Церковь Св. Николая из Бари

Город Бари в Италии и Святой Николай Чудотворец

Город Бари, второй по значимости на юге Италии после Неаполя, расположился на каблуке итальянского сапожка. Бари – столица региона Апулия, крупный морской порт и транспортный узел.

Но если бы Бари был очередным портовым городом, то не обрел бы известность далеко за пределами Италии, не стал бы местом паломничества для тысяч верующих христиан. Именно здесь находятся мощи Святого Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых как у православных, так и у католиков.

Содержание статьи:

Экскурсии в Бари и окрестностях с русскоязычными гидами. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Святой Николай Чудотворец: как его мощи попали в город Бари

Святой Николай Чудотворец – покровитель моряков, детей, торговцев, путешественников и незамужних девушек. Родился в семье состоятельных христиан, но всегда вел скромный образ жизни, раздавая унаследованное от родителей богатство всем нуждающимся.

Известна история, как Николай помог трем бедным девушкам. Впавший в нищету отец, не имея денег, чтобы собрать приданое и выдать дочерей замуж, задумал отдать их в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил бедствующей семье мешочек с золотом. Так нашлось приданое для старшей дочери, и она была спасена от греха и позора. Через некоторое время Святой Николай подбросил деньги и для второй дочери, что позволило и ей благополучно выйти замуж.

А вот третий мешочек с золотом от Святого, если верить легенде, приземлился в чулок младшей дочери, который висел на камине. Отсюда и пошла традиция вывешивать носки в ожидании подарков. Так образ Святого Николая и само его имя с течением времени трансформировались в Санта-Клауса – Деда Мороза западного мира, который в рождественскую ночь награждает детей подарками за примерное поведение.

Сразу после смерти тело Николая стало мироточить (явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой, испускающей благоухание влаги (миро) на мощах святого), и паломники потянулись в город Миры, чтобы поклониться им.

Как же мощи Святого Николая попали в Бари? Город Миры был столицей Ликии – страны на юге Малой Азии (современная Турция). Постепенно христианскую Ликию завоевали турки, исповедующие ислам, поэтому идея о переносе мощей напрашивалась сама собой.

Жители Бари страстно желали повысить религиозную значимость родного города, и мощи почитаемого святого подходили для этих целей лучше всего. Под прикрытием спасения мощей от воинственных турок они с помощью хитрости выкрали большую их часть из церкви Святого Николая в Мирах Ликийских. А то, что осталось, вывезли позже венецианцы во время Первого крестового похода (на острове Лидо была построена церковь в честь святого).

Когда барийцы вернулись домой, в городе еще не было принято решение, где захоронить мощи. Быки, перевозившие саркофаг, неожиданно остановились на том месте, на котором сейчас стоит базилика Святого Николая. Это было воспринято как знак свыше.

Зная на своем опыте, как относительно легко можно выкрасть мощи, жители Бари в первую очередь построили крипту, где под огромную плиту захоронили останки святого. И сегодня прикоснуться к святым мощам возможно только через эту плиту.

2. Базилика Святого Николая Чудотворца в Бари

Это уникальное место, которое примеряет православных и католиков благодаря Святому Николаю Чудотворцу.

В крипте находится и так называемая «чудодейственная колонна» XI-XIII в. Легенда гласит, что колонная была выловлена Св. Николаем в водах Тибра и перенесена в порт Миры. А после кражи саркофага с мощами святого последовала за своим хозяином и чудесным образом появилась в Бари в 1098 году. Была установлена в крипте на месте единственной недостающей колонны.

Существует легенда, что колонна помогает незамужним женщинам встретить свою любовь и выйти замуж. В Средние века необходимо было три раза пройти вокруг колонны и потереть ее. Сейчас «исхудавшую» колонну огородили стеклом и решеткой, поэтому обойти ее не удастся, но загадать желание и прикоснуться к колонне по-прежнему можно.

В 1969 году в знак уважения, дружбы и глубокого единения с православными верующими, русским было предоставлено право на совершение православной Литургии в крипте базилики Св. Николая.

На территории базилики можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца авторства Зураба Церетели, которая была подарена церкви во время визита российского президента В. Путина в город Бари в 2006 году.

По вторникам и четвергам (в 10:30) в крипте базилики Святого Николая проходит русская православная служба. Есть уникальный шанс прикоснуться к мощам Николая Чудотворца (в остальное время алтарь закрыт за решеткой). Не забудьте взять платок, чтобы покрыть голову.

