Церковь Св. Петра

Собор святого Петра в Риме – сердце Ватикана и крупнейшая христианская церковь

Собор святого Петра в Риме

Ватикан – самое маленькое государство в мире площадью 0,44 кв. км и протяженностью границ 3,2 км. Ватикан – резиденция высшего духовного руководства римско-католической церкви, государство с населением в 1 тысячу человек. Форма правления – абсолютная монархия, во главе которой стоит папа Римский, избираемый кардиналами на пожизненный срок. Независимость от Италии Ватикан получил 11 февраля 1929 года. Здесь находится собор святого Петра – центральное сооружение Ватикана и крупнейшая христианская церковь в мире.

История строительства

В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.

Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.

Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.

В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.

Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.

Описание собора св. Петра

Базилика построена в форме латинского креста, на пересечении которого в центральной части – Папский алтарь, названный так потому, что проводить здесь службы имеет право только папа Римский. Здание высотой 48 м, длиной 211,6 м, шириной 118,6 м и площадью 23 тысячи кв. м венчает огромный купол высотой 138 м. В соборе помещается 60 тысяч прихожан.

Фасад и порталы

Храм украшает роскошный фасад в стиле барокко с гигантскими 27-метровыми колоннами, изящным аттиком и двумя часами. Итальянский мастер Карло Мадерна вдоль аттика расположил тринадцать 5-метровых статуй апостолов с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом – в центре композиции. По обе стороны от фасада – статуи святого Петра и Павла. В левой руке у святого Петра ключи от Царства Небесного.

На фасаде 9 балконов, средний – Лоджия Благословения¬ – отсюда папа Римский обращается к верующим, собравшимся на площади святого Петра, с благословением. Над главными воротами – мраморный барельеф «Иисус вверяет Петру ключи от Царства Небесного». За колоннадой – 5 порталов, архитектурно оформленных входов в храм.

Главный портал Филарета, на верхней панели которого – Христос на троне, Дева Мария, святой Петр и святой Павел. На нижней панели – «Усекновение главы святого Павла», «Распятие на перевернутом кресте святого Петра». Вход в собор украшен двумя конными статуями: конная статуя Карла Великого и конная статуя императора Константина.

Святой портал замурован каменной кладкой с внутренней стороны храма. Ворота открывают 1 раз в 25 лет – в Святой Юбилейный год. В год юбилея, под Рождество, папа Римский разбивает молотом бетонную кладку у двери, куда замурован крест и ящичек с ключом от собора. Первым, трижды преклонив колени, входит папа Римский. Если в Юбилейный год пройти в Святые врата, то грехи человека списываются, и он становится безгрешным. Затем врата замуровывают на следующие 25 лет.

Портал смерти используют только для похоронных процессий понтификов. На вратах – изображения «Смерть Иисуса Христа», «Смерть Девы Марии», «Насильственная смерть Авеля», «Смерть Иосифа» и «Мученичество святого Петра».

Портал добра и зла, выполненный из бронзы, содержит библейские сцены добра, насилия и зла.

Портал 7 таинств изображает сцены таинств и обрядов, совершаемых в церкви.

Особенности купола

Купол – главное сооружение храма, возвышается над землей на 138 м. Крест на куполе – с мощами святого Андрея Первозванного и кусочком святого креста, на котором распяли Иисуса Христа. Барабан конструкции покоится на 4 мощных колоннах толщиной 18 м. Колонны-столбы украшены нишами, в которых установлены скульптуры святых. Сооружение весом 14 000 тонн разделено на 16 секторов и 6 горизонтальных ярусов.

Высота купола внутри 119 м, диаметр – 42, к основанию ведет лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница приводит на внутренний балкон, с которого видна алтарная часть собора. Внутри купол украшают фигуры четырех евангелистов с животными, которые окружают Божий престол. Это Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол, и только Матфей изображен с ангелом.

По фризу купола – мозаичная надпись по-латински со словами Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и не одолеют ее враги адовы. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

В центре купола – Бог-отец, ниже – изображение Иисуса Христа, Богоматери и апостолов. Ангелы держат орудия страстей Господних. В круглых медальонах – херувимы и серафимы. Здесь же ангелы, охраняющие могилу святого Петра. В нижней части купола – изображения 16 римских пап, погребенных в соборе.

Интерьер и внутреннее обустройство

Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.

Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.

В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.

Центральный неф

Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.

Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.

Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.

Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.

Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.

Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.

Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.

Правый неф

  • Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
  • Деревянное распятие Иисуса Христа.
  • Капелла святого Себастьяна.
  • Дарохранительница из позолоченной бронзы.
  • Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
  • Памятник понтифику Льву XII.
  • Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  • Часовня святого Причастия.

