Церковь Святого Креста на острове Ахтамар

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кино (2113)
  • Кино, которое надо посмотреть. (911)
  • Сериал,который надо посмотреть. (549)
  • Кино,сериал которые мне нравятся (394)
  • кино ссылки, кино онлайн (158)
  • Армения, армяне и армянский бренд (1361)
  • Архитектура (558)
  • Мода и стиль (389)
  • Рукоделие,поделки,сделай сам (363)
  • Все о Титанике (61)
  • Детское образование и обучение (12)
  • Аэрофотосъемка (280)
  • Видео (2391)
  • Выпечка (1359)
  • хлебные изделия,тесто,булочки,хлебопечка (40)
  • Изобразительное искусство (7838)
  • художники (4794)
  • живопись (2625)
  • иллюстрации (2233)
  • акварель (251)
  • современная (159)
  • куклы (156)
  • прикладное (49)
  • скульптуры (30)
  • pin-up (29)
  • полезное (2)
  • городской, сельский пейзаж, пейзаж (2486)
  • жанровое (459)
  • натюрморт (409)
  • рисунок,графика (500)
  • Здоровье (414)
  • Интересное и познавательное (729)
  • факты о странах (49)
  • Кулинария (3675)
  • говядина (272)
  • соленья и маринады (152)
  • испробованные,любимые (105)
  • постные блюда (94)
  • нравится (40)
  • кулинария (6)
  • десерты (349)
  • журнальные сканы (104)
  • завтрак (166)
  • закуска (216)
  • крупы и бобы (89)
  • курица (570)
  • напитки (138)
  • овощи,грибы (280)
  • первые блюда (164)
  • рыба (86)
  • салаты (349)
  • свинина (151)
  • соусы и заправки (141)
  • сыр,творог,молочные (471)
  • изделия из теста (804)
  • фруктовые блюда (203)
  • литература,книги (994)
  • Мудрые мысли , высказывания,притчи,эссе,интервью (323)
  • музыка (414)
  • поет армянская диаспора (90)
  • Полезные программы,сайты,ссылки (276)
  • Полезные советы (2885)
  • здоровье (1104)
  • Дом,быт (426)
  • косметика,гигиена,маски для лица, тела и волос (311)
  • выпечка и кулинария (302)
  • разные житейские советы (290)
  • разные программы,техн советы (179)
  • лечебная физкультура,массаж (138)
  • гардероб,макияж и прически (116)
  • MIX (79)
  • Праздники.НГ,Пасха,Рождество,ДР (308)
  • танцы (72)
  • Фотография (18408)
  • немного позитива (3560)
  • мы,мир и общество (2004)
  • знаменитые (1364)
  • Красивое (979)
  • флора и фауна (955)
  • актеры (742)
  • интерьер,дизайн и креатив (602)
  • драмы (405)
  • музыканты (337)
  • спорт,развлечения (281)
  • без заголовка (213)
  • мир fashion и гламура (177)
  • три стихии ЗНВ (123)
  • призеры, лучшие (87)
  • молодые фотографы (62)
  • актрисы (1106)
  • города и страны (639)
  • интересное (1770)
  • история (3457)
  • классика (886)
  • космос (137)
  • портрет (409)
  • природа и пейзаж (544)
  • разные (94)
  • ретро (2505)
  • черно-белая (2541)
  • Фотографы (2871)
  • Художники (1664)
  • юмор (182)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ван, остров Ахтамар и церковь Святого Креста

Пятница, 29 Июня 2012 г. 19:51 + в цитатник

Мы ехали вдоль озера Ван и наконец увидели остров Ахтамар и разглядели на нём церковь.

По мнению некоторых историков, остров Ахтамар был населён ещё во времена существования государства Урарту, столица которого находилась совсем недалеко — в г. Ван. Напоминаю, государство Урарту прекратилось своё существование в VI в до н. э. Что точно, в IV в н. э. люди здесь уже точно жили. До начала XX века на Ахтамаре постоянно проживали представители армянских родов, но прежнюю значимость (одно время здесь находился и царский престол) город на острове утратил уже как несколько веков. Наверное, с одной стороны, со временем жизнь на острове людям представлялась менее удобной, а с другой — уровень озера Ван в последние несколько веков постоянно поднимается, тем самым под водой оказывалась и часть острова, его полезная площадь уменьшалась. Сейчас от всех прежних построек только церковь на острове и осталась, но сохранилась она, как я уже писал, очень хорошо. Наверное, у захватчиков не поднималась рука осквернить такую красоту.

Остров функционирует как музей, вход платный: по приезду у охранника надо купить билет за 4 лиры с человека. Насколько я понял, на острове запрещена профессиональная фотосъёмка, потому что мой штатив мне взять с собой не разрешили. Хорошо, что флаг Турбины был спрятан в кармане и мы с ним сфотографировались на фоне церкви, пока никто нас не видел. Думаю, турки бы не стали разбираться, что за Турбина и почему она, например, не является какой-нибудь армянской общественно-политической организацией и впаяли бы нам за такое какой-нибудь штраф, если бы заметили.

Церковь на острове была построена в X веке и до наших дней, что удивительно, сохранилась почти в первозданном виде. До нас дошла и удивительной красоты резьба по камню, сохранились фрески X века. Разумеется, не обошлось без реставрации, на которую в 2007 году были выделены деньги правительством Турции.

