Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа, Таллин

Одним из самых старых зданий в столице Эстонии является не очень большая, но исторически важная церковь Святого Духа. Это место по праву считается одним из самых красивых в Таллине. При посещении церкви стоит обратить внимание на колокол, он был изготовлен в XVII веке.

История церкви

Первые документы, которые свидетельствуют о том, что церковь существует есть с 1316 года, однако, историки предполагают, что она была возведена немного раньше. Тот вид, который сейчас может наблюдать современный человек, церковь получила в XIV веке, а спустя 200 лет сооружение оборудовали шпилем, которые полностью соответствует стилю позднего Ренессанса. На протяжении многих сотен лет, это место было капеллой и церковью-богадельней магистрата.

Само строение имеет достаточно скромную архитектуру, которая ничем не выделяется на общем фоне того времени. Однако здание украшают различные богатые убранства, которые олицетворяют различные стили на протяжении всей истории здания. Здесь представлены различные стили от готики до классицизма.

В этом месте находится огромная коллекция различных произведений искусства. Гордостью этой церкви является алтарь, который был изготовлен в далеком 1483 году известным мастером того времени Бернтом Нотке. Данный алтарь – это конструкция, состоящая из двух дверей, при открывании которых в средине его показывается сошествие Святого Духа. Именно из-за этого творения мастера эта церковь и получила данное название. На боковых дверцах алтаря мастер изобразил различные знаменательные сцены из жизни Святой Елизаветы и «Страстей господних».

Если хотите увидеть яркий пример стиля ренессанс, тогда следует обратить внимание на висячую кафедру, которая находится в этой же церкви. Кафедра была пожертвована бургомистром Хейнрихом фон Лоном. Данный жесть щедрости был сделан в период с XVI по XVII столетия. К сожалению, авторы этого сооружения и по сей день остаются неизвестными.

Стиль барокко очень хорошо просматривается на таких предметах интерьера, как люстры, балконы для хорового пения также были выполненные в этом стиле. Еще до недавнего времени церковь гордилась колоколом, который находился на ее вершине и был изготовлен в 1433 году. Он был украшен различными фигурами, виноградной лозой, а также на нем был написан некий текст на латыни и нижнесаксонском языке. Однако в 2003 году случился достаточно сильный пожар, вследствие чего он раскололся пополам.

Стоит отметить, что классицизм здесь все же представлен, но весьма скромно, в церкви есть только одно полотно Иоганнеса Хау, которое представляет культуру того времени. Фасад здания – это одно из главных украшений этого места. На нем находятся огромные часы, которые изготовил Кристиан Аккерманн еще в 1688 году, что примечательно, они работают и по сегодняшний день. Данная работа была выполнена в стиле барокко и украшена достаточно необычной резьбой по дереву.

Адрес

Церковь Святого Духа находится в Старом городе Талина, по адресу:

    Pühavaimu tänav 2

Как добраться

Стоит отметить, что по Старому городу общественный транспорт не ходит, поэтому туристу придется добираться любым транспортом, который проходит рядом от этого места. Когда человек находится в Старом городе, найти церковь уже не составит никакого труда. Местные власти потрудились над тем, чтобы приезжим было легко ориентироваться и уже на соседних улицах от церкви развешены указатели, которые направляют туриста к месту назначения.

Время работы

В зависимости от времени года зависит и график работы этого места.

С 7 января по 30 апреля каждый желающий может посетить церковь по будним дням с 12:00 до 14:00, в субботу с 10:00 до 16:00.

С 1 мая по 30 сентября церковь работает с понедельника по субботу с 9 утра до 6 вечера.

С 1 апреля по 31 ноября с 10 утра до 2 часов дня по будним дням, а в субботу двери церкви открыты с 10:00 до 16:00

С 1 декабря по 6 января посетить данное место можно с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00, а в воскресенье с 10 утра до 16:00.