Левый неф

  • Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, стоящего на коленях, понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
  • Часовня Крещения, украшенная мозаикой.
  • Усыпальница Марии- Клементины Собески.
  • Мемореал шотландской королевской семьи.
  • Надгробие понтифика Иннокентия VIII, в левой руке папа держит наконечник копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
  • Алтарь Преображения Господня работы Рафаэля.

В базилике хранятся христианские реликвии:

  • Частицы распятия креста.
  • Плат Вероники, на котором проявился лик Иисуса Христа.
  • Мощи святого Лонгинуса – легионера, пронзившего копьем тело Иисуса Христа.
  • Мощи святого Андрея, брата святого Петра.

В нишах – статуи:

  • Святая Елена, держащая Истинный Крест.
  • Святой Лонгинус с копьем.
  • Святая Вероника с платком.
  • Святой Андрей с Андреевским крестом. Андреевский крест в виде буквы Х, на таком кресте распяли апостола Андрея, брата святого Петра.

На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.

Площадь перед собором

Храм расположен на площади святого Петра, которая вмещает 400 тысяч человек, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение и поучаствовать в праздниках.

Площадь – обрамление собора, в виде эллипса, с двух сторон окруженного колоннадой, создал в 1656- 1667 годах Лоренцо Бернини. За здание базилики и площадью наблюдает и ухаживает специализированная группа. Собор святого Петра – объект списка ЮНЕСКО, место загадок и тайн возрастом 2000 лет.

Видео: интересные факты

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (St. Peter’s Basilica)

Собор Святого Петра — центр римской католической религии, является вторым по величине христианским храмом в мире. Это одна из самых почитаемых святынь и самый популярный объект поклонения паломников со всей Европы. Находится на Площади Святого Петра в Ватикане.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам — значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм — не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.

Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д’Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:
ежедн. 9.00 — 18.00;
вход бесплатный.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе — 45 м, а с куполом — и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа — бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

Читайте также  Что едят в Болгарии

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах — огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio — месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини — кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару — символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело — скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года ) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII — величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем — рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный храм святых апостолов Петра и Павла (Петрикирхе) в Санкт-Петербурге

И з нескольких десятков «немецких» храмов Санкт-Петербурга (храмов святой Анны, святой Екатерины, святого Михаила, святой Марии и Немецкой реформатской церкви) Петрикирхе, существовавшая и неоднократно перестраивавшаяся с 1727 г., остается первой и главной.

Здание кирхи было первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены новые приемы каркасно-стенового строительства. Церковь была перекрыта кирпичным сводом, опирающимся на кирпичные столбы. В ее боковых нефах устроены боковые трехъярусные балконы, которые поддерживались тонкими чугунными колоннами. Балконы и чугунные столбы стали прототипом моногоярусного каркаса. Община храма являлась самой привилегированной и наиболее многочисленной среди лютеранских общин северной столицы. Её членом был, например, Бурхард Кристоф фон Миних. Пасторы до середины XIX в. были выходцами из Германии.

Храм является центром архитектурного ансамбля Немецкого квартала (пустынная территория у Невской перспективы между ул. Большой и Малой Конюшенными), отданного Петром II в 1727 г. немецкой лютеранской общине Санкт-Петербурга под строительство храма. В 1728 г. по ходатайству и проекту Б. Х. Миниха (окончательная отделка И. Я. Шумахера) и при поддержке А.И. Остермана был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла, первый храм (освящен в 1730 г.) — двухэтажная базилика с башней над входом с южной стороны. Здание было кирпичным и вмещало 1500 человек.

В 1737 г. рядом были возведены два дома, где размещались священнослужители и школа. В 1760-1762 гг. было построено новое здание церковной школы. Екатерины II, поддерживавшая соотечественников, взяла школу под своё покровительство. В 1820 г. был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот. В новом здании разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными.

К началу XIX в. здание, как и два смежных первых деревянных дома, снесенных ранее, обветшало, стало мало и было снесено в 1833 г. под строительство нового храма. Была сохранена сложившаяся в XVIII в. композиция застройки участка (в глубине кирха, перед ней два симметричных жилых дома, выходящих на Невский проспект). В глубине двора -здание бывшего Петершуле, в одном из домов — книжные магазины А. Ф. Смирдина (1832—1845 гг. ) и Н. А. Серно-Соловьевича (1861—1862 гг.).

