Церковь Св. Николая Чудотворца

Святой Николай Чудотворец

«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»

Храм святого Николая Чудотворца

Базилика святого Николая, г. Бари, Италия

Базилика святого Николая в городе Ба́ри (от греч. basilike — «царский дом») — это католический храм, построенный для хранения мощей Николая Чудотворца, которые были привезены из города Миры в 1087 году.

Как повествует житие святого, достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря около 345 года. Тело Угодника Божия было положено в соборной церкви Мир Ликийских (Римская империя). Мощи хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году опасаясь за сохранность святыни, жители города Бари (Италия) перевезли мощи в свой город.

После того, как мощи были привезены 22 мая, началось строительство храма в центре города на месте проведения официальных церемоний — «катапенальской цитадели». В 1089 году базилику освятили и поместили в её крипту мощи святого Николая. Крупные реставрационные работы были проведены в 1928—1956 годы.

C 1969 года в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными, было предоставлено право православным служить в крипте базилики. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Адрес: Италия, город Бари, Largo Abate Elia, 13. Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola). Храм открыт ежедневно. Вход бесплатный.

Православный храм святого Николая Чудотворца в Бари

Храм Николая Чудотворца РПЦ, г. Бари, Италия

Часто высказывалась мысль о необходимости строительства русской православной церкви. Поэтому в 1911 году Императорское Православное Палестинское Общество решило учредить Барградский комитет под покровительством Николая II. Целью было устроить в Бари подворье для нужд российских паломников. Средства на строительство церкви и подворья собирали по всей России.

Подготовка к устройству церкви в Италии велась осторожно. Посланник комитета, протоиерей Иоанн Восторгов (прим. расстрелян в Москве в 1918 г.) приехал в страну в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал телеграмму об успешной покупке земли. А в октябре того же года православное общество испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено.

Светские власти Бари приветствовали русскую инициативу. 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии. В дальнейшем несмотря на войну, строительные работы велись успешно и к январю 1915 г. были вчерне завершены.

После революции русских верующих в Италии стало намного меньше. В 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города. И только в 2009 году Италия передала храм Николая Чудотворца в Российское ведомство.

Сегодня подворье Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для православных верующих, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя Николая Чудотворца.

Адрес: Италия, город Бари, Corso Benedetto Croce, 130. Патриаршее подворье, храм Святителя Николая Чудотворца (Chiesa Russa).

Церковь святого Николая Чудотворца на острове Лидо в Венеции

Церковь Николая Чудотворца на о. Лидо, в Венеции

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей Святого Николая. Одни утверждали, что мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. Оказалось, что привезли мощи в Бари ещё в 1087 году. Но поскольку они были очень хрупкими, и состояли из мелких частей, то в спешке было потеряно много фрагментов. Которые и были вывезены и впоследствии привезены на остров Лидо. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

Проспект Вернадского, д. 90

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

Новоясеневский пр-т., д. 42

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Художники (3133)
  • Стихи (771)
  • Фотопрофи (572)
  • Люди (540)
  • Цветы (483)
  • ДЕТКИ (392)
  • НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО (354)
  • Праздники (322)
  • Картинки (300)
  • Города и страны (299)
  • Животный мир (289)
  • КОШКИ (280)
  • АНТИКВАРИАТ (211)
  • Интересно (207)
  • Ням-ням (171)
  • История вещей (165)
  • История России (164)
  • Ювелирное (155)
  • Юмор (78)
  • Кино (76)
  • История славян (72)
  • Литературные герои (70)
  • Сочи (69)
  • Посуда (58)
  • Архитектура (58)
  • Проза (49)
  • Делаем сами (46)
  • Притчи (38)
  • Камни (36)
  • Гороскоп (34)
  • Русский язык (30)
  • Уроки Фотошоп (28)
  • Здоровье (27)
  • Народные промыслы (20)
  • Гадания (13)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Церковь Св. Николая Чудотворца в Демре. Турция.

Пятница, 25 Июня 2010 г. 00:54 + в цитатник


Церковь Святого Николая в нижних Мирах — церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в турецкой провинции Анталья, а именно в городе Демре (Demre), в древности известном как основная столица древней Ликии- Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге.

Перед входом в храм установлен памятник Св.Николаю — этот памятник создан нашим современником — Григорием Потоцким к 2000-летию Рождества Христова.

Святитель Николай, известный на Руси еще как Николай Угодник и Николай Чудотворец, пожалуй, самый почитаемый у нас Святой. В его честь, начиная еще до крещения Руси и по нынешнее время воздвигнуто множество церквей, наверное нет ни одного города в России где не было бы Никольского храма. Перед его иконами молятся о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Недаром одна треть икон в России — это иконы Николая Угодника.

