Церковь Святой Анастасии

Добро пожаловать на сайт храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы города Пскова

Церковь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы является действующим храмом, отнесена к памятникам федерального значения. Принадлежит Псковской епархии. Имеет придел святой великомученицы Параскевы Пятницы.

По милости Божией с 2011 года в течение нескольких лет дар храму были переданы православные реликвии: частицы мощей святых великомучениц Анастасии Узорешительницы и Параскевы Пятницы, великомученика Пантелеимона, преподобных Александра Свирского и Марии Египетской, святителей Спиридона Тримифунтского и Андрея Критского. В храме находится копия Туринской Плащаницы, освященная как Нерукотворный Образ Спасителя, медальон с нитью Туринской Плащаницы, частицы Животворящего Древа Креста Господня.

О святой великомученице Анастасии Узорешительнице

Анастасия Узорешительница — святая, христианская великомученица IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) в период гонений на христиан императора Диоклетиана. В русской традиции она известна как Анастасия Узорешительница за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Ее мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию и Македонию, а по прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре.

День памяти святой великомученицы Анастасии в Православной церкви —
4 января (22 декабря по старому стилю).

Календарь православных праздников на 2020 год

19 апреля — Светлое Христово Воскресенье (Пасха)

Двунадесятые переходящие праздники
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
28 мая — Вознесение Господне
7 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)

Двунадесятые непереходящие праздники
7 января — Рождество Христово
19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля — Сретение Господне
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Великие праздники
14 января — Обрезание Господне
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — День святых апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Православные посты в 2020 году

Многодневные посты
со 2 марта по 18 апреля — Великий пост
с 15 июня по 11 июля — Петров пост
с 14 августа по 27 августа — Успенский пост
с 28 ноября по 6 января 2021 года — Рождественский пост

Однодневные посты
(среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок):
18 января — Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Сплошные седмицы, в которых нет поста
с 7 по 17 января — Святки
с 10 по 16 февраля — неделя Мытаря и Фарисея
с 24 апреля по 1 марта — Масленица (Сырная неделя)
с 20 по 26 апреля — Пасхальная (Светлая) неделя
с 8 по 14 июня — Троицкая неделя

Дни особого поминовения усопших
22 февраля — Вселенская родительская суббота (мясопустная)
14 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста
21 марта — Суббота 3-й седмицы Великого поста
28 марта — Суббота 4-й седмицы Великого поста
28 апреля — Радоница
9 мая — Поминовение усопших воинов
6 июня — Троицкая родительская суббота
7 ноября — Димитриевская родительская суббота

Святая великомученица АНАСТАСИЯ Узорешительница (†ок.304)

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой. томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной», Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу. » Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Читайте также  Аббатство в Мельке

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим?»

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. В идя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы

В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы .

Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Материал подготовил Серегей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице:
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В царстве часовен и алтарей

Готическая церковь Святой Анастасии — самая большая церковь Вероны, всю свою долгую историю принадлежащая ордену доминиканцев. На её месте у моста Понте Пьетра, когда-то стояла небольшая часовня, возведенная в честь Святой Анастасии императором Теодорихом Великим.

Строительство нынешней базилики начали в 1290 году по проекту доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Долгострой растянулся почти на два столетия, и только в 1471 году состоялось освящение нового храма.

Сооружён он был в честь святого Петра Веронского, доминиканца, убитого в 1252 году, однако местные жители с завидной упрямостью называли базилику именем предыдущей церкви, и под именем Святой Анастасии она сейчас известна и внутри, и за пределами Италии.

Главный фасад церкви с окном-розеткой так и остался незавершенным, верхняя часть без облицовки.

К высокой апсиде базилики пристроена колокольня, которую венчает островерхий шпиль.

Центральный вход, состоящий из двух дверей, ведёт внутрь базилики. В большом люнете фрески уже давно выцвели, но пока ещё можно разобрать изображение святой Троицы, дополненное фигурами святого Иосифа и Богоматери наверху, ведущего жителей Вероны епископа со штандартом города, а также святого Петра Мученика в компании монахов с черно-белым знаменем доминиканцев внизу.

Ниже расположено шесть рельефов с евангельскими сценами: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Путь на Голгофу, Распятие и Воскресение. На фоне барельефов установлены три статуи: в центре — Богоматерь с Младенцем, по сторонам — святые Екатерина и Анастасия.

Внутри неф базилики Святой Анастасии и два боковых придела разделены колоннадой из 12 мраморных колонн.

Которые упираются в свод, украшенный растительным орнаментом.