3. Когда в Бари проходят ежегодные торжества в честь обретения мощей

Лучшее время для посещения Бари – это с 7 по 9 мая, когда проходят грандиозные торжества, посвященные прибытию мощей Святого Николая в Бари.

Программа празднований начинается вечером 7 мая, когда более 400 участников в средневековых костюмах воссоздают процессию прибытия мощей в город из бухты св. Георгия до базилики Св. Николая. Сотни свечей, огненные факелы и непрекращающийся звон колоколов – непередаваемое зрелище!

Также в течение трех дней празднований у вас будет уникальная возможность посетить торжественные богослужения, увидеть многочисленные концерты и фейерверки.

4. Русская православная церковь в Бари

Русская церковь в Бари, или Подворье Русской Православной церкви с Храмом Святого Николая находится в переулках современной и хаотичной окраины города, в районе Карасси на проспекте им. Бенедетто Кроче (corso Benedetto Croce, 12).

Она была построена специально для православных паломников. Первый камень храма был заложен в 1913 году русским царем Николаем II в годовщину перевоза мощей Святого Николая в Бари. В течение XX века храм несколько раз переходил в собственность различных организаций и только в 2012 году официально был передан России.

Обратите внимание, что православные службы проходят в крипте базилики Святого Николая по вторникам и четвергам в 10.30.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня

Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов:

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти).

С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление – над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно – путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов – один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.

Подворье постепенно приходило в упадок: здание ветшало, прихожан практически не было. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Но Зарубежная Церковь оказалась неготовой к этой ситуации. Я сам приезжал в эти годы в Бари как паломник с одним владыкой и помню, как находившийся на подворье священник не пускал нас в храм, отвечал из-за закрытой двери, обзывая нас большевиками.

В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Я принимал активное участие в этих переговорах. В ноябре того же года в Москве был подписан окончательный договор, и в конце того же года я был назначен настоятелем русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в Бари. В следующем году мы с матушкой переехали в Италию. Здесь мне пришлось фактически с нуля при очень сильном противодействии представителей Зарубежной Церкви начинать свою деятельность по созданию прихода. Скоро так случилось, что наш приход оказался единственным уголком русской жизни в Бари. Тогда же были налажены очень тесные отношения с базиликой святителя Николая, где почивают его мощи, и мы получили эксклюзивное право на служение у святых мощей Чудотворца. И с тех пор ежедневно там служим. А подворье вместе с храмом стало базой для наших паломников и местом окормления русских людей в Бари.

Читайте также  Городской сад Индро Монтанелли

Сегодня подворье, кроме обычного для него приема паломников, ведет и миссионерскую работу. Но не среди католиков, потому что это было бы не совсем правильно по отношению к местной архиепископии, которая по-хорошему к нам настроена, а среди приезжающих из России, в том числе и среди русских паломников. Дело в том, что к мощам святителя Николая приезжают и не совсем церковные люди, которые в то же время очень почитают святого. Поклоняясь мощам, присутствуя на богослужении, они переживают некий переломный момент, приходя к воцерковлению. Нередко бывает, что люди приезжают как туристы или за компанию, а потом становятся паломниками, верующими. Я считаю, что миссия такого рода не только возможна, но и необходима в этом городе.

Очень отрадно, что, начиная с 2000 года, нам удалось наладить прибытие на праздники регулярных чартерных рейсов. Каждый праздник в Бари прибывает как минимум один такой рейс. Я думаю, что крайне важно устраивать такое празднование памяти святителя Николая русскими людьми. Это особенно важно именно для нашей страны, верующие которой всегда ощущают поддержку святого. Даже в кризис мы находим благочестивых людей, которые вносят свой вклад в этот праздник, так что мы имеем возможность пригласить в такие рейсы людей, которые другим способом никогда здесь не оказались бы: сирот, малоимущих и т. д. И это чрезвычайно важно – в дни памяти святителя Николая видеть в Бари весь срез нашего общества – от власть предержащих до абсолютно простых людей, которые молятся как братья у мощей святителя: у всех одни чувства в сердцах, одни слова на устах, у всех одинаково просветленные лица. Мне вспоминается название одной книги, посвященной паломничеству в Бари, – «Россия на коленях у гробницы святителя». Это очень точно передает происходящее здесь.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии – всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы – все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы – священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм – это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм.