Читайте также  Городской музей Фетхие

Многие в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.

По преданию, св. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии, но большую часть жизни был епископом Миры. Его жизнь требует достаточно большого описания, но сейчас рассказ о его храме в Демре.

Св. Николай скончался в глубокой старости после непродолжительной болезни 6 декабря 345 или 351 года от Рождества Христова. Он был захоронен в небольшой гробнице за пределами Миры. Позднее, в IV веке, на этом месте была возведена часовня.

Позже, ориентировочно в VI веке на руинах храма богини Артемиды, разрушенном землетрясением во II в.н.э., была построена Византийская церковь изначально с куполом, замененным потом на свод Храм, который открывается нашему взору носит на себе следы неоднократных реконструкций.

Город Миры, как и вся Ликия, был разрушен в результате набегов сарацинов. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении, хотя и охранялись монахами. При Византийском императоре Константине IX и императрице Зое (XI век) храм св. Николая был отреставрирован и окружен стенами. Мощи святого хранились в саркофаге с изображением чаек и рыбьей чешуи и не даром, ведь он — покровитель мореплавателей тоже!

В эти же времена турки- сельджуки начали свои нападения на Греческую империю, в том числе на Второй Рим, которым на тот момент была Византийская империя, при этом святыни христиан — храмы, мощи и иконы подвергались турками-сельджуками поруганию. По преданиям была предпринята попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили туркам этого сделать.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам. Купцы снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир Ликийских в ковчеге. Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками- мусульманами. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос.

Саркофаг Святого Николая был разрушен, а его останки украдены и переправлены в итальянский город Бари, где сначала мощи Святителя были помещены в церкви Святого Евстафия (Стефана), а через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя св. Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым. Случилось это событие 1 октября 1089 года, где и по сей день хранятся мощи, хотя некоторые части, например, фрагменты челюстей и черепа Святого Николая, хранятся в анталийском Музее археологии.

В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Галициной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как его проект не сохранял исторического облика церкви и сама церковь не реконструировалась.

В начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный капитал был передан Барградскому комитету — на строительство храма Св. Николая в Бари (Италия).

Весь комплекс состоит сегодня из купольной церкви в форме креста с апсидой и двумя приделами, двух угловых комнат и экзоэзонартекса. Напротив западного входа и сегодня можно увидеть две колонны портика. По внутренней стороне стены лестница ведет на верхнюю террасу, за террасой, на южной стороне двора, есть захоронение, датируемое 1118 г.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс с крестово- вспарушенными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центрального нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Следующий раз церковь была найдена при раскопках в 1956 году, до этого она была погружена в землю.При других раскопках проведенных в 1989г., были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м ниже уровня земли.

На полу кое-где сохранилась мозаика. Эти участки отгорожены, чтобы ее не затерли. На стенах под потолком местами сохранились древние росписи. В алтаре сохранился престол и горнее место, а также несколько колонн.

Сейчас в южном нефе церкви, расположенном между двумя колонами позади разрушенной мраморной перегородки, находится повреждённый саркофаг, в котором, как полагают, и был захоронен святой.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, — обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства.

И ныне Св. Николай также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.

Вся информация собрана в интернете.

Рубрики: Люди
Архитектура
Города и страны

Метки: Музеи Храмы Турция святые святитель Николай путешествия

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

Проспект Вернадского, д. 90

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

Новоясеневский пр-т., д. 42

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

Читайте также  Где поменять деньги в Хошимине

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Церковь Св. Николая Чудотворца

Храм в честь святителя Николая Чудотворца (1624 -1980 г.г.)

1. Никольский храм, Саввинская Подмонастырская Слобода, освящен в 1758 году, разобран в 1980 гг. (фото нач. XX века)

Время постройки первого храма в Саввинской Слободе неизвестно, но еще в 1624 году здесь значится деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Правда, стояла она ближе к Москве-реке, была затопляема каждую весну, в связи с чем, была перенесена в конце XVII века на нынешнее место.

В 1677 году уже не на берегу реки была построена новая деревянная церковь святителя Николая Чудотворца. К середине 18 века она сильно обветшала, поэтому около 1752 года началось строительство нового храма. Упоминание об этом событии содержится в завещании архимандрита Савина монастыря Кариона, который пожертвовал на строение церкви 20 рублей. Новый деревянный храм на каменном фундаменте был освящен в 1758 году протоиреем города Звенигорода Антонием Яковлевым.