У входа невозможно не заметить водосвятные чаши XVI века, которые поддерживают гротескные статуи так называемых «горбунов святой Анастасии».

На полу церкви в 1462 году художник Пьетро да Порлецца выложил чудесную мозаику из белого, розового и серо-голубого местного мрамора.

На колоннах следы старых фресок.

Главный алтарь довольно скромен

Главное — по бокам. В левом боковом приделе установлен монумент Кортезии Серего, сделанный в 1432 году. Вообще-то это саркофаг, но тело в него так и не было никогда положено, поэтому больше подходит название «монумент». В центре видно облаченную в латы фигуру знатной синьоры Кортезии на коне с жезлом в руке, накрытую драпировкой, которую поддерживают другие фигуры, а остальная часть стены расписана фресками с религиозными сюжетами.

Направо от алтаря почти полностью сохранились фрески Туроне 1360 года на тему Страшного Суда.

Главная историческая ценность базилики в её прекрасных часовнях и алтарях. Начнём по-порядку.

Раскрашенные мраморные статуи Петра-мученика, святых Себастьяна и Роха, а также Девы Марии создают Алтарь семейства Больдери. Святой Пётр в руке держит модель города Верона

Часовня Викентия Феррери с мраморными рельефами Пьетро да Порлецца, фресками в верхней части капеллы и алтарным образом работы Пьетро Ротарио середины XVIII века посвящена одному из главных доминиканских святых.

Данезе Каттанео, один из наиболее известных учеников Сансовино, в 1565 году создал алтарь семейства Фрегозо.

Барочный алтарь Девы Марии включает мраморные скульптуры работы Орацио Маринали конца XVII века.

В алтаре святой Розы Лимской выделяется образ Марии Магдалины работы Либерале да Верона конца XV века

Так называемая Часовня Распятия относится к самой старой части базилики, стоит на месте прежней раннехристианской церквушки, посвящённой святой Анастасии. Украшена барельефами 1425 года.

Очень красива часовня Фомы Аквинского, построенная в 1488–1502 годы. Главное её украшение — алтарный образ «Дева Мария на троне со святыми Фомой Аквинским и Августином» работы Джироламо дай Либри.

Часовня Кавалли с гробницей Федерико Кавалли тоже старая, украшена фреской Альтикьеро да Дзевио «Семейство Кавалли перед Девой Марией» 1390 года, фресками Мартино да Верона начала XV века «Дева Мария с младенцем», «святой Христофор», «Чудо святого Эгидия», все были заказаны непосредственно семьей Кавалли.

На мой взгляд, наиболее запоминается в базилике часовня Пеллегрини.

Внутри капеллы находятся 24 терракотовых панно созданные в 1435 году Микеле да Фиренце, изображающие Христа и святых.

Два погребальных монумента XIV века были выполнены лучшими веронскими мастерами.

На внешней стене арки, ведущей в капеллу находится шедевр итальянского художника XV века Пизанелло, фреска «Святой Георгий, освобождающий принцессу», сделанная в духе рыцарской романтики.

Часовня дель Розарио была посвящена памяти победе при Лепанто над турками в 1571 году. Лоренцо Венециано создал алтарный образ «Мадонна дель Розарио со святыми Петром, Домиником и донаторами»

Алтарь Минискальки в часовне Святого Духа украшен алтарным образом «Пятидесятница» Николо Джольфино, сделанного в XVI веке и фреской Франческо Мороне «Сошествие Святого Духа» над ним.

Часовня святого Раймонда в честь одного из доминиканских святых содержит алтарный образ XVI века «Мадонна со святыми» работы Брузасорочи.

Часовня Фаелла, посвящённая святому Эразму украшена фреской XVI «Спаситель со святыми Эразмом и Григорием» Николо Джольфино.

Одно из обязательных мест для посещения в Вероне. Церковь очень красива, гордится множеством сохранившихся фресок, украшений, деталей. Необходимое время для её посещения определяется только величиной «свободной» минутки, рассматривать интерьер можно долго.

Адрес базилики: Piazza Sant’anastasia 4, Верона

Читайте также  Что делать в Турции в марте?

Открыта
(март—октябрь) Понедельник-суббота 09.00–18.00, воскресенье и праздничные дни 13.00–18.00
(ноябрь—февраль), понедельник-суббота 10.00–17.00, воскресенье и праздничные дни 13.00–17.00.