В сентябре 2010 года впервые после геноцида в 1915-м в церкви прошла литургия, а в начале октября на куполе восстановили крест.

Интересна легенда о происхождении названия острова.

В незапамятные времена была у армянского царя Арташеса красавица дочь по имени Тамар. Глаза Тамар сияли, как звезды в ночи, а кожа белела, как снег на горах. Слава о ее красоте шла повсюду. И царь Мидии слал сватов к царю Арташесу, и царь Сирии, и многие цари и князья. И стал царь опасаться, что кто-нибудь придет за красавицей с войной и похитит девушку прежде, чем он решит, кому отдать дочь в жены. И велел тогда царь построить для дочери золотой дворец на острове посреди озера Ван. И дал ей прислужницами только женщин и девушек, чтобы никто не смутил покоя красавицы…

Но не знал царь, как не знали другие отцы до него и не будут знать другие отцы после него, что сердце Тамар уже не было свободно. И отдала она его бедняку, который ничего не имел на свете, кроме красоты, силы и отваги.

Воды Вана легли между влюбленными. Однажды вечером, бродя в тоске по берегу Вана, увидел возлюбленный Тамар далекий огонь на острове. Понял юноша, что возлюбленная зовет его. Если с наступлением ночи пуститься через озеро вплавь — ни один стражник не заметит пловца. Костер же на берегу послужит маяком, чтобы не сбиться в темноте. И влюбленный бросился в воду и поплыл на далекий свет, туда, где ждала его прекрасная Тамар. Ночь провели они вместе, а наутро юноша снова пустился в обратный путь.

Так стали они встречаться каждую ночь. Вечером Тамар разводила огонь на берегу, чтобы возлюбленный видел, куда плыть. Кто помнит теперь долго ли удавалось влюбленным хранить свою тайну? Но однажды утром царский слуга увидел юношу, возвращающегося с озера. И слуга заподозрил правду. Проверив её тем же вечером, слуга поспешил к царю.

Люто разгневался царь Арташес. Приказал он своим слугам быть у берега наготове с быстрой лодкой. И когда тьма начала опускаться, царевы люди поплыли к острову. Когда проплыли они более половины пути, на острове расцвел красный цветок костра. И слуги царя налегли на весла, торопясь. Выйдя на берег, увидели они красавицу Тамар. Увидя незваных гостей, девушка в испуге воскликнула:

— Вы, слуги отцовы! Убейте меня!
Молю об одном — не гасите огня!

Грубо схватили слуги девушку и повлекли её во дворец. Но прежде дали они ей увидеть, как погиб огонь, растоптанный грубыми сапогами. Горько плакала Тамар: смерть огня казалась ей смертью любимого. Так оно и было. На середине пути был юноша, когда манивший его свет погас. И темные воды потянули его в глубину, душа наполнялась холодом и страхом. Перед ним лежала тьма, и он не знал, куда плыть. Юноша выбился из сил.

— Ах, Тамар! — прошептал он, последний раз показываясь из воды. — Что же ты не уберегла огня нашей любви? Неужели выпала мне судьба кануть в темной воде, а не пасть на поле боя, как положено воину!? Ах, Тамар, какая это недобрая смерть! — Это хотел сказать он, но уже не смог. Только одно у него хватило силы воскликнуть: «Ах, Тамар!»

«Ах, Тамар!» — подхватило эхо и понесло над водами Вана. А красавицу Тамар царь велел навек заточить в ее дворце. В горе и скорби до конца дней оплакивала она своего возлюбленного, не снимая черного платка с распущенных волос. Много лет прошло с тех пор — все помнят об их горестной любви. А остров зовется с тех пор Ахтамар.

На старом кладбище осталось несколько хачкаров.

Архитектура великолепна. Такой богатой резьбы по камню на церквях я ещё не встречал нигде. Здесь можно отыскать множество библейских сцен из Ветхого и Нового заветов. Сфотографировать хочется каждый квадратный метр поверхности.

Внутри, конечно, поскромнее. Здесь установлен новый алтарь, на стенах достаточно хорошо сохранились фрески.

Знаменитая ванская кошка (знаменита тем, что у неё глаза разного цвета)

Из центра современного Вана мы поехали к ванской крепости. На ванской скале и находилась столица древнего доармянского государства Урарту — Тушпа. Разумеется, в последующие народы, населявшие эти земли, использовали эту скалу под крепость. С западной стороны она уж точно неприступна.

Туристы взбираются на крепость с восточной стороны

Наверху скалы находится мечеть и остатки каких-то древних построек. Пишут, что если тщательно там повозиться, то можно найти следы и урартов, и многих других народов. Но всё равно, абсолютное большинство построек разрушены под основание, а ценности отправлены в музеи. Мы наслаждались лишь видами на город и озеро

Видно и развалины старого центра города. Разрушено почти всё. Сверху местность напоминает лабиринт, где стены лабиринта — это основания стен когда-то стоявших здесь домов.

texnic

Boris. Just Boris

О многом понемногу

Разбавим ещё дневник путешествия. Сегодня хочу рассказать подробно про остров Ахтамар, где мы с Сашей были на 7-й день нашего путешествия, уже известного вам как проект «Другая Турция».