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

2 часть: Бари. Храм Николая Чудотворца

2 день (29.04) Храм Николая Чудотворца, и русская православная церковь св. Николая

После завтрака едем с группой до города Бари. Это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек. Город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая, что сделало Бари местом, особо почитаемым православной церковью.

Мы выходим из автобуса и идём вдоль берега до арки, откуда открывается вид всего средневекового комплекса базилики. Это храм Николая Чудотворца.

Внешним видом он напоминает скорее замок, чем церковь. Базилика построена во времена, когда Бари была столицей южной Италии, примерно (1087-1123г.)

Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии (ныне на территории Турции) перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Также жители надеялись сохранить престиж города, и оживить торговлю.

Проходим во внутренний дворик церкви. Заключённый между двумя башнями фасад базилики Св. Николая устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Верхний храм католический. Базилика разделена на три нефа двенадцатью колоннами. Огромный храм кажется ещё более массивным благодаря трём большим аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения. 1456 г.

Наша группа устремляется в церковную лавку, а я иду в храм. Справа от входа находится сокровищница базилики. Здесь хранятся драгоценные дары разных времён. К ним относятся чаши, лампады, иконы и другие предметы, принятые в дар. Здесь есть «Шип» из тернового венца Иисуса Христа. Св. Зуб Марии Магдалины, животворящий Крест, в котором присутствует частичка креста Господня и другие ценные реликвии.

Далее я спускаюсь в нижний храм Крипты или подземной церкви. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 30,7х14,8 м. Свод поддерживает 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и по происхождению. Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами и т.д.
Одна колонна находится в правом углу за решеткой, она из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

Существует множество народных преданий, связанных с ней. Впервые эта колонна была упомянута в 1359 г. в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В его завещании говорится, что он диктовал последние распоряжения, — «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви». В другой легенде Св. Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины лёгкого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Св. Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец в ночь перед захоронением Св. Мощей (30 сентября -10 октября 1089г) сам Святой Николай помог завершить здание, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.

Читайте также  Церковь Святого Лазаря

Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала за оградою. Святые Мощи находятся ниже уровня пола.

Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро, и её собирают раз в год (2,3 стакана). На стенах красивые полотна. На самом первом, что находится над мраморным столбом, полотно, изображающее рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

Народу становится всё больше. Наши паломники тоже собрались здесь. Начинается божественная литургия.

Всё очень торжественно и чинно. После литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам.

Здесь очень много русских людей. Как же здесь любят Николая Чудотворца. В мире не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Св. Николая по числу знаменитостей их посетивших. За базиликой есть большой внутренний двор.

Св. Николай является одним из самых почитаемых христианами святых, поэтому с давних пор множество паломников приходят в Бари поклониться мощам Чудотворца.

Далее наша группа собирается у автобуса на берегу моря. Обедаем на ходу, сидя на каменном парапете, с видом на голубое море. Ласковый и тёплый ветерок обдувает лицо.

Далее едем по городу в следующий храм – Русскую православную церковь святого Николая. Она была построена в начале XX века специально для православных паломников, и находится она в районе Каррасси всего в 4 километрах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально был передан России. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.

Структура подворья, выдержанная в Псков-новгородском стиле, состоит из нескольких построек. Каменный храм с зеленой керамической крышей украшает расположенная над входом мозаика спасителя с Богородицей и Николаем.

Поднимаемся по крутой лестнице в верхний храм. Он посвящен Николаю, примечателен иконостасом. Церковь небольшая, и гораздо скромнее. Читаем молебен Святителю Николаю.

Возвращаемся к автобусу. Нас подвезли к большому продуктовому магазину. Здесь можно купить настоящее оливковое масло и продукты.

Снова в дороге. Теперь едем несколько часов до гостиницы. Снова тянутся красивые пейзажи вдоль дорог. Какая чистая и аккуратная Италия, и мне она нравится. Вскоре высаживаемся у гостиницы и размещаемся по номерам. Нам достался номер в отдельных летних корпусах. Идём к своему домику, поднимаемся на второй этаж.

По ошибке нам открыли другой номер. Мы честно, сказали, что у нас другой – напротив, потом сто раз пожалели. В нашем номере, во-первых, шумела вода в унитазе, и никак не перекрывалась, не было полотенец, и в конец ещё не закрывалась снаружи дверь. Так и пошли ужинать, просто прикрыв двери. После ужина наш гид помог перекрыть воду, чтобы спокойно могли спать. А дверь закрыли изнутри. Я уснула быстро, слышала, как всю ночь как щёлкал кондиционер.