День Святого Духа

Список храмов с престольным праздником в честь Святого Духа:

Найдено результатов: 32

Результат поиска Страна Регион (мегаполис) Населенный пункт Гео.координаты
Александро-Свирский мужской монастырь Россия Лодейнопольский район Деревня Старая Слобода 60° 46′ 45.63″ N, 33° 18′ 39.29″ E
Богородицкая Площанская мужская пустынь Россия Брянская область Село Коммуна Пчела 52° 31′ 19.20″ N, 34° 28′ 8.40″ E
Боровичский Свято-Духов мужской монастырь Россия Новгородская область Боровичи 58° 23′ 36.19″ N, 33° 53′ 49.50″ E
Икалтойский мужской монастырь Грузия Край Кахетия 41° 56′ 14.18″ N, 45° 22′ 50.01″ E
Кафедральный собор Святого Духа (Магадан) Россия Магаданская область Магадан 59° 33′ 25.11″ N, 150° 47′ 59.54″ E
Покровский Шиханский женский монастырь Россия Пензенская область Село Новая Селя 53° 37′ 50.14″ N, 46° 19′ 55.34″ E
Свято-Духов Скопинский мужской монастырь Россия Рязанская область Скопин 53° 48′ 2.75″ N, 39° 33′ 17.01″ E
Свято-Духов кафедральный собор (Минск) Беларусь Минск 53° 54′ 18.00″ N, 27° 33′ 22.00″ E
Свято-Духов мужской монастырь (Тимашевск) Россия Краснодарский край Город Тимашевск 45° 36′ 5.23″ N, 38° 57′ 16.91″ E
Свято-Духовский мужской скит (Ле-Мениль-Сен-Дени)
Свято-Троицкий мужской монастырь (Троицкое) Россия Амурская область Село Троицкое 50° 45′ 42.89″ N, 127° 56′ 13.92″ E
Свято-Троицкий собор (Магадан) Россия Магаданская область Магадан 59° 34′ 1.20″ N, 150° 48′ 0.00″ E
Свято-Троицкий собор (Хотимск) Беларусь Могилёвская область Хотимск 53° 24′ 36.10″ N, 32° 34′ 57.90″ E
Скит Параклит Россия Московская область Деревня Смена 56° 19′ 9.01″ N, 38° 14′ 3.01″ E
Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь Россия Рязанская область Рязань 54° 47′ 28.62″ N, 39° 50′ 1.45″ E
Троицкий Пензенский женский монастырь Россия Пензенская область Пенза 53° 11′ 14.44″ N, 45° 1′ 3.08″ E
Храм Димитрия Солунского (Дмитриевское) Россия Ярославская область Село Дмитриевское 57° 3′ 22.89″ N, 38° 31′ 46.01″ E
Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва) Россия Москва 55° 44′ 26.70″ N, 37° 37′ 13.01″ E
Храм Святого Духа (Краснодар) Россия Краснодарский край Краснодар 45° 1′ 57.08″ N, 39° 5′ 59.87″ E
Храм Святого Духа (Холмогоры) Россия Архангельская область Село Холмогоры 64° 13′ 8.19″ N, 41° 39′ 34.53″ E
Храм Сошествия Святаго Духа (Новодвинск) Россия Архангельская область Новодвинск 64° 25′ 8.64″ N, 40° 47′ 37.62″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Богородское) Россия Ярославская область Село Богородское 57° 39′ 34.31″ N, 37° 46′ 42.36″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Камызино) Россия Белгородская область Село Камызино 50° 50′ 7.36″ N, 38° 36′ 9.57″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Кыштым) Россия Челябинская область Кыштым 55° 42′ 12.01″ N, 60° 31′ 56.14″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Новое) Россия Ярославская область Село Новое 56° 36′ 4.64″ N, 38° 37′ 48.12″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Саратов) Россия Саратовская область Саратов 51° 32′ 11.51″ N, 46° 3′ 19.94″ E
Храм Сошествия Святого Духа (Стеклянная Радица) Россия Брянская область Деревня Стеклянная Радица 53° 22′ 30.00″ N, 34° 29′ 27.60″ E
Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (Теренкуль) Россия Челябинская область Деревня Теренкуль 55° 38′ 4.56″ N, 62° 18′ 35.28″ E
Храм в честь великомученика Георгия Победоносца (Тула) Россия Тульская область Тула 54° 12′ 30.17″ N, 37° 36′ 19.50″ E
Церковь Сошествия Святого Духа (Астрахань) Россия Астраханская область Астрахань 46° 18′ 35.44″ N, 48° 3′ 45.27″ E
Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы) Словакия Межилаборцы 49° 16′ 11.69″ N, 21° 54′ 20.02″ E
Церковь Сошествия Святого Духа (Шумперк) Чехия Оломоуцкий край Город Шумперк 49° 58′ 5.01″ N, 16° 58′ 44.92″ E