Мы ехали вдоль озера Ван и наконец увидели остров и разглядели на нём церковь. Посещение Ахтамара было обязательным пунктом нашей программы, поэтому начали искать, как же туда попасть. Свернули с дороги к первому попавшемуся кемпингу и ресторану, где заметили следы жизни. Здесь нас встретил хозяин этого ресторана, не говоривший ни слова по-английски. Объяснили ему жестами, что хотим попасть на остров.

(Саша о чём-то общается с турком.)

Он позвонил куда-то и помог заказать нам лодку. Через него мы и немного сбили цену: если первая цена была в 100 лир (50€) за рейс туда-обратно, то мы договорились на 80 лир (40€). На человека таким образом у нас вообще вышло по 20€. В принципе, не так уж и дорого.

Сначала ждали у него, он нам предложил чай, а к людям прибежала и знаменитая ванская кошка (знаменита тем, что у неё глаза разного цвета, но на самом деле она не одна такая, и тем, что плавает, и плавает хорошо, в озере по собственной воле).

Читайте также  Городской музей Фетхие

Правда, плавающих кошек мы лично так и не увидели.

Турок сказал, что ждать лодку нам около 40 минут. Мы неспешно прогуливались по берегу и фотографировали. Здесь и далее фотографии с копирайтом — мои, без копирайта — Сашины.

Кстати, в принципе я мог бы рекомендовать этот кемпинг, чтобы остановиться с палаткой на берегу озера на ночь. С фотографической точки зрения точно лучше, чем останавливаться в Ване или Татване.

Чуть позже оказалось, что лодка подойдёт не к его пристани, а к другой, через несколько сотен метров. В нужное время лодки замечено не было и мы поездили по берегу взад-вперёд ещё. Подъехали к ещё одной, самой большой пристани. Местные, разумеется, уже все были осведомлены о нашем присутствии и отправили нас обратно на ту же пристань.

С небольшим опозданием туда всё-таки пришёл наш катер, разгрузил какие-то продукты в ресторан через дорогу. Мы ещё раз утвердили цену уже с капитаном лично и отправились на остров.

Плыть до острова 3 км или минут 15. Ветер на озере дул холодный, находиться на палубе долго было холодно.

Остров функционирует как музей, вход платный: по приезду у охранника надо купить билет за 4 лиры с человека. Насколько я понял, на острове запрещена профессиональная фотосъёмка, потому что мой штатив мне взять с собой не разрешили. Хорошо, что флаг Турбины был спрятан в кармане и мы с ним сфотографировались на фоне церкви, пока никто нас не видел. Думаю, турки бы не стали разбираться, что за Турбина и почему она, например, не является какой-нибудь армянской общественно-политической организацией и впаяли бы нам за такое какой-нибудь штраф, если бы заметили.

Церковь на острове была построена в X веке и до наших дней, что удивительно, сохранилась почти в первозданном виде. До нас дошла и удивительной красоты резьба по камню, сохранились фрески X века. Разумеется, не обошлось без реставрации, на которую в 2007 году были выделены деньги правительством Турции.

В сентябре 2010 года впервые после геноцида в 1915-м в церкви прошла литургия, а в начале октября на куполе восстановили крест.

На восточной части острова развевается турецкий флаг, напоминающий о том, на чьей территории мы находимся.

К сожалению, нельзя подняться на холм в западной части острова. У подножия холма через весь острова тянется забор с колючей проволокой.

На старом кладбище осталось несколько хачкаров.

Но обратимся обратно к архитектуре. Она великолепна. Такой богатой резьбы по камню на церквях я ещё не встречал нигде. Здесь можно отыскать множество библейских сцен из Ветхого и Нового заветов. Сфотографировать хочется каждый квадратный метр поверхности.

Внутри, конечно, поскромнее. Здесь установлен новый алтарь, на стенах достаточно хорошо сохранились фрески.

Минут за 50 мы здесь всё осмотрели и вернулись в лодку. В это время к острову подплыл ещё один катер с четырьмя туристами, возможно, с армянскими корнями. Их капитан использовал наш катер как плавучую мечеть. Мы подождали, пока он домолится, и отправились обратно на «большую землю».

Бонус с Турбины: фотоальбом озера Ван.

Озеро Ван

Озеро Ван — самое большое содовое озеро и четвёртое по величине непересыхающее бессточное озеро в мире. В список просто крупнейших озёр мира оно, разумеется, не входит. Впрочем, это сухие (или «мокрые») факты. Солёность озера небольшая, меньше, чем в морской воде, но на вкус вода отличается от морской: в ней растворены совсем другие минералы (например, та же сода). Я бы и выкупался, если погода позволяла…

Ахтамар, армянское сокровище в турецкой глубинке

Сегодня речь пойдёт об Ахтамаре — острове на озере Ван, на котором стоит старая армянская церковь Сурб Хач. Это совершенно точно самое красивое место, из всех, которые мне довелось увидеть в поездке по Юго-Восточной Турции. Редко можно найти такое живописное озеро как Ван, редко можно встретить такое совершенное по своему замыслу и воплощению сооружение как церковь Сурб Хач и уж совершенно невероятным предстаёт этот ансамбль творения природы и человека, когда видишь его воочию.