Церковь св. Анастасии (Agia Anastasia) в Пано Полемидия

Деревня Pano Polemidya в настоящее время значится одним из районов Лимасола и расположена чуть выше скоростной трассы, проходящей вдоль города. Те, кто поселился в Лимасоле и не имеет возможности взять в аренду машину, или поехать на экскурсию, чтобы посмотреть старинные церкви Кипра, могут приехать сюда на городском автобусе, чтобы посмотреть на одну из уникальных церквей острова, которая находится прямо «под боком», а не где-то далеко в горах Троодоса. Церковь св. Анастасии является одной из самых древних, расположенных в черте Лимасола. Частично сохранившиеся здесь старинные фрески придают ей особую притягательность. Вот так она выглядит снаружи.

На самом деле это две «сросшиеся» церкви. Крестово-купольная часть храма, что находится справа на фото, относится к XII веку, а слева − пристроена пару веков позднее, хотя переняла тот же архитектурный стиль. Давайте зайдём внутрь и рассмотрим убранство церкви.

Как можно заметить, оно достаточно скромное − небольшой «современный» иконостас и несколько икон. Конечно, в первую очередь нам будут интересны частично сохранившиеся росписи в церкви, которые датируются XIV-XV веками. К сожалению, их подробного описания мы не нашли, поэтому ограничимся только показом некоторых из них.

Обычно купола кипрских церквей украшают изображением Христа Пантократора, но здесь в одном из куполов сохранилась только часть «сопутствующих» росписей.

Зато на стенах осталось некоторое количество фресок. Например, в изображении на левой части фрески, благодаря рассказу Юлии Бузыкиной «Земля, Море и священная река Иордан», мы опознали сцену крещения Иисуса в водах реки Иордан. 🙂

Далее не будем «расшифровывать», а оставим пояснения искусствоведам, просто покажем ещё пару интересных фресок. Например, эту.

И общий план с росписями на стенах и колоннах.

Для более полной картины наверно стоит сказать несколько слов о святой, в честь которой названа церковь.

Святая Анастасия

Приведём краткую справку об Анастасии из Википедии.

Анастаси́я Узореши́тельница, Аги́я (Айя) Анастасия Фармаколи́трия (др.-греч. Ἀναστασία ἡ Φαρμακολύτρια; др.-греч. φαρμακολύτρια от др.-греч. φάρμακον — «зелье, снадобье, лекарство» + др.-греч. λυτρόω — «освобождать, избавлять») — святая, христианская великомученица IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) во время «великого гонения» на христиан при императоре Диоклетиане. Поэтому именуется Анастасией Сирмийской. В традиции Русской православной церкви она известна как Анастасия Узорешительница, потому что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан.

Поскольку в своей земной жизни Анастасия много помогала заключенным, перед её иконой принято молиться о тех, кто отбывает сроки в местах лишения свободы. Кроме того, у восточных славян святая считалась покровительницей беременных и целительницей, поэтому ей молились во время родов. Молятся св. Анастасии о замужестве, материнстве, обретении духовной гармонии, укреплении жизненных сил, в минуты печали и скорбей. Празднование памяти святой в Православной церкви совершается 22 декабря (на Кипре) и 4 января (в России).

В церкви можно увидеть несколько икон святой, как внутри храма, так и за его пределами.

Бросим прощальный взгляд на церковь Анастасии Фармаколитрии и перейдём к фотоальбому и описанию того, как сюда добраться.

Фотоальбом

Как добраться

Как мы и говорили, жители Лимасола могут приехать сюда на автобусе номер 15 (остановка «100-я улица»). Для остальных поясним более подробно.

В черте Лимасола съезжаем со скоростной трассы A1 в сторону Троодоса. Далее едем 1,5 км по трассе B8 до поворота влево к Pano Polemidya. Проезжаем ещё 550 м и останавливаемся у входа в церковь, что будет по левую сторону от дороги.

Церковь св. Анастасии на карте Кипра

34.701000 32.999900 − место стоянки рядом с церковью

Святая великомученица АНАСТАСИЯ Узорешительница (†ок.304)

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой. томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной», Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу. » Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Читайте также  Церковь Ильи Пророка

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим?»

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. В идя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы

В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы .

Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Материал подготовил Серегей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице:
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане — единственная в столице церковь в честь этой святой

В одном из районов Москвы – Тёплом Стане – находится храм св. Анастасии Узорешительницы. Жители района давно мечтали о церкви, обращались в различные инстанции, но просьбы верующих были удовлетворены только в конце прошлого века.