Параметры: <<<готовность>>> Свойство «Готовность» типа «Страница» со значением «<<<готовность>>>» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. <<<тип>>> Свойство «Тип» типа «Страница» со значением «<<<тип>>>» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. .

Если я храм Духа Святого

У него чистая душа, в которой, как в зеркале, отражается небо ради безлукавства его сердца, а когда он радуется, всё лицо его начинает сиять, и великая радость – оказаться тогда рядом, потому что возникает такое чувство, будто ты сидишь на коленях у этого дедушки с белоснежной бородой, с любовью глядящего на детство твоей души.

И всё же, хоть у него и «доброе сердце и легкая рука» (по выражению отца Арсения (Папачока) применительно к духовникам), но он может быть и весьма суровым к твоим грехам, если видит, что ты коснеешь в них. Но даже в этой суровости (к греху, но никогда – к грешнику!) очевидна его любовь к людям.

За чистоту жизни Бог удостоил его дара всегда видеть (раньше тебя!), где находится «трещина» в твоем сердце – место, через которое страсти проникают в твою душу. И именно на это место авва Иулиан учит тебя накладывать врачевство.

Вместе с тремя своими хорошими друзьями я побывал у аввы Иулиана в феврале 2014 года[1], и однажды вечером, когда мы сетовали на множество мирских попечений и нехватку времени для молитвы, старец отвечал нам так.

Обожение

– Вижу, вы люди очень занятые, и можно было бы сказать многое – если бы нужно было говорить, – но, думаю, что в этой жизни важно подвизаться ради жизни тамошней. Ведь Бог дал нам время и эту жизнь для того, чтобы мы пришли к Нему подготовленными. А мы не знаем – ибо нам не дано знать – ни мига, ни часа, когда отойдем ко Господу, чтобы дать отчет. Ведь Бог создал нас не без цели. И цель Он объявил еще в самом начале Библии, в книге Бытия, глава 1: 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А следующий стих гласит, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», – а о подобии не упоминается ничего, потому что его должен был осуществить Адам.

Читайте также  Водопады Янг Бей

Итак, вот цель нашей жизни – обожение, ибо написано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Молитва и святость

– Мы не знаем, как выглядит Бог, как читаем это у Иоанна, глава 1: 18: «Бога не видел никто никогда». Это правда, но мы можем встретиться с Ним на молитве. Войди в свою комнату, в клеть свою, в сердце свое и прежде всего хорошенько задумайся, с Кем ты будешь говорить, а потом скажи так, как научу тебя я, старый человек: «Господи, благодарю Тебя, Господи, что привел меня говорить с Тобой, меня… самого грешного человека!» А затем стой и говори с Богом.

Ведь чего Он от нас хочет? Чтобы мы выкинули изнутри все грехи, оскверняющие нас. В полночь – или даже и в полдень, ибо мы весь день грешим, – войди в клеть души своей и беседуй с Тем, Кто «очищает все беззакония твои» (ср.: Пс. 102: 3). И скажи тогда: «Прости меня, Господи, прости меня, ибо я не знал, что перед очами Твоими они происходят! Я ведь был бесчувствен и о Тебе не думал». И делай так изо дня в день и учись стоять пред Богом, ибо так ты очистишься и приготовишься к грядущему Суду.