В начале 1832 г., общиной был объявлен конкурс на проекта новой кирхи. Лучшим из пяти проектов был признан проект архитектора А.П. Брюллова, брата знаменитого художника К.П. Брюллова.. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое. В день Реформации, 31 октября 1838 г., храм был освящен. В 1830-е гг. архитектор Цолликофер перестроил оба дома, принадлежавшие к этому времени общине. Здание Петрикирхе было расположено в центре площади, построено в стиле классицизм. В нем присутствовали и черты, напоминающее средневековую романскую эстетику храмов Западной Европы X – XI вв.

Главный фасад, выдержанный в строгом стиле, прорезан аркой портала, имеет открытую аркаду лоджии во втором этаже и четыре горельефа с изображением евангелистов (1836 г., скульптор Т.Н. Жак), фланкирован двумя трехъярусными симметричными башнями, создающими эффект устремленности вверх. Над аттиком между башнями размещена скульптура ангела с крестом в руках (скульптор И. Герман, 1838 г.). На церковных башнях установлены два циферблата, с приводным механизмом (мастер Дитмар 1837 г.) и в виде солнечных часов (действовали до 1938 г.).

С 1864 г. одна из башен имеет два колокола (бронза, г. Бохум, Германия), сохранившихся по сей день. У входа в церковь имелись статуи апостолов Петра и Павла (1834 г., итальянский мастер А. Трискорни) из каррарского мрамора. Готические светильники (железо) выполнены были по эскизу А.Брюллова. Притвор церкви стилизован под романский стиль. Массивная дверь из дуба была изготовлена в 1851 г. по рисунку архитектора Г. Боссе.

Архитектор А. П. Брюллов выполнил зал с использованием «романо-готических» элементов, разделил его колоннами на нефы с эмпором, цвет стен был светло-желтым, что зрительно увеличивало объем. Он разделен четырьмя гранитными столбами на три нефа. Три яруса боковых галерей опирались на тонкие чугунные колонны и были оформлены чугунными решетками. Интерьер по эскизам Брюллова расписал И. Дроллингер, резные работы выполнял П. Кретан. Выдержаны были минимализм в декоративной отделке, симметрия в интерьере.

Высота зала составляла 18,4 м., его площадь — 924, 5 кв.м. Одновременно здесь могло разместиться 3000 верующих. В выполненный в барочной эстетике алтарь в 1836 г. разместили «Распятие Христа» Карла Брюллова (ныне находится в Русском музее). С 2006 г. в храме была повторно размещена его копия. Здесь же, в нижней части алтаря, была помещена перенесенная из старой церкви картина на дереве «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», приписываемая Гансу Гольбейну Младшему. По обе стороны — круглые изображения свт. Петра и Павла (К.П. Брюллов).

В 1864 г. в окнах появились витражи, четыре из которых выполнил С. Кельнер. В 1840 г. в храме установили орган фирмы Wakcher из Людвигсбурга. На этом органе занимался у церковного органиста композитор П.И. Чайковский.

Здание быстро пришло в аварийное состояние из-за мягкого грунта, разница в давлении привела к неравномерной просадке стен и появлению трещин. В 1881 г. община обратилась к профессору Р.Б. Бернгарду, знатоку храмовой строительной техники, одним из первых разработавшему метод математического расчёта устойчивости храмовых сооружений. Летом 1883 г. Бернгард рассчитал введение стальных затяжек (и стальных стропил, изготовленных по проекту А. И. Кракау), состояние храма было стабилизировано.

Внутреннее убранство Петрикирхе также изменилось в 1890-е гг. (архитектор Максимилиан Месмахер). Целью этих изменений было приведение элементов интерьера к единству, так как романские, готические, ренессансные и античные мотивы плохо гармонировали друг с другом. Перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла — копии скульптур работы датского скульптора А. Торвальдсена. На галереях вместо решеток были выполнены резные дубовые ограждения. Органный хор расширили, пристроив к нему деревянный балкон на консолях. По сторонам главного входа в зал были сделаны две боковые двери, заменены оконные переплеты и лестницы. Новая роспись, выполненная М. Месмахером на стенах, сводах, арках, потолках хоров с готическими, ренессансными, греческими мотивами внесла византийское величие, роскошь.

В 1910 г. оба здания, принадлежавшие храму и выходившие фасадом на Невский проспект, были надстроены на два этажа. Богослужения в храме продолжались в 1920-е гг. В 1932 г. пастором стал Пауль Райхерт, ему помогал сын, Бруно Райхерт. Они были арестованы в 1937 г. и в следующем году расстреляны. С этого времени здание использовалось под склад театральных декораций, затем овощехранилище. С 1955 по 1963 гг. храм перестраивался (архитектор А. П. Изоитко, инженер Л. Ф. Онежский). Ценности были вывезены в Эрмитаж и другие музеи России.

