имуществом, руководитель Центральной канцелярии, в формате коворкинга — информационный, диаконический и фандрайзинговый … [Читать далее. ]

Поможем построить новый корпус ТИЦИ!

Работы по строительству нового корпуса Теологического института Церкви Ингрии идут полным ходом. Этап закладки фундамента подходит к концу. Проект масштабный и важный! Мы просим вашей молитвенной поддержки! Также вы можете внести вклад в строительство, сделав пожертвование по QR-коду внизу: … [Читать далее. ]

Приглашаем на субботник в Большое Куземкино!

Дорогие друзья! 4 и 5 июля 2020 года будет проходить субботник на Кургальском полуострове (Кингисеппский р-н Ленинградской области), в деревне Большое Кузёмкино, где находится приход Церкви Ингрии. Нужно помочь привести в порядок территорию храма, а также помочь убраться в самом храме. Всех участников субботника приглашаем на воскресное … [Читать далее. ]

В Санкт-Петербурге возобновились богослужения

7 июня 2020 года, в День Святой Троицы, впервые после долгого перерыва прошли открытые богослужения, в которых смогли принять участие не только служители и волонтеры, осуществляющие трансляцию, но и все прихожане. Прихожане церкви Св. Михаила поделились впечатлениями в приходской группе ВКонтакте: «Сегодня, в День Святой Троицы, приход Св. Михаила … [Читать далее. ]

Отчет Диаконического отдела за период карантина

В группе Диаконического отдела Церкви Ингрии опубликован отчёт об оказании помощи в период карантина. 1) Помощь продуктами:Наборы продуктов от благотворительного фонда для пожилых и Диаконического отдела получили 10 приходов:1. Кафедральный собор Св. Марии — 8 наборов2. Колтуши — 8 наборов3. Стеклянный — 3 набора4. Община Св. Иоанна … [Читать далее. ]

Читайте также  Где отдохнуть в Болгарии в июле

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Евангелический-Лютеранский Приход Святой Марии

Соборы и Храмы

Краткое описание

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились:

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы». Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган, который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения, мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился. Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера, концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700.

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.

Где находится

Адрес

улица Большая Конюшенная, 8а

Метро

Как добраться

Выйдя из метро на канал Грибоедова, необходимо повернуть направо и идти пешком около 6 минут до улицы Большая Конюшенная.

Церковь Святой Марии, Любек (Marienkirche, Lübeck)

Любек, помимо прочих названий, ещё называют городом семи шпилей, два из которых принадлежат одной из достопримечательностей города — церкви св. Марии. О ней и пойдёт речь.

Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые с удовольствием фотографируются в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.

Пожары в те времена случались довольно часто и, может, это действительно стало одной из причин, по которой стали возводить новую церковь. Другим, более реальным поводом для новой монументальной перестройки могло стать то, что богатевший на глазах Любек не стала устраивать скромная романская церковь и для собственного величия им понадобилось что-то более грандиозное и внушительное.

Строительство Мариенкирхе началось по инициативе любекских купцов, которые финансировали цех каменщиков и управляли им. Строили церковь из обожжённого кирпича, так как природного камня в окрестностях не добывалось, именно по этой же причине все каменные здания в городе построены из этого строительного материала. По первоначальному проекту стали возводить зальную церковь с одной башней. Строительные работы успели продвинуться достаточно далеко, но уже на последней их стадии тот проект отвергли в пользу гораздо более масштабной базилики с двумя башнями по модели французского готического собора. Перестройка здания началась в 1277-м и завершилась в 1351 году; башни поднялись в высоту на 125 м, а центральный неф — на 40 м.

Так церковь видоизменялась.

Построенная церковь стала «матерью северогерманской кирпичной готики» и послужила образцом для многого количества храмов в этом стиле во всём балтийском регионе.

За последующие века её интерьер пополнился многими произведениями искусств, в конце Средневековья одних только алтарей в церкви насчитывалось 38 штук, однако.

Однако, в ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года церковь Девы Марии серьёзно пострадала во время бомбардировки Любека военно-воздушными силами Великобритании. Обрушилась крыша храма, вдребезги разбились витражи, с колокольной башни рухнули колокола, два из которых до сих пор остались лежать на полу, а вспыхнувший в церкви пожар практически полностью уничтожил весь её интерьер.

Читайте также  Аренда авто на Крите

В пожаре были утеряны многие шедевры, в числе которых «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальный фриз «Пляска смерти», «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта, «Вход Христа в Иерусалим» Фридриха Овербека и многое другое.

Находясь снаружи церкви, позвольте обратить внимание на ещё одну небольшую скульптуру, спрятанную за кроной дерева, с которой связана очередная легенда — «Легенда о купце из Любека«.

Нынешний интерьер встречает своей аскетичностью. Мало что осталось от прошлой роскоши, но кое-то умудрилось сохраниться в пожаре, что-то восстановили, есть и современные творения. В оголённом интерьере больше чувствуется масштаб здания, а заодно можно полюбоваться фресками и средневековой цветной росписью стен и потолка собора — всё это было обнаружено во время послевоенной реставрации, когда специалисты расчистили слои штукатурки.


Первой большой работой немецкого художника Берна Нотке был огромный фриз «Пляска Смерти», написанный в 1463 году для одной из капелл церкви св. Марии. Высота его составляла два метра, а длина и почти тридцать метров! К 1701 году фриз находился в таком плохом состоянии, что глава церкви Святой Марии вместо его реставрации решил полностью скопировать картину. Эта копия и погибла в огне.