И еще ты увидишь свою малость и множество своих грехов, но и великодушие Бога, «не хотящего смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (ср.: Иез. 33: 11).

Все молитвы красивы, и хорошо, что вы читаете их и по Часослову, и Канон молебный ко Пресвятой Богородице, – но если у вас мало времени, станьте пред Богом, как я учил вас, и говорите Ему от всей полноты вашего сердца. Делайте так и начнете ощущать Бога! И будете сознавать, что всё, что делаете, вы делаете пред Богом!

Помните, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех.

И, опять же, вспоминайте, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех, ведь Бог сказал: «Будьте святы!»[2] – а о святых, не имеющих молитвы, я не слышал. И апостол Павел говорил, чтобы мы молились… «непрестанно»[3]! Непрестанно, а не время от времени.

В былые века не было ни священников, ни церквей, ни монахов – была только община верующих посреди языческого мира. Это им говорил апостол, чтобы они молились непрестанно, и это увещание подходит и для вас, не имеющих времени на молитву, ведь и жившие во времена апостольские тоже не знали, сколько еще у них будет времени на молитву, потому что всегда были преследуемы.

Болезнь души

– А теперь посмотрим на это и по-другому: мы уйдем на тот свет. Мы умрем для мира сего: и здесь у нас болит, и там болит… И когда у нас что-нибудь начинает болеть, мы бежим к врачу и заботимся о телах наших. А болезнь души? Почему мы о ней совсем не заботимся? Может случиться так, что душа твоя больна, а ты не знаешь, чем она страдает. Когда у тебя заболевает тело, ты идешь к врачу за исцелением. Точно так же, когда у тебя болит душа, ты должен искать утешения и исцеления у духовника.

Истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем.

Знайте, что истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем. В Евангелии от Луки, глава 17: 21, если вы читали, то знаете, что там написано так: «Царствие Божие внутрь вас есть». Также мы находим в 1-м Послании к коринфянам, глава 3: 16, другой текст, подтверждающий этот: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

Вы видите, что апостол Павел ставит вопросительный знак: «Неужели вы действительно не знаете, что Бог живет в вас?» То есть тело является храмом Духа Святого. Тела некоторых святых потому не разлагаются и издают благоухание, что всю свою земную жизнь они прославляли в себе Бога. Всю жизнь они усиливались освятиться.

Любовь и милосердие

– Вы знаете, что «Бог есть любовь», ведь апостол Иоанн в своем 1-м Послании пишет, что «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). А у Луки, глава 6: 36, написано так: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Любовь и милосердие. Итак, вот чего хочет найти Бог в сердце человека – любви и милосердия. А если находит их, тогда Его Царство пребудет в сердце том.

Каждый должен подумать: находится ли Царство Божие во мне? Есть ли у меня столько любви и милосердия? А если дела обстоят так, – а они, конечно, обстоят так, потому что Бог не лжет, – тогда человеку следовало бы спросить себя: а какие мысли должны исходить из моего ума, если я храм Духа Святого?

Поэтому хранение помыслов – великое дело в борьбе с противником. Однако злоба не могла бы достигнуть сердец наших, если бы они были полны любви и милосердия, ибо и Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Какое зло смогло бы опечалить вас, если бы вы любили своих врагов?

Вам следует знать, однако, что во 2-м Послании к Тимофею, глава 3: 12, написано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Итак, надо ожидать скорбей и печалей, если вы желаете Царства Божия, а за гонящих вас Спаситель говорит, чтобы вы молились.

Обида и самооправдание

– Первое, чем заболевает душа, – это самооправдание. Человеку трудно терпеть «обиду» в мире, не ненавидя того, кто причинил ее.

