Церковь Св. Николая «под крышей»

Церковь святого Николая под крышей, Какопетрия, Кипр

Храмы доносят до людей разных поколений самые древние культурные достижения, символы веры и подвижничества. Поэтому именно храмы как архитектурные объекты охраняются наиболее бережно. Христианский храм — средоточие и отражение культурного кода народа, место обретения благодати, душевного равновесия. Сдержанная красота, величие старых византийских церквей поражают миллионы людей, специально приехавших полюбоваться ими.

Живая вода Какопетрии

На северных склонах горного массива Троодос, в оправе из лесов и фруктовых садов располагается небольшая деревушка Какопетрия. Живописные кривые улочки, вымощенные камнем, змеятся между старых домов вниз по обоим берегам небольшой речки. Одна из них непременно приведет вас к уютной площадке, обсаженной соснами. Здесь находится наиболее известный на Кипре Храм Святого Николая под крышей. Церковь бережно хранит на довольно ограниченном пространстве несметные художественные богатства.

Деревня Какопетрия славится чистой питьевой водой, которую добывают из скважин. Но она не может сравниться с божественной, кристальной чистоты верой, которую буквально источают святыни этого удивительного места.

Первоначально Храм Святого Николая являлся частью монастыря с таким же названием, а также имел традиционный для византийских церквей крестово-купольный вид.

Покрытый куполом притвор был пристроен спустя почти сто лет после возведения. Монастырские строения, а также церковь неоднократно обновляли оригинальную архитектуру. В ходе реставрационных работ на протяжении многих веков были открыты росписи XI столетия. Снятие позднейших наслоений позволило открыть нижележащие старые росписи, а попутно отследить перемены стилей и техники исполнения художественных образов. К сожалению, некоторые переделки привели к безвозвратной утрате изначальных фресок храма.

Крыша как украшение

При реконструкции здания на исходе XII столетия использовали дополнительную защиту всего сооружения в виде крутой двускатной крыши, под которой до нашего времени скрываются древние крестообразные своды.

Получилось подобие некоего «дома в доме» удивительной архитектуры. Необычная мера неожиданно добавила домашности и уюта, сделала строение оригинальным, узнаваемым. Словосочетание «под крышей» даже вошло в официальное название церкви.

Сокровища под кровлей

Наиболее ранними сохранившимися фресками XI столетия являются «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», расположенные с южной стороны западного свода, и «Вход в Иерусалим» с его северной стороны. Ограниченная цветовая гамма, схематичность изображения, акцент на деталях — характерные черты художественной техники того времени, позволившие уточнить датировку.

Подвиг сорока римских солдат, принявших страдания за Христову веру, вдохновлял множество древних мастеров. Мотив их мученической гибели — фреска «Сорок мучеников Севастийских» — присутствует среди росписей нескольких храмов. Западная стена церкви Святого Николая в Какопетрии презентует эту впечатляющую панорамную композицию, датируемую XII веком.

Изображения святых Георгия и Федора, воинских покровителей, не случайно сделаны в натуральную величину. Используя этот прием, художник попытался приблизить их к зрителю, сделать метафорическими собеседниками, наставниками. Наряду с панорамой сорока мучеников фрески святых Георгия и Федора представляют своеобразную апологию воинской славы и личного мужества.

Фреска в сдержанных тонах с изображением святого Николая поражает филигранной иконописной техникой. Точность передачи эмоций, черт лица могучего духом старца, изображенного в полный рост, надолго приковывает внимание, напоминает о вечности души, неизбежности покаяния. Образ жертвователя (в современной терминологии — спонсора) увековечен в левом углу фрески, буквально иллюстрируя тезис о воздаянии.

Особое внимание привлекает фреска с изображением Пресвятой Богородицы Оранты («Молящейся», без младенца Христа, с раскинутыми в стороны руками), окруженная архангелами Михаилом и Гавриилом.

Более поздние работы — «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество» — расположены с южной стороны нефа.

Фреска «Рождество», расположенная на куполе справа от иконостаса, представляет собой редкий иконографический тип Святой Марии, является главной достопримечательностью храма. Небесная Царица изображена в пещере кормящей грудью Божественного младенца, поэтому название фрески включает эпитет «Млекопитательница» (в греческой транскрипции — «Галактотрофуса»). Роспись никогда не реставрировалась, но сохраняет оригинальные цвета доныне.