Уникальным это место делает не только его красота и удачное местоположение, но и интереснейшие барельефы и фрески церкви, аналогов которых не сохранилось. Этим памятникам армянской культуры я уделил особое внимание.

К Ахтамару я устремился, покинув Ван, о котором я рассказывал раньше. Спустя час после выезда из Вана автобус остановился у небольшой пристани, расположенной рядом с шоссе. После непродолжительного ожидания катер с десятком пассажиров на борту отходит от берега и направляется к острову, виднеющемуся в трёх километрах от берега. Туристы то и дело щёлкают затворами фотоаппаратов, глядя, как приближается древний храм. Он действительно смотрится живописно на этом островке посреди огромного озера. Но ещё более невероятные картины встают перед глазами, если напрячь воображение и вспомнить историю этого острова.

Храм, построенный архитектором Трдатом Мендетом в годы расцвета Васпураканского царства, был далеко не единственным украшением острова. Здесь находился целый город с царским дворцом и множеством церквей, окружённый крепостной стеной. Предполагают, что дворец был роскошным многоэтажным строением с коллонадами и галереями. Храм был воздвигнут по распоряжению васпураканского царя Гагика Арцруни рядом с дворцом между 915 и 921 годом.

Для исполнения всех градостроительных замыслов царь распорядился привозить с берегов озера каменные глыбы и, наваливая их в воду, расширять остров. Позже здесь развился целый город, и крепостная стена окружала его по периметру острова. Гости прибывали на остров через порт, также защищённый стеной с воротами.

С тех времён сохранилась только церковь. Говорят, есть ещё руины порта (которые я не распознал среди камней), остатки фруктовых садов и осколки стен. Очертания остальных строений можно разглядеть только в прозрачном воздухе, только очень сильно напрягая воображение.

Но вот миражи рассеиваются, катер подходит совсем близко, уже различимы барельефы, украшающие стены церкви.

Заметно, что колокольня, пристроенная к храму с южной стороны, намного моложе него: она была сооружена в 1763 году. В XVIII же веке был пристроен и притвор, примыкающий к храму с западной стороны (на снимке слева). В армянской архитектурной традиции это полуцерковное-полумирское помещение называется жаматун или гавит.

С 1116 года по 1895 остров был резиденцией местного католикоса, в 1895 местные епархии перешли под управление константинопольского католикоса. В 1915 году после обострения отношений с турками армяне покинули остров, и храм пришёл в запустение, в котором пребывал до реставрации в 2007 году. С тех времён сохранилось несколько фотографий.

Фрагмент резьбы, изображающей развитие ветхозаветного сюжета про Иону. В правом нижнем углу обнажённый Иона, извергнутый рыбой, отдыхает, раскинувшись на деревьях.

Спас Вседержитель. Многочисленные барельефы церкви — их десятки — очень интересны, и я не буду перегружать ими рассказ. Лучше я сделаю отдельную подборку, описывающую и барельефы, и фрески, украшающие храм (и сделал: она здесь).

Внутренний вид церкви тоже очень интересен. Если закрыть глаза на застеклённые балкончики, то атмосфера волнующая. Полуистёртые фрески с трудом различимы в полумраке, разрезаемом лучами света, которые проникают через узкие окна. Я читал, что фрески нетипичны для армянских церквей, и это ещё одна особенность церкви Сурб Хач. Я не настолько хорошо знаком с армянскими храмами, чтобы эта особенность дополнительно впечатлила меня, но если это правда, то знатокам будет тем более интересно здесь побывать.

Впрочем, как незнаком. В Армении я ещё не был, это правда. Но армянских церквей повидал немало — в России и на Украине, в Молдове и Азербайджане, в Сирии и Ливане, в Египте и Иордании, в Турции и Иране, во Франции и Швейцарии, да и ещё наверняка где-нибудь. Пора бы уже и до самой Армении добраться. Кстати, те церкви, которые я видел в Исфахане, были богато украшены фресками, а вот в Алеппо — последние, которые я видел — действительно фресок не было.

Ещё одной особенностью острова являются во множестве разбросанные вокруг церкви хачкары. Хачкары — это каменные стелы с резным изображением креста и, иногда, с надписью. Их ставили в монастырях, в храмах, у дорог. В данном случае они напоминают о располагавшемся к востоку от храма кладбище, ныне разорённом. Датируются ахтамарские хачкары XIV-XV веками.

Как раз в те дни, когда я ходил по Ахтамару и любовался хачкарами, хачкары, точнее, искусство их создания было внесено ЮНЕСКО в репрезентативный список по нематериальному культурному наследию человечества.

Интересная деталь: на церкви установлен крест. Первоначально турецкое правительство категорически отказывалось в завершение реставрации воздвигать над церковью крест. Для обоснования этого подхода выдвигались самые разные доводы вплоть до того, что воздвижение креста здесь повлечёт необходимость увенчать крестами все бывшие церкви, включая Святую Софию в Стамбуле. Зная об этом, я был удивлён, увидев крест над храмом. Оказалось, что его установили лишь за месяц до моего приезда, спустя три года после завершения реставрации и после многочисленных протестов армян.