В отсутствие храма люди собирались на пустыре, читали молитвы. Позже службы стал проводить протоиерей Борис Развеев. Священник специально приезжал на строительную площадку для совершения богослужений. С формированием прихода на месте будущей церкви появились поклонный крест и бытовка, в которой читали акафисты.

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане построили в 2003 году. Первым настоятелем церкви стал Александр Ковтун, совершивший молебен на Вербное воскресенье.

История строительства храма была бы неполной без рассказа об основателе прихода.

Создание православной общины

Инициатива объединения христиан Тёплого Стана принадлежит отцу Сергию. В 1996 году святой отец был направлен на службу в Чечню, где попал в плен. Выдержать испытания священнику помогла молитва Анастасии Узорешительнице.

По возвращении из плена о. Сергий принял монашество, взял имя Филипп и озаботился формированием христианской общины. Примерно в то же время к властям обратились представители другого объединения с просьбой о строительстве церкви Калужской иконы Божьей Матери. В результате было принято решение построить храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане с приделом иконы Калужской Богоматери. К строительству приступили в 2002 году.

Интересные факты

Первый младенец, крещённый в храме, был назван Анастасией. Настоящим чудом у прихожан считается появление в церкви Калужской иконы Богородицы (13 века). На выкуп образа складывались всем миром. Теперь храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане располагает чудотворной святыней.

В январе 2004 года исполнилось 1700 лет со дня смерти св. Анастасии. Дата 4 января стала для священнослужителей и людей, посещающих церковь Анастасии Узорешительницы и другие православные храмы, днём престольного праздника.

В канун Рождества 2005 года освятили приставной престол в честь Калужской иконы Богоматери.

Святая Анастасия

Великомученица, в честь которой освящена церковь, жила и творила благие дела в Древнем Риме. Слово «Узорешительница» означает «избавительница от уз». Также святую Анастасию называют Целительницей.

Правитель империи Диоклетиан преследовал ревнителей христианской веры, подвергал их тяжёлым мучениям. Юная девушка, познавшая веру от матери и духовного учителя Хрисогона, заботилась об узниках-христианах, посещала верующих в тюрьмах, перевязывала им раны, кормила и укрепляла в вере.

Мать Анастасии умерла, и девушку в её устремлениях не поддерживали ни отец, ни муж, за которого святая пошла не по своей воле. Много страданий вынесла Анастасия от нелюбимого. Особенно тяжело стало после смерти отца, оставившего дочери в наследство огромное состояние. Но Бог услышал молитвы юной девы, и однажды ненавистный муж вместе с командой корабля, плывущего в Персию, утонул в море во время шторма. Теперь никто не мешал Анастасии заботиться о ревнителях веры.

Слова и дела св. Анастасии оставляли след в умах и сердцах людей, и христиан на римской земле становилось всё больше. С таким положением дел не мирились представители власти, и однажды Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли. Мощи святой перенесли в Константинополь, а затем в город Салоники, где впоследствии основали мужской монастырь.

Молитва Анастасии Узорешительнице помогает избавиться от болезней, благополучно освободиться из мест лишения свободы и разрешиться от бремени.

Святыни храма

Южный фасад церкви украшает мозаичная храмовая икона св. Анастасии. Внутри храма покоятся частицы мощей святой, поклониться которым можно ежедневно с 8.00 до 20.00.

Помогает верующим и чудотворная икона Калужской Богоматери. Явление иконы произошло в XVIII веке, когда Царица Небесная наказала, а после покаяния излечила дерзкую дворовую девушку. Позже Богородица вернула слух барскому слуге Прохору, спасла от смерти дочь боярина Евдокию, помогала другим христианам села Калужка.

Деятельность храма сегодня

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане рассчитан на 200 человек, поэтому не может вместить всех желающих помолиться Богу. Прихожане с нетерпением ждут завершения работ по строительству новой церкви, вмещающей 1000 человек.

При храме работает воскресная школа, ученики которой узнают о Боге, христианской вере, молитве. Ребята изучают литургику, Ветхий и Новый Завет, древнерусские традиции, учатся флористике, аппликации, хоровому пению, узнают о церковных праздниках и Православных иконах, совершают паломничества в святые места.

Прихожане, посещающие храм великомученицы Анастасии Узорешительницы, принимают активное участие в социальных программах, оказании адресной помощи больным, малоимущим. Священнослужители проводят огласительные беседы. В храме работает молодёжное движение, члены которого организуют детские праздники, участвуют в Съездах православной молодёжи, чествовании святых и других мероприятиях.

Церковь находится по адресу улица Тёплый Стан, 4, недалеко от одноимённой станции метро.