Притвор украшен впечатляющими фресками XII столетия — «Судный день» и «Вознесение».

Святая святых

Резной церковный иконостас, призванный символически отделить алтарное пространство от всего земного, представляет собой византийскую стенку-преграду и датирован 1633 годом.

Ячейки для икон хранят образа Господа нашего Иисуса Христа и Богоматери с младенцем Иисусом в традиционном исполнении.

С боков от алтарного входа, закрытого занавесом, видны фрески с фигурами апостолов Петра и Павла. Их выделяет внутренняя духовность образов, характерная строгость внешнего облика и цветовой палитры.

Богатое внутреннее убранство церкви сочетается с ансамблем образов христианских святых, дарителей храма, символизируя целостность, мощь, убедительную силу христианского вероучения.

Церковь святого Николая под крышей. Какопетрия. Кипр

Деревне Какопетрия и «сросшейся» с ней деревне Галата повезло со старинными церквями, коих здесь много. Целых три из них были помещены в список наследия ЮНЕСКО за уникальные фрески, которыми церкви расписаны. Это церкви Панагии ту Подиту, что на окраине Галаты, церковь св. Созомена и, возможно, самая интересная из них − церковь св. Николая под крышей, о которой сегодня и поговорим. Она находится не в самой Какопетрии, а в некоем уединении, на расстоянии нескольких километров от деревни. Впрочем, о местоположении церкви расскажем немного позже, а сейчас просто посмотрим на её облик.

Церковь была построена в XI веке и представляет собой классическую крестово-купольную базилику. В начале XII века к церкви пристроили нартекс (притвор) с куполом. А в конце того же века храм покрыли двухскатной деревянной крышей. Так поступили со многими церквями Кипра, расположившимися в горном массиве Троодос. В основном это делали для защиты от непогоды. Но только у этой церкви в народном названии прижилось указание на эту особенность строения − церковь св. Николая под крышей. Церквей, посвящённых этому святому на Кипре много, а вот «под крышей» − только одна.

Давайте заодно посмотрим на внешний вид её соседок по деревне, про которые мы упомянули − церковь Панагии ту Подиту и св. Созомена, которые тоже спрятаны под крышей.

Церковь при монастыре

Некогда церковь св. Николая была частью монастыря, который возник здесь на рубеже XIII и XIV веков. Он процветал и в византийские времена, и в годы правления франкских королей из династии Лузиньянов. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский вот что написал после посещения этой обители в 1735 году:

Именуется же храм и монастырь Агиос Николаус тис стегис, то есть св. Николай Стрешный. Храм мал, но лепотен и весьма древен, с куполом одним, также каменным, и снаружи не весьма смотрится, поскольку весь храм сверху покрыт покровом великим деревянным, с черепицею, от снегов и морозов.

Монастырь был ставропигиальным, то есть подчинялся непосредственно архиепископу, хотя формально относился к Керинийской епархии. Во времена Григоровича-Барского Кипр был под властью османов. Монастырь владел большими угодьями, которые позволяли прокормить живущих там монахов, да ещё и дань платить туркам. До наших дней монастырь, к сожалению, не просуществовал. У многих кипрских монастырей были похожие судьбы, но некоторые снова возрождались. А вот этот − нет. К началу XIX века обитель пришла в запустение, после того как умер последний её монах. Но сама церковь сохранилась.

К счастью сохранились многие фрески, которыми она богато украшена.

Фрески в церкви

Церковь св. Николая порой сравнивают с небольшим музеем византийского искусства, поскольку здесь представлены фрески, начиная с XI и вплоть до XVII века. В этом её особая уникальность.

Одна из фресок, относящихся к наиболее ранним, называется «Вход Господень в Иерусалим».

Среди росписей XII века отметим одну под названием «Сорок мучеников Севастийских».

Отметим также и фрески, посвящённые ангелам и воинам. Это росписи с изображением покровителей воинов − св. Георгия и св. Фёдора, а также архангела Михаила.

Смотритель музея особо выделил одну фреску. Он сказал, что именно из-за неё церковь включили в список ЮНЕСКО. Так это или не так − мы проверить не можем, но давайте просто на неё взглянем. На ней изображена Богородица Галактотрофуса (греч. Γαλακτοτροφούσα «Млекопитательница»).