Кстати, на переднем плане руинированная стена ещё одного храма, который обычно упоминают как неизвестный, хотя, по идее, где-то его название должно было бы сохраниться. Так или иначе, от него осталась только апсида и невыразительные фрагменты стен.

Остров, надо сказать, сам по себе удивительно живописный. Я вообще очень люблю острова, люблю это ощущение пребывания на маленьком пространстве суши, окружённом водой, а здесь, на Ахтамаре, ощущение невероятной благодати просто переполняло меня. Собственно, только вот ради таких моментов и имеет смысл выходить из дома и пускаться в дальний путь.

Единственное разочарование, которое постигло меня, заключалось в отказе на просьбу остаться на острове на ночь. Когда я только собирался сюда, я даже не думал о том, чтобы заночевать на острове. Но переполняясь этой благодатью, я вдруг вспомнил, что путеводитель прямо упоминал о кемпинге на острове. Я уже представлял, как я буду фотографировать закат с прибрежных валунов и встречать рассвет, но увы: нет, нельзя.

Поэтому мне остаётся бросить пару взглядов на прозрачную воду, тихо набегающую на камни.

Читайте также  Город искусств и наук

. И вот освещённый вечерним солнцем храм уже уменьшается за кормой катера.

Как добраться
Путеводители описывают дорогу как-то муторно: поехать на какой-то специальный автовокзал, найти долмуш до Геваша, а потом на долмуше из Геваша (который ходит редко, поэтому, скорее всего, на такси) до пристани. На самом деле просто надо сесть на любой автобус, который идёт по южному берегу озера Ван и сказать «Ахтамар», вот и вся наука. Автобус остановится около пристани. От пристани регулярно отправляются катера, при отправлении надо заплатить 7 лир (около 140 рублей), это включает оплату поездки туда и обратно. При прибытии на остров оплачивается входной билет — 3 лиры.

Собор Святого Креста, Ахтамар — Cathedral of the Holy Cross, Aghtamar

Собор Святого Креста
религия присоединение Армянская Апостольская Церковь Церковный или организационный статус музей Место нахождения Место нахождения Akdamar остров , озеро Ван , Турция географические координаты 38 ° 20’25 «N 43 ° 02’13» E  /  38,3403 ° N 43,0369 ° E  / 38,3403; 43,0369 Координаты : 38,3403 ° N 43,0369 ° в.д. 38 ° 20’25 «N 43 ° 02’13» E  /   / 38,3403; 43,0369 Архитектура Архитектор (ы) Manuel Архитектурный стиль армянин Groundbreaking 915 Завершенный 921

Собор Святого Креста ( Турецкий : Akdamar Kilisesi или Surp HAC Kilisesi , Армении : Սուրբ Խաչ եկեղեցի Сурб Хач yekeġetsi ) на Ахтамар (Ахтамар) острова , в озере Ван в восточной Турции, является средневековым Армянская Апостольская собор, построенный как небная церковь для царей Васпуракан и позже , выступающего в качестве местопребывания Католикосато Ахтамар .

содержание

история

Во время своего правления короля Гагика I Арцруни (г. 908-943 гг / 944) армянского царства васпураканского выбрал остров Aght’amar в качестве одной из своих резиденций, основав там поселение. Единственная структура , стоящая с этого периода является собором. Он был построен из розового вулканического туфа по проекту архитектора монаха-Мануэля в годы 915-921, с внутренней измерительной 14.80m по 11.5m и купола достигает 20.40m над землей. В последующие века, и до 1915 года, она входила в состав монастырского комплекса, руины которого все еще можно увидеть на юг от церкви.

Между 1116 и 1895 Aght’amar остров был местом армянского Католикосатым из Aght’amar. Хачатур III, который умер в 1895 году, был последним Католикос из Aght’amar. В 1915 году во время Геноцида армян , церковь была разграблена, а монастырские здания разрушены.

Церковь оставалась заброшенной в течение десятилетий после 1915 г. Когда писатель и журналист Яшар Кемаль посетил остров Ахтамар в 1951 году, он обнаружил , что он должен был быть разрушен. Используя свои контакты , он помог остановить запланированное уничтожение. Церковь стала отмеченным туристической достопримечательностью в ближайшие десятилетия. В 2005 году структура была закрыта для посетителей , как он прошел тяжелую реставрацию, будучи открыт как музей турецкого правительства через год.

Архитектура

Архитектура церкви основана на форме , которая была разработана в Армении несколько столетий ранее; самый известный пример в том , что в седьмом веке церковь Святой Рипсиме в Эчмиадзине .

Уникальное значение кафедральной церкви Святого Креста исходит из обширного массива барельефа резьбы в основном библейских сцен , которые украшают его внешние стены. Значения этих рельефов были предметом большого и разнообразного толкования. Некоторое это предположение — например, несколько источников интерпретировать исламские и тюркские влияния , лежащие в основе художественного рендеринга рельефов, syncretised с армянскими влияниями. Некоторые ученые утверждают , что фризы параллельно современные мотивы , найденные в Омейядах искусства — такие , как тюрбане принц, арабские стили одежды, вина образами; намеки на королевские Сасаниды образа также присутствуют (грифоны, например).