– Святой Исаак Сирин говорит, что «кто может терпеть обиду и в его силах – оправдать ее, тот стяжал утешение от Бога»[4].

– Безусловно, это так. А как это еще могло бы быть, если бы, вместо того чтобы отвечать на обиду ненавистью, ты дружелюбно улыбнулся бы своему гонителю и помолился бы за него?

Хороший христианин не должен иметь врагов. По меньшей мере волей и ведением. И не только ради себя самого: если ты знаешь, что у кого-то по твоей причине возникает повод к преткновению, пойди и испроси у него прощения – ибо если ты будешь гневаться на него, то будут два человека, охваченных ненавистью, а если обратишься к нему с любовью, то, может, приобретешь его, и вы оба обретете покой.

Бог сказал, чтобы вы прощали, ибо тогда и сами будете прощены[5]. А кто из нас не нуждается в прощении? Тогда зачем же тебе лишаться его и самому себя оправдывать, когда ты знаешь, что наилучшее прощение подаст Бог, поскольку только Он знает сердца человеческие? Предоставь же Богу правду и воздаяние, и душа твоя обретет покой таким образом.

Ревность о Боге

Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.

– А если душа твоя обрела покой, старайся теперь иметь ревность о Боге. Беседуй с Ним как можно больше и блюди законы, которые Он дал тебе, чтобы стяжать жизнь вечную. Подвизайся в посте и молитве, ибо «без Христа мы не можем ничего»[6]. Поэтому, сколько можно, будем соблюдать посты, потому что через них мы себя соблюдаем. Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.

И мы не можем сделать этого без духовника. Когда человек пошел к духовнику и поплакал о грехах своих, исповедуя их со времен своего младенчества, тогда он становится человеком, здоровым душевно. А если ты становишься здоровым, тебя уже не могут оставить равнодушным душевные терзания других. И из любви к ближнему ты должен попытаться спасти ему душу.

Нужно, однако, иметь рассудительность, ибо Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Впредь вы должны быть весьма мудрыми, как змеи, чтобы суметь приобрести и другие души Христа ради и чтобы они спаслись.

– «Видел ли ты ближнего твоего – ты видел Бога твоего», – говорил святой Климент Александрийский…

– Да. Как я говорил до этого об образе Божием в человеке. Или как говорили отцы, что «от ближнего приходит тебе спасение, но и осуждение тоже».

Если ты пришел к духовнику и не скрыл от него (и Бога) ни одного греха и если соблюдаешь каноны, ты попадешь в рай. Но необходимо жалеть о своих прегрешениях, иначе ты не получишь прощения от Бога. Однако если ты пребываешь в духовной связи с духовником и стараешься следовать его советам, то будешь иметь душу здоровую и ревность о святыне.

Надо заботиться, однако, о том, чтобы не оставалось неисповеданных грехов, потому что в миру, в мирских храмах, таинство покаяния весьма трудно исполнить. Это потому, что христиан много, священников же довольно мало, а духовников и того меньше. И поэтому у духовника нет достаточного времени на то, чтобы исследовать душу христианина, и тот может вернуться домой с неисповеданными грехами (совершёнными по неведению, например). В былые времена у людей имелись записные книжки, в которых они помечали свои грехопадения, чтобы не забыть их на исповеди, а теперь, после того как и коммунизм прошелся по бедным людям, совершенно утратилось это здоровое обыкновение…

Читайте также  Цветочные сады Далата

Епитимии

– Вспоминаю, что отец Иустин (Пырву) тоже упоминал о таком обычае. Я хочу спросить вас, батюшка: можно ли исповедоваться в тот период, когда ты под епитимией и тебе запрещено причащаться?

– Разумеется. Если совесть гнетет тебя из-за какого-нибудь греха, который ты совершил, беги скорей к духовнику и исповедуйся. Не сиди в грехе и тем более не откладывай покаяние. Потому что написано в Апокалипсисе, глава 21: 27, что в город «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи»!