Читайте также  Где лучше жить в Ялте

Ещё несколько росписей вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а пока расскажем о режиме работы церкви и как сюда добраться.

Фотоальбом

Время для посещений

В некоторые церкви из списка ЮНЕСКО бывает не просто попасть. Можно приехать и оказаться перед закрытой дверью. На некоторых, правда, может висеть бумажный листочек с номером телефона, по которому следует позвонить, и тогда приедет смотритель. В церкви Николая под крышей в этом смысле всё чётко регламентировано. Во все дни, кроме понедельника и праздничных дней, церковь открыта в соответствии с расписанием, которое можно найти перед входом.

Вторник − суббота: 09:00 — 16:00
Воскресенье: 11:00 — 16:00

В остальное время не только сама церковь закрыта, но и на её территорию будет не попасть, так как закрываются ворота на подъезде к ней. Рядом с церковью в рабочие часы всегда дежурит смотритель. Он же может быть вашим гидом, если попросите рассказать о ней что-нибудь, правда на английском.

Как добраться

Церковь св. Николая под крышей находится в нескольких километрах от трассы B9, проходящей из Лимасола (B8) мимо Какопетрии в сторону Никосии. Мы подробно расскажем как добираться со стороны Лимасола, хотя живущие в Ларнаке и дальше в сторону Паралимни, могут попасть, проезжая мимо Никосии. В любом случае это зависит от маршрута вашей поездки. Итак, в районе Лимасола сворачиваем со скоростной трассы A1 на дорогу B8, ведущую в Троодос. Как это сделать мы подробно описали в рассказе о маршруте Лимасол — Троодос. Далее двигаемся 27 км до поворота вправо в сторону деревни Kakopetria. Для ориентира скажем, что он будет на выезде из деревни Trimiklini, сразу за поворотом на Pelendri. После поворота едем ещё 11 км до перекрёстка дорог. Влево − на Троодос, вправо − к Киперунте, а прямо − к Какопетрии, куда мы и поедем. Теперь двигаемся ещё 6 км до поворота влево, отмеченный коричневым указателем с надписью Agios Nikolaos tis Stegis. Поворачиваем влево и едем ещё 3,3 км. Здесь будьте внимательны, не пропустите ещё один указатель с правой стороны дороги. Просто не сразу можно заметить, что вверху прячется указатель на Agios Nikolaos и что до него всего 100 метров. Если здесь остановиться и выйти из машины, то можно увидеть ещё один указатель с надписью на русском: Церковь святителя Николая «под кровлей». Ну под кровлей, так под кровлей − смысл вроде не утрачен.

В общем прямо на том месте сворачиваем влево, проезжаем через открытые ворота и попадаем на место парковки.

Какопетрия

34° 59.0000 ′N , 32° 54.0000 ′E
34.98333N, 32.90000E
34°58′60.00″N, 32°53′60.00″E

1 материал по 1 объекту, 14 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Какопетрии.

Церковь Святого Николая под Крышей / Church of St. Nicholas of the Roof

34° 58.6348 ′N , 32° 53.3768 ′E
34.97725N, 32.88961E
34°58′38.09″N, 32°53′22.61″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Церковь Св. Николая под Крышей в Кокопетрии (ЮНЕСКО 351-001)

Материал понравился:

34° 58.6348 ′N , 32° 53.3768 ′E
34.97725N, 32.88961E
34°58′38.09″N, 32°53′22.61″E

Этот район знаменит одной из крупнейших групп византийских церквей и монастырей. Комплекс из девяти памятников, внесенных в Список всемирного наследия и щедро украшенных стенными росписями, дает общее представление о византийской и поствизантийской живописи на Кипре. Эти памятники очень разные – от маленьких церквушек, деревенский архитектурный стиль которых сильно контрастирует с их изысканной отделкой, до больших монастырей, таких как монастырь Св. Иоанна Лампадистиса. (whc.unesco.org/en/list/351). И первой в этом списке указана Church of Ayios Nikolaos (St. Nicholas) tis Steyis, что на русском языке звучит как «Церковь Св. Николая под Крышей».