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia).

Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Базилика святого Николая в Бари: реликвии и убранство (фото)

Базилика святого Николая для многих наших туристов, направляющихся в Бари, является главной достопримечательностью и целью визита.

На входе в базилику посетителя встречают два безрогих быка, которые поддерживают колонны портала.

Быки сыграли свою роль, потому и увековечены у входа в базилику. Изначально мощи св. Николая распорядились разместить в главном кафедральном соборе Бари, но впряженные в повозку с мощами святителя быки (которые не имели рогов) остановились практически на том самом месте, где сейчас стоит базилика, и ни в какую не хотели трогаться дальше. Жители Бари увидели в этом знак свыше, и было принято решение строить специальный храм, где чудотворные мощи св. Николая займут достойное место.

Сами мощи покоятся в крипте, а в главном зале храма можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца, выполненную в полный рост из чистого серебра.

Базилика довольно просторна внутри, имеет три нефа общей длиной 39 метров и украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) была заимствована от более древних византийских построек.

Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.

Шедевром базилики является алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке. На капителях кивория располагаются красивые фигурки ангелов, которые держат предметы церковной утвари, что символизирует церковные таинства.

Читайте также  Войсковой собор Александра Невского

Базилика имеет подземную церковь – крипту. Вход в нее находится правее от алтаря.

Именно здесь были погребены мощи много веков, пока саркофаг не был найден во время большой реставрации храма в 1951 году.

Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства высокой железной решеткой.

Открывают раку с мощами 1 раз в год – в мае. При вскрытии ее вытекает примерно полстакана многоцелебного мира. Святое миро, исходящее от мощей, можно приобрести в церковной лавке.

Священное Писание около саркофага с мощами.

Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.

C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские.

Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников…

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!


Справа на фото — вход в базилику Святителя Николая, слева — церковь Святого Григория

Сейчас смотрю на фотографии, сделанные в базилике Святителя Николая, и даже не верится, что мы побывали в Бари. Только фото подтверждают, что мечты всё-таки сбываются. Целью нашей поездки была крипта базилики, где покоятся мощи Святителя Николая — одного из самых почитаемых христианских Святых. С давних пор множество паломников приходит в Бари поклониться Мощам Чудотворца. Как мощи оказались в Бари, я уже рассказала, а теперь расскажу о крипте базилики.
1. В 970-1071 годах Бари был столицей южной Италии. Из-за выгодного положения города на побережье Адриатики в это время здесь находилась резиденция наместника византийского императора. Вероятно также, что на этом месте до того была резиденция римского губернатора, затем лангобардского правителя, арабского эмира.

2. Если идти с набережной, сразу за аркой, открывается вид на весь средневековый комплекс базилики, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви.

3. Главный фасад базилики заключён между двумя мощными башнями и имеет три портала. Три больших окна над ними раньше использовались как ниши для статуй. Слева — Византийская (войсковая) башня, справа — Норманнская башня.


На горизонтальной надписи слева от входных врат — надпись об освящении верхней базилики в 1197 году

4. Архитектура комплекса разнообразная и сложная, но при этом смотрится он как единое целое.


Открытая галерея паломников

6. Единственная церковь византийского периода, которая не была снесена при постройке базилики, — церковь Святого Григория (конец X века). Монумент Святому Николаю Чудотворцу создан Зурабом Церетели и установлен во внутреннем дворе базилики в 2003 году.


Вид церкви Святого Григория

7. В центре фасада базилики — входные врата. Главный портал украшают скульптурные и архитектурные элементы. В углах дверного проёма находятся две фигуры парящих ангелов, выполненные в византийском стиле.

8. Фигура сфинкса на острие козырька символизирует непостижимость Божьей Воли.

9. Две восьмиугольные колонны опираются на двух могучих волов, расположенных на высоте человеческого роста. Волы как бы выходят из стены. Предполагается, что эти фигуры украшали дворец византийского наместника, а теперь они как бы охраняют вход в базилику. Внизу у основания косяков изображены человеческие фигуры, поддерживающие декоративный орнамент.


Главный портал. Скульптуры волов

10. Рога волов были золотыми. Фигуры волов напоминают о том, что Мощи Святого Николая были доставлены с корабля в город на повозке, запряжённой парой волов, Слева от волов находится гробница капитана одного из трёх кораблей, доставивших Мощи Святого Николая в Бари.