После передачи здания Балтийскому морскому пароходству в 1955 г. внутренняя отделка, росписи М. Месмахера были уничтожены, алтарь разорен, оставались сохранными объем зала, сводчатые покрытия на гранитных пилонах и портал в вестибюле. Готический портал в вестибюле (архитектор М. Месмахер, 1896 г.) был зашит коробом. С апреля 1963 по 1993 гг. в здании был размещен бассейн. Конструкция чаши с двумя десятиметровыми вышками для прыжков в зоне алтаря предусматривала поднятие ванны (25 м. на 12,5 м.). Под ней находились технические, вентиляционные устройства.

После возвращения здания приходу в 1993 г. разрушить бетонную чашу не удалось, так как при ее изъятии произошло бы разрушение всего здания. В 1990-е гг. в теле сводов были пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн перекрытия. Дополнительная разница в давлении на грунт привела к неравномерным осадкам стен здания и образованию трещин.

При реконструкции 1990-х гг. была нарушена историческая система кирпичных сводчатых перекрытий, что привело к появлению широких трещин. Была испорчена и акустика зала. Программа спасения здания была разработана Сабиной и Фрицем Венцелями под эгидой Банка восстановления и развития Франкфурта и Министерства внутренних дел Федеративной Республики Германия, план реставрации реализовал руководитель отдела реставрации ЕЛЦ И. Шарапан.

Новый церковный зал был сооружен на стальной конструкции поверх чаши бассейна. В подвале храма до сих пор находится сама чаша, перекрывающая по высоте уровень пола так, что проход в зал возможен по боковой лестнице. Новый пол храма из керамической плитки и паркета на 4 м. выше, чем прежний. Сейчас зал насчитывает около 1200 мест.

В июне 1993 г. храм был полностью возвращен Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Еще в 1991 г. в город был приглашен пастор Ф. Лотихиус из Гамбурга. Снаружи здание было сохранным. В 1994 г., после возвращения здания общине, была отреставрирована фигура ангела над фронтоном. В 1997 г. состоялось торжественное открытие Петрикирхе после реконструкции. После расчистки и реставрации в 2000 г. на портале храма обнаружены резьба, позолота и полихромная роспись.

В вестибюле храма проходят выставки. Имеются 22 копии портретов пасторов (В.Толе, Нацциус, Бюшинг, Ланге, Фесслер, Фроман и др.), работавших в Петрикирхе до 1938 г. (с оригиналов, хранящихся в фондах Эрмитажа). В настоящее время галерея портретов дополнена фотопортретами пасторов, служивших в Петрикирхе с 1991 г. На верхнем этаже зала также располагаются выставки, например «Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом (200-летию основания посвящается)», созданная в 2010 г. на основе материалов из семейных архивов потомки жителей немецкой колонии.

В 2007 г. американский художник–импрессионист Мэтт Лэмб (Matt Lamb) вместе с группой единомышленников расписал стены подвала христианскими символами. Под алтарем была обустроена часовня и установлен крест.

Сейчас подвал храма является ценным культурным объектом и называется в общине «Катакомбы». Стены крипт декорировал российский художник немецкого происхождения Адам Шмидт, прошедший депортацию, побег, сталинский лагерь. Он является автором цикла полотен о судьбе его соотечественников в сталинской России: арест на квартире, низложение креста с церкви, высылка по этапу, «трудовая армия», тайное богослужение братской общины на дому, лагерь в Воркуте. Подвальное помещение церкви-бассейна Петрикирхе, Кафедрального собора Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦ) стало мемориалом жертвам репрессий и депортаций. В алтарной части слева находится учебный орган, переданный в дар общине Институтом церковной музыки города Герфорда, Германия. В здании находятся канцелярия епископа и Центральное церковное управление Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ).

Читайте также  Городской сад Индро Монтанелли

В 1993 г. третий этаж административной, задней, части здания был оборудован под Германо-российский центр встреч, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев.

Церковь святого Петра в Риге — самый красивый собор города

  • Обновлено: 02.05.2020
  • Юлия Клаос

Гуляя по историческому центру Риги, старому городу, просто невозможно не заметить величественное здание, возвышающееся над всеми остальными строениями — Церковь Святого Петра.

Церковь Святого Петра (латышское название Sv. Pētera baznīca, немецкое — Petrikirche) — одно из старейших и культовых в странах Балтии строений, символ и главная достопримечательность Латвийской столицы. Также церковь Св. Петра представляет собой ценный образец монументальной средневековой архитектуры.

Собор Святого Петра находятся рядом с такими знаменитыми достопримечательностями как Ратушная площадь и Дом Черноголовых.