Первая из списка церковь для меня стала пятой и крайней в тот день. Посещение первых двух принесло мне множество позитивных эмоций. В них мне удалось и попасть внутрь, и подробно отфотографировать уникальные настенные росписи. Церкви с росписями в районе Троодос. Палехори, ЮНЕСКО 351-10

Третья и четвертая были закрыты, и мне пришлось удовлетвориться только их внешним осмотром. Церкви с росписями в районе Троодос. Аракос, ЮНЕСКО 351-004

Здесь же от посещения остался такой гремучий микс чувств, как будто кто-то сумел все мои ощущения на время отобрать, вкинуть в блендер и хорошенько взболтать. Самая большая и (как признано информационными источниками, и с чем я соглашусь не задумываясь) пожалуй самая интересная из «расписных церквей» Троодоса с одной стороны была открыта, с другой встретила меня на дверях сразу двумя строгими предупреждениями в виде табличек, и строгим внимательным охранником, который, увидев камеру у меня на плече, потом не отходил от меня ни на шаг.

Все, что мне удалось снять, это пару снимков с улицы в открытые двери.

А вообще церковь реально шикарная! Она была единственной, где я встретил организованную группу туристов. Группа была русскоязычной. Забавно получилось: когда я демонстративно выключил камеру, охранник как бы немного от меня «отлепился». Я затерялся в толпе «соотечественников», и, решив не сдаваться перед обстоятельствами, уж больно сильное впечатление производит эта церковь, я, думая что делаю это не заметно, достал из кармана айфон, поставленный до этого в беззвучный режим и . не успел сделать ни одного снимка. Охранник оказался на чеку, поднял шум. Я попытался ему объяснить (включив, конечно, «дурака», но по другому из такой ситуации не выйти), что на табличке нарисованы фото- и видео-камеры, а телефона нет). Тут подала голос «старшая» группы, типа » я же предупреждала, я просила не нарушать. » На это кто-то из посетителей ей красиво ответил: «Это не мы, это — чужак». «ЧУЖАК» — просто резануло меня по ушам. Я конечно знаю это слово, но не припомню, чтобы его применяли при мне вслух.

Вот такой получился микс. Но, так как я реально это смог увидеть, я с чистой душой скачал на одном сайте (на фото есть его плашка, так что можно не указывать) 6 фото, сделанных внутри этой церкви, которые и приложу в качестве иллюстрации к этому совету.

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

фото из интернета

Ну в конце несколько слов о самой церкви. Она была построена в XI веке и представляет собой классическую крестово-купольную базилику. Освящена в честь Святого Николая. Примерно через сто лет церковь перекрыли двухскатной деревянной крышей. Так в те времена начали делать практически со всеми церквями на Кипре, но только у храма в Кокопетрии эта особенность отразилась и прижилась в названии «Церковь Св. Николая под Крышей».

Читайте также  Церковь Св. Евгении

Церковь долгое время время была часть местного монастыря. Окончательно монахи покинули это место в 19 веке, к счастью, сама церковь сохранилась. Росписи, которыми знаменита эта церковь, относятся к самым разным эпохам и школам, наносились на стены в продолжении 500 лет с 13 по 17 века. Мне на глаза попалось интересное описание, которое сделал монах и путешественник Василий Григорович-Барский после посещения Кипра в 1735 году:
Именуется же храм и монастырь Агиос Николаус тис стегис, то есть св. Николай Стрешный. Храм мал, но лепотен и весьма древен, с куполом одним, также каменным, и снаружи не весьма смотрится, поскольку весь храм сверху покрыт покровом великим деревянным, с черепицею, от снегов и морозов. Готов подписаться под каждым словом, а особенно под словами » мал, но лепотен»:))

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Agios Nikolaos tis Stegis

Открыта для посетителей
Вторник − суббота: 09:00 — 16:00
Воскресенье: 11:00 — 16:00

Храм Святого Николая на Кипре. Святой Николай под крышей.

Agios Nikolaos tis stegis (Святой Николай под крышей)

– такое название получил этот храм в XII веке, когда к собору IX века пристроили увенчанный куполом нартекс, а сам храм накрыли крутой двускатной крышей. Можно допустить, что название это имеет и особое значение: прийти в этот храм означает как бы прийти под крышу, под защиту к святому Николаю, ведь недаром именно к этому святому чаще всего обращаются с особой молитвой о заступничестве от всяких бед и несчастий. Православные говорят: «Попроси Николу, и он скажет: “Спасу”».