– А если ты находишься в этой же ситуации, то есть получил епитимию, и тебе случится умереть непричащенным, не успев выполнить епитимию? Что бывает с такой душой?

– Она спасается. Пока она под епитимией и исполняет ее, она прощена в грехах. Но… Я читал однажды в одной сельской газете о некой монахине из Бессарабии, которая упала наземь, когда обувалась, больно ударилась и много дней провела в обморочном состоянии или, может, даже в коме. Как бы там ни было, но умереть она не умерла, потому что сердце у нее билось исправно. Когда она пришла в себя, то рассказала всей общине, как встретилась с их бывшей настоятельницей в чудном месте, и она ей призналась, что с самого начала не находилась там, но молитвы монахинь привели ее в это состояние через шесть недель после смерти. Настоятельница эта умерла непричащенной, и только молитвы общины привели ее в это благословенное место.

– Значит, и умирающий под епитимией не отправляется прямо туда, куда ему следовало бы пойти, – в «место светло… откуда отбежала всякая болезнь и воздыхание»?

Человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!).

– Он может туда попасть только по молитвам Церкви. Тех, кто остался в живых. Я застал многих отцов, перед смертью просивших нас: «Молитесь обо мне!» Может быть и так. Бог знает. Но человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и ему хотелось бы, чтобы все попали в рай, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!). Апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга»[7], – а святой Павел говорит, чтобы мы молились непрестанно[8].

Слово

– И слово на пользу души, батюшка…

– Ну, в качестве совета я напомню вам слова апостола Иакова, сродника Господня, который говорил, что «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). От вас зависит, чьими друзьями вы хотите стать.

Историческая справка: Храм Сошествия Святого Духа

Храм Сошествия Святого Духа, лето 2004 г.

В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому .

В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.

В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.

В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.

В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.

В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.

II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.

В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.

В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.

В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.

В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы . Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)

III этап. Восстановление храма. Современное состояние.

В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.

В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.

В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.

В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.

В 2001 году было совершено первое богослужение — всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.

В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.

В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.

Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.

В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.

В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Солотча. Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой

Продолжаем прогулку по Солотчинскому монастырю. http://vittasim.livejournal.com/47033.ht ml
Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688—1689 годах, при настоятеле архимандрите Игнатии (Шангине), была построена величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Незадолго до финиша своей политической карьеры, царевна Софья откликнулась на мольбу Солотчинского архимандрита: «Бьют челом богомольцы твои. Строения монастыря обветшали и развалились, потому и разное облачение за древностью многих лет поистлело. Иконы позолотить за монастырскою скудностью нечем. Государыня, смилуйся, пожалуй».

Читайте также  Водный каскад «Парадиз»

Храм возводил легендарный зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове в Москве. Единственным аналогом храма в те времена была Трапезная Патриаршего подворья Московского Кремля. Закладные камни Якова Григорьевича имели его личную, особую метку, а вот имени своего Бухвостов потомкам не оставил — такая честь оказывалась только самым достославным мастерам, к коим себя Яков причислить не посмел до конца дней своих. Но закладные камни все-таки метил. Очевидно, на всякий случай. И строил, как тогда было принято, не столько по мудрёным чертежам, а «.. .как мера и красота скажут».

Внешний облик церкви Святого Духа в сравнении с Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой XVI и XVII веков. Свято-Духовская церковь вместе с большой трапезной палатой больше похожа на великолепный дворец или корабль, чудесным образом очутившийся среди монастырских стен.

Раньше в трапезную палату снаружи вела великолепная лестница (она не сохранилась), делавшая облик храма еще более впечатляющим. Храм создан по столичным образцам, по принципу «восьмерик на четверике». Венчает церковь изящная главка на небольшом барабане.