Церковь особенно знаменита своим оригинальным, широко узнаваемым шпилем. Общая высота башни церкви Святого Петра составляет 123,5 метра, из которых 64,5 метра приходится на сам шпиль. Башню украшают публичные часы, которые были установлены ещё в 14 веке. А шпиль украшает золотой петушок, который также служит как флюгер, указывающий направления ветра.

Вообще золотые петушки венчают шпили многих рижских храмов. Именно петушок считается символом христианской бдительности, поскольку согласно Евангелию, петух напоминает о словах Христа сказанных Святому Петру «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Башню церкви хорошо видно с любой точки старой Риги.

Вид на церковь Святого Петра с тыльной стороны здания

Здесь же, у алтарной части церкви находится знаменитый памятник бременским музыкантам. Скульптура как магнит притягивает к себе толпы туристов, стремящихся сфотографироваться с известной композицией и потереть носики животных на счастье, от этого кончики мордочек бременских музыкантов становятся гладкими и блестящими.

Церковь Святого Петра часто называют Башней Петра! И это неспроста, помимо того, что высота церкви около 124 метров, тут, на высоте 72-х метров, находится смотровая площадка, с которой открывается неповторимая панорама старого города, набережной реки Западная Двина и окрестностей города Риги.

Вход на смотровую площадку платный. Стоимость билета — 9 евро для взрослого человека, 7 евро для студентов при предъявлении студенческого билета и 3 евро для школьников до 18 лет по ученическому билету. Дети до 7 лет проходят бесплатно. С Riga Card предоставляется скидка 50%.

По пути к смотровой площадке можно встретить старого петушка, который украшал башню до 1941 года. На смотровую площадку вас с комфортом доставит лифт. Виды со смотровой площадки и на самом деле открываются просто умопомрачительные.

Панорама старой Риги со смотровой площадки Собора Святого Петра

На фото видно часть старого города, центральный рынок Риги, здание Академии наук Латвии, Рижскую телебашню и реку Западная Двина

Здесь видим старый город с его площадями и пряничными домиками, Вантовый мост и Домский собор

На этом фото желтое здание — знаменитый Кошкин дом и площадь Ливов рядом с ним

В центре фото, Ратушная площадь со зданием Ратуши и Дом Черноголовых

Церковь Петра в Риге является памятникам архитектуры, охраняемым государством. В здании церкви проходят церковные службы, устраиваются концерты и выставки.

Во время выставок вход в церковь платный. Осмотр архитектурного памятника, то есть церкви и выставки стоит 3 евро взрослый билет, 2 евро студентам и 1 евро школьникам. Выгоднее приобретать билет на смотровую площадку за 9 евро, в цену также входит осмотр внутреннего убранства церкви и выставки.

Во внутренних помещениях трёхнефной церкви Св. Петра можно ознакомиться с историей постройки, а также увидеть многие оригинальные предметы интерьера сохранившиеся до наших дней — склеп, восстановленные деревянные и каменные эпитафии и изготовленный в 1596 году огромный бронзовый семиглавый подсвечник.

Внутреннее убранство церкви Святого Петра

Главный Алтарь церкви Святого Петра

Оригинальные предметы интерьера, сохранившиеся до наших дней, собраны в левой части зала церкви Святого Петра

Оригинальная скульптура защитника Риги — рыцаря Роланда. Раньше статуя украшала собой Ратушную площадь, но в 41-м году пострадала от обстрела, после была частично реставрирована и перевезена в церковь Святого Петра, а на площади в настоящее время установлена её копия.

В церкви Святого Петра каждый месяц экспонируется новая художественная выставка различных видов искусств — живопись, графика, скульптура, художественные текстиль и фотография, народное прикладное искусство и пр. Мы попали на выставку искусства.

Полезная информация о церкви Святого Петра в Риге

Время работы церкви Святого Петра в Риге:

Вторник — суббота: с 10.00 до 18.00, касса с 10.00 до 17.00 /сентябрь — апрель/
с 10.00 до 19.00, касса с 10.00 до 18.00 /май — август/
Воскресенье: с 12.00 до 18.00, касса с 12.00 до 17.00 /сентябрь — апрель/
с 12.00 до 19.00, касса с 12.00 до 18.00 /май — август/
Понедельник: закрыто

Сайт церкви Святого Петра в Риге: peterbaznica.riga.lv

Церковь святого Петра в Риге расположена в старом городе, по адресу: Skarņu iela 19, Riga, LV-1050, Латвия.

История Собора Святого Петра в Риге

В настоящее время Собор Святого Петра выглядит величественно и потрясает своим великолепием, однако в своей судьбе он имеет довольно трагическую историю. Церковь многократно горела, достраивалась и перестраивалась.