Чуть южнее одной из самых красивых горных деревень Кипра Какопетрии находится удивительным образом сохранившийся византийский храм Святителя Николая. Когда-то храм этот входил в монастырский комплекс. Возведенный еще в IX веке, сегодня этот храм внесен в список старинных храмов, охраняемых ЮНЕСКО.

Храм этот расположен в уединенном месте, где всегда царят покой и тишина. Внешний вид храма, его внутреннее убранство, старинные настенные росписи создают особую атмосферу древности и святости. Но особое внимание прихожан привлекает большая икона святого Николая XIII века, которая много столетий назад была подарена храму франкскими рыцарями.

На общем фоне выделяется и одна фреска этого храма – святая Мария, грудью кормящая Младенца. Она находится справа от иконостаса. Предполагается, что фреска эта была написана в XIV веке, и, поскольку она никогда не реставрировалась, сохранила оригинальные цвета и краски.

Чуть южнее старинной церкви возвышается двухэтажное строение, которое, вероятно, когда-то служило резиденцией монахов монастыря. Недалеко находится поляна, на которой разбросано множество камней. Поляна эта носит название «Могила епископов». Согласно преданию, здесь были похоронены епископы, погибшие от рук турок во времена правления на острове Оттоманской империи.

ЖИТИЕ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Родился Николай в 234 году в городе Патара, в 60 км от Демре (на территории современной Турции). Он рос в состоятельной семье и получил хорошее образование. Еще юношей отправился он в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Морское путешествие чуть не закончилось трагедией – шторм грозил разбить корабль о скалы. И тогда Святитель начал молиться. Люди спаслись, а он с тех пор стал покровителем и святым моряков, и всех путешествующих. Вернувшись из Иерусалима на родину, святой Николай – образованный человек, знаток истории, иностранных языков и богословия, стал епископом Миры, где и проповедовал до самой своей смерти, отдав все свои знания и силы на благо людей. Чудеса, при помощи которых он еще при жизни помогал людям, передавались в рассказах от человека к человеку, переходили из века в век и дошли до наших дней. До глубокой старости дожил великий Угодник. Но наступило время, когда и он должен был уйти в мир иной. После непродолжительной болезни он скончался 6 декабря 342 года и был погребен в соборной церкви города Миры.

В центральной части Кипра, в горах Троодос, находится один из наиболее важных памятников истории византийской живописи, сохранившийся до наших дней.

Эти расписные церкви, которые и по сей день сохранились, являются блестящими образцами различных тенденций византийской и пост-византийской монументальной живописи, с 11 по 19 века.
Десять из церквей Троодоса, включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Айос Николаос тис Стегис расположена в центральной части хребта Троодос, в верхней долине Solea.

Она построена на западном берегу реки Klarios / Karkotis, на расстоянии около двух километров к юго-западу от деревни Какопетриа.
В 1985 году она была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Агиос Николаос тис Стегис является единственной оставшемся церковью византийского монастыря 11 века на Кипре.
Сама церковь датируется 11-м веком, в то время как ранние письменные источники, в которых упоминается монастырь датируется концом 13-го или начала 14 века.

Этот монастырь процветал с Византийского периода до периода франкской власти.
Он пришел в упадок в 18 веке и прекратил функционировать в качестве монастыря к концу 19 века.
С тех пор он функционирует как простая сельская церковь и место паломничества.
Кроме церкви, никаких других монастырских зданий не дошло до наших дней.

Церковь имеет купол структурой крест-в-квадрате и имела изначально без притвор или древесины крышу, которая охватывает как неф так и притвор.
Позже оборудованная круто-скатной крыша, которая покрыта типичными плоскими плитками, распространеными в области Троодос, дала Агиос Николаос прозвище «под крышей» («ТИС Стегис») по крайней мере с 13-го века.
Притвор был добавлен в начале 12 века, в то время как более поздние добавления и изменения изменили внешний вид церкви и часто приводили к уничтожению значительной росписи.

Интерьер церкви украшен фресками, относящихся к различным периодам, которые охватывают период времени более 600 лет.
Полностью окрашенную церковь по праву называют музеем византийской живописи.
Старейшие фазы росписи датированы 11-м веком, и это наиболее важные росписи которых дожили на острове с тех времен.
Картины включают сцены из Жизни Иисуса, Воскрешение Лазаря, Успения Девы Марии, изолированные фигуры, и т.д.
Следующий этап приурочен к 12-м веку и включает в себя настенные росписи в юго-западной части Церкви, притвора и в других местах.