Наиболее подробное описание храма датируется 1887 годом, когда Императорское Московское Археологическое Общество разослало по храмам Московской епархии анкеты (т.н. «метрики»). Заполнялась эта анкета приходским священником Никольской церкви Григорием Любимовым. На вопросы анкеты он ответил самым подробным образом. Благодаря ему, мы можем хорошо представить себе внешний вид храма Николая Чудотворца того времени:

Церковь построена “продолговатым зданием”, одноэтажная, “верх шатровый”. Алтарь состоит из трех граней. Размеры храма: “в вышину 20 аршин, в длину 44 аршина, в ширину 13 аршин”, или, в переводе на современные меры: высота — 14,2 м, длина — 31,3 м, ширина — 9,25 м. Церковь деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом, резьбой не украшена. Галерей не имеется. Кровля шатровая, железная, окрашена медянкой, новая, у спусков кровли подзоров нет. Глава на церкви конусообразная, окрашена медянкой. Крест на главе железный 8-ми конечный, окрашен желтой краской. Окна в храме четырехугольные “в один свет”. На окнах решетки железные, “переплетенныя в трех местах именными полосами” [вероятно, по названию храма — буква “Н”]. Двое дверей, северные и западные, деревянные, обиты железом и окрашены черной краской, петли простые. Паперть с двух сторон — с севера и с запада. Церковь “устроена в виде продолговатой палаты. Алтарь от храма отделяется деревянной капитальной стеной. Особых приделов нет. Западный притвор — в виде палаты, отделяется от храма глухой стеной с аркой”. Пол в храме деревянный. Помост в алтаре возвышен на три ступени. Престол деревянный, дубовый, покрыт такой же доской, от помоста не возвышен. Размеры “в ширину 1,5 арш., в длину 1 арш. 5 верш., в вышину 1 арш. 6 верш.”, соответственно — ширина — 1,065 м, длина — 0,93 м, высота — 0,975 м . Листами не обложен и надписей нет. Над престолом сень резная деревянная, с шатровым верхом, без глав и крестов и надписей. Жер Останки храма (фото 1990-ых г.г.) твенник устроен на открытом месте, деревянный дубовый. Размеры: “в вышину 1 арш. 6 верш., в ширину 1 арш. 6 верш.”, соответственно — высота и ширина — по 0, 975 м. Горнее место на открытом месте. Иконостас “старого устройства”. Без резьбы, украшен золочеными полосками по голубому фону. Царские двери двухстворчатые резные, завершение полукруглое. Без столбцов, городков, подзоров и приставных клейм. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на три ступени, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, с балясинами, окрашены в голубой цвет. Церковь расписана в 1844 году. “Расписана только местами настоящая церковь и алтарь живописным письмом”. Некоторые иконы в иконостасе “стариннаго письма. Русския. Записей на них нет”.

Церковь предполагалась к разборке в 1904 году, но сохранилась благодаря вмешательству Председателя Императорского Московского Археологического Общества Графини Уваровой. Вскоре после революции церковь была закрыта. Никольский храм был обезглавлен и приспособлен под склад.

Не смотря на это Никольский храм,возможно, дожил бы до наших дней, если бы не попытка в 1980-х г.г. устроения в храме музея при одновременном восстановлении церкви. Нарушение крыши привело к необратимым последствиям, и под предлогом опасности для жизни посетителей остатки храма снесли.

Современный период (1997 – по настоящее время)

17 ноября 1997 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия. На обращение первого наместника монастыря архимандрита Иеронима (Карпова) о строительстве Никольского храма в Саввинской Слободе.

21 ноября 1997г. был назначен новый наместник архимандрит Феоктист (Дорошко).

30 апреля 1998 года было проведено рабочее совещание совместно с приглашенным архитектором А.Б. Барабановым и наместником монастыря было принято решение о возведении деревянного храма в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца на месте разрушенного в годы лихолетья.

14 июня 2000 года (в 14-00) экономом монастыря иеромонахом Даниилом (Бушуевым) с братией был отслужен молебен на месте разрушенного храма.

29 июня 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником монастыря архимандритом Феоктистом с братией служится молебен на закладку и строительство храма и заливается фундамент (письмо № 3426 от 29.06.2000г.).

Строительные работы, лето 2000 г.

6. Освящение и поднятие крестов и куполов на Никольский храм, 27 сентября 2001 г.

Первая Божественная Литургия, крестный ход – 19 декабря 2001 г.

Водосвятный молебен, малое освящение Никольского храма

13 декабря 2001 года Главой Администрации Одинцовского района Гладышевым А.Г. передано в собственность монастырю здание бывшего клуба общей пл. 138 кв.м (постройка конца 19-го – начала 20-го века) на территории строящегося храма под воскресную школу (с. Саввинская Слобода, ул. Московская, д.1а). (Запись в Едином государственном реестре на недвижимое имущество сделана 06.05.2002 г.).