В первую очередь в 1688-89 гг. были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Трапезная с церковью святого Духа стоит на подклете, в котором размещались в восточной части – церковь преподобного Онуфрия, в западной – хозяйственные помещения: погреба, квасоварня и пивоварня. Вверху под крышей, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной стороне, находились кельи.

Трапезная палата Солотчинского монастыря представляет собой громадный бесстолпный прямоугольный зал, перекрытый коробовым сводом с распалубками, имеющим пролет в 18 м и освещенный с двух сторон большими по тому времени окнами. До нее подобные залы были построены на патриаршем дворе Московского Кремля в 1656 г. и в Симоновом монастыре в 1683-85 гг. архитектором Осипом Старцевым. В 1686-92 гг. такая же трапезная была возведена в Троице-Сергиевой лавре, в 1689 г. – в Ново-Девичьем монастыре, а в 1693-96 гг.-в Богоявленском монастыре в Москве.

Эти здания свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства в русском зодчестве конца XVII в. Здесь нашли отражение новые требования церкви в отправлении религиозных обрядов, которые обставлялись теперь с большой пышностью. Они должны были показывать могущество церковной власти.
Одноглавая церковь святого Духа, примыкающая к трапезной с восточной стороны, представляет собой двухъярусный четверик на подклете, который посредством тромпов (системы сводиков в углах четверика) переходит в восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; его трехчастная апсида чуть ниже первого яруса четверика. Церковь объединена с трапезной общими карнизами, полуколоннами, одинаковыми наличниками окон.

Сводчатый потолок подклета Святодуховской церкви

Второй ярус четверика, очень низкий, является переходным к восьмерику. Восьмиугольные окна здесь расположены горизонтально и почти лишены декора, углы отмечены скромными лопатками. Зато восьмерик имеет буквально скульптурную обработку. На его гранях помещены окна с богатыми обрамлениями, состоящими из белокаменных колонок с коринфскими капителями и резными сандриками. Углы восьмерика оформлены тремя вытянутыми тонкими полуколоннами.

Значительный интерес представляют парапеты четверика и восьмерика церкви святого Духа, выявленные при последних реставрационных работах в 1964 г. Эти оригинальные „волнообразные завершения основных ярусов выполнены смелой рукой большого мастера (на парапетах еще должны стоять бобышки или каменные шары на постаментах, как это имеет место, например, в церкви Троицы в селе Троицком-Лыкове и в других памятниках нарышкинского стиля).

Главным фасадом трапезной церкви является северный, который обращен в сторону основных построек монастыря и перед которым организована просторная площадь. Здесь расположены основные входы с порталами с виртуозной резьбой на их белокаменных деталях.

Сандрики наличников окон этого фасада тоже богаче других украшены резьбой. Каждый из них, несмотря на свою однотипность, имеет различный рисунок с мотивами стилизованных цветов и орнаментов.

Керамические рельефные полихромные вставки с изображением серафимов в тимпанах сандриков наличников и между ними в белокаменных резных рамках украшают фасады этого памятника.

Изразцы с изображениями херувимов украшают и барабан главки.

Утрата открытого гульбища, располагавшегося раньше с северного и частично с западного фасадов, очень обедняет объемное решение трапезной и церкви святого Духа. Его две широкие лестницы и нарядное белокаменное ограждение подчеркивали торжественность сооружения. Внизу, под северным гульбищем, было трое сеней и две тюремные камеры для провинившихся монахов, под западным – галерея, которая вела в квасоварню. Через северо-восточные сени был проход в церковь Онуфрия.

Из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной была достроена много позже, в 1735 г. Вероятно, этим можно объяснить, что шатер колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатер восстановлен недавно, в 1966 г.

С наружной стороны северо-восточного угла паперти в кладке одна над другой сохранились две памятные белокаменные доски захоронений с надписями и орнаментом на одной из них. Нижняя относится к 1705 г.

Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась.

После революции в храме Святого Духа располагался клуб с кинозалом.
Церковь Сошествия Святого Духа. Вид с юга. 1973 год.