Восстанавливать фриз не стали, его заменили витражи с аналогичным сюжетом.


Пляска смерти — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых представлены все слои общества — от монарха до простолюдина, от старца до ребёнка.

Один из алтарей церкви в 1906 году и в настоящее время.

406-литровая бронзовая купель, созданная Гансом Апенгетер в 1337 году.

Астрономически часы XVI-го века были полностью разрушены во время бомбёжки Любека. Их заменило современное творение, созданное Паулем Беренс в послевоенные годы. Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Антверпенский алтарь.
Сохранившийся чудом, довольно интересный алтарь был создан в 1518 году и пожертвован купцом Иоганном Боне в 1522 году для одного из алтарей церкви. Во время Второй мировой войны он находился в «Писарской капелле», которая не пострадала во время бомбёжки и по этой причине алтарь избежал уничтожения. Двухстворчатый алтарь представляет 26 библейских сцен из жизни девы Марии вырезанных из дерева и окрашенных цветными красками.


Новый орган, установленный на месте древнего, погибшего в 1942 году.

И напоследок, — вот такая современная «крестовая» инсталляция Гюнтера Юкера.

Lübeck: Marienkirche. II. (Церковь Святой Марии в Любеке)

Продолжим экскурсию по любекской Мариенкирхе.
В прошлый раз мы дошли до западного конца храма, и теперь взглянем на пространство центрального нефа по направлению к алтарю.

То ли на колонне, то ли на стене довольно забавное изображение в память о достопамятном походе двадцатилетнего Баха в Любек из тюрингского Арнштадта в 1705 г. с единственной целью послушать знаменитого престарелого Букстехуде и поучиться у него.

Бах пробыл в Любеке около трёх месяцев, в отличие от приезжавших в 1703 г. Генделя и Маттезона, которые, как пишут, покинули Любек на следующий день после встречи с Букстехуде. Всё дело было в том, что к выгодному посту органиста и казначея главной церкви Любека, который желавший удалиться на заслуженный покой Букстехуде им предлагал, прилагалась необходимость ни много ни мало взять в жёны старшую дочь композитора Анну Маргариту 1669 г. рождения, чего бывшие почти в два раза моложе её юные музыканты явно делать не хотели. В итоге Анна Маргарита Букстехуде всё же вышла замуж в 1707 г., уже после смерти своего отца, за мало кому известного ныне органиста и композитора Иоганна Кристиана Шиффердеккера, который был младше её всего на десять лет. Собственно, ровно то же самое пришлось проделать и самому Букстехуде, который в 1668 г. женился на второй дочери своего предшественника Франца Тундера (1614-1667), которую также звали Анна Маргарита. Кантату этого весьма достойного мастера «O Jesu dulcissime» я предлагаю в качестве музыкального сопровождения экскурсии.

Продолжим осмотр. Свод капеллы в основании северной башни. В большом медальоне изображение архангела Михаила с весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела умерших на Страшном суде.

Северный боковой неф.

Роспись свода в одной из капелл.

Свод северного бокового нефа.

Уже упоминавшиеся в прошлый раз фрески в нижней части больших окон центрального нефа.

Плохо сохранившаяся фреска, изображающая Христа с символами евангелистов.

Южная стена хора.

Снова витраж Пляски смерти. Повтор, но пусть будет.

Колонны, статуи и ограда хора.

Арки апсиды центрального нефа.

Оглянемся назад и посмотрим на большой орган на западной стене.

И заодно на стены и своды главного нефа.

Распятие и главный алтарь, созданный в самом конце XV в. мастером Кристианом Сварте.

На центральной панели — Богоматерь с Младенцем в окружении двенадцати апостолов, по бокам — эпизоды из жизни Девы Марии.

Плохо сохранившиеся фрески, изображающие грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая.

Окна южной стороны главного нефа.

Своды центрального нефа. Насколько я понимаю, на замках изображены гербы соборов ганзейских городов.

Вот, например, знак собора в Дорпате-Дерпте, ныне эстонском Тарту.

Диковинные зверушки на своде.

Росписи на колонне.

Общий вид хора с большой фреской Св. Христофора.

Остатки барочного надгробия или памятного знака и средневековых росписей.

Снова фрески центрального нефа.

Очевидно, пророк Иона с китом.

Южный боковой неф в районе хора. Пол деамбулатория после войны был поднят примерно на метр для создания системы отопления.

Бронзовая купель первой половины XIV в., изготовленная мастером Гансом Апенгетером. К сожалению, я сфотографировал её лишь с одной стороны. На ней изображены святые и какие-то сцены.

Снова ограда хоров. Рельефы изображают Тайную вечерю (слева) и омовение ног апостолам (справа). К сожалению, снять крупным планом я не догадался.

Растительность на капители.

Свод в деамбулатории.

Фрагменты большого табернакля (дарохранительницы) второй половины XV в. Целиком он на фотографии не получился.

Выйдем наконец из церкви наружу. У одной из стен находится знак в память о погибших в двух мировых войнах прихожанах.

Солнечные часы на контрфорсе южной башни.

Узкие окна одной из боковых капелл.

Дверные ручки в виде скульптурных групп под зонтиками.

Опять южная башня.

Если я правильно помню, портал западного фасада, который был на ремонте.

Вид с северо-востока.

Большая капелла апсиды.

И сама апсида, весьма скромная.

Спасибо за внимание. Продолжение прогулки по Любеку следует.