Вандализм и распад

После 1920 — х годов, после геноцида , церковь подвергается обширному вандализма. Богато каменная балюстрада королевской галереи исчезла, и сравнение с до 1914 фотографий показывают случаи повреждения резьбы рельефа. Khatchkar католикоса Стефанос, датированных 1340, был, к 1956 году, сильно изуродованы с большими секциями своих резных отрублены. В 1956 году был оставлен только в нижней трети другого богато хачкар, датированный 1444, — это было цело , когда сфотографировали Бахман в 1911 году 19-го века надгробие Хачатура Mokatsi, цела в 1956 году, позже был разбитый на фрагменты. В 1950 — х годах остров использовался как военный полигон «.

восстановление

Между 20 мая 2005 и 21 июля 2006 года церковь претерпела спорную программу восстановления. Восстановление было заявленное бюджет 2 млн новых турецких лир (около 1,4 миллиона долларов ) и финансировалось турецким министерством культуры . Он официально вновь открыт в качестве музея 29 марта 2007 года в церемонии приняли участие министр культуры Турции, правительственные чиновники, послы ряда стран, патриарх Месроп II (духовный лидер армянской общины Турции), делегация из Республики Армении во главе с заместителем министра культуры Армении, а также большая группа приглашенных журналистов из многих новостных организаций по всему миру.

Özdemir Çakacak, губернатор Ван назвал восстановление как «знак уважения Турции к истории и культуре». Турецкий государственный департамент музея Чиновник добавил, «Мы не мог бы игнорировали артефакты наших армянских граждан, и мы не делали.» Признаки предвещая церковь вновь открыть заявленный «Tarihe Saygı, Kulture Saygı» ( «Уважение к истории, уважение к культуре»).

По словам Максимилиана Хартмут академик в Sabanci университета, «церковь была превращена в музей , а не вновь открыт как место поклонения после реставрации был, например, утверждал, что клин , разделяющий памятник от армянской общины Турции. критики, пишущий для средств массовой информации , таких как Радикал, Milliyet , или Turkish Daily News , к тому же посетовал , что разрешение установить крест на вершине церкви не было дано. более того, они утверждают , официальное название музея, турецкий Ахтамар (перевод в «белая вена») , а не оригинальной армянской Ахтамар . — название острова на озере Ван , на котором церковь стоит и Сурб HAC (Святой Крест) для самой церкви можно было бы предположить , что это турецкий памятник в то же время только щадя использовались слова «армянского» в официальных заявлениях, с армянской общиной Турции не удовлетворил их просьбу о проведении услуг в церкви — и большой турецкий флаг , установленный на сайте, это было rgued некоторые , что этот проект действительно объявил о «отуречивании» этот памятник, инициатива не будучи не более чем медиа — трюк.

Религиозная жизнь

Церковь в настоящее время классифицируется как светский музей. Во время церемонии по случаю реставрации были образы Мустафы Кемаля Ататюрка на видном месте . Армянские религиозные лидеры , приглашенные для участия в церемонии открытия решили бойкотировать мероприятие, потому что церковь была приоткрываются как светский музей.

Турецкое правительство объявило разрешение на литургия, чтобы быть сказанным 19 сентября 2010 года, а служба проходила, как и планировалось.

Некоторые споры окружили вопрос о том, следует ли заменить крест на вершине купола до 1915 года. Некоторые армяне сказали, что ремонт был незавершенным, пока крест не был заменен, и что молитва должна быть позволена внутри, по крайней мере один раз в году. Крест был подготовлен почти год до открытия, и Месроп II обратился к премьер-министру и министру культуры поставить крест на куполе собора. Турецкие официальные лица заявили, что база не подходит для креста Патриархия принесла, как это было сделано, чтобы поддержать оригинальный крест. Позднее этот вопрос был решен. С 2 октября 2010 года, крест сидит на вершине церкви.

С 8 сентября 2013 года , обряд крещения был проведен для группы армянских мальчиков внутри собора. Это был первый раз , так как Геноцид армян , что крещение было выполнено в Ване.

Спорные

Назвав вопрос

Hürriyet обозреватель Ченгиз Чандар охарактеризовалкак турецкое правительство обработал открытие как продолжение продолжающегося « культурного геноцида » армян. Он характеризует переименование церкви с армянского на турецкийв рамках более широкой программы переименовывать армянские исторические памятники в Турции , и атрибуты отказа разместить кресткуполе церквикак симптоматическая религиозной нетерпимости в турецком обществе.

Как вы думаете , «наш набор» пытается сделать? Если вы спросите меня, они хотели «казаться праведным и пользу политически» . И , естественно , они делают беспорядок из него. Первоначальные планы по открытию Ахтамар , которое состоится 24 апреля реальной хитрой идеи . Как известно, « армянский геноцид день памяти в мире,» козырь для пропаганды использовался бы на этот день.

Тогда дата стала 11. апреля Согласно древнему армянскому летоисчислению, 11 апреля, совпадает с 24 апрелем они, вероятно, знали, что это тоже. Они все еще преследуют еще одну хитрую идею. В конце концов, было решено, что открытие Ахтамар, в настоящее время «Акдамар» состоится на 29 марта, в качестве реставрационного открытие музея-церкви, без креста или колокольчика.