Рижская церковь Св. Петра впервые документально упомянута в 1209 году. Тогда это было небольшое помещение зального типа с тремя нефами и с отдельно стоявшей башней.

В 15 веке в результате перестройки появилась нынешняя базилика, в которой возвели новую алтарную часть здания с часовней в апсиде, венчающейся полукуполом в готическом стиле. В это же время на башне был возведен восьмигранный шпиль, после чего собор приобрел свой новый законченный облик.

В 1666 году обветшавшая башня собора развалилась. В 1677 году ещё недостроенную новую башню вновь уничтожил пожар. После пожара церковь Святого Петра реконструировали, и в 1690 году состоялось торжественное открытие новой деревянной башни, возведенной в стиле барокко, с несколькими куполами и галереями. Именно тогда башня стала высочайшей деревянной башней того времени в Европе.

В 1721 году ударом молнии башня церкви опять была испепелена. После реставрирована.

Во время Второй Мировой войны, 29 июня 1941 года, церковь была практически уничтожена, башня вновь сгорела, также выгорела крыша и практически всё внутренне убранство. Систематические восстановительные работы начались в 1954 году, прежде всего восстановили крышу, а уже в 1967 году началась реставрация башни. После реставрационных работ уже новую башню собора украсили новые золотой петушок и башенные часы. В это же время был установлен и открыт лифт, который поднимает жителей и гостей города на самую известную в городе смотровую площадку.

Фото процесса восстановления башни Собора Святого Петра

Из истории можно узнать, что в средневековые времена церковь служила не только духовным центром, с ней также была связана и обычная жизнь горожан. Помимо башенных часов показывающих время, специальный колокол ежедневно возвещал о начале и конце рабочего дня. Также на башне постоянно дежурил караульный, который в случае пожара или нападения на город, поднимал тревогу.

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Как попасть в собор Святого Петра в Ватикане

Главный собор Римской католической церкви — самое вместительное религиозное сооружение в христианском мире. Произведение многих выдающихся итальянских мастеров.

Описание Собора святого Петра – нетривиальная задача. Главный католический храм мира до недавнего времени был крупнейшим христианским религиозным сооружением. Собор святого Петра находится во владениях государства Ватикан в центре Рима.

История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них – апостол Пётр. Он был распят необычно – вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор – Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов – Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно – в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь – единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине – апостолы Пётр и Павел, а в низу – сцены их мученической смерти. Сверху двери – мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете – знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты – смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр – 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой – соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь – свыше 22 тыс. м 2 . Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д’Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия – знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий – мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

Читайте также  Церковь Св. Максимилиана

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами – с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого – сияющий в солнечных лучах голубь – символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев – около 3 м.

Кафедра св. Петра – символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского – «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Как попасть в Собор святого Петра

Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:

  • на метро линии A до станции Ottaviano;
  • на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.

Время работы Собора святого Петра – с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 – в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку – нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR – за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.

Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.

Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.

При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин – волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.

Святая Троица

Дорогие сестры и братья! Время после Праздника Св. Троицы наполнено большой радостью: мы опять встречаемся на богослужениях в Петрикирхе!

После распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 3 июня мы опять молимся вместе в церковном зале:

Каждое воскресенье в 10:30 ч. и каждую среду в 19 ч. приглашаем на богослужение.

Каждый день в 16:00 приглашаем на молитву.

Для обеспечения безопасности нам всем необходимо соблюдать следующие меры:

  • в церковь заходить только в масках и перчатках, во время богослужения мы не снимаем эти средства индивидуальной защиты;
  • молимся, слушаем слово Божье, поем и общаемся только в церковном зале, размещаясь там на безопасном расстоянии друг от друга.

Ваш пастор Михаэль

Богослужение во второе воскресенье после праздника Св. Троицы, 21.06.2020

Пастор: Im Namen des Vaters und des Sohnes und des Heiligen Geistes.

Во имя Бога Отца и Сына и Святого Духа.

2 Der ewigreiche Gott woll uns bei unserm Leben ein immer fröhlich Herz und edlen Frieden geben und uns in seiner Gnad erhalten fort und fort und uns aus aller Not erlösen hier und dort.

3 Lob, Ehr und Preis sei Gott dem Vater und dem Sohne und Gott dem Heilgen Geist im höchsten Himmelsthrone, ihm, dem dreiein’gen Gott, wie es im Anfang war und ist und bleiben wird so jetzt und immerdar.