Большинство росписей церкви датируются 14 веком.
Распятие и Воскресение датированы концом 13 — началом 14 века, в то время как Христос Вседержитель на куполе, Пророки на барабане купола и евангелисты на четырех сводах купола датированы 14 веком.
В нефе и притворе есть группа в натуральную величину святых того же периода.
Больше чем в натуральную величину военные святые Феодор и Джордж на северо-западном пирсе особенно впечатляют.
Позднее в 14 веке апсиды (полукруглая выступающая часть здания с собственным перекрытием) на востоке и юге были реконструированы.
Некоторые из этих фресок в настоящее время выставлены в Византийском музее Фонда архиепископа Макариоса III в Никосии.
В том же музее хранятся некоторые иконки из Агиос Николаос тис Стегис.

Читайте также  Центральная набережная Волгограда

Последний этап росписи датируется 1633 и включает в себя апостолов Петра и Павла, который украшает восточные вертикальные опоры, поддерживающие купол, рядом с иконостасом, который также датирован 17-ым веком.

Где находится Церковь Св. Николая Чудотворца под крышей?
В горах Троодоса, 5 км. от Какопетрии.
Выходной: понедельник и праздничные дни
Время приема: Будни и суббота 9:00-16:00, воскресенье 11:00-16:00
Вход бесплатно.

Главная | ▲ | Контакты
Copyright © KrAn. 2004-2020. All rights reserved.

Церковь Св. Николая под Крышей в Кокопетрии (ЮНЕСКО 351-001)

03.06.19 0 0 66

Этот район знаменит одной из крупнейших групп византийских церквей и монастырей. Комплекс из девяти памятников, внесенных в Список всемирного наследия и щедро украшенных стенными росписями, дает общее представление о византийской и поствизантийской живописи на Кипре. Эти памятники очень разные – от маленьких церквушек, деревенский архитектурный стиль которых сильно контрастирует с их изысканной отделкой, до больших монастырей, таких как монастырь Св. Иоанна Лампадистиса. ( whc.unesco.org/en/list/351 ). И первой в этом списке указана Church of Ayios Nikolaos (St. Nicholas) tis Steyis , что на русском языке звучит как «Церковь Св. Николая под Крышей».

Первая из списка церковь для меня стала пятой и крайней в тот день. Посещение первых двух принесло мне множество позитивных эмоций. В них мне удалось и попасть внутрь, и подробно отфотографировать уникальные настенные росписи. Церкви с росписями в районе Троодос. Палехори, ЮНЕСКО 351-10

Третья и четвертая были закрыты, и мне пришлось удовлетвориться только их внешним осмотром. Церкви с росписями в районе Троодос. Аракос, ЮНЕСКО 351-004

Здесь же от посещения остался такой гремучий микс чувств, как будто кто-то сумел все мои ощущения на время отобрать, вкинуть в блендер и хорошенько взболтать. Самая большая и (как признано информационными источниками, и с чем я соглашусь не задумываясь) пожалуй самая интересная из «расписных церквей» Троодоса с одной стороны была открыта, с другой встретила меня на дверях сразу двумя строгими предупреждениями в виде табличек, и строгим внимательным охранником, который, увидев камеру у меня на плече, потом не отходил от меня ни на шаг.

Все, что мне удалось снять, это пару снимков с улицы в открытые двери.

А вообще церковь реально шикарная! Она была единственной, где я встретил организованную группу туристов. Группа была русскоязычной. Забавно получилось: когда я демонстративно выключил камеру, охранник как бы немного от меня «отлепился». Я затерялся в толпе «соотечественников», и, решив не сдаваться перед обстоятельствами, уж больно сильное впечатление производит эта церковь, я, думая что делаю это не заметно, достал из кармана айфон, поставленный до этого в беззвучный режим и . не успел сделать ни одного снимка. Охранник оказался на чеку, поднял шум. Я попытался ему объяснить (включив, конечно, «дурака», но по другому из такой ситуации не выйти), что на табличке нарисованы фото- и видео-камеры, а телефона нет). Тут подала голос «старшая» группы, типа » я же предупреждала, я просила не нарушать. » На это кто-то из посетителей ей красиво ответил: «Это не мы, это — чужак». » ЧУЖАК » — просто резануло меня по ушам. Я конечно знаю это слово, но не припомню, чтобы его применяли при мне вслух.