Чандар отмечает , что Акос вопрос опубликован в день убийства Гранта Динка признакам комментарий Динк по обращению с турецким правительством вопрос Ахтамар, который покойный журналист охарактеризовал как «реальная комедия . Настоящая трагедия . » по Динк,

Правительство все еще не в состоянии сформулировать правильный подход к « армянскому вопросу ». Его реальная цель состоит в том, чтобы не решить эту проблему, но , чтобы получить очки как борец в конкурсе. Как и когда это сделает правильный шаг и победить своего противника. Это единственная проблема. Это не Серьезность. Государство призывает армянских историков , чтобы обсудить историю, но не стесняется пробовать свои интеллектуалы , которые имеют неортодоксальную риторику о геноциде армян . Он восстанавливает армянскую церковь в Юго — Восточном, но только думает: «Как я могу использовать это для достижения политических целей в мире, как я могу продать его?»

Националистические протесты

Открытие было спорным среди некоторых турецких групп, которые протестовали на острове и в отдельной демонстрации в Анкаре. Полиция задержала пять турецких граждан, протестующих против восстановления церкви на озере Ван, который нес знамя объявляя «Турецкий народ благородны. Они никогда бы не совершить геноцид.» Демонстранты за пределами Министерства внутренних дел в Анкаре скандировали лозунги против возможности перекрестного возводимого на вершину церкви, объявляя «Вы все армяне, мы все тюрки и мусульмане».

Отвечая на критику

Историк Ара Сарафян ответил некоторую критику проекта Ахтамар, заявив , что, наоборот, проект представляет собой ответ на утверждения о культурном геноциде. Он заявил , что активизация сайта является «важной Мирной жертвой» от турецкого правительства.

Восточная Анатолия

97 материалов по 31 объекту, 1 786 фотографий

  • Карта
  • Заметки 69
  • Фотографии 1 786

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Восточной Анатолии.

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар / Ahtamar Island

38° 20.4812 ′N , 43° 2.1343 ′E
38.34135N, 43.03557E
38°20′28.87″N, 43°2′8.06″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Изумительной красоты армянская церковь

Этот совет является частью дневника «Другая Турция»

Церковь на острове Ахтамар была построена в начале X века и удивительно, что до нас она сохранилась в почти первозданном виде. Она лишь обросла колокольней и парой приделов за все эти века, но фрески, богатейшая каменная резьба дошли до нас в прекрасном состоянии.

Впервые за много лет недавно в храме провели службу, а несколько месяцев назад установили крест.

Саша toinvent писал, что из всей Турции ему больше всего запомнилась Каппадокия, а мне — вот этот храм на острове. Тишина, солнце, сверкающие снегом горы и удивительной красоты церковь, возвышающаяся над гладью озера Ван.

Вход 4 лиры. Мне запретили взять с собой штатив, флаг Турбины наверняка тоже бы запретили, если бы знали, что он у меня есть. На западную часть озера, где холм, подняться тоже нельзя, проходит забор с колючей проволокой.

Основной фотоальбом: Остров Ахтамар и Церковь Святого Креста

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Ахтамар и церковь Cвятого Креста (Akdamar)

Остров Ахтамар на озере Ван был резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. От когда-то известного и большого монастыря до нас дошла лишь одна жемчужина армянской архитектуры – Церковь Святого Креста.

Остров Ахтамар на карте Турции

Остров Ахтамар находится примерно в 50 км от города Ван и в 4 км от берега в районе города Геваш.

Добраться до Ахтамар самостоятельно

ВНИМАНИЕ! Информация верна на период до октября 2011 года, т.е. до того, когда в Ване произошло сильное землетрясение. Ситуация в Ване до сих пор непростая.

Чтобы добраться до острова Ахтамар самостоятельно, необходимо ориентироваться на города Татван, Битлис или Ван. Чтобы добраться до острова Ахтамар из Татвана или Битлиса, необходимо доехать на любом автобусе, идущем по трассе D300, до причала с которого идут катера на Ахтамар. Т.е. подойдут автобусы до города Ван. Причал находится , не доезжая около 4 км до поворота на Геваш (Gevaş). Чтобы добраться до острова Ахтамар из города Ван, можно использовать несколько способов:

1. В сезон (летом) от станции долмушей , находящейся в районе Ferit Melen Meydanı (Boş Yol), где находится памятник ванским рыбам. Ориентир площади – недалеко от мечети Ömer. Нужен долмуш с надписью Akdamar.

2. В несезон , когда нет прямых долмушей к причалу на Ахтамар, добраться до Ахтамар самостоятельно можно от той же станции на долмуше до города Gevaş. По пути можно договориться с водителем, он довезет до причала. Или выйти на повороте на Геваш, далее около 3 км по трассе вдоль берега озера Ван в сторону Татвана, попуткой или проходящим автобусом.

3. Также в сезон и в несезон до причала на Ахтамар можно на любом междугороднем автобусе, идущем по трассе D300, т.е. автобусах до Татвана, Битлиса и пр.

Катер от причала на остров в сезон (летом) отходит раз в час. В несезон всё сложнее. Придется ждать, когда наберется необходимое число людей.