Ehr sei dem Vater und dem Sohn und dem Heiligen Geist.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

О: Wie es war im Anfang, wie es ist und sein wird von Ewigkeit zu Ewigkeit. Amen

И ныне и присно и вовеки веков. Аминь

П: Братья и сестры, мы собрались, чтобы вместе внимать Слову Божьему и воззвать к Господу в молитве и песнопениях. Перед Богом Всемогущим мы сознаем свое недостоинство и свою нужду в Его благодати. Поэтому исповедуем Ему наши грехи и от всего сердца вместе помолимся:

О: Исповедание грехов

Jesus Christus, du bist unser Herr und Bruder.

Deine Liebe ist größer als unser Herz. Du nimmst uns an. Mache uns frei, uns selbst anzunehmen, so dass wir uns anderen Menschen zuwenden können.

Du kennst uns. Du liebst uns.

Hilf, dass wir uns selbst verstehen, sodass wir offen werden für andere. Schenke uns Vertrauen, so dass wir unsere dunklen Seiten wahrnehmen, ohne Angst.

Vergib, was uns von dir, von uns selbst und von anderen Menschen trennt. Schenke uns neue Gemeinschaft mit dir und untereinander.

Das bitten wir dich im Vertrauen auf dein Erbarmen.

Иисус Христос, Ты наш Господь и Брат.

Твоя любовь больше, чем наше сердце. Ты принимаешь нас. Освободи нас, чтобы и мы принимали самих себя и могли заботиться о наших ближних.

Ты знаешь нас. Ты любишь нас.

Помоги нам понять самих себя, так чтобы мы открылись другим людям. Даруй нам упование, так чтобы мы без страха увидели свои темные стороны.

Прости нам то, что отделяет нас от Тебя, от нас самих и от наших ближних. Подари нам новое общение с Тобой и друг с другом. Об этом мы молим Тебя в уповании на Твое милосердие.

О: Herr, erbarme Dich! Christe, erbarme Dich! Herr, erbarme Dich!

Господи помилуй! Христе помилуй! Господи помилуй!

П: Ist das euer aufrichtiges Bekenntnis und Gebet und begehrt ihr Vergebung der Sünden um Jesu Christi willen, so antwortet: Ja!

П: Отпущение грехов

П: Ehre sei Gott in der Höhe!

П: Чтение из Книги Иова, глава 28

О: Halleluja, Halleluja, Halleluja!

2 Mein Joch ist sanft, leicht meine Last, und jeder, der sie willig fasst, der wird der Höll entrinnen. Ich helf ihm tragen, was zu schwer; mit meiner Hilf und Kraft wird er das Himmelreich gewinnen.«
3 Heut ist der Mensch schön, jung und rank, sieh, morgen ist er schwach und krank, bald muss er auch gar sterben; gleichwie die Blumen auf dem Feld also wird diese schöne Welt in einem Nu verderben.
6 Höret und merkt, ihr lieben Leut, die ihr jetzt Gott ergeben seid: lasst euch die Müh nicht reuen, halt’ fest am heilgen Gotteswort, das ist eu’r Trost und höchster Hort, Gott wird euch schon erfreuen.
7 Und was der ewig gütig Gott in seinem Wort versprochen hat, geschworn bei seinem Namen, das hält und gibt er g’wiss fürwahr. Er helf uns zu der Heilgen Schar durch Jesus Christus! Amen.

П: Возвещение Евангелия

П: Чтение Евангелия от Луки, глава 14:16-31

О: Lob sei dir, o Christe! Слава Тебе, Христе!

П: Мы вместе исповедуем нашу христианскую Веру, каждый на своем языке:

П: Ich glaube an Gott, den Vater, den Allmächtigen, den Schöpfer des Himmels und der Erde.

Und an Jesus Christus, seinen eingeborenen Sohn, unsern Herrn, empfangen durch den Heiligen Geist, geboren von der Jungfrau Maria, gelitten unter Pontius Pilatus, gekreuzigt, gestorben und begraben, hinabgestiegen in das Reich des Todes, am dritten Tage auferstanden von den Toten,

aufgefahren in den Himmel, er sitzt zur Rechten Gottes, des allmächtigen Vaters, von dort wird er kommen, zu richten die Lebenden und die Toten.

Ich glaube an den Heiligen Geist, die heilige christliche Kirche, Gemeinschaft der Heiligen, Vergebung der Sünden, Auferstehung der Toten und das ewige Leben. Amen.

Верую в Бога Отца, Всемогущего, Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Девы Марии, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего из мертвых в третий день,

вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, во единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, воскресение мертвых и жизнь вечную. Аминь.