18 декабря 2001 года благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совершить малое освящение храма святителя Николая и считать храм приписным к Саввино-Сторожевскому монастырю.

19 декабря 2001 года был отслужен водосвятный молебен, совершено малое освящение храма и отслужена первая Божественная Литургия.

Храмовая икона свт. Николая 02 января 2002 года Гавриил Григорьевич Гришунов рукоположен во диакона в храме св.прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы Преосвященным Алексием, епископом Орехово-Зуевским.

23 августа 2002 года диакон Гавриил Гришунов рукоположен во иерея Святейшим Патриархом Алексием II и назначен штатным священником монастыря (Указ Святейшего Патриарха № 5853 от 28 октября 2002 года).

26 августа 2002 года Главой Администрации Одинцовского района Гладышевым А.Г. передано в собственность монастырю 2 земельных участка общей площадью 0,7668 га для восстановления и строительства церковного комплекса в с. Саввинская Слобода (под храмом свт. Николая и близлежащая территория). (Запись в Едином государственном реестре на недвижимое имущество сделана 19.12.2002 г.).

30 ноября 2004 года Указом Святейшого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 6587 священник Гавриил Гришунов, клирик монастыря назначен настоятелем храма свт. Николая — подворья монастыря.

15 июля 2005 года Указом Святейшого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II №4429 храм в честь святителя Николая преобразован в подворье монастыря.

19 ноября 2006 года по благословению настоятеля Подворья иерея Гавриила Гришунова (позднее – иеромонаха Луки) и наместника монастыря архимандрита Саввы была создана Воскресная школа.

25 декабря 2006 года храм сдан в эксплуатацию. (Запись в Едином государственном реестре на недвижимое имущество сделана 28.12.2007 г.).

Храм строили по проекту и под руководством архитектора Андрея Борисовича Барабанова при самом деятельном участии ответственного за строительство храма ныне покойного иеродиакона Феодосия (Новикова, 07.02.1964-27.10.2003 г.г.)) и первого настоятеля монастырского храма — подворья святителя Николая иеромонаха Луки (иерея Гавриила Гарриевича Гришунова, 06.02.1940-26.08.2009г.г.), бывшего известного врача–нейрохирурга, незадолго до смерти тяжело болевшего, принявшего монашеский постриг (07 июля 2009г.) и похороненного за алтарем храма свт. Николая.

Местная чтимая икона Святителя. Попала в храм чудесным образом: огромную в человеческий рост икону нашли утром у дверей храма.

06 ноября 2008 года была построена часовня на месте алтаря разрушенного Тихвинского храма.

20 мая 2009 года диакон храма Георгий Сунцов рукоположен в сан священника Высокопреосвященным архиепископом Истринским Арсением в Богоявленском Кафедральном соборе г. Москвы;

02 июня 2009 года – назначен штатным священником подворья (Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № 146-У от 02.06.2009г.)

В 1977-79 г.г. на территории храма был установлен мемориал — памятник воинамзащитникам Москвы: бойцам 144 стрелковой дивизии и 612 полка, оборонявшим столицу в 1941 году.

В 2010-2011 г.г. мемориал — памятник был реконструирован Администрацией Ершовского сельского округа.

Храм Святителя Николая

Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами – Софийским собором и Троицкой церковью – судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное здание собора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи – освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери – освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Софийский собор (1767-1917)

Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви – массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.

Большая протяженная трапезная – одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы – прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.

Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше – две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая – у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей “убиенного схимонаха Варсонофия”, особенно почитавшегося лаишевцами, вторая –в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья – в виде усыпальницы, на кладбище.
Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе – икона Казанской Божьей Матери “в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена”.

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея – и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии – Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства – при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались… захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.
Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, “городковый” карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.
В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 году Софийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.

Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР.

Возрождение

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим. Сейчас она носит название «Собор Премудрости Божией Софии» (или сокращенно «Софийский собор»). Здание храма к моменту возвращения находилось в удручающем состоянии. Иконы, церковная утварь, настенные росписи и иконостас полностью уничтожены. Гусеницами тракторов разрушена половая плитка и «тепловые ходы» (составляющая системы отопления храма) под ней. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило.

Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Собора, была проведена очень большая работа. В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме. В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Собора. В начале 2012 года была установлена система стоков Храма. Силами прихожан ведется внутреннее обновление Собора.

Добавить комментарий

Adblock
detector
Освящение закладного камня в основание церкви, июнь 2000 г. Строительные работы, лето 2000 г. 6. Освящение и поднятие крестов и куполов на Никольский храм, 27 сентября 2001 г.