Отели и пансионы в районе Ахтамара

По трассе, ведущей к причалу, есть мотели. Один из них находится напротив причала. Но, как правило, эти мотели работают лишь в летнее время. Также можно в отелях и пансионах Татвана, Битлиса, Вана (на данный момент нет информации о работе отелей Вана после землетрясения. Хотя на сайтах бронирования отели Вана присутствуют). Проверить информацию по отелям этого направления можно в форме бронирования отелей и авиабилетов в правом верхнем углу сайта.

Не смотря на то, что Ван пострадал, Татван землетрясение не затронуло. Отели и пансионы в Татване работают.

История и легенда острова Ахтамар и церкви св. Креста

Почему остров назван Ахтамар – история не донесла до нас этой информации. Но есть старинная печальная армянская легенда, которая объясняет возникновение названия острова (читать легенду об острове Ахтамар). Сейчас площадь острова составляет около 17 га. В прежнее времена он был значительно больше. Но в данное время, из-за повышения уровня воды в озере Ван, площадь острова Ахтамар несколько сократилась. Люди на острове Ахтамар жили с давних времен. А а северо-западной части острова найдены остатки циклопических стен, которые относят еще к доурартскому времени. С 4 века на острове находилась крепость рода Рштуни. В 7 веке эта крепость стала центром борьбы с арабскими завоевателями. Огромную роль в этой борьбе сыграл Теодорос Рштуни. В начале 10 века по приказу царя царя Гагика Арцруни на острове Ахтамар начинается строительство царской резиденции. Архитектором будущей резиденции царь Гагик пригласил зодчего Манвела (Мануэла). За несколько лет на острове Ахтамар был построен целый комплекс: мощные стены с башнями, церкви, дворец и другие здания. Царский дворец имел несколько этажей, и состоял из огромного количества комнат и залов. Купола дворца были покрыты золотом. Стены были расписаны батальными сценами, зарисовками с охоты и празднеств. К сожалению, на сегодняшний день дворец не сохранился. В 1113 году на остров Ахтамар становится центром Ахтамарского католикосата Армянской церкви, который оставался здесь до конца 19 века. С 1915 года, с наступлением печальных событий в истории Армении, Ахтамар находится в забвении. Церковь Святого Креста находится в полном запустении. Благодаря своей изолированности, в церкви не устроили склад, не открыли производство, не переделали в мечеть и много еще чего с ней не сделали, чего могли бы сделать. Она просто ветшала и потихоньку разрушалась. Лишь в 2005 году церковь Святого Креста решили восстановить. Турции это обошлось почти в 2 млн. долларов. Работа была тяжелой. На острове нет электричества, нет пресной воды (вода из озера Ван не пригодна для питья из-за ее природного состава). В общей сложности во время строительных работ лодки проделали расстояние в 11 000 км. Реставрация прошла на редкость удачно. Даже пристрастные в данном случае армянские ученые подтвердили, что восстановление прошло с максимальным приближением к оригиналу. Но тем не менее, уже восстановленная церковь Святого Креста на некоторое время стала еще одним яблоком раздора между Турцией и Арменией. После реставрации церковь открыли как музей. Армения стала настаивать, чтобы на церковь еще вернули крест. Турецкие власти долго противились. Они сказали, что будет создан прецедент, и придется думать об установке креста на соборе Святой Софии в Стамбуле. Тем не менее, 19 сентября 2010 года в церкви была проведена первая служба. А в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви установили крест (я , к сожалению, была за несколько месяцев до этого события, поэтому фото церкви Святого Креста еще в старом виде)

Достопримечательности, фото о. Ахтамар. Церковь св. Креста

Увы, но от всего комплекса, расположенного на острове Ахтмар, сохранилась лишь церковь Святого Креста и еще кое-какие руины. Церковь была построена в 915-921 годах. В 13 и 16 веке появилась часовня, а в 19-м колокольня.

1. Церковь Святого Креста (915-921) 2. Часовня (13 и16 века) 3. Аркада (XIV век) 4. Жаматун (1763 ) 5. Колокольня (XIX век) 6. Следы строительных работ (XIX век) 7. Часовня Святого Стефана (1293) 8. Кладбище 9. Королевская ложа.

Внешние стены украшены рельефами на религиозные сюжеты. Имеются также растительные орнаменты и изображения животных. Есть и изображение Гагика. Всего в рельефах изображена 61 человеческая фигура. 40 из них определили как библейских персонажей.

Внутри церкви сохранились фрески. Предполагают, что их исполняли грузинские мастера. Как и полагается, сюжеты религиозные – о земной жизни Иисуса Христа, изображения Апостолов и др.

Рядом с Церковью св. Креста сохранились руины часовни Стефана (1293 г.)

В остатках когда-то находившегося на острове сада сохранилось огромное количество хачкаров. Они раскиданы по большой территории. В основном для их изготовления применялась твердая порода скалы. Хотя встречаются и туфовые хачкары.

В летнее время на острове работает кафе. Сюда можно приехать на пикник, но, естественно, без разжигания костров. Достаточно большая часть острова сегодня закрыта для посещения и обнесена забором . В т.ч. закрыт и проход на самую высокую точку острова Ахтамар. Пролезть за ограждение можно. Мне такие попытки пришлось отложить, т.к. попала в дождливую погоду, и было очень скользко для лазаний по горе. Виды с нее должны быть очень красивые.