Сейчас храм восстановлен и является действующим. Внутренние стены покрывает выразительная роспись. Мы, к сожалению, не смогли попасть внутрь – храм был закрыт.

Храм Святого Духа

Ещё один сайт нашего прихода: http://svd.cerkov.ru/

«Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто–нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.»
Пр. Симеон Новый Богослов. Гимн 27–ой (125–132).

Храм Святого Духа стал первым местом богослужения в Октябрьском округе. Именно с него началось благодатное окормление Чкаловского поселка ныне насчитывающего уже три православных общины.

Расписание богослужений
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед с 14:00 до 16:00.

По воскресеньям и в великие праздники всенощная — в 17.00, Литургия — в 9 часов. Исповедь совершается с вечера по окончанию всенощного бдения.
При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы.

Приделы
Главный придел храма, правый, освящен в честь — Схождения Святаго Духа на апостолов. Левый — в честь святителя Феодосия Черниговского.

Наши престольные праздники: Понедельник Святого Духа, 5 февраля, 9 сентября (обретение и перенесение мощей святителя Феодосия)

Святыни
В нашем храме находится икона Святителя Феодосия Черниговского 19 века с частицей мощей. Святитель и ныне помогает исцеляющей молитвой ко Господу всем с верою притекающим к его чудотворной иконе.

История
Официально Приход начинает свою историю с момента регистрации в юстиции 12 августа 2010г. Однако к этому моменту уже существует около 9 лет неофициально с 2001 года. Именно в этот год иерею Дионисию Чернову было поручено найти в октябрьском округе здание, в котором можно было бы начать богослужения и организовать православный приход.
Здание, которое было предложено иерею Дионисию, оказалось заброшенным овощехранилищем расформированного детского садика. Здание никогда не предназначалось для пребывания в нем людей, тем более для богослужений. Оно представляло собой одноэтажный, с двухскатной крышей корпус, обвалованный землей и шлаком. Внутри был огромный слой мусора и того же шлака в качестве утеплителя. Предстояло выполнить огромную работу, по расчистке и ремонту помещений, чтобы в этом помещении стало возможно просто находиться. Первоначально в этом здании трудились прихожане приходов в честь преподобного Ефрема Сирина и равноапостольных Константина и Елены.
К 2004 году прихожанам вместе с настоятелем и благодетелями из хоккейного клуба Авангард удалось привести в порядок помещения изнутри и достроить второй этаж на месте двускатной крыши, провести электричество. Второй этаж был сделан насыпным — из досок с засыпанным между них керамзитом. В это время в храме совершаются молебны, читаются акафисты, проводятся занятия воскресной школы.
В начале 2009 года здание передается вновь созданному Приходу храма во имя Святого Духа. Настоятелем прихода стал иерей Сергий Голубцов – второй клирик храма равноапостольный Константина и Елены. Такое решение было связано с тем, что приходом в честь преподобного Ефрема Сирина был заложен новый храм расположенный на другом конце Чкаловского поселка. Кроме того активный и жаждущий потрудится во Славу Божию иерей Сергий неоднократно просил о предоставлении ему самостоятельности. Возможность проявить свои таланты иерею Сергию скоро представилась. Ядро вновь образованного прихода составили прихожане близлежащих домов, которые и раньше ходили в этот храм. Новый настоятель активно взялся за строительство и развитие прихода.
В 2009 году храм был покрыт новой крышей, а 6 июня того же года на неё была установлена маковка с крестом.
Казачьим Никольским собором приходу пожертвован иконостас. В этом же году начинается служение Божественной Литургии. В 2010 году Храм был значительно утеплен и обшит сайдингом снаружи и вагонкой внутри.
С 21 марта 2011 года настоятелем Прихода назначен иерей Александр Филимонов. Прихожане храма в настоящее время живут активной приходской жизнью: участвуют в совместных мероприятиях, ездят в паломнические поездки, поддерживают друг друга в социальной сфере.