11. Справа от главного портала — боковой вход в базилику, слева — вход в музей Святого Николая.


Арка над правым порталом

12. Зайдя в собор, сначала попадаем в верхнюю часть базилики, украшенную скульптурным декором, часть которого была заимствованы от более древних византийских построек. Реставрационные работы проводились в 1928 — 1956 годах. Спускаясь по лестнице в крипту, перед входом справа видим гробницу строителя базилики аббата Ильи. Барельеф, использованный для декорации гробницы, относится ко времени поздней Византии (III-V века). На барельефе изображены четыре философа в греко-римских тогах, беседующих друг с другом.


Лестница, ведущая в крипту

13. Саркофаг-реликварий с Мощами Николая Чудотворца находится в крипте церкви. Крипта, или подземная церковь, расположенная под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Считается, что первый аббат Илья использовал существовавший прежде зал дворца византийского наместника, возможно перенеся в него несколько капителей из снесённых византийских церквей. Строительство продолжалось два года, и в 1089 году аббат Илья пригласил папу Урбана II, чтобы перенести мощи под только что возведённый престол.


Вход в крипту


Чаша со святой водой

16. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 31 м на 15 м. Реликварий отгорожен от публичного пространства высокой железной решеткой.

17. Окно находится в дальней от входа стене.

18. C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю — по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия — каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.

21. Крестовый свод поддерживают 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две — из коралловой крошки, одна из карского мрамора, а остальные — из греческого мрамора.

22. Капители всех 26 колонн крипты отличаются друг от друга по форме и происхождению. Встречаются капители двух стилей: византийского и романского.

24. Колонна из красноватого мрамора в железной ограде, находящаяся в правом углу крипты у входа, носит название чудодейственной. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

25. Согласно легенде, Святой Николай совершал поездку в Рим. Проходя мимо дома женщины лёгкого поведения, он увидел колонну, восхитился её красотой и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир. После своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. А потом таким же чудесным образом колонна появилась на поверхности моря в момент прибытия Мощей Святого в Бари. Но никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей сам Святой Николай принёс колонну. Жители Бари услышали ночью колокольный звон и устремились в базилику, где увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли уже поставленный аббатом Ильёй пилястр и установили на его месте колонну. Эта сцена показана на одном из полотен настенной росписи.


Настенная роспись школы Глири (1660)

26. Полукруглые живописные полотна со сценами из жизни Святого Николая находятся на стене, противоположной алтарю. На первом, считая от чудесной колонны, полотне изображено рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани и поддерживаемый кормилицей, молится. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

27. Папа Урбан II освятил алтарь 1 октября 1089 года. В алтаре (слева) около иконы с ликом Спасителя находится светильник в форме лодки с сидящем в ней Святителем Николаем. Считается, что его семья владела рыболовецким флотом и что сам он был умелым моряком, поэтому Николай Чудотворец является главным покровителем всех мореходов.

28. Мощи Святителя (около 75%) находятся ниже уровня пола. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились и поэтому взяли наиболее крупные кости.


На передней доске престола — дверца, которую открывают для того, чтобы верующие могли наклониться к гробнице и почтить мощи Святителя.

29. Икона Святителя Николая, находящаяся за мраморным надгробием, — дар Уроша III (1322-1331) в знак благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец в наказание за мятеж. Считается, что икона была написана при жизни Святого.

30. После II Ватиканского собора в 1966 году в базилике был сооружен восточный придел для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. Придел использовался несколько лет для служб румынской православной общины. Восточный придел является подтверждением экуменического призвания города Бари и Святого Николая.

31. Пол в крипте, вероятно, был реставрирован в конце XIX века после визита в 1892 году будущего императора России Николая I. Вновь мозаичный пол реставрировался в 1953-1957 годах.

32. Святое Миро — это жидкость, которая образуется в гробнице Святителя ещё со времён пребывания Святых Мощей в Мирах. Как установило исследование, проведённое в 1925 году в химической лаборатории университета города Бари, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты. Происхождение этой воды объясняется по-разному. Верующие считают, что жидкость образуется из Мощей Святителя. Другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы. Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара. Лежащая в основании плита имеет небольшое углубление в центре для сбора Святого Миро. Мощи закрыты в течение года. Отверстие, ведущее к ним, открывается только вечером 9(22) мая в присутствии большого числа верующих. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной), собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. За год в гробнице накапливается в среднем всего 2-3 стакана Святого Миро.