2 Es danken dir die Himmelsheer, o Herrscher aller Thronen; und die auf Erden, Luft und Meer in deinem Schatten wohnen, die preisen deine Schöpfermacht, die alles also wohl bedacht. Gebt unserm Gott die Ehre!
3 Was unser Gott geschaffen hat, das will er auch erhalten, darüber will er früh und spat mit seiner Güte walten. In seinem ganzen Königreich ist alles recht, ist alles gleich. Gebt unserm Gott die Ehre!
4 Ich rief zum Herrn in meiner Not: »Ach Gott, vernimm mein Schreien!« Da half mein Helfer mir vom Tod und ließ mir Trost gedeihen. Drum dank, ach Gott, drum dank ich dir; ach danket, danket Gott mit mir! Gebt unserm Gott die Ehre!

5 Der Herr ist noch und nimmer nicht von seinem Volk geschieden; er bleibet ihre Zuversicht, ihr Segen, Heil und Frieden. Mit Mutterhänden leitet er die Seinen stetig hin und her. Gebt unserm Gott die Ehre!
6 Wenn Trost und Hilf ermangeln muss, die alle Welt erzeiget, so kommt, so hilft der Überfluss, der Schöpfer selbst, und neiget die Vateraugen denen zu, die sonsten nirgends finden Ruh. Gebt unserm Gott die Ehre!
7 Ich will dich all mein Leben lang, o Gott, von nun an ehren, man soll, Gott, deinen Lobgesang an allen Orten hören. Mein ganzes Herz ermuntre sich, mein Geist und Leib erfreue dich! Gebt unserm Gott die Ehre!
8 Ihr, die ihr Christi Namen nennt, gebt unserm Gott die Ehre; ihr, die ihr Gottes Macht bekennt, gebt unserm Gott die Ehre! Die falschen Götzen macht zu Spott; der Herr ist Gott, der Herr ist Gott! Gebt unserm Gott die Ehre!
9 So kommet vor sein Angesicht mit jauchzenvollem Springen; bezahlet die gelobte Pflicht und lasst uns fröhlich singen: Gott hat es alles wohl bedacht und alles, alles recht gemacht. Gebt unserm Gott die Ehre!

O: после каждого прошения все отвечают Herr, erbarme Dich Господи помилуй

П: Wir beten, wie Jesus uns gelehrt hat, jeder in seiner Sprache:

Помолимся словами Господа, каждый на своем языке:

O: Vater unser im Himmel!

Geheiligt werde Dein Name. Dein Reich komme. Dein Wille gesche- he, wie im Himmel, so auf Erden. Unser tägliches Brot gib uns heute.

Und vergib uns unsere Schuld, wie auch wir vergeben unseren Schuldigern. Und führe uns nicht in Versuchung, sondern erlöse uns von dem Bösen.

Denn Dein ist das Reich und die Kraft und die Herrlichkeit in Ewigkeit. Amen.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого.

Ибо твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.

П: Gott segne dich und behüte dich. Er lasse leuchten sein Angesicht über dir und sei dir gnädig. Er erhebe sein Angesicht auf dich und gebe dir Frieden.

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и подаст тебе мир!

О Amen, Amen, Amen.

Segne und behüte uns durch deine Güte, Herr, erheb´ dein Angesicht über uns und gib uns Licht.

Schenk uns deinen Frieden alle Tag hienieden, gib uns deinen guten Geist, der uns stets zu Christus weist.

Amen, Amen, Amen, Ehre sei dem Namen unsers Herren Jesu Christ, der der erst´ und letzte ist.

Богослужения в первое воскресенье после праздника Св. Троицы, 14.06.2020

Богослужение в Праздник св. Троицы, 07.06.20

Богослужение в Праздник Пятидесятницы, 31.05.2020

Богослужение в шестое воскресенье после Пасхи, 24.05.20

Богослужение в праздник Вознесения, 21.05.20

Богослужение в пятое воскресенье после Пасхи, 17.05.2020

Богослужение в четвертое воскресенье после Пасхи, 10.05.2020 в 10:30

Богослужение в третье воскресенье после Пасхи, 03.05.2020

Богослужение в первое воскресенье после Пасхи, 19.04.2020

Пасхальное богослужение, 12.04.2020

Богослужение в пасхальную ночь, 11.04.2020

Богослужение в Страстную пятницу, 10.04.2020

Богослужение в Чистый четверг, 09.04.2020

Богослужение в Вербное воскресенье, 05.04.2020

Молитва в Петркирхе

Пастор Михаэль молится каждый день в 16 ч. в Петрикирхе у главного алтаря. Помолимся вместе словами псалма и молитвы Господней.

Отмена концертов

Проповедь в воскресенье Judica 29.03.2020

Богослужение в третье воскресенье после Пасхи, 03.05.2020