Вот такой получился микс. Но, так как я реально это смог увидеть, я с чистой душой скачал на одном сайте (на фото есть его плашка, так что можно не указывать) 6 фото, сделанных внутри этой церкви, которые и приложу в качестве иллюстрации к этому совету.

Церковь Святого Николая под крышей (Церковь Агиос Николаос тис Стегис)

Один из самых важных религиозных памятников острова

Церковь Айос Николаос тис Стегис расположена в центральной части горного хребта Троодос, в верхней долине Солеа (Solea). Она построена на западном берегу реки Клариос / Каркотис (Klarios/Karkotis), на расстоянии около двух километров к юго-западу от деревни Какопетрия (Kakopetria). В 1985 году эта церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который включает в себя также девять других расписаных византийских церквей в районе Троодоса.

Агиос Николаос тис Стегис (Церковь Святого Николая под Крышей) является кафоликоном (главная монастырская церковь) и единственным сохранившимся зданием византийского монастыря 11-го века. Сама церковь датируется также 11-м веком, в то время как самые ранние письменные источники, в которых упоминается монастырь датируются концом 13-го или началом 14-го века. Этот монастырь процветал со среднего византийского периода по период франкского правления. Монастырь приходил в упадок в течение 18 века и в итоге прекратил функционировать в качестве монастыря к концу 19-го века. С тех пор он, скорее всего, функционировал как простая деревенская церковь и являлся местом паломничества.

Церковь имеет крестово-купольную структуру и первоначально не имела притвора и деревянной крыши, которая теперь покрывает и неф, и притвор. Скорее всего в 13-ом веке, поверх первоначальной крыши была построена крыша с крутыми скатами, покрытая деревянной черепицей, что и принесло церкви св. Николая дополнение к названию – «под крышей» (тис стегис). Притвор же был добавлен в начале 12-го века. Более поздние дополнения и перестройки изменили первоначальный облик церкви и привели к множественным разрушениям важных фресок.

Интерьер церкви украшен фресками, принадлежащими к различным периодам, которые охватывают промежуток времени в более, чем 600 лет. Это полностью расписанная внутри церковь по праву была описана как музей византийской живописи. Самая старая серия фресок датируется 11-м веком и является самой важной серией фресок этого периода, сохранившейся на Кипре. Росписи на стенах включают в себя сцены из жизни Иисуса Христа, воскрешение Лазаря, успение Девы Марии и отдельные фигуры святых, и т. д. Следующая серия фресок в юго-западной части церкви, притворе и в других местах относится к 12-ому веку. Здесь стоит отметить фреску, изображающую 40 мучеников, а также фреску Святого Николая.

Большая часть росписи церкви датируется 14-м веком. Изображения «Распятие» и «Воскресение» относятся к концу 13-го началу 14-го века, вместе с тем изображение Христа Вседержителя, расположенное на куполе, а также фреска с Пророками в цилиндре купола и изображения Евангелистов в четырех углах свода датируются 14-м веком. Тем же периодом датируется и изображение в нефе и притворе группы святых в натуральную величину. Особенно впечатляют фрески на северо-западной опоре святых воинов Фёдора и Иоанна, которые изображены размером больше, чем натуральная величина. Позднее, в 14-м веке, были отреставрированы апсида, а также восточный и южный своды. Некоторые из этих фресок в настоящее время выставлены в Византийском музее фонда архиепископа Макариоса III в Никосии (Лефкосии). В том же музее также представлены некоторые из значимых икон церкви Агиос Николаос Стегис.

Самая поздняя серия фресок датируется 1633 годом и включает в себя изображения апостолов Петра и Павла, которые украшают восточные опоры, поддерживающие купол, возле иконостаса, который также датируется 17-м веком.

Район: район Троодоса (область Никосии)
Адрес: область Солеи, 5 км от Какопетрии
Контактный телефон: 22922583 и 22922999
Рабочее время:
Вт — Сб: 09:00 — 16:00
Вс: 11:00 — 16:00
Пн: закрыто.
Период функционирования: круглый год.
Закрыто в официальные праздничные дни.
Входная плата: бесплатно
Оборудование для инвалидов: доступно для инвалидных кресел.
Часы работы и цена входа могут быть изменены без предварительного уведомления. Посетителям желательно уведомлять заранее о своём посещении.